Анализ стихотворения Сурикова Детство



Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство»

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Детство № 1

В жизни каждого человека детство – особая пора, это беззаботная пора со светлыми воспоминаниями. В юном возрасте каждый день для маленького человека – открытие, ведь ежедневно он познает что-то новое, ранее неизвестное для него.

Ни одна мелочь не может спрятаться от пристального взгляда малыша. Это и хотел показать Суриков в своем стихотворении «Детство». Он намекает, что только ребенок может по достоинству оценить каждую мелочь, например, шепот травы или звуки лесных обитателей, а также насладиться свежестью утреннего ветра.

Такие воспоминания навсегда въедаются в нашу память, и забыть их невозможно. Строчки стихотворения напоминают нам, что спустя много лет мы вне зависимости от настроения, возвращаемся мыслями в свое детство, черпая из него положительные эмоции.

Начало в стихотворения довольно бодрое и радостное, но через несколько строк начинают прослеживаться оттенки грусти. Несмотря на сложную философскую идею, стихотворение читается легко и непринужденно.
Суриков утверждает, что наступления зимы ждали абсолютно все: животные, растения и люди.

Загрузка...

Стихотворение условно можно поделит на несколько частей. К первой части рассказывается о наступлении зимы и ее роли в природе, а во второй части о роли зимы в судьбе человека.

Природа готовиться к зиме, предвкушая скорую свою гибель (но не навсегда, а лишь на определенный период), эти приготовления видны снаружи, а вот приготовления человека снаружи не видны, поэтому Суриков решил описать их, сравнивая со своими переживаниями. Кроме внутренних переживаний у человека можно проследить и подготовку своего жилища к зиме – он его утепляет, заготавливает достаточное количество еды: «Уж давно крестьянин ждал зимы, избу свою укрыв».

Последние сроки посвящены чувствам растений и людей. Вообще Суриков сравнивает растения с людьми и доказывает, что они также чувствуют боль, когда кто-то отрывает у них листочки. Поэт уверен, что луговая трава может запросто стать лучшим другом ребенку, выслушивая его бесконечную болтовню и оберегая его тайны.

Таким образом, Сурикову удалось написать потрясающее стихотворение, где затронуты очень важные темы – внутренние переживания человека в предчувствии надвигающейся зимы и приготовления природы к зиме. Кроме этого, поэт обращает внимание на детство, доказывая, что это удивительное время открытий и незабываемых эмоций.

Проверка выполнения задания (Слайд 1)

Портрет писателя (Слайд 2)

3). Рассказ учителя о поэте.

Будущий поэт родился в Ярославской губернии в глухой деревушке Новосёлово в семье крестьянина. До 8 лет жил с матерью и бабушкой, а потом, после смерти матери, его привезли в Москву к отцу, который открыл в городе овощную лавку. Жизнь мальчика, проводившего целые дни в лавке отца, была очень тяжёлой. Но, помогая отцу в торговле, он урывками учился грамоте. Под впечатлением от прочитанных стихотворений А.С.Пушкина Суриков сам стал складывать свои стихи. Его стихи отличаются простотой и мелодичностью. Их основная тема – тяжёлое положение народа. Многие стихи поэта посвящены русской природе и детям, а некоторые из них стали популярными народными песнями («Рябина», «В степи», «Степь да степь кругом»). Не в силах вырваться из нищеты, Суриков до конца жизни был вынужден торговать железным старьём. Умер он от чахотки в расцвете своего большого таланта. Ему было только 39 лет.

Но до 8 лет, пока была жива его мама, ему жилось хорошо. И своё детство он считал счастливым.

Детства прошлого картины!

Только вы светлы:

Выступаете вы ярко

Из сердечной мглы.

Время детства золотое.

Юность без тревог!

Хоть бы день из этой жизни

Возвратить я мог!

Детство, нет тебе возврата!

Только в памяти живёшь ты

1). Первичное чтение стихотворения.

Перед прочтением объясняем значение слов лапти, прялка, светец.

- Что такое лапти? (Лапти – в старое время: крестьянская обувь, сплетённая из лыка, охватывающая только стопу) (Слайд 3)

- Кто из вас видел прялку? (Прялка – приспособление для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью). (Слайд 4)

- Найдите значение слова светец в словаре учебника. (Слайд 5)

- Внимательно слушайте стихотворение «Детство» в исполнении артиста.

