Анализ стихотворения Пушкина Три ключа
Александр
Пушкин
Анализ стихотворения Александра Пушкина «В степи мирской, печальной и безбрежной»
Первые годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших – возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл к опальному поэту в Михайловское в начале осени 1826 года. Спустя некоторое время Александр Сергеевич получил разрешение вернуться к обычной жизни, которая вскоре ему наскучила. Пушкин испытал глубокое разочарование от настроений и мыслей, царящих в светском обществе Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно мнению ряда литературоведов, негатив, испытываемый по отношению к представителям аристократии, и натолкнул поэта на написание стихотворения «Три ключа». Датируется оно июнем 1827 года.
Главный образ произведения – образ мирской степи, соединяющий в себе черты двух аллегорических пространств – моря жизненного и пустыни. Мирская степь выступает в роли воплощения бессмысленности бытия. В этом контексте ключи представляются чем-то спасительным, отрадным, дающим смысл. Интересно, что между собой они не похожи. Более того – Пушкину важна их разная природа. Ключ юности – бесценный дар от самой жизни. Он быстр, мятежен, характеризуется кипучей энергией. Кастальский ключ заимствован Александром Сергеевичем из античной мифологии. В Древней Греции его почитали как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение музыкантам и стихотворцам. Последним в рассматриваемом тексте появляется ключ забвения. Со времен античности представления об утрате памяти, забвении находились в тесной связи с водным потоком. Достаточно лишь упомянуть Лету – реку забвения, протекающую в царстве Аида. У Александр Сергеевича ключ забвения – это успокоительный источник, способный врачевать душевные раны человека. Вот только чудесное исцеление поэт связывает со смертью. В финале стихотворения дается серьезный смысловой поворот. Изначально центральная антитеза произведения – противопоставление мирской степи, печальной и безбрежной, трем ключам. В последней строке акцент меняется. Мирскую степь поэт противопоставляет жару сердца.
В современном литературоведении некоторые произведения Пушкина принято связывать с озерной школой английских романтиков. Действительно, вода в творчестве Александра Сергеевича играет далеко не последнюю роль. Стихотворение «Три ключа» — очередное тому подтверждение. В нем на «языке влаги» описываются важнейшие в жизни человека явления – смерть, юность и вдохновение.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Песня (Когда я был любим. )»
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Приход весны»
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Сельское кладбище»
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Таинственный посетитель»
- Анализ стихотворения Василия Жуковского «Цвет завета»
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ – холодный ключ забвенья,
Алена Liohora
24 года Казань, Россия
Значит отчасти я правильно ответила, а в чем-то была не права. или просто не дописала ту мысль, которую вы сейчас высказали. (а не дописала т к не додумалась наверно. но мож я ее и сказала, Ю но не в такой форме и не совсем в таком смысле) :):))))) Я не знаю. А как. P
Freevator 13.12.2007 17:18
Всё зависит от контекста стихотворения!
В данном случае, три ключа - это три ступени развития! Но правильнее, конечно будет сказать, что все три ключа, имеют отношение к любви. Только в каждом случае, любовь проявляется по-разному (имеет разную фокусировку).
1 ключ - "Ключ юности, ключ быстрый и мятежный, Кипит, бежит, сверкая и журча". Любовь неконтролируемая, очень сильная и горячая. Любовь ко всему, что притягивает и может приносить удовольствие (поиски разнообразия в пище, сексе, материальных ценностях). Человек рассеивает свою любовь в пространстве, и она всегда снаружи (что делает его очень эмоционально-проявленным). Такой бесконтрольный расход любви, увлекает его в бессознательное состояние влюблённости к чему- либо (кому-либо). При таком раскладе, человеку тяжело остановиться на чём-то конкретном. Поэтому, он никак не может разорвать свою любовь на всё!
2 ключ - "Кастальский ключ волною вдохновенья, В степи мирской изгнанников поит". Любовь, более контролируемая, менее страстная! Любовь к знаниям! Человек уже, пройдя первую стадию, приобрёл опыт на собственных ошибках и бедах. Именно это, заставляет его искать ответы на жизненные вопросы, чтобы избежать будущих ошибок. Такие люди, становятся изгнанниками общества, не вписывающимися в основной поток! Часто становятся отшельниками, поглащёнными поиском знаний.
