Анализ стихотворения Пушкина Рифма




Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман; *
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье. *
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья. *
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы! *
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Пример

Love, hopes, silent glory

Not for long indulged with deceit,

Young entertainments have disappeared,

As a dream, as morning fog;

But in us burns still desire,

Under oppression of deathly authority

With a restless soul

We hear the appeal of the fatherland.

We wait with yearning expectation

For the moment of sacred liberty,

As the young lover waits

For the moment of true meeting.

While freely we burn,

While hearts live for honor,

My friend, to fatherland we shall devote

The soul’s finest impulses!

Comrade, trust: it will rise,

Star of captivating happiness,

Russia will awake from sleep,

And on the remnants of autocracy

They will write our names!

Переводчик – А. Колкман

Пушкин написал стихотворение “К Чаадаеву” в 1818-ом году. Произведение не было опубликовано и ходило в списках в течение многих лет. Популярность этого стихотворения росла среди восстания декабристов, и в 1827-ом году четыре строки его появились в альманахе «Сириус». Стих был напечатан полностью, без ведома Пушкина, в 1829-ом году в альманахе «Северная звезда» (ru.wikisource.org). Это произведение особенно интересно для пушкинистов и историков, потому что оно проливает свет на обоих, Пушкина и Чаадаева. То есть, по оценке многих, стихотворение полностью раскрывает мнения и идеологическое развитие величайшего поэта и главного интеллектуала 19-ого века. Кроме этого, это стихотворение является важным документом революционного движения в России, потому что и Пушкин и Чаадаев были важными фигурами для революционеров того времени: декабристов.

«K Чаадаеву» - одно из многих стихотворений Пушкина, адресованных близким друзьям, и одно из пяти стихотворений (по крайней мере), в котором имя Чаадаева появляется в названии. Стихотворение было написано вскоре после того, как Пушкин закончил Лицей, когда ему было 19 лет. Этот стих естественно содержит юный романтизм без малейшей иронии, который не присутствует в его произведенияхзрелости. Однако, тематически это стихотворение очень характерно для Пушкина вообще. Тема дружбы, хотя и не заявлена прямо, видна в тоне стихотворения; Пушкин изображает связь с Чаадаевым как существующую на уровне общего прошлого, жизненной борьбы, и общей сходности судеб с автором, таким образом подчеркивая сильную связь между этими двумя людьми. Идея бессмертия ещё одна из центральных тем. В конце стихотворения Пушкин утверждает, что они оба поднимутся выше колосса автократии и останутся в памяти наследников как чемпионы свободы. Это изображение поразительно похоже на такие стихотворения как “Exegi Monumentum”, в котором Пушкин также изображает свой вклад в культуру бессмертным и рисует себя как человека более значительного чем царь. Наконец, стремление к свободе – также значительный тематический элемент. Это стремление изображено как сила, которая объединяет автора и Чаадаева, объясняет цель их жизней, и прививает им ощущение духа родины.

Стихотворная форма произведения является также весьма типичной для произведений Пушкина. Стихотворение написано в четырёхстопном ямбе, а имеется столько же женских рифм, сколько мужских рифм. В стихотворение нет сильных внутренних отходов от размера, но в стихе есть несколько дополнительных слогов в концах многих из строк. Возможно самый интересный формальный аспект поэмы - рифмовка. Есть 5 различных ритмичных конструкции, но они не отделены по строфам. Основной формацией рифмовок является так: перекрёстная, кольцевая, перекрёстная, кольцевая рифмовка, и потомпятистишие с рифмовкой АBABА. (Эта формация описана на второй странице). Интересно, что симметрия ритмичных схем прервана пятой секцией, которая не только отличается по рифмовке но также и по количеству строк. Из-за того, что последняя строфа отличается от первых четырёх строф, симметрия разрушается. И из-за того, что она длиннее других, последняя строфа привлекает внимание. Таким образом, стихотворение «К Чаадеву» похоже на «Онегинскую строфу»; обе структуры устанавливают симметрию и затем разрушают её, и обе структуры «утяжеляются» к концу.

