Анализ стихотворения Тургенева Без гнезда



И.С. Тургенев "Стихотворения в прозе"

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Без гнезда № 1
  1. Выявить особенности тургеневского мировосприятия в последние годы жизни; помочь понять философский смысл стихотворения в прозе;
  2. Проанализировать стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы …», «Нищий», «Воробей», определить способы раскрытия авторской мысли; развивать навыки выразительного чтения;
  3. Прививать любовь и внимание к слову через анализ стихотворений в прозе И.С. Тургенева; Воспитывать чувство сострадания, любовь к людям.
  1. Вступительное слово учителя.
  2. Проверка выполнения домашнего задания.
    1. Повторение изученного материала о жанре «Стихотворения в прозе»;
    2. Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;
    3. Сообщение учащегося об истории создания «Стихотворений в прозе» И.С. Тургенева;
  3. Анализ «Стихотворений в прозе».
    1. Слово учителя.
    2. Выразительное чтение учащимся стихотворения в прозе «Русский язык».
    3. Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…».
    4. Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Нищий».
    5. Выразительное чтение учащимся и анализ стихотворения в прозе «Воробей».
  4. Подведение итогов.
  5. Объяснение домашнего задания

I. Вступительное слово учителя.

На протяжении всего своего творчества И.С. Тургенев сознательно сближал прозу с поэзией, устанавливая равновесие между ними, он стремился к прозе, обладающей всеми возможностями поэтической речи, к прозе гармонически упорядоченной, лирической, соединяющей в себе точность, логичность мысли со сложностью поэтического настроя, словом, стремился, в конечном счёте, к стихотворениям в прозе

II. Проверка выполнения домашнего задания.

1. На прошлом уроке путём сопоставления философских афоризмов Шопенгауэра, стихотворений в прозе Ш. Бодлера, верлибра А.А.Фета, стихотворений Ф.И.Тютчева и стихотворения в прозе И.С. Тургенева мы выявили особенности такого жанра как стихотворение в прозе.

  • В чём заключается особенность жанра стихотворения в прозе?
  • Что сближает стихотворение в прозе и стихотворение?

Сегодня на уроке вы познакомитесь с некоторыми стихотворениями в прозе И.С. Тургенева. Запишите тему урока. И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе.

О том, как и когда, создавались стихотворения в прозе, вы узнаете из сообщения.

2. Сообщение учащегося на тему: «История создания стихотворений в прозе И.С. Тургенева».

История создания «Стихотворений в прозе».

И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале .Сам он называл их «…нечто вроде того. что художники называют эскизами. этюдами с натуры. которыми они потом пользуются. когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли. писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу. »

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять».

Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера.

Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.

51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г.

Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений. в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение). была издана только в 1930-1931 г.

Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Сам Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединённый общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

Из сообщения вы узнали, что «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева вызвали живейший интерес у всех, кто их прочитал.

3. Подбор высказываний о «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева;

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

  • Итак, что чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей? (Поэтическое мастерство, глубина мысли, выразительность и богатство речи).

III. Анализ «Стихотворений в прозе»

1. И.С. Тургенев в совершенстве владел словом, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке.

Мысль о величии русского языка и русского народа звучит в знакомом вам стихотворении в прозе «Русский язык».

2. Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения «Русский язык».

  • С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.

3. Сегодня на уроке, проанализировав стихотворения в прозе, ответим на вопросы:

Какой представляется личность поэта в эти годы?

О чём свидетельствует его лирический дневник?

Эпиграфом к уроку послужили слова И.С. Тургенева «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Любовь…Это слово было самым важным в жизни Тургенева. Это и любовь к близким, к друзьям, к природе, к женщине, т.е. всему что его окружало. Сам Тургенев говорил друзьям: «Я полагаю, только любовь вызывает такой расцвет всего существа ,которое не может дать ничто другое, не правда ли?»

Любовь мы видим во всех его произведениях: в романах, в повестях, в поэмах, в стихотворениях в прозе.

В сентябре 1879 г. спустя 30 лет после первых встреч с Полиной Виардо, Тургенев пишет одно из своих чудных стихотворений в прозе «Как хороши, как свежи были розы…», вспоминая строчку из давно забытого стихотворения. Это стихотворение называлось «Роза» и было написано И. Мятлевым в 1843 г. под впечатлением выступления П.Виардо.

Выразительное чтение учителем стихотворения в прозе «Как хороши, как свежи были розы…» под звучание «Лунной сонаты» Л. Бетховена.

  • Каковы мотивы этого стихотворения?
  • Как построено это стихотворение?
  • Какова особенность деления на абзацы?
  • В чём особенность начала стихотворения?
  • Какой приём использует автор?
  • Каким мы видим прошлое?
  • Какова тональность этих абзацев?
  • Каково настоящее?
  • Обратите внимание на слово зима. Что имеет в виду автор, говоря, что теперь зима?
  • О чём свидетельствует единственная свеча?
  • Каково настроение в настоящем?
  • О чём свидетельствует многоточие?
  • Последнее многоточие как бы говорит о всеобщей смерти. Всё кончилось. Нет больше ни горечи, ни страха, ни холода.
  • Каково последнее воспоминание?
  • Итак, что же остаётся в памяти человека, прожившего долгую жизнь?

Мгновенность прошедшей жизни осознаётся только в её конце. Поэтому нужно ценить каждое мгновение нашей жизни. Чередование прошлого и настоящего придаёт этому стихотворению неповторимое поэтическое звучание.

Человеческая жизнь представляется писателю мгновенной, обречённой на неизбежную смерть. Её скоротечность особенно ощутима на склоне лет, в часы долгих ночных раздумий. Мотив старости, смерти, одиночества чувствуется в стихотворениях «Сон», «Старуха». «Без гнезда», «Насекомые».

4. В тургеневском цикле получают своё решение самые разнообразные философские, нравственно-этические и общественно-социальные вопросы, которые актуальны и в наше время.

