Анализ стихотворения Северянина Классические розы
Анализ стихотворения Игоря Северянина «Классические розы»
12 декабря 2015
Северянин, родился и вырос в России, но после революции был вынужден уехать из своего родного края на чужбину. В годы своей молодости поэт был очень популярен среди девушек, те зачитывались его чувственными стихами и не отставали от него ни на шаг. Он также был влюблен, Россия в тот момент казалась ему домом, который он никогда не покинет.
Из-за кровавой революции, которая произошла в 1917 году, поэт вынужден уехать из России. Это не связано, с каким либо политическим запретом. Его вынуждает именно ситуация, которая сложилась в стране на тот момент. Он не желает принимать Россию такой, какой она представляется ему теперь.
Поэтому его решение уехать, это попытка отстраниться от того ужаса, что происходил в стране в годы революции. Он любил свою страну, любил родной край на котором родился и вырос, но все это перечеркнулось во время революции, которая принесла людям много боли и страданий.
Стихотворение «Классические розы» написано им в 1925 году, когда он уже покинул Россию. Это стихотворение является посланием, в котором он описывает свое разочарование к Родине. Ведь когда то он восхищался своей страной, ее величием и мощью. Она казалась ему лучшей, среди всего, что есть в этом бренном мире. Он строил планы, у него были большие надежды на счастливую жизнь. Но все это было разрушено революцией, которая прошла в 1917 году.
Северянин пишет о том, что уже не может вернуться назад на родину. Он винит ее в этом, ведь ему совсем не хочется умирать в чужой стране, покоиться в земле, которая никогда не станет ему родной. Сильное разочарование пробегает в строках его стихотворение, здесь есть и боль, и разочарование и боль утраты. Хотя он и винит Родину, в бедах, которые ему пришлось испытать, он все же восхищается ее величием и могуществом.
Сильная обида запала в грудь поэта, он мечется между невыносимым желанием вернуться на родную землю и разочарованием, которая она принесла ему когда-то. Автор понимает, что нет уже того места, где он родился и вырос. Остались лишь сгоревшие избы, злые люди и классические розы, которые Россия бросит в его гроб.
Анализ стихотворения Александра Блока «Река раскинулась» Большое внимание в своем творчестве поэт уделял размышлению о судьбе свой родины. Сотворение «Река раскинулась» как раз таки является его размышлением, которым он делится со своими читателями.
Лирический герой стихотворения, который является двойником писателя, готов идти в бой. Он видит мрачный пейзаж России, где река омывает желтые обрывы, а стога тихо грустят. Герой обращается к России и даже больше, называет ее женой, что говорит о его любви и преданности родному краю.
Блок понимает, что борьба, которую ведет Россия, оказалось бесконечной. Еще долго предстоит стоять на ее защите и ни кто не знает, будит ли конец этому кровопролитию. Он как никто сочувствует своей родине, понимает, что не способен ее положения.
Являясь великой державой, на Россию всегда будет обращено большое внимание. Ее так и будут привлекать в бессмысленные войны ей еще долго не представиться возможности вздохнуть полной грудью.
Читая стихотворение, у читателя появляется чувство тревоги, которое под конец становится все сильнее. Бой, в который идут люди, представляет собой неизвестность. Данное стихотворение является чем-то вроде пролога, к циклу стихотворений «На поле Куликовом».
На протяжении всей работы над этим циклом, Блок вел рассуждения и сравнивал настоящее и прошлое России. Примером для сравнения служила битва на Куликовом поле. Уже в конце цикла поэт приходит к выводу, что события скоро должны повториться. Убежать от этого не получится, нужно постараться выстоять в этой битве.
Блок призывает тем самым Русских не задавать, стоять до победного конца, если тот когда нибудь произойдет. Стихотворение "Река раскинула" повлияло на всех любителей его творчества, поэты и другие деятели призывали его продолжать творить то, что он делает сейчас. Россия слишком долго терпела боль и разруху, нужно положить конец этим страданием, а поможет в этом проза и поэзия, которая вдохновляет людей на новые свершения.
Анализ стихотворения Александра Блока «Коршун» Долгое время Блок позиционировался как революционный поэт. Уже в его ранних произведениях, проскальзывало стремление к переменам и нежелание жить в этом неправильном мире. Тогда юный Блок не понимал всего масштаба проблемы, для него существовало проблем, которые могут вызвать эти перемены.
Стихотворение «Коршун» написано в годы войны, и относиться к циклу стихотворений о родине. Оно было написано под большим впечатлением, от того ужаса, который происходил в стране. Поэт недоумевает, почему люди должны воевать, зачем нужна эта бессмысленная бойня, которая только забирает жизни людей.
Стихотворение начинается с описания полета коршуна. В этом случае коршун символизирует войну, ведь та тоже кружит над пустынной, полной горя землей. Мать, которая стоит над колыбелью своего сына, так же символизирует боль и утрату. Ее сын еще совсем маленький, но мать уже осознает, что он ей не принадлежит.
Ведь повзрослев, он отправиться воевать, война обязательно случиться, как случалась на протяжении всей человеческой жизни. Там ее сын оставит свою жизнь, как и все, кто шел защищать свою родину. Матери больно от того, что она не может этого исправить, ей остается лишь со страхом ждать того рокового момента.
Блок всем сердцем сочувствует своей Родине, тому, что ей из года в год приходиться переживать все страшное, чем «награждает» людей война. Он видит Россию в крови, страданиях и невыносимой скорби. Своим стихотворением он задает вопрос, на который так и не получает ответа.
