Анализ стихотворения Северянина Он тем хорош анализ
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»
12 декабря 2015
Северянин, родился и вырос в России, но после революции был вынужден уехать из своего родного края на чужбину. В годы своей молодости поэт был очень популярен среди девушек, те зачитывались его чувственными стихами и не отставали от него ни на шаг. Он также был влюблен, Россия в тот момент казалась ему домом, который он никогда не покинет.
Из-за кровавой революции, которая произошла в 1917 году, поэт вынужден уехать из России. Это не связано, с каким либо политическим запретом. Его вынуждает именно ситуация, которая сложилась в стране на тот момент. Он не желает принимать Россию такой, какой она представляется ему теперь.
Поэтому его решение уехать, это попытка отстраниться от того ужаса, что происходил в стране в годы революции. Он любил свою страну, любил родной край на котором родился и вырос, но все это перечеркнулось во время революции, которая принесла людям много боли и страданий.
Стихотворение «Классические розы» написано им в 1925 году, когда он уже покинул Россию. Это стихотворение является посланием, в котором он описывает свое разочарование к Родине. Ведь когда то он восхищался своей страной, ее величием и мощью. Она казалась ему лучшей, среди всего, что есть в этом бренном мире. Он строил планы, у него были большие надежды на счастливую жизнь. Но все это было разрушено революцией, которая прошла в 1917 году.
Северянин пишет о том, что уже не может вернуться назад на родину. Он винит ее в этом, ведь ему совсем не хочется умирать в чужой стране, покоиться в земле, которая никогда не станет ему родной. Сильное разочарование пробегает в строках его стихотворение, здесь есть и боль, и разочарование и боль утраты. Хотя он и винит Родину, в бедах, которые ему пришлось испытать, он все же восхищается ее величием и могуществом.
Сильная обида запала в грудь поэта, он мечется между невыносимым желанием вернуться на родную землю и разочарованием, которая она принесла ему когда-то. Автор понимает, что нет уже того места, где он родился и вырос. Остались лишь сгоревшие избы, злые люди и классические розы, которые Россия бросит в его гроб.
Анализ стихотворения Александра Блока «Река раскинулась» Большое внимание в своем творчестве поэт уделял размышлению о судьбе свой родины. Сотворение «Река раскинулась» как раз таки является его размышлением, которым он делится со своими читателями.
Лирический герой стихотворения, который является двойником писателя, готов идти в бой. Он видит мрачный пейзаж России, где река омывает желтые обрывы, а стога тихо грустят. Герой обращается к России и даже больше, называет ее женой, что говорит о его любви и преданности родному краю.
Блок понимает, что борьба, которую ведет Россия, оказалось бесконечной. Еще долго предстоит стоять на ее защите и ни кто не знает, будит ли конец этому кровопролитию. Он как никто сочувствует своей родине, понимает, что не способен ее положения.
Являясь великой державой, на Россию всегда будет обращено большое внимание. Ее так и будут привлекать в бессмысленные войны ей еще долго не представиться возможности вздохнуть полной грудью.
Читая стихотворение, у читателя появляется чувство тревоги, которое под конец становится все сильнее. Бой, в который идут люди, представляет собой неизвестность. Данное стихотворение является чем-то вроде пролога, к циклу стихотворений «На поле Куликовом».
На протяжении всей работы над этим циклом, Блок вел рассуждения и сравнивал настоящее и прошлое России. Примером для сравнения служила битва на Куликовом поле. Уже в конце цикла поэт приходит к выводу, что события скоро должны повториться. Убежать от этого не получится, нужно постараться выстоять в этой битве.
Блок призывает тем самым Русских не задавать, стоять до победного конца, если тот когда нибудь произойдет. Стихотворение "Река раскинула" повлияло на всех любителей его творчества, поэты и другие деятели призывали его продолжать творить то, что он делает сейчас. Россия слишком долго терпела боль и разруху, нужно положить конец этим страданием, а поможет в этом проза и поэзия, которая вдохновляет людей на новые свершения.
