Анализ стихотворения Тургенева Эгоист
Анализ произведения Тургенева «Эгоист»
Анализ произведения Тургенева «Эгоист»
Произведение «Эгоист» было написано Иваном Сергеевичем Тургеневым в декабре 1878 года. Оно входит в цикл автора «Стихотворения в прозе», который создавался в конце жизненного пути русского писателя. Тургенев утверждал, что эти сочинения были написаны в первую очередь для самого себя и для немногих людей, которые задумываются о смысле земного бытия.
В рукописном варианте стихотворение «Эгоист» имело пометку в скобках: «Виардо». Это дает основание считать, что текст был адресован Луи Виардо, мужу Полины Виардо. Как известно, с этой семьей Иван Тургенев был тесно связан на протяжении многих лет.
Известно также, что стихотворение «Эгоист» имеет две черновые редакции в одной тетради. Окончательный вариант произведения отличается менее жесткой характеристикой эгоиста. Можно предположить, что сначала Тургенев выплеснул на бумагу негативные эмоции, а затем несколько сгладил острые углы и придал стихотворению больше литературной строгости и глубины.
Но суть произведения не изменилась. Отношение автора к эгоисту осталось резко отрицательным. Тургенев отдает предпочтение выразительным словам и оборотам, которые наглядно передают эмоциональное состояние писателя: «сделаться бичом». «давил». «был безжалостным». «ничего не дрогнет». «противней откровенного безобразия порока».
Тургенева особенно беспокоит то обстоятельство, что эгоист внешне весьма благополучен. Этим он вдвойне опасен для общества. Ведь далеко не все люди способны распознать истинную суть человека за лживой маской порядочности, которую он демонстрирует в свете.
Впрочем, это может быть и не маска, а болезненная самовлюбленность и уверенность в том, что весь мир должен вращаться вокруг его личности. Герой произведения всю жизнь настолько увлечен собой, что просто не способен замечать других людей. Даже на смертном одре, по мнению Тургенева, такой человек будет считать себя образцом достоинства и нравственности.
Эгоист по своей сути – волк одиночка. Поэтому он не только презирает обычных граждан, но и порицает себе подобных. Тургенев доказывает это прекрасным афоризмом: «Чужой эгоизм мешал его собственному».
Автор считает, что жизнь влюбленного лишь в себя человека глупа и бесполезна. Героя стихотворения он называет странным сочетанием из двух противоречивых слов: «изверг добродетели». И добродетель здесь слаба и бессильна, поскольку изверг способен легко сломать судьбы своих родных, друзей и знакомых.
В нем было всё нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.
Он родился здоровым; родился богатым — и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.
Он был безукоризненно честен. И, гордый сознаньем своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых.
Честность была его капиталом. и он брал с него ростовщичьи проценты.
Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным — и не делал добра. потому что добро по указу — не добро.
Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной — столь примерной! — особы, и искренно возмущался, если и другие так же старательно не заботились о ней!
И в то же время он не считал себя эгоистом — и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному.
Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.
Он даже не понимал: что значит прощать? Самому себе прощать ему не приходилось. С какой стати стал бы он прощать другим?
Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога — он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе́ и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!»
Он повторит эти слова на смертном ложе — и ничего не дрогнет даже и тогда в его каменном сердце, в этом сердце без пятнышка и без трещины.
О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!
Лингвистический анализ стихотворения в прозе "Эгоист" И.С. Тургенева
- организовать деятельность учащихся по систематизации знаний, создать условия для подготовки к новому формату экзамену в IX классе, отрабатывать навыки определения стиля, типа речи предложенного для анализа текста, умения определять круг проблем, поднятых в тексте, авторское к ним отношение;
- продолжить подготовку к выполнению заданий (часть В);
- совершенствовать навыки построения высказывания в форме сочинения – рассуждения по заданному алгоритму.
Развивающие: содействовать развитию мышления, памяти, устной и письменной речи, навыков самостоятельной работы с текстом.
Воспитательные: воспитание интереса к предмету, к слову посредством работы с высокохудожественным текстом.