Выразительное чтение учащимся наизусть стихотворения в прозе «Нищий».

  • Каковы мотивы этого стихотворения?
  • Что заставляет нас сочувствовать, сопереживать нищему?
  • Какое выразительное средство использует автор при описании нищего?
  • Что мы можем сказать о рассказчике?
  • В каком состоянии он находится? Что он чувствует?
  • Какое слово они оба повторяют дважды?
  • Кто такие братья? Что означает это слово в данном контексте?
  • Что даёт рассказчик вместо милостыни?
  • Что означает рукопожатие?
  • Что легче: дать милостыню или пожать руку нищему?
  • О чём свидетельствует поступок рассказчика?
  • Оценил ли это нищий?
  • О чём последние предложения стихотворения?
  • Но всё-таки стихотворение называется не «Подаяние», не «Братья», а «Нищий». Почему?

Тургенев никогда не мог относиться к бедности и нищете равнодушно, его угнетала мысль о несправедливости мироустройства. Чувство социальной вины мучило писателя на протяжении всей его жизни.

  • В каких произведениях встречаются эти мотивы?
  • Что вы сейчас наблюдаете по отношению к нищим?
  • Как окружающие к ним относятся?
  • Как вы понимаете слово милосердие?

Тургенев говорил об уважении к человеку, о любви к людям и ко всему живому.

Каждая жизнь ценна. Вы ещё раз убедились, что в своих стихотворениях автор затрагивает вечные проблемы, которые волнуют человечество во все времена.

С неменьшей силой в стихотворениях в прозе выступает и другой круг мотивов и настроений.

5. Выразительное чтение и анализ стихотворения в прозе «Воробей».

  • Что демонстрирует автор в этом стихотворении?
  • Какова интонация в начале, в середине и в конце стихотворения?
  • Какими мы видим воробьёв и собаку?
  • Как автор передаёт их чувства и состояние?
  • Какие чувства испытывает сам рассказчик?
  • Почему не происходит борьбы между сильным и слабым?
  • Что понял автор, наблюдая за участниками этой сцены-битвы?

Любовь – сильней всего. Любовь – сильнее смерти и страха смерти. Только ею движется жизнь.

Последний абзац – апофеоз счастья, счастья от сделанного открытия, от справедливости закона, которому подчиняется мир. Это открытие выстрадано автором, это любимая его мысль, отразившаяся во многих его произведениях.

IV. Подведение итогов

Итак, подведём итоги и ответим на вопросы, поставленные в начале урока.

  • Какой представляется личность писателя в эти годы?

Стихотворения в прозе И.С. Тургенева написаны в последние 5 лет жизни. В них переданы чувства и ощущения человека, предчувствовавшего свою близкую кончину. Жизнь разделилась на две части: до болезни и после неё. В первом мире – жизнь, радость, красота, счастье; во втором – ощущение смерти, мука, воспоминания.

Это взгляд человека, глубоко страдающего. Но в то же время мы видим человека, который продолжает жить, мыслить, чувствовать. Только теперь он как бы заново переоценивает всю свою долгую и содержательную жизнь.

  • Каковы основные мотивы стихотворений в прозе Тургенева?
  • Что их характеризует?
  • Можем ли мы назвать их лирическим дневником писателя?

Действительно, «Стихотворения в прозе» Тургенева – это «лирический дневник» человека, потому что он передаёт тонкости духовного мира, глубину переживаний, философский настрой ума.

  • Согласны ли вы с высказываниями о стихотворениях в прозе Тургенева, которые прозвучали в начале урока?

«Стихотворения в прозе» Тургенева – это удивительный сплав поэзии и прозы в некое единство, позволяющее вместить целый мир в зерно небольших размышлений». Сам Тургенев называл их ещё «последними вздохами старика».

Но «вздохи» эти донесли и до наших дней неисчерпаемость жизненной энергии писателя и его огромной любви к людям.

Обратимся к эпиграфу. «Живите. И любите людей, как я их всегда любил».

Следуйте совету И.С. Тургенева. Любите людей – это самое главное в жизни.

V. Объяснение домашнего задания.

Проанализируйте стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Природа», «Стой», «Христос».

Предмет: русский язык

Тема: Лингвистический анализ художественного текста

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация, тексты И. С. Тургенева стихотворений в прозе «Голуби», «Без гнезда», план анализа текста, поэтическая тетрадь.

Цель урока: проверить и оценить самостоятельную работу над текстом; скорректировать и развивать навыки анализа текста; активизировать речь учащихся; побудить учащихся к творческой деятельности над текстом; готовить к письменному сочинению.

В конце жизни И. С. Тургенев (1818 - 1883) создает несколько миниатюрных прозаических произведений, в том числе и «Стихотворения в прозе» ( I часть опубликована в 1882 г). Последние годы писатель провел во Франции, вдали от родины, и этим объясняется настроение грусти, печали, тоски, характерные для этого цикла. В тоже время обостренная чуткость к слову, великолепное литературное мастерство и настоящий талант делают эти миниатюры подлинными шедеврами.

Поэтому перед вами стоит ответственная и сложная задача – не просто написать сочинение, а стать соавтором великого писателя; тактично сохраняя дух и смысл его творения, воспроизвести свой вариант его произведения. Задача усложняется еще и жанровым своеобразием этого текста.

Беседа по тексту.

1. - К какому стилю принадлежит этот текст? (Художественному ). Почему? (потому что он полон зримых картин, образов, создает определенное настроение ).

- Можно ли пересказать обычное стихотворение? (невозможно, так как разрушится его поэтичность )

- А стихотворение в прозе? (можно постараться воспроизвести, сохранив его образную систему, настроение, его смысл )

Определение «Стихотворение в прозе» в поэтической тетради

2. - О чем это произведение, какова его тема? (Это стихотворение в прозе о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за парой голубей)

- Тему и идею этого стихотворения легче понять при сопоставлении с другим произведением этого цикла – «Без гнезда». Выразительное чтение

Прочитайте начало этого стихотворения в прозе. (ученик читает I абзац )

- Какова главная мысль? (в этом стихотворении проводится параллель между состоянием души лирического героя и одинокой птицы без гнезда. Стихотворение о тоске лирического героя по дому, по тому месту на земле, где ты не одинок и где тебя понимают).

