Анализ стихотворения Сурикова Рябина



Иван Захарович Суриков родился в глухой деревушке Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец его был крепостным графа Шереметева, жившим в Москве на оброке, где у него была небольшая лавочка. Восьми лет будущего поэта привезли в Москву. Мальчик помогал отцу в торговле, урывками учился грамоте у соседей.

В конце 50-х годов, начитавшись Пушкина. Суриков начал складывать стихи. У его родственников и знакомых это вызывало лишь раздражение, над юношей жестоко глумились. Жизнь Сурикова, проводившего целые дни в мелочной лавке отца или дяди, была очень тяжёлой; однажды он едва не утопился.

Пример

В 1862 Суриков свёл знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым. Плещеев оценил талант юноши и помог ему выступить со стихами в печати. Это было в 1862, а в 1871 Суриков издал первый сборник своих стихотворений. Его печатали уже не только мелкие журналы, но и такие издания, как «Вестник Европы», «Дело».

В 1875 поэт был избран членом «Общества любителей российской словесности», его кандидатуру поддержал Лев Толстой. Собирая вокруг себя писателей из народа, живших в разных городах России, в 1872 г. Суриков подготовил и напечатал сборник их произведений под названием «Рассвет». Группа поэтов - «суриковцев» впоследствии издавала газету «Доля бедняка» и объединилась в «Суриковский литературно-музыкальный кружок», существовавший вплоть до Октябрьской революции.

Суриков преимущественно лирик. Он с гордостью сознавал себя демократом и считал свою поэзию наследницей музы Кольцова и Никитина. Горестные стихи Сурикова о народной нужде, о жизни крестьянской бедноты и ремесленного люда близки по духу к народной песне. Его «Рябина». «В степи». «Доля бедняка». «Казнь Стеньки Разина» стали песенным достоянием народа. На слова Сурикова писали музыку Чайковский и Кюи.

Не в силах вырваться из тисков нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём и угольём; умер он от чахотки в расцвете своего незаурядного таланта.

СУРИКОВ, Иван Захарович [25. III (6. IV). 1841, деревня Новосёлово Угличского уезда Ярославской губернии, - 24. IV (6. V). 1880, Москва] - русский поэт. В 1849 был привезён родителями в Москву, где помогал отцу, работавшему в мелочной лавке. С детства, научившись грамоте, стал писать стихи. В 1862 познакомился с А. Н. Плещеевым. который способствовал формированию поэтического таланта Сурикова. Начал печататься в 1864. Выпустил три сборника стихов (1871, 1875, 1877). Основные темы поэзии Сурикова - жизнь крестьянства, городской бедноты, изнурительный труд, тяжёлое положение женщины (стихотворения «Доля бедняка». «Что не жгучая крапивушка». «Два образа». «На мосту». «В могиле». «Умирающая швейка» и другие). С любовью рисовал Суриков крестьянский труд (стихотворения «Утро». «Косари» и др.), русскую природу ( «Весна». «Летом». «Осенью». «Зима» ). Особое место занимают в его творчестве стихи о детях: «Детство» («Вот моя деревня. »), «В ночном». «На реке». «Клад». В произведениях на исторические темы ярко сказалась связь его поэзии с фольклором (поэмы «Канут Великий». «Богатырская жена». «Василько» ). Глубокое сочувствие человеку из народа, стойко переносящему невзгоды, не желающему мириться с тяжкой долей, звучит в поэмах «Казнь Стеньки Разина». «Садко» (на её основе создана одноимённая опера Н. А. Римского-Корсакова) и др. Бунтарскими настроениями отмечена поэзия Сурикова периода революционного подъёма 70-х гг. (стихотворения «Дубинушка». «Трудящемуся брату» ).

