Анализ стихотворения Пушкина Зачем
Анализ стихотворения «Бесы»
Стихотворение «Бесы» - одно из самых известных стихотворений солнца русской поэзии. На первый взгляд оно рассказывает о путнике, попавшем во вьюгу. Из-за жуткой атмосферы ночной непогоды ему чудятся бесы, и, кажется, на этом смысл произведения заканчивается. Но мог ли столь простой сюжет пронести себя через века? Разумеется, нет. «Бесов» следует читать между строк.
Изначально стихотворение называлось «Шалость», и, возможно, было простой зарисовкой о проказах нечисти. Но события жизни поэта, отклик которых в его работах критики находили не единожды, повлияли на смысл. Вот несколько отрывков личных писем Александра Сергеевича 1830 года – года создания «Бесов», года эпидемии холеры, запершей поэта в Болдино на месяца и отложившей его брак:
«…Тёща моя отлагала свадьбу… Я бесился! …»
«Я совершенно пал духом. Мне объявили, что устроено пять карантинов отсюда до Москвы… … Я бешусь»
«…Вдруг получаю известие, что холера в Москве. Я попался в западню, как-то мне будет вырваться на волю. Страх меня пронял: в Москве. Я тотчас собрался в дорогу и поскакал. Проехав 20 вёрст, ямщик мой останавливается; застава. »
Отклик с мотивами произведения нагляден. Поэта преследовали та же жизненная необходимость и вместе с тем невозможность выбраться из западни, чувство безысходности, страха, нервное напряжение, граничащее то ли с яростью, то ли с безрассудством. Происходящее со временем «закрутило» значительно больше, чем могла бы просто «шалость», и главным в стихотворении стали эти самые бесы жизни автора, повлиявшие на название стиха.
Помимо бесов мы видим ещё одно зло – вьюгу, собственно, заставившую путников остановиться и вызвавшую появлению бесов. Сама вьюга на протяжении всего произведения только «слипает очи» (в самом начале, до упоминания бесов), «злится» и «плачет» - о ней говорится всего три раза. Не дают увидеть дорогу, дуют в лицо, сбивают с ног лошадей, кружатся повсюду бесы, по сути, вьюга передаётся через них. Этим автор подчёркивает символичность проблемы путников – она не в погоде, она в бесах. А вьюга безОбразна, безмолвна, разве что звук плача ей присвоен, да и того в реальной, неодушевлённой вьюге не услышишь, её самой будто бы и нет, только страхи заполонили всё пространство и кружат путника и ямщика.
Впрочем, читателя «кружит» ещё кое-что – кольцевая композиция произведения. Начальное четверостишье повторится в середине, станет предпоследним, зацикливая историю и разделяя её на две симметричные части. В первых четверостишьях симметрия построчна, во вторых бесы мешаются путникам, в третьих предстают перед нами во всей красе. Читатель вместе с персонажами «ходит кругами», проникаясь атмосферой вьюги.
Значение образа бесов, вьюги хорошо прослеживаются, если узнать об истории написания. Но служат ли образами дорога, путник, ямщик, колокольчик, кони или же это способ встретить нас с бесами? Путник в дороге, скорее всего, подразумевает человека на своём жизненном пути. Ямщик проводник между реальным миром и миром потусторонним, он сказал, что бес водит в поле, после чего воображение поэта заполонили образы. Ямщик в принципе выполняет функцию проводника из одной точки в другую, к тому же, дорожные песни были чуть ли не единственной точкой соприкосновения дворян с фольклором, откуда явились бесы. Колокольчик издревле служит оберегом от нечистой силы, и он впервые появляется непосредственно перед тем, как путнику становится страшно, после перестаёт звенеть в момент наибольшего напряжения – когда «пень иль волк», или, возможно, та самая нечистая сила показалась совсем близко в поле. Как только кони понеслись, унося от опасности, колокольчик зазвучал, оповещая о своей защите. А вот кони, видимо, не являются метафорой. «Коням, барин, тяжело», «толкает одичалого коня», «колокольчик вдруг умолк; кони стали», «вьюга злится, вьюга плачет; кони чуткие храпят» - самостоятельно кони не фигурируют. С ними что-то делают, о их звуках вспоминают в противопоставлении с вьюгой, даже останавливаются они из-за молчания колокольчика, а не наоборот. Единственный эпитет – «чуткие» - весьма распространён по отношению к коням.