Сопоставим стихотворение в прозе «Без гнезда» со стихотворением «Голуби»

- Какое из них более грустное? («Без гнезда»)

- Похожи ли их темы? (хотя темы и схожи, но в стихотворении «Без гнезда» лирический герой не видит надежды обрести дом. Он отчаивается и предвидит лишь гибель. В миниатюре «Голуби», наоборот, лирического героя примиряет с одиночеством и бесприютностью любование двумя голубями, сидящими рядом под навесом крыши)

- Прочитайте конец стихотворения «Без гнезда» («Устала бедная птица…») и конец стихотворения «Голуби» («Нахохлившись оба…»)

- Каким чувством пронизано все стихотворение «Голуби»? (светлым, умиротворенным, хотя и грустным)

В своей работе вы должны обязательно сохранить это чувство. Как? Какими средствами передать его? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо обратиться к анализу текста, его языка.

Чтение и языковой анализ текста начнем с составления плана текста.

- На какие смысловые части вы разделили текст?

- Какие основные образы вы увидели в этом стихотворении? На что мы должны обратить внимание, слушая текст?

- Какие основные образы вы увидели в этом стихотворении? На что мы должны обратить внимание, слушая текст?

4. Лингвистический анализ (читаем 1 часть до слов «Она по-прежнему давила безмолвно землю»)

а) Словарная работа

зыбь – легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве

межа – граница земельных участков

томление – мучительное, тягостное ожидание чего-то

- Найдите и запишите опорное сочетание, кратко передающее основное содержание 1 части («Назревала гроза великая»)

Обратите внимание, что гроза НЕ ПРИБЛИЖАЛАСЬ, НЕ НАДВИГАЛАСЬ, а именно НАЗРЕВАЛА, т. е. процесс происходит исподволь, почти незаметно. В прямом или переносном значении употреблено это слово? (в переносном)

- Чьими глазами увидено это назревание грозы? Докажите. (глазами лирического героя: «я стоял» «передо мною» «я глядел»)

- Обратите внимание, что все пространство для лирического героя делится на «около меня» и «за рожью» (запись на доске)

- Что же он видит «около меня», «передо мною»? Запишите в одну колонку контекстуальный синоним к словосочетанию СПЕЛАЯ РОЖЬ (то золотое, то посеребренное море - )

- Каково состояние этого «моря» и всей природы? (состояние затишья перед бурей)

Выпишите опорные сочетания, передающие это состояние. (не бегало зыби – не струился воздух – все притаилось – все изнывало – не слыхать, не видать ни одной птицы)

- Что же видит лирический герой «там, за рожью»? (темно-синяя туча)

Выпишите контекстуальные синонимы к этому словосочетанию (грузная громада – злая туча – синяя громада)

Обратите внимание на свет «около меня» и «за рожью» («солнце еще светило – горячо и тускло», «под зловещим блеском последних лучей – темно-синяя туча…», «давила безмолвную землю», «пухла да темнела»)

Посмотрите на запись и скажите, на каком приеме построена эта часть текста? (на приеме противопоставления - антитеза)

Обратим внимание на синтаксические конструкции, использованные в тексте, найдите их особенности

1) Безличные предложения (не бегало зыби; не слыхать, не видать ни одной птицы; думалось; смутно было на душе)

2) Инверсия, создающая впечатление величественности грядущего события (но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух; назревала гроза великая)

3) Обилие восклицаний (в какой части текста и почему они возникают)

4) Обращения (к молнии, к грому, к туче – эмоционально-экспрессивные, передающие напряженное душевное состояние лирического героя) – повторяем постановку знаков препинания при обращении

Читаем и анализируем 2 часть текста (от слов «И вот по одноцветной ее синеве…» до слов «летят домой ровным полетом два белых голубя»)

- Какие главные образы вы увидели в этой части текста? (сначала один белый голубь, потом два белых голубя)

- Подберите контекстуальные синонимы, сохраняя последовательность употребления их в тексте (что-то – белый платочек – снежный комок – белый голубь; два платка – два комочка – два белых голубя)

- Почему именно в такой последовательности использованы автором контекстуальные синонимы? (создается эффект постепенного приближения и узнавания)

- Какой прием использован автором при построении этой части текста? (параллелизм)

- Какая часть речи преобладает в этой части текста? (глаголы: замелькало – летел – летел, летел – потонул, мелькают – несутся - летят)

- Что подчеркивается при помощи глаголов? (движение)

Однако между этими двумя изображениями действия есть такое предложение «Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь»

- Какую роль это предложение играет здесь? (напряженная пауза, ожидание. Эпитет ЖЕСТОКАЯ подчеркивает зловещий характер этой паузы, имеет эмоциональное и оценочное значение)

Обратите внимание, что пауза заканчивается многоточием и сразу после него идет восклицание «Но глядь!» Какое значение оно имеет? (передает неожиданность того, что последует за ней)

Попробуйте представить нарисованную писателем картину. В ней есть контраст, противопоставление. В чем оно выражается? (цветовой контраст – одноцветная синева – белые голуби)

3 часть текста (от «И вот, наконец, сорвалась буря» до «…запахло серой») очень небольшая, но чрезвычайно выразительная. Каким опорным сочетанием можно передать происходящее здесь? (сорвалась буря)

- Какая часть речи преобладает? Почему? (Глаголы. Автор передает быструю смену явлений, стремительное движение: визжит – мечется ветер – мчатся облака – все закружилось, смешалось – захлестал, закачался ливень – молнии слепят – стреляет гром)

Обратите внимание на синтаксические конструкции

1. Инверсия подчеркивает динамизм описания (визжит ветер, мчатся облака, захлестал ливень)

