Анализ стихотворения Тургенева Деревня



Анализ "Стихотворения в прозе" И.С. Тургенева "Деревня"

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Деревня № 1

Родина мила сердцу не местными

красотами, а пленительными

Первое из стихотворений в прозе И.С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, "Деревня" начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.

После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!

Пример

В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия – родной край!» Символично, что первое предложение текста – восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки. ” Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью. Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь лёгкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.

Всё стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. “ Я, — писал Тургенев в 1848 году. — предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, — всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах. ” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.

Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. “ Огнистые капли ”- этот эпитет как таковой не передаёт никакого явления, но очень ёмко и образно создаёт ощущение тёплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. “На конце-крае земли и неба” – удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. “Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером…”, «большой ломоть ещё теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» - такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.

Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание её во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нём до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…

Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня – весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.

Известно, что Иван Сергеевич Тургенев – мастер цветописи. “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.” «…стекла окон отливают цветами радуги ». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.

Поражает и звукопись стихотворения: « жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеётся, «петух … закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. « Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько – и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».

Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Всё стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной », с круговертью каждодневных дел и забот.

В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. “ Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене .” Какой ёмкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать !» - эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?” Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут всё идёт так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и всё это кажется удивительным после одиночества города…

Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…

Анализ стихотворения Тургенева «Деревня»

Анализ стихотворения Тургенева «Деревня»

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Деревня № 2

Первое из стихотворений в прозе И. С. Тургенева, которым в беловой рукописи и в русских прижизненных изданиях открывается весь цикл, «Деревня» начинается картиной сельской природы, родной ему Орловщины.

После прочтения мы не можем не заметить сходства лирического героя с автором. Во многом это произведение автобиографично. Иван Сергеевич Тургенев рассказывает нам о своей родине. До девяти лет он прожил в наследственном имении, дорогом его сердцу Спасском-Лутовинове, в десяти километрах от Мценска Орловской губернии, которое и является прообразом патриархальной деревни, зримо представшей перед нами в его стихотворении. А потому такой ностальгией пронизано это произведение, «стихотворение-воспоминание»!

В первой строке четко обозначен хронотоп: «последний день июня месяца», «на тысячу верст кругом Россия — родной край!» Символично, что первое предложение текста — восклицательное! Восторгом наполнено сердце лирического героя. Что его радует? «Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки» Поразительное, типичное для поэтики Тургенева художественное пространство, зримое, осязаемое, наполненное цветом, светом, движением, жизнью! Читая эти строки, мысленно оказываешься на обрыве перед оврагом, чувствуешь легкий ветерок, ощущаешь речную свежесть, видишь, как причудливо соединились земля и небо. … И сама становишься героиней этого произведения.

Все стихотворение Тургенева пронизано невероятной любовью лирического героя к России. Тургенев тщательно подбирает эпитеты, выбирает самые яркие краски, чтобы филигранно описать русскую деревню. « Я, — писал Тургенев в 1848 году, — предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, — всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах» Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше подтверждает эти сокровенные мысли писателя. Лирический герой никогда ни за какие богатства не сможет променять благодатную тишину и неяркую красоту родных мест на райские пейзажи и заморские страны.

Язык Тургенева прост, изящен, в этом произведении каждое слово играет, как драгоценный камень. « Огнистые капли «- этот эпитет как таковой не передает никакого явления, но очень емко и образно создает ощущение теплого летнего денька, солнца, слепящего глаза. «На конце-крае земли и неба» — удивительно как неповторимо ярко можно описать манящую линию горизонта. «Стенки горшка покрыты росинками, точно бисером», «большой ломоть еще теплого хлеба», «крупные дутые бусы», «вырезной железный крутогривый конек», «кувшины с букетами» — такое описание обычных, повседневных в обиходе крестьян предметов делает их осязаемыми.

Кто-то скажет, что таких деревень в России тысячи, и, конечно будет прав. Но ведь никто и не настаивает на оригинальности, неповторимости этой деревни. Да, и скорее всего, описание ее во многом носит собирательный характер, ведь каждый, прочитав это стихотворение в прозе, увидит в нем до боли знакомое место, дорогое именно ему, свою малую родину, отчий дом…

Что очень важно, Тургенев не разделяют малую и большую Родину. Для него эти понятия едины. Так и для лирического героя его деревня — весь мир. Это место, где он родился, сделал свои первые шаги, сказал первые слова, впервые влюбился.

Известно, что Иван Сергеевич Тургенев — мастер цветописи. «Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщепленные ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки.» «…стекла окон отливают цветами радуги ». Прилагательные и существительные со значением цвета помогают создать автору эффект присутствия, полноты бытия.

Поражает и звукопись стихотворения: « жаворонки звенят», «зобастые голуби воркуют», «лошади фыркают», молодка смеется, «петух… закричал и хлопотливо захлопал крыльями». Цветом, звуками и запахами наполнен тургеневский текст. « Молоко парное», «и дымком-то пахнет, и травой и дегтем маленько — и маленько кожей», «кругом целые вороха только что скошенного, до истомы душистого сена».

