Анализ стихотворения Сурикова Степь



Анализ стихотворения" степь" Иван Захарович Суриков

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Степь № 1

Zazaza1 / Feb 23, 2014 9:23:45 AM

2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора. который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ. ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО. А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И. ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

Nastsha / Nov 16, 2013 6:43:20 AM

3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.

4)Синтаксис и пунктуация предложений

6)Рифма, ритм, размер

Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Pashka1949 / Mar 3, 2014 12:12:01 AM

Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
1)Тема (о чём?),
2)Идея (какую проблему(вопрос)решает автор),
3)Языковые средства,
4)Настроение (пафос) стихотворения,
5)Ваше отношение,

Vladsiroti / Dec 31, 2013 5:21:10 AM

ирического стихотворения 7) композиция (построение) стихотворения 8) образ лирического героя 9метрические особенности стихотворения 10) завершая анализ, можно высказать свое отношение к этому стихотворению зарание спасибо большое :)

Марина1223 / Jul 8, 2014 12:59:48 PM

сладкую песню отчизны моей, 5 Люблю я Кавказ. В младенческих летах я мать потерял. Но мнилось, что в розовый вечера час Та степь повторяла мне памятный глас. За это люблю я вершины тех скал, 10 Люблю я Кавказ. Я счастлив был с вами, ущелия гор; Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас. Там видел я пару божественных глаз; И сердце лепечет, воспомня тот взор: 15 Люблю я Кавказ. 1)особенности лексики ( устаревшая. разговорная ,книжная) 2) каким настроением проникнуто стихотворение. о чем заставляет задуматься?

Вы находитесь на странице вопроса "Анализ стихотворения" степь" Иван Захарович Суриков ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 ". Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Almaz77748 / Feb 24, 2017 3:23:50 AM

Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Степь» («Едешь, едешь, — степь да небо»)

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Степь № 2

После прочтения стиха «Степь» И. З. Сурикова в голове возникает четкий образ настоящего русского степа, даже, если вы никогда не видели, как выглядят бескрайние просторы настоящих степей. Вот смотришь на страницы книги, а видишь волнистую траву, лениво раскинувшуюся на многие сотни километров, видишь бескрайний синий горизонт.

Поэт настолько умело пользуется метафорами, что невольно начинаешь чувствовать какая сейчас погода в этих степях, если там стоит зной и духота – пересыхает в горле, если холодно – тянет выпить чашечку чая. Вот такой он – Суриков!

Автор широко использовал лексический повтор слова «степь», «ширь», чтобы максимально реалистично показать величие русского степа. Чего только стоит трижды повторенное слово «едешь», еще больше подчеркивающее безграничные просторы степей. Кроме лексического повтора, поэт активно использует метафоры – «промелькнули камыши», «побежали курганы» и другие, стараясь передать все те же безграничные просторы степей.

Единообразие природы и ландшафта действует на автора подавляющее, чувствуется нахлынувшая грусть: «поневоле в таком просторе». Закон силы воли в таких степях не действуют, и поневоле подчиняешься законам степей.

Стихотворение мимолетно заражает духом вольности, духом свободы и читатель проникается этим чувством. Но, в конце концов, бесконечная монотонность надоедает, и начинаешь грустить, толи от собственного бессилия, то ли от понимания своей ничтожности…

Вокруг вас только глухая степь и ни души, только птички поют свои песни, да мелкие млекопитающие снуют по своим заботам. Человек, попавший в эту атмосферу, становиться свободным, одухотворенным и молодеет на глазах. Его жилы наполняются силой от свежего воздуха, мысли яснеют, и в ногах чувствуется приятная легкость, вот какие чувства описывает Суриков в своем стихотворении.

Таким образом, стихотворение «Степь» хорошо написано не только с точки зрения метафор, лексических повторов, но и несет в себе глубокую философскую мысль – какой бы, ни был великий человек – он все равно ничто в сравнении с бескрайними просторами степа. В этой географической зоне можно по-настоящему почувствовать, что такое свобода.