2. Перечисление и бессоюзная связь частей предложения усиливают впечатления движения

3. Сравнения (мечется как бешеный ветер, стреляет как из пушки гром) *перед союзом КАК не ставится запятая т. к. это сравнения устойчивые

- Какими фонетическими средствами автор передает грохот бури? (аллитерация – ГР-ТР стреляет… отрывистый гром)

Найдите предложение, в котором мы видим лирического героя. (Я едва добежал домой)

- Видим ли мы прямое выражение его отношения к буре? (нет)

Однако по характеру описания можем предположить это отношение. Каково оно? (одновременно и восхищение силой и мощью стихии, и отношение к ней как к чему-то разрушительному, противоположному гармонии и миру)

Что противопоставляется в 3 и 4-ой частях. Для ответа на этот вопрос сопоставьте смысл белых голубей и бури. (белые голуби – символ мира, покоя, гармонии, благодати. Буря - разрушительная стихия, что подчеркивается сравнением «стреляет как из пушки гром» - поэтому эти части противопоставлены друг другу)

Последняя часть текста. Читаем от «но под навесом крыши» до конца

- Как соотносится заключительная часть текста с предыдущей? (противопоставлены)

- Каково господствующее настроение? (3 часть – движение, смятение, разрушение, зло; 4 часть – умиротворение, согласие, спокойствие, добро)

- Какими средствами писатель добивается резкой смены интонации в 4 части? (после динамического перечисления в 3 части Тургенев употребляет в начале 4 части большое сложноподчиненное предложение, осложненное однородными членами и вводной конструкцией; глаголов становится мало, зато много существительных)

- Какими лексическими и синтаксическими средствами выражены чувства автора в заключительном абзаце текста? (повтор слова ХОРОШО передает теплое чувство гармонии, а повтор слова ОДИН подчеркивает острое ощущение собственного одиночества, внутреннюю тоску лирического героя. Восклицание и обилие многоточий свидетельствуют о недосказанности, внутренней напряженности переживаний автора, о смятении и противоречивости его чувств)

- Какова же идея этого тургеневского стихотворения в прозе. Ради чего оно написано?

- Почему это произведение называется «Голуби»? (именно с образом двух белых голубей, олицетворяющих тепло и сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним жизнь одинокого человека. Этот образ – носитель мысли стихотворения в прозе)

- Это стихотворение в прозе написано, чтобы передать чувства автора и его душевное состояние: он глубоко переживает свое одиночество, тоскует по кому-нибудь, кто мог бы быть ему верным другом, кто понял бы его и разделил с ним и радости, и тревоги. Ему недостает в жизни ощущения спокойствия и гармонии, образ которых он видит в паре белых голубей, сидящих «рядышком». И именно этот образ примиряет его с собственной его жизнью и делает его печаль светлой. Это настроение светлой поэтической грусти – определяющее настроение произведения. И наша задача – сохранить его в изложении.

Написание изложения (сочинения)

Спасибо за урок

Итог урока. Оценки.

Стихотворение в прозе

Я стоял на вершине пологого холма; передо мною – то золотым, то посеребренным морем – раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душистый воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило – горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Все притаилось… Все изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду… и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! – думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дроги, гром! Двинься покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел – все прямо, прямо… и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений – та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря – и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, все закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом краюшке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя – и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас.

Нахохлились оба – и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них… Хоть я и один… один, как всегда.

Стихотворение в прозе

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Остаться тошно… а куда полететь?

И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?

Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.

Птица спешит, перелетает пустыню – и все глядит вниз, внимательно и тоскливо.

Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.

Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте.

Она сложила, наконец, крылья… и с протяжным стоном пала в море.

Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.

Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море?

Плананализа текста

  1. Прочитайте текст
  2. Вспомните, что вы знаете о его авторе. Если не знаете, постарайтесь узнать из справочной литературы
  3. К какому функциональному стилю речи принадлежит текст? (художественному, публицистическому, научному)
  4. Какого типа речи текст? (описание, повествование, рассуждение)
  5. Определите жанр текста. (эпизод художественного произведения, очерк, воспоминание, притча, легенда, стихотворение в прозе и пр.) Какое настроение преобладает в тексте.
  6. Определите тему текста
  7. Озаглавьте текст. Если заглавие есть, подумайте над его смыслом (Почему именно такое заглавие выбрал автор?)
  8. Разделите текст на смысловые части, составьте для себя план.
  9. Как связаны части текста? Обратите внимание на лексические и синтаксические средства связи (повторяющиеся слова, синтаксические параллели или, наоборот, резкое изменение синтаксических конструкций и интонаций)
  10. Как соотносятся начало и конец текста?
  11. Не каком приеме/приемах построен текст? (сопоставление, противопоставление, постепенное усиление чувств, постепенное развитие мысли, быстрая смена событий, динамичность, неторопливое созерцание и пр.)
  12. Отметьте основные образы текста (не забудьте об образе автора)
  13. Понаблюдайте над лексикой текста:

- найдите незнакомые или непонятные слова и установите их значение по словарю; обратите внимание на правописание этих слов;

- найдите опорные слова в каждой части текста;

- найдите в тексте контекстуальные синонимы или антонимы;

- обратите внимание на стилевую принадлежность лексики, на употребление архаизмов, историзмов, неологизмов; на эмоционально окрашенные слова (эмоционально-оценочные), на просторечные или, наоборот, слова возвышенного стиля (зачем они употреблены автором?)

- выделите фразеологизмы (зачем они употреблены автором?)

- обратите внимание на средства художественной выразительности, если они применяются автором (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение)

14. Понаблюдайте над фонетическими средствами, которыми пользуется автор (повторение определенных согласных звуков – аллитерация, повторение гласных звуков - ассонанс). Чего автор достигает их употреблением?

15. Какими морфологическими средствами пользуется автор? (обилие глаголов и деепричастий для передачи действия или для динамичного описания чего-то изменяющегося, движущегося; обилие прилагательных при описании предметов или пейзажа; употребление частиц – ограничительных, выделительных, усилительных, подчеркивающих неожиданность происходящего, передающих удивление, восхищение и т. д.)