Творчество Сурикова впитало демократические традиции русской литературы и некоторыми сторонами перекликается с поэзией А. В. Кольцова. Т. Г. Шевченко, Н. А. Некрасова. Многие его стихи стали народными песнями: «Рябина» («Что шумишь, качаясь»), «Малороссийская песня» («Я ли в поле да не травушка была»), «В степи» (в народной обработке - «Степь да степь кругом») и др. Сурикова основал объединение писателей из народа (Суриковский литературно-музыкальный кружок).

Соч. Стихотворения. [Вступ. ст. Н. А. Соловьева-Несмелова], М. 1884; Песни. Былины. Лирика. Письма. [Вступ. ст. Г. Д. Деева-Хомяковского], М. 1927; Собр. стихотворений. [Вступ. ст. А. Дымшица], Л. 1951; в кн. И. З. Суриков и поэты-суриковцы. [Вступ. ст. Е. С. Калмановского], М. - Л. 1966.

Лит. «Друг народа», 1916, № 1 [статьи о И. З. Сурикове]; Ерзинкян Е. В. Худож. мастерство И. З. Сурикова, «Тр. Кутаисского пед. ин-та», 1957, т. 17; Лосев П. Песни поэта. И. З. Суриков. [Вступ. ст. Н. Рыленкова ], Ярославль, 1966; Щуров И. Поэт из народа, «В мире книг», 1966, № 4; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. - Л. 1962.

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 7. - М. Советская энциклопедия, 1972

СУРИКОВ Иван Захарович [1841-1880] - поэт. Родился в деревне Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец Сурикова был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем. Восьми лет Суриков был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. Суриков помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, Суриков начал писать стихи. В 1862 Суриков познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым ; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение Сурикова. В 1864 Суриков после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, Суриков пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту». «На могиле матери». «Шум и гам в кабаке». После примирения с отцом Суриков вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов Сурикова, и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты ( «Садко». «Богатырская жена» и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, Суриков совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов Сурикова. В 1875 Суриков был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжёлые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели Сурикова к туберкулёзу.

В стихах Сурикова показана горькая доля бедняков: умирающая от тяжких родов жена крестьянина, оставившая мужу пятерых сирот; пьяница-сапожник и его горемычная умирающая жена; десятник трудовой артели, придавленный рухнувшей балкой и умирающий с прощальным завещанием жене; тягостная доля фабричного рабочего, сделавшегося жертвой несчастного случая на фабрике, - таковы характерные образы Сурикова. Но, показывая картину страданий городской бедноты, стихи Сурикова были лишены действенного гнева. «Грустны песни мои, как осенние дни», говорит Суриков в одном из своих стихотворений; «Мой стон больной звучит тяжёлою тоской», - повторяет он в другом. Суриков чужд настроений революционного крестьянства, нашедших выражение в стихах Некрасова и Курочкина. Суриков считал себя преемником и продолжателем Кольцова и Никитина. Влияние Кольцова на Сурикова носит более формальный характер, к Никитину же он близок органически. Ко второй половине 70-х гг. Суриков дал несколько более оптимистических стихотворений, как «Ой, дубинушка, ты ухни» и «Казнь Стеньки Разина». Но суриковская «Дубинушка» носит слишком отвлечённый характер, а стихотворение о Стеньке Разине лишено каких-либо намёков, позволяющих перекинуть мост от далёкого прошлого к революционным событиям 70-х гг.

Несмотря на все эти недостатки, в ряде своих оригинальных стихотворений Суриков выразил с достаточной силой стоны и скорбь придавленной городской бедноты. Популярность произведений Сурикова сказалась в том, что многие его стихи распевались этой беднотой и сделались достоянием народных песенников ( «Эх, ты, доля, моя доля». «Сиротою я росла». «Толокно». «Казнь Разина» и др.).

Библиография: I. Стихотворения И. З. Сурикова (Полное собрание с портретом автора и биографич. очерком Н. А. Соловьёва-Несмелова), 4 изд. М. 1884; И. З. Суриков, Его жизнь и песни. Сост. И. Белоусовым, М. 1923; Песни, былины, лирика, письма к самородкам-писателям, М. 1927.