Анализ стихотворения Александра Блока «Коршун» Долгое время Блок позиционировался как революционный поэт. Уже в его ранних произведениях, проскальзывало стремление к переменам и нежелание жить в этом неправильном мире. Тогда юный Блок не понимал всего масштаба проблемы, для него существовало проблем, которые могут вызвать эти перемены.
Стихотворение «Коршун» написано в годы войны, и относиться к циклу стихотворений о родине. Оно было написано под большим впечатлением, от того ужаса, который происходил в стране. Поэт недоумевает, почему люди должны воевать, зачем нужна эта бессмысленная бойня, которая только забирает жизни людей.
Стихотворение начинается с описания полета коршуна. В этом случае коршун символизирует войну, ведь та тоже кружит над пустынной, полной горя землей. Мать, которая стоит над колыбелью своего сына, так же символизирует боль и утрату. Ее сын еще совсем маленький, но мать уже осознает, что он ей не принадлежит.
Ведь повзрослев, он отправиться воевать, война обязательно случиться, как случалась на протяжении всей человеческой жизни. Там ее сын оставит свою жизнь, как и все, кто шел защищать свою родину. Матери больно от того, что она не может этого исправить, ей остается лишь со страхом ждать того рокового момента.
Блок всем сердцем сочувствует своей Родине, тому, что ей из года в год приходиться переживать все страшное, чем «награждает» людей война. Он видит Россию в крови, страданиях и невыносимой скорби. Своим стихотворением он задает вопрос, на который так и не получает ответа.
Когда же Россия освободиться от натиска войны, когда ей удастся освободиться от тяжести убитых сыновей и станет ли она когда-нибудь с колен. В тот момент Блок считал, что революция – это лучший выход из сложившейся ситуации.
Именно она изменит жизнь простого народа, даст ему возможность вздохнуть полной грудью. Тогда Блок не мог себе и представить, что революция причинит народу еще больший вред, чем война. Уже более зрелые мысли описываются в его поэме «Двенадцать» где он ведет рассуждении о революции и том, что она дает людям.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь не жалеешь» В последние годы своей жизни, в творчестве Есенина часто отражалось тема одиночества. Именно в то время, оно постигало поэта невероятно сильно, это отражалось на его стихотворениях. «ТЫ меня не любишь не жалеешь» является одним из тех стихотворений, которые относятся к этому периоду.
Стихотворение отражает мысли и чувства самого автора. Его лирический герой это мужчина, который обращается к незнакомке. Когда то давно между ними была страсть, возможно, он даже любил ее, но холодность и отчужденность, с которой она к нему обращалась, не дала возможности развиться их любви.
В стихотворении Есенин описывает их встречу спустя много лет, его герой вспоминает прошлое, думает о настоящем. В его мыслях нет будущего, так же как и у самого автора, который не видел своей жизни дальше.
Герой стихотворения уже не испытывает той любви и страсти, которая когда-то заполняла все его существо. Он уже пережил все чувства и эмоции, которые были даны ему на всю жизнь. Помимо одиночества, в стихотворении проскальзывают нотки равнодушия. Уже ничего не может потревожить жизнь его героя, как и его самого.
Отношения мужчины и женщины в стихотворении лишены, каких либо чувств. Есенин приходит к выводу, что женщины и любовь к ним сильно ему наскучили и уже не приносят былого трепета в груди. Все это связано с одиночеством и безвыходностью, которые он ощущал в последние годы своей жизни.
Именно тогда он оставляет свою жену и возвращается на свою родную родину, где проживает последние месяцы своей жизни.
Проанализировав стихотворение, читатель приходит к страшному выводу. Есенин, в момент его написания уже не представлял своего будущего, уже в тот момент он понимал, что его жизни пришел конец.
Это пугает и в тоже время завораживает, ведь читая, казалось бы, обычное стихотворение, мы читаем мысли «мертвого» человека. Он еще жив, но строки его говорят о том, что он готов проститься со своим одиночеством, в котором прибывает в данный момент.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Желание» Большая часть творчества поэта посвящена теме любви. В жизни Пушкина было много муз, которым он посвящал эпиграммы, элегии и стихи. Одним из первых его стихотворение, написанных еще в лицейские годы, впервые посвященное теме любви, является «Желание». В нем юный поэт выплескивает все свои мысли и переживания.