16. Понаблюдайте над синтаксисом текста. (употребление предложений определенной структуры: коротких, лаконичных или пространных; простых или сложных; назывных, безличных, обобщенно-личных; употребление инверсий; восклицательных, вопросительных предложений; многоточие; перечисления; прямой речи и диалога)

17. Сформулируйте идею текста (что хотел сказать автор, зачем он создал этот текст). Помните, что идеей можно назвать не только выражение определенной мысли, но и передачу какого-то чувства, настроения, состояния.

18. Каково ваше впечатление от текста?

Без гнезда - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Без гнезда № 2

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда. Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно. а куда полететь?

И вот она расправляет свои крылья - и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?

Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.

Птица спешит, перелетает пустыню - и всё глядит ; вниз, внимательно и тоскливо.

Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется - но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.

Устала бедная птица. Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу. но не свить же гнезда в той бездонной пустоте.

Она сложила наконец крылья. и с протяжным стоном пала в море.

Волна ее поглотила. и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.

Куда же деться мне? И не пора ли и мне - упасть в море?

Без гнезда - Стихотворения в прозе (1878-1882) - И.С. Тургенев

Картинка Анализ стихотворения Тургенева Без гнезда № 3

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда. Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно. а куда полететь?

И вот она расправляет свои крылья - и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?

Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.

Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.

Птица спешит, перелетает пустыню - и всё глядит ; вниз, внимательно и тоскливо.

Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется - но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.

Устала бедная птица. Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу. но не свить же гнезда в той бездонной пустоте.

Она сложила наконец крылья. и с протяжным стоном пала в море.

Волна ее поглотила. и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.

Куда же деться мне? И не пора ли и мне - упасть в море?

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему:
Конспект урока по литературе по теме "И.С.Тургенев. "Стихотворения в прозе"

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этого урока была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. В начале урока разберем специфику жанра «стихотворение в прозе», затем перейдем к беседе по стихотворениям, попытаемся проанализировать несколько стихотворений по группам, чтобы сэкономить время на уроке познакомиться с большим количеством стихотворений И.С. Тургенева. Так как стихотворение «Русский язык» было задано учащимся на дом, то на уроке мы более подробно проанализируем его, считаем, что данное стихотворение можно будет привести в качестве аргумента в ЕГЭ в части С, поэтому стихотворение «Русский язык» ребятам нужно было выучить наизусть. На таком «уроке-полилоге» увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать свое маленькое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытаемся соединить аналитическую и творческую работу.

Вид урока: урок усвоения нового материала

Тип урока: урок-анализ с элементами развития речи

Тема урока: «Стихотворения в прозе». Основные темы и мотивы.

Выполнила: учитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 49» Кемеровской обл. г. Новокузнецк Михеева Алена Александровна

Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева.

- показать особенности жанра стихотворений в прозе;

- выявить специфику и особенности жанра “стихотворение в прозе”.

- раскрыть идейно-художественное своеобразие стихотворений – «Как хороши, как свежи были розы…», «Нищий», «Мы еще повоюем!», «Лазурное царство», «Песочные часы» и др.;

- познакомить учащихся со стихотворением «Русский язык», мотивами его создания, своеобразием сюжетного материала;
- раскрыть мысли и чувства лирического героя данного стихотворения;
- повторить известные учащимся теоретические сведения об изобразительных средствах русского языка,

-познакомить с риторическим восклицанием;

-научить строить полный связанный ответ по плану

-воспитывать интерес к предмету и к творчеству И.С. Тургенева ;

- развивать навыки выразительного чтения;

- воспитывать уважение к одноклассникам через организацию слушания ответов;

- совершенствовать умение анализировать прочитанное, выделять главное, учитывая особенности драматического произведения;

- развивать интерес к изучению литературы с помощью разных видов работы.

- развивать культуру речи;

- развивать умения определять роль детали в художественном тексте;

Учебник, по которому работает учитель. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс: учебник для образоват. Учреждений (базовый уровень) в 2 ч. Ч. 1/Ю.И. Лыссый, Г.И. Беленький, Л.Б. Воронин [и др.]. – 3-е изд. стер. – М. Мнемозина, 2012. – 398 с. ил.

Золотарева И.В. Т.И. Михайлова. Поурочные разработки по литературе XIX в. 10 класс 1-е полугодие. Изд. 3-е, испр. и доп. Обновленный комплект уроков. М. «ВАКО», 2004, 336с.

Уроки по “Стихотворениям в прозе” И.С. Тургенева в десятом классе обобщают и углубляют знания ребят об этом жанре, полученные в 7-8 классах.

Одной из главных задач этого урока была попытка проникновения в философские размышления писателя о жизни, а также опыт собственной творческой деятельности. В начале урока разберем специфику жанра «стихотворение в прозе», затем перейдем к беседе по стихотворениям, попытаемся проанализировать несколько стихотворений по группам, чтобы сэкономить время на уроке познакомиться с большим количеством стихотворений И.С. Тургенева. Так как стихотворение «Русский язык» было задано учащимся на дом, то на уроке мы более подробно проанализируем его, считаем, что данное стихотворение можно будет привести в качестве аргумента в ЕГЭ в части С, поэтому стихотворение «Русский язык» ребятам нужно было выучить наизусть. На таком «уроке-полилоге» увлекательным становится сам процесс работы, который дает возможность каждому остаться наедине с текстом, сделать свое маленькое открытие, удивиться самому и поделиться находкой с другими. Таким образом, при постижении художественного произведения мы попытаемся соединить аналитическую и творческую работу.