3 ключ - "Последний ключ - холодный ключ забвенья, Он слаще всех жар сердца утолит". Любовь контролируемая, очень сильная, но спокойная (гармонизированная). Любовь, как зеркальное отражение 1 ключа. Любовь ко всему вокруг, но только это уже мудрая любовь! Она скрыта от глаз, внутри самого человека и он, расходует её очень грамотно и взвешенно. Благодаря этой экономности, он способен одарить своей любовью, большое количество нуждающихся в ней людей! Такой человек, уже не нуждается в одиночестве, потому что утолил свою жажду знаний. Он открыл тайны мира и теперь, находится в постоянном забвении от истинного понимания всего вокруг. Он больше не нуждается ни в чём! Он утолил тот жар сердца, который был порождён первым ключом!
Liohora 13.12.2007 18:12
Он открыл тайны мира и теперь, находится в постоянном забвении от истинного понимания всего вокруг.
Он находится в забвении от того, что все понимает в истинном свете. Вот такЪ мне легче. )))). А то мне показалось. что он находится в забвении И поэтому забыл все, что он узнал.
У меня завтра еще городская по лит-ре будет. Мне сказали, что надо сделать акцент на анализ размера стиха, как его фонетика. ритм, лексика влияют на раскрытие образов. Сегодня придется посидеть, почитать лучшие анализы на стихи и прозу и попытаться воспринять и понять, каковы механизмы таких анализов.
Методическая разработка по теме:
Практикум по литературе в 8 классе (А.С. Пушкин)
Предварительный просмотр:
Практикум по анализу стихотворения в 8 классе.
А.С. Пушкин «Три ключа».
Предварительное домашнее задание: подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения А.Пушкина «Три ключа» и попытаться передать свое первое эмоциональное впечатление от прочитанног о.
Примечание: учащиеся знакомы с биографией поэта.
Начинаю урок с выразительного чтения и прошу высказать свои мысли по поводу данного стихотворения.
Первое восприятие ученика:
«А.С.Пушкин написал эти строки уже в зрелом возрасте. Он размышляет о жизни, о ее бесконечности, но в то же время и быстротечности ее. В этом коротком, но емком стихотворении отражается вся суть человеческого бытия: бег жизни, бег времени.
Поэт грустит о своей прошедшей юности: она оказалась такой же быстрой, как ручей. Воспоминания о бурной молодости — светлые и радостные. Стремительность юных дней Пушкин передает словами «кипит, бежит, сверкая и журча». Свой источник вдохновения автор сравнивает с мифологическим «Кастальским ключом», он подобен движениям волн, которые то возносят человека к вершинам творчества, то убегают, оставляя разочарования. Человеку всегда хочется заглянуть в бесконечность. «Холодный ключ забвенья» пугает и остается загадкой, но всегда есть надежда, которая «жар сердца утолит».
Предлагаю ученикам провести небольшую исследовательскую работу», понаблюдать за текстом стихотворения. В ходе урока ребята заполняют дневник наблюдений.
- Формальный подход к анализу.
Работа по группам.
Задание. выписать из стихотворения существительные, обозначающие явления природы, отвлеченные понятия внутреннего, душевного мира героя ( 1-я группа ); прилагательные ( 2-я группа ); глагольные формы ( 3-я группа )
Антитеза: «холодный ключ» - «жар сердца». Метафорический эпитет «жар сердца» передаёт полноту жизни героя, носящего свою долю в пространство бытия.
Стихотворение написано астрофической строкой, нет деления на строфы, передаёт единство мысли, что особо характерно для философского размышления.
Подводя итог своим наблюдениям, ученики скажут, что в этом стихотворении лирический герой (поэт) размышляет о судьбе, о том, как быстротечна жизнь, как неумолимо время, мечтает об идеалах житейского покоя.
Прошу еще раз выразительно прочитать стихотворение, учитывая все его особенности и все три уровня восприятия. Конечно же, стихотворение звучит по-другому, чем в начале урока. Ребята уже вдумались в каждую строку, понаблюдали за звуковой организацией, ритмом, строфикой, настроением героя, - всё это помогло в эмоциональном восприятии лирического произведения.
