Анализ стихотворения Пушкина Вольнолюбивого



Анализ вольнолюбивой лирики А.С Пушкина.

“Простой воспитанник природы,

Так я, бывало, воспевал

Мечту прекрасную свободы. ”

Безусловно, для каждого из нас, читавших Пушкина взахлеб или возвращавшихся к нему время от времени, есть в безбрежном океане его лирики наиболее близкие разуму и сердцу островки. Как в осколках разбитого вдребезги зеркала, отражаются в стихах поэта самые разные, но одинаково важные стороны жизни человека. Пушкин, поэтический талант которого был оценен еще в лицейские годы, без преувеличения, гениально изображал и страстную, неистовую, но чистую и по-юношески трогательную Любовь, и верную, искреннюю, без малейшей тени лукавства Дружбу, и самоотверженную, святую преданность Родине, и величие Русской Души. Все в строках поэта обретало истинную полноту и сочность красок. Потому с уверенностью можно сказать, что “воспеть свободу” лучше, чем это сделал А. С. Пушкин, не мог никто.

Дух свободы развивался в поэте с самого детства и сопровождал его сквозь все испытания и радости на протяжении недолгой жизни. Сказки няни Арины Родионовны повествовали о бесстрашных героях, воинах Добра, побеждающих Зло. Книги из библиотеки отца, куда, будучи еще совсем юным, тайком от всех забирался Пушкин, открывали ему тайны бытия, зарождая и воспитывая в его пылкой душе то трепетное чувство, с которым отважные мореплаватели бороздили бескрайние просторы морей, — чувство любви к свободе. Лицей был поистине обителью вольнодумства, ибо здесь, благодаря лекциям профессора нравственных наук Куницына, вольнодумство осмыслялось лицеистами как нравственная категория. Уже тут в 1815 году появляется одно из самых серьезных творений — “Лицинию”:

Загрузка...

Лициний, добрый друг! Не лучше ли и нам,

Смиренно поклонись Форту не и мечтам,

Седого циника примером научиться?

С развратным городом не лучше ль нам проститься,

Где все продажное: законы, правота,

И консул, и трибун, и честь, и красота.

Пушкин в этом стихотворении пытается не только поставить вопрос о причине падения Великой Римской империи, но задуматься о законах развития человечества вообще, об их объективности, сделать некий важный вывод. Венчают стихотворение строки:

Исчезнет Рим; его покроет мрак глубокий;

И путник, устремив на груды камней око,

Воскликнет, в мрачное раздумье углублен:

“Свободой Рим возрос, а рабством погублен”.

Окончание лицея и жизнь поэта в Петербурге вызвали новый свободолюбивый подъем в душе поэта. Общественно-политическая жизнь в столице в первой четверти XIX столетия била ключом. Пушкин посещает литературный кружок “Зеленая лампа”, среди завсегдатаев которого можно было увидеть будущих декабристов М. Лунина, К. Рылеева. В это же время поэт сближается с известным среди петербургской интеллигенции своими либеральными взглядами вольнодумцем П. Я. Чаадаевым:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Чистота и благородство помыслов, идей, стремление к единению во имя великой цели — все перемешалось в этом призыве девятнадцатилетнего поэта к своему “собрату по духу”. Но еще раньше свои социально-политические взгляды, отношение к самодержавию и народному рабству излагает Пушкин в бессмертной оде “Вольность”:

Беги, сокройся от очей,

Цитеры слабая царица!

Где ты, где ты, гроза царей,

Свободы гордая певица?

Приди, сорви с меня венок,

Разбей изнеженную лиру.

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Нарочито явная связь всего настроения оды с произведениями Радищева — опального, запрещенного официальными властями автора — свидетельствовала о немалой дерзости молодого поэта, бросавшего литературный вызов самодержавному строю. Некоторые строки стихотворного произведения, передаваемые из уст в уста между членами тайных обществ, могли быть истолкованы не иначе как призыв к восстанию:

Тираны мира! Трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Помимо смыслового подтекста, являвшего читателям четкий образ царя Александра, сила оды заключена и в прямых социальных обобщениях, где поэт, говоря о рабстве и общественных пороках, использует яркие, эмоционально окрашенные слова исключительно во множественном числе: народы, рабы, тираны, троны, цари и т. д.

Но не чужды были Пушкину и иронические, а порою даже саркастические нападки на власть. В своей ноэли “Сказки” поэт высмеивает речь Александра I, произнесенную при открытии сейма Царства Польского в марте 1818 года, в которой он обещал “даровать” России конституцию:

“Узнай, народ российский,

Что знает целый мир:

И прусский, и австрийский

Я сшил себе мундир.

О радуйся, народ: я сыт, здоров и тучен;

Меня газетчик прославлял;

Я ел, и пил, и обещал —

И делом не замуч. ”

Пора уснуть уж наконец,

Послушавши, как царь-отец

Ровно через год после стихотворения “К Чаадаеву”, посетив Михайловское, Пушкин пишет “Деревню”:

Я здесь, от суетных оков освобожденный,

Учуся в Истине блаженство находить,

Свободною душой Закон боготворить,

Роптанью не внимать толпы непросвещенной.