По мере углубления в эту кропотливую работу с текстом, ученики всё больше входят во вкус, начинают находить говорящие детали сами, радуясь своим открытиям и рождающимся вопросам, на которые затем все вместе ищем ответ, высказываем предположения, доказываем свою точку зрения. Согласно поставленной цели на уроке будут использованы следующие методы и приемы:

  • слово учителя (вводное, ведущее, сообщающее, обобщающее);
  • беседа (репродуктивная, эвристическая);
  • выразительное чтение наизусть;
  • составление сопоставительной таблицы

На слайды вынесем сопоставительную таблицу, некоторые стихотворения.

Домашним заданием будет прочитать первые 5 глав романа «Отцы и дети», подготовить доклад по истории создания романа.

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово учителя

На данном уроке мы продолжаем знакомиться с творчеством И.С. Тургенева. Тема урока: «стихотворения в прозе». Основные темы и мотивы.

Прием: репродуктивная беседа

Обратимся к известному нам стихотворению «Русский язык». Как оно написано? Прозой или стихами?

Давайте вспомним основные особенности жанра “стихотворение в прозе”.

Вопросы при затруднении:

Кто является субъектом переживания? Большое ли стихотворение по форме? Какие средства художественной выразительности использует автор? Эмоционально ли повествование?

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Поговорим о истории создания «Стихотворений в прозе» Тургенева. Слушаем меня внимательно, т.к. вам нужно будет ответить на несколько вопрос, касающихся истории создании.

И.С. Тургенев писал «Стихотворения в прозе» в последние годы жизни, находясь за границей, в Буживале. Сам он называл их «…нечто вроде того. что художники называют эскизами. этюдами с натуры. которыми они потом пользуются. когда пишут большую картину».Так и Тургенев, при всяком выдающемся случае, под живым впечатлением факта или блеснувшей мысли. писал на первом попавшемся клочке бумаги и складывал всё в портфель.

«Это мои материалы…Они пошли бы в дело, если бы я взялся за большую работу. »

Это он говорил М.М.Стасюлевичу, который навестил его в Буживале. Друг попросил его прочитать некоторые из них. «Мастерское его чтение подействовало на меня так, что мне не надо было ничего к этому присоединять».

Стасюлевич сказал Тургеневу о том, что их необходимо напечатать. На что Тургенев ответил, что многие из них слишком личного и интимного характера.

Но всё-таки друг убедил Тургенева привести записи в порядок и отдать в печать.

51 стихотворение, отданных Стасюлевичу, было опубликовано в декабрьском выпуске журнала «Вестник Европы» за 1882 г.

Вообще стихотворений было написано больше. Часть стихотворений. в которых слишком явственно звучали автобиографические мотивы (31стихотворение). была издана только в 1930-1931 г.

Появление его миниатюр было встречено с живейшим интересом и сочувствием. П.Виардо перевела их на французский язык, а затем они были переведены на другие языки.

Сам Тургенев рассматривал «Стихотворения в прозе» как цикл, объединённый общей тональностью. Хорошо понимая своеобразие нового творения как в смысле жанра, так и в отношении содержания, он беспокоился и о составе цикла, и об общем заглавии.

Иван Сергеевич озаглавил цикл словом «Senilia» - «Старческое».

Прием: репродуктивная беседа

Итак, где были написаны «Стихотворения в прозе»?

Предназначались ли эти «наброски» для печати? Кто уговорил писателя опубликовать стихотворения?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

Обратите внимание на слайд, перед вами высказывания современников Тургенева, касающихся «Стихотворений в прозе». Что, на ваш взгляд, чаще всего отмечается в этих высказываниях, что больше всего восхищает читателей?

Метод: слово учителя

Прием: ведущее слово

И.С. Тургенев в совершенстве владел словом, был носителем, хранителем живого русского слова. Проведя полжизни за границей, он писал только на русском языке.

Мысль о величии русского языка и русского народа звучит в знакомом вам стихотворении в прозе «Русский язык».

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово

Стихотворение было написано в 1882 году. Этот год ознаменовался в России новым усилением реакции в связи с убийством 1 марта 1882 года царя Александра II. Реакция росла, как снежный ком. В августе были приняты Временные правила о печати. Совещание четырех министров получило право закрывать любые издания и запрещать неугодным лицам заниматься журналистской деятельностью. С 1883 года стали действовать жандармские органы, специализировавшиеся на агентурной деятельности, были ограничены права университетского самоуправления.
Конечно, Тургенев не рассказал в своем произведении о том, что конкретно происходило в то время, но свое отношение, свои чувства к этому он передает.
Метод: слово учителя (чтение)

Прием: сообщающее слово (выразительное чтение)

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Прием: репродуктивная беседа

Какая мысль заключена в данном стихотворении?

Какие чувства передает Тургенев? Чем вызваны эти чувства?

Почему мы это произведение относим к лирическому жанру?

Какие художественные приемы используются?

Обратим внимание на эпитеты великий, могучий, правдивый, свободный. На основании каких признаков мы можем судить, что перед нами не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка?

Какие чувства испытывал автор, когда употреблял такие эпитеты?

Почему в конце этого предложения стоит восклицательный знак? Зачем писатель его поставил?

Метод: слово учителя

Прием: сообщающее слово
Прием ораторской речи, содержащий в себе утверждение, не допускающее возражений, называется риторическим восклицанием.
С какой силой звучит проникновенная любовь к родине, к родному языку, к будущему русского народа. Тургеневу была свойственна обострённая чуткость к слову. И нам он завещал относиться к слову бережно, с вниманием, с любовью.

Все качества, которые писатель отметил в русском языке – величие, могущество, красота, правда – должны быть присуще русскому человеку.

Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово
Послушайте, как будем работать дальше. По группам будем анализировать по 3 стихотворения, при этом заполнять таблицу, при ответе одноклассников будем заполнять пробелы в таблице. Первой группе для работы предлагаются стихотворения в прозе “Старуха”, “Мы ещё повоюем!”, “Nessum maggior dolore” (“Нет большей скорби”). Вторая группа работает с текстами “Лазурное царство”, “Стой!”, “Без гнезда”. Третья группа выполняет задание по стихотворениям в прозе “Песочные часы”, “Воробей”, “Как хороши, как свежи были розы…”

План, по которому будем работать, представлен на слайде и на раздаточном материале. Таблицу также можете видеть на слайде.

