Анализ стихотворения Северянина Запевка



Анализ стихотворения Запевка Игорь Северянин

Серёжа Иванов Ученик (95), на голосовании 9 месяцев назад

Срочно! Анализ стихотворения "Запевка" Игоря Северянина -
О России петь - что стремиться в храм
По лесным горам, полевым коврам.

О России петь - что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать.

О России петь - что тоску забыть,
Что Любовь любить, что бессмертным быть!

Нужно сделать анализ :
1) Содержание
2) настроение
3) мысли, ощущения автора, лирического героя
4) строфика
5) синтаксис (. )
6) рифмовка
7) стихотворный размер
8) тропы (эпитеты, метафоры, олицетворения)
9) ваше впечатление о стихотворениии

Пример

Сергей Байдаков Ученик (115) 9 месяцев назад

Анализ стихотворения Игоря Северянина «Это было у моря»

18 февраля 2016

И.Северянин обладает своим неповторимым стилем, его стихи узнаваемы. Произведение «Это было у моря» отличается манерностью и некой будуарностью.

Стихотворение динамичное и его легко положить на музыку. Произведение является частью большой творческой работы. На первый взгляд простые стихи наполнены глубоким философским смыслом. Сюжет произведения развивается в выдуманном писателем мире. В этой стране существовали свои законы и особенности.

Первое четверостишье описывает море, окружающую обстановку. Сразу поэт акцентирует внимание на классовом неравенстве главных героев. Это не только разница в социальном статусе, но и культурном уровне. Королева играла Шопена, это говорит о ее образованности и мастерстве. Паж же просто наблюдал за ней и любовался.

Королева приказала порезать гранат и поделилась с пажом. Писатель именно этот плод сделал героем стихотворения, а ведь гранат символ власти. Она полюбила его и ради своей любви стала рабыней. Истинные чувства порабощают человека, избавляют от материальных условностей.

Поэт очень реалистично описал зарождение чувств и развитие отношений между Королевой и пажом. Поэт описывает классический сюжет соблазнения. Как и в Библии, в доведении до греха использовали плод. Такая трактовка сюжета добавляет реалистичности и в то же время предписывает результат всей этой истории.

Это произведение И.Северянин посвятил некой госпоже Воробьевой. Эта женщина жила в Финляндии, после революции она переехала туда. Она была поэтессой и творила под псевдонимом, который очень напоминал фамилию поэта. Он восхищался ее творчеством и восхвалял ее в своих стихах.

Стихотворение изящное и не переполнено сложными сюжетными линиями и переживаниями. Конструкция произведения образует волнообразные интонации. Стихосложение ритмическое и музыкальное.

Поэт преподносит чувство любви на высоту абсолюта. Чувство не зависит от социальной лестницы, ради любви и Королева готова стать рабыней. Возможно, это была личная позиция писателя по отношению к классовому разделению общества.

Игорь Северянин (псевдоним, автор предпочитал написание Игорь-Северянин; настоящее имя — Игорь Васильевич Лотарёв) родился в Петербурге в семье военного инженера. Закончил четыре класса реального училища. Стихи начал писать в 8 лет. Поэзию любил самозабвенно, издавал за свой счет брошюрки (от 2 до 16 стихотворений) и рассылал их по редакциям «для отзыва». Стихи особого отклика не имели.

В 1909г. одна из брошюр со стихотворением «Хабанера II» («Вонзите штопор в упругость пробки, — И взоры женщин не будут робки. » ) попала в Ясную Поляну. Лев Толстой был возмущён: «Чем занимаются. Это литература! Вокруг — виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них — упругость пробки!»

«С лёгкой руки Толстого. меня стали бранить все, кому было не лень. Журналы стали печатать охотно мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них, — в вечерах, а может быть, и в благотворителях, — участие». — вспоминал позднее поэт.

Обычный тираж поэтических сборников начала XX века — 1-2 тысячи. «Громокипящий кубок» (1913) выдержал 10 изданий общим тиражом свыше 30 тысяч экземляров и продавался даже в годы первой мировой и гражданской войн, когда страна голодала. На северянинских поэзоконцертах залы были переполнены. А.М.Арго свидетельствует:

Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг, вызывал определенную реакцию у контингента определённого типа. Все было задумано, подготовлено и выполнено. Начинал поэт нейтральным «голубым» звуком:

Это было у мо-о-оря.

В следующем полустишии он бравировал произнесением русских гласных на какой-то иностранный лад, а именно: «где ажурная пе-э-на» ; затем шло третье полустишие: «где встречается ре-эдко». и заключалась полустрофа двусловием: «городской экипаж» — и тут можно было уловить щелканье щеколды садовой калитки, коротко, резко и чётко звучала эта мужская зарифмовка. Так же распределялся материал второго двустишия:

Королева игра-а-ала в башне замка Шопе-э-на, И, внимая Шопе-эну, полюбил ее паж!