II. Марков В. Навстречу (Очерки и стихотворения), СПБ, 1878 [см. гл. Новейшая поэзия]; Н-в Н. И. З. Суриков, «Живописное обозрение», СПБ, 1900, № 19 от 7 мая; Козырев М. А. Воспоминания об И. З. Сурикове, «Историч. вестник», 1903, сентябрь; Яцимирский А. И. Из жизни народного певца, «Образование», 1905, № 4; Его же, И. З. Суриков (1841-1880) в семье своих литературных преемников (по неиздан. материалам), «Русская старина», 1905, апрель; Скабичевский А. М. История новейшей русской литературы (1848-1908), 7 изд. СПБ, 1909; Суриков И. З. в кн. Русский биографич. словарь, том Суворова - Ткачёв, СПБ, 1912; Брусянин В. Поэты-крестьяне Суриков и Дрожжин. 3 изд. М. 1915; Иванов А. Поэт печали, «Ежемесячный журнал», 1916, № 5; Золотарёв С. Писатели-ярославцы [вып. I], Ярославль, 1920; Кубиков И. И. Суриков и Ф. Решетников, «Дело», 1916, № 3; И. З. Суриков, «Лит. учёба», 1936, № 4.

Литературная энциклопедия: В 11 т. - [М.], 1929-1939

LiveInternet LiveInternet

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 1

Иван Захарович Суриков русский поэт и автор очень известной песни "Что шумишь, качаясь, тонкая рябина. ".

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 2

Что шумишь, качаясь, тонкая рябина.

Застольные песни. у каждого из нас есть наверняка свои любимые. Одной из таких, особенно у женщин, стала песня "Тонкая рябина", песня о грустной любви рябины к дубу. Когда представляют эту песню на концертах, то говорят о ней, как о русской народной. Отчасти это так, скорее всего сам мотив, мелодия песни, рождены самим народом, а вот слова принадлежат вполне конкретному человеку - русскому поэту-крестьянину Ивану Захаровичу Сурикову. Прожил он на свете всего 39 лет и особого признания при жизни за свои поэтические труды не получил. Тяга к знаниям у крестьянского мальчишки, была очень большая: читал, пытался учиться, не зная правил "стихоплетства" пытался все же самостоятельно писать стихотворения. Попав в Москву на службу по торговой части, Суриков познакомился с поэтом Н.Плещеевым и тот помог ему опубликовать свои первые поэтические труды. Стихи Сурикова грустны, лиричны, отчасти сказочны, передают страдания русского народа. И эти стихи многим знакомы уже с детства, просто мы не часто обращаем внимание на имя автора.

"Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?"

- "С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растет высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться да качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться".

Иван Захарович Суриков

Иван Захарович Суриков считал себя преемником и продолжателем творчества писателей А.Кольцова и И.Никитина. Но проклятая русская нужда сделала свое дело: поэт до конца жизни был вынужден торговать железным старьем и углем; и как результат, умер он от чахотки 6 мая по новому стилю 1880 года и нашел свое пристанище на Пятницком кладбище в Москве, где до сих пор стоит ему скромный памятник с надписью "Поэт-крестьянин. И.З.Суриков". А его стихи ушли в народ и появились такие народные теперь песни, как "Тонкая рябина", "Степь да степь кругом", "Я ли в поле да не травушка была", а на тему поэмы "Садко" Римским-Корсаковым была написана знаменитая опера. Вот такая история народной песни.

Еще несколько стихотворений И.З.Сурикова

Ночь тиха, сад объят полутьмою,
Дремлют липы над сонным прудом;
Воздух дышит цветущей весною;
Мы сидим пред раскрытым окном.

