Анализ стихотворения Тургенева Что я буду думать



И.С. Тургенев Что я буду думать (стихотворение в прозе).mp3

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Что я буду думать № 1

2010-12-21 21:25:01 - Ольга Николаевна Аникина
Сегодня умерла моя ученица, закончила школу 5 лет назад. Неделю лежала в коме, попав под колёса машины. 23 года.

2010-12-22 04:16:54 - Валентина Сергеевна Рябизова
Примите соболезнование. Как жаль.

2010-12-22 14:32:37 - Ольга Николаевна Аникина
Два года тому назад ушла девочка из этого же класса, спрыгнула с лестницы. Училась на 4 курсе, получила четвёрку на экзамене, хотела пойти в аспирантуру после 5-го, но что-то не заладилось, поссорилась со своим парнем, с мамой. Залезла на пожарную лестницу и отпустила руки. А вчера вот Маша ушла. И на всех фото они вместе.

Пример

2010-12-22 14:37:40 - Марина Викторовна Рыжова
Страшно, когда дети уходят. Тем более, из за неуспешности или по вине какого-нибудь придурка. У нас несколько лет назад наша ученица со своим мужем ехала в больницу - он вёз её на сохранение перед самыми родами, у них была двойня, а девушка хрупкая по себе. Их машину снесло под камаз. Муж ничего, а она насмерть. Детей успели `вытащить`, но они прожили сутки. Это не передать словами! Рыдало всё село, это была такая сорлнечная девушка! Соболезную.

2010-12-22 18:44:31 - Галина Геннадьевна Селиванова
Как больно, когда умирает человек. Примите соболезнования.

2010-12-22 18:48:18 - Елена Самуиловна Михайлова
У меня в прошлом году ученица умерла,история, почти такая же как Ваша, Ольга Николаевна. Пишу вам, а вспоминаю ее. Не могу удержать слезы.

2010-12-23 20:13:14 - Ольга Николаевна Аникина
Что-то в этом мире не так.

Прокомментируйте!

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Разработка урока. Комплексный анализ стихотворения в прозе И.С.Тургенева "Когда меня не будет".

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Что я буду думать № 2

Предварительный просмотр:

;Тема урока: И.С.Тургенев «Когда меня не будет. » Анализ художественного текста.

Цель: познакомить учащихся с содержанием лирической миниатюры; ввести их в атмосферу жизни и творчества писателя; развивать умение находить в тексте тропы, фигуры речи и определять их функцию; воспитывать самостоятельность, творческую активность; помочь учащимся осмыслить мотивы любви и жизни, памяти и бессмертия.

Оборудование: портреты Тургенева и Полины Виардо; музыка: Поль Мориа «История любви», Бетховен «К Элизе».

  1. Учитель объявляет тему и цель урока.
  2. Чтение текста учащимися. Знакомство с содержанием.
  3. Учитель читает произведение вслух на фоне музыки Поля Мориа.

Когда меня не будет.

Когда меня не будет, когда все, что было мною, рассыплется прахом,- о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно, ты, которая наверно переживешь меня,- не ходи на мои могилу. Тебе там делать нечего.

Не забывай меня. но и не вспоминай обо мне среди ежедневных забот, удовольствий и нужд. Я не хочу мешать твоей жизни, не хочу затруднять ее спокойное течение. Но в часы уединения, когда найдет на тебя та застенчивая и беспричинная грусть, столь знакомая добрым сердцам, возьми одну из наших любимых книг и отыщи в ней те страницы, те строки, те слова, от которых, бывало,- помнишь?- у нас обоих разом выступали сладкие и безмолвные слезы.

Прочти, закрой глаза и протяни мне руку. Отсутствующему другу протяни руку твою.

Я не буду в состоянии пожать ее моей рукой: она будет лежать неподвижно под землею. но мне теперь отрадно думать, что, быть может, ты на твоей руке почувствуешь легкое прикосновение.

