Анализ стихотворения Пушкина Вот север тучи нагоняя



– Из оставшихся букв сложите фамилию известного поэта XIX века. (Фет.)

– Сегодня мы будем работать со стихотворением Афанасия Афанасьевича Фета.

– Откройте учебники на странице 20.

IV. Чтение и анализ стихотворения А. Фета «Чудесная картина» (с. 20).

1. Самостоятельное чтение стихотворения учащимися.

– Что вы можете сказать об этом стихотворении?

2. Выразительное чтение стихотворения учащимися (2–3 варианта прослушать).

– Какое настроение пытался передать поэт?

– По каким признакам можно определить, что поэт счастлив?

– Посмотрите на знаки препинания в этом стихотворении. Найдите конец предложения. (Только одна точка!)

– О чем это говорит? (Все стихотворение – одно сложное предложение. Поэт не может остановиться, говорит на одном дыхании, как говорят люди, когда их переполняют чувства.)

3. Лексическая работа.

– Есть ли непонятные слова?

– Представьте ночной зимний пейзаж, созданный поэтом.

1) Какая строчка рисует бесконечную горизонтальную линию? А какая создает вертикаль? («Белая равнина» – это горизонталь, а «свет небес высоких» – вертикаль. Русский пейзаж средней полосы – бесконечная равнина и высокое небо – бескрайние просторы.)

Загрузка...

2) Откуда появляется настроение праздничной освещенности, озаренности пейзажа? (Четыре строчки подряд:

Свет небес высоких,

И блестящий снег…)

3) Как связаны между собой две первые и две последние строчки, какой образ они создают? (Они говорят о переживаниях лирического героя – щемящее чувство прелести родного края, которое смешивается с чувством грусти от осознания собственной малости на земле, чувством затерянности человека в мире, чувством ожидания друга, чувством одиночества, которое известно всякому русскому, преодолевающему зимой в санях большие пространства.)

V. Чтение и анализ стихотворения А. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…» (с. 21).

1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Поделитесь своими мыслями, чувствами.

1) Что помогает каждому из вас представить картину зимы? (Образы-олицетворения.)

2) Эта картина сказочная или реалистическая (такая же, как в реальной жизни)? (Сама картина зимы реалистическая, но те образы-олицетворения, с помощью которых поэт создает вполне реалистическую картину зимы, можно назвать и сказочными, ведь именно в сказке оживают природные явления.)

3) Как называется тот поэтический прием, который лежит в основе образов, созданных Пушкиным? (Это олицетворение.)

4) Что указывает на то, что поэт любил народное творчество, русские сказки? (Ожившие природные стихии, как в сказке.)

5) Найдите те строчки, в которых величественная картина зимнего пейзажа готова наполниться шумом, движением и весельем. («Блеснул мороз. И рады мы / Проказам матушки зимы».)

– Какое из двух стихотворений понравилось вам больше? Почему?

Выучить одно из стихотворений А. Фета или А. Пушкина наизусть (с. 20–21); нарисовать иллюстрации к этим стихотворениям (по желанию учащихся).

Конспект урока по литературному чтению "Вот север, тучи нагоняя. "

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Вот север тучи нагоняя № 1

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Казанцевская средняя общеобразовательная школа»

Урок литературного чтения в 3 классе по программе «Начальная школа XXI века». Учитель – Синчукова С.Г.

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Цели урока:- познакомить детей со стихотворением А.С. Пушки­на «Вот север, тучи нагоняя,…»;

- учить детей выражать свои мысли и чувства словами, делиться впечатления­ми (развитие речи);

- воспитывать чув­ство прекрасного, любовь к поэзии.

Задачи урока:- учить находить средства художественной выразительности в лирических текстах;

- учить передавать эмоциональное настроение в лирическом произведении, выразительно читать;

- ввести понятие олицетворения;

- формирование умения коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение

- формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы;

- формирование познавательного интереса к предмету

Основное содержание деятельности учителя

Цель: создать соответствующую эмоциональную атмосферу, оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения

Тема, цель урока

Первичное восприятие текста

Цель: обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению;
приемы: чтение текста учителем

Здравствуйте, мы друг другу сказали

Что особенного мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте, больше ведь ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

И на капельку радостней сделалась жизнь.

Ну и скажем «Здравствуйте» великому русскому поэту А.С. Пушкину. Над произведением которого мы будем работать на уроке (слайд 2)

И также ласково (жест в сторону портрета) Пушкин будет смотреть на своих потомков, говоря: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!».

