Анализ стихотворения Пушкина Сравнительный и блока



Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Сравнительный и блока № 1

А. Блок всегда стремился к идеалу. Он искал свою Прекрасную даму. Поэтому многие его произведения посвящены теме любви и поиска. Особым в его творчестве считают стихотворение «О доблестях, о подвигах, о славе…».

Огромной трагедией в жизни поэта стало его стремление к совершенству. Он пытался свою возлюбленную, а позже жену, Любовь Дмитриевну Менделееву возвести в ранг идеала. Но как и всех утонченных натур его ждало разочарование. Стихотворение написано в цикле «Возмездие», но разительно отличается от всех других.

Лирический герой обращается к портрету своей давно любимой возлюбленной, которая оставила его. Но для него это не бумага, а живой и чувственный образ. Герой стремится к тому, чтобы возлюбленная поняла свою ошибку и вернулась к нему. Ведь после их расставания он не может прийти в себя, терзается, мучается, пытается понять свою ошибку. Он не хочет отпустить свою любовь и чувства.

Загрузка...

Размер стихотворения пятистопный ямб, несмотря на свою четкую структурированность позволяющий передать особый трагизм. Рифмовка перекрестная. Стихотворению свойственна кольцевая композиция. Присутствуют метафоры: «передо мной сияло на столе», «когда твоё лицо в простой оправе» олицетворения «вино и страсть терзали жизнь мою», «летели дни», сравнение: «И звал тебя, как молодость свою». Стихотворение насыщено противопоставлениями и рефренами:

«Когда твоё лицо в простой оправе
Передо мной сияло на столе…
Твоё лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола».

Лирический герой разочарован в жизни, как и сам Блок. В год написания от него уходит его жена и единственная возлюбленная. Поэтому ее портрет всегда сопровождает поэта. Через обращение к неодушевленному предмету лирический герой хочет докричаться до реальной возлюбленной, вернуть ее в свою жизнь. В конце произведения автор как будто смиряется с потерей, он убирает портрет. Но становится понятно, что заполнить пустоту в душе некем и нечем.

Очень часто это произведение сравнивают со стихотворением Пушкина «Я помню чудное мгновенье…». Но если у первого в конце чувствуется надежда и пробуждение, то у Блока финал трагичен и безрадостен.

Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Сравнительный анализ стихотворений А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье. » и А. А. Блока «О подвигах, о доблестях, о славе. »

Сочинение написано в качестве домашней работы, в классе велась подготовка и обсуждались возможные варианты развития мысли, построения работы.

При поверхностном взгляде на стихотворения может показаться, что Блок во многом повторяет схему развития лирического сюжета у Пушкина. Начать хотя бы с того, что совпадает количество строф (по шесть), структура строфы (четырехстишие) и способ рифмовки (перекрестная). Оба стихотворения написаны ямбом, четырехстопным у Пушкина и пятистопным у Блока.

Композиции стихотворений во многом похожи. Произведения поэтов можно разделить на три условные части. Первая и вторая части «совпадают»: первая — это

воспоминание о «чудном мгновенье» и лице «в простой оправе», заставляющее забывать «о подвигах, о доблестях, о славе»; вторая — вычеркнутые из жизни «без божества, без вдохновенья» годы и «дни» летящие и кружащие «проклятым роем», а вот третья часть несет разную смысловую нагрузку: если у Пушкина — это пробуждение души, воскресение «божества и вдохновенья», то у Блока итогом является вывод: «все миновалось, молодость прошла».

Более внимательный анализ позволяет еще лучше увидеть, насколько разные художественные задачи стояли перед поэтами в этих стихотворениях, детали композиции которых в какой-то степени действительно сходны. Прежде всего это касается трех важнейших содержательных элементов художественного целого — это лирический герой. героиня, воплощающая для него наиболее прекрасное проявление бытия, и мир, в котором лирический герой так или иначе самоопределяется.

