Анализ стихотворения Тургенева Лазурное царство
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева
Творчество И.С.Тургенева- это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались и пытаются исследовать Тургенева ,но нет ещё ни одного ,кто бы твёрдо и уверенно мог сказать: "Я знаю всё Его творчество ,знаю каждую строчку его произведений. могу точно сказать вам ,что значит то или иное слово".Да это и понятно. Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полоностью,даже если посвятить этому всю жизнь .А труды тех,кто пытался всё-таки проделать это. нельзя назвать полными и глубокомысленными.Всегда что-то или не до конца понято,или вообще рассмотрено поверхостно.Поэтому и мы не будем рассматривать всё творчество в целом ,а исследуем только часть его - "Стихотворения в прозе".
Эта работа - попытка обобщить исследования критиков и литературоведов и вывести свое мнение.
В последние годы жизни И.С.Тургенев создаёт цикл "Стихотворений в прозе" ,который он пишет с 1877 года.В печати стихотворения появляются в 1882 в двенадцатом номере " Вестника Европы".
Вообще эти произведения для печати не предназначались ,слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала,во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем, удалось уговорить последнего напечатать часть "Старческих раздумий"(так их называл сначала сам Тургенев).
Почему - то принято считать ,что заголовок и окончательный вариант названия стихотворений придумал Стасюлевич.Хотя известно ,что Тургенев отправлял рукопись в "Вестник Европы" уже с подзаголовком " 40 стихотворений в прозе".
Также ,многие пишут ,что тургеневские "Стихотворения. " -это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. И это тоже не верно. Можно провести параллель между "Стихотворениями. "Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы 19 века. Например, А.Е.Грузинский говорил, что между известным стихотворением Тургенева "Природа" и некоторыми произведениями Джакомо Леопарди ,а в частности, с " Диалогом природы с исландцем", есть сходство. А довольно известные во времена И.С.Тургенева " Les petites poemes en prose "? Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том ,кто же основоположник этого жанра. одни говорили,что он зародился на Западе ( Л.В.Пумпянский ),другие утверждали ,что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях. Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н.И.Балашова: "Алозизиус Бертран ввёл ,можно решиться сказать ,в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр"1.Со своей же стороны хочу добавить то ,что тургеневские стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской ,восточной поэзией. "Стихотворения в прозе"- это те же японские стихотворения,написанные в форме хокку и танка. Их объединяет лаконичность, иносказательность,а главное. "бездна мысли".Каждое слово ,каждый звук имеют свой смысл..своё назначение .
Но всё-таки. почему же именно стихотворения в прозе?А не просто - философские рассказы?Наверное потому ,что слишком уж гармонично сочетаются звуки,мелодично сливаются они в слова и фразы. "это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма ,отмеченные печатью необыкновенного стилистическкого изящества".
"Стихотворения в прозе"-это сборник оригинальных философских высказываний ,жизненных выводов. Это своеобразный итог ,черта ,точка,которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений..в конце своей жизни.Здесь отразилось всё то,что было "разлито" по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна ,но в то же время, все они неразрывно связаны между собой. связаны в один общий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как. "Старуха" ,"Старик","Собака","Сон" и т.д.,-а связаны между собой единым мотивом :размышления о неотвратимости смерти .
Таким образом ,не будем сейчас выводить все темы по отдельности ,а назовём главные и преобладающие :
-воспоминания о давней любви
-размышления о неотвратимости смерти
-раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы
Возможно,здесь может показаться ,что все "Стихотворения. проникнуты пессимистическими настроениями ,но это не так.Своим мрачным ,тёмным, "пасмурным" стихотворениям ("Старик")Тургенев противопоставляет светлые ,радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями("Лазурное царство") .Обычно они всё о той же любви,красоте,её силе .В этих стихотворениях чувствуется ,что автор всё же верит в силу прекрасного. в счастливую жизнь. которой у него ,к сожалению,не было.("Воробей")
Да, этот цикл- это противопоставление. противопоставление жизни и смерти ,молодости и старости. добра и зла,прошлого и настоящего .Эти мотивы "вступают в борьбу" между собой. Тургенев часто сталкивает их ,переплетает. всё противоречивое в конце концов автор стемится слить воедино("Двойник").
Вообще всё развитие мысли. "развёртывание повествования" очень напоминает развитие тем в музыкальных произведениях Шопена ,Моцарта и др. "Стихотворения в прозе"- это своеобразные сонаты. но только не в музыке ,а в литературе.
Но вернёмся к содержанию стихотворений ,их тематике. смыслу и,наконец ,философии. Как можно понять из вышенаписанного все произведения Тургенева объединяет рассмотривание вечных проблем ,которые впринципе волнуют общество и в данное время. Л.Озеров: " В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов ,стоящих перед всеми поколениями и объединяющие людей разных времён.."2Рассмотрим некоторые темы и стихотворения.
Человек и природа. противопоставления.