Стилистические нюансыстиха также весьма интересны. Как замечает один критик, «Стилистическое новаторство Пушкина состоит в сочетании интонации любовной и гражданской лирики: языком любви ведётся речь о гражданской лирике» (.ua). Верно, что Пушкин использует изображение молодого любовника, чтобы описать свою тоску по свободе, но нельзя сказать, что мы знаем, что эта тоска является “гражданской”. Это желание свободы и любовь к отчизне является более абстрактным, романтическим идеалом (он - молодой поэт в конце концов). То есть, можно сказать, что Пушкин синтезирует лексику и образы романтизма (молодой разочарованный любовник) и просвещение (идеалы правды и свободы). И романтизм и принципы просвещения играли большую культурную роль для многих прогрессивных людей того времени, таким образом этот синтез не настолько оригинален или неожидан. Необычным для времени написания этого стихотворения является то, что Пушкин использует этот синтез, чтобы поддержать радикальные, революционные чувства. Прогрессивный, романтический, и даже (потенциально) революционный характер стиха очевиден в заключительных пяти строках. Здесь Пушкин объявляет, что самовластье падет, и

[Н]а обломках самовластья

Но это не ясно, какой образ падения Пушкин предвидет. Как пишет один критик, «Каким образом это произойдет: путем ли постепенного преобразования государственного механизма, в результате революционного взрыва или волею самого монарха — об этом в стихотворении не говорится» (Скаковский). Итак, наивная интерпретация этого стихотворения предполагает Пушкинское утверждение, что монархия неизбежно падёт, но не путем революции, а путем социального развития и постепенного распада монархии. Наоборот, исторические и биографические свидетельства настоятельно указывают, что этот стих составляет просьбу к Чаадаеву о дальнейшей радикализации его идеологии, убеждая его в удачном ходе декабристского переворота (Пугачаев).

Кроме исторической очевидности, структура стиха также поддерживает эту интерпретацию революционного намерения Пушкина. Разделение на 5 ритмических схем следует из естественного внутреннего разделения произведения на разные темы. Если мы попытаемся разделить стихотворение по ритмичным схемам, мы можем свести его к следующим темам:

1) Разочарование в идеалах юности (любовь, надежда, тихая слава)

2) Но желания тех идеалов все еще живы

3) Характеристика желаний: тоска по свободе

4) Преданность идее свободы в России (и таким образом революции)

5) Неизбежность успеха и славы

Это разделение -весьма естественное, потому что каждая часть обладает связностью темы и сообщения. Это пятичастное разделение, как уже упоминалось, усиливает конец, так же как в Онегинской строфе последние две строки усилены. Это пятичастное разделение на пять. Части, таким образом, подчеркивает главную идею: неизбежный успех и упоение революции. Другими словами, деление поэмы на 5 частей подчеркивает наиболее драматическую и радикальную часть. Это особенно существенно если это стихотворение интерпретируется как убедительная попытка вдохновить революционные идеалы.

Интерпретация смысла этого стихотворения Пушкина зависит от нескольких вопросов; стилистическая коннотация, авторсво, и год написания этого стихотворения горячо обсуждались современниками и потомками Пушкина,и большинство таких споров сводится к одному вопросу: значение произведения. Например, М.Гофман, интерпретирующий стих «K Чаадаеву» как яростно радикальное стихотворение, утверждает, что Пушкин, возможно, не писал это произведение, потому что он никогда не придерживался таких чрезвычайных мнений (Пугачёв). Другие заявляют, что в стихе Пушкин просто хвалит Чаадаева за то, что он придерживается тех же самых мнений как и автор, и поэтому стих не является призывом Чаадаеву.Другие же утверждают, что произведение было написано не в 1818-ом, а в 1820-ом году, заявляя, что Пушкин не придерживался таких революционных мнений до 1820-го года (Пугачёв).

Дополнительныеусложнения дел - факты, что стихотворение было издано без согласия автора, нет никакой подписанной оригинальной рукописи, и произведение было напечатано со многими изменениями (есть 70 возможных форм поэмы) (). Во всяком случае, рассматривая социальное, политическое, и историческое значение этого стиха, не удивительно, что она стала объектом большой полемики. В спорном мире русской политики и исторической интерпретации, многие пытают интерпретировать Пушкина в соответствии со своими предвзятыми идеями, таким способом ассимилируя Пушкина социальные или идеологические повестки дня. Поэтому, многие из заключений пушкинистов сомнительны, потому что все хотят интерпретировать стихотворение, чтобы стих согласен со своими предубеждениями. Кроме этого, пушкинисты часто предполагает слишком много, стараясь ответить на два главных вопроса о стихотворении: дата возникновения и намеченный тон.