Постарайтесь представить те картины, которые рисует поэт, а о самой впечатляющей из них рассказать после чтения.

2). Обмен впечатлениями после прочтения.

- Какая картина ярче всех преставилась вам?

- Кто из вас сам переживал события, о которых говорится в стихотворении?

4). Повторное чтение стихотворения.

Прочитайте стихотворение, найдите слова, значение которых вам непонятно.

Словарная работа: перезябнуть, ветхая шубёнка, огонёк светца, сердце так и мрёт, сон глаза смежит и т. д.

- Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши?

-Прочитайте строки, в которых представлена картина: семья зимним

- Найдите строки, которые говорят о большой любви мальчика к сказкам.

- Перечитайте строки, где мальчик рассказывает о своих любимых сказках.

- Как вы прочитаете эти строки: спокойно, медленно или с волнением,

- Какая сказка снилась мальчику?

- А вы любите сказки? Назовите самые любимые.

-Найдите слова, которые говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах.

(Карточки трёх видов для детей с разным уровнем подготовки.)

Проверка. Прочитайте слова, которые вы нашли.

- В прямом или переносном значении употреблены эти слова?

- Слова, которые употреблены в переносном значении и говорят о неодушевлённых предметах как о живых существах, называются олицетворением.

6). Деление стихотворения на части.

- На сколько частей можно разделить стихотворение? (3 части)

Определение границ каждой части и озаглавливание частей.

1. Салазки (Зимние забавы).

2. Бабушкины сказки (В семье вечером).

3. Волшебный сон.

7). Подготовка к выразительному чтению.

- Как надо читать каждую часть стихотворения.

1 –ю – радостно, весело;

2 –ю – тихо, медленно, «усыпляющее»;

3 – ю - волнующе, с ожиданием волшебства, со страхом.

8). Выразительное чтение стихотворения.

- Чем отличается ваше детство от описанного в стихотворении?

1. Выучить наизусть первые 4 четверостишия из стихотворения.

2. По желанию сделать иллюстрацию к любимому отрывку.

Иван Суриков — Вот моя деревня ( Детство )

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Детство № 2

Вот моя деревня,
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
№ 4 По горе крутой;

Вот свернулись санки,
И я на бок — хлоп!
Кубарем качуся
№ 8 Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
№ 12 Над моей бедой.

Все лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе — горе,
№ 16 А ребятам — смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
№ 20 На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнешь
И домой тихонько,
№ 24 Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
№ 28 К бабушке седой.

И сидишь, ни слова.
Тихо все кругом;
Только слышишь: воет
№ 32 Вьюга за окном.

В уголке, согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
№ 36 Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
№ 40 Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
№ 44 Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал;
Как ему невесту
№ 48 Серый волк достал.

Слушаю я сказку, —
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
№ 52 Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит, —
И глаза мне крепко
№ 56 Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края,
И Иван-царевич —
№ 60 Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
№ 64 Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица,
№ 68 Точно жар, горит.

Прыгает в той клетке,
Весело поет;
Ярким, чудным светом
№ 72 Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку — хвать!
И хотел из сада
№ 76 С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
№ 80 В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня.
И, дрожа от страха,
№ 84 Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
№ 88 Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
№ 92 Горе и беда.

Vot moya derevnya,
Vot moy dom rodnoy;
Vot kachus ya v sankakh
Po gore krutoy;

Vot svernulis sanki,
I ya na bok — khlop!
Kubarem kachusya
Pod goru, v sugrob.

I druzya-malchishki,
Stoya nado mnoy,
Veselo khokhochut
Nad moyey bedoy.

Vse litso i ruki
Zalepil mne sneg.
Mne v sugrobe — gore,
A rebyatam — smekh!

No mezh tem uzh selo
Solnyshko davno;
Podnyalasya vyuga,
Na nebe temno.

Ves ty perezyabnesh,
Ruki ne sognesh
I domoy tikhonko,
Nekhotya bredesh.

Vetkhuyu shubenku
Skinesh s plech doloy;
Zabereshsya na pech
K babushke sedoy.

I sidish, ni slova.
Tikho vse krugom;
Tolko slyshish: voyet
Vyuga za oknom.