Важную роль в произведении играют чувства и эмоции лирического героя. Все стихотворение пронизано его невероятной любовью к миру русской деревни, раздольной и «вольной », с круговертью каждодневных дел и забот.

В этом произведении, как в родниковых водах, отразилась вся наша Россия-матушка. Страна наша много веков была сельскохозяйственной. А значит, ключевую роль в ней играли крестьяне. И как удивительно описывает их Иван Сергеевич! Он говорит об этих простых людях с невероятной теплотой. « Русокудрые парни, в чистых низко

подпоясанных рубахах, в тяжелых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят. Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеется не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.» Какой емкий образ деревенской жизни подарил нам Тургенев! Его лирический герой любуется каждой деталью крестьянской жизни. «О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!» — эти риторические восклицания невольно тоже эхом отзываются в нашем сердце.

Стихотворение заканчивается риторическим вопросом: «И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и все, чего так добиваемся мы, городские люди?» Автор хочет подчеркнуть эфемерность, временность нашей жизни в городе в плену ложных ценностей, и показать дух соборной жизни в деревне. Тут все идет так, как было заведено столетия назад. В ней все живут как одна большая семья, и все это кажется удивительным после одиночества города…

Родина у нас одна единственная, мы не должны забывать о ней. Да и вряд ли нам это удастся. Тургенев подтвердил эту истину всей своей жизнью и творчеством…

ДЕРЕВНЯ
1846

Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
5 На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
10 Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь - и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени.

Задумчиво глядишь на лица мужиков -
И понимаешь их; предаться сам готов
15 Их бедному, простому быту.
Идет к колодезю старуха за водой;
Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту.

Вот песню затянул проезжий. Грустный звук!
20 Но лихо вскрикнул он - и только слышен стук
Колес его телеги тряской;
Выходит девушка на низкое крыльцо -
И на зарю глядит. и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.

25 Качаясь медленно, с пригорка, за селом,
Огромные возы спускаются гуськом
С пахучей данью пышной нивы;
За конопляником, зеленым и густым,
Бегут, одетые туманом голубым,
30 Степей широкие разливы.

Та степь - конца ей нет. раскинулась, лежит.
Струистый ветерок бежит, не пробежит.
Земля томится, небо млеет.
И леса длинного- подернутся бока
35 Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет.

II
НА OXOTЕ - ЛЕТОМ

Жарко, мучительно жарко. Но лес недалеко зеленый.
С пыльных, безводных полей дружно туда мы спешим
Входим. в усталую грудь душистая льется прохлада;
Стынет на жарком лице едкая влага труда.
5 Ласково приняли нас изумрудные, свежие тени;
Тихо взыграли кругом, тихо на мягкой траве
Шепчут приветные речи прозрачные, легкие листья.
Иволга звонко кричит, словно дивится гостям.
Как отрадно в лесу! И солнца смягченная сила
10 Здесь не пышет огнем, блеском играет живым.
Бархатный манит нас мох, руками дриад округленный.
Зову противиться в нас нет ни желанья, ни сил.
Все раскинулись члены; стихают горячие волны
Крови; машет на нас темными маками сон.
15 Из-под тяжелых ресниц взор наблюдает недолго
Мелких букашек и мух, их суетливую жизнь.
Вот он закрылся. Сосед уже спит. с доверчивым вздохом
Сам засыпаешь. и ты, вечная матерь, земля,
Кротко баюкаешь ты, лелеешь усталого сына.
20 Новых исполненный сил, грудь он покинет твою.

О ночь безлунная, ночь теплая, немая!
Ты нежишься, ты млеешь, изнывая,
Как от любовных ласк усталая жена.
Иль, может быть, неведеньем полна,
5 Мечтательным неведеньем желаний, -
Стыдливая, ты ждешь таинственных лобзаний?
Скажи мне, ночь, в кого ты влюблена?
Но ты молчишь на мой вопрос нескромный.
И на тебе покров густеет темный.

10 Я заражен тобой. вдыхаю влажный пар.
И чувствую, в груди тревожный вспыхнул жар.
Мне слышится твой бесконечный ропот,
Твой лепет вкрадчивый, твой непонятный шёпот -
И тень пахучая колеблется кругом.
15 Лицо горит неведомым огнем,
Расширенная грудь дрожит воспоминаньем,
Томится горестью, блаженством и желаньем -
И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной,
Как будто сам дрожит и пышет надо мной.

Вчера в лесу пришлося мне
Увидеть призрак деда.
Сидел он на лихом коне
И восклицал: победа!

5 И радостно глядел чудак
Из-под мохнатой шапки.
А в тороках висел русак
И грустно свесил лапки.