Образный строй стихотворения напоминает художественную мысль “Вольности”: “невежества губительный позор”, “барство дикое”, “рабство тощее”, “тягостный ярем”. Всему этому поэт противопоставляет саму красоту и естественность свободной природы: “луг, уставленный душистыми скирдами”, “озер лазурные равнины”, “ряд холмов и нивы полосаты”. В стихотворении “Деревня” Пушкин отводит себе как автору роль скорбного созерцателя, уже не призывающего к свержению тирана, а с тоской в сердце глядящего в подернутое тусклой пеленой будущее своей великой страны:

Увижу ль, о друзья, народ неугнетенный

И Рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Ссылка поэта на юг России не сломила его свободолюбивого духа, а напротив, родила в его душе новую волну протеста. Именно в ссылке пишутся сильнейшие стихотворения “Кинжал”, “К Давыдову”, “Узник”:

Сижу за решеткой в темнице сырой.

Вскормленный в неволе орел молодой,

Мой грустный товарищ, махая крылом,

Кровавую пищу клюет под окном.

Не случайно мечты о свободе выражены здесь в образе молодого орла. Свобода для такой птицы — смысл жизни, суть всего бытия. Неволя — смерть.

К этому же периоду творчества Пушкина относится и элегия “К морю”. Поэт наполняет строки неистовым восхищением могуществом природной стихии и вместе с тем скорбью и тоской о несбыточных свободолюбивых мечтаниях:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передомной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

Мир опустел. Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба земли повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Известия о событии в Петербурге 14 декабря 1825 года застали поэта в Михайловском. Пушкин в тревоге за друзей, многие из которых вышли в тот день на Сенатскую площадь, бросается в столицу. Он хочет быть с ними, с героями, смело и самоотверженно выступившими против царизма, просит Жуковского, Вяземского ни в коем случае не ручаться за его, Пушкина, благонадежность перед новым царем. Пушкин разделяет горе ссыльных декабристов, участвует в проводах их жен в Сибирь, передает с ними свои стихи:

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Поэт пытается всеми силами поддержать товарищей, раздуть теплящийся еще в их душах свободолюбивый огонек:

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут — и свобода

Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Восшествие на трон царя Николая I и реакционный период жизни государства Российского не могли не найти отражения в творчестве А. С. Пушкина. Ведь именно сейчас деспотизм, подавлявший малейшие проявления свободы, окреп как никогда ранее: полицейское государство, тотальный контроль не только за действиями, но и за помыслами подданных. В 1828 году Пушкин пишет стихотворение “Анчар”. Древо яда описывается им в торжественно-мрачных тонах:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во всей вселенной.

Так грозный тиран, величественный и жестокий, пытается отравить свободу не только внутри страны, но и за ее пределами. Поэт, рисуя столь мрачные образы, тем не менее верит сам и помогает обрести веру другим в то, что Свобода все равно восторжествует.

“Свобода есть осознанная необходимость”, — сказал в свое время голландский философ Бенедикт Спиноза. Пушкин своей поэзией доказал, что понятие свободы значительно шире. Свободу можно не только осознать, ее можно и должно ощутить, проникнуться идеей свободы до самых глубин души. За свободу пленительную, желанную, свободу справедливую и нравственную можно и нужно бороться честно и благородно.

Сочинения по теме:

А. С. Пушкин - великий русский национальный поэт, основополож­ник реализма в русской литературе и русского литературного языка. В своем творчестве он уделял большое внимание теме свободы. В стихот­ворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирс­ких руд», «Арион», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » и ряде других отразилось его понимание таких категорий, как «свобода», «воль­ность».

В первый период своего творчества — период окончания лицея и про­живания в Петербурге- до 1820 года- понятие свободы у него было связано с понятием политической свободы.

В 1817 году он пишет оду «Вольность», которая явилась примером гражданской витийственной лирики. Ода продолжает традиции классицизма, но развивает их в декабристском направлении. Она делает Пушкина одним из первых поэтов-декабристов.

В первой части поэт обращается к певице свободы и просит у нее вдохновения для создания стихов, чтобы «воспеть свободу миру, на тро­нах поразить порок». Выступая против тирании, поэт призывает угнетен­ных восстать:

Тираны мира! трепещите!

А вы, мужайтесь и внемлите,

Восстаньте, падшие рабы.

Затем автор размышляет о том, что для счастья народа необходимо сочетание свободы и законов. Граждане должны быть равны в своих правах и обязанностях. Он пишет об убитом Людовике XVI - «мученике ошибок славных», указывая при этом не только на то, что неповинующи­еся закону должны быть наказаны, но и проводит мысль, что путем рево­люций и бунтов к свободе тоже не прийти. Смерть Людовика он сравни­вает с убийством Павла I. Воспевая конституционную монархию, в конце оды он призывает царей:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

Продолжая мысли оды «Вольность», в 1818 году Пушкин пишет сти­хотворение «К Чаадаеву», в котором идеи вольности сливаются с идеями патриотизма и любви к родине. Жанр стихотворения — дружеское посла­ние — приобретает черты послания политического. В нем возникает два образа: «власть роковая» и «Отчизна». В сопоставлении этих образов прослеживается мысль о тяжелом положении родины, народа «под гне­том власти роковой». В обращении «товарищ» появляется новый отте­нок - соратник в борьбе, единомышленник. В стихотворении много поли­тической лексики и архаизмов, что соответствует высокому гражданскому пафосу произведения. Стихотворение проникнуто боевым, революцион­ным духом и пламенным патриотизмом, заканчивается оптимистически: восход звезды символизирует победу дела освобождения.

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена.