- Что вы знаете об А.С.Пушкине?

- Какие сказки он написал?

-Чем его сказки отличаются от сказок других писателей?

- Многие художники, поэты, писатели, композиторы посвятили свои произведения одному из самых красивых времён года - зиме. Сегодняна уроке мы узнаем, как в своих произведениях описывал зиму великий русский поэт А. С. Пушкин

Тема нашего урока: отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Вот север, тучи нагоняя…»

Давайте, определим задачи урока

познакомиться со стихотворением;

учиться выразительно его читать

-Мы будем читать стихотворение А. Пушкина и попытаемся посмотреть на зиму его глазами, почувствовать его сердцем.

- Совершим путешествие в далекое, далекое прошлое. В то время, когда жил А.С. Пушкин. (Слайд3)

– Никогда еще зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал скорую ее гибель….

Вечером он долго не мог заснуть…. В трубе гудел ветер. Пушкин вышел на крыльцо. Звезд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму…

Утром он увидел еще ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по– новому нарядила, украсила природу.

- Послушайте отрывок из романа «Евгений Онегин» и попробуйте представить себе картины, которые описывает А. С. Пушкин (учитель читает отрывок «Вот север, тучи нагоняя…»)

- Какие картины возникли перед вами, когда вы слушали стихотворение?

- Какую картину зимы нарисовал поэт? Как назвал зиму? Почему зима-волшебница? Подберите синонимы к слову волшебница. Какие волшебства совершила зима? Что она сделала? Подчеркните в тексте слова (пришла, рассыпалась, повисла, легла и т.д.)

- Но ведь зима — явление природы и по-настоящему идти, повиснуть, лечь, резвиться не может.
- Кто может это делать? (люди).
- А если поэт наделяет этими качествами явления природы, что он таким образом делает? (делает живыми).
- Да, одушевляет, делает их живыми, зима становится героем стихотворения.

- Зима совершает действия как человек, она в стихотворении - живое существо. В литературе такой приём называется олицетворение - оживление персонажа. Найдите в учебнике определение и прочитайте его

- Кто ещё в стихотворении действует как живое существо? (север)

Как о нём говорит поэт? (Он дохнул, завыл.)

- Перечитайте стихотворение (работа с учебником).

- В тексте встретились малознакомые слова и выражения. Как вы думаете, что они обозначают? (слайд 5)

Брега, недвижная река, пелена, проказница

- Люди пытаются изобразить зимнюю природу по-разному. Композиторы рисуют её с помощью звуков, писатели и поэты с помощью слов, а художники это делают с помощью красок.

Представьте себя художниками. Нарисуйте устно иллюстрации к строкам этого стихотворения. (Слайды 6 -17- дети устно рисуют картины к данным строкам стихотворения)

Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

-Прочтите первую часть стихотворения.

-О чем говорится в этой части?

-Где надо сделать паузу?

Правильно, ребята, после слова «завыл», так как дальше говорится не о севере, а о зиме.

-Прочтите вторую часть, какие слова во второй части следует выделить голосом?

- Какое предложение необходимо отделить от предшествующей части паузой и почему? (И рады мы проказам матушки-зимы - показывает, как приход зимы действует на человека. Мы рады зиме, как долгожданному гостю).
- Какое предложение читается особенно торжественно и почему? (Идет волшебница зима, потому что она как добрая волшебница радует всех).
- Правильно, ребята. Поэтому предложение - И рады мы проказам матушки - зимы — читается несколько ускоренно, бодро, с подъемом, как выражается радость от прихода зимы.

Обычно мы говорим:река, покрытая льдом, застывшая река. А как у Пушкина?

А как вы представляете: «Блеснул мороз»? Разве мороз может блестеть?

А какой снег: первый или нет? Как у Пушкина сказано про первый снег?

Брега с недвижною рекою

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Вот север тучи нагоняя № 2
Сравняла пухлой пеленою…

Пухлый снег – это сравнение снега с пухом. Он не блестит, а начинает блестеть, когда долго лежит и становится твердым.

А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или нет? Почему вы так думаете?

Послушайте как читает это стихотворение Олег Табаков – артист театра и кино (Слайд 4)

- Как мы будем читать это стихотворение? - Правильно. Тон не может быть заунывным, он скорее торжественный:
наступает значительное событие в природе приход зимы. Идет волшебница зима.
- В каком темпе: быстро, умеренно или медленно? - Что еще важно соблюдать при чтении стихотворения?



- Отметьте слова, которые необходимо выделить при чтении.