Лирические герои Пушкина и Блока по-разному представляют себе окружающий мир и свое положение в нем. Это во многом связано с художественным методом. Пушкин к 1825 году в большинстве своих произведений — реалист. Жизнь человека во всем богатстве и многообразии ее проявлений составляет главный предмет непосредственного воплощения поэта. То, о чем говорит поэт, призвано в максимальной степени передать реальность. В данном случае реальность чувств и переживаний лирического героя, близкого автору. Автобиографический момент не мешает читателям воспринимать чувства поэта как свои. Пушкин проник в одну из сфер жизни, переживаний личности, которая ведома и важна для большинства, и сумел найти слова и образы для передачи того, что волнует многих. Его цель классически «проста» — сказать о любви, без которой жизнь пуста и бесцветна и с приходом которой все проявления жизни получают смысл и краски.

Блок, как и символистская литература в целом, находится на переломном этапе в 1908 году, когда написано анализируемое стихотворение. Художественно-философские установки символизма по-прежнему важны и влияют на творчество, но Блок начал ощущать, что нужен прорыв к иному содержанию. Существенно меняются темы, идеи и формы его произведений.

Стихотворение из цикла «Возмездие» (1908) запечатлело грань поэзии Блока 1900-х— начала 1910-х годов. События начала XX века, «неслыханные перемены и невиданные мятежи», приглушили активность общественной мысли, ощутимее стали, как это всегда бывает в подобных исторических условиях, ноты рефлексии, мотивы уныния, неверия в возможность достижения высоких целей обновления жизни.

Распадался символизм, оказавшийся неспособным решить поставленную перед собой задачу духовного возрождения России, в разные стороны расходились бывшие единомышленники. Блок начинает воспринимать окружающую жизнь как страшный мир, усиливается трагическое мирочувствование поэта, да и в личной жизни его ожидало много горечи: умер, прожив всего несколько дней, сын, разрушалась семья, уходили друзья, наступала полоса одиночества.

Самого себя прежде всего имел он в виду, когда в статье «Безвременье» почти в отчаянье заключал: «Что же делать? Что же делать? Нет больше домашнего очага, все заткано паутиной, и самое время остановилось. Радость остыла, потухли очаги. Времени больше нет. Двери открыты на вьюжную площадь». Таков трагический подтекст стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе. ». Весь этот сложный комплекс чувств и идей вмещает прямо или опосредованно текст стихотворения Блока.

Главная цель стихотворений разная. Пушкин проводит лирического героя через драматические переживания к возрождению, новому расцвету всех сил и чувств человека. У Блока героиня, воплощающая прекрасное, уходит безвозвратно, и главная задача лирического героя — научиться жить без нее.

Это несходство идей проявляется во многом. Показательно, например, что ключевое смысловое понятие первой строфы у Пушкина — «помню», а у Блока — «забывал». В дальнейшем лирический герой Пушкина страдал от отсутствия событий: «Тянулись тихо дни мои», а герой Блока — от их беспорядочно нагроможденного избытка: «Летели дни, крутясь проклятым роем. »

Может быть, это связано с самим характером, образом, воплощающим красоту. Героиня Пушкина с самого начала заявлена как сама жизнь, она — любовь, она слезы и вдохновенье. Пушкин не создает видимого портрета героини, ему важно выразить целостное впечатление, которое она производит на лирического героя. У Блока же мы видим отдельные, несвязанные черты: ее лицо «сияло на столе» — важно, что речь идет не прямо о любимой, а о фотографии, ее фигура представляется в воспоминании «синим плащом». Героиня Блока как бы нереальна. Складывается впечатление, что, прощаясь с ней, он не рассказывает об эпизоде своей жизни, а прощается с образом из его стихотворений предшествовавшего этапа творчества, с Прекрасной Дамой, бывшей символом любви и творчества.

Драма героя не только в том, что его любимая «отдала свою судьбу другому» (можно вспомнить о сложных взаимоотношениях А. Блока, Л. Менделеевой и А. Белого), но и в общей утомленности существованием; «уж не мечтать», «я крепко сплю» — вот каковы настроения лирического героя, «все миновалось» — итог целого этапа его жизни и творчества.

Самоощущение лирических героев Пушкина и Блока сильно отличается. Пушкина не случайно называют классически гармоничным и ясным. Гармония в мире для него возможна, пока в нем живы любовь и красота. Их временное отсутствие повергает душу в уныние, но не разрушает идеал. Состояние лирического героя в конце произведения равно тому, что он испытывал в начале. Блок пишет о человеке, мироощущение которого дисгармонично: либо — доблесть, подвиги, слава, либо — «ты милая, ты нежная». Поэт изображает драму перехода лирического героя на новый этап жизни, где старые идеалы любви и красоты, увы, не имеют прежнего смысла.