И.С.Тургенев всегда восторгался красотой и "бесконечной гармонией" природы .Он был убеждён,что человек только и силён ,когда "опирается" на неё.Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все -одинаково равны, его ужасал "закон",по которому. рождаясь. человек был уже приговорён к смерти .Мысль о том, что "природа ,материя остаётся,индивидуумы исчезают", мучала Тургенева.Его возмущало то,что природа "не ведает ни добра ,ни зла".В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает:"Разум мне не закон-что такое справедливость?Я тебе дала жизнь-я её и отниму и дам другим,червям и людям. мне всё равно..А ты пока защищайся- и не мешай мне!"Ей всё равно ,что человек, что червь. всё одни твари..У всех жизнь одна. жизнь- величайшая ценность .А главное ,что есть в ней ,что надо беречь,поймать и не отпускать, - молодость и любовь.Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того ,что всё подходит к концу,а так мало сделано. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. "Не дайте проскользнуть жизни между пальцев"..Вот основная философская мысль и наставление писателя ,выраженное во многих "Стихотворениях. ". Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь ,анализарует её, часто из его уст можно услышать фразу: "О жизнь, жизнь ,куда ушла ты так бесследно?Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?" Тургенев раз за разом говорит нам о том ,что жизнь лишь мгновение ,её надо прожить так ,чтобы в конце не оглядываться с ужасом,не выводить: "Догорай, бесполезная жизнь.."
Нередко,для того чтобы показать всю мимолётность её, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое.Ведь именно в такие моменты. вспоминая своё прошлое,человек начинает ценить свою жизнь. ("Двойник").
Интересно проанализировать следующее стихотворение.
Собака.
Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.
Собака сидит передо мною - и смотрит мне прямо в глаза.
И я тоже гляжу ей в глаза.
Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает - но я ее понимаю.
Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.
Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом.
И конец!
Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?
Нет! это не животное и не человек меняются взглядами.
Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.
И в каждой из этих пар, в животном и в человеке- одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.
Февраль, 1878.
Как видно ,в этом стихотворении рассматривается всё тот же вопрос жизни и смерти, мимолётности человеческой жизни ,незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.
Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком. который потухнет при первом же "налёте" бури.Это пугливое ,отдельное существо,которое чувствует приближение смерти,и "Одна жизнь жмётся пугливо к другой".В этом стихотворении опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед "законом" природы: "две пары одинаковых глаз" .Автор ставит рядом человека и животное,чтобы подчеркнуть различие ,но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: "нет никакой разницы" и "мы тождественны" близки по смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти .Для этой же цели в тесте можно заметить и употребление повторения одних и тех словосочетаний :одно и то же чувство,один и тот же огонёк ,одна и та же жизнь.
Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы,которая "налетит", "махнёт" на огонёк жизни "холодным широким крылом". С помощью тропов Тургенева оживляет смерть ,даёт ей "жизнь": "воет страшная ,неистовая буря".
Для усиления напряжённости автор вводит восклицания: "И конец!"-подчёркивается необратимость ,бызвыходность; "Нет. "Кроме того. в тексте имеется ещё одно так называемое средство экспрессивной лексики..свойственный Тургеневу риторический вопрос ,который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы..
Добролюбов писал о тургеневской прозе: ". и грустно и весло это ощущение :там светлые воспоминания детства ,невозвратно мелькнувшего,там гордые и радостные надежды юности..Всё прошло и не будет больше;но ещё не пропал человек ,который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам. И благо тому ,кто умеет пробуждать такие воспоминания,вызвать такое настроение души".3 Действительно, мы можем отметить ,что многие стихотворения в прозе ,которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны,на самом деле пробуждают в человеке "сосотояние душевной высоты и просветлённости".Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность.Всё это мы пишем к тому ,что именно в таких стихотворениях,где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.Сталкивая прошлое и настоящее,писатель "играет" со временем и "извлекает из этого бездну поэзии,эстетического наслаждения, мудрости понимания ,примирённости противоречий ".4 Тургенев упивается поэзией времени.
Действительно,как мастерски создаёт Тургенев образ ликущей молодости -"царства лазури,света ,молодости и счастья"-в стихотворении "Лазурное царство" и противопоставляет это светлое царство "тёмным. тяжёлым дням. холоду и мраку старости". И везде,везде эта философская идея,о которой уже немного упоминалось ранее:показать все противоречия и преодолеть,снять их в синтезе.И это в полной мере отразилось в "Молитве":
В этом стихотворении ход мысли идёт от противопоставления к синтезу.Тургенев как бы расщепляет,чтобы в конце концов соединить вещи,казалось бы, несоединимые."И потому:станем пить и веселиться-да молиться"И потому мы не можем согласиться с высказываниями довольно известного А.Батюто "..Таким образом ,и в молодости. и в пору духовной зрелости ,и на закате литературной деятельности Тургенев -философ неоднократно проявляет склонность к преднамеренному или скрытому противопоставлениюГёте Гегелю и по существу всей немецкой идеалистической философии"5
Весьма показателен здесь ход тургеневской мысли. вера в чудо проходит через коридор сомнений юВерующий может убедить себя в том ,что дважды два пять, а не четыре ,но его разум может воспротивиться против подобной несуразицы.А что же тогда? Тогда на помощь придёт Шекспир. Что же тогда делать,что выбирать?Как писатель-философ,Тургенев не выбирает вовсе ,а собирает всё в единую систему противоречий ,которая в сущности -то и является той самой истиной,которую все ищут..
"Сила сильнее его воли.."
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя.Любовь у Тургенева -это отнюдь не интимнейшее чувство.Это всегда сильная страсть. могучая сила .Она способна противостоять всему ,даже смерти. "Любовь для него- едва ли не единственное,в чём человеческая личность находит своё высшее утверждение". "Только ею,только любовью держится и движется жизнь" ("Воробей").Она может сделать человека сильным и волевым ,способным на подвиг .Для Тургенева существует только любовь-жертва, любовь -"надламывающая эгоизм".Он уверен,что только такая любовь способна принести истинное счастье.Любовь-наслаждение отвергается им .(И это неудивительно теперь для нас. Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжёлую жизнь.Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь ,как большое жизненное испытание,как проверку сил человеческих.)На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо.
