Анализ стихотворения Пушкина Пора мой друг пора
1830-Е годы. Поздняя лирика
В 1830-е годы Пушкин создает такие лирические шедевры, как «Осень» (1833), «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. » (1834), «Вновь я посетил. » (1835), «Из Пиндемонти» (1836), «Странник» (1835), «Была пора: наш праздник молодой. » (1836), «Отцы пустынники и жены непорочны. » (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836)
С течением времени Пушкин все более склоняется к мысли о необходимости для человека внутренней, духовнойсвободы. не зависящей от свободы политической. В стихотворении«Из Пиндемонти» (1836) Пушкин пишет об этой «иной» свободе:
Иная, лучшая потребна мне свобода:
Зависеть от властей, зависеть от народа –
Не все ли нам равно? Бог с ними. Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать; для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь Божественным природы красотам
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
Вот счастье! Вот права.
Поэт видит истинную свободу в независимости человека от мирской суеты, в созерцании природы. в приобщении квысокому искусству.
В стихотворении «Осень» (1833), шедевре поздней пейзажной лирики Пушкина, поэт описывает свойтворческий процесс. рассказывает о том, как на лоне природы в его душе рождаются стихи:
И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем.
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
«Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит…» (1834) – образецлюбовной и одновременнофилософской лирики Пушкина. Поэт обращается здесь к жене, призывая ее оставить светскую жизнь и поселиться в деревне:
Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит –
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем
Предполагаем жить. и глядь – как раз – умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дульную трудов и чистых нег.
Мотив любви соотнесен здесь с мотивамипокоя и внутренней,духовной свободы. Поэт утверждает здесь такие вечные ценности, какединение с природой ,душевное спокойствие, любовь, творчество.
«. Вновь я посетил. »
Стихотворение «. Вновь я посетил. ». написанное в 1835 году, – шедеврфилософской лирики Пушкина. Произведение оформлено поэтом какотрывок ,лирический фрагмент. По своему содержанию (грустные размышления поэта о жизни) оно напоминаетэлегию. Произведение написано в Михайловском, которое поэт посетил в 1835 году, почти через десять лет после возвращения из ссылки. Основной мотив стихотворения –непрерывное обновление жизни :
Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор, и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Поэт предается воспоминаниям. В памяти оживают прогулки в михайловских рощах. «Опальный домик» напоминает поэту о любимой няне, которой уже нет в живых.
В стихотворении «…Вновь я посетил…» Пушкин выступает как «поэт действительности». Он рисует реалистические картины простой русской природы, крестьянского быта. Северный русский пейзаж, вид озера, «убогий невод» рыбака заставляют поэта вспомнить «иные берега, иные волны», то есть романтические картины природы, которые довелось ему созерцать и описывать в стихах в период южной ссылки.
Композиционный центр стихотворения – образ трех сосен и молодой поросли. Три сосны символизируют старшее поколение, молодая поросль – младшее. Поэт сознает, что его поколение, подобно старым соснам, постепенно уходит из жизни. Особенно мрачной кажется одинокая сосна – «старый холостяк», у которого не оказалось потомства. Пушкин невольно передает читателю печальное настроение.
И все же поэт преодолевает в своем сердце грусть и обращается с теплым приветствием к молодому поколению: «Здравствуй, племя / Младое, незнакомое. »
Стихотворение «. Вновь я посетил. » ярко иллюстрирует эволюцию в изображении Пушкиным природы: он проходит путь от романтизма к «поэзии действительности». Очевидно также, что природа была для поэта источником вдохновения и предметом философских размышлений.
«Была пора: наш праздник молодой. »: завершение лицейской темы
В 1830-е годы Пушкин вновь обращается к лицейской теме.
Шедевром поздней лирики Пушкина можно назвать элегию 1836 года «Была пора: наш праздник молодой. ». где поэт также размышляет обыстротечности жизни. ожестоком законе судьбы :
Недаром – нет! Промчалась четверть века!
Не сетуйте: таков судьбы закон;
Вращается весь мир вкруг человека,
Ужель один недвижим будет он?