- На какие знаки препинания необходимо обратить внимание при чтении? Сделайте разметку стихотворения. (Работа в парах)

-- В стихах всегда передаётся настроение человека. Тот, кто пишет о природе, невольно наделяет её теми чувствами, что испытывает сам. Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение?

- Прочитайте выразительно стихотворение, пользуясь разметкой. (Слайд19)

(Несколько человек читают стихотворение. Остальные учащиеся отмечают правильно ли читающие расставили в стихах паузы и выделили главные слова; чувствуется ли при чте­нии детей музыкальность стихотворения.)

- Кто сможет рассказать стихотворение по данным иллюстрациям? (слайды 20-32)

Над каким произведением работали на уроке? Сделайте модель обложки этого стихотворения

За что на уроке вы могли бы похвалить своих товарищей? Себя?

А я хочу похвалить вас за активную, творческую работу и говорю вам «Спасибо за работу» (Сдайд34)

Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы еще не раз встретитесь с ней, если побываете в зимнем лесу, полюбуетесь легким полетом снежинок, серебристым инеем и тогда невольно всплывут слова Пушкина:

« И рады мы проказам матушки зимы» .

И может тогда вам захочется написать свою сказку о красоте зимней природы и ее волшебстве.

написать сказку о зиме

нарисовать картину к стихотворению.(слайд33)

Звучит лирическая миниатюра В. Солоухина

План-конспект урока по литературе (5 класс) по теме:
Зима в стихотворении А.С. Пушкина "Вот север, тучи нагоняя. "

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Вот север тучи нагоняя № 3

Подписи к слайдам:

Слайд 1
Язык – это оружие литератора, как ружье солдата, чем лучше оружие, тем сильнее воин Максим Горький

Слайд 2
Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному Е.В. Карсалова

Слайд 3
Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Слайд 4
Наши задачи: Наши вопросы:

Слайд 5
Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл – и вот сама Идет волшебница-зима, Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки-зимы.

Слайд 6
Изобразительно-выразительные средства Определение Пример из текста Олицетворение зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл. Эпитет зима пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла; север дохнул, завыл..; Метафора блеснул мороз Гипербола Изобразительно-выразительное средство Определение Примеры из стихотворения

Предварительный просмотр:

Барышева Юлия Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №32 г. Владимира

«Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

Цель: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций в процессе изучения темы «Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»

- осмыслить образ зимы через текст;

- выявить авторскую позицию;

- актуализировать знания по теме «Изобразительно-выразительные средства»;

- способствовать развитию образного мышления, речи, аналитических способностей, навыков выразительного чтения;

Способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий (формулировать цель, планировать последовательность действий);

- организовать эмоциональное переживание, вчувствование в текст;

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Поэзия – тоже великое чудо. Но открывается оно, как и чудо природы, не сразу и далеко не всякому, а только человеку умному и доброму, чуткому и внимательному.

Язык – это оружие литератора, как ружье солдата,

чем лучше оружие, тем сильнее воин.

В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.

Прочитайте эпиграфы к уроку. Выделите в них ключевые слова. Объясните смысл эпиграфов.

Тема нашего урока: «Зима в стихотворении А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…».

Какие задачи поставим перед собой? На какие вопросы на уроке хотим найти ответы?

(ответы обучающихся, ответы можно внести в презентацию, чтобы в конце урока можно было к ним обратиться)

Прежде чем мы начнем работу со стихотворением, я хотела бы спросить вас, как вы относитесь к зиме? Какое это время года? (ответы обучающихся)

Кто из вас считает, что зима - одно из самых красивых и необыкновенных времен года? (ответы обучающихся)

Назовите то, что привлекает наше внимание, то, что завораживает, то, что лежит в основе этой красоты, то, без чего не бывает зимы. (ответы обучающихся)

Я хочу, чтобы маленькая частичка этой красоты сегодня находилась и на нашем уроке, у каждого из нас. (Дарю снежинки).

Рассмотрим ее повнимательнее. Какая она? В чем ее особенность? (ответы обучающихся)

А теперь, пожалуйста, и в своих тетрадях нарисуйте снежинку. (Обучающиеся рисуют снежинку)

А на ее лучах запишем то, что мы представляем, когда слышим слово зима, т.е. то, с чем ассоциируется у нас зима? (Работаем вместе, учащиеся подходят по одному и записывают по слову на доске)

У каждого из нас есть свое, запоминающееся представление о зиме, мы их собрали воедино, и у нас получилась зима …. (Здесь необходимо подвести итоги, опираясь на ассоциограмму; это может сделать как учитель, так и обучающийся).