Итак, стихотворение «Бесы» имеет глубокий смысл – противостояние человека жизненным трудностям в целом, не только непогоде, страх перед ними, неуверенность в своей победе. Александр Сергеевич так чётко выразил свои переживания через образы, что стихотворение ценится по сей день.
277 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения «Бесы»
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Анализ стихотворения "Деревня" Пушкина А. С.
February 25, 2016
Одной из центральных проблем в исследовании творчества Александра Сергеевича Пушкина является его роль в декабристском движении. Эта деятельность нашла отражение в прозе и поэзии русского классика. Анализ стихотворения «Деревня» – одного из произведений, созданных под влиянием оппозиционных взглядов, царивших в среде передовых и просвещенных слоев населения России в начале XIX века, – дает представление о переживаниях и мечтах автора.
Поэт и декабристы
Пушкин не являлся членом ни одного тайного общества. Для этого он имел чересчур вспыльчивый и непредсказуемый нрав. Однако именно за создание одного из стихотворений, пропитанных романтическими надеждами на возможные государственные реформы, поэт был отправлен в ссылку.
Анализ стихотворения «Деревня», которое отнюдь не является причиной пребывания Пушкина в Михайловском, начинается с оптимистических нот. Автор называет деревню приютом трудов, спокойствия и вдохновения. В этих словах заключен глубокий смысл, ведь именно здесь были созданы шедевры, которые не только вошли в историю русской литературы, но и оказали на нее значительное влияние. Но все же сделать анализ стихотворения «Деревня» следует потому, что оно относится к тем произведениям, в которых центральной темой служила идея о преобразовании русского общества. Подобные мысли сыграли важную роль во всем творчестве поэта.
История создания
Прежде чем провести краткий анализ стихотворения «Деревня», следует несколько слов сказать об истории его написания. Стихотворение было создано в 1819 году. Этот год относится к периоду, который был ознаменован активным участием поэта в общественно-политической жизни России. Хотя до ссылки еще было далеко.
В родовое имение поэт отправился в 1924 году. Причиной ссылки послужили вольнолюбивые произведения, а также письмо, вскрытое московской полицией. Но настроениями, которые шли вразрез с установленным политическим порядком в стране, поэт был охвачен многие годы. Время от времени он все-таки посещал тайные общества, где и завязал знакомства с такими яркими личностями, как Рылеев, Лукин, Чаадаев. Как и члены подобных организаций, Пушкин был недоволен общественным устройством страны, социальной и политической несвободой многих ее граждан, деспотичностью самодержавной системы.
Следует понимать в общих чертах корень социальных бед, которые не могли оставить равнодушными многих просвещенных людей того времени, прежде чем начинать анализ стихотворения «Деревня». Пушкин был одним из тех, кто полагал, что отмена крепостного права является обязательным условием на пути к преобразованию политической системы России.
Структура стихотворения
В первую очередь нужно обратить внимание на необычную композицию, совершая анализ стихотворения «Деревня». Пушкин разделил условно его на две части. Первая напоминает романтическую идиллию. Вторая является политической декларацией и заключает в себе некое воззвание к власть имущим.
Идиллическая картина сельской жизни
Деревня представлена в начале стихотворения неким идеальным миром. В нем царят гармония и тишина. И именно здесь лирический герой обретает духовную свободу и предается творческой работе.