В 1819 году мысли Пушкина более конкретизировались, и в стихотво­рении «Деревня» он уже не предается абстрактной идее свободы, а рисует конкретные картины современной ему России. «Деревня» - это выступле­ние поэта по одному из важнейших вопросов того времени - вопросу о крепостном праве. Оно выражало чаяния передовой дворянской молоде­жи. Стихотворение построено по принципу антитезы. В первой части поэт рисует идиллическую картину природы, в которой отсутствует борь­ба и противоречия. Это детально выписанный пейзаж. В нем легко уга­дываются окрестности Михайловского.

Здесь вижу двух озер лазурные равнины,

Где парус рыбаря белеет иногда,

За ними ряд холмов и нивы полосаты,

Вдали рассыпанные хаты,

На влажных берегах бродящие стада,

Овины дымные и мельницы крилаты;

Везде следы довольства и труда.

Вторая часть противопоставлена первой. Автор приводит ужасающие факты крепостничества:

Здесь барство дикое, без чувства, без закона,

Присвоило себе насильственной лозой

И труд, и собственность, и время земледельца.

Здесь рабство тощее влачится по браздам

Здесь тягостный ярем до гроба все влекут.

Возникающие образы «барства дикого» и «рабства тощего» - это обоб­щенные образы помещиков и крепостных крестьян. Стихотворение за­канчивает риторическим вопросом:

Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством свободы просвещенной

Взойдет ли наконец прекрасная заря?

Во время южной ссылки мысли поэта о свободе претерпели измене­ния. В этот период Пушкин находился в плену романтизма и поклонял­ся, как все тогдашние молодые люди, великим личностям: Байрону и Наполеону. Понятие «свобода» приобрело абсолютное, абстрактное значе­ние. Поэт, увлеченный идеями революций в Греции и Италии, пишет сти­хи о побеге в «мир вольных стихий». В стихотворении «Узник» мы видим мотив побега. Здесь же присутствуют постоянные романтические символы: море, отдаленные берега, ветер, ночь, звезды, облака. Эти «воль­ные стихии» противопоставлены несвободному миру с его «темницами сырыми» и «решетками». В элегии «К морю» поэт прощается со свобод­ной стихией - океаном, который воплощает в себе могучие силы природы, идеал абсолютной свободы:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой.

В 1823 году поэт переживает мировоззренческий кризис, изменивший его свободолюбивые идеалы. Он разочаровывается в освободительных дви­жениях. Результатом этого явилось стихотворение «Свободы сеятель пустынный», в котором ярко показано отношение автора к людям, не способным к борьбе за свободу и не желающим быть свободными:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

В произведениях этого периода появляется и новое, приземленное по­нятие свободы - свободы материальной. Так, в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» он высказывает такую истину: «В наш век жестокий без денег и свободы нет».

События 14 декабря 1825 года очень повлияли на Пушкина. Среди декабристов было много его друзей и товарищей. После поражения вос­стания Пушкин вновь задумывается над тем, что такое свобода и какой ценой она достается. Он пишет ряд стихотворений, адресованных друзь­ям-декабристам. Среди них послание в Сибирь «Во глубине сибирских руд», отправленное с отъезжающей к мужу Муравьевой. В нем Пушкин хотел поддержать моральный дух своих друзей. Он верил, что дело свобо­ды победит и тогда «оковы тяжкие падут, темницы рухнут». Он остался верен делу декабристов, говоря о том, что их «скорбный труд» не пропал, на их место пришли новые борцы. В стихотворении «Арион» поэт как бы воссоздает ход событий до и после декабрьского восстания. В основу стихотворения положен известный миф о древнегреческом поэте и певце Арионе. Пушкин изменил ситуацию античной легенды. Певец окружен друзьями, а не врагами, дружно плывущими к единой цели, направляемые твердой рукой «кормщика умного». Поэт поет песни «беспечной веры полн» в торжество общего дела. Затем появляется образ «грозового вих­ря», в результате которого «погиб и кормщик, и пловец», но «таинствен­ный певец» «выброшен на берег волною». Он остается верен своим идеа­лам и помыслам:

Я гимны прежние пою

И ризу влажную мою

Сушу на солнце под скалою.

В конце двадцатых годов у Пушкина появляется ряд стихотворений, посвященных свободе творчества. Поэтическая свобода - это независи­мость поэта и его деятельности от мнения толпы «непросвещенной», и добиться этого можно, лишь следуя своему вдохновению, «велению Музы». Это особенно ярко прослеживается в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум,

Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,

Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

В зрелые годы у Пушкина происходит новая переоценка ценностей. У него возникает новый образ свободы - свободы личной, внутренней. Он хочет покоя в жизни, отказываясь от прежних идеалов революционной свободы. «На свете счастья нет, но есть покой и воля», - пишет он в стихотворении «Пора, мой друг, пора!» (1834), а в стихотворении «Из Пиндемонти» (1836) лишь подтверждает эту мысль:

Иная, лучшая потребна мне свобода.

себе лишь самому

Служить и угождать.

По прихоте своей скитаться здесь и там.

Дивясь божественным природы красотам.

Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836) яв­ляется в определенном смысле поэтическим завещанием поэта, в котором он подводит итог своему творчеству. Главную свою заслугу он видит в том,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

Итак, идеалы свободы постоянно претерпевали изменения на протя­жении всей жизни поэта. Это было обусловлено как обстановкой в стране, так и личными фактами биографии поэта. Но несмотря ни на что, Пуш­кин всегда оставался великим вольнодумцем и проповедником свободы во всех ее проявлениях.