И рог стремянного звучал
10 Так страстно, так уныло.
Любимый барский пес, Нахал,
Подняв стерляжье рыло,

Махал тихохонько хвостом.
Суровый доезжачий
15 Смирял угрозой да бичом
Шумливый лай собачий.

Кругом - соседи-степняки,
Одетые забавно,
Толпились молча, бедняки!
20 И радовался явно

Мой дед, степной Сарданапал,
Такому многолюдью.
И как-то весело дышал
Своей широкой грудью.

25 Он за трубу <*> держал лису,
Показывал соседу.
Вчера, перед зарей, в лесу,
Я подивился деду.

* Трубой называется хвост у лисицы. (Примечание Тургенева).

Уже давно вдали толпились тучи
Тяжелые - росли, темнели грозно.
Вот сорвалась и двинулась громада.
Шумя, плывет и солнце закрывает
5 Передовое облако; внезапный
Туман разлился в воздухе; кружатся
Сухие листья. птицы притаились.
Из-под ворот выглядывают люди,
Спускают окна, запирают двери.
10 Большие капли падают. и вдруг
Помчалась пыль столбами по дорогам;
Поднялся вихрь и по стенам и крышам
Ударил злобно; хлынули потоки
Дождя. запрыгал угловатый град.
15 Крутятся, бьются, мечутся деревья,
Смешались тучи. молнья. ждешь удара.
Загрохотал и прокатился гром.
Сильнее дождь. Широкими струями,
Волнуясь, льет и хлещет он - и ветер
20 С воды срывает брызги. вновь удар!
Через село, растрепанный, без шапки,
Мужик за стадом в поле проскакал,
А вслед ему другой кричит и машет.
Смятенье. Но зато, когда прошла
25 Гроза, как улыбается природа!
Как ласково светлеют небеса!
Пушистые, рассеянные тучки
Летят; журчат ручьи; болтают листья.
Убита пыль; обмылася трава;
30 Скрипят ворота; слышны восклицанья
Веселые; шумя, слетает голубь
На влажную, блестящую дорогу.
В ракитах раскричались воробьи;
Смеются босоногие мальчишки;
35 Запахли хлебом желтые скирды.
И беглым золотом сверкает солнце
По молодым осинам и березам.

Уж поздно. Конь усталый мой
Храпит и просится домой.
Холмы пологие кругом -
Степные виды! За холмом
5 Печально светится пожар -
Овин горит. На небе пар;
На небе месяц золотой
Блестит холодной красотой,
И под лучом его немым
10 Туман волнуется, как дым.
Большие тени там и сям
Лежат недвижно по полям,
И различает глаз едва
Лесов высоких острова.
15 Кой-где по берегам реки
В кустах мерцают огоньки;
Внезапный крик перепелов
Гремит один среди лугов,
И синяя, ночная мгла
20 Как будто нехотя тепла.

Кроткие льются лучи с небес на согретую землю;
Стелется тихо по ней, теплый скользит ветерок.
Но давно под травой иссякли болтливые воды
В тучных лугах; и сама вся пожелтела трава.
5 Сумрак душистый лесов, отрадные, пышные тени,
Где вы? где ты, лазурь ярких и темных небес?
Осень настала давно; ее прощальные ласки
Часто милее душе первых улыбок весны.
Бурые сучья раскинула липа; береза
10 Вся золотая стоит; тополь один еще свеж -
Так же дрожит и шумит и тихо блестит, серебристый;
Но побагровел давно дуба могучего лист.
Яркие краски везде сменили приветную зелень:
Издали пышут с рябин красные гроздья плодов,
15 Дивно рдеет заря причудливым, долгим пожаром.
Смотришь и веришь едва жадно вперенным очам.
Но природа во всем, как ясный и строгий художник,
Чувство меры хранит, стройной верна простоте.
Молча гляжу я кругом, вниманья печального полный.
20 В тронутом сердце звучит грустное слово: прости!

Утро! вот утро! Едва над холмами
Красное солнце взыграет лучами,

Холод осеннего, светлого дня,
Холод веселый разбудит меня.

5 Выйду я. небо смеется мне в очи;
С сердца сбегают лобзания ночи.

Блестки крутятся на солнце; мороз
Выбелил хрупкие сучья берез.

Светлое небо, здоровье да воля -
10 Здравствуй, раздолье широкого поля!

Вновь не дождаться подобного дня.
Дайте ружье мне! седлайте коня!

Вот он. по членам его благородным
Ветер промчался дыханьем холодным,

15 Ржет он и шею сгибает дугой.
Доски хрустят под упругой ногой;

Гуси проходят с испугом и криком;
Прыгает пес мой в восторге великом;

Ясно звучит его радостный лай.
20 Ну же, скорей мне коня подавай!