Составьте тезисы сочинения.

Напишите аннотацию к нему.

Кратко перескажите его основное содержание.

Укажите, какие средства использованы автором для доказательства своей точки зрения.

Приведите дополнительные примеры и аргументы для доказательства (опровержения) его позиции.

Объясните значение выделенных слов и словосочетаний, подберите к ним синонимы и антонимы.

Проанализируйте работу по плану: соответствие теме;

содержательность и лаконичность, глубина и полнота раскрытия темы;

доказательность высказываемых мыслей; аргументированность выдвинутых положений; логичность, последовательность изложения; самостоятельность мышления;

оригинальность, стилевое единство и выразительность повествования;

смысловая точность эпиграфов и цитат; достоверность в освещении литературных и исторических фактов;

правильность словоупотребления, грамматико-стилистическая правильность, соблюдение норм литературного языка.

Объясните расстановку знаков препинания.

Из опыта работы по сопоставительному анализу лирических произведений различных авторов: стихотворения А.С. Пушкина "К*" и стихотворения А.А. Блока "О доблестях, о подвигах, о славе…"

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Сравнительный и блока № 2

6. Традиции и новаторство

В подборе материала по данному плану затруднений не возникает, его достаточно в учебнике.

Учитель делает вывод, что можно проводить сопоставительный анализ произведений, которые имеют только близкое тематическое и идейное звучание. Такими произведениями являются стихотворения "К***" и "О доблестях, о подвигах, о славе:" (из цикла "Возмездие")

При сопоставительном анализе мы ставим два четких, конкретных вопроса:
  • как осмысливается и оценивается поэтами один и тот же факт?
  • как проявляется в отношении к нему личность художника?

Далее проводится беседа и наблюдение над текстами стихотворений.

Какова тема стихотворений?

Это тема любви к женщине, А.П. Керн и Л.Д. Менделеевой

Случайно ли обратились поэты к этой теме?

Нет. В стихотворении А.С. Пушкина описана именно та любовь, которая была до невозможности ему необходима, чтобы возникло чувство гармонии и жизни в душе, высокая одухотворенность. А.А. Блок тоже мучительно ощущал отсутствие гармонии в "страшном мире", его катастрофическую хаотичность. Он не чувствовал гармонии и в своей душе, без нее же было невозможно жить, ее могла принести тоже только любовь. Она была призвана "заклясть хаос" и в душе поэта, и в окружающем мире, открыть высокий смысл жизни.

Так что повод для написания стихотворений о любви одинаковый.

Что еще общее в этих стихотворениях?

В результате наблюдения над текстами составляется таблица цитат, указывающих на общность.

5. Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты

5.Ты милая, ты нежная, нашла

Итак, видим, что определенная общность стихотворений несомненна, но она не только в похожести цитат, она в единстве темы, главной мысли.

У Пушкина образ любимой - "мимолетное виденье: гений чистой красоты", с "милыми чертами", с "небесными чертами", "нежным голосом", она такая тихая и в первое мгновенье, и когда "бурь порыв мятежный/ Рассеял прежние мечты", и после дней "в глуши, во мраке заточенья". Речь идет о красоте особого рода - тонкой, чистой духовной красоте, не изменяющейся под натиском времени. С ней связана творческая, духовная жизнь поэта, высокий взлет его нравственных чувств. "Душе настало пробужденье: воскресли вновь и божество, и вдохновенье". В такой любви поэт видит великий духовный смысл. Явившись в мир, "где бурь порыв мятежных" кончается "мраком заточенья", она открывает возможность творить. Такое становится реальным, потому что душа самого поэта открыта любви, чувства самого поэта высокие, прекрасные, цельные и неизменные, вечные и постоянные.

У Блока рассказывается также о величайшей роли любви в его жизни: "О доблестях, о подвигах, о славе я забывал. когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло:" Слово "сияло" говорит и о земной красоте любимой, и о возвышенности чувства героя к ней. На звездную высоту поднимает возлюбленную ее "синий плащ". В символике Блока синий цвет - это цвет, связующий миры: реальный и божественный, и, следовательно, он придает любимой божественность, делает ее недостижимой

Но у Блока описана чисто земная, страшная развязка отношений. Героиня "в синий плащ печально завернулась: в сырую ночь:из дому ушла". Торжественно и горько звучат эти слова, происходит драма любви, вечное расставание, будто заканчивается жизнь. Без любимой "летели дни, крутясь проклятым роем:/ Вино и страсть терзали жизнь мою:". Герой вспоминает теперь о любви только "пред аналоем", т.е. в церкви, именно там, так как его любовь была священной, высокой, божественной, как у Пушкина, идеальной.