Конечно, тут играла роль и шаманская подача текста, и подчеркнутое безразличие поэта, и самые зарифмовки, которым железная спорность сообщала гипнотическую силу: «пена—Шопена, паж—экипаж». Нужно отдать справедливость: с идейностью тут было небогато, содержание не больно глубокое, но внешнего блеска — не оберёшься! Закончив чтение, последний раз хлопнув звонкой щеколдой опорной зарифмовки, Северянин удалялся все теми же аршинными шагами, не уделяя ни поклона, ни взгляда, ни улыбки публике, которая в известной своей части таяла, млела и истекала соками преклонения перед «настоящей», «чистой» поэзией. [Конец цитаты]

Был основателем литературного течения эгофутуризма. В 1914г. эго- и кубофутуристы провели в Крыму олимпиаду футуризма.

Владимир Иванович Сидоров (Вадим Баян) — купец из Симферополя. Он предложил мне турне по Крыму. Я дал согласие под условием выступления Маяковского, Бурлюка и Игнатьева.

До Симферополя из Москвы мы ехали с Володей вдвоём. Сидели большей частью в вагоне-ресторане и бесконечно беседовали за стаканом красного вина.

Остановились вначале у Сидорова, потом перекочевали в отель, счета в котором оплачивал купчик. Жили в одном номере — я и В.В.

Был провозглашен «Королём поэтов» в Московском Политехническом музее — главной поэтической площадке России — 27 февраля 1918г. С.В.Спасский свидетельствует:

Зал был набит до отказа. Поэты проходили длинной очередью. На эстраде было тесно, как в трамвае. Теснились выступающие, стояла не поместившаяся в проходе молодёжь. Читающим смотрели прямо в рот.

Северянин приехал к концу программы. Здесь был он в своем обычном сюртуке. Стоял в артистической, негнущийся и «отдельный». Прошел на эстраду, спел старые стихи из «Кубка». Выполнив договор, уехал. Начался подсчет записок. Маяковский выбегал на эстраду и возвращался в артистическую, посверкивая глазами. Не придавая особого значения результату, он все же увлёкся игрой. Сказывался его всегдашний азарт, страсть ко всякого рода состязаниям.

— Только мне кладут и Северянину. Мне налево, ему направо.

Северянин собрал записок немного больше, чем Маяковский. Третьим был Василий Каменский. [Конец цитаты]

Отныне плащ мой фиолетов, Берета бархат в серебре: Я избран королём поэтов На зависть нудной мошкаре.

Через несколько дней «король» уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, предполагая к осени вернуться, но надолго задержался. В 1920г. Эстония отделилась от России, и поэт оказался в вынужденной эмиграции (называл себя не эмигрантом, а дачником).

В 1921г. оставшись в одиночестве после смерти матери, женился на юной строгой «эсточке» Фелиссе Круут. Пытался вернуться в Россию, но жена была категорически против. («Вернись домой: не дело для поэта / Годами жить без родины своей!» ). Утешением были редкие встречи со старыми друзьями.

Берлин. 1922г. Осень. Октябрь на исходе. Сияет солнышко. Свежо. Идем в сторону.
— Или ты не узнаёшь меня, Игорь Васильевич? — останавливает меня радостный бас Маяковского.
Обнимаемся. Оба очень довольны встрече. С ним Б.Пастернак. Сворачиваем в ближайшую улицу, заходим в ближайший бар. Заказываем что-то легонькое, болтаем.

В петербургском кабинете Северянина висел его аршинный портрет работы Маяковского. Уезжая в Тойлу, поэт дал его вместе с личным архивом на хранение своему знакомому, спустя несколько месяцев убежавшему в Финляндию и все бросившему на произвол судьбы. Разыскать и вернуть архив поэт не смог.

В 1931 году вышел один из лучших сборников поэта — «Классические розы». В 1930—34гг. состоялось несколько гастролей по Европе, имевших шумный успех, но постояного дохода литературный труд не приносил. Особенно ухудшилось материальное положение к 1936г.

Стала жизнь совсем на смерть похожа: Все тщета, все тусклость, все обман. Я спускаюсь к лодке, зябко ёжась, Чтобы кануть вместе с ней в туман.

В 1940г. поэт с горечью отмечает: «Издателей на настоящие стихи теперь нет. Нет на них и читателя. Я пишу стихи, не записывая их, и почти всегда забываю».

Игорь-Северянин умер от сердечного приступа 20 декабря 1941г. в оккупированном немцами Таллине и был похоронен там на Александро-Невском кладбище. На памятнике — его печально-оптимистические строки:

Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!