Вольнолюбивая лирика А. С. Пушкина

Тема вольности является одной из главных тем в лирике А. С. Пушкина. В разные периоды своего творчества поэт по-разному трактует понятие свободы, понимает значение его в жизни общества, в своей личной жизни. Эту тему помогают раскрыть и понять следующие стихотворения: “Вольность”, “Сказки”, “Деревня”, “К Чаадаеву”, “Узник”, “Свободы сеятель пустынный. ”, “Пророк”, “Во глубине сибирских руд. ”, “Арион”, “Анчар”, “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ”, “(Из Пиндемонти)”, “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ”.
Проследив эволюцию темы вольности в этих стихотворениях, некоторые из них можно объединить в блоки по периоду, стилю, основной мысли.
Стихотворения “Вольность”, “Сказки”, “К Чаадаеву”, “Деревня” написаны в петербургский период. К этому времени Пушкин уже достиг значительных высот поэтического мастерства, освоил классицизм, романтизм как литературные методы.
Стихотворение “Вольность”, созданное в 1817 году (в послелицейские годы), написано в жанре оды, характерном для поэзии классицизма. Но Пушкин является своего рода новатором, так как впервые в оде воспевает не царей и полководцев, а волю, свободу. Еще в самом начале Пушкин заявляет, в честь кого написана эта ода:

Хочу воспеть Свободу миру,
На тронах поразить порок.

В стихотворении используется прием олицетворения (“Свобода”, “Вольность”, “Закон” воспринимаются как что-то живое).
Главная мысль этого стихотворения — закон должен быть превыше всего, власть должна “сочетаться” с ним.

Владыки! вам венец и трон
Дает Закон — а не природа;
Стоите выше вы народа,
Но вечный выше вас Закон.

Но также Пушкин понимает, что не только цари не должны властвовать над законом, но и народ не должен преступать его. Поэт заявляет:

И горе, горе племенам,
Где иль народу, иль царям
Законом властвовать возможно.

То есть опасность не только неограниченное самодержавие, но и неограниченная демократия. В этом Пушкин опередил своих современников (будущих декабристов), которые выступали лишь за ограничение власти монарха-самодержца. В этом стихотворении юный Пушкин упоминает тех людей, которые были для него идеалами, например французского поэта А. Шенье (“возвышенный Галл”). Также в стихотворении находит отражение работа Руссо “Общественный договор” (о роли закона в обществе). В этот период воззрения Пушкина были близки ко взглядам будущих декабристов, он во многом разделяет их убеждения, и в стихотворении “Вольность” он открыто призывает угнетенных, бесправных людей драться за свою свободу: “Тираны мира! Трепещите! / А вы мужайтесь и внемлите, / Восстаньте, падшие рабы!” Но очевидно, что в это время у Пушкина не сложилась еще своя собственная точка зрения, потому что он еще очень молод и в какой-то степени находится под влиянием чужих взглядов. Поэтому даже в одном и том же стихотворении можно найти много противоречий.
Только что Пушкин призывал к борьбе против угнетателей, но в следующих строках уже осуждает убийство Людовика, так как убийство даже злодея преступно:

Молчит Закон — народ молчит,
Падет преступная секира.

Молчание — знак осуждения, и в этих строчках Пушкин использует прием повтора для усиления мотива вины тех, кто это совершил.
В стихотворении Пушкина есть такие строки:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трон я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.

Конечно, в какой-то степени это написано заносчиво, необдуманно, “по юности”, и такое в творчестве Пушкина встречается первый и последний раз.
Это стихотворение звучит очень смело для того времени. В нем Пушкин не только упрекает и осуждает всех властителей, но и касается личности самого Александра I, что в какой-то степени и привело к ссылке поэта.
В конце стихотворения Пушкин выдвигает свою точку зрения, предлагает выход:

Склонитесь первые главой
Под сень надежную Закона,
И станут вечной стражей трона
Народов вольность и покой.

Чтобы народы были свободны, должен господствовать закон.
Хотя в стихотворении “Вольность” еще много противоречий, “чужих” суждений, но оно, несомненно, является для этого периода пушкинского творчества одним из главных произведений, раскрывающих тему свободы.
Стихотворение “К Чаадаеву” (1818 г.) написано в жанре послания. Стремление к вольности в этом стихотворении воссоздается поэтом как чувство очень личное. В конце этого стихотворения Пушкин выражает свое кредо, там опять присутствует мотив призыва к разрушению самодержавия:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Стихотворение “Деревня” написано в 1819 году и продолжает традицию жанра идиллии.
Стихотворение состоит из двух частей. В первой сельская местность описывается как райский уголок, где можно найти покой, вдохновение. И эта часть полностью соответствует традиционным представлениям об идиллии. Но во вторую часть Пушкин вносит новое содержание. Части соотнесены по принципу контраста, и вторая часть начинается со слова “но” (Пушкин таким образом подчеркивает их противопоставленность). В этой части Пушкин разоблачает невежественное, жестокое крепостничество (“барство дикое”, “рабство тощее”).

Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.

В стихотворении также присутствует декабристская терминология (“друг человечества”, “просвещенная Свобода” и т. д.).
В стихотворении “Деревня” есть призыв к царю отменить крепостное право, изменить положение народа не “снизу”, а “сверху”.

Увяжу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством Свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная Заря?