  • определить преобладающее настроение каждого текста,
  • выделить ключевую фразу, выражающую это настроение,
  • продумать краткий анализ художественных текстов (главная мысль, чувства лирического героя, отношение автора)
  • одно из трех стихотворений в прозе, наиболее понравившееся, подготовить для выразительного чтения.

Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово
По окончании работы каждая группа должна ответить на вопрос: какие настроения выразил автор в предложенных текстах? Что является сквозным мотивом тургеневского цикла? На работу у вас 10 минут.

Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа
Проверяем.

Метод: слово учителя Прием: ведущее слово Заполняем таблицу, выписываем в нее ключевые слова и наши размышления.

Метод: беседа Прием: репродуктивная беседа

Итак, какие вопросы волнуют Тургенева в последние годы жизни? Какие основные контрастные мотивы сборника вы выявили?

Метод: слово учителя Прием: инструктирующее слово

Запишем домашнее задание. Прочитать первые 5 глав романа «Отцы и дети», индивидуальное задание – подготовить 5-ый доклад на тему «Творческая история романа «Отцы и дети».

Метод: слово учителя Прием: обобщающее слово Все чаще обращаясь к мысли о смерти, писатель создает цикл произведений, в котором проявляется интерес к «разнообразным явлениям жизни»: размышления о судьбе русского крестьянина, утверждение моральной силы и нравственного превосходства простого человека; вера в великое будущее русского народа; тема всепобеждающей любви, молодости, вино обновляющейся жизни. Обратим внимание учащихся на то, что, когда возник вопрос о напечатании стихотворений, Тургенев решил озаглавить их латинским словом «Senilia» (Старческое), а книге было предпослано следующее обращение к зрителю (предлагается прослушать в записи).
Метод: слово учителя Прием: оценочное слово

Мы хорошо поработали. Спасибо за урок.

П.В. Анненков называл «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева «Тканью из солнца радуги и алмазов, женских слёз и благородства мужской мысли»

С.Е. Шаталов в работе «Проблемы поэзии И.С. Тургенева» писал: «В «Стихотворениях в прозе» И.С. Тургенева жизнь предстаёт в разнообразных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение.…Но есть и иные…Иначе говоря, жизнь воспринимается двояко: либо как источник счастья, либо как воплощение горя, либо как преддверие смерти».

А. Салим в работе «Тургенев – художник, мыслитель» писал: «Ни в одном другом произведении Тургенева не откристаллизовывались так ёмко, рельефно и осязаемо его философские воззрения, как в этом итоговом цикле, вобравшем в себя все этапы творческого пути, все художественные искания и открытия, всю красоту, правду, поэтичность, скорбь и мудрость большого писателя».

В.Брюсов говорил: «Стихотворения в прозе» И.С. Тургенева – безусловно, проза, но художественная и прекрасная».

Ю.Л. Лотман писал: «Этот маленький по объёму цикл – квинтессенция всего, что волновало, привлекало, отталкивало Тургенева-человека и Тургенева-писателя. Давние думы о смысле человеческой жизни и смерти, любви, молодости и старости властно овладевало душой Тургенева».

Л.П. Гроссман: «…это отшлифованное и законченное создание представляет в своём целом поэму о пройденном жизненном пути…».

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Стихотворение написано прозой.

  • миниатюрность формы,
  • краткость текста;
  • богатое использование изобразительно-выразительных средств;
  • эмоциональность повествования;
  • ритмизированность,
  • музыкальность прозы;
  • лирический герой – субъект переживания и объект изображения.

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Мысль о величии русского языка и русского народа.

«Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,» «как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома».

Размышлениями о судьбе Родины.

Выражает чувства автора.

Эпитеты: их только 4,они даны целой обоймой, и один из них звучит еще раз, но уже применительно не к языку, а к народу – его носителю: «великий язык – великому народу».

Определения, которые дал русскому языку Тургенев: «великий, могучий, правдивый, свободный», – сразу вошли в культурный обиход страны и стали звучать в публицистических выступлениях, использоваться в критических работах. В этих словах не только высокая оценка, но и характеристика конкретных качеств языка.

Любовь к родине, гордость за народ, веру в будущее великого народа.

Выражение твердой уверенности.

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

В последние годы жизни Тургенева волнуют коренные вопросы бытия, которые он ставит и пытается решить в своих стихотворениях в прозе, которые вначале были названы самим писателем по-латыни “Посмертное”, а затем “Старческое”. Среди основных контрастных мотивов и образов были выделены следующие: молодость и старость, любовь и смерть, вера и безнадежность, борьба и смирение, трагичное и радостное, светлое и темное, жизнь и смерть, миг и вечность, прошлое и настоящее и т.д.

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Прием: глобальное, нерефлективное, некритическое

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.
Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.
Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.
Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя… во сне.
Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
Я не знал, кто были мои товарищи; но я всем своим существом чувствовал, что они были так же молоды, веселы и счастливы, как и я!
Да я и не замечал их. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, все покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо — и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!
А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы… Казалось, самое небо звучало им в ответ — и кругом море сочувственно трепетало… А там опять наступала блаженная тишина.
Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпáли нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные, длиннокрылые птицы.
Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки… Женские голоса чудились в них… И все вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою — все говорило о любви, о блаженной любви!
И та, которую каждый из нас любил, — она была тут… невидимо и близко. Еще мгновение — и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка… Ее рука возьмет твою руку — и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
О лазурное царство! я видел тебя… во сне.

«Как хороши, как свежи были розы…»

Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною… но первый стих остался у меня в памяти:

Как хороши, как свежи были розы…

Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:

Как хороши, как свежи были розы…

И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка — и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею, но как она мне дорога, как бьется мое сердце!