Связаны они с некой Екатериной, которая являлась его старшей подругой. Она стала его первой любовью, потому стихотворение наполнено страданиями неопытного влюбленного.
Пушкин пишет о том, что влюблен до безумия, но объект воздыхания не отвечает ему взаимностью. Наверняка тогда юному Александру казалось, что она единственная, кто так сильно был способен затронуть его душу. Каждая строчка стихотворения это трагедия, которая вырывается из души поэта. Он не может сдержать слез, даже больше, в тяжелые моменты именно они становятся его утешением.
Юность и неопытность Пушкина, с которой он описывает пока новые и неизведанные чувства, заставляют читателя умиляться и переживать за судьбу лирического героя. Ведь он так влюблен и не видит своей жизни, без той, что никогда не ответит ему взаимность.
Дни для него кажутся мукой, которая растягивается на месяцы. Он уже не признает других радостей жизни, мало того они меркнут перед прекрасным ликом его Екатерины. Уже тогда, Пушкин отдает большое значение любви в жизни человека. Хотя он и страдает в своих чувствах, он все же счастлив. Это видно по последним строкам его произведения, где он говорит: «Пускай умру, но пусть умру любя!».
Уже в столь юном возрасте Пушкин показывает свой талан. Его стихотворение насыщено различными художественными приемами, вроде эпитетов, метафоры, восклицания и аллитерации.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ее глаза» Стихотворения Пушкина «Ее глаза» имеют очень интересную историю создания. Во-первых, без согласия поэта, это стихотворение было опубликовано в журнале, из-за чего Пушкин был очень зол. Это необычное стихотворение, оно является своеобразным ответом, Вяземскому стихотворению «Черные очи».
Пушкин противопоставляет глаза Александрой Осиповны, которой в своем стихотворении восхвалялся Вяземский, глазам его возлюбленной Анне Алексеевной Олениной.
Девушка была дочерью знаменитого сановника, потому с самого детства она была знакома с искусством. Оленина была необыкновенна, умна и талантлива, любила сочинять музыку, которую впоследствии исполняла перед отцом и его друзьями. Девушка была знакома с такими выдающимися личностями как Грибоедов, Батюшков и Кипренский. У нее было большое количество поклонников, одним из них был Пушкин, который был старшее ее на девять лет.
Пушкин был очарован детской непосредственность и умом этой леди. В 1828 году он даже просил ее руки, но получил отказ. По одной из версии считается, что согласие на их свадьбу было получено, но когда Пушкин узнал, что Оленина совсем недавно разочаровалась в любви, потому сейчас не готова влюбиться снова.
Узнав об этом, он сам разорвал их помолвку. По другой версии, Оленина считала Пушкина ведренным человеком и не представляла их союза, к тому же Пушкин был несостоятельным человеком и совсем не имел денег.
Стихотворение начинается с описания черкеской красавицы Осиповны, которая покорила сердце Вяземского. Пушкин признает красоту этой девушки, также восхищается ее глазами и непохожестью на других женщин. Но он все же обращает внимания на глаза своей возлюбленной, указывает на задумчивого гения, которого можно увидеть в ее взгляде.
Выражение ее глаз в представлении Пушкина эта мечта и томительное ожидание. Он также сравнивает ее улыбку с улыбкой Леля, существо, которое на протяжении нескольких веков, являлось в России символом любви и брака.
Описание, которое дает в своем стихотворении Пушкин, еще раз говорит о том, как он сильно был влюблен в эту девушку. Это не единственное стихотворение, которое было посвящено Олениной, одним из популярнейших в этой серии является стихотворение «Я вас любил, любовь еще, быть может», которое описывает чувства отвергнутого поэта.
Анализ стихотворения Константина Симонова «Родина» Одной из популярнейших тем у поэтов русской литературы является тема Родины. Можно смело утверждать, что именно они смогли воплотить в своих произведениях всю любовь и патриотизм к своему отечеству.
Одним из таких творцов слова, является русский поэт Симонов. Его знаменитый стих «Родина» в годы Великой Отечественной войны, поднял патриотическое настроение в стране.