Кажется, что есть двастороны. Одна сторона предполагает, что тон стихотворения - отчетливо революционный (Пугачёв, например), и естьестьвенно они решают, что это невозможно, что стих был написан прежде 1820-ого года. Другая сторона (большинство современных пушкинистов) предполагает, что прозведение было написано в 1818-ом году, семь лет прежде восстания декабристов, и поэтому они естьестьвенно решают, что тон Пушкина не революционный. Однако, потому что нет никакой решающей очевидности, которая удостоверяет когда этот стих был написан, или какой тон стиха, у нас есть бесконечная полемика. В конце коцов, мы должны признать, что много аргументов пушкинистов не точно убедительны.Из за того, что многие имеют политический, исторический, и литературный интерес для этого произведения, споры об этих вопросах конечно продолжаются. Однако, мы должны признать, когда наше очевидность - слаба, и когда интуиция, а не разум - основание наших заключений.

Unknown author(s). ()/wiki/%D0%9A_%D0%A7e%D0%B4%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D1%83_%28%D0%9F%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD%29

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Пророк»

К философским стихотворениям известного поэта Пушкина Александра Сергеевича относится и его произведение «Пророк». Написано оно в 1826 году и именно в нем отразился художественный мир поэта, его особенности и взгляд. В стихотворение темой выступает пророческое служение поэта людям. Размышление над тем, каким должен быть человек, верящий в Бога.

В сюжет автор вложил перерождение поэта. Он обретает веру через зрение, слух, восприятие, сердце, начинает видеть то, что раньше было недоступно. Автор это перерождение сравнивает со смертью. В его понимании поэт – это пророк, одаренный божественным словом и его поэзия – это и есть его жизнь, предназначенная каждому, а не избранному. Также Пушкин хотел показать, что человек, который готов нести Бога в душе, должен отречься от своих прежних принципов, лукавства, пройти через страдания. И только когда прежний умирает, то переродившийся принимает голос Божий. Это и есть основной мыслью «Пророка».

Композиция стихотворения очень напоминает библейскую. Вначале идет притчевый сюжет, который заканчивается голосом Божьим. Также заметна кольцевая композиция стихотворения. Оно симметрично относительно начала и конца. Первые и последние четыре строчки образуют самостоятельные с логическим завершением части. Средняя часть – это чередование нескольких способов рифмовки. Происходит чередование четырехстопного ямба и пиррихии.

Образ героя предоставляется нам тревожным на протяжении всего произведения. Вначале он неудовлетворен своим творчеством, а в конце его тревожит чувство положенной на него ответственности. Он обретает ново зрение, отказавшись от своих прежних принципов, обретает Бога в себе.

В стихотворении «Пророк» очень точно и лаконично изложена основная концепция Александра Сергеевича как поэта и человека – это истинное предназначение для поэта «глаголом жечь сердца людей».

Анализ стихотворения Пушкина А.С. «Я вас любил…»

«Я вас любил…» А.С.Пушкина (1829 г.) – образец любовной лирики автора. Это стихотворение — целый мир, где царствует любовь. Она безгранична и чиста.

Все строки в поэтической работе напоены нежностью, светлой грустью и благоговением. Неразделенная любовь поэта лишена какого-либо эгоизма. (Текст «Я вас любил…» А.С.Пушкина смотрите в конце текста). Он по-настоящему любит женщину, о которой идёт речь в произведении, проявляет заботу о ней, не хочет волновать её своими признаниями. И лишь желает, чтобы её будущий избранник любил её также нежно и сильно, как он сам.