Оборудование урока: Тексты, компьютер и проектор с презентацией учебного материала.
I. Организационный момент и целевая установка.
II. Проверка домашнего задания.
а) Слово учителя.
Образцом русского художественного слова являются произведения И.С.Тургенева.
1-й слайд: портрет И.С. Тургенева
Арс. Введенский говорил о том, что «сам тургеневский язык гармонический, образный, производит впечатление скорее стихов, чем прозы». На уроке мы будем говорить об особом произведении. Это « Стихотворения в прозе»- совершенно оригинальный во всей мировой литературе цикл – итог многолетних раздумий писателя над человеческой жизнью вообще и жизнью русского народа.
В этом своеобразном лирическом дневнике Тургенев поднимал вечно волновавшие его вопросы творчества, поэзии, красоты, любви и дружбы. В центре многих стихотворений – гражданские, нравственно-эстетические проблемы.
б) Выступление учащихся.
– Вспомните, что вы знаете из уроков литературы о стихотворениях в прозе?
(2 подготовленных учащихся дают краткую справку)
2-й слайд: о создании стихотворения в прозе
3-й слайд: определение жанра.
ΙΙΙ. Работа с текстом.
(И. С. Тургенев «Эгоист»)
1) В нём было все нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.
2) Он родился здоровым; родился богатым – и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.
3) Он был безукоризненно честен. 4) И гордый сознаньем свой честности, давил ее всех: родных, друзей, знакомых.
5) Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.
6) Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра… потому что добро по указу – не добро.
7) Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной – столь примерной! – особы, и искренно возмущался, если и другие также старательно не заботились о ней!
8) И в то же время он не считал себя эгоистом - и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! 9) Еще бы! 10) Чужой эгоизм мешал его собственному.
11) Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. 12) Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.
13) Он даже не понимал, что значит: прощать? 14) Самому себе прощать ему не приходилось. 15)С какой стати стал бы он прощать другим?
16)Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога – он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!»
17) Он повторит эти слова на смертном ложе – и ничего не дрогнет даже тогда в его каменном сердце – в этом сердце без пятнышка и без трещины.
18) О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево, доставшейся добродетели – ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!
Декабрь, 1878
– Обратите внимание на заглавие текста. Какие ассоциации возникают у вас при слове эгоист? (Учащиеся высказываются и рисуется схема).
4-й слайд: ассоциации при слове «эгоист»
Итак, вы видите, что эти слова несут негативную эмоциональную окраску.
А вот как это слово объясняют словари?
5-й слайд: словарная статья.
– Эгоист – это положительный человек?
б) Чтение текста( читает подготовленный ученик).
– Что отражает заголовок: тему или идею текста? (Тему)
– Определите стиль данного текста.
(Одни учащиеся могут доказать, что это художественный стиль, другие – публицистический, третьи – художественная публицистика).
– Какова основная функция?
(Воздействовать на чувства и мысли читателей с помощью образов и картин).
– Какой(-ие) тип(ы) речи? Докажите свою точку зрения.
– Вспомним, как строится текст-описание?
6-й слайд: построение текста-описания.
(1 предложение – зачин, 2-17 предложения – срединная часть, 18 предложение – концовка).
– Одна из особенностей данного стиля состоит в использовании образных средств языка.
IV. Работа в группах, после чего составляется таблица.
1-я – найти лексические средства выразительности речи.
2-я-синтаксические средства выразительности речи.
3-я-найти, какая часть речи преобладает, с какой целью используется
(обратить внимание на служебные части речи.)
– Выступление учащихся в группах, составление таблицы.
7 слайд: таблица
V. Работа с тестом.
Работая в группах, вы достаточно глубоко изучили содержание текста, его языковые и стилистические особенности. В новой форме итоговой аттестации предусматриваются задания, которые я вам предлагаю выполнить самостоятельно.
(Учащиеся получают задания и выполняют с последующей самопроверкой.)
В1. Замените словосочетание сделаться бичом семьи из предложения1 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Из предложений 3-6 выпишите слово ,правописание приставки в котором определяется правилом:» На корне приставки пишется з, если после неё следует буква, обозначающая звонкий согласный.