Все стихотворение от начала до конца проникнуто любовью к своей родине. С первых же строф мы видим, что поэт торжествует над величием и единством своей страны. Он называет ее «непобедимой», «широкой» что еще раз говорит о том, как он восхищается ее могуществом и силой.
Далее он говорит о своем родном крае, где родился и вырос. По его мнению, человек не может сделать что-то большое для всей своей страны, но он вполне в состоянии изменить что-то в этом маленьком, но таком любимом родном крае.
Для Симонова образ России это три березы, которые напоминают пейзаж его родного края. ДА он знает, что в жизни можно многое потерять, жертвовать дорогими тебе вещами, но Родину человек не потеряет никогда. Пускай он и не будет находиться у себя дома, воспоминания о нем будут придавать ему силы и надежду.
Стихотворение было написано поэтом в тридцатые годы, но в годы войны, оно было отредактировано и переписано заново. Сам поэт утверждал, что «Родина» была написана в сорок первом году. Своим стихотворением он говорит людям, в частности молодому поколению, что любовь к родине, есть самое важное в жизни любого человека.
Нужно любить свою отчизну, ведь она подарила на жизнь, а самое главное это дом, она дом в котором мы выросли, переживали все хорошее в нашей жизни. Его стихотворение вдохновляет читатели любить свою родину и не забывать о том, какое место она занимает в нашей жизни.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Кинжал» Исследователи до сих пор не могут дать точную оценку стихотворению Пушкина « Кинжал». На их взгляд, оно является самым революционным произведение Пушкина в то время. Современники считали, что стихотворение проникнуто злостью к тогдашнему, существующему строю.
На западе это произведение в короткие сроки набрало большую популярность. Француз Ж.Ф. Ансело, был одним из первых, кто перевел стихотворение и опубликовал во Французском журнале. Он охарактеризовал стихотворение, как произведение полное фанатизма и идей русской молодежи того времени.
Но сам Пушкин клялся, что не имел в виду никакой политической или любой другой связанной с законом мысли. Об этом он говорит в письме Жуковскому, по словам поэта он дал слово два года не писать про правительство России и клялся, что держит его и по сей день.
В словах Пушкина есть своя правда, во время написания стихотворения, поэт находился в ссылке в родительском доме. Тогда ему чудом удалось уйти от наказание и более дальней ссылки, поэтому он не смел, рисковать своей свободой.
Сюжет стихотворения рассказывает о трех убийствах, которые произошли в разные эпохи. Одно из них это убийство Цезаря, другое убийство Марата, который олицетворял в стихотворении самого дьявола.
Третье убийство приходиться в эпоху Пушкина, где студент убивает писателя Коцебу. Убийства, представленные в стихотворении, были специально подобраны по смыслу. Пушкина волновал вопрос, за какие поступки были убиты эти люди, кем они являлись в настоящем.
Исходя из жертв, которых Пушкин «убивает» в своем стихотворении, все они были плохими и недостойными людьми. Убийцы в этом случае являются мстителями, а их поступки оправдываются народом.
В первых и последних строках, Пушкин обращается к народу. На его кинжале нет инициалов, что было не свойственно для такого вида оружия. Обычно ставились инициалы тех, кто приговорён к смерти.
Возможно, таким образом, Пушкин хотел сказать, что наказаны, будут все злодеи, а писать имя одного из них не имеет смысла.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пущину» Пушкин в своем творчестве уделял большое внимание теме дружбы. Особенно часто, его стихи относились к друзьям, с которыми он учился в одном лицеи. Одним из таких друзей был Пущин, которому поэт посвящает свое стихотворение.
С самого детства двое друзей были неразлучны, их связывала любовь к литературе и общий взгляд на мир. К несчастью судьба Пущина сложилась очень трагично, он был соучастников в покушении на жизнь императора, за что был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь.
Иван Пущин был одним из участников-декабристов, потому, когда их план провалился, мужчину взяли под арест. Пушкин также разделял мысли декабристов, за что в 1825 году он был сослан в Михайловское имени, именно там произошла последняя встреча двух лучших друзей.