V ugolke, sognuvshis,
Lapti ded pletet;
Matushka za pryalkoy
Molcha len pryadet.

Izbu osveshchayet
Ogonek svettsa;
Zimny vecher dlitsya,
Dlitsya bez kontsa.

I nachnu u babki
Skazki ya prosit;
I nachnet mne babka
Skazku govorit:

Kak Ivan-tsarevich
Ptitsu-zhar poymal;
Kak yemu nevestu
Sery volk dostal.

Slushayu ya skazku, —
Serdtse tak i mret;
A v trube serdito
Veter zloy poyet.

Ya prizhmus k starushke.
Tikho rech zhurchit, —
I glaza mne krepko
Sladky son smezhit.

I vo sne mne snyatsya
Chudnye kraya,
I Ivan-tsarevich —
Eto budto ya.

Vot peredo mnoyu
Chudny sad tsvetet;
V tom sadu bolshoye
Derevo rastet.

Zolotaya kletka
Na suchke visit;
V etoy kletke ptitsa,
Tochno zhar, gorit.

Prygayet v toy kletke,
Veselo poyet;
Yarkim, chudnym svetom
Sad ves obdayet.

Vot ya k ney podkralsya
I za kletku — khvat!
I khotel iz sada
S ptitseyu bezhat.

No ne tut-to bylo!
Podnyalsya shum, zvon;
Nabezhala strazha
V sad so vsekh storon.

Ruki mne skrutili
I vedut menya.
I, drozha ot strakha,
Prosypayus ya.

Uzh v izbu, v okoshko,
Solnyshko glyadit;
Pred ikonoy babka
Molitsya, stoit.

Veselo tekli vy,
Detskiye goda!
Vas ne omrachali
Gore i beda.

Djn vjz lthtdyz,
Djn vjq ljv hjlyjq;
Djn rfxecm z d cfyrf[
Gj ujht rhenjq;

Djn cdthyekbcm cfyrb,
B z yf ,jr — [kjg!
Re,fhtv rfxecz
Gjl ujhe, d ceuhj,/

B lhepmz-vfkmxbirb,
Cnjz yflj vyjq,
Dtctkj [j[jxen
Yfl vjtq ,tljq/

Dct kbwj b herb
Pfktgbk vyt cytu///
Vyt d ceuhj,t — ujht,
F ht,znfv — cvt[!

Yj vt; ntv e; ctkj
Cjkysirj lfdyj;
Gjlyzkfcz dm/uf,
Yf yt,t ntvyj/

Dtcm ns gthtpz,ytim,
Herb yt cjuytim
B ljvjq nb[jymrj,
Yt[jnz ,htltim/

Dtn[e/ ie,tyre
Crbytim c gktx ljkjq;
Pf,thtimcz yf gtxm
R ,f,eirt ctljq/

B cblbim, yb ckjdf///
Nb[j dct rheujv;
Njkmrj cksibim: djtn
Dm/uf pf jryjv/

D eujkrt, cjuyedibcm,
Kfgnb ltl gktntn;
Vfneirf pf ghzkrjq
Vjkxf kty ghzltn/

Bp,e jcdtoftn
Jujytr cdtnwf;
Pbvybq dtxth lkbncz,
Lkbncz ,tp rjywf///

B yfxye e ,f,rb
Crfprb z ghjcbnm;
B yfxytn vyt ,f,rf
Crfpre ujdjhbnm:

Rfr Bdfy-wfhtdbx
Gnbwe-;fh gjqvfk;
Rfr tve ytdtcne
Cthsq djkr ljcnfk/

Ckeif/ z crfpre, —
Cthlwt nfr b vhtn;
F d nhe,t cthlbnj
Dtnth pkjq gjtn/

Z ghb;vecm r cnfheirt///
Nb[j htxm ;ehxbn, —
B ukfpf vyt rhtgrj
Ckflrbq cjy cvt;bn/