Когда же Россия освободиться от натиска войны, когда ей удастся освободиться от тяжести убитых сыновей и станет ли она когда-нибудь с колен. В тот момент Блок считал, что революция – это лучший выход из сложившейся ситуации.
Именно она изменит жизнь простого народа, даст ему возможность вздохнуть полной грудью. Тогда Блок не мог себе и представить, что революция причинит народу еще больший вред, чем война. Уже более зрелые мысли описываются в его поэме «Двенадцать» где он ведет рассуждении о революции и том, что она дает людям.
Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь не жалеешь» В последние годы своей жизни, в творчестве Есенина часто отражалось тема одиночества. Именно в то время, оно постигало поэта невероятно сильно, это отражалось на его стихотворениях. «ТЫ меня не любишь не жалеешь» является одним из тех стихотворений, которые относятся к этому периоду.
Стихотворение отражает мысли и чувства самого автора. Его лирический герой это мужчина, который обращается к незнакомке. Когда то давно между ними была страсть, возможно, он даже любил ее, но холодность и отчужденность, с которой она к нему обращалась, не дала возможности развиться их любви.
В стихотворении Есенин описывает их встречу спустя много лет, его герой вспоминает прошлое, думает о настоящем. В его мыслях нет будущего, так же как и у самого автора, который не видел своей жизни дальше.
Герой стихотворения уже не испытывает той любви и страсти, которая когда-то заполняла все его существо. Он уже пережил все чувства и эмоции, которые были даны ему на всю жизнь. Помимо одиночества, в стихотворении проскальзывают нотки равнодушия. Уже ничего не может потревожить жизнь его героя, как и его самого.
Отношения мужчины и женщины в стихотворении лишены, каких либо чувств. Есенин приходит к выводу, что женщины и любовь к ним сильно ему наскучили и уже не приносят былого трепета в груди. Все это связано с одиночеством и безвыходностью, которые он ощущал в последние годы своей жизни.
Именно тогда он оставляет свою жену и возвращается на свою родную родину, где проживает последние месяцы своей жизни.
Проанализировав стихотворение, читатель приходит к страшному выводу. Есенин, в момент его написания уже не представлял своего будущего, уже в тот момент он понимал, что его жизни пришел конец.
Это пугает и в тоже время завораживает, ведь читая, казалось бы, обычное стихотворение, мы читаем мысли «мертвого» человека. Он еще жив, но строки его говорят о том, что он готов проститься со своим одиночеством, в котором прибывает в данный момент.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Желание» Большая часть творчества поэта посвящена теме любви. В жизни Пушкина было много муз, которым он посвящал эпиграммы, элегии и стихи. Одним из первых его стихотворение, написанных еще в лицейские годы, впервые посвященное теме любви, является «Желание». В нем юный поэт выплескивает все свои мысли и переживания.
Связаны они с некой Екатериной, которая являлась его старшей подругой. Она стала его первой любовью, потому стихотворение наполнено страданиями неопытного влюбленного.
Пушкин пишет о том, что влюблен до безумия, но объект воздыхания не отвечает ему взаимностью. Наверняка тогда юному Александру казалось, что она единственная, кто так сильно был способен затронуть его душу. Каждая строчка стихотворения это трагедия, которая вырывается из души поэта. Он не может сдержать слез, даже больше, в тяжелые моменты именно они становятся его утешением.
Юность и неопытность Пушкина, с которой он описывает пока новые и неизведанные чувства, заставляют читателя умиляться и переживать за судьбу лирического героя. Ведь он так влюблен и не видит своей жизни, без той, что никогда не ответит ему взаимность.
Дни для него кажутся мукой, которая растягивается на месяцы. Он уже не признает других радостей жизни, мало того они меркнут перед прекрасным ликом его Екатерины. Уже тогда, Пушкин отдает большое значение любви в жизни человека. Хотя он и страдает в своих чувствах, он все же счастлив. Это видно по последним строкам его произведения, где он говорит: «Пускай умру, но пусть умру любя!».
Уже в столь юном возрасте Пушкин показывает свой талан. Его стихотворение насыщено различными художественными приемами, вроде эпитетов, метафоры, восклицания и аллитерации.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ее глаза» Стихотворения Пушкина «Ее глаза» имеют очень интересную историю создания. Во-первых, без согласия поэта, это стихотворение было опубликовано в журнале, из-за чего Пушкин был очень зол. Это необычное стихотворение, оно является своеобразным ответом, Вяземскому стихотворению «Черные очи».
Пушкин противопоставляет глаза Александрой Осиповны, которой в своем стихотворении восхвалялся Вяземский, глазам его возлюбленной Анне Алексеевной Олениной.
Девушка была дочерью знаменитого сановника, потому с самого детства она была знакома с искусством. Оленина была необыкновенна, умна и талантлива, любила сочинять музыку, которую впоследствии исполняла перед отцом и его друзьями. Девушка была знакома с такими выдающимися личностями как Грибоедов, Батюшков и Кипренский. У нее было большое количество поклонников, одним из них был Пушкин, который был старшее ее на девять лет.
Пушкин был очарован детской непосредственность и умом этой леди. В 1828 году он даже просил ее руки, но получил отказ. По одной из версии считается, что согласие на их свадьбу было получено, но когда Пушкин узнал, что Оленина совсем недавно разочаровалась в любви, потому сейчас не готова влюбиться снова.
Узнав об этом, он сам разорвал их помолвку. По другой версии, Оленина считала Пушкина ведренным человеком и не представляла их союза, к тому же Пушкин был несостоятельным человеком и совсем не имел денег.