Следует обратить внимание на художественные образы, делая краткий анализ стихотворения «Деревня». Пушкин использовал такие выражения, как «светлые ручьи», «темные сад с прохладой и цветами», «нивы полосаты». В первых строках произведения присутствует романтическое настроение, что создает картину умиротворения и покоя. И совсем другая сторона деревенской жизни открывается во второй части.
Дисгармоничная картина деревенской жизни
Более пессимистичное настроение автора можно почувствовать, прочитав внимательно основную и заключительную части произведения и совершив уже общий анализ стихотворения «Деревня». А. С. Пушкин в них обличает уродство социальных отношений. Он вскрывает произвол помещиков и бесправное, несправедливое положение, в котором находится большая часть населения России. И здесь уже присутствуют образы совершенно другие: «дикое барство», «тощее рабство».
Первая и вторая части этого поэтического произведения резко контрастируют друг с другом. В начале стихотворения автор создает прекрасную гармоничную картину, но затем возвращает читателя в жестокую действительность. С помощью приема контраста Пушкин смог передать основную идею своего произведения, которая заключается в критическом взгляде на несправедливую и жестокую природу крепостного права.
Художественные средства
Делая анализ стихотворения «Деревня», нужно также обратить внимание и на изобразительно-выразительные языковые средства. Пушкин использовал их в большом разнообразии. Первая часть пронизана спокойствием. Интонация здесь ровная и дружественная. Тщательно подбирая эпитеты, поэт передает во всех красках красоту сельского пейзажа. Романтическая атмосфера создается благодаря таким выражениям, как «мельницы крылаты», «тишина полей».
Во второй части интонация меняется. Речь становится более взволнованной. Поэт подбирает более резкие эпитеты. Последние строки автор наполнил восклицаниями и риторическими вопросами. Они как будто служат подтверждением того, что лирический герой не желает мириться с устройством общества, частью которого является.
Главная идея стихотворения
Поэт хотел, чтобы его поэтический дар смог как-то влиять на умы тех, в чьих руках находились миллионы судеб простых людей. Он надеялся, что его произведения сыграют хотя бы малую роль в восстановлении справедливости. Но вместе с тем Пушкин понимал, что изменить мир к лучшему, даже обладая великим художественным талантом, практически невозможно. Поэтому в своем стихотворении он спрашивает, сможет ли увидать, как «взойдет прекрасная заря», и словно не надеется получить ответа на этот вопрос.
Создавая это произведение, поэт все еще сомневается в том, что существует сила, способная победить самодержавие. Но все же в нем еще живет слабая вера в то, что среди сильных мира сего найдутся люди здравомыслящие и положат конец страданию тех, чья вина заключалась лишь в том, что родились они бесправными рабами.
Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Анчар»
Жизнь Александра Сергеевича Пушкина всегда была под наблюдением любопытных глаз, критиков и властей. Его откровенное творчество, протестующее против царя, не давало право путешествовать. Чтобы хоть как-то изменить свое положение его более позднее творчество не имеет откровенных высказываний против власти, а насыщенно аллегориями. К таким произведениям относится стихотворение «Анчар» написано в 1828 году. Оно чем-то схожее со средневековой балладой. Автор воспользовался аллегорическим образом восточного владыки, под которым понимал российского царя.
Названо стихотворение названием индийского ядовитого дерева Анчар. Его яд использовали для смазывания острия стрел. Все звери обходили это дерево стороной и вокруг него ничего не росло. Однажды восточный владыка послал раба насмерть лишь бы тот достал ему этот яд. Автор хотел показать, что для владыки жизнь раба ничто, лишь бы получить то, что он захотел. Так, и цари никогда не ценили жизнь крестьян и солдат.