Все эти стихотворения объединяет то, что в них поэт обращается к теме политической свободы, которая на этом этапе становится главной в свободолюбивой лирике Пушкина.
Стихотворение “Узник” (1822 г.) — одно из романтических стихотворений, написанных на тему свободы. Оно построено как исповедь лирического героя, что является одним из признаков романтического произведения, как и неопределенность времени и места действия.
В “Узнике” символом свободы становится орел, который вскормлен в неволе и стремится к свободе. В последнем четверостишье Пушкин использует прием усиления для создания образа свободы, также используется триада — три стихии: гора, безграничные морские просторы и ветер — символы свободы, воли.
В стихотворениях Пушкина звучат не только призывы к борьбе, но и пессимистические ноты. Одним из таких произведений является стихотворение “Свободы сеятель пустынный. ” (1823 г.). В нем поэт сравнивает себя с человеком, который оказался один в пустыне и которого никто не слышит. Пушкин воспринимает народ как безответное стадо:

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.

В стихотворении “Пророк” (1826 г.) слова “свобода”, “воля” не используются, но важен подтекст: чтобы призывать к свободе, нужно вынести непомерные страдания и муки.
Стихотворения 1827 года “Во глубине сибирских руд. ” и “Арион” можно объединить, так как они подчинены одной задаче. Эти произведения написаны в поддержку декабристов, в них Пушкин говорит, что он остался верен своим друзьям и их идеалам:

Я гимны прежние пою.
В стихотворении
“Во глубине сибирских руд. ”

Пушкин пытается поддержать своих друзей, он верит в их освобождение и в конечную победу их дела:

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.

Стихотворение “Арион” написано в аллегорическом ключе, в нем с помощью мифологических образов зашифровано очень актуальное политическое содержание.
Пушкин остается верен декабристам, продолжает воспевать свободу.
Стихотворения “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ” (1834 г.) и “(Из Пиндемонти)” (1836 г.) выявляют более зрелые взгляды поэта, его новое отношение к проблеме свободы.
В период “подведения итогов” в творчестве Пушкина идеал свободы политической сменяется идеалом “внутренней свободы”.
В стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит. ” “Воля” воспринимается Пушкиным уже не как декабристская “вольность”: поэт стремится к высшей свободе — свободе духовной. Он открыл, нашел для себя эту высшую свободу, как найдет ее для себя потом Пьер Безухов, герой “Войны и мира” Л. Н. Толстого.
В стихотворении “(Из Пиндемонти)” (оно является своеобразной мистификацией, так как Пушкин из цензурных соображений назвал свое собственное произведение переводом из итальянского поэта) духовная свобода противопоставляется “вольности”, которую Пушкин воспевал раньше:

Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода.

В этом стихотворении поэт выдвигает своего рода жизненную программу. Он понимает, что смысл жизни заключается не в борьбе с властью или преклонении перед нею, а в духовной независимости, в наслаждении “божественной” красотой природы и “созданьями искусств и вдохновенья”, а также — и, может быть, в первую очередь — в творчестве.
Тема свободы возникает и в стихотворении “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836 г.).
Это своего рода подведение итогов всей творческой жизни Пушкина, его поэтическое завещание, в котором политическая вольность и духовная свобода сливаются в единое гармоничное целое:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

31282 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Вольнолюбивый характер лирики Пушкина. Анализ стихотворения "Во глубине сибирских руд"

1. Слово учителя.

А.С. Пушкин говорил: “Самостоянье человека – залог величия его”.

Все произведения А.С. Пушкина о человеке. Для него важны нравственные понятия, которые относятся к человеку: дружба, братство, любовь, свобода.

Лирика А.С. Пушкина отличается вольнолюбивым характером. Вспомните стихотворение “Узник”, изученное нами в 6 классе.

Проблема свободы и несвободы – одна из основных в творчестве А.С. Пушкина.

Наиболее ярко эта тема проявляется в стихотворениях, созданных в период восстания декабристов.

1. Предпосылки восстания декабристов. Слайд 1,2.

2. Особенности декабристского восстания. Слайд 3.

3. Декабристские организации. Слайд 4–7.

  • “Союз спасения” (1816-1817 гг.) Петербург – 30 человек.
  • “Союз благоденствия” (1818-1821 гг.) Москва – 200 человек.
  • “Южное общество” (1821-1825 гг.) г. Тульчин, Украина. Руководитель – П.И. Пестель.
  • “Северное общество” (1822-1825 гг.) Петербург. Руководители –
    С.П. Трубецкой, Н.М. Муравьев, И. Пущин, К. Рылеев.

4. План восстания.

Выступление намечалось на лето 1826 года. Однако 19 ноября 1825 года в Таганроге внезапно скончался Александр I. Трон должен был перейти брату покойного – Константину, т.к. у Александра не было наследников.

Южное и Северное общества вели переговоры о координации действий и установили контакты с Польским патриотическим обществом и Обществом объединенных славян. Декабристы планировали убить царя на военном смотре, силами гвардии захватить власть и реализовать свои цели.

Но еще в 1823 году Константин тайно отрекся от престола, который теперь согласно закону переходил к следующему по старшенству брату – Николаю. Не зная об отречении Константина, Сенат, гвардия и армия присягнули ему 27 ноября. После выяснения ситуации назначили переприсягу Николаю, которого из-за его личных качеств (мелочности, солдафонства, мстительности и пр.) не любили в гвардии.

В этих условиях у декабристов появилась возможность воспользоваться внезапной смертью царя, колебаниями власти, оказавшейся в обстановке междуцарствия, а также неприязнью гвардии к престолонаследнику. Учитывалось и то, что некоторые высшие сановники заняли выжидательную позицию по отношению к Николаю и были готовы поддержать активные действия, направленные против него.

Кроме того, стало известно, что в Зимнем дворце знали о заговоре и вскоре могли начаться аресты членов тайного общества, которое фактически перестало быть тайным.

