Анализ стихотворения Пушкина Свободы сеятель пустынный
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Свободы сеятель пустынный. "
В 1823 году Пушкин переживает глубокий кризис. Состояние духовного упадка, пессимизма, овладевшего поэтом, нашло отражение в ряде стихотворений, в том числе в стихотворении «Свободы сеятель пустынный. ».
Пушкин использует сюжет евангельской притчи о сеятеле. Эту притчу произносит Христос в присутствии двенадцати учеников при стечении народа: «Вышел сеятель сеять семя свое: и когда сеял он, иное упало при дороге и было потоптано; и птицы небесныя поклевали его. А иное упало на каменье и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги. И иное упало между тернием, и выросло терние, и заглушило его. А иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный». Если в евангельской притче хотя бы часть «семян» принесла «плод», то вывод пушкинского лирического героя гораздо менее утешителен:
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды.
Композиция. Композиционно и по смыслу стихотворение распадается на две части. Первая посвящена сеятелю, ее тон — возвышенно-приподнятый, чему способствует использование евангельской образности («сеятель», «живительное семя»). Вторая — «мирным народам», здесь тон лирического героя резко меняется, теперь это гневное обличение, « мирные народы » сравниваются с покорным стадом:
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
С помощью знаменитой притчи Пушкин по-новому разрешает традиционную для романтизма тему поэта-пророка в столкновении с толпой. «Свободы сеятель пустынный» — поэт (причем не только сам Пушкин, но поэт как таковой), «живительное семя», которое сеет лирический герой, символизирует слово, поэзию вообще и политические стихотворения и радикальные высказывания, ознаменовавшие жизнь поэта в Петербурге и Кишиневе, в частности. В результате лирический герой приходит к мысли, что все его труды напрасны: никакие призывы к свободе не в состоянии пробудить «мирные народы».
Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter
Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…» - лучшее сочинение
В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокую депрессию. Поэтом овладевает состояние духовного упадка и пессимизма, которое отражается в его стихотворениях, в частности в произведении «Свободы сеятель пустынный…-». Поэт выражает свое разочарование и недоверие к политической пропаганде, не способной пробудить "мирные народы".
Для Пушкина главной целью в жизни была свобода. И поэт чувствовал себя человеком, сеющим свободу. Но он был начинателем пустынным и одиноким, и "вышел слишком рано", когда народ не был еще готов к переменам, а на призыв к свободе никто не откликнулся.
Страшное сомнение охватило поэта: а нужен ли вообще народу дар свободы, может быть, ему спокойнее в рабстве? Автор сравнивает народ со стадом, слепым и покорным, которое следует за пастухом, за своим правителем. Лирический герой теряет надежду пробудить их "честь кличем", главным образом, ему не предоставляется возможности сделать это сейчас. Люди обречены, потому что выбрали свою судьбу и они останутся "мирным народом", не готовым к нововведениям и преобразованиям. И пока они будут послушно подчиняться царю, пока не захотят перемен, семя свободы не прорастет. А значит, поэт только теряет "время, благие намерения и труды…-".
По смыслу стихотворение разделяется на две части. В первой говорится о сеятеле, ее тон — возвышенный, чему способствует употребление евангельской образности («живительное семя», «сеятель»). Вторая посвящена «мирным народам», здесь резко меняется тон лирического героя, он выражает гневное обличение, где «мирные народы» сравнивает с послушным стадом. В данном стихотворении Пушкин использовал сюжет о сеятеле из евангельской притчи.
С помощью знаменитой притчи автор по-новому решает традиционную тему пророка в столкновении с народом. «Свободы сеятель пустынный» — это поэт, а слово символизирует «живительное семя», которое и сеет лирический герой. Политические стихотворения и радикальные действия ознаменовали жизнь поэта. В итоге он понимает, что все понапрасну и никакой призыв к свободе не пробудит «мирные народы».
- Философский поиск истинной свободы в лирике Пушкина
Тема свободы, или вольности, – центральная тема произведений Пушкина.
Стихотворение "Поэт" было написано Пушкиным в 1827 году, уже тогда он.
В 1817 году Пушкин оканчивает Царскосельский лицей и поступает на службу.
Летом 1824 г. А. С. Пушкин по наущению своих врагов был отправлен петербургским.
За год до смерти, А. С. Пушкин написал одно из удивительнейших стихотворений.
Данное произведения раскрывает важную проблему человечества - рабство.
Свобода – одна из наивысших человеческих ценностей, и тем она дороже.
Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный…»
21 сентября 2013
В 1823 году А.С.Пушкин переживает глубокую депрессию. Поэтом овладевает состояние духовного упадка и пессимизма, которое отражается в его стихотворениях, в частности в произведении «Свободы сеятель пустынный…». Поэт выражает свое разочарование и недоверие к политической пропаганде, не способной пробудить «мирные народы».
Для Пушкина главной целью в жизни была свобода. И поэт чувствовал себя человеком, сеющим свободу. Но он был начинателем пустынным и одиноким, и «вышел слишком рано», когда народ не был еще готов к переменам, а на призыв к свободе никто не откликнулся.
Страшное сомнение охватило поэта: а нужен ли вообще народу дар свободы, может быть, ему спокойнее в рабстве? Автор сравнивает народ со стадом, слепым и покорным, которое следует за пастухом, за своим правителем. Лирический герой теряет надежду пробудить их «честь кличем», главным образом, ему не предоставляется возможности сделать это сейчас. Люди обречены, потому что выбрали свою судьбу и они останутся «мирным народом», не готовым к нововведениям и преобразованиям. И пока они будут послушно подчиняться царю, пока не захотят перемен, семя свободы не прорастет. А значит, поэт только теряет «время, благие намерения и труды…».
По смыслу стихотворение разделяется на две части. В первой говорится о сеятеле, ее тон — возвышенный, чему способствует употребление евангельской образности («живительное семя», «сеятель»). Вторая посвящена «мирным народам», здесь резко меняется тон лирического героя, он выражает гневное обличение, где «мирные народы» сравнивает с послушным стадом. В данном стихотворении Пушкин использовал сюжет о сеятеле из евангельской притчи.
С помощью знаменитой притчи автор по-новому решает традиционную тему пророка в столкновении с народом. «Свободы сеятель пустынный» — это поэт, а слово символизирует «живительное семя», которое и сеет лирический герой. Политические стихотворения и радикальные действия ознаменовали жизнь поэта. В итоге он понимает, что все понапрасну и никакой призыв к свободе не пробудит «мирные народы».
«Свободы сеятель пустынный» А.Пушкин
«Свободы сеятель пустынный» Александр Пушкин
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Анализ стихотворения Пушкина «Свободы сеятель пустынный»
Южная ссылка, в которой Александр Пушкин провел почти четыре года, произвела на поэта неизгладимое впечатление. Подобное решение правительства он воспринимал, как личное оскорбление, хотя и понимал, что за стихи-эпиграммы в адрес императора его ждало более серьезное наказание.
Тем не менее, этот период жизни связан у Пушкина далеко не с самыми лучшими воспоминаниям, хотя именно на юге России он смог переосмыслить значение слова «родина» и определился собственным призванием.
В 1823 году поэт, размышляя над своей судьбой, написал стихотворение «Свободы сеятель пустынный», за основу сюжета которого взял известную библейскую притчу. Суть ее сводится к тому, что землепашец, разбрасывая зерна пшеницы, не может рассчитывать на то, что каждое из них даст новый колосок. Однако зерна, попавшие в благодатную почву, непременно прорастут и окупят все сторицей. Сравнивая себя с сеятелем, поэт отмечает, что он с надеждой и верой «в порабощенные бразды бросал живительное семя». Автор подразумевает свои стихи, в которых хотел донести до соплеменников необходимость изменения общественного строя, благодаря чему каждый человек сможет получить подлинную свободу. Правда, Пушкин считает, что ему повезло гораздо меньше, чем библейскому землепашцу, который сумел получить прекрасный урожай. Сам же поэт убежден, что он лишь потерял «время, благие мысли и труды», пытаясь опередить ход событий.
Обращаясь к своему народу, автор называет его стадом, которому «дары свободы» совершенно не нужны. «Вас не разбудит чести клич», — резюмирует поэт. При этом он сожалеет о том, что люди, погруженные в собственные заботы, не хотят видеть очевидного и не желают понимать, что их бездействие весьма пагубно отразится и на будущих поколениях. Довольствуясь малым и отдавая гораздо больше за сомнительное право иметь собственный кров и пищу, современники поэта совершенно не задумываются о завтрашнем дне и не понимают, что ими манипулируют в угоду своим интересам власть имущие. И это вызывает в душе поэта огромное возмущение. Тем не менее, Пушкин понимает, что не в состоянии что-либо изменить, так как наследством его народа являются «ярмо с гремушками да бич». Именно поэтому автор считает свое творчество напрасным и никому не нужным. Однако поэт все же изменит свое мнение, когда поймет, что часть брошенным им в благодатную почву семян все же проросла, породив поколение декабристов, которым суждено было изменить ход российской истории.
«Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Свободы сеятель пустынный» было написано в 1823 году. Это тяжёлый период в жизни Пушкина. Усиливается реакция, Пушкин разочаровывается в вольнолюбивых мечтах. Поэт осознаёт тщетность порывов к свободе. Данное стихотворение выражает неуверенность в действенности слов поэта, влиянии призывов на людей, на целые народы.
Литературное направление, жанр
«Свободы сеятель пустынный» - позднеромантическое стихотворение Пушкина. Оно выражает разочарование в романтических идеалах. Это образец гражданской лирики. Себя поэт считает просветителем, сеющим в массы живительные идеи преобразований, изменений, даже революционных. «Клич чести» поэта не будит народы, которые Пушкин ассоциирует с овцами или другим скотом. Лирический герой опускает руки и предоставляет событиям течь своим чередом. Он смиряется с пассивностью народов, хоть и обвиняет их в том, что они не поддерживают призыв. Эти обвинение и горечь отражают романтическое мировосприятие Пушкина.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – разочарование в великой миссии поэта как глашатая правды и свободы. Основная мысль связана с тайной надеждой поэта. Во второй части лирический герой взывает к народам, как будто махнув рукой на бездействие толпы. Но стихотворение обращено не к ним, а к тем немногим личностям, которые осознают свою роль в истории и могут откликнуться на призыв. Так что основная мысль – разбудить личности в стадах мирных народов.
Эпиграф стихотворения взят из Евангелия от Матфея. Это первая строка притчи о сеятеле. В притче Иисус иносказательно объяснил ученикам, как воспринимают слушающие Слово Божье. Лишь немногие внимают ему, понимают его правильно и живут в соответствии с ним. Сеятель в евангельской притче – это сам Иисус. Пушкин сопоставляет своё дело поэта, свой призыв к свободе и борьбе с проповедью Иисуса. В отличие от Иисуса, поэт считает свою деятельность тщетной: «Но потерял я только время, Благие мысли и труды».
Стихотворение делится на две части. Первая повествует о деятельности сеятеля-поэта, чьё «живительное семя» - политические стихотворения и высказывания. Вторая часть сначала была частью чернового стихотворения «Моё беспечное незнанье», а затем распространялась в списках как отдельное стихотворение. Его не раз обнаруживала полиция или ІІІ Отделение.
Вторая часть – обращение к «мирным народам», которых Пушкин сравнивает с овцами (стадо Божье – это евангельский образ послушных верующих). Но в Евангелии речь идёт о пасущемся стаде, Пушкин же использует другие образы покорности: стадо режут или стригут, оно ходит в ярме (это уже не овцы, а волы), его бьют бичом.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием почти в каждой строке, что делает стройное и ритмичное стихотворение более живым, ритм в нём как будто «спотыкается». В стихотворении чередуются женская и мужская рифма. Рифмовка первой строфы имеет своеобразную структуру: первые четыре строчки связаны перекрёстной рифмовкой, причём четвёртая строчка одновременно связана кольцевой рифмовкой с последними тремя: АбАбВВб. Вторая строфа состоит из 6 строчек, связанных перекрёстной рифмовкой.
Тропы и образы
Первая строфа полна евангельских образов и старославянизмов, что делает слог возвышенным: порабощённые бразды, время, благой. Слово «пустынный» имеет значение одинокий. Уточнение «до звезды» тоже отсылает к Евангелию, где звезда символизирует Иисуса, а в аллегориях Пушкина – лучшие времена, когда народы перестанут быть порабощёнными. Живительное семя – аллегория вольнолюбивых высказываний Пушкина. В первой строфе очень важны эпитеты и метафорические эпитеты, выражающие качественные характеристики поэта-глашатая и порабощённых народов: сеятель пустынный, рука чистая и безвинная, порабощённые бразды, живительное семя, благие мысли и труды.
В отличие от первой строфы, во второй, обличительной, только один эпитет – мирные народы, зато он очень ёмкий: народы, желающие покоя, не готовые к борьбе. В этой строфе Пушкин пользуется несогласованными определениями: чести клич, дары свободы, ярмо с гремушками.
Основной приём Пушкина в стихотворении – аллегория. Поэт использует такие фигуры речи, как умолчание, риторический вопрос и призыв. Благодаря этому в стихотворении есть практически все знаки препинания.