Стихотворение начинается с описания черкеской красавицы Осиповны, которая покорила сердце Вяземского. Пушкин признает красоту этой девушки, также восхищается ее глазами и непохожестью на других женщин. Но он все же обращает внимания на глаза своей возлюбленной, указывает на задумчивого гения, которого можно увидеть в ее взгляде.
Выражение ее глаз в представлении Пушкина эта мечта и томительное ожидание. Он также сравнивает ее улыбку с улыбкой Леля, существо, которое на протяжении нескольких веков, являлось в России символом любви и брака.
Описание, которое дает в своем стихотворении Пушкин, еще раз говорит о том, как он сильно был влюблен в эту девушку. Это не единственное стихотворение, которое было посвящено Олениной, одним из популярнейших в этой серии является стихотворение «Я вас любил, любовь еще, быть может», которое описывает чувства отвергнутого поэта.
Анализ стихотворения Константина Симонова «Родина» Одной из популярнейших тем у поэтов русской литературы является тема Родины. Можно смело утверждать, что именно они смогли воплотить в своих произведениях всю любовь и патриотизм к своему отечеству.
Одним из таких творцов слова, является русский поэт Симонов. Его знаменитый стих «Родина» в годы Великой Отечественной войны, поднял патриотическое настроение в стране.
Все стихотворение от начала до конца проникнуто любовью к своей родине. С первых же строф мы видим, что поэт торжествует над величием и единством своей страны. Он называет ее «непобедимой», «широкой» что еще раз говорит о том, как он восхищается ее могуществом и силой.
Далее он говорит о своем родном крае, где родился и вырос. По его мнению, человек не может сделать что-то большое для всей своей страны, но он вполне в состоянии изменить что-то в этом маленьком, но таком любимом родном крае.
Для Симонова образ России это три березы, которые напоминают пейзаж его родного края. ДА он знает, что в жизни можно многое потерять, жертвовать дорогими тебе вещами, но Родину человек не потеряет никогда. Пускай он и не будет находиться у себя дома, воспоминания о нем будут придавать ему силы и надежду.
Стихотворение было написано поэтом в тридцатые годы, но в годы войны, оно было отредактировано и переписано заново. Сам поэт утверждал, что «Родина» была написана в сорок первом году. Своим стихотворением он говорит людям, в частности молодому поколению, что любовь к родине, есть самое важное в жизни любого человека.
Нужно любить свою отчизну, ведь она подарила на жизнь, а самое главное это дом, она дом в котором мы выросли, переживали все хорошее в нашей жизни. Его стихотворение вдохновляет читатели любить свою родину и не забывать о том, какое место она занимает в нашей жизни.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Кинжал» Исследователи до сих пор не могут дать точную оценку стихотворению Пушкина « Кинжал». На их взгляд, оно является самым революционным произведение Пушкина в то время. Современники считали, что стихотворение проникнуто злостью к тогдашнему, существующему строю.
На западе это произведение в короткие сроки набрало большую популярность. Француз Ж.Ф. Ансело, был одним из первых, кто перевел стихотворение и опубликовал во Французском журнале. Он охарактеризовал стихотворение, как произведение полное фанатизма и идей русской молодежи того времени.
Но сам Пушкин клялся, что не имел в виду никакой политической или любой другой связанной с законом мысли. Об этом он говорит в письме Жуковскому, по словам поэта он дал слово два года не писать про правительство России и клялся, что держит его и по сей день.
В словах Пушкина есть своя правда, во время написания стихотворения, поэт находился в ссылке в родительском доме. Тогда ему чудом удалось уйти от наказание и более дальней ссылки, поэтому он не смел, рисковать своей свободой.
Сюжет стихотворения рассказывает о трех убийствах, которые произошли в разные эпохи. Одно из них это убийство Цезаря, другое убийство Марата, который олицетворял в стихотворении самого дьявола.
Третье убийство приходиться в эпоху Пушкина, где студент убивает писателя Коцебу. Убийства, представленные в стихотворении, были специально подобраны по смыслу. Пушкина волновал вопрос, за какие поступки были убиты эти люди, кем они являлись в настоящем.
Исходя из жертв, которых Пушкин «убивает» в своем стихотворении, все они были плохими и недостойными людьми. Убийцы в этом случае являются мстителями, а их поступки оправдываются народом.
В первых и последних строках, Пушкин обращается к народу. На его кинжале нет инициалов, что было не свойственно для такого вида оружия. Обычно ставились инициалы тех, кто приговорён к смерти.
Возможно, таким образом, Пушкин хотел сказать, что наказаны, будут все злодеи, а писать имя одного из них не имеет смысла.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пущину» Пушкин в своем творчестве уделял большое внимание теме дружбы. Особенно часто, его стихи относились к друзьям, с которыми он учился в одном лицеи. Одним из таких друзей был Пущин, которому поэт посвящает свое стихотворение.
С самого детства двое друзей были неразлучны, их связывала любовь к литературе и общий взгляд на мир. К несчастью судьба Пущина сложилась очень трагично, он был соучастников в покушении на жизнь императора, за что был сослан на пожизненную каторгу в Сибирь.
Иван Пущин был одним из участников-декабристов, потому, когда их план провалился, мужчину взяли под арест. Пушкин также разделял мысли декабристов, за что в 1825 году он был сослан в Михайловское имени, именно там произошла последняя встреча двух лучших друзей.
Пущин был одним из первых кто навестил поэта во время его ссылки, своим присутствием он смог поддержать Пушкина и вселить в него веру. Тогда Пушкин еще не знал, что их встреча окажется последней. Пущин же напротив предполагал такое развитие событий, потому он и приехал навестить своего старого друга, чтобы была возможность попрощаться.
