Анализ стихотворения Пушкина Осень унылая пора



Анализ стихотворения «Осень» Пушкина А. С.

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень унылая пора № 1

January 11, 2014

1833 год в судьбе Александра Сергеевича ознаменовался второй «болдинской осенью» и небывалым творческим подъемом. Писатель как раз возвращался с Урала и решил остановиться в деревне Болдино. В этот период он написал очень много интересных и талантливых произведений, среди которых было и стихотворение «Осень». Пушкина всегда очаровывала золотая пора года, он любил это время больше всего - об этом он неустанно повторял как в прозе, так и в стихах. Вот и в 1833 году писатель решил посвятить осени большое и эмоциональное стихотворение.

Александр Сергеевич очень хотел передать особую атмосферу радости по поводу наступления его любимой поры года. «Осень» Пушкина поражает читателя своей красотой и поэтичностью. Поэт не может объяснить, с чем связано его восхищение этим временем года. Весна ему не нравится, потому что начинается оттепель, докучает грязь. Летом было бы весело, если бы не донимали комары, мухи, пыль и невыносимая жара. Еще Пушкину нравится зима с ее белоснежным покрывалом, лютым морозом, интересными праздниками. Но отношение к осени у поэта особенное, еще природа не сбросила своего наряда, но уже готовится к продолжительному сну.

Загрузка...

Стихотворение Пушкина «Осень» написано ямбом, что придает ему веселости и оживленности, очень точно передавая душевное состояние автора. Тематика произведения грустная, а вот ритмический узор размера этому противоречит, при этом добавляя выразительности и вовсе не нарушая единства художественного впечатления от работы. В стихотворении внимание уделяется лирическим переживаниям. Поэт очень красочно передал картину последнего вздоха природы: «она жива еще сегодня, завтра нет».

Читая стихотворение «Осень» Пушкина, читатель может мысленно представить прекрасные болдинские пейзажи, «в багрец и золото одетые леса». Несмотря на грустные слова и порой тоскливое настроение, благодаря рифме стих кажется динамичным и живым. Писатель не может толком объяснить своей любви к золотой поре года, она просто ему нравится, как кому-то может нравиться «чахоточная дева». Именно осень Пушкина всегда вдохновляла на написание красочных и интересных работ.

Конечно, данное стихотворение нужно воспринимать не только как описание поры года. В нем поэт изобразил различные картины жизни: зимние праздники, катание на коньках, охота помещиков, летний зной. Есть в нем и скрытый смысл, касающийся судьбы поэта-вольнодумца, пытающегося творить в условиях самодержавия. Но все же это стихотворение является одой любимому времени года, в нем восхвалял осень Пушкин.

Анализ произведения позволяет разобраться в чувствах поэта, понять напряжение всех сил его души, творческое горение и нетерпение. Стихотворение заканчивается вопросом «Куда ж нам плыть?» Это раздумье уже касается положения поэта в обществе, его жизни в условиях самодержавно-крепостнического строя. «Осень» написана в форме непринужденной беседы с читателем, автор делится своими переживаниями, мыслями, чувствами. Особенной живости добавляет меняющаяся интонация: со спокойной повествовательной на ироническую и лирическую.

Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень унылая пора № 2

Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.
Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень – его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.
Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».
Сходны в стихотворении образы осенней природы - лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».
Жанр произведения – стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения – ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.
В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая – с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две – друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения – октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.
Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».
Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото». По-моему, данное творение – образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

39049 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу "одно сочинение в одну школу" :

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Разное / Анализ стихотворения А.С.Пушкина «Осень»

Смотрите также по разным произведениям Пушкина:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

«Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Осень»»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень унылая пора № 3

Произведение написано Пушкиным в 1833 году. А.С. приехал в имение Болдино на обратном пути с Урала. Настал период нового творческого подъема поэта: началась его вторая знаменитая «Болдинская осень». В короткое время А.С. написал множество первоклассных произведений.

Пушкин не раз и в прозе, и в стихах повторял, что осень — его любимое время года, поэтому поэт описывал «унылую пору, очей очарованье» с необычайной убедительностью и эмоциональностью. Он рассказывал о своем восхищении: «Люблю…в багрец и золото одетые леса». Поэт воспевает «прощальную красу», несмотря на скорое ее завершение. Он показывает, как рождается в его душе вдохновение, возникают поэтические образы, претворяясь в лирические создания.

Пушкин хотел заразить читателя своей особенной, небывалой любовью к осени, знамению вечного обновления жизни. Александр Сергеевич, обращаясь к «читателю дорогому», надеется, что публика сможет также понять всю красоту «улыбки на цветах увянувших» и насладиться чудесными описаниями «сладкой тишины».