В отличие от Пушкина, финал стихотворения Блока трагичен. Это произведение "страшного мира". Лирический герой Блока, пережив расставание с любимой, ее "лицо в его простой оправе своей рукой убрал. со стола". Он "бросил в ночь заветное кольцо"

Эти строки можно понимать по-разному. "Убрал", т.е утратил высокий "звездный" идеал любви. "Своей рукой" - это признание, что он лично виноват в том, что высокая любовь в прошлом. Но как бы их не понимать, "возмездие" пришло, герою теперь только "снится плащ твой синий".

Однако при всех трагических изменениях в жизни героя, когда теперь "уж не мечтать о нежности, о славе", любовь все же снится. Сны - отзвук счастья минувшего в высокой любви.

При всех различиях своего духовного мира, отношения к любви, ее переживания оба поэта показали возвышенность и благородство любви, ее нетленность в любых мирах, любых временах.

Любовь - это божественное и общечеловеческое.

Сопоставительный анализ стихотворений



  1. Сопоставительный анализ стихотворений

А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и

М.Ю.Лермонтова «Крест на скале»……………………………стр.4

Введение
Меня зовут Яковлева Анжелика, мне 15 лет, и учусь я в 8 классе МОУ «Балдаевская СОШ». В свободное от учебы время люблю читать, рисовать, петь, слушать классическую музыку, писать стихи. Литературное творчество – мое хобби. Еще в позапрошлом году я участвовала в научно-исследовательской конференции, представляла сборник своих стихов «Тропинка в школу» и заняла достойное место. Я так же продолжаю писать стихи, но мои интересы расширились, и мне хочется сегодня изучать опыт великих поэтов. чтобы учиться у них.

У нас дома большая библиотека классической литературы. Стихи М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина всегда притягивают мое внимание. В их стихах много поэзии, они прекрасно передают настроение. Я заметила уже давно, что у Лермонтова есть стихотворения, которые перекликаются со стихотворениями Пушкина. В частности, мое внимание привлекли уже своими названиями такие два произведения: стихотворение А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке», написанное в 18 году, и стихотворение М.Ю. Лермонтова «Крест на скале», созданное в 18 году. Прочитав их, я задалась вопросом, случайное ли это совпадение, или Лермонтов написал свое по мотивам стихотворения Пушкина.

Вопрос за вопросом, и у меня созрела идея сравнить эти два стихотворения. Я решила провести небольшое исследование.

Целью моей исследовательской работы является сопоставительный анализ двух названных выше стихотворений. Какие задачи я ставлю перед собой? Хочу выяснить, какие сходства и различия есть в этих стихотворениях, что их объединяет, чем они отличаются, имеют ли свои особенности их манеры письма, стили двух поэтов, какой у них язык, кроме этого я хочу выработать у себя навыки анализа стихотворений.

Но чтобы сравнить, я должна научиться проводить полный анализ одного лирического произведения. На уроке мы, конечно, занимаемся разбором стихов, но глубокий анализ не проводим. Я знаю, что каждое стихотворение – это загадка. За каждым словом, за каждой строчкой скрыто намного больше смысла, чем кажется на первый взгляд. Стихотворение – это айсберг, у которого лишь небольшая часть лежит на поверхности воды, но самая значительная, а порой и самая интересная часть открывается только очень внимательному читателю
Чтобы провести анализ стихотворения, я решила воспользоваться схемой, или примерным планом, такого анализа. В книге Н.В. Беляевой «Уроки изучения лирики в школе», например, приведена такая схема:
Примерная схема анализа стихотворения
1.Место стихотворения в творчестве поэта. История создания стихотворения.

2.Жанровые особенности стихотворения.

3.Темы и основные мотивы.

4.Особенности композиции, или построения лирического произведения.

5. Образный ряд стихотворения. Его лирический герой.