Примечание:
курсивом выделены цитаты из текстов поэта.

Стихотворения публикуются по изданию:
Северянин И. Лирика.
Минск: «Харвест», 1999. — 448с.

Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла — в башне замка — Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.

Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.

А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа.
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.

Ты — женщина, и этим ты права.
Валерий Брюсов

Вся радость — в прошлом, в таком далеком и безвозвратном,
А в настоящем — благополучье и безнадежность.
Устало сердце и смутно жаждет, в огне закатном,
Любви и страсти; — его пленяет неосторожность —

Устало сердце от узких рамок благополучья,
Оно в уныньи, оно в оковах, оно в томленьи.
Отчаясь грезить, отчаясь верить, в немом безлучьи,
Оно трепещет такою скорбью, все в гипсе лени.

А жизнь чарует и соблазняет, и переменой
Всего уклада семейных будней влечет куда-то!
В смущеньи сердце: оно боится своей изменой
Благополучье свое нарушить в часы заката.

Ему подвластны и верность другу, и материнство,
Оно боится оставить близких, как жалких сирот.
Но одиноко его биенье, и нет единства.
А жизнь проходит, и склеп холодный, быть может, вырыт.

О, сердце! сердце! твое спасенье — в твоем безумьи!
Гореть и биться пока ты можешь, — гори и бейся!
Греши отважней! — пусть добродетель — уделом мумий:
В грехе — забвенье! а там — хоть пуля, а там — хоть рельсы!

Ведь ты любимо, больное сердце! ведь ты любимо!
Люби ответно! люби приветно! люби бездумно!
И будь спокойно: живи, ты — право! сомненья, мимо!
Ликуй же, сердце: еще ты юно! И бейся шумно!

Игорь Северянин "Запевка" О России петь - что стремиться в храм По лесным горам, полевым коврам. О России петь - что

Ответ или решение

отвечает Кудрявцева Татьяна

Стоит отметить, что стих Игоря Северянина пропитан любовью к России, он боготворит её, преклоняется перед её могуществом и величием. Об этом говорит и название "Запевка". Не полная песнь, а лишь начало, запевка. Потому что невозможно спеть о России, настолько она необычна и необъятна. Об это и говорит автор в строках "О России петь - что тоску забыть, Что Любовь любить, что бессмертным быть!"..Так же невозможно петь о России, как быть бессмертным. Интересно использование слова "храм" в стихе. Складывается впечатление о нём, как о чём то недоступном, божественном. И путь туда лежит через нечто необычное, красивое, не через простые поля и луга, а через "полевые ковры". Стихотворение оставляет светлый осадок патриотизма, любви к Родине. Наверное, именно с таким чувством автор представлял себе состояние в конечной точке рути, том самом приходе в "храм".

Похожие вопросы

Вы прочитали сказку В.А.Жуковского "Спящая царевна". Что вам в ней особенно понравилось.

Кто из героев сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» сортирует пассажиров, отправляет.

Стихотворение написано в форме, близкой к устному народному творчеству. Найдите примеры.

Как вы понимаете последнюю фразу этого рассказа: "И говорят, что, пока он жил, народ.

В сказке-были А.П. Платонова «Неизвестный цветок» есть предложение: «Лишь один раз в сутки

Заполните таблицу по ходу прослушивания сообщений учителя и учащихся. Таблица. План. Мои.

В чем состоит "нарядная сторона труда" и как привлекали родители детей к труду? Н.А.Некрасов.

А.П. Платонов "Цветок на земле".
Какой смысл приобретает образ голубого цветка в.

«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО»
Выпишите из текста «Жития. » описание внешности князя.

Подчеркните устаревшие слова, объясните их значение.

Игорь Северянин "Запевка"
О России петь - что стремиться в храм

По лесным горам, полевым коврам.

О России петь - что весну встречать,

Что невесту ждать, что утешить мать.

О России петь - что тоску забыть,

Что Любовь любить, что бессмертным быть!
Вопросы:
1) Почему Игоря Северянин назвал своё стихотворение "Запевка"?
2) В каком значении использовал слово "Храм" Игорь Северянин?
3) Почему поэт написал "Полевые ковры", а не просто поля? С каким чувствами приходит человек в храм, если шёл в него "по лесным горам, полевым коврам"?

Кто первый ответит, тот лучшим ответом будет!

Войти чтобы добавить комментарий

Ответы и объяснения

1) Наверное потому что, это начало..как бы запевка не большая.
2) о России ПЕТЬ-что стремится в ХРАМ
3) Потому что, так красивее кажется, с весёлым, и ласковым чувством! Потому что, он прошёл через всё красоту! это же так красиво!

Послушайте стихотворение Северянина Запевка

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Запевка

Запевка