Анализ стихотворения Пушкина Памятник

Анализ кратко для 9 класса

За полгода до своей гибели А.С. Пушкин подвел итог своего творчества стихотворением «Я памятник себе воздвиг». Это было время, когда поэт просто погряз в сплетнях, его семейная жизнь также складывалась не лучшим образом, его стихи запрещала печатать цензура.

В стихотворении автор дает оценку всему своему творчеству, анализирует свой вклад в мировую литературу. Это произведение, по сути, подражание Державину.

Пушкин приходит к выводу, что поэт должен дарить свой талант народу. В жестокий век восславляет свободу и «чувства добрые» лирой пробуждает. Народное признание и любовь читателей автор заслужил именно тем, что пробудил у людей эти чувства.

Поэт не требует за свое творчество никакого вознаграждения, он призывает читателей понять его чувства и слова. Ведь тема свободы и воли всегда была у Пушкина на первом месте. Поэт верит, что пока на земле жив хоть один поэт, поэзия будет жить.

Основная тема стихотворения — философское раздумье о жизни и творчестве. По жанру — это ода, которая строится на гуманизме и свободолюбии.

И, действительно, прошло уже много лет после смерти Пушкина, а «народная тропа» к его творчеству никогда не зарастает. Мы, потомки, всегда будем гордиться тем, что в нашей стране был поэт, который искренне любил поэзию и Отчизну.

Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Памятник № 1

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушки­ным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.

В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Алек­сандра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.

Произведение написано в жанре греко-римской оды, это воль­ное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разраба­тывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.

Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Го­раций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Ита­лию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пуш­кин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Про­рока». Он с гордостью говорит о народном признании его про­изведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.

В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобраз­ное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «ми­лости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низмен­ных, земных дел, от оценок общества.

Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («па­мятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и мно­госоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой про­буждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения созда­ется с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого сти­ля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».

Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пуш­кинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Я памятник себе воздвиг. "

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Памятник № 2

В стихотворении «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. », написанном в 1836 году, Пуш­кин подводит итог своему творческому пути. Здесь, как и в «Пророке», «Поэте», поднимается очень значимая для него тема божественного призвания поэта-пророка.

Трактовка этого стихотворения в течение долгого времени оставалась весьма неоднозначной. Основным источником разночтений служит явное, на первый взгляд, противоречие между смыс­лом двух последних строф. Если в четвертой строфе, как полагает большинство пушкинистов, поэт признает заслугой своего творчества его общественную и даже политическую активность («. в мой жестокий век восславил я свободу и милость к падшим призывал»), то трудно объясни­мым становится полное равнодушие к общественному отклику, провозглашенное в пятой строфе («Хвалу и клевету приемли равнодушно»). Однако если прочитывать это стихотворение в контексте других произведений, посвященных этой же теме, то противоречие снимается.

Тема божественного призвания поэта, развернутая в «Пророке» и прошедшая через другие сти­хотворения цикла, подытожена здесь в последней строфе:

Веленью Божию, о муза, будь послушна,

Обиды не страшась, на требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца.

Из верности божественному призванию вытекает взаимосвязь двух других тем. Прежде всего, это гордая независимость поэта и его творчества, возвышающая их над обществом, государством, временем («Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа»). Поскольку поэт должен быть послушен лишь «веленью Божию», то естественно, что только он сам и может оце­нить свой труд. Осознание исполненного призвания приводит к тому, что поэт пророчески пред­сказывает свое творческого бессмертие.

