Анализ стихотворения Северянина Янтарная элегия
VII. Анализ стихотворений
1. Слово учителя
В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир. Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха. ».
2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия »
Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок».
Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом:
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки:
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шале,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните. О да! Забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить.
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья.
Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания.
3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы»
Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843):
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы.
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой?
«Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский:
Каждая строчка — пощечина.
Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.
VIII. Задания по творчеству И. Северянина
1. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.
2. Как вы относитесь к обвинениям И. Северянина в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании? Ответ обоснуйте.
3. Назовите некоторые неологизмы И. Северянина. По какому принципу они созданы?
4. Перечислите характерные черты первых поэтических сборников И. Северянина. Какую программу поэта представляли сборники 1910-х годов?
1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина?
2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами?
3. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.
4. Объясните смысл понятия «самостоятельность» к поэзии И. Северянина.
Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.
Уроки 24—25. Сочинение
1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.
2. Образ города в поэзии Серебряного века.
3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века
4. Об одном стихотворении Серебряного века.
5. Мой любимый поэт Серебряного века
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Поиски и находки поэтов Серебряного века»
Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные направления.
1. Истоки и задачи символизма:
— французский символизм, философия В. С. Соловьева;
— задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.
а) Поиски «старших символистов»:
— символизм как литературная школа;
— «создания искусства — приотворенные двери в вечность» Брюсов;
— формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приемы в поэзии (примеры — Бальмонт и др.);
— активное использование мифологических образов в поэзии;
— установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);
— религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);
— декадентство и символизм.
б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:
— установка на сотворчество читателя;
— пессимистическая мифология Ф. Сологуба;
— мистические идеалы и вера в обновление мира (А. Белый);
— раннее творчество А. Блока: образ «Вечной Женственности»;
— открытие многозначности слова;
— новое содержание искусства как объединяющего людей начала.
2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех поэтов»:
— отношение к поэзии как к мастерству;
— утверждение красоты жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии»;
— романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н. Гумилева;
— новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем творчестве А. Ахматовой;
— возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.
3. Футуризм как выражение стремления к будущему:
— декларации футуристов («Пощечина общественному вкусу»);
— пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;
— установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;
— эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся мир;
— новые функции искусства как выражения творчества масс;
— смелые эксперименты футуристов. Борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И. Северянина.
Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.
анализ стихотворения янтарная элегия
Дмитрий Кладько Знаток (370), на голосовании 6 лет назад
Liudmila Sharukhia Высший разум (169288) 6 лет назад
«Янтарная элегия» (1911) И. Северянина служит примером жанровой рефлексии, метатекстового осмысления самой элегии. Иронический и пародийный элементы в стихотворении поэта становятся конституционными принципами, определяющими форму диалога с архитекстуальным прототипом, однако ими содержание элегии не исчерпывается. В тексте И. Северянина, в соответствии с мировоззрением поэта, картина мира предстает как противопоставление двух начал: культурного и естественного, что обуславливает некоторую импрессионистскую декоративность и салонную театральность пейзажных зарисовок.
Осень представлена как образно – временной ориентир только на уровне контекстов. Конкретно олицетворение осени олицетворение дозволяет довольно наглядно проследить эволюцию ценностных ориентиров писателя.
Так же, для подкрепления образов цветовыми ассоциациями, автор употребляет определение «алый». «желтый» и их цвета. Но вот, что интересно – то же слово «алый» Северянин употребляет для описания совершенно других образов: образов надежды, рождения чувств, любви, весны:
Осенний парк в цвету янтарно-алом.
(«Янтарная элегия») ;
Определение «алый» обычно связано с чувствами человека, оно не лишь служит их эмблемой, но и употребляется для свойства возлюбленной:
Более того, слово «алый» и его однокоренные в предшествующих текстах выступали как синонимы либо антонимами к словам грусть, усталость, гаснуть:
И. Северянин предназначил огромное количество стихов темам осени и весны. Осень у него – «старуха в желтой кофте». «неряха из нерях». «дева старая». Весна – виды надежды, рождение чувств, любви.
виды весны и осени находятся в отношениях противопоставления (антитезы). Образ осени употребляется как синоним к старости, годам, излюбленный цвет – желтый.
Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом?
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки?
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шалэ,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните. О да! забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить.
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья
ЯНТАРНАЯ ЭЛЕГИЯ
1911
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок.
А. Пушкин
Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом?
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки?
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шалэ,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните… О да! забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить…
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья…
Мыза Ивановка
1911
Игорь Северянин — Вы помните прелестный уголок ( Янтарная элегия )
Yantarnaya elegia
Vy pomnite prelestny ugolok —
Osenny park v tsvetu yantarno-alom?
I mramor urn, postavlennykh bokalom
Na perekrestke palevykh dorog?
Vy pomnite studenoye steklo
Zelenykh struy forelevoy rechonki?
Vy pomnite komichnye openki
Pod kedrami, sklonivshimi chelo?
Vy pomnite nad rechkoyu shale,
Kak ya nazval trekhkomnatnuyu dachu,
Gde plakal ya ot schastya, i zaplachu
Yeshche ne raz o laske i teple?
Vy pomnite. O da! zabyt nelzya
Togo, chto dazhe nechego i pomnit.
Mne khochetsya Vas grezami ispolnit
I poprositsya robko k Vam v druzya.
Zynfhyfz ktubz
Ds gjvybnt ghtktcnysq eujkjr —
Jctyybq gfhr d wdtne zynfhyj-fkjv?
B vhfvjh ehy, gjcnfdktyys[ ,jrfkjv
Yf gthtrhtcnrt gfktds[ ljhju?
Ds gjvybnt cneltyjt cntrkj
Ptktys[ cnheq ajhtktdjq htxjyrb?
Ds gjvybnt rjvbxyst jgtyrb
Gjl rtlhfvb, crkjybdibvb xtkj?
Ds gjvybnt yfl htxrj/ ifk,
Rfr z yfpdfk nht[rjvyfnye/ lfxe,
Ult gkfrfk z jn cxfcnmz, b pfgkfxe
Tot yt hfp j kfcrt b ntgkt?
Ds gjvybnt/// J lf! pf,snm ytkmpz
Njuj, xnj lf;t ytxtuj b gjvybnm///
Vyt [jxtncz Dfc uhtpfvb bcgjkybnm
B gjghjcbnmcz hj,rj r Dfv d lhepmz///