Пушкин пишет стихотворение другу спустя ровно год после его восстания декабристов. Ему удается передать его через жену Пущина, которая отправилась за своим мужем на каторгу. Его стихотворение это моральная поддержка и желание помочь. Ведь Пушкин сам когда-то прибывал в похожей ситуации, ему как никому другому понятно, что в этот момент чувствует его друг.
Пушкин надеется, что жертва принесенная декабристами не прошла даром, что их услышали и наконец, начнется движение в массе. Поэт сильно переживает расставание со своим другом, потому на протяжении всей своей короткой жизни посвящает ему еще несколько стихотворений.
Стихотворение «К Пущину» является настоящим письмом поддержки, уже позже заключенный писал в своем дневнике, что записка Пушкин помогла ему жить дальше, благодаря ей, он смог вытерпеть всю жестокость и несправедливость жизни, которая свалилась на него в тот период жизни.
Имея связи в обществе, поэт пытался, как нибудь выпросить благословение царя, но тот оставался непреклонным. Только спустя 30 лет Пущин возвращается домой в Петербург, где посещает могилу своего лучшего друга.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ночь» В жизни Пушкина, было, много дам, которые, так или иначе, затрагивали его сердце. Он посвящал им стихи, в которых говорил о красоте своих фавориток. Одной из них была Амалия Ризнич, дочь банкира, которая была на половину итальянкой, а на половину немкой.
Историки до сих пор не могут точно определить, какое место в жизни поэта занимала эта девушка. Известно лишь, то, что они познакомились в 1823 году, в Одессе.
Амалия Ризнич была высокой и красивой женщиной, обладала острым умом и длиной черной косой. Женщина была замужем. Ее муж утверждал, что Пушкин, будто ласковый зверь, всегда вился у ее ног. Отвечала ли Амалия взаимность неизвестно. Историки и биографы считают, что весь цикл произведений, написанный Пушкиным в Одессе, освящался Ризнич.
Современники утверждают, что он пылал к ней очень сильными чувствами, которые родились ни так долго. Молодая женщина вскоре серьезно заболела, переехала в Австралию, где впоследствии и скончалась.
Стихотворение «Ночь», по мнению историков, посвящено именно Амалии Ризнич. В нем поднимается проблема одиночества и любви. Лирический герой, страдает от неразделимого чувства. Из-за этого он считает себя одиноким, не надеется на помощь ближнего. В его сердце, есть только облик его возлюбленной, которая не хочет отвечать ему взаимностью.
Лирический герой представляет, как женщина приходит к нему, ее глаза блестят от любви. Но так и остается фантазией влюбленного, неким утешением в его одиноком и чуждом мире. На протяжении всего произведения это одиночество только усиливается.
Вновь и вновь перечитывая строки стихотворения, перед глазами читателя предстает одинокий человек, закрывшейся в своей комнатушке. Он мечтает, фантазирует, тем самым убегая от реальности. Но та покидает его лишь на время, а по возвращению становиться более невыносимой.
VII. Анализ стихотворений
1. Слово учителя
В. Брюсов в статье «Игорь Северянин» (1915), отметив «мучительную пошлость» и «отсутствие знаний», писал: «Это — лирик, тонко воспринимающий природу и весь мир. Это — истинный поэт, глубоко переживающий жизнь и своими ритмами заставляющий читателя страдать и радоваться вместе с собой. Это — ироник, остро подмечающий вокруг себя смешное и низкое и клеймящий это в меткой сатире. Это — художник, которому открылись тайны стиха. ».
2. Чтение и анализ стихотворения «Янтарная элегия »
Попробуем подтвердить или опровергнуть высказывание В. Брюсова. Стихотворению 1911 года «Янтарная элегия» предпослан эпиграф из Пушкина: «Деревня, где скучал Евгений, / Была прелестный уголок».
Вы помните прелестный уголок —
Осенний парк в цвету янтарно-алом:
И мрамор урн, поставленных бокалом
На перекрестке палевых дорог?
Вы помните студеное стекло
Зеленых струй форелевой речонки:
Вы помните комичные опенки
Под кедрами, склонившими чело?
Вы помните над речкою шале,
Как я назвал трехкомнатную дачу,
Где плакал я от счастья, и заплачу
Еще не раз о ласке и тепле?
Вы помните. О да! Забыть нельзя
Того, что даже нечего и помнить.
Мне хочется Вас грезами исполнить
И попроситься робко к Вам в друзья.
Изощренное зрение поэта проявляется в необычной и образной цветописи: «янтарно-алый» цвет осени, «палевые» дороги, «студеное стекло зеленых струй» речонки — это, скорее, не цвета, а оттенки. Слово «янтарный» имеет и другой смысл, косвенно указывающий место действия — берега Балтики. Жанр элегии подразумевает печальные мотивы, но они у Северянина соединены с грустной иронией, дают почувствовать личность поэта, всегда подтрунивающего над всем, в том числе и над собой. Иронию Пушкина Северянин подхватывает уже в первой строчке; опенки «комичные», потому что такими их увидел поэт; «шикарное» на «шале» обозначает, оказывается, маленькую дачу. В последней строфе ирония исчезает, остается чувство, невыразимое словами; образ героини можно только «грезами исполнить», И — беззащитность любящего чело века в последней строке: «попроситься робко к Вам в друзья». Отметим значение анафоры (единоначатия): в последней строфе она обрывает счастливые воспоминания.