B dj cyt vyt cyzncz
Xelyst rhfz,
B Bdfy-wfhtdbx —
nj ,elnj z/

Djn gthtlj vyj/
Xelysq cfl wdtntn;
D njv cfle ,jkmijt
Lthtdj hfcntn/

Pjkjnfz rktnrf
Yf cexrt dbcbn;
D njq rktnrt gnbwf,
Njxyj ;fh, ujhbn/

Ghsuftn d njq rktnrt,
Dtctkj gjtn;
Zhrbv, xelysv cdtnjv
Cfl dtcm j,lftn/

Djn z r ytq gjlrhfkcz
B pf rktnre — [dfnm!
B [jntk bp cflf
C gnbwt/ ,t;fnm/

Yj yt nen-nj ,skj!
Gjlyzkcz iev, pdjy;
Yf,t;fkf cnhf;f
D cfl cj dct[ cnjhjy/

Herb vyt crhenbkb
B dtlen vtyz///
B, lhj;f jn cnhf[f,
Ghjcsgf/cm z/

E; d bp,e, d jrjirj,
Cjkysirj ukzlbn;
Ghtl brjyjq ,f,rf
Vjkbncz, cnjbn/

Dtctkj ntrkb ds,
Ltncrbt ujlf!
Dfc yt jvhfxfkb
Ujht b ,tlf/

Иван Суриков.Детство

Картинка Анализ стихотворения Сурикова Детство № 3
Анализ стихотворения Ивана Сурикова «Детство»

В своем стихотворении Детство Иван Суриков рассказывает о самом незабываемом и беззаботном периоде в жизни каждого человека. Именно в детстве ребенок по-иному оценивает все вокруг себя, природу, людей, явления. Стихотворение напоминает нам что в любом возрасте мы часто вспоминаем детство и черпает из воспоминаний все самое лучшее. Стихотворение Ивана Сурикова детство можно разделить на две части одна относиться к тому как природа готовиться к приходу зимы, а другу как человек готовиться к приходу зимней стужи, как он его утепляет и готовит зимний запас пропитания. В итоге стихотворение получилось совместить детские годы, веянье природы, и труд человека.

Роднач речь,издание для детей

Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;

Вот свернулись санки
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.

И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.

Всё лицо и руки
Залепил мне снег.
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!

Но меж тем уж село
Солнышко давно;
Поднялася вьюга,
На небе темно.

Весь ты перезябнешь,
Руки не согнешь, -
И домой тихонько,
Нехотя бредешь.

Ветхую шубенку
Скинешь с плеч долой;
Заберешься на печь
К бабушке седой,

И сидишь, ни слова.
Тихо всё кругом;
Только слышишь: воет
Вьюга за окном.

В уголке согнувшись,
Лапти дед плетет;
Матушка за прялкой
Молча лен прядет.

Избу освещает
Огонек светца;
Зимний вечер длится,
Длится без конца.

И начну у бабки
Сказки я просить;
И начнет мне бабка
Сказку говорить:

Как Иван-царевич
Птицу-жар поймал,
Как ему невесту
Серый волк достал.

Слушаю я сказку -
Сердце так и мрет;
А в трубе сердито
Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке.
Тихо речь журчит,
И глаза мне крепко
Сладкий сон смежит.

И во сне мне снятся
Чудные края.
И Иван-царевич -
Это будто я.

Вот передо мною
Чудный сад цветет;
В том саду большое
Дерево растет.

Золотая клетка
На сучке висит;
В этой клетке птица
Точно жар горит;

Прыгает в той клетке,
Весело поет,
Ярким, чудным светом
Сад весь обдает.

Вот я к ней подкрался
И за клетку - хвать!
И хотел из сада
С птицею бежать.

Но не тут-то было!
Поднялся шум, звон;
Набежала стража
В сад со всех сторон.

Руки мне скрутили
И ведут меня.
И, дрожа от страха,
Просыпаюсь я.

Уж в избу, в окошко,
Солнышко глядит;
Пред иконой бабка
Молится, стоит.

Весело текли вы,
Детские года!
Вас не омрачали
Горе и беда.

Стихи русских поэтов. Иван Захарович Суриков "Детство"

  1. Познакомить учащихся с творчеством Ивана Захаровича Сурикова на примере стихотворения «Детство», заинтересовать в изучении других его произведений.
  2. Учить работать с лирическим произведением, деля его на смысловые части, продолжать работу по выявлению главной мысли стихотворного текста.
  3. Учить находить в тексте изобразительные средства языка (олицетворения, эпитеты, сравнения) и приемы повторы), используемые автором, продолжать работать над выразительностью чтения, учить выделять голосом логические ударения и паузы.
  4. Воспитывать любовь к чтению, познавательный интерес.
  5. Развивать память, логическое мышление, речь.