Пущин был одним из первых кто навестил поэта во время его ссылки, своим присутствием он смог поддержать Пушкина и вселить в него веру. Тогда Пушкин еще не знал, что их встреча окажется последней. Пущин же напротив предполагал такое развитие событий, потому он и приехал навестить своего старого друга, чтобы была возможность попрощаться.
Пушкин пишет стихотворение другу спустя ровно год после его восстания декабристов. Ему удается передать его через жену Пущина, которая отправилась за своим мужем на каторгу. Его стихотворение это моральная поддержка и желание помочь. Ведь Пушкин сам когда-то прибывал в похожей ситуации, ему как никому другому понятно, что в этот момент чувствует его друг.
Пушкин надеется, что жертва принесенная декабристами не прошла даром, что их услышали и наконец, начнется движение в массе. Поэт сильно переживает расставание со своим другом, потому на протяжении всей своей короткой жизни посвящает ему еще несколько стихотворений.
Стихотворение «К Пущину» является настоящим письмом поддержки, уже позже заключенный писал в своем дневнике, что записка Пушкин помогла ему жить дальше, благодаря ей, он смог вытерпеть всю жестокость и несправедливость жизни, которая свалилась на него в тот период жизни.
Имея связи в обществе, поэт пытался, как нибудь выпросить благословение царя, но тот оставался непреклонным. Только спустя 30 лет Пущин возвращается домой в Петербург, где посещает могилу своего лучшего друга.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ночь» В жизни Пушкина, было, много дам, которые, так или иначе, затрагивали его сердце. Он посвящал им стихи, в которых говорил о красоте своих фавориток. Одной из них была Амалия Ризнич, дочь банкира, которая была на половину итальянкой, а на половину немкой.
Историки до сих пор не могут точно определить, какое место в жизни поэта занимала эта девушка. Известно лишь, то, что они познакомились в 1823 году, в Одессе.
Амалия Ризнич была высокой и красивой женщиной, обладала острым умом и длиной черной косой. Женщина была замужем. Ее муж утверждал, что Пушкин, будто ласковый зверь, всегда вился у ее ног. Отвечала ли Амалия взаимность неизвестно. Историки и биографы считают, что весь цикл произведений, написанный Пушкиным в Одессе, освящался Ризнич.
Современники утверждают, что он пылал к ней очень сильными чувствами, которые родились ни так долго. Молодая женщина вскоре серьезно заболела, переехала в Австралию, где впоследствии и скончалась.
Стихотворение «Ночь», по мнению историков, посвящено именно Амалии Ризнич. В нем поднимается проблема одиночества и любви. Лирический герой, страдает от неразделимого чувства. Из-за этого он считает себя одиноким, не надеется на помощь ближнего. В его сердце, есть только облик его возлюбленной, которая не хочет отвечать ему взаимностью.
Лирический герой представляет, как женщина приходит к нему, ее глаза блестят от любви. Но так и остается фантазией влюбленного, неким утешением в его одиноком и чуждом мире. На протяжении всего произведения это одиночество только усиливается.
Вновь и вновь перечитывая строки стихотворения, перед глазами читателя предстает одинокий человек, закрывшейся в своей комнатушке. Он мечтает, фантазирует, тем самым убегая от реальности. Но та покидает его лишь на время, а по возвращению становиться более невыносимой.
Анализ стихотворения Северянина «Интродукция»
Анализ стихотворения Северянина «Интродукция»
Игорь Северянин постоянно вел негласную войну с литературными критиками, которые донимали поэта своими необъективными рецензиями. В том, что его невзлюбили известные журналисты и публицисты, северянин бы отчасти и сам виноват, так как вел себя на людях достаточно эпатажно и порой даже агрессивно. Что же касается стихов, то поэт не упускал момента заявить на весь мир, что сам себя считает непревзойденным гением, а чужое мнение его не интересует.
Впрочем, северянин лукавил, потому как уколы критиков воспринимал очень болезненно и время от времени отвечал им не менее дерзкими выпадами. Одним из таких разоблачительных произведений является «Интродукция», опубликованная в 1918 году и вызвавшая новую волну ожесточенных нападок на поэта.