Состоит стихотворение с девяти строф. Первые пять – это завязка произведения. Три следующие – это противоречие, развитие действия, основной конфликт. И последняя, девятая строфа раскрывает скоротечную развязку. Раб выполнил приказ и умер, а владыка напитал стрелы ядом для войны. Написано оно четырехстопным ямбом. Главной мыслю стихотворения, есть протест автора против власти одного человека над другим. Оно имеет философское направление и относится к лиро-эпическому сюжетному стихотворению, хотя по своему повествованию очень напоминает притчу или давнюю легенду.
Александр Пушкин непросто поэт, он защитник прав человечества. Какие бы сложные периоды жизни он ни переживал, но всегда находил слова для поддержания народа. Своим стихотворением он показал человечеству, насколько ничтожна их жизнь для власти.
«К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)» А.Пушкин
«К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)» Александр Пушкин
Не спрашивай, зачем унылой думой
Среди забав я часто омрачен,
Зачем на все подъемлю взор угрюмый,
Зачем не мил мне сладкой жизни сон;
Не спрашивай, зачем душой остылой
Я разлюбил веселую любовь
И никого не называю милой —
Кто раз любил, уж не полюбит вновь;
Кто счастье знал, уж не узнает счастья.
На краткий миг блаженство нам дано:
От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…
Анализ стихотворения Пушкина «К *** (Не спрашивай, зачем унылой думой…)»
В 1816 году из Европы в Россию вернулась княгиня Авдотья Ивановна Голицына. Ее салон пользовался необыкновенной популярностью в Санкт-Петербурге. Хозяйка отличалась красотой и эксцентричным поведением. Гостей она всегда собирала не раньше десяти часов вечера, за что получила прозвище «княгини полуночи». Странность эта появилась у Голицыной после предсказания известной гадалки Ленорман. Согласно ее словам, Авдотье Ивановне суждено было умереть ночью. В салон княгини приезжали многие знаменитости того времени. Среди них – Карамзин, Батюшков, Жуковский. Они вели непринужденные беседы на различные темы. Хозяйка принимала именитых гостей в одеяниях, похожих на древнеримские. В период с 1817 по 1820 год Голицыну часто навещал Пушкин. По свидетельству Карамзина, Александр Сергеевич был пылко влюблен в Авдотью Ивановну. Ей он посвятил несколько стихотворений. В частности, речь идет об элегии «К ***», датированной 1817-м.
Лирический герой анализируемого произведения рассуждает о недолговечности счастья в человеческой жизни. Его слова проникнуты глубоким разочарованием. Кажется, ничто не способно принести ему радость. Даже любовь не может выступить в качестве панацеи. Герой утверждает, что больше никого не назовет милой. Вероятно, он пребывает в состоянии сильнейшей депрессии. Стихотворение проникнуто безысходностью. В финале читателей ждет совсем безрадостный вывод:
…От юности, от нег и сладострастья
Останется уныние одно…
К элегии Пушкин обратился в 1816 году, следуя за Жуковским. Александр Сергеевич разрабатывал темы, характерные для жанра, — неразделенной любви, уходящей молодости, постепенного угасания души. В рассматриваемом тексте присутствуют вариации этих мотивов. Любовь оказывается невозможной, юность прошла, оставив после себя лишь уныние, душа практически мертва, так как потеряна способность радоваться жизни.
Элегия «К ***» еще при жизни Пушкина превратилась в романс. Впоследствии к ней не раз обращались композиторы – Даргомыжский, Шусер, Гречанинов, Калинников. Одна из наиболее популярных сегодня версий принадлежит Исааку Иосифовичу Шварцу, автору музыки ко многим известным фильмам. В их числе – «Звезда пленительного счастья» и «Белое солнце пустыни». Его романс «Не спрашивай, зачем унылой думой…» впервые также прозвучал в кино. Это была картина «Станционный смотритель», вышедшая на экраны в 1972 году.
