Анализ стихотворения Пушкина Предчувствие
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Предчувствие" в 10-м классе
Цель: обучение восприятию и интерпретации лирического произведения, ориентируясь на идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения.
Для выявления уровней производится анализ лексических средств произведения и группировка их по частям речи.
- обучающая – обучение умению выделить и разделить идейно-образный и стилистический уровни строения стихотворения с помощью анализа лексических средств;
- развивающая – развитие умения определять и обосновывать мотивы лирического произведения, анализировать средства выразительности;
- воспитывающая – воспитание чувства красоты слова, понимания поэтического гения А.С. Пушкина.
Проблема урока: разграничение уровней строения стихотворения на основе отбора лексических средств.
1. Лекция учителя. Анализ стихотворения предполагает анализ трех его уровней.
Первый или верхний уровень – идейно-образный. То есть определить идеи и эмоции лирического героя – это первый подуровень, а затем – образы и мотивы стихотворения. Это второй подуровень.
Второй уровень, средний, – стилистический. Здесь рассматриваются слова по отдельности лексика стихотворения, слова в переносных значениях; и синтаксис – сочетания слов.
А теперь схематично обобщим лекцию.
Три уровня анализа:
- Идейно-образный: идеи и эмоции; образы и мотивы.
- Стилистический: тропы и фигуры; синтаксис.
- Фонетический: звуковой.
Итак, рассказывать о стихотворении нужно в три этапа.
- Какое впечатление вызывает?
- Как оно создается? Какими средствами?
- Каковы особенности его звучания?
Но бывает так, что лирическое произведение далеко от опыта переживания читателя или принадлежит к другой эпохе, или художественный мир поэта сложен, метафоричен. Тогда остается третий путь – механический: чтение по частям речи. Выписываем все существительные, группируя по тематике, потом все прилагательные, глаголы. Из этих слов складывается художественный мир произведения. Существительные дают представление о предметном составе или образах. Прилагательные – об эмоциональности. Глаголы – действия и состояния или мотивы. Именно эту работу мы сейчас выполним.
2. Самостоятельная работа по группам
Первая группа выписывает существительные, вторая – прилагательные, третья – глаголы.
Существительные объединились в 4 группы:
4. Анализ тематики существительных
– Что представляют слова первой группы? (Предметы пейзажа .)
– В каком взаимоотношении находятся эти понятия? Тучи – буря; тишина – пристань.
– Что «подсказывает» пейзаж? (Противоречие. )
– В каком значении употреблены слова? (В переносном .)
– Что означает эта метафора? (Ожидание жизненных невзгод, несчастий .)
– Что представляют слова второй группы? (Философские понятия .)
Распределите их по близости значений: жизнь – час – дни.
– К какой категории отнесем их? (Время .)
Рок – беда – судьба – жизнь – разлука – ангел (2 раза).
– Что представляют эти слова? (С одной стороны, это неизбежные несчастья, разлука с возлюбленной, с другой – ангел – надежда и спасение .)
Третья группа слов.
– Что объединяет их? (Эти слова о чувствах человека, его внутреннем мире .)
– Распределите по близости значений: презренье – непреклонность – сила – гордость – отвага; терпенье – душа – упованье; юность – воспоминанье.
О чем четвертая группа слов? (О внешности человека .)
– Итак, о чем рассказали нам существительные?
Предположительно тема лирического произведения – ожидание неизбежного несчастья, беды и в то же время – надежда на спасение, помощь ангела.
– Какова роль образа ангела? (Это возлюбленная героя .) Лирический герой, с одной стороны, борется с судьбой, с другой – принимает ее. Основной конфликт – между внешними обстоятельствами и внутренним миром. Завистливый рок, гордая юность, неизбежный гордый час, последний раз, кроткий, безмятежный ангел . нежный взор, юные дни.
5. Анализ прилагательных
– Распределите по группам: завистливый – неизбежный – последний; гордый; кроткий – безмятежный – нежный – юные.
– Что означает эпитет «завистливый рок»?
– Что помогает лирическому герою противостоять?
Распределите глаголы на глаголы состояния и действия.
Состояния: утомленный – спасенный – жду – предчувствуя – опечалься.
Действия: собралися, угрожает, сохраню, заменит, понесу, найду, хочу, сжать, молви, подыми, опусти.
– В каком времени употреблены глаголы? (В прошедшем, настоящем и будущем .)