И образ мой предстанет тебе, и из-под закрытых век твоих глаз польются слезы, подобные тем слезам, которые мы, умиленные Красотою, проливали некогда с тобою вдвоем, о ты, мой единственный друг, о ты, которую я любил так глубоко и так нежно!

  1. Обмен впечатлениями. Какие чувства испытывали при знакомстве с миниатюрой? Помогла ли музыка воспринять содержание текста?
  2. Сообщения учащихся.

Ученик 1. С 1878 года писатель стал создавать «Стихотворения в прозе». Ему хотелось прозаическую речь сблизить со стихотворной, создать особый жанр дневника, в котором соединятся радостные и грустные воспоминания о прошлом, размышления о любви и чести, правде и совести, о жизни и смерти. Это своего рода лирический дневник.

Стихотворения в прозе» завершают творческий путь Тургенева. Ключевые слова «жизнь» и «смерть» формируют два тематических ряда, которые представляют собой особую картину мира.

Учитель: Ребята, что вы знаете о жанре «Стихотворения в прозе»? В чем своеобразие этого жанра? Назовите основные признаки «Стихотворения в прозе». Какие миниатюры изучали?

Ученик 2. «Стихотворения в прозе» - это стихи без рифмы и размера. В них много переживаний, личных ощущений, размышлений. Главное в них - лирическое начало, ярко выраженные чувства автора. «Русский язык», «Два богача», «Близнецы», «Памяти Ю. Вревской», «Мне жаль».

Учитель: Основные признаки жанра:

герой - я, его чувства;

речь эмоциональна; большое значение придается художественным средствам (средствам выразительности), поэтической фонетике, синтаксису).

Лирическая миниатюра, которую мы прочитали, посвящена любимой женщине И.С.Тургенева Полине Виардо. (Портрет П. Виардо).

1. В 1843 году произошло событие, наложившее неизгладимый отпечаток на всю жизнь Ивана Сергеевича Тургенева: он познакомился с выдающейся певицей, человеком высокой культуры, умной и привлекательной женщиной Полиной Виардо.

2. Полина Виардо была не только замечательной певицей, но и обаятельной женщиной, широко образованным человеком и интересным собеседником. Любовь к ней Тургенев пронес через всю жизнь. До конца своих дней он остался верен этому чувству, многое принеся ему в жертву.

3. «О, мой горячо любимый друг, постоянно, день и ночь я думаю о Вас, и с какой бесконечной любовью! Каждый раз, когда Вы вспоминаете обо мне, Вы можете уверенно сказать себе: «Мой образ стоит сейчас перед его глазами и он покланяется мне. И это будет истинная правда. Все мои помыслы постоянно вьются возле Вас, и Ваш дорогой образ заставляет все прочие растаять как снег».

Тургенев - Полина Виардо.

(через 16 лет после их знакомства).

Учитель: Перейдем к анализу миниатюры. Определите тему, о чем говорит лирический герой. Приведите ключевые слова.

(Любил, застенчивая грусть, не вспоминай, не забывай, сладкие слезы).

Тема: Герой говорит о вечной любви и памяти.

Чтобы определить идею, разделите текст на микротемы и найдите мотивы, которые связаны с идеей.

Мотив красоты (умиленные красотою).

Мотив воспоминания (любовь в сердце, помни, не забывай).

Мотив любви и дружбы (единственный друг; я любил).

Мотив жизни (переживешь меня).

Мотив смерти (когда меня не будет; рассыплется прахом, могила, лежать неподвижно под землею).

Мотив суетности (среди ежедневных забот, удовольствий и нужд). Таким образом, основная мысль:

Вечная любовь возможна тогда, когда мы ценим красоту, умеем помнить всегда, даже после смерти любимого. Грош цена памяти, если это выполнение каких-либо традиций и обрядов.

Учитель: Какова эмоциональная оценка автора, каков пафос стихотворения? Что помогает создать впечатление повышенной эмоциональности?

Запишем в I колонку слова и сочетания слов, связанных с грустной тональностью:

  1. печаль;
  2. когда меня не будет;
  3. рассыплется прахом;
  4. могила;
  5. отсутствующий;
  6. застенчивая грусть.

