Анализ стихотворения Пушкина Певец



Анализ стихотворения Александра Пушкина «Певец»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Певец № 1

19 февраля 2016

Произведение великий поэт написал в последний год обучения в лицее. В то время начинающий автор искал свою стезю в поэзии и пытался подражать другим поэтам.

Создавал свои стихотворения он в классической манере, выдерживая определенный стиль и интонацию. Таких шаблонных произведений в творчестве А.С.Пушкина немного, одним из них и является «Певец».

Автор использовал свой любимый пятистопный ямб. Само произведение не отображает четкой картины действия или события, оно абстрактно, но есть возможность уловить суть, которую хотел передать поэт. По строению стихотворение образует отдельные куплеты, заканчивает которые вполне понятный вопрос.

Неудивительно, что работа послужила основой для романса. Герой списан с самого автора, поэт передал свои переживания на тот момент времени. Юный А.С.Пушкин страдал, из-за несчастной любви, поэтому стихотворение пронизано печалью и горечью. На почве таких страданий родилось ни одно произведение автора.

Загрузка...

Прием с повторяющимся вопросом привлекает внимание к образу главного героя, его печали. Ответ на этот риторический вопрос вполне понятен, но спрашивая все время, поэт не хочет слышать ответ. Глаза наполнены тоской, а автор задает вопрос, осталось ли общество безразличным к нему?

Возможно, сам поэт чувствовал себя одиноким в этот период, ему так хотелось, чтоб его поняли. Автор показывает, что нельзя оставаться безразличным к чувствам других людей, проходить мимо страдающего человека. Самое ужасное в жизни это одиночество в толпе. А.С.Пушкин скорее всего сам уходил в себя и не пускал в этот жизненный период никого в свою душу.

Произведение трогает до глубины души не только юнцов, познавших горечь первой влюбленности, но и зрелых людей, сердце которых тоже подвержено чувствам. Возможно, поэтому романс не теряет своей актуальности и популярности сегодня, его исполняют люди практически всех возрастов.

Глубокий философский смысл стихотворения заложен в простые формы. Поэт был мастер понятной рифмы, именно благодаря этому А.С.Пушкин понятен и ребенку, и взрослому.

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.

Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму. Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс. Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является .

Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу своей мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали». Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением. Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой».

У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши. Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.

«Певец» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Певец № 2

«Певец» Александр Пушкин

Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?

Встречали ль вы в пустынной тьме лесной
Певца любви, певца своей печали?
Следы ли слез, улыбку ль замечали,
Иль тихий взор, исполненный тоской,
Встречали вы?

Вздохнули ль вы, внимая тихий глас
Певца любви, певца своей печали?
Когда в лесах вы юношу видали,
Встречая взор его потухших глаз,
Вздохнули ль вы?

Анализ стихотворения Пушкина «Певец»

Последний год учебы в Царскосельском лицее для Пушкина ознаменовался участием в работе литературного общества «Арзамас» и увлечением творчеством таких известных в то время литераторов, как Василий Жуковский и Константин Батюшков. Юный поэт пытался им подражать, прибегая к классическим стихотворным приемам и стараясь выдерживать свои произведения в высокопарном стиле. К этому периоду творчества Пушкина относится стихотворение «Певец», созданное в 1816 году. Оно абстрактно по своему содержанию, однако имеет необычную форму. Написанное пятистопным ямбом, который так любил поэт, это произведение обладает одной особенностью: каждое его четверостишие заканчивается пятой строфой виде вопроса. Фактически стихотворение представляет собой отдельные куплеты, поэтому еще при жизни Пушкина оно было положено на музыку и превратилось в романс. Что же касается смысловой нагрузки, то в этом произведении Пушкин делает упор не только на повторяющийся рефрен, который в романсе выполняет роль припева, но и на внутренний мир главного героя произведения, прототипом которого сам и является .

Необходимо учесть, что 17-летний поэт уже успел постичь горечь любовного разочарования, поэтому пребывал в весьма угнетенном душевном состоянии. Он слишком близко воспринял к сердцу своей мимолетный летний роман с дочерью соседского помещика, поэтому главного героя стихотворения изображает, как «певца любви, певца своей печали». Стоит, впрочем, отметить, что с этого момента грусть становится верной спутницей всех романтических увлечений поэта, и Пушкин считает это вполне закономерным явлением. Именно по этой причине своего певца поэт наделяет прискорбной улыбкой и потухшим взором, а его песню считает «унылой и простой».