Всё вышенаписанное И.С, Тургенев выразил в своём стихотворении "Воробей". Даже птицу ,потерявшую гнездо,для которой смерть, казалось, неизбежна,может спасти любовь,которая сильнее воли.Лишь она,любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.
В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь-"судьба",злой рок,тяготеющий над каждым из нас,та могучая и ,казалось бы ,непобедимая сила .Она так же медленно приближалась к птенцу. как и то пятно из стихотворения "Старуха",а проще говоря,смерть, медленно подкрадывается. "ползёт" прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи "Не уйдёшь!".Уйдёшь ,ещё как уйдёшь,любовь сильнее тебя. она "закроет" "зубастую раскрытую пасть" и ,даже судьбу,даже это громадное чудовище можно присмирить.Даже оно может остановиться. попятиться. признать силу. силу любви.
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова ,написанные ранее: "Стихотворения в прозе"-цикл противопоставления .В данном случае сила любви противостоит силе зла ,смерти.
Таким образом ,мы можем утверзждать,что автор стремится все-таки "преодолеть" безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостностную борьбу,настроение ,которое выражается фразой: "МЫ ещё повоюем!"
В этом стихотворении ,как пишет Аднан. "тургеневская исповедь перерастает в проповедь активной,мужественной позиции человека перед лицом суровых и вечных законов жизни". - таков окончательный вывод философской мысли автора.
Заключение.
Как можно теперь заметь ,единого мнения ,единой концепции рассмотрения тургеневских стихотворений не существует.Сколько исследователей ,столько и мнений.Мы попробовали соединить воедино(,даже можно сказать,воспользовались теперь уже хорошо известным нам приёмом Тургенева),привести к синтезу все противоречия и суждения о творчестве писателя ,а в частости ,о "Стихотворениях в прозе". Мы попробовали определить основные направления философской мысли Тургенева,однако понять писателя полностью очень трудно..а его творчество всегда будет хранить в себе какие-то тайны и загадки.
"Стихотворения в прозе"-это итог трудной,но красивой жизни великого писателя ,который сумел соединить в своих "Senilia"и радость, и горечь ,и мгновенное, и вечное ,и личное, и общечеловеческое.
Контраст как основной мотив "Стихотворений в прозе" И.С. Тургенева
Личность писателя, его восприятие мира и отношение к действительности, эмоциональный и жизненный опыт рождают единственность и неповторимость творчества. Творческая индивидуальность выражается через характер его образного видения, творческие цели, художественный метод и стиль. Своеобразие писателя может быть выявлено путём сравнения его произведений с созданиями современников, предшественников, через поэтику его произведений и особенности художественного метода. Данное исследование - попытка постичь художественное мастерство И.С. Тургенева. проникнуть в неповторимый мир его образов, индивидуальность стиля.
И.С. Тургенев - крупный художник, сумевший открыть так много необыкновенного в обыкновенном, будничном мире. Это один из тех писателей, которых отличает необыкновенно тонкое и органичное слияние реалистически – конкретного эпического изображения с лиризмом.
Контраст в произведениях великого художника слова – психологическая деталь: контрастны такие мотивы и образы, которые небезразличны всем или многим людям: молодость и старость, любовь и ненависть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность. Для настоящей работы характерен эстетико-философский аспект изучения обозначенной в заглавии проблемы.
В качестве объекта исследования послужили “Стихотворения в прозе” И.С. Тургенева. Обращение к творчеству писателя не только личностно значимо для автора работы, но и актуально по нескольким причинам. Стихотворения из данного цикла мало изучаются в школе, хотя привлекают читателей глубиной содержания, своей философской наполненностью. Произведения по-разному воспринимаются читателями и оказывают на них разное воздействие: эмоциональное, эстетическое, психологическое, нравственное В последние годы жизни писателя волновали коренные вопросы бытия, “вечные” вопросы жизни, которые он ставит и пытается осмыслить в своих стихотворениях в прозе. В них нашли отражение почти все темы и мотивы творчества И.С. Тургенева, вновь осмысленные и перечувствованные писателем на склоне лет. В них много грусти, но грусти светлой; наиболее яркие и художественно совершенные миниатюры пронизаны жизнеутверждающими, полными веры в человека нотами. Отсюда цель данного исследования: установить, что сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст. проявляющийся как на уровне всего цикла, так и на уровне одного произведения. Настоящая цель определила постановку следующих задач.- проанализировать теоретический материал, связанный с изучением “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева;
- выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”;
- провести анализ отдельных произведений и выявить в них основные контрастные мотивы и образы, присущие данному циклу;
- рассмотреть влияние философского осмысления жизненных фактов на духовную жизнь человека.
- контекстуальный;
- описательный метод;
- компонентный анализ;
- прием внутренней интерпретации (прием систематики и классификации).
1. Тематика “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенева
Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна. Исследователи внимательно прочитали 77 стихотворений в прозе И.С. Тургенева и систематизировали их по принципу контрастности, а именно: было замечено, что среди основных контрастных мотивов произведений можно выделить следующие:- Любовь и дружба – “Роза”, “Лазурное царство”, “Два брата”, “Как хороши, как свежи были розы”, “Путь к любви”, “Любовь”, “Воробей”.
- Сострадание, жертвенность – “Памяти Ю. Вревской”, “Порог”, “Два богача”, “Ты заплакал”.
- Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество – “Разговор”, “Маша”, “Памяти Ю. Вревской”, “Насекомое”, “Щи”, “Нимфы”, “Завтра! Завтра!”, “Что я буду думать?”, “Н.Н.”, “Стой!”, “Встреча”, “Когда меня не будет”, “Когда я один”, “Фраза”, “Монах”, “Мы еще повоюем”, “Дрозд 1”, “Дрозд 2”, “Песочные часы”, “У – А…У – А!” – “Собака”, “Голуби”, “Без гнезда”, “У – А…У – А!”, “Старуха”, “Два четверостишия”, “Необходимость, сила, свобода”, “Двойник”.
- Все живые существа одинаковы перед матерью природой – “Собака”, “Соперник”, “Дрозд 1”, “Морское плавание”.
- Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина – “Довольный человек”, “Житейское правило”, “Дурак”, “Восточная легенда”, “Гад”, “Писатель и критик”, “Нищий”, “Последнее свидание”, “Щи”, “Повесить его”.
- Противоречие мира: правда и ложь; счастье и слезыпрошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость -“Милостыня”, “Эгоист”, “Пир у Верховного Существа”, “Враг и друг”, “Молитва”, “Мне жаль”, “Проклятие”, “Житейское правило”, “С кем спорить”, “Брамин”, “Истина и правда”, “Куропатки”, “Мои деревья”, “Соперник”, “Черепа”, “Молитва”, “Кубок”, “Роза”, “Милостыня”, “Посещение”, “Дрозд”, “Я встал ночью”, “Воробей”, “Посещение”, “Лазурное царство”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Камень”, “Завтра! Завтра!”, “Чья вина?”, “О моя молодость”, “Когда меня не будет”, “Я встал ночью”, “Когда я один”, “Попался под колесо”, “Старик”.
- Восхищение русским языком – “Русский язык”.
Исследователями замечено частое использование И.С. Тургеневым в миниатюрах контрастных описаний природы. неба, зари, моря, солнца, облаков, туч; пристальное внимание автор обращает на описание глаз (в 12 стихотворениях); внешность человека ; в трех стихотворениях художник, используя антитезу, описывает сны ; изображение звуков. Н астроение в том или ином произведении помогают передать и растения: запахи, внешний вид, представления читателя, где растут эти цветы и деревья: полынь, ландыш, роза, резеда, липа, тополь, рожь.
2. 1. Контраст как основной мотив лирических миниатюр
Все произведения И.С. Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые всегда волновали, волнуют и будут волновать общество. По словам Л.А. Озерова, “В сборнике имеется множество так называемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поколениями и объединяющих людей разных времён. ” (Озеров Л.А. “Тургенев И.С. Стихотворения в прозе”, М. 1967, с.11) Рассмотрим некоторые темы и стихотворения.
И.С. Тургенев всегда восторгался красотой и “бесконечной гармонией” природы. Он был убеждён, что человек только и силён, когда “опирается” на неё. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его пугали могущество и власть её, необходимость подчиняться её жестоким законам, перед которыми все одинаково равны, его ужасал “закон”, по которому, рождаясь, человек был уже приговорён к смерти. В стихотворении “Природа” читаем, что природа “не ведает ни добра, ни зла”. В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: “Разум мне не закон - что такое справедливость? Я тебе дала жизнь - я её и отниму и дам другим, червям и людям…мне всё равно… А ты пока защищайся - и не мешай мне!” Ей всё равно, что человек, что червь - всё одни твари. У всех жизнь одна жизнь - величайшая ценность.
2.1.1. Все живые существа одинаковы перед матерью природой
В стихотворениях “Собака”. “Дрозд 1”. “Морскоеплавание” рассматривается вопрос жизни и смерти. мимолётности человеческой жизни. незначительность каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же “налёте” бури. Это пугливое, отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и “Одна жизнь жмётся пугливо к другой”. В этих стихотворениях опять же прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед “законом” природы. “две пары одинаковых глаз”, “Я брал ее руку – она переставала пищать и метаться”. Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и животных. Именно для этой цели он вводит плеоназмы. “нет никакой разницы” и “мы тождественны”, “Все мы дети одной матери” близки по смыслу и подчёркивают равноценность человека и животного перед лицом смерти, жизненных испытаний. Для этой же цели в тексте употреблены повторения одних и тех словосочетаний. одно и то же чувство, один и тот же огонёк, одна и та же жизнь, одинаковая бессознательная дума. С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, даёт ей “жизнь”: “воет страшная, неистовая буря”, раздаются “звуки вечности”.
Для усиления напряжённости автор вводит восклицания. “И конец!” - подчёркивается необратимость, безвыходность; “Нет!…”, “Дрозд… продолжал свою вечную песнь!”
А главное, что есть в жизни, что надо беречь, поймать и не отпускать, - молодость и любовь. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остаётся для Тургенева неразрешимым. “Не дайте проскользнуть жизни между пальцев”. Вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих “Стихотворениях…”.
2.1.2. Противоречие мира: правда и ложь;счастье и слезыпрошедшей жизни, любви; любовь и смерть; молодость, красота; старость
В языке “Стихотворений в прозе” И.С. Тургенев стремился к гармонии жизни и слова, к естественности, к правде чувств, воплощенных в языке. В данной тематической группе автор широко использовал анафору. “Честность была его капиталом”, “Честность давала ему право”; риторические вопросы. “Что значит прощать?”; риторические восклицания. “Да, я достойный, я нравственный человек!”; параллелизм. “Мне жаль…Мне жаль…”.
