Анализ стихотворения Пушкина Приметы



Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окны град — а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокой злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу
И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Пример

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны.
Душе влюбленной грустно было,
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Листая томик Пушкина (по стихотворению «Приметы»)

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Приметы № 1

Я считала, что такой великий поэт, каким является Александр Сергеевич Пушкин, может описывать в своих стихах только значительные события и размышлять только о возвышенном. Что вообще поэзия предназначена для того, чтобы воспевать неземные чувства, всепоглащающие любовь и страсть.

Однажды я уселась с томиком стихов Пушкина на диван и стала его перелистывать. Сколько же он всего написал! Даже не верится, что поэт прожил всего 37 лет. Тут и сказки, и поэмы, и повести, и романы. Я решила, что обязательно прочту всего Пушкина, а начинать нужно с коротких стихотворений. Из того, что удалось прочесть в этот день, мне почему-то запомнилось стихотворение «Приметы». Я даже переписала его для мамы, которая после смерти бабушки стала увлекаться посадками на нашем дачном участке.

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие Леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Так, если лебеди на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,

Знай, завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

Иль бьющий в окны град — а ранний селянин,

Готовясь уж косить высокий злак долин,

Услыша бури шум, не выдит на работу

И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Мама похвалила меня и сказала, что такое стихотворение Пушкина она не знала. И что «завтра сонных дев разбудит дождь ревучий» — это про меня. А мне кажется, что все это стихотворение написано про меня и для меня. Какое-то оно уютное, красивое: так и видишь этих «лебедей на лоне тихих вод», и веришь, что «майские дожди — младых полей отрада», и радуешься, что пора косить «высокий злак долин». Это стихотворение навевает мирное домашнее настроение, которое и омрачается-то лишь «мразов ранний хлад» иль «бьющий в окны град», а чтобы не случилось чего-то неприятного или непредвиденного нужно стараться «наблюдать различные приметы». Меня завораживает пушкинский язык, когда вместо привычного слова «годы» он пишет «леты», вместо «морозы» — «мразы», вместо «выйдет» — «выдит». Возможно, в этом и заключается талант поэта — уметь увидеть за обыденными явлениями природы что-то особенное, наполняющее душу чувством приближающегося праздника, научить читателя это чувствовать.

Рекомендуется к прочтению:

«Приметы (Старайся наблюдать различные приметы…)» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Приметы № 2

«Приметы» Александр Пушкин

Старайся наблюдать различные приметы:
Пастух и земледел в младенческие леты,
Взглянув на небеса, на западную тень,
Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,
И майские дожди, младых полей отраду,
И мразов ранний хлад, опасный винограду.
Так, если лебеди, на лоне тихих вод
Плескаясь вечером, окличут твой приход,
Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,
Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий
Иль бьющий в окны град — а ранний селянин,
Готовясь уж косить высокой злак долин,
Услыша бури шум, не выйдет на работу
И погрузится вновь в ленивую дремоту.

Анализ стихотворения Пушкина «Приметы»

Произведение, созданное в конце 1821 г. было включено автором в цикл «Подражания древним», замысел о котором возник во время южной ссылки. Интерес к античной поэзии, с детства знакомой Пушкину во французских переводах, подогрело знакомство с поэтическим наследием Андре Шенье, виртуозного интерпретатора наследия древних авторов. Французский «певец любви, дубрав и мира» натолкнул Пушкина на поиски образцов новых стихотворных форм в античных источниках. Следуя за Шенье, поэт определяет пластику и гармонию как основы поэтики своих «Подражаний».

Автор не ограничивается заимствованием образов и сюжетов: он вводит в стихотворный текст и подвергает переосмыслению античные традиции в изображении пейзажа, которые получают оригинальное развитие в русской лирике.

Стихотворение начинается с общего назидания, указывающего на ценность наблюдения за народными приметами. Отвлеченную мысль иллюстрируют образы пастуха и земледельца — людей, которые обладают умением с «младенческих лет» точно «предречь» погоду. Перечисляются разнообразные варианты прогнозов: ветер и солнце, дождь и первые морозы.

Два погодных наблюдения, благодаря которым можно с вечера определить завтрашний день, толкуются подробно. Первое касается крика лебедей, второе — захода солнца. Стихотворение завершается изображением непогоды, вносящей паузу в уборочные работы.