Во II колонку - светлой тональностью:

  1. любил так нежно;
  2. не забывай;
  3. протяни руку;
  4. отрадно думать;
  5. умиленные;
  6. сладкие слезы.

Итак, в произведении тональность и грустная (элегическая), и светлая

- Какие смысловые части можно выделить? Какова композиция?

Ученики: Текст можно разбить на 2 части; в I - она - ее память, во II части – я (герой) - его чувства.

- Найдите слова, которые создают обрамление. (О ты, которую я

любил так глубоко и так нежно!)

- Кольцевая композиция помогает лирическому герою более

эмоционально выразить свои чувства. Текст построен на внутреннем монологе.

- Ребята, вспомните фигуры речи: антитеза, повторы, градация,

перифраз, обращения, инверсия, фигура умолчания и другие. Какие из перечисленных фигур использованы в стихии Тургеневым? Их функция?

Ученики: антитеза: (не забывай - не вспоминай, жизнь - смерть. Контраст усиливает чувства);

повторы: о ты, мой единственный друг; слезы; не хочу (не в силах сдержать чувства);

обращения: единственный друг (создается образ друга);

градация: книга - страница - строка - слова;

перифраз: рассыплется прахом (умрет), (усиливает выразительность).

- Какая из найденных фигур главная?

Ученики: Умолчание. Герой думает, волнуется, представляет. Речь его близка к разговорной. Эмоциональные и психологические паузы.

Учитель: Впервые Тургенев прочитал миниатюру актрисе Марии Гавриловне Савиной. При жизни стихотворение не было опубликовано, имело название «К ней». Оно вошло в цикл с названием «Когда меня не будет. » Какое заглавие больше соответствует тексту?

Ученики: «Когда меня не будет. » содержит недосказанное, таинственное. Это предположение, просьба. Герой жив, но размышляет о смерти и памяти. Это помогает ему жить.

Учитель: Поэтическую мелодию стихотворения создают тропы, основной троп — эпитет. Он доминирует. Найдите.

Ученики: Единственный друг, сладкие слезы, беспричинная и застенчивая грусть, любил так глубоко и так нежно.

Учитель: С помощью эпитетов передается интимность, сокровенность. А как вы объясните эпитет «сладкие слезы»?

Ученики: Это оксюморон - слезы радости, умиления.

Вывод: фигуры речи и тропы помогают Тургеневу выразить сильное, глубокое чувство, надежду на память. Любовь после смерти.

Учитель: Ребята, вы, наверное, обратили внимание на художественные детали. Назовите их. Определите, как эти детали помогают установить связь между настоящим, прошлым и будущим?

Ученики: рука (реализуется связь будущего с настоящим); слезы (связь настоящего с прошлым); книга (прошлое и настоящее); могила (связь с будущим).

Учитель: Есть ли интерьер? Каковы пространственные параметры?

Ученики: Интерьера нет. Но слово « могила» говорит о будущем. В последнем абзаце льются слезы, очищающие и объединяющие в одном порыве.

Учитель: Он и она живут в сердце, в памяти. Это история души, любви. Это их тайна. Обратим внимание на синтаксические, морфологические особенности. Какова особенность синтаксических конструкций.

Ученики: Предложение сложные, простые осложнены обращениями, однородными членами, вводными словами.

Учитель: Какая часть речи преобладает? Почему?

Ученики: Тургенев использует глаголы в повелительном наклонении; глаголы совершенного вида. Часто встречается частица не перед глаголом. Это связано с желанием героя, с просьбой к любимой не делать того, что ему не нравится и сейчас.

Повторяются местоимения: я, меня, мной, мне, тебя, ты, тобой.

Любовь - это чувство, таинство двух сердец, это умиление красотой, это чтение книг, прослушивание музыки.