Декабристы планировали в сложившейся ситуации поднять гвардейские полки, собрть их на Сенатской площади и заставить Сенат "добром" или под угрозой оружия издать "Манифест к русскому народу", в котором провозглашались уничтожение самодержавия, ликвидация крепостного права, учреждение Верховного правительства, политические свободы и пр. Часть восставших должна была захватить Зимний дворец и арестовать царскую семью, планировалось захватить и Петропавловскую крепость. Кроме того, П.Г. Каховский взял на себя задачу перед началом выступления убить царя, но так и не решился ее выполнить.

Руководителем восстания ("диктатором") был избран князь С.П. Трубецкой.

5. Ход восстания. Слайд 8–9.

С раннего утра 14 декабря офицеры – члены "Северного общества" вели агитацию среди солдат и матросов, убеждая их не присягать Николаю, а поддержать Константина и "его жену "Конституцию"".

Им удалось вывести часть Московского, Гренадерского полков и Гвардейский морской экипаж на Сенатскую площадь. Но к этому моменту сенаторы уже присягнули Николаю и разошлись. Трубецкой, наблюдая за выполнением всех частей плана, увидел, что он полностью срывается и, убедившись в обреченности военного выступления, не явился на площадь. Это в свою очередь вызвало замешательство и медлительность действий. Николай окружил площадь верными ему войсками. Но восставшие отбили атаки конницы, а генерал-губернатор Милорадович, пытавшийся склонить восставших к сдаче оружия, был смертельно ранен Каховским.

После этого в дело была введена артиллерия. Выступление было подавлено, а вечером начались массовые аресты.

6. Итоги восстания. Слайд 10–11.

А.С. Пушкина с декабристами связывали очень теплые, дружеские отношения. Среди декабристов были И.И. Пущин и В.К. Кюхельбекер, друзья А.С. Пушкина по Лицею, не забывавшие поэта и в период его Южной ссылки. Слайд 1

– Помните, как произошла встреча А.С. Пушкина и И.И. Пущина в 1824 году в Михайловском?

Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”:

“… Кони несут среди сугробов, опасности нет: в сторону не бросятся, все лес, и снег им по брюхо, править не нужно. Скачем опять в гору извилистою тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворенные ворота, при громе колокольчика. Не было силы остановить лошадей у крыльца, протащили мимо и засели в снегу нерасчищенного двора…

Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина, босиком, в одной рубашке, с поднятыми вверх руками. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней, беру его в охапку и тащу в комнату. На дворе страшный холод, но в иные минуты человек не простужается…”

По свидетельству очевидцев, во время восстания декабристов И.И. Пущин воодушевлял солдат. На допросах он не выдал ни одного из своих товарищей, а когда нельзя было уклониться от ответа, называл либо вымышленные имена, либо имена умерших:

“Заходила речь и о Пушкине:

Николай. “Посылали ли Вы своему родственнику Пушкину письмо о готовящемся восстании?”

Пущин. “Я не родственник нашего великого национального поэта Пушкина, а товарищ его по Царскосельскому лицею… Общеизвестно, что Пушкин, автор “Руслана и Людмилы”, был всегда противником тайных обществ и заговоров”.

Здесь все характерно: и категорическое утверждение, что Пушкин был противником тайных обществ, и характеристика его как “великого национального поэта”, который, как гордость России, требует к себе бережного и уважительного отношения, и упоминание о наиболее безобидном в политическом смысле произведении – поэме “Руслан и Людмила”.

Верховный суд отнес Пущина к первому разряду государственных преступников и приговорил к смертной казни отсечением головы. Затем “по царской милости” казнь была заменена двадцатью годами каторги.

Вот как И.И. Пущин вспоминает об этом (Из воспоминаний И.И. Пущина “Записки о Пушкине”).

Я осужден: 1828 года, 5-го генваря, привезли меня из Шлиссельбурга в Читу, где я соединился наконец с товарищами моего изгнания и заточения, прежде меня прибывшими в тамошний острог. Что делалось с Пушкиным в эти годы моего странствия по разным мытарствам, я решительно не знаю; знаю только и глубоко чувствую, что Пушкин первый встретил меня в Сибири задушевным словом. В самый день моего приезда в Читы призывает меня к частоколу А.Г. Муравьева (Слайд 4 ) и отдает листок бумаги, на котором неизвестной рукою написано было:

Чтение стихотворения “Мой первый друг, мой друг бесценный” наизусть специально подготовленным учеником .

Отрадно отозвался во мне голос Пушкина! Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять его, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнании. Увы, я не мог даже пожать руку той женщины, которая так радостно спешила утешить меня воспоминанием друга; но она поняла мое чувство без всякого внешнего проявления, нужного, может быть, другим людям и при других обстоятельствах; а Пушкину, верно, тогда не раз икнулось”.

– Послушайте несколько отрывков из писем Пушкина и воспоминаний декабристов и расскажите об отношении Пушкина к декабристам.

  1. “Ты ни в чем не замешан – это правда. Но в бумагах каждого из действовавших находятся стихи твои. Это худой способ подружиться с правительством” (В.А. Жуковский – А.С. Пушкину, 12 апреля 1826 г.)
  2. “В то время не было сколько-нибудь грамотного прапорщика в армии, который не знал бы наизусть революционных стихов Пушкина” (И.Д. Якушкин. Из воспоминаний.)
  3. “Бунт и революция мне никогда не нравились, это правда; но я был в связи почти со всеми и в переписке со многими из заговорщиков. Все возмутительные рукописи ходили под моим именем…” (А.С. Пушкин – В.А. Вяземскому, 10 июля 1826 г.)
  4. “Повешенные повешены; но каторга 120 друзей, братьев, товарищей ужасна” (А.С. Пушкин – П.А. Вяземскому, 14 августа 1826 г.)