Перед вами стихотворение, прочитайте его (просмотровое чтение) и ответьте на вопрос каким настроением проникнуто стихотворение? (ответы)

Какие слова помогают передать радостное настроение? (ответы обучающихся)

Какие картины зимней природы вы бы нарисовали, слушая это стихотворение? (ответы обучающихся)

Как поэт называет зиму? (ответы обучающихся)

Как вы думаете, почему поэт называет её матушкой? (ответы обучающихся)

А почему он называет её волшебницей? (ответы обучающихся)

Подберите синонимы к слову волшебница. (ответы обучающихся)

- Какие чудеса творит волшебница-зима? (ответы обучающихся)

Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам возможность ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы? (ответы обучающихся)

Почему? (ответы обучающихся)

Зима славится своими забавами, играми. Я предлагаю вам поиграть в снежки. Помните, снежок холодный, поэтому, на вопрос отвечайте быстро и долго в руках снежок не держите. (примерные вопросы: какие стихотворения о зиме вы знаете? Какие зимние праздники, народные приметы вам известны?

В начале урока мы сказали, что оружие литератора – это слово и возможности употребляемых автором слов. Для того чтобы создать яркий, необычный образ зимы-волшебницы, автор использует различные изобразительно-выразительные средства. Вместе вспомним, а какие средства есть? (ответы обучающихся)

Заполняем таблицу (самостоятельная работа с последующей проверкой)

Какие из известных средств выразительности нам встретились? (ответы обучающихся)

Почему так много олицетворений в стихотворении? (ответы обучающихся)

Зима, действительно, волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

Ребята, это необыкновенное время года, потому что это единственное время года, которое можно услышать, увидеть и почувствовать.

А теперь наша задача выразительно прочитать это стихотворение. Что необходимо сделать для этого? Помнить при этом? (вместе устно составляем алгоритм работы)

Чтение стихотворения (2-3 учащихся)

Вам удалось передать радостное настроение этого стихотворения. А мне бы хотелось сейчас узнать, с каким настроением вы уходите с этого урока (положите вашу снежинку в конверт, соответствующий вашему настроению ), и нашли ли мы ответы на поставленные в начале урока вопросы, все ли задачи нами решены. Итак, вернемся к задачам и вопросам.

Надписи на конвертах могут быть следующие: радостное, грустное, задумчивое и др.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С.Пушкина "На холмах Грузии. ".

«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ…»:Очарование родных пенатов в стихотворениях А. С. Пушкина (урок в 9 классе) В прошлой статье мы говорили о том, как знакомство с реальными прототипами усад.

Спасительная сила любви и дружбы в стихотворении А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

Урок посвящён истории создания стихотворения, знакомству с исторической эпохой, лингвистическому анализу поэтического текста, сопоставительному анализу пушкинского текста с первоначальным вариан.

Проблема нравственного выбора в стихотворении А.С. Пушкина «Анчар». Урок литературы

ТЕМА урока ОРГМОМЕНТ АКТУАЛИЗАЦИЯ.

Урок литературы с открытой сквозной режиссурой по теме «Мистическое и лирическое в стихотворении А.С. Пушкина «Утопленник»» в 6 классе. Цель урока: дать представление о роли мистическог.

Цель занятия: создание условий для формирования коммуникативной и культурологической компетенции в процессе изучения стихотворения А.С.Пушкина. Задачи урока: продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкин.

Урок - поиск на тему "Художественный образ природы в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" (5 класс)

На примере вышеназванной темы покажу, как применяется системно- поисковая технология для развития у учащихся самостоятельности, рефлексивности (способности к осмыслению познаваемого, своих действий).

Урок чтения «"А.С. Пушкин "Вот север, тучи нагоняя…"»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Вот север тучи нагоняя № 4
  • Познакомить учащихся с отрывком из 7 главы романа “Евгений Онегин” А.С. Пушкина, совершенствовать навыки чтения, приобретённые во 2-м классе.
  • Развивать умение искать ответы на возникшие вопросы с помощью учебника, память, творческие способности, деловое сотрудничество. Добиться яркости и целостности художественных образов, созданных с помощью слова.

Воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.

- Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

- Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

Ло-ло-ло - на улице тепло.
Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
Су-су-су – было холодно в лесу.

На дворе дрова топорами рубят.
На дворе дрова, у дров детвора.

- А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

- Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

- Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?

- Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

- Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

- Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

(Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

- Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.