Учитель: Музыкальность, напряженное состояние души передает

звукопись. Найдите предложение: «Но в часы уединения. » Какие звуки слышатся чаще? («с», «з»). Они передают и светлые, и грустные чувства, усиливают мотив красоты. А в предложении «Прочти. ». Аллитерация «р», «п», ассонанс «у», «а» нагружаются смыслом, идущим от важных для писателя слов: память, рука, друг.

Вывод: Перед нами творение великого мастера. Стихотворение в прозе содержит глубокие размышления о торжестве красоты и бессмертия, о нежной любви, той любви, которая обещает человеку торжество над смертью (мне отрадно думать). Любящий человек прекрасен, духовно окрылен. Это размышления лирического героя о законах человеческого бытия, молодости и старости, жизни и смерти, любви и бессмертии.

Стиль Ивана Сергеевича Тургенева отмечает эмоциональность, откровенность, глубина, насыщенность лексическими средствами. Мелодию стиха создают повторы, инверсия, звукопись, поэтические приемы. «Стихотворения в прозе» - это ткань из солнца, радуги и алмазов, женских слез и благородства мужской мысли», - писал Анненков Павел Васильевич. Я думаю, что очень созвучна с миниатюрой Тургенева музыка Бетховена «К Элизе» (звучит музыка).

Домашнее задание: написать сочинение «Мое восприятие стихотворения «Когда меня не будет. ».

Что я буду думать? (Тургенев)

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Что я буду думать № 3

Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать, — если я только буду в состоянии тогда думать?

Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал ее, продремал, не сумел вкусить от ее даров?

«Как? это уже смерть? Так скоро? Невозможно! Ведь я еще ничего не успел сделать… Я только собирался делать!»

Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах?

Предстанут ли моей памяти мои дурные дела — и найдет на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?

Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом… да и ожидает ли меня там что-нибудь?

Нет… мне кажется, я буду стараться не думать — и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди.

При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков… и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы.

Что я буду думать. - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Что я буду думать № 4

Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать,-- если я только буду в состоянии тогда думать?

Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал ее, продремал, не сумел вкусить от ее даров?

"Как? это уже смерть? Так скоро? Невозможно! Ведь я еще ничего не успел сделать. Я только собирался делать!" Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих светлых, прожитых мною мгновениях, на дорогих образах и лицах?

Предстанут ли моей памяти мои дурные дела - и найдет на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?

Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом. да и ожидает ли меня там что-нибудь?

Нет. мне кажется, я буду стараться не думать - и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди.

При мне один умирающий всё жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков. и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы.

Что я буду думать.
Стихотворение Ивана Тургенева

Что я буду думать тогда, когда мне придется умирать, если я только буду в состоянии тогда думать?
Буду ли я думать о том, что плохо воспользовался жизнью, проспал ее, продремал, не сумел вкусить от ее даров?
"Как? это уже смерть? Так скоро? Невозможно! Ведь я еще ничего не успел сделать. Я только собирался делать!"
Буду ли я вспоминать о прошедшем, останавливаться мыслию на немногих, светлых, прожитых мною мгновениях на дорогих образах и лицах?
Предстанут ли моей памяти мои дурные дела - и найдет на мою душу жгучая тоска позднего раскаяния?
Буду ли я думать о том, что меня ожидает за гробом. да и ожидает ли меня там что-нибудь?
Нет. мне кажется, я буду стараться не думать - и насильно займусь каким-нибудь вздором, чтобы только отвлечь собственное мое внимание от грозного мрака, чернеющего впереди.
При мне один умирающий все жаловался на то, что не хотят дать ему погрызть каленых орешков. и только там, в глубине его потускневших глаз, билось и трепетало что-то, как перешибленное крыло насмерть раненной птицы.

И.С.Тургенев. Избранное.
Классическая библиотека "Современника".
Москва: Современник, 1979.

Другие стихи Ивана Тургенева

Послушать стихотворение Тургенева Что я буду думать

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Что я буду думать

Анализ стихотворения Тургенева Что я буду думать

Настроение произведения Что я буду думать

Что я буду думать