Стихотворение особенно интересно тем, что в нем поэт осмысляет судьбы своего поколения в широком историческом контексте :
Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущенные народы;
И высились, и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
Особо подчеркнута поэтом тема 1812 года:
Вы помните: текла за ратью рать,
Со старшими мы братьями прощались
И в сень наук с досадой возвращались,
Завидуя тому, кто умирать
Христианские ценности в поздней лирике Пушкина
К концу жизни в творческом сознании Пушкина всё более утверждается христианское миропонимание. Мотивы покаяния. переосмысления жизненных ценностей, утверждение таких христианских добродетелей, как любовь, целомудрие, смирение, мы находим в некоторых поздних произведениях поэта. Это «Странник» (1835), «Родрик» (1835), «Отцы пустынники и жены непорочны…» (1836). Последнее из названных произведений заключает в себе стихотворное переложение великопостной молитвы преподобного Ефрема Сирина:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.
Становится очевидным, что в своих философских исканиях поэт проходит долгий путь от эпикурейства ипросветительских идей в ранних произведениях к утверждениювечных ценностей и христианских добродетелей в позднем творчестве.
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »
«Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » (1836) –поэтическое завещание Пушкина. Здесь он подводит итоги своим раздумьям оназначении поэта. Одновременно он размышляет освободе в различных её проявлениях – о свободеполитической ,духовной ,творческой .
Произведение написано в традициях Горация (ода «Ad Melpomenem»), М.В.Ломоносова и Г.Р.Державина («Памятник»).
Опираясь преимущественно на державинский текст, Пушкин по-новому, по сравнению с предшественниками, осмысляет свои заслуги перед потомками.
В отличие от Горация и Державина, Пушкин говорит о народном значении своего поэтического памятника: «К нему не зарастет народная тропа». Он отмечаетвольнолюбивый егохарактер. «Вознесся выше он главою непокорной/ Александрийского столпа». Упомянутый Пушкиным Александрийский столп – монумент, воздвигнутый в Египте во времена Древнего Рима (так называемая «колонна Помпея») – напоминал современникам Пушкина об Александровской колонне, воздвигнутой в Петербурге в память о победе России над Наполеоном при АлександреI. Таким образом,слава поэта. по убеждению Пушкина, оказываетсявыше славы царей.
Пушкин выражает уверенность в том, что его произведения будут чтить, пока будет жить человечество. пока будет существовать поэзия:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит».
Поэт убежден, что о нем узнают все народы. населяющие Россию:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
В следующих строках Пушкин отмечает главное в своем творчестве – утверждение идеаловгражданской свободы ,добра имилосердия :
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.
Говоря о «падших», Пушкин имеет в виду своих друзей-декабристов, потерпевших поражение в борьбе за свободу. Известно, что поэт неоднократно просил царя помиловать друзей своей юности.
Наконец, поэт обращается к музе. Он призывает ее быть свободной, независимой от мнений света, верной Божественному предназначению:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Как и в других своих стихотворениях, здесь Пушкин говорит о том, что поэту необходима внутренняя, духовная свобода. Главным условием обретения такой свободы являетсяследование воле Божией.
Вопросы и задания
1. Назовите основные периоды жизни и творчества А.С.Пушкина, укажите их хронологические рамки, приведите примеры произведений, написанных в каждый период. Что нового в художественном миросозерцании поэта открывается нам в произведениях, написанных в южной ссылке, в Михайловском, во второй половине 1820-х и в 1830-е годы?
2. Перечислите основные жанры лирики Пушкина, приведите соответствующие примеры. Какая тенденция в развитии жанровой системы русской поэзии связана с именем Пушкина?
3. Назовите основные темы, мотивы лирики Пушкина. Какие из этих мотивов звучат уже в лицейских стихотворениях поэта? Влияние какие литературных направлений и стилей испытал юный поэт в раннем творчестве? Приведите примеры.
4. Назовите наиболее известные вольнолюбивые стихотворения Пушкина, написанные в первый петербургский период. Сделайте их краткий разбор.
5. На каком этапе происходит расцвет романтизма в поэзии Пушкина? Какие жанры характерны для творчества поэта в этот период? Сделайте краткий разбор произведений этих жанров, акцентируя внимание на романтических образах и мотивах.
6. В чем сущность духовного и творческого кризиса, пережитого поэтом в 1823-1824 годах? В каких стихотворениях отразился этот кризис?
7. Какие новые тенденции в художественном миросозерцании Пушкина проявились в период ссылки в Михайловское?