- Какая картина вам больше всего понравилась?

- А в жизни, какое время года больше нравится?

- Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

  • Самостоятельное чтение отрывка.

    - Какие картины представлялись во время чтения?

    - Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”

    - А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

    - Разве мороз может блестеть?

    - Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

    Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

    - Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

    - А какой снег: первый или нет?

    - Как у Пушкина сказано про первый снег?

    - А когда он блестит?

    - Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

    - Что сравнивается с пеленой?

    - Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

    - А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

    - Почему так думаете?

    - Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

    - Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

    - Подберите синонимы к слову волшебница.

    - Какие чудеса творит волшебница-зима?

    - Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

    - Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

    - Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

    - Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

    - Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

    - На что похоже это стихотворение? (Сказку)

  • Физминутка
  • Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).
  • - Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

    - Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

    - После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

    Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

    Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

    Идёт волшебница зима. ¦¦

    - Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

    Разбор II части в группах.

    Пришла. рассыпалась ; ¦ клоками
    Повисла на суках дубов; ¦
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов; ¦
    Брега с недвижною рекою ¦
    Сравняла пухлой пеленою ;
    Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
    Проказам матушки – зимы.

    (Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).

    - Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

    - Можно по-разному увидеть и услышать зиму. Поэт создаёт образ зимы с помощью слова. И чтобы получился не бездушный пейзаж, а живое существо, использует метафоры, сравнение.

    - Композитор создаёт картину зимы с помощью звуков. В самом начале урока я вас просила представить картину прихода зимы под музыку П.И.Чайковского. У Чайковского есть цикл “Времена года”.

    - Посмотрите на доску, обратите внимание на фотоработы. Какие из них могут служить иллюстрациями к стихотворению? Подберите строчки из стихотворения, которые подойдут к фотографиям.

    - Сейчас попробуйте нарисовать свои этюды к отрывку из романа “Евгений Онегин”. (Ребята рисуют на цветной бумаге чёрного или тёмно-синего цвета белым мелом. См.рис.1)

    Проводиться проверка работ, созданных учениками, лучшие работы вывешиваются на доску, подписываются строками из стихотворения.

  • Домашнее задание. Выучить стихотворение наизусть.
  • Урок чтения. "Вот север, тучи нагоняя." А.С. Пушкин

    Цель:- познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя.».

    - развивать скоростные показатели техники чтения; формировать умения и навыки в нахождении главной мысли отрывка и деления текста на части;

    - воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

    Просмотр содержимого документа
    «Урок чтения. "Вот север, тучи нагоняя." А.С. Пушкин»

    6 класс Русский язык

    Тема:А.С. Пушкин«Вот север, тучи нагоняя…»

    Цель:- познакомить учащихся с отрывком из романа А.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя..».

    - развивать скоростные показатели техники чтения; формировать умения и навыки в нахождении главной мысли отрывка и деления текста на части;

    - воспитывать чуткое отношение к красоте родной природы.

    - Тема нашего урока: отрывок из романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” - “Вот север, тучи нагоняя…”. Сегодня на уроке ваша задача – быть внимательными, активными, уметь слушать и дополнять друг друга, давать полные ответы на поставленные вопросы.

    - Прежде чем приступить к изучению нового произведения, давайте подготовим свой артикуляционный аппарат к чтению.

    Ло-ло-ло - на улице тепло.
    Ать-ать-ать - мы пойдём гулять.
    Ащ-ащ-ащ - мы наденем плащ.
    Су-су-су – было холодно в лесу.

    На дворе дрова топорами рубят.
    На дворе дрова, у дров детвора.

    - А сейчас несколько минут вы почитаете свою книгу. (Жужжащее чтение).

    Подготовка к восприятию текста.

    Введение в тему.

    - Пушкин входит в жизнь каждого человека с детских лет и становится надёжным другом, интересным собеседником, верным советчиком и мудрым учителем на протяжении всей нашей жизни. Его произведения обладают удивительным свойством: чем больше их читаешь, тем больше открываешь для себя интересного и нового, неожиданного и прекрасного. И это происходит в течение всей жизни.

    - Вспомните, какие из произведений Александра Сергеевича вы уже читали?

    - Произведения, которые мы с вами сегодня вспомнили, знакомы мне с детских лет. Но и сейчас они воспринимаются мною, как будто я читаю их впервые, они волнуют меня, я радуюсь и печалюсь вместе с поэтом, как будто говорю с близким другом.