Проводя анализ «Я вас любил…», можно сказать, что это лирическое стихотворение созвучно с другой поэтической работой Пушкина — «На холмах Грузии». Тот же объем, та же чёткость рифм, часть из которых просто повторяется (в обеих работах, например, рифмуется: «может» — «тревожит»); одинаковый структурный принцип, простота выражения, соблюдение насыщенности словесными повторами. Там: «тобою, тобой, одной тобой», здесь трижды: «Я вас любил…». Все это придаёт обеим поэтическим работам необыкновенный лиризм, искрящуюся музыкальность.

Кто та, к кому обращены строки в «Я вас любил», не совсем ясно. Вполне возможно, что это А.А.Оленина. Но, скорее всего, для нас это останется тайной.

Развития лирической темы в поэтическом произведении не происходит. Поэт говорит о своей любви в прошедшем времени. Все мысли поэта не о себе, а о ней. Не дай бог, он потревожит её своей настойчивостью, причинит какое-либо беспокойство, любя её. «Я не хочу печалить вас ничем…»

Стихотворение «Я вас любил…» исполнено в сложном, четком ритме. У него тонкая «синтаксическая, интонационная и звуковая структура». Размер этого лирического произведения – пятистопный ямб. За исключением двух случаев, ударения в каждой строке падают на второй, четвертый, шестой и десятый слоги. Четкость и упорядоченность ритм еще более усиливается от того, что в каждой строке после четвертого слога, есть отчетливая пауза. Уникальной кажется способность Пушкина при предельной стройности и организованности ритма, создать текст абсолютно естественный.

Слова «безмолвно – безнадежно», «робостью – ревностью» — это рифмы, но настолько органично вписавшиеся, что это совершенно не заметно.

Симметрична и упорядочена система рифм. «Все нечетные рифмы инструментированы на звук «ж»: «быть может, тревожит, безнадежно, нежно», а все чётные – на «м»: «совсем, ничем, томим, другим ». Умно и чётко построено.

Стихотворение «Я вас любил…» — поэтическая работа, входящая в «программу любовного наследия» поэта. Она необычна тем, что все эмоции лирического героя передаются напрямую – путём непосредственного называния. Заканчивается произведение примирительно: внутреннее напряжение лирического героя спало в то время, когда он расставил для себя все точки над «i».

Стихотворение «Я вас любил…» Пушкина А.С. передаёт тончайшие оттенки нежной, всепоглощающей любви. Волнующая эмоциональность содержания, музыкальность языка, композиционная завершенность – всё это великий стих великого поэта.

Автор текста: Ирис Ревю

Я вас любил: любовь еще, быть может

Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Навигация по записям

Нужен срочно анализ стихотворения Пушкина "К морю"(1824г)

Gani Zholdasbek Знаток (288) 1 год назад

1. Проводя анализ стихотворения «К морю» А. С. Пушкина, можно заметить, что основная тема поэтического произведения «К морю» — тема взаимодействия личности и общества, свободны и угнетения человека, проблемы взаимоотношений индивида и власти.

Развитие лирической темы не идёт по нарастающей, оно вообще не подчинено четкой логической схеме. Герои, темы, образы «появляются на сцене» один за другим, ассоциируясь с образом моря, всегда своенравного и «прихотливого».

Образ моря – это символ ничем не ограниченной свободы, которая дана природой, а не человеком. Созерцание морского величия наводит Пушкина на мысль о двух серьёзных личностях. В них есть что-то общее. Это Байрон и Наполеон. Своим непокорным, грандиозным духом, они в чём-то схожи и с морской стихией.
2.
Присутствие Байрона и Наполеона в этом произведении – не лирическое отступление, а сознательный шаг, усиливающий первоначальный замысел работы. Два человека, испытавшие серьёзные взлёты в своей жизни, не изменили ход мировой истории. И что впереди? Уход великих людей, собственные переживания поэта, чувство зависимости от власть имущих, невозможность распоряжаться своей судьбой – все это заботило Пушкина. «Мир опустел… Теперь куда же…»

3. Стихотворение написано любимым пушкинским размером - четырехстопным ямбом

4. Рифма - перекрестная
5.Пушкин – безусловный мастер изящной словесности и фонетического мастерства. Начиная с первых строк, перед нами не только открывается картина, где «волны голубые», весь блеск «гордой красы» морской стихии. Порой кажется, что ты сам слышишь говор этих волн. Такой эффект возникает оттого, что сочетаются определенным образом звуки: «ш» — шум, услышал, «щ» — прощай, блещешь, «ч» — прощальный час, они перекликаются с «у» и «о».

«Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой».

Чередование торжественных «р» и шипящих «ш» также напоминает шум моря, перекличку волн. Эта звуковая тональность не исчезает на протяжении всего стихотворения. В строках о Байроне, мы видим, как вовремя вступают звонкие и шипящие согласные «з», «ч» и гласные «у», «а», «о».

«Твой образ был на нём означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем не укротим».

В этой работе Пушкина ощутимо звучат прощальные нотки. Прощание с романтическим идеалом, с «байронизмом», с мятежником Наполеоном. Все это вчерашний день. Наступает новый этап в жизни поэта.

Завершает своё творение Пушкин на оптимистической ноте. Он обещает сохранить «торжественную красу» моря, перенести её в «пустыни молчаливы (речь идёт о ссылке в Михайловском). На что это похоже? На клятву верности свободной стихии, идеалам юности и свободы.

Стихотворение «К морю» характеризует Пушкина как певца свободы человека. Эта элегия многогранна и многопланова, она показывает особенности эпохи и раскрывает думы и чаяния поэта.

«К морю» завершает южный, романтический, период в творчестве А. С. Пушкина. Уходят в прошлое «властители дум». К образу Наполеона в дальнейшем Пушкин не возвращается. Да и с Байроном со временем выявляется немало расхождений.

Пример анализа стихотворения, как правильно сделать анализ стихотворения

Любовь к поэзии невозможна без её понимания. Школьный курс литературы призван сформировать навыки умения разбираться в поэтическом творчестве: постигать смысл произведения, слышать его музыкальный ритм, проникать во внутренний мир лирического героя. Этому способствует комплексный анализ стихотворения, пример которого приводится в статье.

Выбор произведения

Вниманию читателя предлагается «Зимнее утро» А. С. Пушкина. Выбор определён целым рядом причин:

  • Гениальность поэта позволяет оживить картину зимнего пейзажа, что сопоставимо с полотном художника или музыкальным произведением композитора. А учиться новому всегда следует на лучших образцах произведений искусства.
  • Благодаря богатству литературного языка автора есть возможность осуществить полноценный лингвистический разбор текста, что входит в филологический анализ стихотворения. Пример поможет в дальнейшем легко справляться с изучением лирики XIX века.
  • Стихотворение изучается в школе, что позволит заранее подготовиться к освоению сложного материала.
  • Произведение незначительно по объёму, что дает возможность сделать его разбор более глубоким.

План анализа

Не существует единой схемы, которой следует придерживаться при анализе художественного произведения. Все зависит от задач, стоящих перед исследователем, и самого источника, являющегося живым организмом, не всегда помещающимся в заранее заданные рамки. Предлагаемый анализ стихотворения – пример по плану, специально составленному к конкретному произведению. Его пункты можно легко менять местами, использовать для заголовков другие фразы, но при этом важно сохранить три составляющие: историко-биографическую, лингвистическую (поэтическая лексика, стилистика, фонетика, грамматика текста) и литературоведческую (тематика, жанр, композиция, стиль). Высокий уровень анализа дополнительно требует изложения личного отношения к прочитанному стихотворению.

Предлагаемый план выглядит следующим образом:

  1. История создания «Зимнего утра», сведения об авторе.
  2. Место произведения в творчестве поэта.
  3. Жанр и тематика произведения.
  4. Сюжет и композиция.
  5. Лирический герой, настроение произведения.
  6. Лексика стихотворения.
  7. Изобразительные средства.
  8. Рифма, способы рифмовки.
  9. Звуковая организация.
  10. Отношение к прочитанному.

История создания «Зимнего утра»

В данном подзаголовке освещаются два первых пункта плана, касающихся сведений об авторе и места произведения в его творчестве. Пример анализа стихотворения Пушкина должен включать факты, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому произведению: дата и место написания, посвящение, предшествующие события, первая публикация. Что важно знать об истории создания «Зимнего утра»?