Сходны в стихотворении образы осенней природы — лирического героя. В их описании передаются впечатления поэта, его чувства: «прощальная краса, природы увяданье, редкий солнца луч».

Жанр произведения — стихотворение, поэтому большое внимание уделено лирическим переживаниям. Главную роль в описании осени играют эпитеты: «могильная пропасть», «свежее дыханье». Пушкин, словно кистью рисует картину последнего вздоха природы. Метафора «в багрец и золото одетые леса» позволяет мысленно представить почти сказочные лесные богатства болдинских мест осенью. Инверсия («Люблю я пышное природы увяданье») способствует поддержанию рифмы, из-за чего ритм стихотворения кажется более живым, динамичным. Обращение «Унылая пора!» частично олицетворяет осень, делая ее еще более живописной. Пушкин использует прием аллитерации для описания шума ветра: «В их сенях ветра шум и свежее дыханье». Большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу. Размер стихотворения — ямб. Поэзия, написанная ямбом, обычно окрашена в оживленный, веселый тон, точно передающий светлое душевное состояние автора. Ритмический узор размера противоречит грустной тематике стихотворения. При этом не только не нарушается единство художественного впечатления от стихов, но, наоборот, именно этим создается особая прелесть и выразительность произведения.

В стихотворении не присутствует свойственное лирике Пушкина нарастающее движение, преобладают личные интонации. Особая выразительность создается использованием лексики старого стиля: «осенний хлад», «страждут озими», «мучишь». «Осень» интересно рифмована: отдельными строфами, по восемь стихов в каждой. Первая, третья и пятая строчки рифмуются между собой («очарованье», «увяданье», «дыханье»); вторая — с четвертой и шестой («краса», «леса», «небеса»); последние две — друг с другом («морозы», «угрозы»). Такая последовательность проведена через все стихотворение. Строфика произведения — октава, благодаря которой создается оттенок легкой грусти.

Наблюдается использование синтаксических приемов, усиливающих выразительность речи. В стихотворении присутствует перенос со строки «Так нелюбимое дитя в семье родной / К себе меня влечет». Пушкин неоднократно меняет порядок слов, использует инверсию: «к привычкам бытия вновь чувствую любовь». В стихотворении встречается синтаксический параллелизм: «Чредой слетает сон, чредой находит голод».

Красочность и пышность увядающей осени Пушкина поражает. Читая верное, точное и реалистическое изображение картин природы, невольно хочется лично увидеть рощу в Болдино, «последние лисы с нагих … ветвей», ощутить «осенний хлад». Кажется, что осень в стихотворении поэтически очеловечена, иносказательно, метафорически представлена в виде живого существа («чахоточная дева», «бедняжка клонится без ропота и гнева»), пышно наряжена «в багрец и золото». По-моему, данное творение — образец прекрасного лирического произведения, классика мировой поэзии.

«Осень», анализ стихотворения Александра Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Осень унылая пора № 4

История создания

Как и многие наиболее знаменитые творения поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. стихотворение «Осень» было написано с осенние месяцы пребывания художника в Болдино. Осень была любимым временем года Пушкина, когда творческое вдохновение позволяло ему беспрестанно трудиться над будущими шедеврами. Именно период, именуемый болдинской осенью, был наиболее творчески плодотворен в жизни Александра Сергеевича. Тогда же появились знаменитейшие «Повести Белкина», ряд стихотворений, завоевавших наибольшую любовь читателей впоследствии. Написано стихотворение было в 1833 году.

Сюжетная линия, образы, тема

В строках произведения сразу чувствуется особенная любовь, нежность поэта к золотому времени года. Каждая из них (строк) преисполнена теплого чувства, восхищения, восторга печальным, но светлым состоянием всего живого вокруг в осеннюю пору. Необыкновенное обращение, восклицание «Унылая пора! Очей очарованье!», в основе которого лежит прием антитезы, дает читателю истинное представление об осени. Это время знаменуется погружением природы в сон, который закончится прекрасным обновлением и пробуждением. Понятным душе языком Пушкин пишет об осени и ее хрупкой красоте, преломляющейся в косых скулах дождя и ярких акварельных пятнах листопада.