Светят яркие звезды над нами;
Кротко месяц глядит с высоты,
И его голубыми лучами
Облитая, задумалась ты.

Очарован твоей красотою,
Я любуюсь тобою без слов.
В нашу комнату тихой струею
Льется запах душистых цветов.

И прощу в этот час я не много:
Чтобы дни твои тихо текли,
Чтобы жизни печаль и тревога
В твое сердце пути не нашли.

Ой, дубинушка, ты ухни!
Дружно мы за труд взялись.
Ты, плечо мое, не пухни!
Грудь моя, не надорвись!

Ну-ко, ну, товарищ, в ногу!
Налегай плечом сильней!
И тяжелую дорогу
Мы пройдем с тобой скорей.

Ой, зеленая, подернем! -
Друг мой! помни об одном:
Нашу силу вырвем с корнем
Или многих сбережем.

Тех борцов, кому сначала
Легок труд, кто делу рад, -
Вскоре ж - глядь! - все дело стало
Перед множеством преград.

Тем помочь нам скоро надо,
Кто не видит, где исход, -
И разрушатся преграды, -
И пойдут они вперед.

Друг! трудящемуся брату
Будем смело помогать,
Чтоб за помогу в уплату
Слово доброе принять.

За добро добром помянут
Люди нас когда-нибудь
И судить за то не станут,
Что избрали честный путь.

Злоба с дочкою покорной,
Стоязычной клеветой,
Станут нас следить упорно, -
Но не страшен злобы вой.

Прочь от нас! на мертвых рухни, -
Твой живых не сломит гнет.
Ой, дубинушка, ты ухни!
Ой, зеленая, пойдет!

Загорелась над степью заря,
На траве засверкала роса.
Поднялись степняки-косари, -
Загуляла по степи коса!

Что ни взмах, то и сена копна.
Здесь трава высока и густа,
И гуляй, где ты знаешь, с косой, -
Всюду гладь - без конца широта!

Здесь и дух степняка-косаря
Необъятно могуч и силен -
Не положит он рук от тоски,
Не опустит и голову он.

Если горе за сердце возьмет,
Навалится злодейка нужда,
Он кудрями лишь только тряхнет -
И кручины уж нет и следа.

И поет он про матушку-степь,
Про родные равнины-луга.
И сверкает, сверкает коса -
И встают, точно горы, стога.

Я за то тебя, вольную степь,
Полюбил всей душой глубоко,
Что сама ты собой широка
И в тебе все сильней, широко.

Вот моя деревня,

Что стоишь, качаясь, тонкая рябина. nickfilin September 9th, 2016

Не все знают, что у стихов известной песни о тонкой рябине, мечтающей "перебраться к дубу" есть автор. Слова написаны в 1864 г. русским поэтом Иваном Захаровичем Суриковым (1841-1880).

В процессе исполнения в народе немного изменились слова, сократилось количество куплетов. В результате напев стал чище, а песня стала по настоящему народной. Народной еще и потому, что авторство музыки не установлено. Ниже для сравнения печатный вариант И.В. Сурикова и песня в народной обработке.

А еще Иван Захарович известен как автор хрестоматийного стихотворения, начинающегося словами: " Вот моя деревня, вот мой дом родной, вот качусь я в санках по горе крутой. ", а также автор слов другой не менее известной народной песни " Степь да степь кругом ".

Стихотворение И. Сурикова

«Что шумишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?» -

«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растёт высокий.


Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

Что стоишь, качаясь,
Тонкая рябина,
Головой склоняясь
До самого тына.

А через дорогу,
За рекой широкой,
Так же одиноко
Дуб стоит высокий.

Как бы мне, рябине,
К дубу перебраться.
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Тонкими ветвями
Я б к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.
Но нельзя рябине
К дубу перебраться,
Знать, ей, сиротине,
Век одной качаться.