3. Чтение и анализ стихотворения «Классические розы»
Одному из самых известных стихотворений Игоря Северянина — «Классические розы» (1925) предпослан эпиграф из Мятлева (1843):
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Читаем и комментируем стихотворение «Классические розы». Стихотворение Северянина является реминисценцией, отзвуком, перекличкой с ХIХ веком, проникнуто ностальгическим чувством. Отталкиваясь от конкретного образа, созданного Мятлевым, Северянин развивает, обогащает его, делает глубоким и придает символическое значение. В каждой строфе рефренная строка «Как хороши, как свежи были розы» приобретает новый смысл. Последние две строки этого стихотворения выбиты на мраморной плите на могиле Игоря-Северянина на русском кладбище в Таллине:
В те времена, когда роились грезы
В сердцах людей, прозрачны и ясны,
Как хороши, как свежи были розы
Моей любви, и славы, и весны!
Прошли лета, и всюду льются слезы.
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Тема утраченной родины, элегические и даже трагические мотивы, настроение безысходности, искреннее чувство — это тоже Игорь Северянин. А как же роль «гения», стоящего над толпой?
«Трагедию жизни» ирония может превратить в «грезофарс», и возникают «качалка грезэрки», «мороженое из сирени», «шампанский полонез», «ананасы в шампанском». Но сколько можно метать бисер перед свиньями? В стихотворении «В блесткой тьме» поэт поступает почти как Маяковский:
Каждая строчка — пощечина.
Голос мой — сплошь издевательство.
Рифмы слагаются в кукиши.
Кажет язык ассонанс.
Я презираю вас пламенно, тусклые ваши сиятельства,
И, презирая, рассчитываю на мировой резонанс!
Так стремление выразить настроение, нерв, музыку эпохи, презрение к пошлости, поиски новых путей в искусстве объединили творческие индивидуальности в яркие созвездия поэзии Серебряного века.
VIII. Задания по творчеству И. Северянина
1. Назовите настоящую фамилию Игоря Северянина.
2. Как вы относитесь к обвинениям И. Северянина в эгоцентризме, пошлости, самолюбовании? Ответ обоснуйте.
3. Назовите некоторые неологизмы И. Северянина. По какому принципу они созданы?
4. Перечислите характерные черты первых поэтических сборников И. Северянина. Какую программу поэта представляли сборники 1910-х годов?
1. Какие известные литераторы были в роду Игоря Северянина?
2. Назовите основные признаки поэтической манеры И. Северянина. В чем сходство И. Северянина с футуристами?
3. Вспомните лозунги «эгофутуризма» и прокомментируйте их.
4. Объясните смысл понятия «самостоятельность» к поэзии И. Северянина.
Подготовиться к сочинению по Серебряному веку русской поэзии.
Уроки 24—25. Сочинение
1. Поиски и находки поэтов Серебряного века.
2. Образ города в поэзии Серебряного века.
3. Противоречия эпохи в поэзии Серебряного века
4. Об одном стихотворении Серебряного века.
5. Мой любимый поэт Серебряного века
Примерный развернутый план сочинения по теме:
«Поиски и находки поэтов Серебряного века»
Суть метафоры «серебряный век». Традиции, преемственность, связь с «золотым веком» русской поэзии. Активность литературной жизни. Временные рамки Серебряного века. Основные литературные направления.
1. Истоки и задачи символизма:
— французский символизм, философия В. С. Соловьева;
— задача возрождения литературы, постижения мирового единства через символы.
а) Поиски «старших символистов»:
— символизм как литературная школа;
— «создания искусства — приотворенные двери в вечность» Брюсов;
— формальное экспериментирование, музыкальные композиционные приемы в поэзии (примеры — Бальмонт и др.);
— активное использование мифологических образов в поэзии;
— установка на самоценность, автономность искусства («искусство для искусства»);
— религиозно-философские поиски «старших символистов» (Мережковский, Гиппиус);
— декадентство и символизм.
б) Символизм как целостное мировоззрение, способ творческой перестройки жизни для «младосимволистов»:
— установка на сотворчество читателя;
— пессимистическая мифология Ф. Сологуба;
— мистические идеалы и вера в обновление мира (А. Белый);
— раннее творчество А. Блока: образ «Вечной Женственности»;
— открытие многозначности слова;
— новое содержание искусства как объединяющего людей начала.
2. Истоки акмеизма (символизм). Противостояние акмеизма символизму. «Цех поэтов»:
— отношение к поэзии как к мастерству;
— утверждение красоты жизни в ее конкретно-чувственных проявлениях, возрождение традиций «золотого века» русской поэзии»;
— романтические мотивы, географическая и историческая экзотика в творчестве Н. Гумилева;
— новое содержание предметного мира и значение бытовой детали в раннем творчестве А. Ахматовой;
— возвращение ценностей и красоты реального мира в поэзии акмеистов.
3. Футуризм как выражение стремления к будущему:
— декларации футуристов («Пощечина общественному вкусу»);
— пафос отрицания «старого искусства», утверждение «нового искусства», призванного преобразить мир;
— установка на обновление поэтического языка, активное словотворчество, новые композиционные и графические эффекты в поэзии (В. Каменский, В. Хлебников, В. Маяковский), отношение к слову как к конструктивному материалу;
— эстетическое бунтарство футуристов как реакция на стремительно меняющийся мир;
— новые функции искусства как выражения творчества масс;
— смелые эксперименты футуристов. Борьба со стереотипами в «эгофутуризме» И. Северянина.
Заслуги поэзии Серебряного века: выражение настроения эпохи, поиски новых путей в искусстве, разнообразие творческих индивидуальностей, привлечение читателя к сотворчеству. Развитие традиций поэтов Серебряного века в современной поэзии.