I. Организационный момент.

1. Приветствие, проверка готовности.

- У нас урок чтения. Нужно ли нам уметь читать? Для чего? Чему мы учимся на этом уроке?

II. Актуализация знаний.

- Какой раздел мы изучаем? («Стихи русских поэтов».)

- Знаете ли вы, что такое стихотворение? (Творение стихов, создание.)

- Что значит «творить»? (Создавать.)

- Кто создает стихи? ( Поэты.)

- Чтобы вспомнить, какими русскими поэтами мы уже познакомились, предлагаю немного поиграть. Сейчас некоторые из вас прочитают наизусть отрывки или стихотворения вам уже известных поэтов, а остальные будут отгадывать, кто автор?

Работа с таблицей.

III. Сообщение темы, постановка учебных задач.

- Посмотрите, один портрет остался неоткрытым. Как думаете, почему? (Сегодня мы познакомимся с еще одним поэтом, прочитаем его стихотворение.)

Сегодня мы откроем для себя новое имя в разделе «Стихи Русских поэтов». Это Иван Захарович Суриков. Чтобы предположить, о чем пойдет речь в этом стихотворении, обратимся к опорным словам:

  • Моя деревня
  • мой дом
  • качусь я в санках
  • друзья-мальчишки

- Как думаете, о чем пойдет речь в стихотворении, какую тему затронул поэт? (О детях, зимних забавах.)

- В каком возрасте мы охватываем зимние забавы?

Стихотворение Ивана Захаровича Сурикова называется «Детство».

- Почему Суриков затронул эту тему в своем творчестве? (Детство – беззаботная пора.)

Многие писатели, художники, музыканты неоднократно в своем творчестве обращались к теме детства, потому что считали его самой беззаботной порой. Воспоминания о детстве у взрослых чаще всего вызывают смешанные чувства: чувства радости и сожаления.

- Как думаете, почему? (Радость – от пережитых событий, сожаление – время это уже не вернешь.)

IV. Словарная работа.

  1. Весь ты перезябнешь – замерзнешь.
  2. Ветхая шубенка – старая шубенка.
  3. Избу освещает – подставка для свечи.
  4. Огонёк светца.
  5. Сердце так и мрет – замирает.
  6. Сон смежит – закрыть, сомкнуть глаза.
  7. Омрачали – мрак (темнота). делали грустными, печальными.

V. Первичное чтение.

Первичное чтение осуществляет чтение.

- С каким чувством поэт говорит о своем детстве? (С чувством радости и сожаления.)

VI. Самостоятельное чтение учащимися.

- Какие события, происходившие с ним в детстве, описывает поэт?

После чтения обсуждается план и открывается на доске:

VII. Самостоятельная работа.

Задание по группам: подготовить выразительное чтение, ответить на вопросы?

Первая группа:
- Что поэт считает своим домом?
- Какую картину описывает автор? (Катание с горы.)
- От чьего имени ведет рассказ поэт? (Мальчика.)
- Что происходит с мальчиком?
- Какие авторские приемы помогают поэту передать стремительность действия? (Повтор: вот. вот. вот. )

Вторая группа:
- Что интересного заметили в лексическом строении текста? (Использованы устаревшие слова.)
- Выберите и текста слова, которые использует поэт, чтобы показать особенности того времени. в котором происходит действие? (Перезябнешь, ветхая.)
- Сравните «погоду дома» и «погоду за окном», что можете сказать? Подтвердите ответ словами из текста. (Тихо все кругом/ вьюга воет за окном.)
- Как поэт говорит о вьюге, какое изобразительное средство языка использует? (Олицетворение.) Докажите. («Наделяет» вьюгу способностями живого существа.)
- Приведите примеры использования олицетворений другим автором? (Примеры из стих. А.С. Пушкина.)

Третья группа:
-Что приснилось мальчику? Прочитайте.
- Какие изобразительные средства языка использовал поэт в данном отрывке? (Сравнения.) Приведите примеры (Иван-царевич будто я.)
- Какие слова помогают вам найти сравнения в тексте (Слова-помощники: будто, точно.)