И.Суриков "Степь"

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Степь № 3

Презентация представляет материал для работы с выразительными средствами языка. Учащиеся знакомятся со стихотворением замечательного русского поэта Ивана Захаровича Сурикова, родившегося в семье крепостных крестьян графа Шереметьева. Его стихотворения о русской природе относятся к лучшим образцам пейзажной лирики. В занимательной форме проводится работа по определению выразительных средств языка. Учащиеся смогут увидеть, правильно ли они определили эпитеты, сравнения, метафоры на слайдах презентации.Это укажут птички, слетающие к нужному слову.

Погребняк Нина Максимовна

Погребняк Нина Максимовна

Иван Суриков — Едешь, едешь, — степь да небо ( Степь )

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Степь № 4

Yedesh, yedesh, — step da nebo,
Tochno net im kraya,
I stoit vverkhu, nad stepyu,
Tishina nemaya.

Nesterpimoyu zharoyu
Vozdukh tak i pyshet;
Kak shumit trava gustaya,
Tolko ukho slyshit.

Yedesh, yedesh, — kak shalnye,
Koni mchatsya stepyu;
Vdal kurgany, zeleneya,
Ubegayut tsepyu.

Promelknut pered glazami
Dve-tri starykh ivy, —
I opyat v trave volnami
Vetra perelivy.

Yedesh, yedesh, — step da nebo, —
Step, vse step, kak more;
I vzgrustnetsya ponevole
Na takom prostore.

Tltim, tltim, — cntgm lf yt,j,
Njxyj ytn bv rhfz,
B cnjbn ddth[e, yfl cntgm/,
Nbibyf ytvfz/

Ytcnthgbvj/ ;fhj/
Djple[ nfr b gsitn;
Rfr ievbn nhfdf uecnfz,
Njkmrj e[j cksibn/

Tltim, tltim, — rfr ifkmyst,
Rjyb vxfncz cntgm/;
Dlfkm rehufys, ptktytz,
E,tuf/n wtgm//

Ghjvtkmryen gthtl ukfpfvb
Ldt-nhb cnfhs[ bds, —
B jgznm d nhfdt djkyfvb
Dtnhf gthtkbds/

Tltim, tltim, — cntgm lf yt,j, —
Cntgm, dct cntgm, rfr vjht;
B dpuhecnytncz gjytdjkt
Yf nfrjv ghjcnjht/

"О Родина святая". Молитвы родной природы в русской лирике. 6-й класс

4. Дополнительные вопросы по содержанию стихотворения третьей и четвёртой группе:

Вопрос 3 группе:

- Чем отличаются начало и концовка стихотворения? (Концовка звучит более пессимистично, усиливается состояние тоски, безысходности, сгущается тьма, исчезают яркие краски – солнца нет, ковыль не золотится – цепи теряют эпитет “звонкие”, они не взметают пыль, а метут дорогу, причём повтор “метут” подчеркивает монотонность, бесконечность движения; также в конечной строфе возникает антитеза: свобода, воля противопоставлены цепям)

Вопрос 4 группе:

- Автор не выражает прямо своего отношения к тому, что изображает, но можно ли понять, определить это отношение? Благодаря чему? (Любовь, чувство своего родства, близости к родному краю. Это помогают понять художественные средства, использованные автором: эпитеты, сравнения, повторы, инверсия).

5. Какой же вывод можно сделать? Что общего во всех стихотворениях о родной природе?

(Во всех стихах изображается простор, бесконечность, безбрежность, безлюдье равнин, степей, полей; широту, раздолье, размах подчёркивает конский бег*. Эти картины природы погружают героев в глубокое раздумье, вызывают в них чувство одиночества, грусти, тоски, соединенное с любовью к родной стороне, с чувством жалости к ней.)

6. Как же объяснить это странное чувство, почему любовь к родном краю сливается с грустью, даже тоской? Прочитаем стихотворение А.Н. Плещеева “Отдохну– ка, сяду у лесной опушки”(1861). В ходе фронтальной работы в тетрадях и на доске появляется следующая запись.

- Как построено стихотворение? (С помощью антитезы).

Сердцу дорого и мило, тянет неодолимо, манит тайная сила

- Найдите эпитеты, сравнения, инверсию в стихотворении. Когда автор использует эти художественные средства и почему? (Автор использует художественные средства при описании родного края. Ему неинтересна и ничем не дорога “дальняя сторонка”, ему нечего сказать о ней, все его чувства обращены к родному краю, любовь к которому он выражает и прямо, и через использование художественных средств).