Шиянова Ирина, 11 «А» класс, 2010 г.
“Как хороши, как свежи были розы”… Многие думают, что автором этих строк является И.С. Тургенев, такое же название носит его стихотворение в прозе, написанное в 1879 году. В самом начале своего произведения Тургенев признаётся, что он не автор этих строк и не помнит, кто их написал. Однако это не так. Писатель прекрасно знал автора, это был его близкий друг Иван Мятлев. Оба писателя были влюблены в Полину Виардо, известную в то время певицу, но она была замужем, поэтому не могла ни одному из них ответить взаимностью. Мы можем лишь догадываться, что заставило Тургенева “забыть” имя лучшего друга.
Иван Мятлев происходил из богатого дворянского рода, огромное наследство позволяло ему вести роскошную светскую жизнь. Наверное, именно поэтому многие его стихотворения легки и непринуждённы. Действительно, о чём же серьёзном может писать молодой человек, не знающий горестей жизни, ведущий праздную жизнь. В этом смысле “Розы” выходят за рамки мятлевской манеры. Тургенев, конечно, дал стихам Ивана Мятлева вторую жизнь. Но не было бы стихотворения Мятлева, никогда не узнали бы мы и таинственных тургеневских строк, наводящих грусть и напоминающих о чём-то важном.
Первую строфу произведения И. Мятлева Игорь Северянин выносит в эпиграф к своему стихотворению “Классические розы”, правда, датирует его не 1834 годом (датой написания Мятлевым “Роз”), а 1843 годом, то есть предпоследним годом жизни Мятлева, так как он не поверил, что не умудренный опытом молодой человек (38 лет!) мог написать настолько глубокое философское стихотворение. Следует заметить, что, несмотря эпиграф, стихотворения Северянина и Мятлева коренным образом отличаются идейно и тематически. Просто, в отличие от Тургенева, “король поэтов” сразу сообщает нам первоисточник, который, возможно, навёл его на размышления, результатом которых стало стихотворение “Классические розы”.
В стихотворении И. Мятлева поднимается тема любви и красоты как синонима молодости. Цепь ассоциаций: молодость - красота – цветение – цветы – розы- подтверждает это. Стихотворение можно разделить на две смысловые части. Первые пять строф - в мажоре, последняя – в миноре. В первой части лирический герой говорит о своих воспоминаниях (это подтверждает наличие глаголов только прошедшего времени). Многократный повтор сравнительного союза “как” помогает поэту выразить всю многогранность красоты, молодости, жизни: ”как хороши, как свежи”, “как я молил”, “как я берег, как я лелеял младость”, “как хорошо, как мило соплетались”, “как ангел красоты”. Последняя строфа (вторая часть) противоположна по настроению первой части стихотворения: ”И где ж она. В погосте белый камень, на камне – роз моих завянувший венок”. Эти строки выражают идею стихотворения – мысль о скоротечности жизни, о том, что всё преходяще: и молодость, и женская красота, и любовь, вызванная этой красотой, и сама жизнь. В этой идее прослеживается сходство с манерой Тютчева –катастрофичность бытия, любовь и смерть. Однако Мятлев лишь грустит о существующем положении вещей, будто соглашаясь с этим законом жизни. Несмотря на простоту перекрестной рифмы, Мятлеву удалось создать стихотворение, которое по праву можно считать образцом любовно-философской лирики.
Совсем о другом стихотворение Северянина – о Родине, о несбывшихся надеждах, о нелёгкой судьбе России после октябрьских событий1917 года. Описанные исторические реалии позволяют нам сделать такой вывод. Дата написания – 1925 год. Пафос стихотворения, в отличие от мятлевского, абсолютно минорный, выражает трагизм неоправдавшихся патриотических надежд. Стихотворение разделено поэтом на три смысловые части. Первая – о том, что было (“В те времена…”, “как свежи были розы…”), вторая – о том, что стало(“Прошли лета”, “как свежи были розы…”), а третья – о том, что будет (“но дни идут…”, “как свежи будут розы…”). Сходство с мятлевскими “розами” проявляется на синтаксическом уровне: также имеется контраст между первой и второй частью (“НО дни идут – уже стихают грозы…”), однако у Северянина стихотворение пронизано более трагичным настроением, нежели у И. Мятлева. Последние строки:
…Как хороши, как свежи будут розы
Моей страной мне брошенные в гроб!
- более всего отражают трагическую судьбу Северянина-поэта.
Таким образом, стихотворения И. Мятлева и И.Северянина имеют определённое сходство на образном уровне, однако каждое из них выражает свою, определённую идею.
Сопоставительный анализ стихотворений И. Мятлева “Розы” и И. Северянина “Классические розы” Шиянова Ирина, 11 «А» класс, 2010 г
/ Analiz_stikhotvorenia_LAT
Прошли лета, и всюду льются слезы.
Нет ни страны, ни тех, кто жил в стране.
Как хороши, как свежи ныне розы
Воспоминаний о минувшем дне!
Но дни идут — уже стихают грозы.
Вернуться в дом Россия ищет троп.
Как хороши, как свежи будут розы,
Моей страной мне брошенные в гроб!
Стихотворение «Классические розы» было написано И. Северяниным в 1925 г. В это время он уже 7 лет жил в Эстонии, куда перебрался в 1918 г. после Октябрьской революции. Находясь за рубежом, он много писал о той стране, в которой жил, но стихотворение «Классические розы», ставшее впоследствии очень известным, посвящено как раз покинутой им России.
