Анализ стихотворения Тургенева Милостыня
Милостыня - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь. Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы всё капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
-- Ты всё свое богатство роздал,-- послышался ровный голос. -- Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
-- Не жалею,-- ответил со вздохом старик,-- только вот умираю я теперь, - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,-- продолжал незнакомец,-- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил - и задумался.
-- Так и ты теперь не гордись, бедняк,-- заговорил опять незнакомец,-- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами. но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
Старик подошел к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок показался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
Милостыня
Стихотворение Ивана Тургенева
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь. Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками — и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль. Он вспоминал.
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам. И вот теперь у него нет куска хлеба — и все его покинули, друзья еще раньше врагов. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему было на сердце и стыдно.
А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
— Ты все свое богатство роздал,— послышался ровный голос. — Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
— Не жалею,— отвечал со вздохом старик,— только вот умираю я теперь.
— И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,— продолжал незнакомец,— не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил — и задумался.
— Так и ты теперь не гордись, бедняк,— заговорил опять незнакомец,— ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами. но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
Старик подошел к нему — и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шел другой — и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба — и сладок показался ему выпрошенный кусок — и не было стыда у него на сердце — а напротив: его осенила тихая радость.
И.С.Тургенев. Избранное.
Классическая библиотека "Современника".
Москва: Современник, 1979.
Другие стихи Ивана Тургенева
Каталог статей
учитель русского языка и литературы СОШ №42
г. Чебоксары Чувашская Республика
Философские размышления И.С. Тургенева в «Стихотворениях в прозе»
Цель урока: расширить знания учеников о И.С. Тургеневе, понять настроение и чувства поэта, вызвать желание обсудить прочитанное.
Задачи: формировать духовную и интеллектуальную потребность читать, умение сформулировать собственную мысль, выразить впечатление.
Оборудование: портреты и фотографии И.С. Тургенева.
Методические приемы: рассказ учителя, выразительное чтение, беседа о прочитанном, работа со словарем.
I. Слово учителя
Творчество И.С.Тургенева занимает в русской литературе особое место.
В этом году вы познакомились одной из самых светлых, поэтичных, художественных книг русской литературы – «Записки охотника», - и, надеюсь, успели полюбить это произведение.
Полный веры в русский народ, И.С. Тургенев в своем творчестве показал его одаренность, его душевную красоту. Героем книг Тургенева стал не только русский народ, но и русский язык, так, например, в стихотворении в прозе «Русский язык».
«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь
тебя - как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтоб такой язык не был дан великому народу!»
На склоне жизни И.С. Тургенев создал лирико-философские «Стихотворения в прозе». Написаны эти миниатюры между 1877-м – 1882-м годами в пору предсмертной болезни Тургенева – это были очень трудные для него годы: все более тягостные, оторванность от родины, не только страстно любимой, но и питающий его ум и сердце, все более горько осознаваемое одиночество. Отсюда и название, придуманное писателем для них Senilia («Старческое»).
Тургенев с печалью думал, что «река времен в своем течении унесет в лоно забвения эти легонькие листки» (из письма Григоровичу). Это пророчество автора не сбылось. Стихи читатели приняли радушно и надолго остались в нашей литературе.
О публикации «Стихотворений в прозе» первым заговорил с автором посетивший его в 1882 году в Буживале (под Парижем) общественный деятель, профессор всеобщей истории и
публицист М. Стасюлевич. Тургенев прочитал Стасюлевичу несколько своих миниатюр, и русскому редактору журнала «Вестник Европы» эти миниатюры понравились, и он убедил Тургенева отдать их в печать.
Название Senilia автор заменил другим, оставшимся навсегда – «Стихотворения в прозе».
Рукопись Тургенева состояла из разрозненных листков, на каждом из них было по одному законченному стихотворению. Автор предпослал им свое слово «К читателю»,
гласившее: «Добрый мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое, - и которое-нибудь из них, может быть, заронит тебе что-нибудь в душу».
Разумеется, в этих словах дана воля авторской скромности, и даже иронии, направленной на самого себя (скучно станет – и книга вывалится у тебя из рук). Но все же главное указание на то, что стихотворения следует читать враздробь.