– Динамичен или статичен художественный мир произведения?
– Перескажите лирический сюжет стихотворения.
– Что является основным событием? (Напряженное ожидание опасности .)
– Каков образ лирического героя?
7. Характеристика времени и пространства стихотворения
– Какова точка авторского зрения? (Откуда он «взирает»?)
– Что представляет собой пространство стихотворения? (Где находится герой?)
– Подвижно ли пространство? (Нет, оно «интериоризовано», то есть «внутри лирического героя» .)
– По сравнению со статичным пространством, что здесь подвижно, меняется?
– Как представлено время?
– Каково расстояние между прошлым и будущим?
– Как вы думаете, почему оно все время сокращается?
– Какое философское наблюдение скрыто за этим сжатием времени?
– Прокомментируйте последние четыре строки стихотворения:
И твое воспоминанье // Заменит душе моей // Силу, гордость, упованье // И отвагу юных дней.
8. Определение размера стихотворения. Наблюдение над ритмом произведения
Сно-ва ту-чи на-до мно-ю // Со-бра-ли-ся в вы-ши-не // Рок за-вист-ли-вый бе-до-ю уг-ро-жа-ет сно-ва мне (4-стопный хорей).
Самое удивительное, что в русском четырехстопном хорее на первой стопе ударение пропускалось часто, а на второй – крайне редко. Но закон этот был сформулирован только в XX веке. А.С. Пушкин этого знать не мог, а руководствовался безошибочным чувством ритма.
Сравните: «Угрожает снова мне» и «Снова угрожает мне». Что меняется при такой смене ритма?
«Равнодушно бури жду» и «Бури равнодушно жду»; «Неизбежный грозный час» и «Грозный неизбежный час».
– Как вы думаете, почему поэт не остановился на таком, более принятом в XIX веке ритме?
9. Домашнее задание. Анализ стихотворения.
Гаспаров М. Методика анализа // О русской поэзии. СПб. Азбука, 2001.
ПРЕДЧУВСТВИЕ
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел. руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости.
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
© Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Пушкина «Предчувствие»
Помогите пожалуйста сделать анализ стихотворения Пушкина «Предчувствие»
- «Предчувствие» Александр Сергеевич пишет в 1828г. (уже подавлено восстание декабристов, близкие друзья и единомышленники в ссылке, сам Пушкин испытывает все большее давление властей, находится под надзором, его литературные произведения подвергаются жесткой цензуре). Это стихотворение содержит в себе глубокие философские размышления поэта о жизни и смерти, о вечности и бренности бытия. Будущее Пушкин видит мрачным и безрадостным, предчувствует новые беды и тревоги:
«Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне. »
Символический образ сгущающихся туч усиливает ощущение тревоги и безысходности.
Сможет ли он, поэт, противостоять грубой действительности, сможет ли сохранить духовные ценности и нравственную чистоту, юношеские идеалы?
«Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?… »
Разрушение привычного круга общения, потеря друзей, утрата легкости и беззаботности юных лет приводят Пушкина к ожиданию вечной разлуки, близкого конца. На смену бурным эмоциям, легкой и светлой жизнерадостности приходит спокойная сдержанность, почти фатализм: «Равнодушно бури жду »
И все же в душе поэта, несмотря ни на что, еще теплится надежда:
«Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду »
В ожидании близкого конца жизнь приобретает новый свободный от чувственности, одухотворенный смысл:
«Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней»
Абстрактные понятия (рок, судьба, непреклонность и др. ) приобретают у Пушкина реальную, материальную сущность, это то, из чего складывается окружающий поэта мир.
Однако, несмотря на глубоко трагическое содержание, «Предчувствие», благодаря легкой форме, ритму и рифме не оставляет гнетущего и мрачного впечатления.
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду.
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел, руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.
Тучки небесные, вечные странники!
Степью лазурною, цепью жемчужною
Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники
С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные.
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Перед нами стихотворения двух величайших русских поэтов: А.С.Пушкина "Предчувствие" и М.Ю.Лермонтова "Тучи".
Прежде всего, несколько слов о личностях авторов.
Александр Сергеевич Пушкин (1799 - 1837гг.) и Михаил Юрьевич Лермонтов (1814 -1841гг.) - две ярчайшие звезды, взошедшие на небосклоне Золотого века русской поэзии.