В том произведении автор сравнивает себя с соловьем, пение которого лишено «особой глубины», тем не менее, автор утверждает, что и старикам, и детям оно действительно по душе. Все же остальные люди, обремененные возом личных проблем, попросту не в состоянии оценить красоту стихов поэта, утверждающего: «Но песня радужна моя».
Игорь Северянин готов согласиться с тем, что его стихи далеки от совершенства и, возможно, не в полной мере отвечают общепризнанным поэтическим канонам. Однако он не сомневается в то, что каждая строчка идет из глубины души, она наполнена искренностью и чистотой. Более того, поэт стремится к тому, чтобы его произведения рождали в душе читателей лишь позитивные чувства и звали их за собой « в нездешние края». Сравнивая себя с соловьем, поэт отмечает, что мнение критика его совершенно не интересует. Ведь вольной птице все равно, что о ней думают окружающие. Поэтому он советует всем своим злопыхателям: «Ищи, свинья, услад в корыте, а не в руладах из ветвей!».
Конечно же, только Северянин мог позволить себе подобный выпад в адрес всеми уважаемых литературоведов. Он отдавал себе отчет, что подобные стихи непременно станут поводом для нового витка противостояния, и был недалек от истины. Спасло положение лишь то, что из-за смены власти многим критикам попросту не было дела до Северянина. К тому же поэт уже успел эмигрировать за границу и обосновался в Эстонии, продолжая издеваться над своими оппонентами и утверждая: «Я так бессмысленно чудесен, что Смысл склонился предо мной». Автор интуитивно чувствовал, что побеждает в неравной схватке с литературными критиками хотя бы потому, что его слово в этой перепалке все равно останется последним.
тексттекст
Игорь Северянин: Он тем хорош.
Игорь Северянин, которому в 2017 исполнится 130 лет со дня рождения (май 1887), а в этом, 2016, 75 – со дня смерти (декабрь 1941), поэт сложный, двусмысленный, очень тонкий и многим непонятный.
Невозможно не улыбнуться, вспомнив об ананасах в шампанском, олуненной аллее, об экипажах и пажах, в которых, безвопросно-вскрыливший, отолпенный поэт иронично и тонко высмеивает пошлость, банальность, бездарность и мещанство всех родов.
Но шумное муаровое платье живет рядом с самопохоронами (через много десятилетий отголоском прозвучавшими в «Августе» Пастернака), а больное самовозвышение - лишь проявление жалости к самому себе.
При этом вся тональность творчества Игоря Северянина остается мажорной, сохранявшейся даже когда о былой шумной славе давно забылось, а нищета и забвение навсегда поселились в его новом доме - в Эстонии.
В отличие от Саши Черного, тоже высмеивавшего пошлость и мещанство, творчество Игоря Северянина в своей основе все-таки жизнеутверждающее, хотя ключ к пониманию его поэзии лежит в его трагическом мироощущении.
Поэт намеренно соединяет и сталкивает контрасты и противоположности, которые в жизни всегда нераздельны и слитны и потому маска паяца в его поэтическом балаганчике на более глубоком уровне оборачивается серьезностью и болью, а вовсе не фарсом.
Игорь-Северянин
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,
Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над вечно первенствующей планетой.
Он — в каждой песне, им от сердца спетой,-
Иронизирующее дитя.
Северянинская игриво-ироничная ухмылка «поэзника», пародирующая декадентскую мораль, дух и мышление, соседствует у поэта со сказкой о душистом горошке, в которой возвышенная мечта о любви и счастье, соприкоснувшись с жестоким миром реальности, трагически гибнет.
Игорь Северянин - человек играющий, а значит – свободный. Его безграничная слава начала прошлого века говорит только о том, что он точно уловил дух времени, попав в его контекст своими игровыми экспериментами, установив новые правила игры, которые публикой были приняты на «Ура».
Начав свою карьеру со скандала, когда тогдашний кумир страны и мира Лев Николаевич Толстой в пух и прах разгромил стихи молодого Северянина, он в одночасье превратился в значимую фигуру, чьи стихи, до сего момента отвергавшиеся всеми редакциями, стали желанными, а поэт стал королем поэзии.