Любопытно и такой факт, что в письмах Тургенев иногда называет «Стихотворения в прозе» «зигзагами», как бы подчеркивает контрастность тем и мотивов, образов и интонаций, а заодно и причудливость жанра книги. Вместе с тем Тургенев рассматривает свои миниатюры и как вещи в известной степени законченные, которые существуют отдельно друг от друга.
А между тем «Стихотворения в прозе» - это результат глубокой потребности автора высказать многое, что занимало его и мучило. «Все человеческое мне дорого», - говорил писатель.
Да, сложные философские вопросы врываются в предсмертные страницы Тургенева. И впервые – в наши уроки!
- Вероятно, слово «философские» вы услышали не так давно и не успели привыкнуть и осмыслить его, и все-таки: что значит для вас это мудреное слово «философия» и кто он «философ»? (Наверное, тот, кто думает, размышляет о жизни …)
Чтение значения слов по словарю:
философ – мыслитель, занимающийся разработкой вопросов мировоззрения и методологии; человек, который разумно, вдумчиво относится к жизни, спокойно, бесстрастно переносит ее невзгоды и превратности;
философствовать – рассуждать, размышлять на философские темы, предаваться отвлеченным рассуждениям; умствовать, мудрствовать.
- Как бы вы теперь назвали «Стихотворения в прозе» Тургенева? (Это философские размышления Тургенева.)
II. Проверка домашнего задания
Чтение стихотворений в прозе И.С.Тургенева; исполнение в классе одного из них. Стихотворения (по выбору учителя и учащихся) «Собака», «Воробей»,
«Два богача», Милостыня», Я встал ночью», Христос», «Простота», «Куропатки».
Вопросы и задания:
- определите тему стихотворения.
- найдите в тексте ключевые слова. Помогают ли они сформулировать основную мысль?
- что отражает заголовок? Можно ли назвать стихотворение иначе?
- есть ли в стихотворении подтекст? Какая информация передается таким способом?
- каково общее настроение стихотворения? Можно ли эти стихотворения отнести к жанру лирических размышлений?
1. Беседа с учащимися.
- В чем необычность этих стихотворений? (Они написаны прозой.)
- Как иначе вы могли бы назвать эти маленькие произведения писателя? ( Дневниковые записи: предельно коротки - от нескольких строк до двух страниц, не более.)
- Да, мастерство Тургенева «отточенный, емкий». «Краткость – сестра таланта»,- говорил А.П. Чехов. Именно этот талант проявил И.С. Тургенев, когда писал эти миниатюры.
- Почему все же они называются стихотворениями? (Они очень лиричны: рассказ ведется от первого лица, автор выражает свои чувства – душевный настрой, передающие то радость, то грусть, то смятение. Строки стихотворений напоминают лирические стихотворения.)
- Да, существует мнение, что «Стихотворение в прозе» - произведение поэтическое по содержанию и прозаическое по форме. Мерное движение строки, свободный наплыв образов, лексико-звуковые повторы, сквозной образ, его символичность – все это характерно лирическому стихотворению.
2. Реализация домашнего задания. Анализ стихотворений в прозе.
- Какие из стихотворений в прозе сразу же остались в памяти, и вам непременно хотелось бы поделиться мыслями о них?» (Учащиеся называют стихотворения.)
Раздаем распечатки, читаем стихотворение «Собака»
- Какие-нибудь события разворачиваются в стихотворении? (Нет.)
- Какую картину вы увидели в нем? (Собаку и человека, их молчание.)
- Да, это щедрая словесная живопись. Она лирична и поэтична. Вечность разговора – молчание человека и братьев наших меньших, исповедальность его интонационно-ритмического строя.
- Какие слова являются здесь ключевыми? («Собака», «я», «буря», «глаза», «мы тожественны», «трепетный огонек», «смерть налетит», «и конец», «одна жизнь жмется
пугливо к другой».)
- Помогают ли они сформулировать основную мысль? (В житейских «бурях» рядом с человеком должен быть друг. Тут собака, которой тоже нужна защита.)
- Какие строчки помогают понять мысль автора? («Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. … Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке – одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.)
- Есть ли в стихотворении подтекст? (Побег от одиночества.)
- А каково общее настроение стихотворения? (Тоска, печаль, страх.)