Здравствуйте, легкие звезды пушистого первого снега!
Быстро на темной земле таете вы чередой.
Но проворно летят за вами другие снежинки,
Словно пчелы весной, воздух недвижный пестря.
5 Скоро наступит зима, - под тонким и звучным железом
Резвых саней завизжит холодом стиснутый лед.
Ярко мороз затрещит; румяные щеки красавиц
Вспыхнут; иней слегка длинных коснется ресниц.
Так! пора мне с тобой расстаться, степная деревня!
10 Крыш не увижу твоих, мягким одетых ковром,
Струек волнистого дыма на небе холодном и синем,
Белых холмов и полей, грозных и темных лесов.
Падай обильнее, снег! Зовет меня город далекий;
Хочется встретить опять старых врагов и друзей. 1

комментарии, примечания к стихотворению
ДЕРЕВНЯ
Тургенев И. С.

1 Печатается по тексту первой публикации.
Весь цикл впервые опубликован: Совр, 1847, No 1, стр. 7076 с подписью после последнего стихотворения: "И. Тургенев".
В собрание сочинений впервые включено в издании: Т, ПСС, 1898 ("Нива"), т. IX, стр. 264-271.
Автографы неизвестны.
Стихотворения датируются 1846 г. на основании их публикации в январском номере журнала за 1847 г. Это была первая книга журнале "Современник", вышедшая под редакцией Н. А. Некрасова и И. И. Панаева. 9 января 1847 г. Я. К. Грот спрашивал Плетнева, бывшего владельца "Современника": "Как понравились тебе стихи Тургенева под заглавием: "Деревня"?". Плетнев отвечал 18 января 1847 г. "Тургенева все стихи прелесть" <Переписка Грота с Плетневым, т. III, стр. 4, 9).

В цикле "Деревня" объединены девять стихотворений, посвященных одной теме - описанию русской деревни. Более широко и многогранно эта тема развита в "Записках охотника". Первый рассказ из этого будущего цикла - "Хорь и Калиныч" - напечатан в том же номере "Современника", в отделе "Смесь". Здесь же помещен и первый фельетон Тургенева "Современные заметки". Таким образом, в первом номере "Современника", выпущенном новой редакцией, Тургенев выступил и как поэт, и как прозаик, и как фельетонист. Больше в качестве поэта Тургенев в печати не появлялся. "Деревня" - последнее из стихотворных произведений самостоятельного значения, напечатанных при его жизни.


у стихотворения ДЕРЕВНЯ аудио записей пока нет.

Текст

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Деревня № 3

ДЕРЕВНЯ - стихотворение Тургенев И. С.

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Деревня № 4

Люблю я вечером к деревне подъезжать,
Над старой церковью глазами провожать
Ворон играющую стаю;
Среди больших полей, заповедных лугов,
5 На тихих берегах заливов и прудов,
Люблю прислушиваться лаю

Собак недремлющих, мычанью тяжких стад,
Люблю заброшенный и запустелый сад
И лип незыблемые тени;
10 Не дрогнет воздуха стеклянная волна;
Стоишь и слушаешь - и грудь упоена
Блаженством безмятежной лени.

Задумчиво глядишь на лица мужиков -
И понимаешь их; предаться сам готов
15 Их бедному, простому быту.
Идет к колодезю старуха за водой;
Высокий шест скрипит и гнется; чередой
Подходят лошади к корыту.

Вот песню затянул проезжий. Грустный звук!
20 Но лихо вскрикнул он - и только слышен стук
Колес его телеги тряской;
Выходит девушка на низкое крыльцо -
И на зарю глядит. и круглое лицо
Зарделось алой, яркой краской.

25 Качаясь медленно, с пригорка, за селом,
Огромные возы спускаются гуськом
С пахучей данью пышной нивы;
За конопляником, зеленым и густым,
Бегут, одетые туманом голубым,
30 Степей широкие разливы.

Та степь - конца ей нет. раскинулась, лежит.
Струистый ветерок бежит, не пробежит.
Земля томится, небо млеет.
И леса длинного- подернутся бока
35 Багрянцем золотым, и ропщет он слегка,
И утихает, и синеет.

II
НА OXOTЕ - ЛЕТОМ

Жарко, мучительно жарко. Но лес недалеко зеленый.
С пыльных, безводных полей дружно туда мы спешим
Входим. в усталую грудь душистая льется прохлада;
Стынет на жарком лице едкая влага труда.
5 Ласково приняли нас изумрудные, свежие тени;
Тихо взыграли кругом, тихо на мягкой траве
Шепчут приветные речи прозрачные, легкие листья.
Иволга звонко кричит, словно дивится гостям.
Как отрадно в лесу! И солнца смягченная сила
10 Здесь не пышет огнем, блеском играет живым.
Бархатный манит нас мох, руками дриад округленный.
Зову противиться в нас нет ни желанья, ни сил.
Все раскинулись члены; стихают горячие волны
Крови; машет на нас темными маками сон.
15 Из-под тяжелых ресниц взор наблюдает недолго
Мелких букашек и мух, их суетливую жизнь.
Вот он закрылся. Сосед уже спит. с доверчивым вздохом
Сам засыпаешь. и ты, вечная матерь, земля,
Кротко баюкаешь ты, лелеешь усталого сына.
20 Новых исполненный сил, грудь он покинет твою.