Таким образом, сюжет стихотворения обладает вовсе не противоречивой, а строгой и стройной внутренней логикой. От непокорного вознесения над обществом и временем (1 строфа) лирическая мысль движется к предсказанию своей судьбы в будущем (2—3 строфы), поясняет предсказание (4 строфа) и приходит к итогу — к божественному призванию поэта.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Пушкина «Памятник»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Памятник № 3

За год до своей смерти, как бы подводя итог своей поэтической деятельности, Пушкин написал стихотворение «Памятник». По своей теме и построению оно близко к одноимённому стихотворению Державина, который в свою очередь взял в качестве формального образца оду древнеримского поэта Горация «Памятник». У Пушкина, как у Державина, в стихотворении пять строф, написанных по одинаковому плану. Но мысли Пушкина и Державина о своём творчестве, оценка его основного смысла и значения глубоко различны.

Уже в первой строфе Пушкин подчёркивает народность своего творчества.
Поэт «воздвиг» себе «нерукотворный памятник», который выше «Александрийского столпа», т. е. колонны, поставленной в честь Александра I на Дворцовой площади в Петербурге.

Далее Пушкин говорит о своём историческом бессмертии и пророчески предсказывает будущую широкую известность своей поэзии среди всех народов России. Это полностью осуществилось в Советском Союзе, когда произведения великого русского поэта, переведённые на многочисленные языки свободных братских народов, проникли во все уголки нашей великой многонациональной страны и сделали имя Пушкина родным и близким всем народностям, её населяющим. В IV строфе содержится основная мысль всего стихотворения — оценка Пушкиным идейного смысла своего творчества.

Пушкин утверждает, что право на признание и любовь народа он заслужил, во-первых, высокой человечностью своего творчества («чувства добрые я лирой пробуждал»); во-вторых, своей борьбой за свободу («в мой жестокий век восславил я свободу», а в варианте этой строки он называл себя последователем революционера Радищева: «вслед Радищеву восславил я свободу») ; в-третьих, защитой декабристов («и милость к падшим призывал»).

В последней строфе, обращаясь к своей музе, Пушкин призывает её, «обиды не страшась, не требуя венца», принимать равнодушно хвалу и клевету и следовать собственному призванию.
Стихотворение, в соответствии с темой, написано в жанре греко-римской оды. В связи с этим и подбор слов, и интонация отличаются торжественностью, возвышенностью. Этому содействуют введённые поэтом славянизмы: воздвиг, главою, тленья, пиит, сущий в ней язык, (т. е. народ), велению и другие. По интонации «Памятник» представляет собой торжественную речь народного поэта-гражданина, утверждающего своё право на историческое бессмертие.

Анализ стихотворения Пушкина Памятник

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Памятник № 4

Это одно из последних стихотворений А.C.Пушкина, представляющее собой одновременно исповедь, самооценку, манифест и завещание великого поэта. Стихи написаны как своеобразное подражание стихотворению Державина «Памятник», которое, в свою очередь, является переделкой оды Горация «К Мельпомене».

Продолжая традицию своих предшественников, Пушкин подводит итог своего творческого пути, с достоинством говорит о своих заслугах перед потомками и утверждает свободу художественного творчества. Традицией обусловлена и жанровая специфика стихотворения. Как ода, стихотворение звучит торжественно и патетично. В нём слышится уверенность поэта в большой общественной значимости сделанного им за свою жизнь, непоколебимая вера в то, что народ его не забудет.

Твёрд и категоричен избранный поэтом размер — шестистопный ямб, традиционный для одического произведения. Стихотворение написано катренами с перекрёстной рифмовкой, где женская рифма чередуется с мужской. Однако последняя строка каждой строфы содержит всего четыре стопы и потому звучит более выразительно, подчёркивая законченность высказывания поэта.

В конце первой строчки определение «нерукотворный». Оно влечёт за собой новые, чисто пушкинские образы и ассоциации («не зарастёт народная тропа», «вознёсся выше он главою непокорной»), с помощью которых поэт подчёркивает непреходящее значение своей поэзии. «Нерукотворный» является живым русским вариантом книжного церковнославянского «нерукотворённый». В словаре В.Даля «нерукотворный» означает «не руками сделанный, созданный, сотворённый Богом».