В3. Из предложений 9-11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
В4. Из предложений 16-17 выпишите слово, в котором правописание –нн- определяется правилом:»В прилагательном, образованном при помощи суффикса –н- от существительного, основа которого оканчивается на –н, пишется нн».
В5. Среди предложений 8-11 найдите предложение с обособленным обстоятельством .Напишите номер этого предложения.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.
В7.Среди предложений 1-4 найдите СПП. Напишите номер этого предложения.
8-й слайд: ответы на тесты для самопроверки.
VI. Написание сочинения-рассуждения.
Объясните, как вы понимаете смысл последней фразы текста: «О безобразие самодовольной, непреклонной, дёшево доставшейся добродетели- ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!» Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие ваши рассуждения.
Объём сочинения должен составлять не менее 50 слов.
VII. Домашнее задание.
По аналогии проанализировать самостоятельно текст Д. Лихачёва «Про зависть».
VIII. Рефлексия.
Методическая разработка по литературе на тему:
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева, как средство воспитания толерантного отношения.
"Кто полон милосердия,
непременно обладает мужеством".
подготовить обучающихся к ситуациям, когда нужно простить человека, проявить сочувствие, сострадание, понять и принять другого; проанализировать стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» и «Эгоист» с целью выявления в них идеи толерантности.
- Способствовать формированию установки на конструктивное поведение в общении с окружающими и разрешение жизненных проблем через принятие себя и другого;
- развивать умение осмысленно воспринимать информацию, способность адекватно и полно познавать себя и других людей;
- воспитывать выдержку, терпимость в ситуациях межличностных конфликтов, уважительное отношение друг к другу и окружающим;
- дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности
- Вступительное слово учителя.
На прошлом уроке мы изучали биографию И.С.Тургенева. Сегодня мы обратимся к его творчеству, и я уверенна, что каждый из вас сделает маленькое открытие: кто-то по-новому откроет для себя Тургенева-писателя, кто-то - Тургенева-человека, а кто-то под воздействием услышанного и прочитанного совершит жизненные открытия.
- Реализация домашнего задания.
- Сообщение ученика «Стихотворения в прозе И.С.Тургенева.»
В последние годы жизни он решился и на смелый художественный эксперимент в области жанра. За год до смерти писателя в печати появился сборник "Senilia" ("старческое"). Senilia в переводе - песни старости. Полностью это сочинение называется так: "Senilia. Стихотворения в прозе 1878-1882 гг.". Его составляли очень короткие прозаические тексты, иногда похожие на маленькие рассказы, а порой и вовсе лишенные сюжета - что-то вроде отрывочных дневниковых записей. Все они отличались глубочайшей поэтичностью. Она ощущалась и в музыкальном ритме фразы, и в изяществе образов, и в проникновенной авторской исповедальности. Тургенев без утайки говорил обо всем, рассказывал о надеждах и разочарованиях, вспоминал ярчайшие впечатления жизни. Его душа рассказывала о себе на этих страницах. И потому прозаические миниатюры получили необычное название - "Стихотворения в прозе".
- Работа с текстом стихотворения в прозе «Нищий»
- Словарная работа
- выявление значения слова «нищий» в понимании учащихся, а затем сопоставление с определением значения слова в различных словарями, имеющихся в школьной библиотеке (реализация индивидуального домашнего задания, которое готовит учащийся со слабыми образовательными способностями)
Нищий - 1) очень бедный, неимущий, живущий подаянием (Нищая старушка/ 2) лишённый внутренних интересов, духовно опусти шинный человек (Нищий духом) /Словарь русского языка Ожегов С.И. М. «Русский язык», 1984 г. с.357/
Нищий - 1) такой, который не имеет никаких средств к существованию, который живёт подаянием (Нищий человек) 2)крайне бедный, скудный (Нищий край) / Комплексный словарь русского языка. Тихонов А.К. М. «Медия», 2005 г. с.335
- Работа в тетрадях – заполнение обучающимися первой колонки таблицы, а после прочтения оригинала стихотворения наизусть подготовленным учащимся заполняется вторая колонка
Нищий в моём представлении
«Я проходил по улице. меня остановил нищий, дряхлый старик.
Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны. О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!
Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку. Он стонал, он мычал о помощи.
Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка. Я ничего не взял с собою.
А нищий ждал. и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.
Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку. «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».
Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись — и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.
— Что же, брат,— прошамкал он,— и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.
Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.»
- Какие чувства испытали вы к нищему, ребята? ( пренебрежение, брезгливость, жалость,…). А какого отношение к нищему автора? (потерянность, смущение, милосердие, терпимость, уважение, сострадание).
- Как бы вы поступили в этом случае?
Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
Заслушиваются ответы обучающихся.
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.
Милосердие, терпимость, прощение, сострадание, уважение к окружающим и их взглядам, вероисповеданиям - все эти слова раскрывают такое понятие, как «Толерантность». Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Все мы разные, но все мы люди, что-то объединяет нас, в чем-то мы отличаемся, давайте подумаем, в чем мы похожи, а что делает нас непохожими на других.
2) Беседа по вопросам:
* Как влияют сходства и различия людей на жизнь общества?
* Национальность влияет на взаимоотношения людей?
* Как общаются между собой пожилые и молодые люди?
* Как сказывается на общении с другими людьми наличие физических недостатков у человека?
Вывод. В каждом человеке можно найти не только отличные, но и схожие черты. О человеке судят по тому, какая у него внешность, профессия, вера, как он строит отношения в семье и с окружающими. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище и светлее. Это толерантный путь развития личности - этим самым мы говорим о сотрудничестве и принятии человека таким каким он есть. Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры – весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы. Ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь. Если узнать друг друга лучше, принимать других такими, какие они есть, быть терпимее, таких проблем не возникнет. Часто бывает так, что вы сталкиваетесь с непониманием, как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Это происходит потому, что нас разные люди воспринимают по-разному. Жизнь – это театр. У каждого свои жизненные роли - ученик, сын или дочь, внук, друг, сосед, одноклассник, пассажир, пешеход и т.д.
Умение понимать и познавать других людей – это черта толерантного поведения, но наряду с толерантностью, терпимостью есть своя обратная сторона.
5.Работа с текстом стихотворения в прозе «Эгоист».
* Эгоист – человек, отличающийся эгоизмом.
(С.И. Ожегов «Словарь русского языка»)
* Эгоизм – мировоззрение, по которому единственным мотивом человеческих действий является стремление к личному благополучию, такой душевный склад, при котором это стремление поглощает всякие другие побуждения.
(Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон «Энциклопедический словарь»)
- Чтение стихотворения «Эгоист» (читает ученик).
«В нем было всё нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.
Он родился здоровым; родился богатым — и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.
Он был безукоризненно честен. И, гордый сознаньем своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых.
Честность была его капиталом… и он брал с него ростовщичьи проценты.
Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным — и не делал добра… потому что добро по указу — не добро.
Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной — столь примерной! — особы, и искренно возмущался, если и другие так же старательно не заботились о ней!
И в то же время он не считал себя эгоистом — и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному.
Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.
Он даже не понимал: что значит прощать? Самому себе прощать ему не приходилось… С какой стати стал бы он прощать другим?
Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога — он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе́ и твердым и ясным голосом произносил: «Да, я достойный, я нравственный человек!»
Он повторит эти слова на смертном ложе — и ничего не дрогнет даже и тогда в его каменном сердце, в этом сердце без пятнышка и без трещины.
О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!»
- А какую характеристику мы дадим герою этого рассказа?
- Заслушиваются ответы обучающихся (эгоистичный, высокомерный, раздражительный, равнодушный, самовлюблённый, самодовольный, циничный, безжалостный,…)
- Слово учителя.
Как и у любой медали, у толерантности есть обратная сторона. Человек, обладающий такими качествами, как равнодушие, эгоизм, жестокость, ценит только себя, считая исключительной личностью.
- Беседа с учащимися по вопросам.
- Какие формы проявления нетерпимости, жестокости вы знаете?