6.Нстроение, преобладающее в стихотворении.

7.Лексический строй текста.

8. Особенности поэтического языка. Изобразительные средства (тропы и фигуры)

9. Приемы звукописи.

10. Особенности строфики и рифмовки.

11. Смысл названия произведения.
При анализе каждого стихотворения мне нужно придерживаться этого плана. Только ответив на все эти вопросы, я смогу сопоставить, сравнить эти два произведения.

При сравнении нескольких стихотворений автор этой же книги предлагает воспользоваться таким планом:

1) о чем эти стихотворения? Каким настроением они проникнуты?

2) Меняется ли настроение по ходу текста стихотворения? Докажите свое мнение.

3) Какие образы и картины показались вам наиболее выразительными? Почему?

4) Какими художественными средствами пользовались поэты при создании образов? Какова роль этих средств в тексте?
Итак, мне известен материал для анализа, дан примерный план анализа. Я выбираю наиболее удобную, на мой взгляд, форму анализа – построение таблицы, в которой последовательно, шаг за шагом буду разбирать стихотворения двух великих поэтов. Найду сходства и различия между ними в содержании (тематике, идее, системе образов, настроении), и в форме (на лексическом и фоническом уровне). К каким выводам я приду? Что интересного мне удастся открыть? Насколько полным будет мой анализ? Наконец, я надеюсь, что эта исследовательская работа научит меня быть более терпеливой и внимательной, пытливой и любознательной. И может быть, великие поэты поделятся со мной секретами своего мастерства?

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале»

Высоко над семьею гор,

Казбек, твой царственный шатер

Сияет вечными лучами.

Твой монастырь за облаками,

Как в небе реющий ковчег,

Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!

Туда б, сказав прости ущелью,

Подняться к вольной вышине!

Туда б, в заоблачную келью,

В теснине Кавказа я знаю скалу.

Туда долететь лишь степному орлу.

Но крест деревянный чернеет на ней,

Гниет он и гнется от бурь и дождей.

И много уж лет протекло без следов,

С тех пор как он виден с далеких холмов.

И каждая к верху подъята рука,

Как будто он хочет схватить облака.

О, если б взойти удалось мне туда

Как я бы молился и плакал тогда;

И после бы сбросил я цепь бытия,


Оба стихотворения объединены темами: изображение вершин Кавказа и желание лирического героя подняться к вольной вышине.


Над семьею гор, Казбек; Туда б… подняться к вольной вышине


В теснине Кавказа, скалу; о, если б взойти удалось мне туда…


В начале стихотворения оба поэта обращают свой взор на одну из самых высоких


Высоко, за облаками, над горами, далекий брег, к вышине, в соседство бога


Туда долететь лишь степному орлу; он хочет схватить облака


В основе обоих стихотворений - религиозные символы, наводящие на размышление о жизни и судьбе


Особенностью композиций стихотворений является то, что они состоят из двух частей: описания горы, вершины (у Пушкина – восхваление горы) и выражения мечты, желания лирического героя.


Играют ли поэты звуками? Несомненно. Легко заметить, что ударными в стихотворениях являются звуки О, А, Э, которые передают ощущение пространства, открытости, безграничности и повторяют звуки наиболее важных слов «монастырь на Казбеке» и «крест на скале» и постоянно напоминают о них


Высоко-семьею-гор-твой-шатер-твой-далекий-вольной-заоблачную-бога
Царственный–сияет-лучами-облаками-как-горами-туда-сказав-подняться-туда
Казбек-вечными-небе-реющий-ковчег-вожделенный-брег-ущелью-вышине-келью-соседство-мне

Степному-гниет-гнется-много-протекло-следов-пор-далеких-холмов-хочет-о- удалось –после -сбросил
Долететь-крест-чернеет-дождей-лет--мне-цепь.
Невозможно не заметить и аллитерацию – повторение согласных названия кр-ст-н-ск-л (крест на скале): в тесн ин е К авк аз а я зн аю ск ал у. Т уда дол ет ет ь л ишь ст епн ому орл у…


А.С.Пушкин строит свое стихотворение в виде молитвы. Как известно, молитва состоит из двух частей: восхваление того, к кому ты обращаешься, описание его достоинств, только затем выражение просьбы, своего желания. Подтверждает это и прямое обращение: «Казбек, твой царственный шатер…» . То, что это именно восхваление, восхищение, показывают такие слова: «царственный», «сияет вечными…», «как в небе реющий ковчег, парит…». Как видим, много положительно окрашенных слов, торжественной лексики. Использовано слово «вожделенный» со значением «давно и сильно желанный, страстно ожидаемый».