Опоэтизированные картины сельской жизни представляют простой, но счастливый быт, который исполнен мудрости и глубокого понимания законов природы. Особенности жанра идиллии определяют стилевой колорит «Примет»: артистичность и прозрачность художественной манеры, возвышенность образов и тропов, обилие книжной лексики. Стоячая озерная вода именуется «лоном тихих вод», молодые крестьянки — «сонными девами», а засеянное поле — «высоким злаком долин». Стихотворный текст насыщен сжатыми лаконичными образами, решенными в спокойном радостном тоне. Нередко встречаются перечисления разнообразных погодных явлений и характеристик «поселян», которые слагают выразительную и умиротворяющую модель идеального мира.

Как большинство произведений цикла, «Приметы» написаны александрийским стихом, основу которого составляет шестистопная ямбическая строка, необычно длинная для современного читателя. Подобный размер придает особую торжественность и сдержанную размеренность поэтической речи.

«Приметы (Я ехал к вам: живые сны…)» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Приметы № 3

«Приметы» Александр Пушкин

Я ехал к вам: живые сны
За мной вились толпой игривой,
И месяц с правой стороны
Сопровождал мой бег ретивый.

Я ехал прочь: иные сны…
Душе влюбленной грустно было;
И месяц с левой стороны
Сопровождал меня уныло.

Мечтанью вечному в тиши
Так предаемся мы, поэты;
Так суеверные приметы
Согласны с чувствами души.

Анализ стихотворения Пушкина «Приметы»

Историю создания произведения, датированного 1829 г. связывают с двумя дамами, состоявшими в родстве и носившими одинаковое имя — Анна. Генеральша Керн оставила воспоминания, в которых «Приметы» представлены как экспромт, появившийся у Пушкина по дороге в имение, где она гостила. Этот же творение поэт записал в альбом Олениной, взгляд которой напоминал ему «ангела Рафаэля».

Антитеза, охватывающая два первых катрена, задается разнонаправленным вектором движения героя. В первом случае он приближается к возлюбленной. Приподнятое романтическое настроение определяет соответствующая лексика, задействованная в тропах: «живые сны», «игривой», «бег ретивый». Во втором четверостишии лирический субъект удаляется от адресата. Состояние печали, вызванное расставанием, передают лексемы «грустно» и «уныло».

Месяц, который «сопровождает» героя в пути подобно верному другу, является индикатором эмоций лирического «я». Ключевое значение приобретает позиция светила по отношению к ездоку — правая или левая. Варианты расположения трактуются в соответствии с народными представлениями о правой стороне, приносящей успех и счастье, и левой, обещающей неудачу, убытки и даже горести. Автор, внимательно относившийся к приметам и предсказаниям, склонен был принимать суеверия всерьез. Показательно, что любимая пушкинская героиня, онегинская Татьяна, в числе прочего верит «предсказаниям луны». Образ месяца, смысловые доминанты которого задаются фольклорными источниками, служит и художественным целям, раскрывая перемены душевного состояния влюбленного.

Содержание третьего катрена представляет собой обобщение, подытоживающее наблюдения героя-поэта. Первое двустишие определяет «мечтанье вечное» в тишине как условие и метод успешного творческого процесса. Финальные строки провозглашают созвучие «суеверных примет» с внутренним состоянием тех, чья душа наделена воображением. В завершающем эпизоде вновь возникает перекличка с онегинскими мотивами: романтичную Татьяну беспокоят приметы, рождая «предчувствия» — радостные, печальные или ужасающие.

Стихотворение отличается стройной композицией и особой напевностью, поэтому поэтический текст известен в форме романса. Положенный на музыку Шварцем, он звучит в фильме Соловьева «Станционный смотритель», входит в репертуар современных исполнителей, привносящих оригинальные оттенки смысла в пушкинские строки.

Приметы
Стихотворение Александра Пушкина

Я ехал к вам: живые сны За мной вились толпой игривой, И месяц с правой стороны Сопровождал мой бег ретивый. Я ехал прочь: иные сны. Душе влюбленной грустно было; И месяц с левой стороны Сопровождал меня уныло. Мечтанью вечному в тиши Так предаемся мы, поэты; Так суеверные приметы Согласны с чувствами души.

А.С. Пушкин. Сочинения в трех томах.
Санкт-Петербург: Золотой век, Диамант, 1997.

Другие стихи Александра Пушкина

Слушать стихотворение Пушкина Приметы

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Приметы

Анализ стихотворения Пушкина Приметы

Настроение произведения Приметы

Приметы