4. Чтение и анализ стихотворения “Во глубине сибирских руд”.

Вместе с посланием И.И. Пущину с А.Г. Муравьевой, уехавшей в Сибирь к сосланному мужу Н.М. Муравьеву, А.С. Пушкин передал декабристам стихотворение “Во глубине сибирских руд”.

Чтение стихотворения учителем.

В своих документах царское правительство утверждало, что идеи декабристов низменны и безумны, что заговор был составлен “горсткой извергов”. Великий русский писатель-революционер А.И. Герцен вспоминал, что после подавления восстания аристократы отвернулись от арестованных. “Никто (кроме женщин) не смел показать участия, произнести теплого слова о родных, о друзьях, которым еще вчера жали руку, но которые за ночь были взяты. Напротив, явились дикие фанатики рабства, одни из подлости, а другие хуже – бескорыстно”.

– Как на фоне этих фактов общественной жизни можно оценить послание Пушкина декабристам?

Возможный ответ: Нужно было обладать верность, преданностью друзьям и редкой смелостью, чтобы в этих условия написать такое стихотворение.

– Каков центральный поэтический образ стихотворения “Во глубине сибирских руд”? (Образ надежды.)

– Как стихотворение дополняет ваши знания о личности поэта? (Верный товарищ и друг, свободолюбивый человек.)

– Что такое эпитет?

– Что, по-вашему, имел в виду поэт, говоря о скорбном труде декабристов? Почему их терпение назвал гордым. “стремленье дум” – высоким. а свой голос – свободным ?

– Почему поэт так уверен: “Не пропадет ваш скорбный труд…”?

– Почему, по-вашему, Пушкин вместо слова “шпага” употребляет слово “меч” (ср. выражение “карающий меч”)?

Выразительное чтение стихотворения учащимися.

5. Ответ декабристов.

Ссыльный поэт-декабрист А.И. Одоевский написал ответ на послание А.С. Пушкина.

Струн вещих пламенные звуки
До слуха нашего дошли,
К мечам рванулись наши руки
И – лишь оковы обрели.

Но будь покоен, бард: цепями,
Своей судьбой гордимся мы
И за затворами тюрьмы
В душе смеемся над царями.

Наш скорбный труд не пропадет:
Из искры возгорится пламя,
И просвещенный наш народ
Сберется под святой знамя.

Мечи скуем мы из цепей
И пламя вновь зажжем свободы:
Она нагрянет на царей,
И радостно вздохнут народы.

– Как поняли послание А.С. Пушкина те, кому оно было адресовано?

– Что общего в стихотворении А.С. Пушкина и А.И. Одоевского? (Вера в будущее, в правоту своего дела, надежда на справедливое возмездие.)

6. Подведение итогов урока.

– Как вы понимаете слова А.И. Герцена:

“После 1825 г. только звонкая и широкая песнь Пушкина раздавалась в долинах рабства и мучений; эта песнь продолжала эпоху прошлую, наполняла своими мужественными звуками настоящее и посылал свой голос в далекое будущее. Поэзия Пушкина была залогом и утешением”.

Домашнее задание. Выучит наизусть стихотворение “Во глубине сибирских руд”.


Главная | О нас | Обратная связь

Свободолюбивая лирика Пушкина

Анализ стихотворений - « Вольность» (1817), «Деревня» (1819). «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Узник»(1822), «Птичка» (1823), «Арион» (1827), «Анчар» (1828), обучение анализу стихотворения.

Следует учитывать, что тема вольности и свободы действительно претерпела эволюцию в творчестве Пушкина. ода «Вольность» провоз­глашает сочетание отвлеченной «вольности» с «мощными законами», ос­нова «неправедной власти» - «сгущенная мгла предрассуждений» (т.е. церковно-религиозная система, что свидетельствует о влиянии на Пушки­на либеральных идей Запада); «К Чаадаеву» - в отличие от абстрактного изложения политический учений («Вольность»), здесь речь идет о каких-то ожиданиях в пределах русской действительности, и хотя нельзя пере­оценивать революционность этого послания, нельзя не видеть в нем при­зыва к действию. «Деревня» - это уже пропаганда, направленная к лицам, обладающим властью совершать реформы. Стихотворение «Кинжал» со­поставимо с одой «Вольность», но в нем главным мерилом общественной справедливости становится уже не Закон, а карающий Кинжал, что предполагает мысль о необходимости борьбы и допустимости насилия во имя справедливости. В стихотворении «Птичка» мотив свободы связан с гума­нистической идеей «дарования свободы», как бы предвосхищающей по­следующие призывы Пушкина освободить «декабристов». А в стихотворе­нии «Анчар» Пушкин поднимается до широкого обобщения и исследова­ния источников рабства и его пагубного влияния на развитие жизни.

Одна из важнейших тем лирики Пушкина — тема свободы. Свобода для Пушкина — высшая жизненная ценность, без нее он уже в юности не мог представить своего существования. Свобода — основа дружбы. Сво­бода — условие творчества. Жизнь без свободы окрашивалась в мрачные и зловещие тона. Даже судьба, которая у поэта всегда связывалась с пред­ставлением о, несвободе, ибо человек, по Пушкину, зависит от ее всевла­стия, становилась "святым провиденьем", когда сквозь ее тучи брезжил луч свободы. Представления о свободе всегда были основой пушкинского мировоззрения.