Совсем иначе начал М.Ю.Лермонтов. он дает описание высокой скалы, его изменение во времени: здесь мало чувств, больше спокойного повествования, констатации фактов: «я знаю скалу», «крест деревянный чернеет», «гниет он и гнется», «много уж лет протекло» . Здесь мы видим изобилие отрицательно окрашенной лексики: чернеет, гниет, гнется, от бурь и дождей, без следов… Свое горячее желание, мечту лирический герой передает через междометие «о, если б взойти…»


Образ монастыря в стихотворении многогранен. Поэт называет так Казбек, потому что, наверное, там, в вышине, царит покой, одиночество, близость к Богу. « В заоблачную келью»,- пишет поэт, имея в виду комнату для молитв, где человек наедине с Богом, в разговоре, в беседе с ним. И лирический герой мечтает «подняться к вольной вышине » именно за тем, чтобы быть в соседстве с Богом, вдалеке от мирской суеты, в молитвах, в размышлениях о вечном. Лирический герой Пушкина жаждет именно такого светлого покоя, душевного счастья.

Интересны многозначные слова «шатер» и «ковчег» . Шатер – это вершина, но во втором значении это и высокая пирамидальная крыша колоколен, церквей.

Ковчег – во втором значении - ларец или сосуд для хранения ценностей или предметов церковного обихода, относящихся к обряду причащения, то есть чего-то очень важного и ценного. Как видим, оба слова ассоциируются с церковью, с молитвою, с богом.


М.Ю.Лермонтов использует образ креста. Может быть, он имеет в виду Крестовую гору (вспомним эпизод из «Героя нашего времени»)? «Но крест деревянный чернеет на ней, гниет он и гнется от бурь и дождей. И много уж лет протекло без следов, с тех пор как он виден с далеких холмов. И каждаякверху подъята рука, как будто он хочет схватить облака». И ничего о молитвах, о боге. Герой мечтает взойти туда, чтобы сбросить «цепь бытия» и быть там, где рождается буря. Ассоциацию с богом дает слово «молился» и только. Само слово « бог» не появляется в стихотворении. И здесь уместно вспомнить «Молитву».

Не обвиняй меня, всесильный,

И не карай меня, молю…

За то, что редко в душу входит

Живых речей твоих струя;

За то, что в заблужденье бродит

Мой ум далеко от тебя…

Герой Лермонтова не открыл для себя бога, он не ищет покоя, а хочет породниться с бурей. И даже поднятая кверху рука у Лермонтова не символ обращения к богу, а символ некой агрессии – «схватить облака».


Где покой и счастье, там мало действий. И в самом деле, я насчитала в стихотворении Пушкина только 4 глагола и одно деепричастие, выражающие действия. Зато здесь много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.

Дважды повторенное местоимение «твое» против одного «мне» явно показывает направленность не в свою сторону, не на собственное «Я», а на другого, на собеседника.


В стихотворении М.Ю.Лермонтова использовано 14 глаголов, два кратких причастия и прилагательного, 3 прилагательного. Такое изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.

И в то же время в таком маленьком стихотворении поэтом использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.


Стихотворение А.С.Пушкина более эмоционально насыщенное, вторая часть имеет интересный интонационный рисунок: три восклицания, правильно чередуемые, и кроме этого, анафора «туда б / туда б» с последующим обособленным членом создает внутристрочную паузу, помогая особо выделить это слово, это желание, эту мечту. Поэт и в первой части использует внутристрочную паузу дважды, вставляя обращение и обособленное определение, это придает медлительность и некую торжественность речи. Тому же способствуют и слова «реющий», «парит», «вечными», старославянизмы «вожделенный брег».