Тридцатилетний А. С. Пушкин посватался к светской красавице Н. Гончаровой, чей первоначальный ответ носил довольно неопределённый характер. В смятении поэт нарушает запрет Николая I и отправляется на Кавказ, где лично участвует в военных операциях. По возвращении он заезжает в село Павловское (Тверская губерния) в имение П. И. Вульфа, где в окружении хороших приятелей проводит некоторое время, написав за один день 3 ноября 1929 года лирическое произведение, замечательно передавшее его настроение. Он в предвосхищении долгожданной встречи с красавицей-невестой, чьей руки настроен добиваться вновь. В следующем же году стихотворение было опубликовано в альманахе «Царское село», войдя в золотой фонд пейзажной лирики, мастерски передающей красоту русской природы, полной сказочного волшебства. У стихотворения нет посвящения, но оно написано в форме диалога с юной подругой, с которой автор хочет разделить восхищение увиденным.

Жанр и тематика стихотворения

Для определения жанра необходимо владеть знаниями о его признаках, а также понимать, какое место он занимает в творчестве автора. Тематика поможет ответить на вопрос о том, как делать анализ стихотворения. Пример конкретного разбора – это следование теме «Зимнего утра», которая будет рассмотрена в данном подзаголовке.

Произведение предстаёт как глубоко личный и автобиографический экспромт, некий монолог, обращённый к спящей красавице. Это признаки лирического жанра, имеющего ряд направлений: любовное, философское, историческое, пейзажное и военное. В «Зимнем утре» в романтическом стиле описывается красота природы, что позволяет отнести произведение к разряду пейзажной лирики, в которой А. С. Пушкин является непревзойдённым мастером. Соотношение настроений природы и человека, неожиданная смена их контрастных состояний – главная тема стихотворения, влияющая на выбор автором художественных средств.

Сюжет и композиция

Не все стихи имеют сюжет. В «Зимнем утре» всё построено на созерцании белого убранства наступающей зимы, вызывающей радостные эмоции. От любования природой и воспоминаний автор переходит к описанию домашней обстановки, несущей тепло и уют. Последовательность перехода свидетельствует о линейной композиции, написанной четырёхстопным ямбом. Пример анализа стихотворения должен помочь выделить смысловые части и тот художественный приём, который позволяет их гармонично связать между собой.

«Зимнее утро» разбито автором на пять строф по шесть строк (секстин), каждая из которых рисует отдельную картину, насыщенную выразительными деталями:

  • Восхищение солнечным морозным утром и желание разделить его со спящей подругой.
  • Воспоминание о вчерашней вьюге.
  • Описание красоты природы за окном.
  • Представление внутреннего убранства комнаты.
  • Побуждение к чудесному времяпрепровождению на воле.

Главным художественным средством и композиционным приёмом, связывающим части воедино, стала антитеза (противопоставление). Она присутствует в первой же строке: «мороз и солнце», а затем через контраст вчерашнего дня («вечор») и наступившего утра («нынче») пронизывает ткань стихотворения.

Лирический герой, настроение

В поэтическом произведении обязательно присутствует лирический герой. В «Зимнем утре» – это сам автор и та подруга (адресат), к которой направлен его монолог. Герой обращается к девушке словами: «друг милый», «красавица», «друг прелестный», что показывает его отношение к ней. Это проявление нежности, любви и заботы. Анализ лирического стихотворения, пример которого рассматривается в статье, предусматривает выявление общего настроения произведения.

С первых строк в нём присутствует свет и радость, хотя во второй строфе возникают воспоминания о прежней печали. Но этот контраст только усиливает позитивный настрой, доводя его до восторга и призыва разделить радость с главным героем.

Лексика стихотворения

Большинство слов просты и понятны для понимания, хотя автор использует устаревшие термины и выражения, значение которых изложено на картинке выше. Среди языковых средств, к которым он прибегает, особое место занимают эпитеты. В небольшом произведении они встречаются 18 раз, придавая ему ту образность, благодаря которой можно мысленно представить великолепный зимний пейзаж, и вчерашнюю вьюгу, и безмятежный покой внутреннего убранства дома. Пример анализа стихотворения невозможен без перечисления всех языковых средств, применяемых автором. Среди них: сравнения, метафоры и олицетворения.