Почему любовное послание «Я помню чудное мгновение. » называют творческой автобиографией поэта?
В каких стихотворениях Пушкина звучит мотив лицейского братства? Проанализируйте в качестве примера «19 октября» 1825 года, отметив новаторские черты пушкинской элегии.
Какие задачи поставлены перед поэтом в стихотворении «Пророк»?
8. Сделайте краткий обзор тем и мотивов лирики Пушкина второй половины 1820-х годов. Кратко охарактеризуйте стихотворения, посвященные друзьям-декабристам. Назовите произведения пейзажной, любовной лирики, стихотворения о роли поэта и назначении поэзии. Какие произведения Пушкина характеризуют его как «поэта действительности» (В.Г.Белинский)? Какие грани «поэзии действительности» раскрываются в стихотворениях Пушкина о природе, о любви и дружбе? Сделайте краткие разборы стихотворений «Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь еще, быть может. »
В каких произведениях Пушкина конца 1820-х – начала 1830-х годов отразились душевные сомнения поэта, кризисное состояние его духа? Сделайте анализ «Элегии» 1830 года.
9. Кратко охарактеризуйте лирику Пушкина 1830-х годов, обозначьте основные ее темы и мотивы. Проанализируйте такие произведения философской лирики поэта, как «Осень», «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит. », «Вновь я посетил. », «Из Пиндемонти».
Определите место стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны. » в духовной эволюции поэта.
Сделайте разбор произведения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. » как поэтического завещания Пушкина.
10. Составьте планы-конспекты и подготовьте устные сообщения на темы: «Эволюция мотива свободы в лирических стихотворениях Пушкина», «Романтические мотивы в поэзии Пушкина», «Пушкин – “поэт действительности”», «Любовь и дружба в лирике Пушкина», «Пушкин о роли поэта и назначении поэзии», «Образы природы и философские мотивы в лирике Пушкина».
11. Напишите сочинение на тему: «Мотив воспоминания в лирике Пушкина».
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пора, мой друг, пора!»
Читая стихотворение А.С. Пушкина, написанное им в 1834 году в городе Петербурге, чувствуется тоска поэта по деревне Болдино: по размеренной свободной творческой работе, по садам и полям. «Пора, мой друг…» – начинается череда строк небольшого рифмованного произведения, состоящего из 8 строк.
Прямое обращение адресовано то ли товарищу Пушкина, то ли жене. В любом случае речь первого четверостишия звучит так, будто читающий ее человек обязательно поймет сказанное, прочтет между строк и оценит несколько юмористическое замечание о внезапности людской смерти. Здесь использована разговорная речь.
Второе четверостишие поэзии содержит в противопоставление первому высказыванию личного характера философские отвлеченные размышления. В жизни «счастья нет», – пишет Пушкин. Огорчение его вызвано вынужденным нахождением вне родного уютного обжитого деревенского местечка. Суета, хлопоты, государственные дела вымотали лирическую душу и ее плач по истинной свободе звучит в строчках «Пора, мой друг…».
Образу времени уделено важное внимание. Описана скоротечность времени, огорчение от необходимости тратить драгоценные минуты на дела, не важные для лирического героя. «Покой и воля» – вот мечта поэта. Не бесцельного времяпрепровождения жаждет его душа, а плодотворного творчества и «чистых нег». Автор называет себя жалостливо «усталым рабом», видимо, под гнетом социально-политических институтов создается тягостное переживание собственной подневольности. Тема свободы всегда звучала в поэзии Александра Сергеевича громко и как основополагающая ценность для человека.
Размер стиха – ямб. Эпитет, метафора и олицетворение выступают помощниками в описании внутреннего мира лирического героя.
Предчувствовал ли Пушкин нагаданную цыганкой скорую смерть? Стихотворение не выражает сожаления о возможном уходе в мир иной, наоборот, – смерть видится как избавление, освобождение от жизненных мук, терзавших мятежную душу поэта.
«Замыслил я побег» – признается автор; как дар небес воспринимает он уход от устоявшейся суетности дней. Как мудрый философ и мечтающий лирик пишет Пушкин о смысле жизни и смерти.
Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора!»
Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора». очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».
Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес. Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.
©"" .