Игорь Северянин смело экспериментирует с языком, с наслаждением и восхищением играет в словообразование, подобно тому, как играют в бисер герои романа Германа Гессе. С той только разницей, что Касталия – замкнутая и отгороженная от мира страна, закапсулированная и самодостаточная, а поэтический мир Игоря Северянина питается жизнью, трагизму которой он противопоставляет Красоту, Любовь и Наслаждение:
Живи, Живое! Под солнца бубны
Смелее, люди, в свой полонез!
Как плодоносны, как златотрубны
снопы ржаные моих поэз!
В них водопадят Любовь и Нега,
И Наслажденье, и Красота!
Все жертвы мира во имя Эго!
Живи, Живое! - поют уста.
Во всей вселенной нас только двое,
И эти двое - всегда одно:
Я и Желанье! Живи, Живое! -
Тебе бессмертье предрешено!
( Эгополонез, 1912 )
Играя в словобразование, поэт создает парадоксальные и смыслоемкие неологизмы, которые, если читать подряд, очень напоминают детский способ освоения мира: дети видят мир, но не знают тех слов, которыми взрослые его называют, пользуясь готовыми клише из уже существующего языкового пространства. За неимением такого знания, дети начинают сами изобретать слова.
Хотя что тут удивительного: еще в раю Бог заповедал Адаму давать имена всем зверям и птицам, чему Адам и следовал. Нечто подобное делает и Игорь Северянин. Его речетворящий играющий дух изобрел почти три с половиной тысячи новых слов:
апрелесть, снегурочность, противостатность, оцариться, свирельница, эксцессэр, резервэрка, министресса, поэтичка, рыцарица, Миррэлия, кадрильон, рондолет, лексионэр, сударышня, Акмеич, Эклерезита, смеюнья, гасунья, цветунья, грёзность, лосскость, ближница, культурник, гениалец, далёчница, интуитта, героиза, нервиза, грёзэр, мчатель, чересчуринька, блондный, мотивовый, заристый,свирельчатый, гурманический, беатрический, монстриозный, богадельнинский и т.д.
Смысл многих из них неясен. Поэтому становится понятным юмористические замечание некоторых поэтов и литературоведов, что при издании сборников Северянина хорошо бы снабжать их списками не совсем ясных и малоизвестных слов с их переводом на русский, как это делается, например, в книгах на церковно-славянском языке.
Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить, -
Блюстителем здоровья назначен юный паж.
Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?
Цилиндры солнцевеют, причёсанные лоско
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеётся куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить "крем-де-мандарин"!
За чем же дело встало? - к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файв-о-клок.
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер прилёг.
( Карета куртизанки, 1911 )
Сотканная из необычных звуко- и слово-сочетаний, которые не каждый выговорит и поймет, поэзия Игоря Северянина при этом очень музыкальна и многие его стихи стали песнями, как, например, любимое многими «Это было у моря». Музыкальность - отличительной особенность поэта, присутствующая во всем строе его стихов и во многих их названиях.
Начав в дореволюционной России с шумной и скандальной славы эгофутуриста и автора "Громокипящего кубка", где его знали, публиковали, обсуждали и осуждали, в послереволюционной России о нем забыли, вычеркнув из русской культуры, как и многих других поэтов, писателей и художников первой волны эмиграции.
Удивлению поэта, которого в той жизни и в той России знали все, не было предела, когда вдруг оказалось, что русские офицеры, вступившие на территорию Эстонии в 1940-м году, даже не слышали его имени, не говоря уже о том, чтобы читать его стихи. До революции его поэзию называли двусмысленной, после революции с двусмысленностью было покончено.
Стихи Игоря Северянина стали однозначно декадентскими и контрреволюционными, а поэт превратился в персону нон-грата. Вспомнили о поэте незадолго до перестройки: первый томик стихов вышел ровно через шестьдесят лет (в 1978) после его эмиграции из России в 1918.
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом
По аллее олуненной Вы проходите морево.
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная.
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено.
В шумном платье муаровом, в шумном платье муаровом —
Вы такая эстетная, Вы такая изящная.