Справка о И. З. Сурикове из Литературной энциклопедии
Суриков Иван Захарович [1841-1880] - поэт. Родился в деревне Новосёловке, Угличского уезда, Ярославской губернии. Отец Сурикова был крепостным графа Шереметьева и служил в Москве «по торговой части», пока не сделался самостоятельным торговцем.

Восьми лет Суриков был взят отцом из деревни в Москву, а десяти лет его отдали для обучения грамоте к двум купеческим вдовам. Суриков помогал в торговле, но его тянуло к книге. Урывками, не зная правил стихосложения, Суриков начал писать стихи.

В 1862 Суриков познакомился с поэтом А. Н. Плещеевым; поэт одобрил его стихотворные опыты, и в 1863 в журнале «Развлечение» появилось первое стихотворение Сурикова. В 1864 Суриков после ссоры с отцом покинул его и, не имея ни средств к существованию, ни профессии, впал в отчаяние. Ища забвения от жизненных испытаний, Суриков пристрастился к водке; был близок к самоубийству. О своих переживаниях этого времени он говорит в стихотворениях: «На мосту», «На могиле матери», «Шум и гам в кабаке».

После примирения с отцом Суриков вновь стал помогать ему в торговле. В 1871 вышел из печати первый сборник стихов Сурикова, и с этого года его стихи начали появляться не только в мелких журнальчиках, но и в журнале «Дело», а затем в «Вестнике Европы», где печатались его поэмы на исторические и легендарные сюжеты («Садко», «Богатырская жена» и др.).

Стремясь объединить поэтов-самоучек, Суриков совместно с ними выпустил в 1872 коллективный сборник «Рассвет». В 1875 меценат Солдатенков напечатал второе дополненное издание стихов Сурикова. В 1875 Суриков был избран в члены Общества любителей российской словесности. К этому времени здоровье поэта расшаталось окончательно; тяжёлые материальные условия и крайне неблагоприятные условия работы привели Сурикова к туберкулёзу.

вся

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 3

РЯБИНА - стихотворение Суриков И. З.

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Рябина № 4

«С ветром речь веду я
О своей невзгоде,
Что одна расту я
В этом огороде.

Грустно, сиротинка,
Я стою, качаюсь,
Что к земле былинка,
К тыну нагибаюсь.

Там, за тыном, в поле,
Над рекой глубокой,
На просторе, в воле,
Дуб растёт высокий.

Как бы я желала
К дубу перебраться;
Я б тогда не стала
Гнуться и качаться.

Близко бы ветвями
Я к нему прижалась
И с его листами
День и ночь шепталась.

Нет, нельзя рябинке
К дубу перебраться!
Знать, мне, сиротинке,
Век одной качаться».

слушать, скачать аудио стихотворение
РЯБИНА Суриков И. З.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
РЯБИНА:

Но. Если вы не нашли нужного сочинения или анализа и Вам пришлось таки написать его самому, так не будьте жмотами! Опубликуйте его здесь, а если лень регистрироваться, так пришлите Ваш анализ или сочинение на и это облегчит жизнь будущим поколениям, к тому же Вы реально ощутите себя выполнившим долг перед школой. Мы опубликуем его с указанием Ваших ФИО и школы, где Вы учитесь. Поделись знанием с миром!

Иван Суриков - Стихотворения

Первые же публикации показали близость Сурикова к устному народному творчеству. Поэт смело развивает песенные и фольклорные традиции, иногда пишет по мотивам русских и украинских народных песен. В свою очередь многие его произведения расходятся по стране в виде новых народных песен, проникнутых щемящей тоской или просветленной грустью:

Что шумишь, качаясь.
Тонкая рябина,
Низко наклоняясь
Головою к тыну?

Народность этой поэзии была действительно неподдельной. "Что, удалый молодец, опустил ты буйную и сидишь за чаркою с невеселой думою?" Или: "Как простор степной широко-велик; как в степи глухой умирал ямщик". Чтобы писать с такой трогательностью и задушевностью, нужно было самому много выстрадать. Важно и то, что изображение горькой бедняцкой судьбы, показ народного горя обусловили созвучную содержанию и основанную на фольклорной поэтике песенную форму. Под пером молодого автора правда житейского наблюдения становилась правдой художественного обобщения.