Напротив, здесь только одно восклицание, в самом конце стихотворения, как выражение наивысшего восторга. Интонационная картина стихотворения не отличается особенностью, она достаточно однообразна:
В теснине Кавказа / я знаю скалу//

Туда долететь / лишь степному орлу//

Но крест деревянный / чернеет на ней//

Гниет он и гнется / от бурь и дождей//

Лишь единожды междометие «о» нарушает привычный рисунок: О// если б взойти / удалось мне туда//


Стихотворение А.С.Пушкина богато образными средствами. Здесь и эпитеты (вечными лучами, вольной вышине ), олицетворения (монастырь парит), сравнение (как в небе реющий ковчег ), метафоры (над семьею гор, далекий брег ), повтор слов, антитеза, инверсия (высокосияет, как в небе реющий ковчег), анафора, восклицания, риторическое обращение, умолчание и др.


Такого изобилия тропов не видим мы в стихотворении М.Ю.Лермонтова. Поэт использует олицетворение ( крест гнется), развернутое сравнение (как будто он хочет схватить облака), инверсию (крест деревянный, подъята рука, сбросил я) . анафору (и после бы – и с бурею ), повтор слов


«Монастырь на Казбеке» написано любимым размером А.Пушкина - четырехстопным ямбом. Почти в каждой строчке поэт пользуется пиррихием, что придает строчке легкость, воздушность (вспомним «парит», «реющий», «облаками»).

Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка «парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму «лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму «ковчег-брег ». Это не случайность и не ошибка, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – «парит ».

Поэт чередует мужскую закрытую рифму с женской открытой.


Напротив, М.Лермонтов написал свое стихотворение амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и медлительным. Мужская перекрестная рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.


Мои выводы
Подведу итоги моей исследовательской работы. Сопоставительный анализ стихотворений показывает, что у них много общего: они объединены темами, идеями, имеют одинаковую композицию, в них использованы несколько одинаковых изобразительно-выразительных приемов. Общность темы можно легко объяснить тем, что оба поэта за свое свободолюбие были наказаны ссылками на юг страны, на Кавказ. Их не могли не пленить эти горы своей красотой, своими людьми, обычаями. Именно поэтому они посвятили стихотворения Кавказу.

В то же время у стихотворений А.Пушкина и М.Лермонтова очень много отличий. В них выражено различное настроение: если в стихотворении Пушкина оно светлое, жизнеутверждающее, и это передано через яркие эпитеты, торжественную лексику, положительно окрашенные слова, то у Лермонтова мы видим негативное отношение героя к земному существованию, торжество тьмы над светом, бессмысленность и пустоту человеческой жизни. Все средства поэтической речи, использованные поэтами, помогают им выразить именно эти настроения.

Язык стихотворения А.С.Пушкина гораздо богаче. И разнообразием интонаций, и обилием изобразительных средств, и особенностями рифмы, ритма. Все эти средства помогают ему выразить главную мысль, идею стихотворения: восторженный взгляд на красоту гор и светлое желание подняться к вольной вышине ,к покою

Напротив, гораздо более сдержанное стихотворение Лермонтова, его повествовательный характер соответствуют настроению лирического героя, его нежеланию смириться с цепью земного бытия и стремлению к активным действиям.

Даже по этим двум стихотворениям можно сделать вывод о характерах двух поэтов. Я вижу, что стихотворение Пушкина направлено не в свою сторону, не в свое «Я», а к другому, что подтверждает открытость его характера, его общительность. Пушкин любил общество, друзей, веселье. Это мы знаем из его биографии. А Лермонтов более сдержан, он одинок, он грустен, углублен в свое «Я». Об этом говорят многие его стихотворения и описание его жизни.

Великие русские поэты вдохновили меня на создание своего стихотворения, посвященного им.

П О С В Я Щ Е Н И Е

Два великих поэта,

Два великих творца!

Вы погибли так рано

И разбили сердца.
Но оставили в память

Вы стихи о себе

И бессмертные строки

О любви, о судьбе.
Нет вам равных на свете!

…Солнца луч золотой

Заиграет на небе,

Список использованной литературы

1. Пушкин А.С. Стихотворения. Поэмы. Сказки. – М. 1999
2. Лермонтов М.Ю.Стихотворения. Поэмы. Герой нашего времени. – М. 1999.
3. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. М.,2004
4.Францова Н.В. Доронина Т.В. и др. литература. Анализ эпизода. Анализ стихотворения. - М. 2005

Слушать стихотворение Пушкина Сравнительный и блока

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Сравнительный и блока

Анализ стихотворения Пушкина Сравнительный и блока