- Стихотворение не напоминает вам другое произведение писателя? (Ученики вспомнят эпизоды из «Записок охотника» и «Муму» и приходят к мысли: счастье – в привязанности. вмилосердии.)
Далее – свободное высказывание о самостоятельно прочитанном стихотворении в прозе по заданному началу: «Я хочу рассказать вам…». Рассказы учеников дополняются другими.
- Я хочу рассказать вам о стихотворении в прозе Тургенева «Воробей». Автор в нем рассказывает о крохотном воробье, который так храбро защищает своего птенца, выпавшего из гнезда, одерживает победу над собакой, которая, конечно, в его глазах – огромное чудовище.
Ключевые слова «Трезор остановился», «попятился», «признавая эту силу», «смущенный пес», «удалился, благоговея», «любовь сильнее смерти и страха смерти» помогают понять основную мысль текста. Это стихотворение об огромной силе любви и героизме, о великой силе любви родителей к своим детям.
Последние строчки стихотворения «только любовью держится и движется жизнь» говорят нам о том, что любовь способна раскрыть в человеке его лучшие качества, пробудить сочувствие к окружающим, сделать его добрым, способным на бескорыстные поступки.
- Я хочу рассказать вам о стихотворении в прозе Тургенева «Куропатки». Оно напоминает «Записки охотника» писателя. Но это совсем другое. Судьба тяжелобольного сравнивается судьбой куропатки. Их было двадцать, но охотник подстрелил одну, она барахтается и забивается в куст полыни. И «пока собака ее ищет, несчастная куропатка… думает: «…Почему же именно я, я попалась под выстрел и должна умереть? Почему? … Это несправедливо!» И лирический герой думает про себя: «Лежи, больное существо, пока смерть тебя сыщет».
Нет сомнения, здесь размышления Тургенева о собственной судьбе.
Лексические повторы усиливают восприятие стихотворения. Нам горько видеть страдания поэта.
Стихотворение написано в июне 1882 года. Умер Тургенев 3 сентября 1883 года.
- Стихотворение в прозе «Я встал ночью…» связано с предыдущим одним мотивом.
«Я встал ночью с постели… Мне показалось, что кто-то позвал меня по имени… там за темным окном,… но там…однообразно и смутно, - сплошные, дымчатые тучи…
Ни звезд на небе, ни огонька на земле. Скучно и томно там,… как и здесь, в моем сердце».
Мы видим ту же безысходную боль поэта. Нам очень жаль его.
«Но вдруг где-то вдали возник жалобный звук и, зазвенел человеческим голосом – и, понижаясь и замирая, промчался мимо.
Ах! Это все мое прошедшее, все мое счастье, все, все, что я лелеял и любил, - навсегда
и безвозвратно прощалось со мною!»
И поэт говорит, что он поклонился своей «улетевшей жизни».
- Я хочу рассказать вам о стихотворении в прозе «Два богача».
Тема стихотворения – в его названии. Один богат деньгами, другой – душой.
Когда лирический герой говорит о богаче Ротшильде, «который из громадных своих доходов выделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых», «хвалит» его и «умиляется», мы понимаем, что он иронизирует по этому поводу. «Целые тысячи» - это так мало для всего этого!
На самом деле лирический герой восхищается перед «убогим крестьянским семейством,
принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко».
Основная мысль текста в последних строках стихотворения: «Далеко Ротшильду до этого мужика!»
- Стихотворение в прозе Тургенева «Милостыня» чем-то перекликается с предыдущим. В нем автор рассказывает о человеке, который «был некогда богат», со временем «здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…». А когда у него не стало ни куска хлеба, «все его покинули, друзья раньше врагов», и он умирал с голоду. Гордость не позволяла «унизиться, чтобы просить милостыню». И один мудрый человек обратился к нему со словами: «…Не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней. Так и ты теперь не гордись, бедняк, ступай, протягивай руку, доставь и ты другим людям возможность показать на деле, что они добры».
«Старик встрепенулся». Впервые в жизни он попросил милостыню. «И сладок показался ему выпрошенный кусок – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость», - говорит автор.
- Радость – отчего? Оттого, что он не голоден? (Он понял одну истину – нужно смириться: гордыня – грех!)
- Сопоставим это стихотворение со стихотворением «Простота»
Чтение и восприятие стихотворения в прозе «Простота».