Мотива печали и утраты в «Осени» нет. Напротив, поэтические строки заставляют восхититься, затаить дыхание от того, как прекрасна пышно увядающая природа, сверкающая багряными и золотыми красками. В «Осени» можно проследить несколько сюжетных мотивов. Пушкин не только искусно и с любовью говорить об осени, но и повествует о своем творческом процессе и судьбе художника в царской России. В стихотворении присутствуют зарисовки из жизни, пейзажи: помещичья охота, приносящая урон засеянным крестьянами полям, зимние праздничные гулянья, люди, томящиеся от летнего зноя. Упоминание о других временах года используется и как сравнение, ведь лучше осени для Александра Сергеевича нет ничего.
Он предлагает нам, читателям, насладиться сладостной тишиной, увидеть особенную прелесть, которой пронизаны улыбки увядших цветов,

Без изобилия средств художественной выразительности, но ясно и правдиво пишет поэт о деревенской осени:

Октябрь уж наступил; уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
осенний хлад, дорога промерзает;
урча ещё бежит за мельницу ручей,
Но пруд уже застыл.

Произведение завершается фразой «Куда ж нам плыть?», где воплощены мысли и умозаключения Александра Сергеевича о тягостном положении художника эпоху самодержавного строя, где давление и контроль только усилились после подавления восстания декабристов. Тон стихотворения периодически меняется: светлая и спокойная интонация, которой пронизана первая строфа, сменяется то на задушевно лирическую, то на ироническую, где присутствует авторское «я».

Композиция, тропы

Жанр «Осени» - обращение. Поэт словно ведет с читателем непринужденную беседу. Размер, которым исполнено произведение – шестистопный ямб, благодаря которому достигается впечатление размеренности, спокойствия речи. Ритмический узор стихотворения погружает нас в осеннюю негу вместе с Пушкиным. Союз такого стихотворного размера и объемной строфы, называемой октавой, придает каждой из строф завершенность и легкий налет светлой грусти. Пушкин использует такие средства художественной выразительности, как сравнения, метафоры («в багрец и золото одетые леса»), эпитеты («могильное дыханье»), инверсия. Выразительность поэтической речи особенно усиливают выражения старого стиля («хлад», «мучишь»).

Стихотворение А.С. Пушкина «Осень» (восприятие, толкование, оценка)

1. История создания произведения.

2. Характеристика произведения лирического жанра (тип лирики, художественный метод, жанр).

3. Анализ содержания произведения (анализ сюжета, характеристика лирического героя, мотивы и тональность).

4. Особенности композиции произведения.

5. Анализ средств художественной выразительности и стихосложения (наличие тропов и стилистических фигур, ритмика, размер, рифма, строфика).

6. Значение стихотворения для всего творчества поэта.

Стихотворение «Осень» было написано А.С. Пушкиным в 1833 году, когда поэт приехал в Болдино на обратном пути с Урала. Этот период был очень плодотворным в творчестве Пушкина (так называемая вторая Болдинская осень). За полтора месяца он завершает работу над «Историей Пугачева» и «Песнями западных славян», начинает писать «Пиковую даму», создает поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях», стихотворение «Осень».

Жанр произведения – отрывок, стиль – реалистический. Мы можем отнести «Осень» и к пейзажной лирике, в которой присутствуют элементы философской медитации. Как отмечают многие литературоведы, содержание отрывка синтезирует сферу значительного, прекрасного и сферу обыденного, бытового.

Эпиграф отрывка отсылает нас к стихотворению Г.Р. Державина «Евгению. Жизнь званская». Пушкин в своем стихотворении как бы продолжает развивать некоторые темы, звучащие у его предшественника. Герой Державина обретает покой в уединенной сельской жизни, в кругу своей семьи:

Возможно ли сравнять что с вольностью златой,
С уединением и тишиной на Званке?
Довольство, здравие, согласие с женой,
Покой мне нужен – дней в останке.

Он наслаждается отдыхом на лоне прекрасной природы:

Дыша невинностью, пью воздух, влагу рос,
Зрю на багрянец зарь, на солнце восходяще,
Ищу красивых мест между лилей и роз,
Средь сада храм жезлом чертяще.

Вполне закономерно здесь возникает мотив творчества:

Оттуда прихожу в святилище я муз,
И с Флакком, Пиндаром, богов восседши в пире,
К царям, к друзьям моим, иль к небу возношусь,
Иль славлю сельску жизнь на лире.

Аналогичное развертывание темы (от природы к творчеству) находим мы и в стихотворении Пушкина.

Об осени писал и другой поэт – Е.А. Баратынский. У него есть стихотворение с таким же названием. В своем произведении Баратынский уподобляет осень поре зрелости в человеческой жизни. Это время «сбора плодов, урожая», того, что человек приобрел в своей духовной и нравственной жизни. Однако какой же урожай собирает лирический герой Баратынского? Жизненный опыт, включающий в себя и негативные моменты: презренье к «мечтам, страстям, трудам мирским», «язвительный, неотразимый стыд», «обманы и обиды». Под конец жизни он с горечью осознает собственное одиночество, испытывает мрачную тоску:

Ты, некогда всех увлечений друг,
Сочувствий пламенный искатель,
Блистательных туманов царь – и вдруг
Бесплодных дебрей созерцатель,
Один с тоской, которой смертный стон
Едва твоей гордыней задушен.