Не твои ли это слезы
На пиру текут?
Не твои ли это песни
Грустью сердце жгут.

И звучит в тех песнях горе,
Горе да тоска…
Эх ты, доля, эх ты, доля.
Доля бедняка!

Песенная направленность Суриковского творчества, особенно на первом его этапе, совсем не случайна. Она в не меньшей степени, чем избранная автором тематика или поэтика, выразила крестьянскую сущность его мировосприятия. Как справедливо заметил видный русский этнограф и фольклорист П.Н. Рыбников, посредством своих песнопений "крестьяне могут отзываться на каждое событие в жизни, на каждое движение в сердце". [2]

Известный народник Г. Д. Деев-Хомяковский называл песни И. 3. Сурикова "коллективными песнями", настолько глубоко и органично выражали они народную психологию, настолько отчетливо звучал в них трагический голос всех обездоленных.

Я ли в поле да не травушка была,
Я ли в поле не зеленая росла;
Взяли меня, травушку, скосили.
На солнышке в поле иссушили.
Ох ты горе мое, горюшко!
Знать, такая моя долюшка!

Но в литературных кругах искренние, задушевные и полные горечи стихи молодого поэта успеха не имели. Одни критики замалчивали его. Другие - считали эпигоном А. Кольцова и И. Никитина. Господствовавшие в обществе предрассудки мешали правильно воспринять и оценить "мужицкую" поэзию поэта-самоучки [3]. Даже такой чуткий и прогрессивный литератор, как В. Г. Короленко, счел Сурикова всего лишь "средним поэтом". По-настоящему признали Сурикова, да и то с оговорками, только через десятилетие, незадолго до его смерти. А пока за свой литературный труд он получал крохотные гонорары и продолжал бедствовать.

Начало творческого пути И. 3. Сурикова совпало с целой цепью жизненных невзгод Первым ударом стало разорение отца. Строительство железных дорог подорвало ямщицкий промысел, а вместе с ним захирела и торговля у Суриковых, так как ямщики составляли основную массу покупателей в их овощных лавках. Отец запил, и его пришлось отправить в деревню. Мать была вынуждена пойти в кухарки к своему шурину Ивану Андреановичу. Не найдя лучшего места, стал работать у дяди-самодура приказчиком и сам Суриков. Некоторое облегчение наступило, когда ему вместе с вернувшимся В Москву отцом удалось снять небольшое помещение и открыть торговлю старым железом и углем. Но вскоре умерла горячо любимая мать Сурикова, человек, много значивший в ею жизни. Спустя три месяца, после очередного запоя, ею отец снова женится, на этот раз на сумасбродной женщине из раскольниц. Совместная жизнь с мачехой, превратившей дом в настоящий ад, оказалась невыносимой. Вместе с женой (Суриков женился в 1860 году на доброй и скромной девушке-сиротке Марусе Ермаковой, ставшей для него на всю жизнь любящей и заботливой спутницей) он уходит из дома.

Начинается еще более трудная кочевая жизнь. Суриков часто оказывается без крова и работы Попробовал он поработать в типографии, но из-за своей близорукости не смог. Лишения и моральные страдания оказываются настолько тяжелыми, что однажды, отчаявшись найти работу. Суриков чуть не бросился с моста в реку. Какая-то внутренняя сила удержала его, но он кажется окончательно сломленным. Непосильная нужда и отсутствие надежд на лучшее будущее вызывают у него такое чувство безысходности, что он начинает топить горе в вине. Однако "искра божия" не могла погаснуть так легко. Иван Суриков находит в себе силы уйти с кабацкого дна, и не малую роль в этом сыграла его писательская страсть. Он решает вернуться в угольную лавку к своему отцу, от которого к тому времени, предварительно обобрав, уже ушла новая жена.