Будучи современниками, находясь в одинаковых исторических условиях, поэты имели одинаковое мировоззрение, одинаковые нравственные и духовные ценности:
- последователи западного романтизма (Байрон, Гейне и др.);
- патриоты, беззаветно любящие Россию и русский народ;
- непримиримые противники самодержавья и крепостничества;
- стремление к преобразованию российской действительности;
- в основе морально-нравственных ценностей высокая духовность, свободомыслие, бунтарский дух, гуманистические ценности (свобода, равенство, братство).
В биографических сведениях тоже много общего:
- блестящее образование,
- раннее начало творческой деятельности,
- создание не только поэтических, но и прозаических произведений, способности к рисованию,
- противоречия с властями,
- ссылки и цензура,
- широкая известность и признание при жизни,
- гибель на дуэли.
На момент создания обсуждаемых стихотворений поэты почти ровесники. Пушкину - 29 лет, Лермонтову - 26 (однако. учитывая, что Михаил Юрьевич всегда "..и жить торопится, и чувствовать спешит..", можно сказать, что они ровесники). Оба стихотворения пронзительно печальны, можно сказать, трагичны.
Рассмотрим каждое из них в отдельности.
"Предчувствие" Александр Сергеевич пишет в 1828г. (уже подавлено восстание декабристов, близкие друзья и единомышленники в ссылке, сам Пушкин испытывает все большее давление властей, находится под надзором, его литературные произведения подвергаются жесткой цензуре). Это стихотворение содержит в себе глубокие философские размышления поэта о жизни и смерти, о вечности и бренности бытия. Будущее Пушкин видит мрачным и безрадостным, предчувствует новые беды и тревоги:
"Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне.."
Символический образ сгущающихся туч усиливает ощущение тревоги и безысходности.
Сможет ли он, поэт, противостоять грубой действительности, сможет ли сохранить духовные ценности и нравственную чистоту, юношеские идеалы?
"…Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей. "
Разрушение привычного круга общения, потеря друзей, утрата легкости и беззаботности юных лет приводят Пушкина к ожиданию вечной разлуки, близкого конца. На смену бурным эмоциям, легкой и светлой жизнерадостности приходит спокойная сдержанность, почти фатализм: "…Равнодушно бури жду…"
И все же в душе поэта, несмотря ни на что, еще теплится надежда:
"…Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду…"
В ожидании близкого конца жизнь приобретает новый свободный от чувственности, одухотворенный смысл:
"…Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости…
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней"
Абстрактные понятия (рок, судьба, непреклонность и др.) приобретают у Пушкина реальную, материальную сущность, это то, из чего складывается окружающий поэта мир.
Однако, несмотря на глубоко трагическое содержание, "Предчувствие", благодаря легкой форме, ритму и рифме не оставляет гнетущего и мрачного впечатления.
…………………………………………………………………………………………………….
Стихотворение "Тучи" написано Лермонтовым в 1840г. когда поэт уже приобрел широкую известность и признание. Творчество Михаила Юрьевича вообще (и данное стихотворение в частности) пронизано чувством глубокого одиночества, разочарования, диссонанса с окружающим миром. Поэт ощущает себя изгнанником, непонятым странником во враждебном ему мире:
"Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой….."
Ни известность, ни слава не в силах изменить личность Лермонтова. Он талантлив и одинок, признан как поэт, но не понят, как личность, окружающее его общество - враждебно.
Стихотворение "Тучи" Лермонтов начинает с ассоциативного ряда: тучки - странники - я - изгнанники, сопоставляя себя со странствующими по небу белыми облаками.
Поэт мучительно ищет причину собственного одиночества:
"…Кто же вас гонит: судьбы ли решение?
Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?
Или на вас тяготит преступление?
Или друзей клевета ядовитая. "
Вопросы, которые волнуют Лермонтова на протяжении всего творческого пути, так и не находят ответов. Невозмутимая и холодная красота природы свободна и никому не подвластна, а страстная душа поэта имеет неразрывную связь с Родиной, для которой он чужой.
Это стихотворение необыкновенно напевно, мелодично по форме, однако оставляет после прочтения чувство тоски и безысходности.
Что же общего в этих стихотворениях и в чем их различие?
Стихотворения объединяют размышления поэтов о прожитой жизни, сожаления об утраченной юности и несбывшихся мечтах. В данных произведениях явственно чувствуется психологическая и моральная усталость и душевные страдания поэтов.