Четверная группа:
- В каком настроении пребывает мальчик во время сна? (Эмоц. возбуждения, страха).
-Как меняется настроение с наступлением утра? (Возбуждение и страх сменяются покоем.)
- Как понимаете слова:

Весело текли вы,
Детские годы ?

- Какое изобразительное средство использует автор? (Олицетворение.)
- С чем поэт сравнивает детские годы? (С водой.)
- Почему? (Вода порой течет очень быстро, как и детство.)

VIII. Проверка самостоятельной работы учащихся.

  1. Выразительное чтение группами по частям.
  2. Выступление одного человека от группы.

IX. Фронтальная работа.

- Каким было детство мальчика? (Выборочное чтение.)

Детство мальчика было радостным и веселым.

- Для чего Суриков написал это стихотворение? (Чтобы рассказать о своем детстве.)

- Каким предстает поэт перед нами в этом стихотворении?

- Хотелось бы вам узнать, каким на самом деле было детство поэта?

Индивидуальное сообщение на тему: «Детство Сурикова».

Счастливое детство поэта прошло в деревне Новоселово Ярославской губернии. Семья его принадлежала к оброчным крестьянам графа Шереметева. Мать и бабушка, ласково опекавшие мальчика, оставили в его душе светлые воспоминания, ввели его в мир народных сказок и песен:

И начну у бабки Сказки я просить;
И начнёт мне бабка Сказку говорить.

Детские годы, которые "весело текли", закончились, когда Ивану исполнилось 8 лет. Он уехал в Москву к отцу, хозяину овощной лавки. С тех пор мальчик был на побегушках сначала у отца, потом у дяди, испытывал постоянный голод и унижения. Скрасило ему жизнь знакомство с двумя богомолками, Одна из которых познакомила его с житиями святых, духовными стихами, другими книгами религиозного содержания, а вторая – с песенным творчеством русских поэтов.

Он сам пробовал писать стихи, много читал, черпая вдохновение у великих поэтов. Пушкиным, Лермонтовым, Кольцовым, Некрасовым, Майковым и другими он наслаждался втайне от отца, который сердито поучал мальчика: "Купцу лишняя книжность дохода не даст. " Не возражая, не вступая в споры, Ваня продолжал покорно везти ненавистный "торговый воз" и до конца дней торговал железом и углём, разным тряпьём и ломом. Но была у него и другая, тайная жизнь: он писал светлые песни и грустные стихотворные истории о тяжёлой бедняцкой доле.

Сурикову исполнился 21 год, когда он познакомился с Плещеевым, которому осмелился показать свои стихи. Плещееву стихи понравились, одно из стихотворений с его помощью было опубликовано. С тех пор Суриков активно печатается в журналах. Его стихи перекладываются на музыку и становятся песнями, которые поются до сих пор и считаются народными: "Рябина", "Степь да степь кругом", песня о казни Степана Разина. Первый сборник стихотворений Сурикова (1871) в течение короткого времени переиздаётся дважды.

Умер поэт от туберкулёза в возрасте сорока лет.

Для детей им написаны самые тёплые стихи, в которых оживает сказка и волшебство его детства, и фольклорные образы составляют сердцевину жизни ребёнка:

И на ум приходят детям
Бабушкины сказки:
Вот с метлой несется ведьма
На ночные пляски;
Вот над лесом мчится леший
С головой косматой,
А по небу, сыпля искры,
Змей летит крылатый.
И какие-то все в белом
Тени в поле ходят.
Детям боязно – и дети
Огонёк разводят.

- Подготовьтесь к концу урока.

- Что нового узнали? С каким русским поэтом познакомились?

- Чему учились? (Выразительному чтению и анализу стих. произведения.)

- Для чего нам это нужно? (Выразительно читать наизусть и понимать содержание прочитанного.)

- Чем необычно стихотворение?(Частая смена действий, событий.)

- Как художник может рассказать о своем детстве? (Нарисовать картины.)

ХI. Домашнее задание.

Чтение наизусть понравившейся части и её иллюстрирование.

Послушайте стихотворение Сурикова Детство

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Детство

Анализ стихотворения Сурикова Детство