Герой сравнивает свою подругу со «звездою севера», а луну – с «бледным пятном». Но самыми интересными являются сопоставления в переносном смысле – метафоры. Так, комнату озаряет «янтарный блеск», что усиливает впечатление от ощущения солнечного света. Олицетворение – это придание неодушевлённым вещам человеческих свойств. У А. С. Пушкина вьюга способна «злиться», а мгла «носится» на мутном небе, что добавляет ярких красок в художественное произведение.

Изобразительные средства

Интересны синтаксические средства, применяемые автором. Радость в самом начале произведения передают восклицания, переходящие в более спокойную интонацию, когда говорится о тепле домашнего очага. Определённую взволнованность отражают вопросы, в том числе риторические. В стихотворении преобладают простые предложения и прямая речь, придающие ему лёгкость и подчёркивающие атмосферу радости.

Пример анализа стихотворения, приведённый в статье, не может охватить всех изобразительных средств, но следует остановиться на тех, которые придают гениальным строчкам поэта особую образность. При помощи аллитерации (нагнетания шипящих и звонких звуков) и ассонанса (повторения гласных) читатель словно бы слышит треск печи, топот коня и скрип снега. Использует автор и повторы сродных звуков (анафору): «и ель…», «и речка…». Это усиливает впечатление от лирического произведения.

Рифма, способы рифмовки

Использование поэтом четырёхстопного ямба придаёт стихотворению энергию и оптимизм, ибо ямб – один из самых выразительных и мажорных размеров. Однако в тексте встречаются слова («великолепными», «нетерпеливого»), нарушающие размеренность ритма (пиррихий). Автор намеренно использует приём, чтобы задержать внимание читателя и передать мысль, раскрывающую внутреннее состояние героя: лёгкая печаль, воодушевление, стремление к «милому берегу». Данный пример анализа стихотворения по литературе будет неполным, если не пронаблюдать построение рифмы.

Созвучие окончаний первой, второй, четвёртой и пятой строк каждой строфы образуют пары, а третья и шестая рифмуются друг с другом (опоясывающая рифма). По тому, на какой слог падает ударение в последнем слове строки, рифмы подразделяются на женские и мужские. В «Зимнем утре» они чередуются, однако женские, в которых под ударением оказывается предпоследний слог, преобладают. Это позволяет совместить паузы с окончанием строк, придавая стихотворению нужный ритм. Лишь в четвёртой строфе можно увидеть разрыв строчки и образование дополнительной паузы, помогающей постичь смысл всего стихотворения.

Звуковая организация

Уникальность пушкинских строк такова, что многие музыканты улавливают переплетение тональностей и создают удивительную музыку, точно вписывающуюся в настроение стихотворения. Одним из лучших произведений является сочинение Г. Свиридова, построенное на контрастах. Уже упомянутые аллитерация и ассонанс не доминируют в «Зимнем утре», уступая место комбинации звуков различной эмоциональной окраски. Эти звуки встречаются порой в одном или двух соседних словах: [н], [р] и [л]. Пример анализа стихотворения будет неполным без подтверждения утверждения текстом:

Контраст прослеживается на смене фраз из светлых, нежных звуков [е, н, в, л, м] и минорных, тёмных [х, ж, ч, ш], что вряд ли А. С. Пушкин делал сознательно. Его гений в том и состоит, что по какому-то наитию им использовалось всё акустическое богатство русского языка.

Отношение к прочитанному

Как писать анализ стихотворения? Пример демонстрирует необходимость знания теории стихосложения и использования учебно-познавательных приёмов. Однако анализ всегда будет неполным, если не передать личного восприятия художественного произведения:

  • Какие чувства вызывают стихи у читателя?
  • Находит ли тема и чувства лирического героя у него отклик?
  • В чём значимость данных стихов?

«Зимнее утро» пронизано любовью к жизни, оптимизмом и восхищением красотой родной природы. Оно несёт в себе философию единения человека и окружающего мира, способного придать каждому душевные силы и укрепить желание жить.

Послушайте стихотворение Пушкина Рифма

Темы соседних сочинений

Настроение произведения Рифма

Рифма