- Помогают ли ключевые слова сформулировать основную мысль текста? Какую? («Святая простота» и «смирение» побеждают «гордыню».)
- Поиски нравственного совершенства есть и в других стихотворениях в прозе. Предсмертный идеал писателя – «Христос».
Чтение и анализ стихотворения в прозе «Христос».
- Что поразило вас? (В обыкновенном крестьянине, стоявшем рядом с ним, юноша почувствовал нечто доброе, совершенно прекрасное, почувствовал Христа! …)
- Почему это произошло? ( «И мне вдруг стало жутко – и я пришел в себя. Только тогда я понял, что именно такое лицо – лицо, похожее на все человеческие лица, - оно и есть лицо Христа». …)
- Сколько грусти, досады в «Стихотворениях в прозе» Тургенева.
И вдруг уверенные ликующие звуки! Шесть строчек филологического этюда! «Русский язык» завершают при жизни опубликованные тексты.
Чтение стихотворения «Русский язык».
- Взгляд человека на свое прошлое, сделанный в конце большого пути, - вот основной мотив автора «Стихотворения в прозе». Это философские размышления Тургенева, где речь идет не о преобладании горестных и даже мрачных мотивов, а о высокой настроенности поэта на решение основных вопросов бытия. О чем?
Создание смыслового блока.
любовь Философские жизнь
счастье размышления смерть
дружба в «Стихотворениях гордыня
героизм в прозе» смирение
милосердие И.С. Тургенева Бог
- И последнее, расставаясь со «Стихотворениями в прозе», хочется спросить вас: нужны ли они вам? будете ли их перечитывать? и хотели бы, чтобы в следующем году снова возвращались к ним?
Прочитайте слова Льва Озерова. - Как вы его понимаете?
«Стихотворения в прозе» начинают читать в среднем школьном возрасте, перечитывают в зрелые годы и на старости лет. Всякий раз, при новом чтении, тургеневские миниатюры,
сотканные «из солнца, радуги, алмазов, женских слез и благородной мысли», предстают по-новому. «Стихотворения в прозе» растут вместе с нами, мы растем вместе с ними. Так Иван Сергеевич Тургенев становится нашим другом и спутником на всю жизнь».
1. Выучить наизусть стихотворение в прозе «Русский язык».
2. Написать сочинение. Примерные темы (первые слова работы): «Я прочитал…»; «Мне было грустно. » (жанр: письмо, дневник).
Русский язык 11 класс. Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ
Конспект урока русского языка в 11 классе. «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ»
Автор: Илюшечкина Татьяна Сергеевна,учитель русского языка и литературы МБ ОУ Никитинская СШ
Тема урока: «Комплексный анализ текста. Подготовка к ЕГЭ» (11 класс)
Цель урока: подготовить учеников к выполнению заданий ЕГЭ (уровней А, В, С).
Задачи урока
Образовательные:
• актуализировать знания по курсу «Русский язык. 11 кл.»;
• обогатить представление учащихся о способах написания вступления к сочинению-рецензии.
Развивающие задачи:
• развивать у учеников умение сохранять устойчивое внимание и интеллектуальную активность на протяжении всех этапов урока;
• способность быстро переключаться с одного задания на другое;
• совершенствовать умение комплексного анализа текста;
• совершенствовать умение составлять пунктуационную схему предложения;
• совершенствовать умение выявлять проблему и идею в прочитанном тексте;
• логично и доказательно выстраивать устный ответ;
Воспитательные задачи:
• воспитывать уважительное отношение к наследию русской культуры, к творчеству И.С.Тургенева;
• развивать способность ценить богатство русского языка;
• поддержать желание учащихся совершенствовать собственные знания, умения и навыки по предмету;
• воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к товарищам.
Тип урока: обобщающее повторение
План урока
Этапы урока. Время выполнения
1. Сообщение темы и цели урока. 1 минута
2. Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи». 7 минут
3. Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи». 3 минуты
4. Комплексный анализ текста. 22 минуты
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения. 10 минут
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку. 2 минуты
Домашнее задание к уроку:
1) прочитать притчу И.С.Тургенева «Милостыня»;
2) составить пунктуационные схемы всех сложноподчиненных предложений;
Текст:
Милостыня
1. Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шел старый, больной человек.