О ночь безлунная, ночь теплая, немая!
Ты нежишься, ты млеешь, изнывая,
Как от любовных ласк усталая жена.
Иль, может быть, неведеньем полна,
5 Мечтательным неведеньем желаний, -
Стыдливая, ты ждешь таинственных лобзаний?
Скажи мне, ночь, в кого ты влюблена?
Но ты молчишь на мой вопрос нескромный.
И на тебе покров густеет темный.

10 Я заражен тобой. вдыхаю влажный пар.
И чувствую, в груди тревожный вспыхнул жар.
Мне слышится твой бесконечный ропот,
Твой лепет вкрадчивый, твой непонятный шёпот -
И тень пахучая колеблется кругом.
15 Лицо горит неведомым огнем,
Расширенная грудь дрожит воспоминаньем,
Томится горестью, блаженством и желаньем -
И воздух ласковый, чуть дремлющий, ночной,
Как будто сам дрожит и пышет надо мной.

Вчера в лесу пришлося мне
Увидеть призрак деда.
Сидел он на лихом коне
И восклицал: победа!

5 И радостно глядел чудак
Из-под мохнатой шапки.
А в тороках висел русак
И грустно свесил лапки.

И рог стремянного звучал
10 Так страстно, так уныло.
Любимый барский пес, Нахал,
Подняв стерляжье рыло,

Махал тихохонько хвостом.
Суровый доезжачий
15 Смирял угрозой да бичом
Шумливый лай собачий.

Кругом - соседи-степняки,
Одетые забавно,
Толпились молча, бедняки!
20 И радовался явно

Мой дед, степной Сарданапал,
Такому многолюдью.
И как-то весело дышал
Своей широкой грудью.

25 Он за трубу <*> держал лису,
Показывал соседу.
Вчера, перед зарей, в лесу,
Я подивился деду.

* Трубой называется хвост у лисицы. (Примечание Тургенева).

Уже давно вдали толпились тучи
Тяжелые - росли, темнели грозно.
Вот сорвалась и двинулась громада.
Шумя, плывет и солнце закрывает
5 Передовое облако; внезапный
Туман разлился в воздухе; кружатся
Сухие листья. птицы притаились.
Из-под ворот выглядывают люди,
Спускают окна, запирают двери.
10 Большие капли падают. и вдруг
Помчалась пыль столбами по дорогам;
Поднялся вихрь и по стенам и крышам
Ударил злобно; хлынули потоки
Дождя. запрыгал угловатый град.
15 Крутятся, бьются, мечутся деревья,
Смешались тучи. молнья. ждешь удара.
Загрохотал и прокатился гром.
Сильнее дождь. Широкими струями,
Волнуясь, льет и хлещет он - и ветер
20 С воды срывает брызги. вновь удар!
Через село, растрепанный, без шапки,
Мужик за стадом в поле проскакал,
А вслед ему другой кричит и машет.
Смятенье. Но зато, когда прошла
25 Гроза, как улыбается природа!
Как ласково светлеют небеса!
Пушистые, рассеянные тучки
Летят; журчат ручьи; болтают листья.
Убита пыль; обмылася трава;
30 Скрипят ворота; слышны восклицанья
Веселые; шумя, слетает голубь
На влажную, блестящую дорогу.
В ракитах раскричались воробьи;
Смеются босоногие мальчишки;
35 Запахли хлебом желтые скирды.
И беглым золотом сверкает солнце
По молодым осинам и березам.

Уж поздно. Конь усталый мой
Храпит и просится домой.
Холмы пологие кругом -
Степные виды! За холмом
5 Печально светится пожар -
Овин горит. На небе пар;
На небе месяц золотой
Блестит холодной красотой,
И под лучом его немым
10 Туман волнуется, как дым.
Большие тени там и сям
Лежат недвижно по полям,
И различает глаз едва
Лесов высоких острова.
15 Кой-где по берегам реки
В кустах мерцают огоньки;
Внезапный крик перепелов
Гремит один среди лугов,
И синяя, ночная мгла
20 Как будто нехотя тепла.

Кроткие льются лучи с небес на согретую землю;
Стелется тихо по ней, теплый скользит ветерок.
Но давно под травой иссякли болтливые воды
В тучных лугах; и сама вся пожелтела трава.
5 Сумрак душистый лесов, отрадные, пышные тени,
Где вы? где ты, лазурь ярких и темных небес?
Осень настала давно; ее прощальные ласки
Часто милее душе первых улыбок весны.
Бурые сучья раскинула липа; береза
10 Вся золотая стоит; тополь один еще свеж -
Так же дрожит и шумит и тихо блестит, серебристый;
Но побагровел давно дуба могучего лист.
Яркие краски везде сменили приветную зелень:
Издали пышут с рябин красные гроздья плодов,
15 Дивно рдеет заря причудливым, долгим пожаром.
Смотришь и веришь едва жадно вперенным очам.
Но природа во всем, как ясный и строгий художник,
Чувство меры хранит, стройной верна простоте.
Молча гляжу я кругом, вниманья печального полный.
20 В тронутом сердце звучит грустное слово: прости!