( войны, конфликты, ссоры)
- Так что же нужно сделать, чтобы не было ссор, конфликтов?
- Встречались ли вы с такими людьми, как герой рассказа И.С.Тургенева «Эгоист»?
- Итоги урока.
Примеров проявления толерантности очень много и в художественной литературе, и в жизни. Именно они помогают наглядно со стороны увидеть и оценить поступки героев и перенести этот опыт в личный. Сегодня на уроке мы узнали много нового, и пусть каждый из вас задумается о нашем разговоре. Ведь, чтобы всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор, нужно так мало – уважать мнения других и уметь терпимо относиться друг к другу.
- Составить правила толерантного поведения.
- Сочинение рассуждение на тему «Нужна ли толерантность в наше время?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературе "Стихотворения в прозе И.С. Тургенева – "гимн вечной жизни". 10-й класс
Урок литературы в 10-м классе знакомит учащихся с жанровыми особенностями, историей создания, разнообразием тем и поэтичностью языка стихотворений в прозе И.С. Тургенева, а также направлен на воспитан.
Стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Как хороши, как свежи были розы. », «Старуха». Конспект урока в 10 классе.
Знакомство учащихся с жанром "стихотворение в прозе". выявление особенностей тургеневского мировосприятия впоследние годы жизни, Тонкость духовного мира, глубина переживаний, философский н.
Урок-исследование Литература (7 класс) Тема: «Стихотворение в прозе И.С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…»
Развить навыки исследовательской работы, сравнительного анализа текста, работы с дополнительной литературой; развить знания учащихся о жанре стихотворения в прозе; углубить знание о мастерстве И.С. Т.
Методическая разработка мастерской по стихотворению в прозе И.С. Тургенева "Роза"
Мастерская предполагает более глубокий анализ текста, его эмоциональное восприятие на основе обращения к личному опыту, накопление рабочего материала к творческой интерпретации художественного т.
Урок-исследование. Ведётся большая подготовительная работа в группах.
Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей"
Сжатое изложение на материале стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Воробей".
Урок литературы. Нравственные ценности в Стихотворениях в прозе И. С. Тургенева «Русский язык», «Два богача».
Урок литературы по творчесту И. С. Тургенева способствует формированию целостного представления о Стихотворениях в прозе, развивает навыки анализа.
Эгоист - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев
В нем было всё нужное для того, чтобы сделаться бичом своей семьи.
Он родился здоровым; родился богатым - и в теченье всей своей долгой жизни, оставаясь богатым и здоровым, не совершил ни одного проступка, не впал ни в одну ошибку, не обмолвился и не промахнулся ни разу.
Он был безукоризненно честен. И, гордый сознаньем своей честности, давил ею всех: родных, друзей, знакомых.
Честность была его капиталом. и он брал с него ростовщичьи проценты.
Честность давала ему право быть безжалостным и не делать неуказного добра; и он был безжалостным - и не делал добра. потому что добро по указу - не добро.
Он никогда не заботился ни о ком, кроме собственной - столь примерной! - особы, и искренно возмущался, если и другие так же старательно не заботились о ней!
И в то же время он не считал себя эгоистом - и пуще всего порицал и преследовал эгоистов и эгоизм! Еще бы! Чужой эгоизм мешал его собственному.
Не ведая за собой ни малейшей слабости, он не понимал, не допускал ничьей слабости. Он вообще никого и ничего не понимал, ибо был весь, со всех сторон, снизу и сверху, сзади и спереди, окружен самим собою.
Он даже не понимал: что значит прощать? Самому себе прощать ему не приходилось. С какой стати стал бы он прощать другим?
Перед судом собственной совести, перед лицом собственного бога - он, это чудо, этот изверг добродетели, возводил очи горе и твердым и ясным голосом произносил: "Да, я достойный, я нравственный человек!" Он повторит эти слова на смертном ложе - и ничего не дрогнет даже и тогда в его каменном сердце, в этом сердце без пятнышка и без трещины.
О безобразие самодовольной, непреклонной, дешево доставшейся добродетели, ты едва ли не противней откровенного безобразия порока!