Однако в исследуемых стихотворениях мы находим множество различий:
Пушкин в стихотворении "Предчувствие" подводит итог определенного промежутка жизни, рассуждает о жизни и смерти, о будущем, окутанном мраком, земные страсти более не волнуют поэта. Образ нависших над ним туч (тяжелых, грозовых) - символ рока, неведомой судьбы.
Лермонтов в стихотворении "Тучи" размышляет о причинах одиночества, об ощущении непонятости, отчужденности от окружающих, о несовершенстве общества, о человеческих пороках. Образ облаков - символ свободы не обремененный земными страстями, недоступный страстной душе поэта.
Духовный кризис человека в обществе отразился в стихах двух великих поэтов России, они предстают перед читателями не как бронзовые памятники, не как великое достояние, не как "наше все", а как страждущие, ищущие, страдающие люди. Искренне и задушевно великие поэты открывают самые потаенные глубины человеческого сердца, отыскивают и видят свет там, где, казалось бы, царит кромешная тьма.
«Предчувствие» А.Пушкин
«Предчувствие» Александр Пушкин
Снова тучи надо мною
Собралися в тишине;
Рок завистливый бедою
Угрожает снова мне…
Сохраню ль к судьбе презренье?
Понесу ль навстречу ей
Непреклонность и терпенье
Гордой юности моей?
Бурной жизнью утомленный,
Равнодушно бури жду:
Может быть, еще спасенный,
Снова пристань я найду…
Но, предчувствуя разлуку,
Неизбежный, грозный час,
Сжать твою, мой ангел,1 руку
Я спешу в последний раз.
Ангел кроткий, безмятежный,
Тихо молви мне: прости,
Опечалься: взор свой нежный
Подыми иль опусти;
И твое воспоминанье
Заменит душе моей
Силу, гордость, упованье
И отвагу юных дней.
Анализ стихотворения Пушкина «Предчувствие»
Анна Алексеевна Андро (девичья фамилия – Оленина) познакомилась с Пушкиным в конце 1810-х годов. Чувствами к умнице, красавице и талантливой музыкантше поэт воспылал гораздо позже – ближе к концу 1820-х. Причем намерения у него были самые серьезные. Александр Сергеевич желал жениться. На полях рукописей он не раз примерял свою фамилию к имени Анны Алексеевны – Annete Pouchkine. Пушкин даже предложение успел сделать, но получил отказ. Точная причина такого итога до сих пор остается неизвестной. Кто-то говорит, что Оленина считала поэта вертопрахом, не имеющим средств к существованию и положения в обществе. Другие в качестве основной причины называют отношения Александра Сергеевича с Керн, которая матери Анны Алексеевны приходилась племянницей.
Стихотворение «Предчувствие», предположительно датируемое августом 1828 года, принято связывать с Олениной. Оно относится к блоку онтологической лирики, который создавался Пушкиным в период с 1826 по 1836. В эту своеобразную серию обычно включают «Дар напрасный, дар случайный… », «Когда за городом, задумчив, я брожу…», «Воспоминание», «Дорожные жалобы» и другие произведения. «Предчувствие» написано под влиянием тяжелой ситуации, сложившейся в жизни Александра Сергеевича. Речь идет о расследовании, начатом полицией в отношении поэмы «Гавриилиада» (1821). Поэт всерьез опасался возможного строгого наказания. Он был готов как к очередной ссылке, так и к смертной казни. К счастью, все обошлось.
Центральная тема «Предчувствия» — столкновение человека с могущественными силами, оказывающими влияние на судьбу. Она заявлена уже в первых строках: «Рок завистливой бедой угрожает снова мне…». Беда еще не случилась, но от этого лирическому герою становится только хуже. Предощущение грядущего несчастья гнетет его. Жизненные невзгоды сравниваются с грозой, бурей. Подобная метафора встречается и в других стихотворениях Пушкина – «Арион», «Близ мест, где царствует Венеция златая…». В творчестве Александра Сергеевича человек враждует с роком уже потому, что ему как личности самостоятельной и сильной чужды компромиссы. Для него борьба с судьбой – не в новинку. При этом к противнику он относится без особого уважения («рок завистливый», «сохраню ль к судьбе презренье»). Лирический герой «Предчувствия» с достоинством принимает вызов давнего врага, готовясь в качестве оружия использовать терпение и непреклонность, в основе которых лежит гордость – черта, на протяжении всей жизни высоко ценимая Пушкиным.