2. Он шатался на ходу; его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нем висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь. 3. Он изнемогал.
4. Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками - и сквозь искривленные пальцы закапали слезы на сухую, седую пыль.
5. Он вспоминал.
6. Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам. 7. И вот теперь у него нет куска хлеба - и все его покинули, друзья еще раньше врагов. 8. Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? 9. И горько ему было на сердце и стыдно.
10. А слезы все капали да капали, пестря седую пыль.
11. Вдруг он услышал, что кто-то зовет его по имени; он поднял усталую голову - и увидал перед собою незнакомца.
12. Лицо спокойное и важное, но не строгое; глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
13. - Ты всё свое богатство роздал,- послышался ровный голос. 14. - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал!
15. - Не жалею,- ответил со вздохом старик,- только вот умираю я теперь.
16. - И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец,- не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
17. Старик ничего не ответил - и задумался.
18. - Так и ты теперь не гордись, бедняк,- заговорил опять незнакомец,- ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
19. Старик встрепенулся, вскинул глазами. но незнакомец уже исчез; а вдали на дороге показался прохожий.
20. Старик подошел к нему - и протянул руку. 21. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
22. Но за ним шел другой - и тот подал старику малую милостыню.
23. И старик купил себе на данные гроши хлеба - и сладок казался ему выпрошенный кусок - и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
И. С. Тургенев.
Ход урока
1.Слово учителя
Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, необходимо владение теорией языка и умение быстро переключаться с одного задания на другое. Именно этому посвящен первый этап нашего урока, поэтому будьте активны во время обсуждения всех вопросов.
Цель урока – повторение тем, необходимых для успешного выполнения заданий ЕГЭ и подготовка к написанию сочинения.
В ходе урока вы будете узнавать номера заданий (по охваченному нами материалу) в тесте ЕГЭ.
2.Подготовка к проверке домашнего задания и организация повторения по теме «Способы подчинительной связи» .
Дома вы прочитали притчу И.С.Тургенева «Милостыня» и составили схемы всех сложноподчиненных предложений, которые встретились в тексте. Сколько их получилось?
(Учитель приглашает двоих учеников к доске для демонстрации пунктуационных схем).
Весь класс получает задание:
Выписать из 19 и 21 предложений все подчинительные словосочетания, определить способ подчинительной связи.
(Двое учеников готовятся у доски к ответу по домашнему заданию: выстраивают пунктуационные схемы, определяя одновременно тип сказуемых, вид придаточных предложений, характеризуя средства связи между частями сложного предложения).
3.Проверка результатов работы по теме «Способы подчинительной связи».
Проверим результаты классной работы. Сколько подчинительных словосочетаний вы обнаружили в данном предложении?
Умение выявлять способ подчинительной связи в подчинительных словосочетаниях позволит вам успешно справится с заданием В2 при выполнении ЕГЭ.
Фронтальная работа (опрос нескольких учеников по результату выполнения задания)
4. Комплексный анализ текста.
Второй этап урока мы посвятим комплексному анализу текста притчи И.С.Тургенева «Милостыня», которую вы прочитали дома.
- Что такое притча?
Словарная работа
На партах у учащихся находится заранее подготовленная справка
Словарь русского языка в четырёх томах ( Т.3, М.,1984, с.452)
Притча, - и, ж. 1. Иносказательный рассказ с нравоучением, басня.2. Разг. Устар. О непонятном, труднообъяснимом явлении, обстоятельстве
Словарь языка Пушкина (т.3, с.782)
Притча 1. Иносказательный, нравоучительный рассказ, басня 2. Употребляется в восклицательных предложениях для выражения удивления по поводу чего-нибудь, непонимания чего-нибудь.
Словарь библейского богословия
Со времён первохристианской Церкви притчей называется история, рассказанная Иисусом как иллюстрация к его учению. Притчи надо понимать как некую игру символов, т.е. образов, взятых из земных реальностей, чтобы обозначить ими реальности богооткровенные (священная история, Царство…) и нуждающиеся в большинстве случаев в глубинном объяснении
Литературоведческий словарь
Притча – диалектико-аллегорический жанр литературы. В основных чертах близкий басне.