На дом задаю написать лирический анализ данного стихотворения, подумать над заглавием своей работы, которое отразило бы главную мысль размышления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок – путешествие по литературе в 8 классе. А.С.Пушкин на Донской земле.
Урок разработан с использованием регионального компонента. Знакомит учащихся с пребыванием великого поэта на донской земле и его впечатлениями, высказанными в стихотворениях.
Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».
5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина.
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Мотивы единства красоты природы и красоты человека».
Разработка урока по литературе в 6 классе по программе А.Г.Кутузова. В разработке дается анализ стихотворения А.Пушкина "Зимнее утро", рассматривается отражение красоты природы в литературе, живописи.
Разработка открытого урока по литературе в 7 классе "А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка" "
Разработа урока по литературе 7 класс. Внеклассное чтение А.С. Пушкин "Барышня-крестьянка".
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОНОГРАФИЧЕСКОЙ ТЕМЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 8 КЛАССЕ «А.С. ПУШКИН. «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
Тематическое планирование монографической темы по литературе в 8 классе«А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»Литература. 8 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч. Ч. 1. /А.
Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания.
Презентация к уроку литературы в 8 классе. А.С.Пушкин "Капитанская дочка". История создания. "Восстание Емельяна Пугачёва". Презентация представлена в сокращённом варианте.
Урок разработан по УМК В. Коровиной в соответствии с ФГОС второго поколения.
«Три ключа» А.Пушкин
«Три ключа» Александр Пушкин
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный,
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ — холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
Анализ стихотворения Пушкина «Три ключа»
Первые годы Николая I ознаменовались либеральными шагами. Один из важнейших – возвращение из длительной ссылки Пушкина. Посланник от императора прибыл к опальному поэту в Михайловское в начале осени 1826 года. Спустя некоторое время Александр Сергеевич получил разрешение вернуться к обычной жизни, которая вскоре ему наскучила. Пушкин испытал глубокое разочарование от настроений и мыслей, царящих в светском обществе Москвы и Санкт-Петербурга. Согласно мнению ряда литературоведов, негатив, испытываемый по отношению к представителям аристократии, и натолкнул поэта на написание стихотворения «Три ключа». Датируется оно июнем 1827 года.
Главный образ произведения – образ мирской степи, соединяющий в себе черты двух аллегорических пространств – моря жизненного и пустыни. Мирская степь выступает в роли воплощения бессмысленности бытия. В этом контексте ключи представляются чем-то спасительным, отрадным, дающим смысл. Интересно, что между собой они не похожи. Более того – Пушкину важна их разная природа. Ключ юности – бесценный дар от самой жизни. Он быстр, мятежен, характеризуется кипучей энергией. Кастальский ключ заимствован Александром Сергеевичем из античной мифологии. В Древней Греции его почитали как священный ключ Аполлона и муз, дарующий вдохновение музыкантам и стихотворцам. Последним в рассматриваемом тексте появляется ключ забвения. Со времен античности представления об утрате памяти, забвении находились в тесной связи с водным потоком. Достаточно лишь упомянуть Лету – реку забвения, протекающую в царстве Аида. У Александр Сергеевича ключ забвения – это успокоительный источник, способный врачевать душевные раны человека. Вот только чудесное исцеление поэт связывает со смертью. В финале стихотворения дается серьезный смысловой поворот. Изначально центральная антитеза произведения – противопоставление мирской степи, печальной и безбрежной, трем ключам. В последней строке акцент меняется. Мирскую степь поэт противопоставляет жару сердца.
В современном литературоведении некоторые произведения Пушкина принято связывать с озерной школой английских романтиков. Действительно, вода в творчестве Александра Сергеевича играет далеко не последнюю роль. Стихотворение «Три ключа» — очередное тому подтверждение. В нем на «языке влаги» описываются важнейшие в жизни человека явления – смерть, юность и вдохновение.
Философские мотивы лирики А. С. Пушкина.
С именем Александра Сергеевича Пушкина связано рождение новой поэзии. Уже современники обратили внимание на новизну, оригинальность пушкинской лирики.