Образ памятника таким образом двоится. С одной стороны, он даётся вполне конкретным, существующим в пространстве и времени («К нему не зарастёт народная тропа»), с другой — его конкретность мнимая, это не столько материальный знак памяти (бронзовый монумент, как это было у предшественников Пушкина), сколько идеальный, чудесный, духовный (художественное творчество).

Пушкин хорошо знал, что вдохновение божественного происхождения, оно приходит само собой свыше, но налагает на поэта благородный подвиг творчества. Поэтический труд — это усилие поэта навстречу вдохновению. Поэтому рядом с метафизическим определением «нерукотворный» оказывается пластически конкретный, «трудный» по смыслу глагол «воздвиг», которым задаётся значение напряжённого созидания, а не мгновенного чуда. Странное сочетание «воздвиг нерукотворный», как всегда у Пушкина, удивительно точно выражает сущность творческого процесса.

В первой строфе содержатся три устаревших слова: два глагола с приставкой воз- («воздвиг» и «вознёсся») и неполногласная форма «глава» В значении «голова», что естественно для одического произведения, так как славянизмы являются одним из средств создания высокого, торжественного, патетического стиля. В последующих строках славянизмы используются поэтом довольно часто.

-Вознёсся выше он главою непокорной Александрийского столпа». Как бы ни трактовался

«Александрийский столп» (как памятник Александру I или как Помпеева колонна в Александрии), ясно, что в пушкинском стихотворении это символ земного преходящего владычества, царства кесаря, и ему противопоставлено царство поэта, царство духа, которое «не от мира сего».

В третьей строфе поэт развивает тему славы, пророчески говорит о всеобщем признании его творчества здесь, «в подлунном мире». Использование синекдохи «И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой / Тунгус, и друг степей калмык» помогает поэту конкретизировать формулу: «И назовёт меня всяк сущий в ней язык». Эта строфа особенно насыщена архаизмами: «слух» — слава, «назовет» — признает, «сущий» — существующий, «язык» — народ.

В четвёртой строфе оды получает компромиссное разрешение давний конфликт между поэтом и толпой. В стихотворениях «Поэт и толпа» и «Поэту» Пушкин отстаивал свободу творчества от всяких внешних посягательств. Здесь высота поэтического самосознания уже не обращена против народа, ведь будущий народ не посягает на права вдохновения, ничего не требует от поэта, он только берёт то, что особенно ценит.

«Чувства добрые», свобода и «милость к падшим», то есть сосланным в Сибирь декабристам, возводят поэта в ранг пророка и учителя.

Заключительная строфа стихотворения, в корне отличаясь от соответствующей строфы Державина, не содержит вместе с тем ничего принципиально нового, чего не было бы в более ранних произведениях Пушкина. В предельно сжатой и точной формуле провозглашаются давно уже сложившиеся взгляды поэта на природу творчества.

По существу, заключительная строфа — это духовная программа, манифест поэта, осознавшего творчество как сложное взаимодействие свободы и послушания, личности и Бога, труда и вдохновения». Творчество свободно, но не самочинно. Муза возведена на высоту царственную, надмирную, но при этом подчинена Богу. Пушкин первым ввёл в «Памятник» тему «веленья Божия-, то есть ту вертикаль, которой пушкинский «Памятник» отличается от всех предшествующих «Памятников»’. В первых строфах вертикаль воздвигнута от земли к небу, куда по смерти уходит «душа в заветной лире», в последней — «веленье Божие» сверху осеняет земной путь поэта.

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный», анализ стихотворения Пушкина

Желание воздвигнуть себе «памятник нерукотворный» впервые озвучил в своем творчестве древнеримский поэт Гораций. Он высказал мысль о том, что лучшим воплощением памяти для поэта станут его стихи, переходящие из одного поколения в другое. В России эту традицию подхватил Гавриил Романович Державин, переведя стихотворение Горация и наполнив его новым гражданским смыслом. Однако Александр Сергеевич Пушкин отступил от этих образцов. Он воплотил в своем «Памятнике» собственную судьбу, осмысленную на фоне исторических событий в России.