У рефрена в виде вопроса, повторяющегося после каждого четверостишия, помимо смысловой нагрузки есть и еще одна задача – привлечь внимание читателей к образу страдающего юноши. Именно поэтому поэт спрашивает, видели ли его окружающие, слышали ли они его песню и вздохнули ли, заглянув в глаза человеку, наполненные тоской и разочарованием? Таким нехитрым образом Пушкин хочет донести до людей свою душевную боль и поделиться теми противоречивыми чувствами, которые испытывает, разочаровавшись в первой любви. Поэт не подозревает, что подобное испытывают не только юноши, но и люди более зрелого возраста, потому что от неудачных романов никто не застрахован. Именно поэтому романс «Певец» до сих пор входит в репертуар эстрадных исполнителей, так как бессмертные строки этого произведения находят отклик в душе тысяч слушателей.

«Певец», анализ стихотворения Александра Пушкина

Тема поэта и поэзии есть в творчестве любого поэта, ведь рано или поздно каждый из них задумывается над тем, кому он служит своим творчеством, чьи интересы выражает, какие идеалы воспевает. Для Александра Сергеевича Пушкина очень часто служение Музе сопровождалось противостоянием с властью, и тогда стихотворения, особенно ранние, содержали призыв к свободе. Неслучайно именно после таких своих первых стихов Пушкин оказался в Южной ссылке.

Однако нужно вспомнить, что уже во время обучения в Царскосельском лицее начинающий поэт Александр Пушкин был заочно принят в члены литературного общества «Арзамас» и не мог не избежать влияния своих старших коллег по цеху — Константина Батюшкова и Василия Жуковского. Позже Жуковский признал, что Пушкин его превзошел в поэтическом мастерстве, когда подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Но тогда, в 1816 году, Пушкин сам стал прекрасным учеником, переняв романтические особенности поэзии своих старших коллег.

Созданное как раз в 1816 году, стихотворение «Певец» носит еще подражательный характер. Пятистопный ямб, которым написано стихотворение, больше напоминает манеру письма Батюшкова. Кстати сказать, сам Пушкин впоследствии в своем творчестве будет использовать постоянно четырехстопный ямб — этим размером будет написано большинство стихотворений и знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» .

Строфа, состоящая из пяти строк, тоже несвойственна будущим произведениям поэта, но в «Певце» пятая строка — повторение в виде вопроса части первой строки. Это звучит, как будто эхо, еще больше усиливая сентиментальное звучание такого грустного стихотворения. Видимо, подобное звучание напоминало песню: еще при жизни поэта это произведение стало романсом (в разное время музыку сочиняли А. Алябьев, А. Верстовский и другие известные русские композиторы).

Если в первые годы обучения в Лицее стихи Пушкина были созданы под влиянием легкой анакреонтической поэзии (больше всего проявляется в стихах, написанных на французском языке), то как раз с 1816 года Александр обращается к жанру элегии, и в его творчестве появляются новые мотивы: он пишет о неразделенной любви, угасании души и уходе быстротечной молодости.

Все эти мотивы с легкостью можно услышать в стихотворении «Певец». Герой этого лирического произведения, «певец любви, певец своей печали». — юноша, испытавший все грани любви. Сначала герой в «час утренний» оглашал пустынные поля за рощей «унылым и простым» звуком свирели — был влюблен. Уже в следующей строфе его тихий взор исполнен тоской, а на лице — следы слез, видимо, от неразделенного чувства любви. Последняя строфа — выражение печального итога любовной истории: перед читателем возникает образ юноши со взором «потухших глаз» .

Каждая строфа начинается и заканчивается с вопроса, обращенного к читателю, как будто поэт взывает к сочувствию тех, кто тоже пережил личную трагедию несчастной любви. И пусть в этом стихотворении еще много литературных штампов XIX века («глас ночной». «внимая тихий глас». «пустынная тьма» ), но сила чувства, выраженная в стихотворении, говорит о том, что так проникновенно может написать только великий поэт. Недаром позже появятся такие шедевры любовной поэзии, как «К*». «Я вас любил». «На холмах Грузии». Но стихотворение «Певец» стало «первой ласточкой» в чреде любовных признаний замечательного поэта Александра Сергеевича Пушкина.

Слушать стихотворение Пушкина Певец

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Певец

Анализ стихотворения Пушкина Певец