«Пора, мой друг, пора…» А.Пушкин
«Пора, мой друг, пора» Александр Пушкин
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит —
Летят за днями дни, и каждый час уносит
Частичку бытия, а мы с тобой вдвоём
Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем.
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля —
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
Анализ стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора»
Существует предание о том, что Александр Пушкин загодя знал о своей гибели на дуэли. Такую смерть нагадала ему цыганка и даже предрекла, что убийцей поэта будет светловолосый молодой человек. Сам Пушкин в это предсказание верил и не верил одновременно. Начнем с того, что поэт никогда не был заядлым дуэлянтом и на оскорбления предпочитал отвечать не пулей, а едкой эпиграммой. Впрочем, поэт не предполагал, что в роковой дуэли 1837 года он будет отстаивать честь своей супруги, поступиться которой он не имел права. Однако все это произойдет несколько позже, а в 1834 году поэт создает стихотворение «Пора, мой друг, пора», очевидный смысл которого становится понятным только после роковой гибели автора этих строк.
Стихотворение состоит из двух четверостиший, которые, на первый взгляд, по смыслу совершенно противоречат друг другу. Обращаясь к самому себе, Пушкин словно бы говорит в первом из них, что дни его сочтены. «Покоя сердце просит», — прислушиваясь к внутренним мироощущениям, отмечает поэт. Но при этом речь идет не о банальном отдыхе и попытках избавиться от повседневной суеты, потому как поэт чувствует, что «каждый час уносит частичку бытия».
Поэт еще полон сил и не хочет думать о смерти. Однако предсказание цыганки не выходит у него из головы, поэтому он философски замечает, что мы «предполагаем жить, и глядь – уже умрем». Однако переход в мир иной пот воспринимает не как трагедию, а как долгожданное освобождение от земных обязательств. И именно об этом Пушкин рассказывает во втором четверостишии, пытаясь донести до читателя простую мысль о том, что «на свете счастья нет». Конечно, поэт несколько лукавит, потому что искренне любит жизнь во всех ее проявлениях. Однако он устал от постоянных унижений и необходимости решать повседневные проблемы, поэтому признается: «Давно, усталый раб, замыслил я побег». Поэт мечтает уединиться в «обитель дальнюю трудов и чистых нег», что можно расценить, как попытку оставить службу и перебраться в Михайловское. Однако у финальной строчки этого стихотворения более глубинный смысл: Пушкин действительно предвидит собственную гибель, однако воспринимает это как дар небес. Подтверждают эту догадку и воспоминания современников поэта, которые были очевидцами жестокого унижения Пушкина, получившего в 1834 году звание камер-юнкера, присуждаемое 17-летним юношам. Поэт готов был в прямом смысле слова умереть от стыда и считал, что это – самый лучший выход из сложившейся ситуации.
«Пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение «Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит» написано в 1834 году, Пушкину 35 лет. Стихотворение адресовано жене Наталье и связано с неудачной попыткой поэта выйти в отставку и уехать в деревню. Николай I не хотел отпускать от себя поэта, боясь его свободомыслия. Кроме того, Николаю нравилась жена Пушкина. Поэт был произведён в камер-юнкеры (звание, которое получали юноши). Таким образом царь обязал поэта, отчаянно нуждающегося в деньгах, ходить на службу. Пушкин был оскорблён назначением. В январе 1834 г. он писал: «Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам)».
Можно только догадываться, хотела ли жена Пушкина вести уединённую жизнь в деревне, или ей больше нравились балы в Петербурге.
Литературное направление, жанр
Стихотворение написано в реалистический период творчества Пушкина. Произведение не закончено. В рукописи есть план продолжения стихотворения, соответствующий законам реализма. Предполагалась эволюция лирического героя, который с возрастом удаляется со своей подругой в деревню и наслаждается радостями бытия: поля, сад, крестьяне, книги, труды поэтические, семья, любовь, религия – и так до самой смерти.
Стихотворение относится к жанру философской лирики.
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано шестистопным ямбом. Оно очень ритмично, почти нет пропусков ударения. Рифмовка парная, чередуется пара женской и пара мужской рифмы. Это стихотворение задумано как жизненная программа зрелого поэта, что требует чёткости не только содержания, но и формы.
Тропы и образы
Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя. дни летят. каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.
Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег. используя перифраз.
Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.