Уже в первых строчках поэт заявляет, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Что вызывает такую уверенность у Пушкина? В конце второй главы своего романа «Евгений Онегин» он уже высказывал идею собственного бессмертия в эпиграфе: «Воздвигнул памятник и я?» В «Памятнике», написанном в 1836 году, накануне трагической гибели поэта, эта надежда на будущее народное призвание звучит как пророчество на пороге смерти.

Стихотворение полно невеселых раздумий о жестокости XIX века, об отношениях с царем и вельможами из высшего света, о так и недостигнутом счастье свободы. Но уже в первом четверостишии Пушкин с уверенностью заявляет о своей личной победе над самодержавием, потому что уверен: его «памятник нерукотворный»«вознесся выше главою непокорной Александрийского столпа» .

Кто же дает поэту такое право на бессмертие? Ответ прост: сам народ. Ведь «народная тропа» не зарастет, а поэзия Пушкина станет достоянием русского народа: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой…» Поэт утверждает, что именно народом он был взращен и воспитан, ему открылась мудрость целого народа. Может быть, поэтому в будущем его назовет «всяк сущий в ней язык». Причина такого долголетия — в свободном противостоянии «жестокому веку». Уже современники по праву оценили двойное мужество поэта: он непокорен и жестокости власти, и толпе. Поэтому в свой жестокий век он «восславил свободу и милость к падшим призывал». В полной мере это стихотворение можно назвать одой.

Интересно слушать стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» в исполнении разных чтецов. Каждый из них использовал свою трактовку. Например, В. Яхонтов читал произведение Пушкина громогласно и торжествующе. Для него это победа над временем и властью, это выход за пределы ограниченного существования в Божий мир. Иногда стихотворение звучит по-детски восторженно, что в финале оказывается лишним, неоправданным.

Д. Журавлев, наоборот, подчеркивает измученность поэта поединком с властью. Обида, дерзкий и сдавленный выкрик сменяется страстной уверенностью в бессмертии автора, но к концу наполняется мечтательным успокоением. В таком исполнении стихотворение звучит как торжественная молитва, а герой обретает спокойствие и величие.

Торжественность произведению придает размер — шестистопный ямб. Если излюбленный вариант Пушкина — четырехстопный ямб (им написана основная часть поэтических произведений), то добавление еще двух стоп придает размеру сходство с гекзаметром, которым написаны знаменитые «Одиссея» и «Иллиада» Гомера. Использование старославянизмов «воздвиг». «главою». «пиит». «тленья». «сущий» придает «Памятнику» некую монументальность: у читателя сразу возникает мысль о вечности этого произведения и его автора.

Постулат о том, что поэт должен «чувства добрые лирой пробуждать» стал жизненным девизом всех, кто наполнял сокровищницу русской поэзии. Говоря же о свободе, Александр Сергеевич утверждал политическую и духовную свободу, независимость от сословных, религиозных, национальных и прочих предрассудков. В этом контексте интересно воспринимается одна строка: когда Пушкин писал «милость к падшим призывал». то, конечно, речь шла о декабристах. Но эти слова поэта получили более широкое значение: это и о крепостных крестьянах, и о простых горожанах, и о замученных солдатах.

В конце Пушкин подводит итог и личному опыту. Он при жизни испытал «хвалу и клевету». к которой сейчас призывает музу отнестись равнодушно, ведь она должна служить другим идеалам: красоте, свободе, добру и справедливости. В итоге «Памятник», начавшись бунтом, заканчивается призывом к смирению, которое лишает зависимости от суеты: обиды, хвалы, клеветы глупца.

9 класс

Послушайте стихотворение Пушкина Памятник

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Памятник

Анализ стихотворения Пушкина Памятник