В стихотворении мы можем выделить следующие ключевые слова: времена, грезы, сердца, розы, слава, лета, слезы, страна, воспоминания, грозы, дом, Россия, гроб. Их можно разделить на три семантические группы: со значением «эмоциональное состояние» (грезы, слава, слезы, грозы, сердца), «время» (воспоминания, лета) и «место» (страна, дом, Россия, гроб). По ключевым словам, входящим в семантическую группу «место», мы можем проследить, насколько к финалу стихотворения сужается пространство: от просто «страны», сначала никак не названной, автор приходит к «России», которая в данном контексте является синонимом «дома». В конце пространство, в котором находится лирический герой, обозначается только понятием «гроб», максимально узким и практически безвыходным.
Базовым концептом является понятие «розы», вынесенное автором в заглавие стихотворения; в тексте произведения оно повторяется трижды. Интересна двойственная природа этого символа, которая выражается прежде всего во внешнем виде цветка: это неоспоримая красота бутона, но в то же время опасность, заключенная в шипах, покрывающих ствол. Поэтому этот символ всегда имел двойное значение: это красота, любовь, радость, блаженство, но, в то же время, символ траура и загробной жизни. В целом роза воспринимается как совершенный цветок, обладающий даже божественным совершенством. Еще в средневековой литературе за розой закрепляется значение символа земной «страсти нежной». Часто она появляется в качестве определенного образа в литературных произведениях, центральной темой которых является любовь.
В стихотворении «Классические розы» тема любви автором практически не затрагивается, тем не менее «розы» является базовым концептом. Здесь имеет смысл говорить не просто о конкретном растении, но о более общем понятии «цветка». Цветок ─ широко распространенный символ молодой жизни. Цветы символизируют жизненную силу и радость жизни, конец зимы и победу над смертью. Но значение этого символа также неоднозначно: наряду с расцветом жизни он указывает на то, что вся земная красота преходяща, она может быть длительной только в садах небесных. Отсюда идет древний обычай устраивать захоронения в садах и высаживать на них цветы. В стихотворении «Классические розы» образ цветка как раз предстает в таком двойном значении: это и розы любви, славы, весны и ярких позитивных воспоминаний, и розы, «брошенные в гроб», т.е. положенные на могилу, символизирующие уход из жизни, траур. Образ в стихотворении не теряет своей экспрессивности, но резко меняет эмоциональную окраску: вначале это действительно символ радости, молодости, «цвета» жизни; в финале же образ становится не просто траурным, печальным, но даже трагическим.
Здесь стоит вспомнить, что стихотворение написано Северяниным в эмиграции в 1925 году, т.е. после всех великих исторических переворотов, которые с ног на голову поставили жизнь не просто всей страны, но и каждого конкретного человека. Поэт оказывается за границей в практически чужой стране; все, что было ему привычным и приятным, утрачено, разрушено для него навсегда. Поэтому для стихотворения также важен мотив воспоминания, на котором построены первые две строфы. Лирический герой обращается к «тем временам», когда жизнь действительно цвела, и не только для него (хоть он и говорит о его собственных любви, славе и весне), но и для народа, людей, в чьих сердцах «роились грезы». «Воспоминания» актуальны также во второй строфе, где говорится о том, что то время, та страна, которая ассоциируется с радостью, любовью и славой, уже утрачена, ее нет. Мы можем выделить в стихотворении три временных пласта: прошлое, настоящее и будущее, которые распределяются четко по строфам: первая строфа ─ прошлое (глаголы «роились», «были»), вторая ─ настоящее (глагол «льются», частица «нет»), третья ─ будущее (глаголы «будут», «вернуться»). Если настоящее связано для героя со светлыми и радостными воспоминаниями, то будущее ему видится весьма смутно и ассоциируется со смертью: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!». Своего будущего в своей стране он не представляет, и розы славы и любви оказываются траурным могильным венком.
Здесь также примечательно, что все три строфы оканчиваются восклицательным знаком, который выступает как показатель эмоционально-окрашенной речи. И если, как мы уже отмечали, эмоциональная окраска стихотворения резко отличается в начале и в конце стихотворения, ее формально-синтаксические признаки автор сохраняет. Также показателем эмоционально-насыщенного повествования служит аллитерация: в стихотворении часто повторяется звук «р», который может нести в себе совершенно различные, но в любом случае яркие эмоции: это может быть крик, крик радости, отчаяния или горя, это отрывочные, «рваные» фразы, характеризующие состояние героя.
Важную роль в данном произведении играет интертекст: в неизменном виде в стихотворении три раза повторяется строка из элегии И. Мятлева «Розы» (только в последнем четверостишии меняется время глагола): «Как хороши, как свежи были розы…». В произведении Мятлева розы как раз выступают символом любви, «нежной страсти», и на первый план выступает образ девушки:
Как хороши, как свежи были розы
В моем саду! Как взор прельщали мой!
Как я молил весенние морозы
Не трогать их холодною рукой!
Как я берег, как я лелеял младость
Моих цветов заветных, дорогих;
Казалось мне, в них расцветала радость,
Казалось мне, любовь дышала в них.
Но в мире мне явилась дева рая,
Прелестная, как ангел красоты,
Венка из роз искала молодая,
И я сорвал заветные цветы.
И мне в венке цветы еще казались
На радостном челе красивее, свежей,
Как хорошо, как мило соплетались
С душистою волной каштановых кудрей!
И заодно они цвели с девицей!
Среди подруг, средь плясок и пиров,
В венке из роз она была царицей,
Вокруг ее вились и радость и любовь.
В ее очах - веселье, жизни пламень;
Ей счастье долгое сулил, казалось, рок.