Утро! вот утро! Едва над холмами
Красное солнце взыграет лучами,

Холод осеннего, светлого дня,
Холод веселый разбудит меня.

5 Выйду я. небо смеется мне в очи;
С сердца сбегают лобзания ночи.

Блестки крутятся на солнце; мороз
Выбелил хрупкие сучья берез.

Светлое небо, здоровье да воля -
10 Здравствуй, раздолье широкого поля!

Вновь не дождаться подобного дня.
Дайте ружье мне! седлайте коня!

Вот он. по членам его благородным
Ветер промчался дыханьем холодным,

15 Ржет он и шею сгибает дугой.
Доски хрустят под упругой ногой;

Гуси проходят с испугом и криком;
Прыгает пес мой в восторге великом;

Ясно звучит его радостный лай.
20 Ну же, скорей мне коня подавай!

Здравствуйте, легкие звезды пушистого первого снега!
Быстро на темной земле таете вы чередой.
Но проворно летят за вами другие снежинки,
Словно пчелы весной, воздух недвижный пестря.
5 Скоро наступит зима, - под тонким и звучным железом
Резвых саней завизжит холодом стиснутый лед.
Ярко мороз затрещит; румяные щеки красавиц
Вспыхнут; иней слегка длинных коснется ресниц.
Так! пора мне с тобой расстаться, степная деревня!
10 Крыш не увижу твоих, мягким одетых ковром,
Струек волнистого дыма на небе холодном и синем,
Белых холмов и полей, грозных и темных лесов.
Падай обильнее, снег! Зовет меня город далекий;
Хочется встретить опять старых врагов и друзей. 1

1 Печатается по тексту первой публикации.
Весь цикл впервые опубликован: Совр, 1847, No 1, стр. 7076 с подписью после последнего стихотворения: "И. Тургенев".
В собрание сочинений впервые включено в издании: Т, ПСС, 1898 ("Нива"), т. IX, стр. 264-271.
Автографы неизвестны.
Стихотворения датируются 1846 г. на основании их публикации в январском номере журнала за 1847 г. Это была первая книга журнале "Современник", вышедшая под редакцией Н. А. Некрасова и И. И. Панаева. 9 января 1847 г. Я. К. Грот спрашивал Плетнева, бывшего владельца "Современника": "Как понравились тебе стихи Тургенева под заглавием: "Деревня"?". Плетнев отвечал 18 января 1847 г. "Тургенева все стихи прелесть" <Переписка Грота с Плетневым, т. III, стр. 4, 9).

В цикле "Деревня" объединены девять стихотворений, посвященных одной теме - описанию русской деревни. Более широко и многогранно эта тема развита в "Записках охотника". Первый рассказ из этого будущего цикла - "Хорь и Калиныч" - напечатан в том же номере "Современника", в отделе "Смесь". Здесь же помещен и первый фельетон Тургенева "Современные заметки". Таким образом, в первом номере "Современника", выпущенном новой редакцией, Тургенев выступил и как поэт, и как прозаик, и как фельетонист. Больше в качестве поэта Тургенев в печати не появлялся. "Деревня" - последнее из стихотворных произведений самостоятельного значения, напечатанных при его жизни.

слушать, скачать аудио стихотворение
ДЕРЕВНЯ Тургенев И. С.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ДЕРЕВНЯ:

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Деревня № 5

«Деревня» Тургенева: поэзия прозы

С самого начала являются мажорные, рокочущие звуки, указывающие на животворящий источник жизни русской деревни: “кругом Россия — родной край”, “ровной синевой”, “безветрие”, “воздух — молоко парное!”, “жаворонки звенят; воркуют голуби”, “реют ласточки, лошади фыркают”, “собаки стоят, смирно повиливая хвостами”. Этот рокот гармонично сочетается с поразительной плавностью, которая передаёт особую слаженность в природе: “Ровной синевой залито всё небо; одно лишь облачко на нём — не то плывёт, не то тает. ”, размеренный образ жизни в деревне: “И дымком-то пахнет, и травой — и дёгтем маленько — и маленько кожей. ”

“Курчавые детские головки торчат из каждого вороха; хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек; белогубый щенок барахтается в спутанных былинках.

Русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах, в тяжёлых сапогах с оторочкой, перекидываются бойкими словами, опершись грудью на отпряженную телегу, — зубоскалят.

Из окна выглядывает круглолицая молодка; смеётся не то их словам, не то возне ребят в наваленном сене.

Другая молодка сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца. Ведро дрожит и качается на верёвке, роняя длинные огнистые капли.

Передо мной стоит старуха-хозяйка в новой клетчатой панёве, в новых котах.