Слово "свобода" и близкие по смыслу слова "вольность", «воля» "вольный" —: ключевые слова пушкинского "словаря". Это слова-сигналы с широким кругом значений, вызывающие разнообразные ассоциации. В любом поэтическом тексте это знаки присутствия" самого поэта. В лирических произведениях Пушкина эти слова-знаки выражают его мысли о направлении движения и о цели жизненного пути человека, о смысле его существования.

Уже в стихотворениях 1817—1819 гг. свобода становится то высшим общественным благом — предметом "похвального слова" ("хочу воспеть Свободу миру"), то целью, к которой устремлен поэт вместе с друзьями-единомышленниками ("звезда пленительного счастья"), то шагом от за­блуждений и суетной жизни к «блаженству» истины и мудрости ("Я здесь, от суетных оков освобожденный / Учуся в Истине блаженство находить"), то смыслом поэтической "жертвы" ("Свободу лишь учася славить, / Стиха­ем жертвуя лишь ей") и обозначением душевного состояния поэта ("тайная свобода"). Свобода для юного Пушкина не просто слово из словаря воль­нодумцев. Свобода — это его точка зрения на мир, на людей и самого се­бя. Именно свобода стала главным критерием оценки жизни, отношений между людьми, общества и истории.

В петербургский период творчества свобода открылась Пушкину прежде всего как абсолютная, общечеловеческая ценность. Свобода - вне времени и пространства, это высшее благо и спутница Вечности. В ней по­эт нашел масштаб для оценки общества и перспективу преодоления его несовершенств.

Ода "Вольность" (1817). В ней поэт смотрит на мир как пристраст­ный, заинтересованный зритель. Он скорбит и негодует, потому что это мир, где свистят бичи, гремит железо кандалов, где на троне восседает "неправедная Власть". Весь мир, а не только Россия, лишен свободы, вольности, а следовательно, нигде нет радости, счастья, красоты и блага. Стихотворение, конечно, отражает не только личный взгляд Пушкина — это взгляд просвещенных дворян, думавших о будущем России. Но ода "Вольность", как и другие "вольные" стихи, не сухой социальный мани­фест, пропагандирующий.идею конституционной монархии.> Идеал обще­ственной свободы стал высокой поэтической истиной, открывшейся самому поэту. В "Вольности к миру обращается поэт — глашатай вечных ис­тин, "друг человечества".

- Как в этом стихотворении «работают» законы жанра?

- Какие оттенки пушкинского представления о тиранах подчеркну­ты в перифразах: "Рабства грозный Гений", "Славы роковая страсть", "самовластительный злодей", "увенчанный злодей"?

- Что, в отличие от произведений 18 века, становится предметом описания в оде Пушкина? О чем это говорит?

- Найдите строчки, отражающие идею стихотворения.

- Что является основой свободы по Пушкину?

Пушкин страстно желает, чтобы мир услышал голос его свободной души и жил по закону, который принят им самим, — по закону свободы. Прославляя Закон как прочную основу Свободы, поэт с негодованием пишет о тиранах. В них он видит источник несвободы, «ужас мира» и "стыд природы", нарушение божественной гармонии.

- Каково настроение, чувство лирического героя?

- Каковы особенности лексики стихотворения? С чем это связано?
Поэт — противник насилия. Свобода, с его точки зрения, не может быть достигнута в результате революции и заговора. Великую француз­скую революцию он называет «славной бедой» (казненный Людовик — "мученик ошибок славных"), подчеркнув ее разрушительный характер и одновременно указав на то, что революция — акт возмездия тиранам. Мрачная "диалектика" насилия над тиранами передана в словах об убийст­ве Павла I:

Падут бесславные удары.

Погиб увенчанный злодей.

- Какую роль играют в "Вольности" два исторических микросюжета: казнь Людовика XVI и убийство Павла I?

- Чем заканчивается ода?

Тираноборческий пафос сливается в "Вольности" с апелляцией к разуму монархов, к их чувству самосохранения. Пушкин завершает оду "поучением"-призывом, обращенным к царям:

Склонитесь первые главой

Под сень надежную Закона,

И станут вечной стражей трона

Народов вольность и покой.

«Деревня» (1819) представления о свободе и рабстве конкретизируются. Речь идет уже не о тирании во "всемирном" масштабе, как в оде "Вольность", а о русском крепостничестве, не о свободе как абстракт­ной идее всеобщего блага, а о свободе, русского крестьянства. Пушкинская деревня — это не какой-то исключительный "пустынный уголок" России, где

Среди цветущих нив и гор

Друг человечества печально замечает

Везде Невежества убийственный позор

"Барство дикое" и "Рабство тощее", увиденные в деревне, — явления, типичные для России. Во второй части стихотворения поэт расширяет "географические" границы своих размышлений если в первой части речь идет о конкретной деревне, где поэт обрел "приют спокойствия, трудов и вдохновенья", то во второй части создается предельно обобщенный образ русской деревни. Взором истины он видит всю Россию — страну деревень Аллегорические образы "Барства дикого" и «Рабства тощего» подчерки­вают, что речь идет не о "плохом" барине, его несчастных крепостных, а о любом деревенском тиране и любом русском крестьянине-рабе. Поэт, развивая идеи оды "Вольность", мечтает увидеть "народ неугнетенный", а торжество "Свободы просвещенной" по-прежнему связывает с волей царя.

Слушать стихотворение Пушкина Вольнолюбивого

Темы соседних сочинений