- Как заканчивается каждая строфа стихотворения? (Риторическими вопросами). Можно ли ответить на них? (Думается, можно. “Дорого и мило” потому, что своё, родное, близкое, единственное).

- Определите размер этого стихотворения. (Хорей). Случайно ли, что из 5 стихотворений, прозвучавших на уроке, четыре написаны хореем? (Хорей - это “фольклорный” размер, чувства, выражаемые в стихах поэтами, близки и понятны всем русским людям. Кстати, именно в среде простых людей, в деревнях и сёлах вместо слова “любить” раньше употребляли слово “жалеть”, и такая “любовь – жалость” отразилась и в этих стихах.)

7. Какие мысли, идеи объединяют “Очерк зимнего дня” С.Т. Аксакова, главу из книги Д.С. Лихачёва “Земля родная” и прозвучавшие на уроке стихотворения? (Это любовь к родной земле, ощущение своей неразрывной связи с её судьбой и природой, понимание русского пейзажа как широкого вольного пространства, несмотря на свою “обыкновенность, близкого сердцу каждого русского человека).

8.Домашнее задание. Прочитать стихи А.К. Толстого “Колокольчики мои” и “Край ты мой, родимый край” и И.С. Никитина “Ярко звёзд мерцанье” и ответить на вопрос: что у них общего с прозвучавшими сегодня стихотворениями и чем они отличаются.

*“Быстрая езда – это тоже стремление занять побольше места” - Д.С. Лихачёв “Земля родная”.

Стихи для анализа

Иван Захарович Суриков

Едешь, едешь – степь да небо,
Точно нет им края.
И стоит вверху, над степью,
Тишина немая.

Нестерпимою жарою
Воздух так и пышет;
Как шумит трава густая,
Только ухо слышит.

Едешь, едешь – как шальные
Кони мчаться степью;
Вдаль курганы зеленея,
Убегают цепью.

Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы, -
И опять в траве волнами
Ветра переливы.

Едешь, едешь – степь да небо,
Степь, все степь, как море;
И взгрустнется поневоле
На таком просторе.

Алексей Николаевич Плещеев

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки;
Вон вдали – соломой крытые избушки,
И бегут над ними тучи вперегонку
Из родного края в дальнюю сторонку.
Белые березы, жидкие осины,
Пашни да овраги – грустные картины,
Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо.
Что же к ним все тянет так неодолимо?

Ведь на свете белом всяких стран довольно,
Где и солнце ярко, где и жить привольно.
Но и там, при блеске голубого моря,
Наше сердце ноет от тоски и горя,
Что не видят взоры ни берез плакучих,
Ни избушек этих, сереньких, как тучи.
Что же в них так сердцу дорого и мило?
И какая манит тайная к ним сила?

Афанасий Афанасьевич Фет

Чудная картина,
Как ты мне родина:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.

Николай Платонович Огарев

Тускло месяц дальной
Светит сквозь тумана.
И лежит печально
Снежная поляна.

Белые с морозу
Вдоль пути рядами
Тянутся березы
С голыми сучками.

Тройка мчится лихо,
Колокольчик звонок;
Напевает тихо
Мой ямщик спросонок.

Я в кибитке валкой
Еду да тоскую:
Скучно мне да жалко
Сторону родную.

Алексей Константинович Толстой

Спускается солнце за степи,
Вдали золотится ковыль, -
Колодников звонкие цепи
Взметают дорожную пыль.

Идут они с бритыми лбами,
Шагают вперёд тяжело,
Угрюмые сдвинули брови,
На сердце раздумье легло.

Идут с ними длинные тени,
Две клячи телегу везут,
Лениво сгибая колени,
Конвойные с ними идут.

“Что, братцы, затянемте песню,
Забудем лихую беду!
Уж, видно, такая невзгода
Написана нам на роду!”.

И вот повели, затянули,
Поют, заливаясь, они
Про Волги широкой раздолье,
Про даром минувшие дни,

Поют про свободные степи,
Про дикую волю поют,
День меркнет всё боле, - а цепи
Дорогу метут да метут…

(Первая половина 50-х годов)

Слушать стихотворение Сурикова Степь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Степь

Анализ стихотворения Сурикова Степь