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?
Ножки пледом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику в макинтоше резиновом,
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным платьем муаровым. (КЭнзель, 1911)
Игорь Северянин жил в очень непростое время, когда в воздухе неуловимо витали страх и ожидание неминуемой катастрофы. Поэт уловил эти настроения задолго до того, как катастрофа стала реальностью. Йохан Хейзинга, написавший «Человека играющего», книгу на все времена и сезоны, как-то заметил, что маскарады являются явным и несомненным признаком упадка, его последним проявлением.
Северянин со своей шутовской манерой и иронией попал точно в нерв уходящей эпохи, в которой сама жизнь превратилась в маскарад. Но сочетая серьезность с иронией, Игорь Северянин сумел остаться серьезным настолько, чтобы его не принимали слишком всерьез, и настолько ироничным, чтобы не стать посмешищем.
Двусмысленная слава
Моя двусмысленная слава
Двусмысленна не потому,
Что я превознесён неправо, -
Не по таланту своему, -
А потому, что явный вызов
Условностям - в моих стихах
И ряд изысканных сюрпризов
В капризничающих словах.
Во мне выискивали пошлость,
Из виду упустив одно:
Ведь кто живописует площадь,
Тот пишет кистью площадной.
Бранили за смешенье стилей,
Хотя в смешенье-то и стиль!
Чем, чем меня не угостили!
Каких мне не дали 'pastilles'!
Неразрешимые дилеммы
Я разрешал, презрев молву.
Мои двусмысленные темы -
Двусмысленны по существу.
Пускай критический каноник
Меня не тянет в свой закон, -
Ведь я лирический ироник:
Ирония - вот мой канон.
Игорь Северянин — Он тем хорош, что он совсем не то ( Игорь Северянин )
Igor Severyanin
On tem khorosh, chto on sovsem ne to,
Chto dumayet o nem tolpa pustaya,
Stikhov printsipialno ne chitaya,
Raz net v nikh ananasov i avto,
Fokstrot, kinematograf, i loto —
Vot, vot kuda lyudskaya mchitsya staya!
A mezhdu tem dusha yego prostaya,
Kak den vesny. No eto znayet kto?
Blagoslovlyaya mir, proklyatye voynam
On shlet v stikhe, priznania dostoynom,
Slegka skorbya, podchas slegka shutya
Nad vechno pervenstvuyushchey planetoy.
On-v kazhdoy pesne, im ot serdtsa spetoy, —
Ironiziruyushcheye ditya.
Bujhm Ctdthzyby
Jy ntv [jhji, xnj jy cjdctv yt nj,
Xnj levftn j ytv njkgf gecnfz,
Cnb[jd ghbywbgbfkmyj yt xbnfz,
Hfp ytn d yb[ fyfyfcjd b fdnj,
Ajrcnhjn, rbytvfnjuhfa, b kjnj —
Djn, djn relf k/lcrfz vxbncz cnfz!
F vt;le ntv leif tuj ghjcnfz,
Rfr ltym dtcys/ Yj nj pyftn rnj?
kfujckjdkzz vbh, ghjrkznmt djqyfv
Jy iktn d cnb[t, ghbpyfybz ljcnjqyjv,
Ckturf crjh,z, gjlxfc ckturf ienz
Yfl dtxyj gthdtycnde/otq gkfytnjq///
Jy-d rf;ljq gtcyt, bv jn cthlwf cgtnjq, —
Bhjybpbhe/ott lbnz/
Стихотворение Северянина И. В.
«Игорь - Северянин»
"Игорь - Северянин"
Он тем хорош, что он совсем не то,
Что думает о нем толпа пустая,
Стихов принципиально не читая,
Раз нет в них ананасов и авто,
Фокстрот, кинематограф и лото —
Вот, вот куда людская мчится стая!
А между тем душа его простая,
Как день весны. Но это знает кто?
Благословляя мир, проклятье войнам
Он шлет в стихе, признания достойном,
Слегка скорбя, подчас слегка шутя
Над вечно первенствующей планетой.
Он — в каждой песне, им от сердца спетой,-
Иронизирующее дитя.