С той поры продажа древесного угля и железного лома становится пожизненной профессией Ивана Сурикова. Трудности, которые ему пришлось испытать вместе со своим классом в бурный пореформенный период капиталистического развития России, сопровождавшегося болезненным разрушением прежнего уклада жизни, отягчались гнетущей семейной! обстановкой. Невозможно без душевной боли читать горестные признания поэта: "Отец убивает во мне всю энергию к литературному труду". Или: "Сколько я вынес от него горя, это ведомо Богу одному". Поэтому так понятен его "крик души":

Не проси от меня
Светлых песен любви;
Грустны песни мои,
Как осенние дни.

Большинство стихотворений И. 3. Сурикова пессимистичны. Это и не удивительно. Как его собственная судьба, так и наблюдаемая им жизнь обездоленной городской бедноты предопределили господство в его лирике мотивов социального разочарования и безысходности. Лирический герой Сурикова, потеряв веру в справедливость, не видит выхода из "житейской тьмы":

"У тебя ума палата, -
Говорили люди мне.
Одарен судьбой богато,
В жизни счастлив ты вполне".

Отчего ж с палатой этой,
С этой умственной казной,
Я хожу почти раздетый,
Без пристанища порой!?

Вслед за Кольцовым поэт развивает фольклорные традиции, отступая при этом от романтической манеры своего предшественника. Именно тяготение Сурикова к более реалистическому и критическому изображению действительности позволило ему создать картины народной нищеты, до той поры не виданные в русской поэзии: "В работе выбившись из сил, не мог от холода заснуть я, - суровый ветер шевелил на теле ветхие лоскутья". Лишенные крова и живущие впроголодь, оборванные И разутые бедняки из Суриковских стихотворений - это настоящие парии российского самодержавного общества, это отверженные, настолько придавленные непомерной тяжестью нужды, что даже смерть они принимают как избавленье.

И была, мол, смелость бойкая,
Да затоптана судьбой;
И была, мол, воля стойкая,
Да разбита злой нуждой.

И была, мол, сила-силушка.
Да сожгла ее тоска…
Так спасибо же, могилушка.
Что взяла ты бедняка

В дореволюционном литературоведении И 3. Сурикова старались представить асоциальным писателем, отвлеченным морализатором и "не замечали" созвучное; и демократизма суриковской поэзии некрасовской КМ узе мести и печаля". Конечно, Суриков не звал на борьбу за социальное освобождение, но, посвятив свое творчество теме нищеты и народных страданий, он фактически выступил обвинителем существовавшего в Россиистроя Только как критика социального неравенства и жестокой эксплуатации народа могли восприниматься такие его стихотворения, как "Труженик", посвященное памяти Л. Кольцова, или "Швейка":

Билась с горькой нуждой, но развратом
Не пятнала я чистой души
И трудясь через силу, богатым
Продавала свой труд за гроши…

Да и сам Суриков порой так страдал от нужды, что вынужден был писать стихи в трактире, потому что дома не было чернил, и это уже в то время, когда имя его было известно читающей России и он был автором отдельного сборника. Интересно, что поэт, не связанный с революционно-демократическим движением, изолированный социальным порядком вещей и условиями быта от интенсивной общественной жизни, тем не менее осознавал критическую направленность своего творчества. Так в письме к писателю и издателю А. Шеллер-Михайлову, он высказал опасение за судьбу своего стихотворения "У пруда": "Не знаю, пройдет ли оно в "цензурные врата" Действующее лицо в том стихотворении крестьянская девочка, но мысль в этом стихотворении социальная" [4] .

Слушать стихотворение Сурикова Рябина

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Рябина

Анализ стихотворения Сурикова Рябина

Настроение произведения Рябина

Рябина