Поразительное по содержанию стихотворение “Мне жаль” построено на использовании автором параллелизма и антитезы (“безобразия и красоты”, “детей и стариков”). Контрастные тональности в стихотворениях данной тематической группы очень тонко сменяют одна другую, наталкивают читателя на размышления, заставляют еще и еще перечитывать произведения, чтобы глубже понять их. Такое ощущение, словно автор знает и сомневается в то же время в том, о чем нам повествует.
В стихотворениях “Посещение”. “Лазурное царство”. “Чьявина?”. “О моя молодость” “молодость, женская, девственная красота”, “царство лазури, света, молодости и счастья”, “о моя молодость. моя свежесть” противопоставлено утратам, грызущим “глухой грызью”, “я – старость”, “лазурное царство я видел тебя во сне”, “вы только на миг можете блеснуть передо мною – ранним утром ранней весны”. Большое количество эпитетов. “нежная алость распускающейся розы”, “безбрежное лазурное небо”, “ласковое солнце”, “суровая грубость”; олицетворений. “туман не вставал, не бродил ветерок”, метафор. “мелкой рябью золотых чешуек”, “ныряя по мягким волнам”, “не понимает чистая душа” - помогают писателю в предельной краткости каждого стихотворения установить глубоко интимный контакт с читателем, демонстрируют чуткость и человечность при решении разных вопросов, поставленных в том или ином стихотворении.
Лирические миниатюры: “Камень”. “Завтра! Завтра!”. “Чьявина?”. “О моя молодость”. “Когда меня не будет”. “Я встал ночью”. “Когда я один”. “Попался подколесо”. “Старик” – полны мрачных, тёмных красок. Тургенев данным стихотворениям противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями (“Лазурное царство”, “Деревня”). Обычно они всё о той же любви, красоте, её силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор всё же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению, не было (“Воробей”). Воспоминания о прошедшей жизни (“на мое старое сердце недавно со всех сторон нахлынули молодые женские души… зарделось оно следами бывалого огня”, “пуст и вял почти всякий прожитой день – он (человек) дорожит жизнью, надеется на нее”, “ты – молодость, я – старость”), яркие, сочные краски позволяют на мгновение ощутить прилив жизненных сил, пережить ощущения счастья, некогда волновавшие героя.
2.1.3. Мораль, нравственность; человеческое достоинство русского крестьянина
Лучшие черты русского народа, его сердечность, отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях “Два богача”, “Маша”,“Щи”, “Повесить его!”. Здесь, как и в “Записках охотника”, показано нравственное превосходство простого русского мужика над представителями господствующих классов.
Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие. Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в стихотворениях: “Довольный человек”, “Писатель и критик”, “Дурак”, “Эгоист”, “Враг и друг”, “Гад”, “Корреспондент”, “Житейское правило”. В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты. Например, в стихотворении “Гад” изображен продажный реакционный журналист Б.М. Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями, пессимистическими настроениями, навеянными длительной болезнью писателя.
Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления личной жизни писателя, они не заслоняли перед ним мир.
2.1.4. Любовь и дружба
Нередко, для того чтобы показать мимолётность жизни, И.С. Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая своё прошлое, человек начинает ценить свою жизнь…(“Двойник” ). Действительно, как мастерски создаёт Тургенев образ ликующей молодости – “царства лазури, света, молодости и счастья” - в стихотворении “Лазурное царство” он противопоставляет это светлое царство “тёмным, тяжёлым дням, холоду и мраку старости”…И везде, везде эта философская идея, о которой уже немного упоминалось ранее: показать все противоречия и преодолеть. И это в полной мере отразилось в “Молитве”: “Великий боже, сделай так, чтобы дважды два – не было четыре!” “О безобразие …дешево доставшейся добродетели”.
В этой тематической группе контрастируют: роза и слезы, лазурное царство и сон, любовь и ненависть, любовь может умертвить человеческое “я”.
Интересным показалось употребление деепричастных оборотов, употребляемых в основном в письменной речи, они наполняют произведения благородством и нежностью: “вернувшись в гостиную, внезапно остановившись”.
Стихотворение “Воробей” - наиболее яркий и чудесный “этюд с натуры” - жизнеутверждающее и бодрое, воспевающее вечно живую жизнь, самоотвержение. Несмотря на небольшой объем, произведение Тургенева несет в себе огромное философское обобщение. Маленькая сценка заставляет автора задуматься над вечным двигателем мира – Любовью. Любовный, самоотверженный порыв маленькой птички, случайно увиденный русским писателем, позволяет задуматься о мудрости и любви.
Любовь занимала исключительное место в творчестве писателя. Любовь у Тургенева – это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна противостоять всему, даже смерти: “Только ею, только любовью держится и движется жизнь”. Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует только любовь - жертва. Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Во всех своих произведениях И.С.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих. На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой.
В данном стихотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь - “судьба”, злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, казалось бы, непобедимая сила. Она так же медленно приближалась к птенцу, как и то пятно из стихотворения “Старуха”, а проще говоря, смерть медленно подкрадывается, “ползёт” прямо к нам. И здесь опровергается фраза старухи “Не уйдёшь!”. Уйдёшь, ещё, как уйдёшь, любовь сильнее тебя, она “закроет” “зубастую раскрытую пасть” и даже судьбу, даже это громадное чудовище можно присмирить. Даже оно может остановиться, попятиться …признать силу, силу любви…
На примере этого стихотворения мы можем подтвердить слова, написанные ранее: “Стихотворения в прозе” – цикл противопоставлений. В данном случае сила любви противостоит силе зла, смерти.