«Эхо», анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение «Эхо» написано в 1831 г. и напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1832 год. Пушкин осенью 1831 г. жил с женой в Царском Селе, где они пережидали холерный карантин. Это было счастливое время в жизни поэта, занятое работой и общением с семьёй и с друзьями.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Эхо» - образец реалистической поэзии. Оно раскрывает сущность поэта, сопоставляя его деятельность с физическим явлением эха. Реалисты-прозаики описывали труд писателя как воспроизведение всего того, что он видит в зеркале, которое несут по дороге. Реалист Пушкин описывает дело поэта, используя образ звука, а не света, но суть остаётся той же: писатель отражает жизнь.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – сущность поэта, роль поэта в обществе. Основная мысль: поэт открывает все прелести и несовершенства жизни, но судьба поэта всегда трагична. Он подобен эху, природному явлению. Он отражает мир так, как умеет, как ему дано. Невозможно судить поэта, как нельзя судить природное явление. Кто внимает эху, кто слушает его? Общество глухо к поэзии.
Всё стихотворение, кроме последнего предложения, отделённого многоточием – это обращение к эху. Но синтаксически обращение в стихотворении отсутствует. Читатель понимает, к кому обращается лирический герой, только по заголовку. Стихотворение похоже на загадку, если оставить его без названия.
В последнем предложении, выводе из всего стихотворения, который начинается указательным словом таков – суть стихотворения.
Композиционную основу стихотворения составляет психологический параллелизм. Природное явление – эхо – сопоставляется с поэтом. В первой строфе перечисляются обычные, не очень громкие звуки: рёв зверя, звук рога, гром, пение девы. Во второй строфе речь идёт о громких звуках: грохот громов, глас бури и валов и, для контраста – крик сельских пастухов. Как эхо отзывается на каждый звук, так поэт отражает все жизненные явления, с которыми соприкасается, даже если они обычны и малозначительны, а тем более если они величественны и значимы.
Размер и рифмовка
Сложная философская мысль потребовала непростой формы. Стихотворение написано секстинами – строфами из шести стихов на две рифмы. Рифмовка редкая для секстин: ааабаб, все рифмы мужские, что создаёт рубленый ритм. В стихотворении две строфы.
Стихотворение написано разностопным ямбом, причём строки с рифмой а – это четырёхстопный ямб, а строки с рифмой б – двустопный. Первые три четырёхстопные строки с одинаковой рифмовкой в каждой строфе – это описание звуков, которые повторяет эхо. Последние три разностопные строки с разной рифмовкой в каждой строфе – обобщения и выводы.
Тропы и образы
Стихотворение построено как загадка, в которой не называется то, что описывается. То есть в основе его – метафора. Особую роль в стихотворении играет разновидность метафоры – олицетворение. Эхо рождает отклик на любой звук и шлёт ответ. Оно кажется живым, но это только видимость. Обман раскрывается, если пробуешь поговорить с эхом: «Тебе ж нет отзыва».
Два качественных прилагательных, которые могли бы быть эпитетами, таковыми не являются. Они характеризуют существительные с точки зрения возможности проводить звук. Лес глухой. потому что в нём тихо, воздух пустой. потому что не наполнен звуками.
Высокий стиль речи обеспечивают старославянизмы дева, внемлешь, глас .
Стихотворение наполнено разнообразными звуками. Реализм стремился к отражению действительности, то есть поэт мыслился скорее как зеркало. У Пушкина поэт оглашает действительность и, как эхо (как зеркало), не может выразить ничего иного. Он только отражает те звуковые волны (то есть настроения и состояния), которые слышит и чувствует в обществе. Но нельзя отвечать эху, говорить с ним, критиковать. Так и поэт не вступает в диалог с миром, а только повторяет увиденное, услышанное и угаданное, сам оставаясь непонятым и не раскрывая своей личности.
Как истинный гений, Пушкин отразил и предугадал неизбежное одиночество поэта прошлых и будущих эпох, его отторжение обществом. Если трактовать стихотворение шире, речь идёт о судьбе любого творца.