Как хороши, как свежи были розы…

А в комнате все темней да темней… Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною — и чудится скучный, старческий шепот…

Как хороши, как свежи были розы…

Встают передо мною другие образы… Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино — и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара…

Как хороши, как свежи были розы…

Свеча меркнет и гаснет… Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ… Мне холодно… Я зябну… И все они умерли… умерли…

Как хороши, как свежи были розы…

Какая ничтожная малость может иногда перестроить всего человека!
Полный раздумья, шел я однажды по большой дороге.
Тяжкие предчувствия стесняли мою грудь; унылость овладевала мною.
Я поднял голову… Передо мною, между двух рядов высоких тополей, стрелою уходила вдаль дорога.
И через нее, через эту самую дорогу, в десяти шагах от меня, вся раззолоченная ярким летним солнцем, прыгала гуськом целая семейка воробьев, прыгала бойко, забавно, самонадеянно!
Особенно один из них так и надсаживал бочком, бочком, выпуча зоб и дерзко чирикая, словно и черт ему не брат! Завоеватель — и полно!
А между тем высоко на небе кружил ястреб, которому, быть может, суждено сожрать именно этого самого завоевателя.
Я поглядел, рассмеялся, встряхнулся — и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я.
И пускай надо мной кружит мой ястреб…
— Мы еще повоюем, черт возьми!

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!

Куда мне деться? Что предпринять? Я как одинокая птица без гнезда… Нахохлившись, сидит она на голой, сухой ветке. Оставаться тошно… а куда полететь?
И вот она расправляет свои крылья – и бросается вдаль стремительно и прямо, как голубь, вспугнутый ястребом. Не откроется ли где зеленый, приютный уголок, нельзя ли будет свить где-нибудь хоть временное гнездышко?
Птица летит, летит и внимательно глядит вниз.
Под нею желтая пустыня, безмолвная, недвижная, мертвая.
Птица спешит, перелетает пустыню – и всё глядит вниз, внимательно и тоскливо.
Под нею море, желтое, мертвое, как пустыня. Правда, оно шумит и движется – но в нескончаемом грохоте, в однообразном колебании его валов тоже нет жизни и тоже негде приютиться.
Устала бедная птица… Слабеет взмах ее крыл; ныряет ее полет. Взвилась бы она к небу… но не свить же гнезда в той бездонной пустоте.
Она сложила наконец крылья… и с протяжным станом пала в море.
Волна ее поглотила… и покатилась вперед, по-прежнему бессмысленно шумя.
Куда же деться мне? И не пора ли и мне – упасть в море?

Я шел по широкому полю, один.
И вдруг мне почудились легкие, осторожные шаги за моей спиною. Кто-то шел по моему следу.
Я оглянулся – и увидал маленькую, сгорбленную старушку, всю закутанную в серые лохмотья. Лицо старушки одно виднелось из-под них: желтое, морщинистое, востроносое, беззубое лицо.
Я подошел к ней. Она остановилась.
– Кто ты? Чего тебе нужно? Ты нищая? Ждешь милостыни?
Старушка не отвечала. Я наклонился к ней и заметил, что оба глаза у ней были застланы полупрозрачной, беловатой перепонкой, или плевой, какая бывает у иных птиц: они защищают ею свои глаза от слишком яркого света.
Но у старушки та плева не двигалась и не открывала зениц. из чего я заключил, что она слепая.
– Хочешь милостыни? – повторил я свой вопрос. – Зачем ты идешь за мною? – Но старушка по-прежнему не отвечала, а только съежилась чуть-чуть.
Я отвернулся от нее и пошел своей дорогой.
И вот опять слышу я за собою те же легкие, мерные, словно крадущиеся шаги.
"Опять эта женщина! – подумалось мне. – Что она ко мне пристала? – Но я тут же мысленно прибавил: – Вероятно, она сослепу сбилась с дороги, идет теперь по слуху за моими шагами, чтобы вместе со мною выйти в жилое место. Да, да; это так".
Но странное беспокойство понемногу овладело моими мыслями: мне начало казаться, что старушка не идет только за мною, но что она направляет меня, что она меня толкает то направо, то налево, и что я невольно повинуюсь ей.
Однако я продолжаю идти. Но вот впереди на самой моей дороге что-то чернеет и ширится. какая-то яма. "Могила! – сверкнуло у меня в голове. – Вот куда она толкает меня!"
Я круто поворачиваю назад. Старуха опять передо мною. но она видит! Она смотрит на меня большими, злыми, зловещими глазами. глазами хищной птицы. Я надвигаюсь к ее лицу, к ее глазам. Опять та же тусклая плева, тот же слепой и тупой облик.
"Ах! – думаю я. – эта старуха – моя судьба. Та судьба, от которой не уйти человеку!"
"Не уйти! не уйти! Что за сумасшествие. Надо попытаться". И я бросаюсь в сторону, по другому направлению.
Я иду проворно. Но легкие шаги по-прежнему шелестят за мною, близко, близко. И впереди опять темнеет яма.
Я опять поворачиваю в другую сторону. И опять тот же шелест сзади и то же грозное пятно впереди.
И куда я ни мечусь, как заяц на угонках. всё то же, то же!
"Стой! – думаю я. – Обману ж я ее! Не пойду я никуда!" – и я мгновенно сажусь на землю.
Старуха стоит позади, в двух шагах от меня. Я ее не слышу, но я чувствую, что она тут.
И вдруг я вижу: то пятно, что чернело вдали, плывет, ползет само ко мне!
Боже! Я оглядываюсь назад. Старуха смотрит прямо на меня – и беззубый рот скривлен усмешкой.
– Не уйдешь! Февраль, 1878

Голубое небо, как пух легкие облака, запах цветов, сладкие звуки молодого голоса, луче- зарная красота великих творений искусства, улыбка счастья на прелестном женском лице и эти волшебные глаза… к чему, к чему всё это? Ложка скверного, бесполезного лекарства через каждые два часа – вот, вот что нужно. Июнь, 1882

Послушать стихотворение Тургенева Без гнезда

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Без гнезда

Анализ стихотворения Тургенева Без гнезда