Таким образом, мы можем утверждать, что автор стремится все-таки “преодолеть” безысходную скорбь, противопоставить грусти жизнерадостную борьбу, настроение, которое выражается фразой: “МЫ ещё повоюем!”
2.1.5. Сострадание, жертвенность
Одним из лучших политических стихотворений в прозе по праву считается “Порог”. Напечатан “Порог” впервые в сентябре 1883 года. Написано оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и самоотверженной русской девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог.
“… и тяжелая занавеса упала за нею.
- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
Святая! – пронеслось откуда-то в ответ”.
С какой контрастностью передано отношение к одному и тому же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!
“Порог” заставляет каждого читателя задумываться над своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.
2.1.6. Быстротечность жизни, жизнь и смерть, смысл жизни, одиночество, судьба
“Стихотворения в прозе” - цикл - противопоставление, противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы “вступают в борьбу” между собой. И.С. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, и всё противоречивое в конце концов автор стремится слить воедино (“Двойник”).
Н.А. Добролюбов писал о тургеневской прозе: “…и грустно, и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Всё прошло и не будет больше; но ещё не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грёзам… И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души”. (Добролюбов Н.А. Собр. сочинений в трёх томах, т.3, М. 1952, с.48.) Действительно, можно отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке “состояние душевной высоты и просветлённости”. Так называемый тургеневский лиризм придаёт произведениям писателя необычайную задушевность. Всё это мы пишем к тому, что именно в таких стихотворениях, где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере.
Стихотворения данной группы настолько богаты по содержанию, что исследователи поместили их в разные группы.
2.1.7. Восхищение русским языком
Среди стихотворений в прозе видное место занимает патриотическая миниатюра “Русский язык”. С необыкновенной тонкостью и нежностью относился великий художник слова к русскому языку. И.С. Тургеневу принадлежит замечательная формула: язык = народ. Большую часть жизни проведший за границей, знаток многих иностранных языков, И.С. Тургенев не переставал восхищаться русским языком, называя его “великим и могучим”, связывая с ним надежды на светлое будущее России: “но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу”. Писатель призывал беречь наш прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с помощью такого языка можно создавать великие произведения.
2. 2. Контраст как средство проникновения в образы героев “Стихотворений в прозе”
В истории русской литературы не было, пожалуй, другого такого крупного писателя, как Иван Сергеевич Тургенев, кто бы так искренне, нежно любил природу родного края и так полно, разносторонне отразил ее в своем творчестве. Многие годы проведя за границей в разлуке с Россией, писатель страдал не только из – за болезни, но еще и потому, что не мог побывать в своем Спасском – Лутовинове. С громадной художественной силой отразил И.С. Тургенев неяркую и неброскую красоту природы средней полосы в “Стихотворениях в прозе”.
“Милостыня” - “глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой”.
“Посещение” - “смеялись огромные, черные, светлые глаза”.
“Щи” - “глаза покраснели и опухли”.
“Два брата” - “глаза карие, с поволокой, с густыми ресницами; взгляд вкрадчивый”; огромные, круглые, бледно – серые глаза”.
“Сфинкс” - “глаза твои – эти бесцветные, но глубокие глаза говорят тоже… И так же безмолвны и загадочны их речи”.
“Как хороши, как свежи были розы…” - “как простодушно – вдохновенны задумчивые глаза”, “бойко смотрят на меня своими светлыми глазками”.
“Стой!” - “твой взор глубок”.
“Дрозд” - “переливчатые звуки… дышали вечностью”.
“Я встал ночью” - “вдали возник жалобный звук”.
“Когда я один” - “ни звука…”.
“Попался под колесо” - “этот плеск и стоны твои – те же звуки, и больше ничего”.
“У – а. У – а!” - “странный, не сразу мною понятый, но живой… человеческий звук…”
“Природа” - “земля кругом глухо застонала и дрогнула”.
“Нет большей скорби” - “сладкие звуки молодого голоса”.
“Деревня” - “ровной синевой залито все небо”.
“Разговор” - “над горами бледно – зеленое, светлое, немое небо”.
“Конец света” - “серое, одноцветное небо висит над нею как полог”.
“Посещение” - “молочно – белое небо тихонько закраснелось”.
“Лазурное царство” - “над головою безбрежное, такое же лазурное небо”.
“Нимфы” - “прозрачно синело над ним южное небо”.
“Голуби” - “мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака”.
Описание внешности человека:
“Деревня” - “русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах…”, “курчавые детские головки”.
“Маша” - “рослый, статный, молодец молодцом”.
“Нищий” - “нищий, дряхлый старик”.
“Последнее свидание” - “желтый, высохший…”
“Посещение” - “крылатая маленькая женщина; венок из ландышей охватывал разбросанные кудри круглой головки”.
Гармоничность и нежность тонов, умелое и тонкое сочетание света и тени характеризуют тургеневскую манеру и в обрисовке человека, и картин природы. Он связывает свои пейзажи с настроением человека, с его духовным обликом. В миниатюрах пейзаж то оттеняет душевное состояние героя, то пейзажная зарисовка пронизывается философскими размышлениями. Светлых, радостных, обнадеживающих красок больше, чем печальных, грустных.
Версия 0.9, 2 декабря 2010 г.