И где ж она. В погосте белый камень,
На камне - роз моих завянувший венок.
Но двойственная природа этого образа находит себя и здесь: в конце стихотворения розы также становятся цветами траура, причем выражается это в прямом образе возложенного на могилу венка. Т.к. строчка взята Северяниным в неизменном виде, то сохраняется и ритм стихотворения Мятлева; сохраняется и образ смерти, и семантика концепта «розы», но в целом тематика произведений различна.
Интересно, что прямая ссылка на стихотворение Мятлева есть также в произведении Тургенева «Как хороши, как свежи были розы. ». Его относят в поэзии, хотя имеет смысл говорить о ритмизованной прозе или поэтической зарисовке:
Где-то, когда-то, давно-давно тому назад, я прочел одно стихотворение. Оно скоро позабылось мною. но первый стих остался у меня в памяти:
Как хороши, как свежи были розы.
Теперь зима; мороз запушил стекла окон; в темной комнате горит одна свеча. Я сижу, забившись в угол; а в голове все звенит да звенит:
Как хороши, как свежи были розы.
И вижу я себя перед низким окном загородного русского дома. Летний вечер тихо тает и переходит в ночь, в теплом воздухе пахнет резедой и липой; а на окне, опершись на выпрямленную руку и склонив голову к плечу, сидит девушка - и безмолвно и пристально смотрит на небо, как бы выжидая появления первых звезд. Как простодушно-вдохновенны задумчивые глаза, как трогательно-невинны раскрытые, вопрошающие губы, как ровно дышит еще не вполне расцветшая, еще ничем не взволнованная грудь, как чист и нежен облик юного лица! Я не дерзаю заговорить с нею,- но как она мне дорога, как бьется мое сердце!
Как хороши, как свежи были розы.
А в комнате все темней да темней. Нагоревшая свеча трещит, беглые тени колеблются на низком потолке, мороз скрипит и злится за стеною - и чудится скучный, старческий шепот.
Как хороши, как свежи были розы.
Встают передо мною другие образы. Слышится веселый шум семейной деревенской жизни. Две русые головки, прислонясь друг к дружке, бойко смотрят на меня своими светлыми глазками, алые щеки трепещут сдержанным смехом, руки ласково сплелись, вперебивку звучат молодые, добрые голоса; а немного подальше, в глубине уютной комнаты, другие, тоже молодые руки бегают, путаясь пальцами, по клавишам старенького пианино - и ланнеровский вальс не может заглушить воркотню патриархального самовара.
Как хороши, как свежи были розы.
Свеча меркнет и гаснет. Кто это кашляет там так хрипло и глухо? Свернувшись в калачик, жмется и вздрагивает у ног моих старый пес, мой единственный товарищ. Мне холодно. Я зябну. и все они умерли. умерли.
Как хороши, как свежи были розы.
Здесь также мы наблюдаем неизмененную строку из стихотворения Мятлева, но сквозным образом здесь становится скорее само стихотворение, чем образ цветов: именно со стихотворением связаны все воспоминания, причем прямая цитата встает в памяти героя после каждого нового воспоминания. Если рассматривать это произведение как поэтическое, то каждый абзац ─ это новая строфа, которая заканчивается как раз первой строкой стихотворения Мятлева.
Северянин также напрямую ссылается на стихотворение «Розы», использовав первое его четверостишие в качестве эпиграфа к своему произведению. Таким образом он ссылается и в формальном, и в образном плане на произведение, ставшее для его стихотворения прецедентным, создавая одновременно новое, оригинальное, выступающее в качестве самостоятельного произведение.
Игорь Северянин — Как хороши, как свежи были розы ( Классические розы )
Klassicheskiye rozy
Kak khoroshi, kak svezhi byli rozy
V moyem sadu! Kak vzor prelshchali moy!
Kak ya molil vesenniye morozy
Ne trogat ikh kholodnoyu rukoy!
V te vremena, kogda roilis grezy
V serdtsakh lyudey, prozrachny i yasny,
Kak khoroshi, kak svezhi byli rozy
Moyey lyubvi, i slavy, i vesny!
Proshli leta, i vsyudu lyutsya slezy.
Net ni strany, ni tekh, kto zhil v strane.
Kak khoroshi, kak svezhi byli rozy
Vospominany o minuvshem dne!
No dni idut — uzhe stikhayut grozy
Vernutsya v dom Rossia ishchet trop.
Kak khoroshi, kak svezhi budut rozy
Moyey stranoy mne broshennye v grob!
Rkfccbxtcrbt hjps
Rfr [jhjib, rfr cdt;b ,skb hjps
D vjtv cfle! Rfr dpjh ghtkmofkb vjq!
Rfr z vjkbk dtctyybt vjhjps
Yt nhjufnm b[ [jkjlyj/ herjq!
D nt dhtvtyf, rjulf hjbkbcm uhtps
D cthlwf[ k/ltq, ghjphfxys b zcys,
Rfr [jhjib, rfr cdt;b ,skb hjps
Vjtq k/,db, b ckfds, b dtcys!
Ghjikb ktnf, b dc/le km/ncz cktps///
Ytn yb cnhfys, yb nt[, rnj ;bk d cnhfyt///
Rfr [jhjib, rfr cdt;b ,skb hjps
Djcgjvbyfybq j vbyeditv lyt!
Yj lyb blen — e;t cnb[f/n uhjps
Dthyenmcz d ljv Hjccbz botn nhjg///
Rfr [jhjib, rfr cdt;b ,elen hjps
Vjtq cnhfyjq vyt ,hjityyst d uhj,!