Ведущими в творчестве поэта являются философские мотивы. Это размышления о смысле жизни, о жизни и смерти, о взаимоотношениях человека и природы, об устройстве мироздания и роли человека в нем. Пушкин пробовал решать проблемы судьбы и влияние ее не только на отдельную личность, но и на весь культурно-исторический процесс.
Основная проблема философской лирики Пушкина - это размышления поэта о смысле жизни. Пушкин выделяет три этапа в человеческой жизни: ранний период - юность, время быстротечное, время свершений, порывов. Период зрелости характеризуется тем, что человек приобретает жизненный опыт, становится способным к компромиссам, пытается избежать ошибок. И последний этап - это старость, когда человек отдается полностью во власть судьбы, спокойно доживает свой век.
Впервые эти взгляды выразились в стихотворении "Телега жизни". Уже само название стихотворения указывает нa то, что Пушкин первым из русских поэтов смог показать взаимосвязь быта и бытия.
Спустя четыре года, в 1823 году, Пушкин написал стихотворение "Три ключа". Это тоже размышления о жизни, но здесь видна эволюция взглядов поэта:
В степи мирской, печальной и безбрежной,
Таинственно пробились три ключа:
Ключ юности, ключ быстрый и мятежный
Кипит, бежит, сверкая и журча.
Кастальский ключ волною вдохновенья
В степи мирской изгнанников поит.
Последний ключ - холодный ключ забвенья,
Он слаще всех жар сердца утолит.
Расцвет философская лирика Пушкина получает в 1830-е годы, в болдинский период. Поэт создает большое количество лирических произведении философского плана, а самое главное - меняется его взгляд на жизнь, мир и человека.
Открывается болдинский период стихотворением "Бесы", в котором выражены размышления поэта о судьбе России и о месте поэта в жизни страны. Стихотворение имеет два плана повествования: реально-бытовой (описание метели) и философский. Автор использует многочисленные символы, которые помогают понять подтекст (ночь, кони, тучи, бесы).
Кульминацией стихотворения является фраза "колокольчик вдруг умолк, кони стали". Это означает, что Россия остановилась в своем развитии, зашла в тупик, но поэт уверен, то эта остановка временная: "кони снова понеслися. " Стихотворение заканчивается внутренним переживанием героя:
Мчатся бесы, рой за роем
В беспредельной вышине,
Визгом жалобным и воем
Надрывая сердце мне.
Это происходит потому, что поэт не знает, в каком направлении пойдет развитие России.
В стихотворении "Элегия" поэт отказывается от одиозного взгляда на мир. В первой части герой как бы приходит к мысли, что жизнь безрадостна, трудна, и в будущем поэт не видит для себя никаких перспектив. Вторая часть стихотворения опровергает этот вывод. Тем самым Пушкин показывает, что жизнь многомерна, в ней уживаются рядом как положительные, светлые, так и темные, мрачные стороны. Здесь Пушкин излагает свое эстетическое кредо: жить - это, следовательно, мыслить и страдать, развиваться.
Об этом Пушкин размышляет и в "Стихах, сочинённых ночью во время бессонницы". Поэт называет жизнь "мышьей беготней", но в конце стихотворения говорит:
Я понять тебя хочу,
Смысла я в тебе ищу.
В 1833 году Пушкин создает стихотворение "Осень", в котором размышляет о проблемах человека и природы, искусства и жизни, природы поэтического творчества.
Стихотворение начинается с изображения антиномий (противоречий): жизнь в природе угасает, замирает, а лирический герой испытывает прилив творческих сил. Здесь Пушкин проводит важную мысль о том, что человек и природа взаимосвязаны. Более того, природа благотворно влияет на человека. В финале поэт передает процесс рождения стихов, творческий процесс.
В 1835 году Пушкин создает стихотворение "Вновь я посетил". Здесь звучат размышления о законах человеческого бытия, о будущем поэта. Композиционно стихотворение распадается на две части: первая - реальное описание поместья, вторая - философские размышления.
Встреча поэта со старыми соснами и молодой порослью заставляет задуматься о законах бытия. Все старое неизбежно уступает место новому, молодому. Таков непреложный закон жизни, и поэт с грустью принимает его. В финале звучит мысль о бессмертии, лирический герой уверен, что имя его сохранится в памяти потомков.
0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.