Литературная же притча скорее приглашает к размышлению, а сформулированная в ней идея не абсолют, а только повод к размышлению. Два главных качества, присущих притче, - иносказание и поучительность.
Особенности притчи:
- персонажи показаны лишь через поступки, не обрисованы подробно;
- не отражены характеры;
- внимание автора сконцентрировано на однойситуации;
- выбор персонажей основан на антитезе
«Стихотворения в прозе» - философские раздумья писателя.
- О каких философских категориях размышляет И.С.Тургенев в притчи «Милостыня»?
Определите тему произведения.
- Какой основной композиционный прием использует И.С.Тургенев?
Какие понятия разграничивает писатель?
- Найдите в тексте просторечные слова и слова высокого стиля. Какую мысль подчеркивает писатель, используя книжную и просторечную лексику?
- Какие художественные средства передают внешнее и внутреннее состояние героев?
- Какое синтаксическое средство выразительности использует автор в 12 предложении?
- Раскройте аллегорический подтекст притчи.
- Найдите предложения, связанные с помощью лексического повтора. С какой целью автор многократно использует этот прием?
- Какое средство связи использует писатель в предложении 21?
- Найдите предложение, в котором содержится риторический вопрос.
- Выпишете номер сложного предложения, части которого являются безличными предложениями.
- Среди предложений 11-18 найдите сложное предложение, в состав которого входит определенно-личное предложение.
- Среди предложений 4-8 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных.
- Среди предложений 1-10 найдите простое предложение с обособленными однородными обстоятельствами.
- Из предложений 20-22 выпишите местоимения, определите их разряд.
- Из предложения 1 выпишите предлоги.
- Из предложений 8-10 выпишите частицы.
- Из предложения 4 выпишите слова, образованные приставочно-суффиксальным способом.
- Из предложений 15-23 выпишите субстантивированные прилагательные (существительное образовано от прилагательного)
- Выпишите из предложения 12 слово образованное бессуффиксным способом.
Основной композиционный прием в «Милостыне» организован на основе своеобразных противопоставлений, оппозиций: «лицо спокойное и важное, но не строгое. взор пронзительный, но не злой» и т. д. Система оппозиций характерна для структуры этих произведений вообще.
В «Милостыне» нет подробностей чисто внешних описаний.
В стихотворении «Милостыня» олицетворяется мифологизированная черта Иисуса; стремление к «добровольной нищете» ради утверждения высшей духовности, выражается религиозная идея нравственного выбора, а само произведение является образной парафразой важнейшей евангельской заповеди, содержащейся в Нагорной проповеди Христа: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Матф. V, 3). Эта идея развита в Евангелии от Матфея: «Не собирайте себе сокровищ на земле. но собирайте себе сокровища на небе. » (VI, 19-21. VII, 7; XIX, 21-24). Герой стихотворения «Милостыня» буквально следует заповеди Христа: «. если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах» (Матф. XIX, 21). Он «богатство роздал другим, друзьям и недругам. И вот теперь у него нет куска хлеба. » (С. XIII, 172). Презрение к накоплению ‒ это одновременно выражение отказа от любви только к себе (Матф. VIII, 20; Лук. IX, 58; XIV, 26). Драматическая коллизия стихотворения (старый больной человек, ставший «добровольно нищим» и не имеющий, «где приклонить голову», страдает, хотя и не раскаивается, что «добро делал») отражает характерную особенность христианской этики: единство противоположных начал; веры в предопределение пути человека (и человечества) и убежденности в возможности нравственного выбора (каждый имеет свободу выбрать путь спасения). Герой «Милостыни» «следует» за Христом (Матф. XIX, 21) не только в том, что осуществляет великую моральную идею добродетельности, самоусовершенствования, «спасения» самого себя во имя торжества человечности, духовной сущности, но и в том, что другим людям «доставляет. возможность показать на деле, как они добры» (С. XIII, 172). Коллизия стихотворения связана с архетипической идеей русской иконы: в нем также воплощена и выражена гармония «отрешения от здешнего» и «моления о дешнем». Истинным человеческим «сокровищем» героя является его добродетельность. Диалог Иисуса Христа со стариком пронизан мыслью о совершенствовании не только самого героя, но и других людей. В «Милостыне» «евангельский сюжет» становится содержательной формой утверждения добродетельности, человечности как сущностных человеческих качеств.
5. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения.
Второй этап урока связан с подготовкой к написанию сочинения (задание С).
Напишите сочинение -рассуждение по данному тексту. В качестве аргумента используйте размышления писателя XIX века Ф.М.Достоевского («Дневник писателя»):
« Сделаться человеком нельзя разом, а надо выделаться в человека…ибо страх как любит человек все то, что подается ему готовым. Мало того, мыслители провозглашают общие законы, т.е. такие правила, что все вокруг сделаются счастливыми, без всякой выделки, только бы эти правила наступили…Да если б этот идеал возожжен был, то с недоделанными людьми не осуществились бы никакие правила… в непрерывной работе самому над собой и мог бы проявиться наш гражданин».
Вывод по очередному этапу урока:
Правильное написание сочинения позволит вам получить высшие баллы по критериям оценки сочинения.
6. Подведение итогов урока. Комментирование домашнего задания к следующему уроку.
Надеюсь, проведенная нами работа будет способствовать вашему успешному выступлению на ЕГЭ.
Учитель оценивает ответы учеников, комментирует домашнее задание к следующему уроку.
7.Домашнее задание к следующему уроку:
написать сочинение-рассуждение на основе исходного текста.
8.Литература
1. Словарь русского языка в четырёх томах. - М.,1984
2. Тургенев И.С. Стихотворения в прозе. – М.,1985
Сочинение по тургеневу милостыня
Небольшой по объему цикл стихотворений в прозе — не только итог творческой жизни писателя, но и квинтэссенция всего, что волновало, притягивало и отталкивало на протяжении всей жизни Тургенева-человека. Написан этот цикл в предчувствии приближения смерти, поэтому писатель философски осмыслил, что же он оставляет здесь, на земле. В сборнике лирических произведений отражены все глубокие философские раздумья Тургенева о счастье, о назначении человека и скоротечности, мимолетности жизни, в течение которой он должен оставить свой след на земле.
И хотя мотив старости, смерти, одиночества присущ большинству произведений этого жанра, стихотворение “Воробей” оптимистично и полно светлой веры в будущее. Стихотворение глубоко лирично, эмоционально, кратко по форме. Здесь слабо выражен сюжет, эмоциональное переживание подменяет эпическое повествование, звучит тема вечно возрождающейся жизни, молодости, торжествующей любви. Автор восхищается самоотверженным порывом героической маленькой птицы, защищающей своего птенца. Эта сила любви, перед которой все превратности судьбы бессильны, заставляет “огромное чудовище”, собаку, отступить.
Увиденная автором всепобеждающая сила любви наполняет его душу восторгом и надеждой, посылает ему вдохновение. Он приходит к глубокому философскому осмыслению увиденного, концентрируя свою мысль в последней фразе стихотворения: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Стихотворения в прозе И. С. Тургенева — это лирические миниатюры, в которых отразились самые сокровенные мысли и чувства автора. Написаны эти художественные произведения в форме философских рассуждений, воспоминаний, снов, житейских историй на самые разнообразные темы: о любви, о жизни и смерти, о добре и зле, о подвиге и трусости и т. д. Очень большое впечатление произвело на меня стихотворение “Нищий”, в котором речь идет о дряхлом, убогом старике, просящем милостыню.
Автор дает этому герою очень выразительную портретную характеристику: “воспаленные, слезливые глаза”, “посинелые губы”, “шершавые лохмотья”, “нечистые раны”. Глаголы “стонал”, “мычал”, “вздрагивал” дополняют тягостную картину. Тургенев нашел невероятно точную и меткую метонимическую конструкцию — старика “безобразно обглодала бедность”. Далее рассказчик (стихотворение написано от первого лица) говорит о том, что не найдя ничего у себя в карманах, он просто протянул руку и крепко пожал ладонь старика. Это не просто ярко нарисованная художником драматическая картина из жизни.
Стихотворение имеет глубокий подтекст. Нищий — это не только тот, кто не имеет материальных благ. Нищим, несчастным, бедным может быть человек с полными карманами, но пустой душой.
Поэтому вначале, когда герой хотел механически подать милостыню, автор называет старика “несчастным существом”. Но потом, остановившись и задумавшись, он говорит, что это его “брат”.
Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Сочинение по тургеневу милостыня уже в твоих закладках.
- Иван Сергеевич Тургенев. Краткое изложение текста
Проза Отцы и дети История создания романа Анализ текста Сюжет и композиция романа Последняя глава романа "Отцы и дети" Критика о творчестве И. С. Тургенева Д. И. Писарев М. А. Антонович Н. Н. Страхов Темы сочинений по творчеству И. С. Тургенева «Записки охотника» - галерея народных характеров Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» Изображение крестьянской жизни в «Записках охотника» Тургенева Изображение народа в "Записках охотника" И. С. Тургенева Ещё о "Записках охотника" И. - Образ и характеристика Герасима в рассказе Тургенева «Муму». Краткое изложение текста
Герасим — главный герой рассказа И. С. Тургенева « Муму». Я бы даже сказала, что он единственный герой этого произведения. Глухонемой рослый богатырь не только внешне отличается от окружающих. Хозяйственный и работящий, Герасим сохраняет в себе доброе, чуткое к чужой беде сердце, по-русски широкую деревенскую душу, невиданное для периода крепостного права чувство собственного достоинства. По словам Тургенева, «могучий, как дерево… на плодородной земле», он любил землю, хозяином которой не был. - Вопросы и ответы к циклу рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева
1. Какова главная идея "Записок охотника" И. С. Тургенева? Главная мысль "Записок охотника" И. С. Тургенева - моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. 2. Какова функция природы в "Записках охотника" И. С. Тургенева? Природа в "Записках охотника" И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. 3. В чем состоит демократизм автора в "Записках охотника" И. С. - Выступление первоклассников на сентябрьской торжественной линейке
Выступление первоклассников на сентябрьской торжественной линейке. Здравствуй, школа! В прекрасный денёк Мы вступили под школьные своды. Здесь учитель нас ждёт на урок – Начинаются школьные годы. Здравствуй, школа! Нас зовут за парты Озорные школьные звонки. Раньше просто были мы ребята, А теперь мы все ученики! Здравствуй, школа! Ты нам подарила Наш просторный новый светлый класс И мы все свои приложим силы Чтобы стал он лучше после нас. Здравствуй, школа! Нынче провожают В школу нас и мамы, и родня И слезу украдкой вытирая, Ласково все смотрят на - Кто поможет?
Все рассказы, написанные с 1937 по 1944 год, Бунин объединил в книгу Тёмные аллеи. Он пишет о лете, осени, дне и ночи, о горе, счастье, порой кратком миге радости или боли. На первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви и смерти. Но о любви Бунин пишет жуткие вещи. Взять хотя бы следующую фразу: Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя Но если бы - Сети любви и всемирная Сеть
С недавних пор в России стали отмечать 14 февраля — День святого Валентина. Трудно понять, почему именно его — день казни гонимого в Римской империи христианского священника, в которого, по некоторым легендам, была влюблена слепая дочь тюремщика Астерия. Правда, по одной из версий Валентин, давший обет безбрачия, сам влюбился в девушку и накануне казни написал ей трогательное письмо, а кроме того, по некоторым сведениям, вернул возлюбленной зрение. Бытует и более - Анализ главы 12 повести И. С. Тургенева “Первая любовь”. Краткое изложение текста
Повесть " Первая любовь"- автобиографическое произведение Тургенева. Прототином молодого героя повести, как говорил Тургенев, послужил он сам: "Этот мальчик ваш покорный слуга". Прототипом Зинаиды стала поэтэсса Екатерина Шаховская. Она была соседкой по даче пятнадцатилетнего Тургенева и, именно она открыла в его жизни полосу неразделенной любви. В повести " Первая любовь " писатель очень поэтически описывает это чувство, приносящее ему и радость и горе, но всегда делающее его чище, возвышеннее. Сюжет повести
Разместил: Узнайка и опубликовал 1 января, 2014 В разделе: Школьные сочинения
Популярные эссе
-
Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас
8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та
Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії
Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі
Виступ екологічної агітбригади
На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою
Любимый день недели (Второй вариант)
Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.
Новые сочинения
Экзаменационные сочинения
-
Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева
Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их
Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоровя Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують
Концепция внедрения медиаобразования в Украине
КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150
1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была