ЛАЗУРНОЕ ЦАРСТВО
Стихотворение «Лазурное царство» тематически связано с несколькими строками повести Тургенева «Яков Пасынков» (1855), герой которой в предсмертном бреду рассказывает о привидевшемся ему царстве «лазури, света, молодости и счастья»: «Что это? — заговорил он вдруг, — посмотри-ка: море. всё золотое, и по нем голубые острова, мраморные храмы, пальмы, фимиам. » (наст. изд. т. 5, с. 79). На близость этих строк повести к позднейшему стихотворению в прозе указал впервые П. Н. Сакулин (Сакулин, с. 101). Это стихотворение, вероятно, было связано с воспоминаниями стареющего писателя о его молодых годах, когда перед ним и его друзьями расстилалось впереди «лазурное», светлое море жизни.
И. М. Гревс (Тургенев и Италия. Л. 1925, с. 99) усмотрел в «Лазурном царстве» «истинный, хотя и претворенный собственною его зиждительной фантазиею», отклик на сонет Данте, обращенный к Гвидо Кавальканти, где поэт высказывает желание перенестись с друзьями и возлюбленными на корабль, который плавал бы по лазурному морю, покорный их желаниям.
«Лазурное царство», распространенное различными антологиями, пользовалось широкой популярностью в России, служило материалом для мелодекламаций с эстрады (под музыку А. С. Аренского, 1904 г. см. выше).
Стихотворение во всех автографах имело подзаголовок «Сон», вычеркнутый в корректуре ВЕ самим Тургеневым по совету Анненкова; на полях черновика стихотворения «Сон 1-й» (Встреча), в списке под названием «Сны», оно упоминается вторым номером с другим заглавием: «Лазурь (море Сиц<илии>)». И в черновом и в беловом автографах — многочисленная правка стилистического, характера. Дата обоих автографов — июнь 1878.
Лазурное царство
О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.
Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!
Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!
А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ – и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.
Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.
Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою – всё говорило о любви, о блаженной любви!
И та, которую каждый из нас любил, – она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение – и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку – и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
О лазурное царство! я видел тебя… во сне.
Приветствуем вас на нашем сайте! У нас вы найдете книги следующих жанров литературы: Фантастика (Космическая, Социальная, Боевая, Эпическая, Героическая, Детективная, Детская, Юмористическая, Альтернативная история, Киберпанк, Прочее); Фэнтези (Фэнтези, Ужасы и Мистика), Проза (Классическая, Историческая, Юмористическая, Военная, Современная, Детская, Контркультура, Русская Классика, Советская Классика); Детективы (Классические, Полицейские, Иронические, Исторические, Шпионские, Криминальные, Политические, Фантастические, Детские, Крутой Детектив, Прочее); Остросюжетное (Боевики, Маньяки, Триллеры), Приключения (Вестерны, Индейцы, Морские, Путешествия, Исторические, Природа и Животные, Детские, Приключения: Прочее). Все книги в нашей библиотеке сгруппированы по алфавитному порядку по авторам и по названиям произведений. Чаще всего под литературой понимают художественную литературу, то есть литературу как вид искусства. Однако это современное понимание не следует прямо применять к культуре отдалённых от сегодняшнего дня эпох. Популярные авторы нашей библиотеки - Арош Урзнан, Абеляр Тайша, Бореев Георгий, Кастанеда Карлос, Монро Роберт, Ситчин Захария, Кийосаки Роберт, Бах Ричард, Булгаков Михаил, Вебстер Ричард, Доннер Флоринда, Зеланд Вадим, Трансерфинг, Келдер Питер, Кехо Джон, Крайон, Козлов Николай, Коэльо Паоло, Ксендзюк Алексей, Купер Фенимор, Лаберж, Лазарев С, Н, Лао Цзы, Лири Тимоти, Мегре, Анастасия, Мельхиседек Друнвало, Маслоу Абрахам, Моуди Роберт, Мулдашев Эрнст, Норбеков Мирзакарим, Окуден Гендай, Пелевин Виктор, Пинт Александр, Рампа Лобсанг, Сильва Хосе метод, Старец Игорь, Тайна Исихазма, Странник, Тихоплав В, Ю, Толкиен Джон, Уолш Нил Доналд, Фармер Филип, Хаббард, Дианетика, Чиа Монтеки, Чопра Дипак, Шри Ауробиндо.
Мое прочтение «Стихотворений в прозе» Ивана Тургенева
Творчество И. С. Тургенева — это мир, до сих пор неизведанный. Многие пытались исследовать Тургенева, но нет еще ни одного, кто бы твердо и уверенно мог сказать: «Я знаю все его творчество, знаю каждую строчку его произведений, могу точно сказать вам, что значит то или иное слово». Да это и понятно! Просто невозможно проанализировать творчество Тургенева полностью, даже если посвятить этому всю жизнь. Поэтому и я не буду рассматривать все творчество в целом, а исследую только часть его — «Стихотворения в прозе»…
В последние годы жизни И. С. Тургенев создает цикл «Стихотворений в прозе», который он пишет с 1877 года. В печати стихотворения появляются в 1882 году в двенадцатом номере «Вестника Европы»… Вообще эти произведения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них. Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одного из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уговорить последнего напечатать часть «Старческих раздумий» (так их называл сначала сам Тургенев).