Крупные дутые бусы в три ряда обвились вокруг смуглой худой шеи; седая голова повязана жёлтым платком с красными крапинками, низко навис он над потускневшими глазами. ”

Этой размеренности не нарушает даже возня ребят в сене.

Тургенев всегда стремился к простому и ясному воспроизведению картин природы. Он говорил: “Гремите, не сходя с места, всеми громами риторики: вам большого труда это не будет стоить, попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождём, и вы увидите, как это нелегко”. При абсолютной достоверности описаний природа у Тургенева всегда одушевлена лирическим чувством. Тургенев унаследовал от Пушкина удивительную способность извлекать поэзию из любого прозаического явления и факта: всё, что на первый взгляд может показаться серым и банальным, под пером Тургенева приобретает лирическую окраску и рельефную живописность: “Глубокий, но пологий овраг. По бокам в несколько рядов головастые, книзу исщеплённые ракиты. По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали, на конце-крае земли и неба — синеватая черта большой реки. ”

“Я, — писал Тургенев в 1848 году, — предпочту созерцать торопливые движения утки, которая влажною лапкой чешет себе затылок на краю лужи, или длинные блестящие капли воды, медленно падающие с морды неподвижной коровы, только что напившейся в пруду, куда она вошла по колено, — всему тому, что херувимы (эти прославленные парящие лики) могут увидеть в небесах. ” Стихотворение в прозе «Деревня» как нельзя лучше доказывает этот тезис.

В. М. Жирмунский в своё время отметил, что общий эмоциональный тон, характерный для тургеневского описания, создаётся прежде всего обильным употреблением эмоциональных эпитетов и глаголов. Примеры таких эпитетов и глаголов мы находим и в «Деревне»: “курчавые головки”, “бойкими словами”, “зубоскалят”, “крупные дутые бусы”, “улыбается. морщинистое лицо” и другие.

Тургенев лишь в редких случаях позволяет себе действительно полное отождествление фактов внешней природы с явлениями духовной жизни. Именно в таких местах он вводит смягчающее “казалось”, “как будто”, “словно” и тому подобное. “По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь”, “Перед каждой избой чинно стоит исправная лавочка” (смягчение отсутствует).

Неприязненно относясь к выспренному и вычурному языку, Тургенев сам использовал — умеренно и осторожно — традиционные для романтической литературы языковые средства, особенно в описаниях природы:

“на конце-крае земли и неба” — метафора горизонта;

“огнистые капли” — эпитет, создающий впечатление солнечного дня;

“стенки горшка покрыты росинками, точно бисером” — сравнение.

Изображая типы людей из народа, Тургенев употребляет нелитературные, разговорные выражения и диалектизмы. При этом Тургенев не стремится точно воссоздать крестьянскую речь, как это делали многие современные ему писатели (Даль), старательно избегая языковой пестроты, которая была характерна, например, для Н. С. Лескова. Он не приемлет резкого нарушения норм литературного языка. “Чай, седьмой десяток доживает старушка. ”, “безветрие, теплынь. ”, “пахнет дёгтем маленько — и маленько кожей”, “конопляники пускают дух”, “старуха-хозяйка. в новой клетчатой панёве, в новых котах” — эти слова и языковые конструкции не разрушают строя нормированной речи, а создают яркую экспрессию на фоне языковой нормы авторской речи.

Поистине живописны образы крестьян: “русокудрые парни, в чистых низко подпоясанных рубахах”; “круглолицая молодка”, что выглядывает из окна, и “другая”, которая “сильными руками тащит большое мокрое ведро из колодца”; “старуха-хозяйка в новой клетчатой панёве, в новых котах”. Крестьяне любят красоту. Над каждым крылечком конёк вырезан, на ставнях цветы “намалёваны”, около дома завалинка, над крышей каждого дома — скворечница.

Ведущая тема — тема родины, причём родины в широком значении этого слова — Тургенев не разделяет “малую” и “большую” родину, он говорит: “. кругом Россия — родной край” — и тут же описывает орловскую глубинку, близкую сердцу, родную, знакомую до мелочей.

По содержанию, стилю, тону «Деревня» представляет собой словно ответвление романа Тургенева «Дворянское гнездо» (сцена возвращения Лаврецкого после долгих странствий в родную деревню).

Центральный образ стихотворения — образ России, образ предельно живописный и музыкальный, складывается именно в борьбе с диктатом случая, факта. Неслучайна поэтому концовка стихотворения: “И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?”

Стихотворение написано в феврале 1878 года. В это время русские помогали болгарам (братьям-славянам) освободиться от турецкого ига, под гнётом которого болгары находились несколько веков. Они мечтали о том, чтобы водрузить “крест на куполе Святой Софии в Царь-граде” (Константинополе).

Таким образом, Тургенев ставит актуальную проблему: к чему войны, городская суета? Ведь истинное назначение человека — это не войны, не захват земель и городов, а благоустройство жизни на земле, в деревне. Человек должен косить сено, пахать землю, растить детей. Это ему предназначено свыше, самой природой.


Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; «Деревня» Тургенева: поэзия прозы уже в твоих закладках.

Орфография > «Деревня» Тургенева: поэзия прозы

Дополнительные сочинения по данной теме
  • Иван Сергеевич Тургенев. Краткое изложение текста
    Проза Отцы и дети История создания романа Анализ текста Сюжет и композиция романа Последняя глава романа "Отцы и дети" Критика о творчестве И. С. Тургенева Д. И. Писарев М. А. Антонович Н. Н. Страхов Темы сочинений по творчеству И. С. Тургенева «Записки охотника» - галерея народных характеров Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» Изображение крестьянской жизни в «Записках охотника» Тургенева Изображение народа в "Записках охотника" И. С. Тургенева Ещё о "Записках охотника" И.
  • Картины природы в рассказе И. С. Тургенева «Бежин луг» (План)
    Место и значение пейзажа в рассказе. (Описанию природы в рассказе Тургенева отводится много места; природа здесь - одно из действующих лиц, и это отмечено названием рассказа. "Бежин луг" начинается и заканчивается описанием природы, и центральная его часть - рассказы мальчиков - тоже изображена на фоне описания летней ночи.) Прекрасный июльский день. (В начале рассказа Тургенев описывает июльский день, когда он, отправившись на охоту, заблудился. Автор - человек наблюдательный, хорошо знающий
  • Вопросы и ответы к циклу рассказов «Записки охотника» И. С. Тургенева
    1. Какова главная идея "Записок охотника" И. С. Тургенева? Главная мысль "Записок охотника" И. С. Тургенева - моральное превосходство закрепощенного крестьянства над помещиками. 2. Какова функция природы в "Записках охотника" И. С. Тургенева? Природа в "Записках охотника" И. С. Тургенева выступает в нескольких функциях: поэтизация России, изображение красоты ее; отражение психологического состояния человека; подготовка читателя к восприятию событий и героев, создание атмосферы рассказа. 3. В чем состоит демократизм автора в "Записках охотника" И. С.
  • Автор и герой в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева
    То новое, что "чудилось повсюду" писателю, он воплотил в образе Базарова. Действительно, такого героя ни у самого Тургенева, ни вообще в русской литературе еще не было. Он решительно не похож ни на Рудина, ни на Лаврецкого, ни даже на Инсарова. Понятно, что психологически Базаров далек от автора; его внутренний мир кажется неуловимым. Поэтому писатель ищет способы отчетливее понять своего героя, "сжиться" с ним. "Он (Базаров) так завладел мною,- признавался впоследствии
  • «Соединяющие слова» (о жизни и творчестве И. С. Тургенева)
    В романе Тургенева "Накануне" была выражена очень важная для писателя мысль: существуют такие слова, такие понятия, которые не разъединяют, а соединяют людей. Это искусство, родина, наука, свобода, справедливость, наконец любовь. Всю свою жизнь, все силы своего незаурядного ума и большого художественного таланта Тургенев посвятил служению этим великим идеалам, которые действительно способны пробудить у нас сознание приобщенности к радостям, болям и страданиям всего человечества. Заветные мысли Тургенева о "соединяющих словах" не содержали
  • Рассказы «Бурмистр» и «Певцы»
    Очерки «Бурмистр», «Два помещика» и «Контора» были написав в летние месяцы 1874 года, проведенные Тургеневым за границей вместе с Белинским. В них наглядно сказалось мощное влияние великого критика. В эти годы развернулась полемика об управлении помещичьими имениями. Помещики находили главный недостаток в сельском хозяйстве в отсутствии хороших управителей. Очерки Тургенева тематически тесно связаны с «Письмом к Гоголю» Белинского, в котором Белинский критиковал мысль Гоголя о сохранении патриархальных отношений между помещиками и крестьянами.
  • Вопросы и ответы к жизни и творчеству И. С. Тургенева
    Какие черты Тургенева-человека вам запомнились? Каким вам представлялся писатель, когда вы впервые прочли его рассказ "Муму" или другие произведения? Что изменилось сейчас в этом представлении? Когда мы читали "Муму", "Бежин луг", "Русский язык", "Стихотворения в прозе", самостоятельно "Записки охотника", то представляли Ивана Сергеевича Тургенева мягким, добрым человеком, любящим природу, крестьян, детей, тонко чувствующим оттенки русского языка, блестяще владеющим художественным стилем речи. Этот человек ненавидел насилие над личностью, сочувствовал обездоленным и обличал

Разместил: Узнайка и опубликовал 20 августа, 2014 В разделе: Орфография

Популярные эссе

    Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі - історії) у системі

Виступ екологічної агітбригади

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Любимый день недели (Второй вариант)

Мой любимый день недели, как это ни странно, - четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

    Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

Послушайте стихотворение Тургенева Деревня

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Деревня

Анализ стихотворения Тургенева Деревня

Настроение произведения Деревня

Деревня