    - Давайте, ребята, совершим медленное путешествие в далёкое, далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин…

    - Приготовились слушать? Очень хорошо. Будьте внимательны, представьте себе, о чём я буду рассказывать. Итак, начинаем…

    (Звучат “Времена года” П.И.Чайковского).

    - Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером он долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд не было видно. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…

    В комнату вливался яркий свет, Александр Сергеевич подошёл к окну…

    Представьте себе, ребята, какую он увидел картину… Всё белым-бело, нарядно, празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками… Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

    Настала осень золотая,
    Природа трепетна, бледна,
    Как жертва пышно убрана…
    Вот север, тучи нагоняя,
    Дохнул, завыл – и вот сама
    Идёт волшебница зима.
    Пришла, рассыпалась; клоками
    Повисла на суках дубов;
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов;
    Брега с недвижною рекою
    Сравняла пухлой пеленою;
    Блеснул мороз. И рады мы
    Проказам матушки – зимы.

    - Какая картина вам больше всего понравилась?

    - А в жизни, какое время года больше нравится?

    - Я сейчас читала вам о зиме. Вам понравилась эта картина? А почему?

    IV. Первичное чтение стихотворения учителем.

    V. Чтение стихотворения учащимися и анализ содержания.

    - Какие картины представлялись во время чтения?

    - Попробуйте рассказать, что вы видели, когда читали слова: “Дохнул, завыл…”

    - А как вы представляете картину: “Блеснул мороз”?

    - Разве мороз может блестеть?

    - Для того, чтобы нам с вами ярче представить картину зимы, поэт использует образные выражения, слова с переносным значением.

    Метафора – в переводе с греческого означает “перенесение”.

    - Когда мы говорим “блеснул мороз”, то переносим действие одного предмета на другой.

    - А какой снег: первый или нет?

    - Как у Пушкина сказано про первый снег?

    - А когда он блестит?

    - Как вы понимаете выражение “брега с недвижною рекою”, “пухлая пелена”?

    - Что сравнивается с пеленой?

    - Для того, чтобы сделать стихотворение выразительнее Александр Сергеевич использует сравнение.

    - А теперь скажите, Пушкин в этом отрывке показал один день зимы или несколько?

    - Почему так думаете?

    - Прочитайте стихотворение и скажите, как поэт называет зиму?

    - Почему поэт называет зиму “волшебницей”?

    - Подберите синонимы к слову волшебница.

    - Какие чудеса творит волшебница-зима?

    - Александр Сергеевич использует в стихотворении глаголы. И как бы даёт нам ярче представить наступление зимы. Он показывает, что зима действует как живое существо.

    - Прочитайте стихотворение ещё раз, и найдите каким, словом называет поэт чудеса зимы?

    - Какие приметы русской зимы вы видите в этом стихотворении?

    - Какой ритм этого стихотворения? Какого он вам напоминает? (Идущего человека)

    - Какие чувства владели поэтом, когда он писал это произведение? (Восторга, радости…)

    - На что похоже это стихотворение? (Сказку)

    Выразительное чтение стихотворения (работа в группах).

    - Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?

    - Прочитайте первую часть. О чём говориться в этой части? Кто, кроме зимы, действует как живой? Почему вы так думаете?

    - После слова завыл надо остановиться, сделать паузу (I), так как дальше говориться не о севере, а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза (II), так как заканчивается первая часть стихотворения.

    Вот север ¦, тучи нагоняя, ¦

    Дохнул, завыл ¦ – и вот сама¦

    Идёт волшебница зима. ¦¦

    - Как вы думаете, какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большей силой?

    Разбор II части в группах.

    Пришла. рассыпалась ; ¦ клоками
    Повисла на суках дубов; ¦
    Легла волнистыми коврами
    Среди полей, вокруг холмов; ¦
    Брега с недвижною рекою ¦
    Сравняла пухлой пеленою ;
    Блеснул мороз ¦¦. И рады мы ¦¦
    Проказам матушки – зимы.

    (Проверка по две строки. Выразительное чтение в группах, готовят одного чтеца. Одна группа эксперты, они оценивают чтецов, готовят свою версию прочтения стихотворения. Задача экспертной группы, определить, правильно ли читающий расставил в стихотворении паузы и выделил логическое ударение).

    - Зима действительно волшебница, она преображает мир, околдовывает его, это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками!

    - Понравился вам урок?

    – Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

    Выучить стихотворение наизусть.

    Слушать стихотворение Пушкина Вот север тучи нагоняя

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Вот север тучи нагоняя

    Анализ стихотворения Пушкина Вот север тучи нагоняя