Многие пишут, что тургеневские «Стихотворения…» — это новый жанр не только для всей русской литературы, но и мировой. Это неверно. Можно провести параллель между «Стихотворениями…» Тургенева и некоторыми произведениями европейской литературы XIX века. Например, А. Е. Грузинский говорил, что между известным стихотворением Тургенева «Природа» и некоторыми произведениями Джакомо Леоларди, а в частности, с «Диалогом природы с исландцем», есть сходство… А довольно известные во времена И. С. Тургенева «Les petites poemes en prose. Несомненно, писатель хорошо знал эти произведения. Многие исследователи спорили о том, кто же основоположник этого жанра. Одни говорили, что он зародился на Западе (Л. В. Пумпянский), другие утверждали, что истоки его вообще надо искать в античности и библейских преданиях… Но наиболее справедливым мне кажется вывод Н. И. Балашова: «Алозизиус Бертран ввел, можно решиться сказать, в литературу мировую стихотворение в прозе как особый поэтический жанр». Со своей же стороны хочу добавить то, что тургеневские стихотворения, несомненно, похожи и сопоставимы с японской, арабской, восточной поэзией. «Стихотворения в прозе» — это те же японские стихотворения, написанные в форме хокку и танка… Их объединяет лаконичность, иносказательность, а главное… «бездна мысли». Каждое слово, каждый звук имеют свой смысл… свое назначение.
Но все-таки… почему же именно стихотворения в прозе? А не просто — философские рассказы? Наверное потому, что слишком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы… «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченный печатью необыкновенного стилистического изящества». «Стихотворения в прозе» — это сборник оригинальных философских высказываний, жизненных выводов. Это своеобразный итог, черта, точка, которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений… в конце своей жизни. Здесь отразилось все то, что было «разлито» по всем произведениям писателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время все они неразрывно связаны между собой, сливаются в один общий мотив. Казалось бы, такие совершенно разные по своей тематике стихотворения, как «Старуха», «Старик», «Собака», «Сон» и т. д. — а связаны единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти.
Таким образом, не буду сейчас перечислять все темы по отдельности, а назову главные и преобладающие: воспоминания о давней любви, размышления о неотвратимости смерти, раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечностью природы.
Возможно, здесь может показаться, что все «Стихотворения… » проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмурным» стихотворениям («Старик») Тургенев противопоставляет светлые, радужные, проникнутые оптимистическими настроениями («Лазурное царство»). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор все же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь, которой у него, к сожалению не было («Воробей»). Этот цикл — противопоставление жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, прошлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает, все противоречивое, в конце концов, автор стремится слить воедино ( «Двойник» )… Все произведения Тургенева объединяет рассматривание вечных проблем, которые в принципе волнуют общество и в данное время. Рассмотрим некоторые темы и стихотворения, например тему «Человек и природа».
И. С. Тургенев всегда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убежден, что человек только тогда силен, когда «опирается» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте человека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могущество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все одинаково равны. Его ужасал «закон», по которому, рождаясь, человек был уже приговорен к смерти. Мысль о том, что «природа, материя остается, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Его возмущало то, что природа «не ведает ни добра, ни зла». В ответ на лепетание человека о справедливости она отвечает: «Разум мне не закон — что такое справедливость? Я тебе дала жизнь — я ее и отниму и дам другим, червям и людям… мне все равно. А ты пока защищайся — и не мешай мне!» Ей все равно, что человек, что червь, все они твари. У всех жизнь одна, и она -величайшая ценность. А главное, что есть в ней, что надо беречь, поймать и не отпускать, — молодость и любовь. Не зря преобладающим мотивом является тоска героя о прошлом, скорбь из-за того, что все подходит к концу, а так мало сделано… Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновения в сравнении с жизнью природы…
Это противоречие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остается для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев» — вот основная философская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях…». Вот почему часто лирический герой Тургенева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?» Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь…» Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек начинает ценить жизнь («Двойник»).
Интересно проанализировать стихотворение «Собака». Рассматривается тот же вопрос жизни и смерти, мимолетности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти.
Жизнь автор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же «налете» бури. Это пугливое отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «Одна жизнь жмется пугливо к другой». В этом стихотворении опять прослеживается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть различие, но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой разницы» и «мы тождественны», что подчеркивает равноценность человека и животного перед лицом смерти. Для этой же цели в тексте повторяются одни и те же словосочетания: одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь.
Смерть представлена здесь в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, дает ей «жизнь»: «воет страшная, неистовая буря».
Для усиления напряженности автор вводит восклицания. Кроме того, в тексте имеется еще одно так называемое средство экспрессивной лексики: свойственный Тургеневу риторический вопрос, который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы. Добролюбов писал о тургеневской прозе: «…и грустно и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, невозвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Все прошло и не будет больше; но еще не пропал человек, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам… И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души». Действительно, мы можем отметить, что многие стихотворения в прозе, которые на первый взгляд пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке «состояние душевной высоты и просветленности». Так называемый тургеневский лиризм придает произведениям писателя необычайную задушевность. Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «играет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетического наслаждения, мудрости понимания, примиренности противоречий». Тургенев упивается поэзией времени…
Действительно, как мастерски создает Тургенев образ ликующей юности — «царства лазури, света, молодости и счастья» в стихотворении «Лазурное царство», и противопоставляет это светлое царство «темным, тяжелым дням… холоду и мраку старости»… И везде эта философская идея: показать все противоречия и преодолеть, снять их. И это в полной мере отразилось в «Молитве». В этом стихотворении ход мысли идет от противопоставления к синтезу. Тургенев как бы расщепляет, чтобы в конце концов соединить, вещи, казалось бы, несоединимые: «…станем пить и веселиться — да молиться».
Как писатель-философ, Тургенев не выбирает вовсе, а собирает все противоречия в единую систему, которая в сущности-то и является той самой истиной жизни, которую все ищут. «Стихотворения в прозе» — это итог трудной, но красивой жизни великого писателя, который сумел соединить в своих «Senilia» и радость, и горечь, и мгновенное, и вечное, и личное, и общечеловеческое…