Открытие истины не проходит даром для человеческой души. Горький опыт способен уничтожить душу человека или же привести его к богу. Однако человек никому не может передать этот свои духовные открытия. Снег заметает у Баратынского все надежды, чаяния, преемственность личностного и духовного опыта. Завершающие строки стихотворения поражают нас своей безысходностью:

Со смертью жизнь, богатство с нищетой —
Все образы годины бывшей
Сравняются под снежной пеленой,
Однообразно их покрывшей, —
Перед тобой таков отныне свет,
Но в нем тебе грядущей жатвы нет!

У Пушкина же, напротив, осенняя тема связана с оптимизмом, бодростью духа, радостью творчества: «И с каждой осенью я расцветаю вновь…». Отрывок начинается скромным и натуралистичным описанием осенней поры:

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…

Далее герой сравнивает осень с другими временами года. И признается в своей нелюбви к весне, которая порождает в душе его неясную тоску:

Теперь моя пора: я не люблю весны;
Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;
Кровь бродит, чувства, ум тоскою стеснены.

Зимняя пора угнетает его своим затянувшимся однообразием:

Но надо знать и честь; полгода снег да снег,
Все это наконец и жителю берлоги,
Медведю, надоест.

Лето же приносит с собой природные явления, которые угнетают физическое и душевное состояние героя:

Ох, лето красное! любил бы я тебя,
Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.
Ты, все душевные способности губя,
Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи;
Лишь как бы напоить да освежить себя —
Иной в нас мысли нет, и жаль зимы старухи…

Затем герой признается в своей любви к осени:

Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.

Он начинает анализировать свои чувства и сравнивает осень с «чахоточной девой», кротко воспринимающей собственную смерть. И здесь мысль поэта обретает философскую глубину: осень, пора подведения итогов, вбирает в себя черты всех годовых времен. Если метафорически перенести это на состояние лирического героя, его возраст, то жизненный опыт, пройденные душою его «весна» и «лето» не тяготят его, в отличие от героя Баратынского. Напротив, все это порождает в нем любовь к жизни, желание насладиться ее дарами. А за всем этим стоит вера в ее разумность и смирение.

И с каждой осенью я расцветаю вновь;
Здоровью моему полезен русский холод;
К привычкам бытия я чувствую любовь:
Чредой слетает сон, чредой находит голод;
Легко и радостно играет в сердце кровь,
Желания кипят – я снова счастлив, молод,
Я снова жизни полн…

Таким образом, в подтексте стихотворения мы угадываем мысль о мудрости жизни, проявляющейся в смене времен года. Этот то же вечный закон, которому подвластен человек и о котором поэт рассуждает в стихотворении «Вновь я посетил». Радостные эмоции, гармоничное состояние души порождают в герое творческое вдохновенье:

И забываю мир, и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне…

Композиционно в отрывке выделим три части. Первая часть – скромный осенний пейзаж. Вторая часть – картины весенней, зимней и летней природы. В третьей части лирический герой вновь возвращается к теме осени и анализирует свое отношение к этой поре года. Здесь же возникает мотив творчества, поэтического вдохновенья, которое герой сравнивает с кораблем-громадой. Заканчивается стихотворение открытым вопросом: «Плывет. Куда ж нам плыть?». Вопрос этот тематически перекликается с эпиграфом из стихотворения Державина: «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум?». Таким образом, мы имеем кольцевую композицию.

«Осень» написана октавами. В шести строчках из восьми использованы две рифмы в перекрестной рифмовке, две последние строки объединены парной рифмой. Чередование женских и мужских рифм меняется через строфу. В произведении использованы разнообразные средства художественной выразительности: метафоры («дохнул осенний хлад», «роща отряхает Последние листы») «в багрец и золото одетые леса»), эпитеты («красою тихою», «блестящие тревоги», «свежее дыхание», «прощальная краса», «в сладкой тишине»), оксюморон («пышное…увяданье»), инверсию («Люблю я пышное природы увяданье») анафоры («И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы»), синтаксический параллелизм («Чредой слетает сон, чредой находит голод»), аллитерации и ассонансы («Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса», «В их сенях ветра шум и свежее дыханье»). Слова высокого стиля («хлад», «мучишь») соседствуют в произведении с прозаизмами («организм»).

Место произведения в творчестве поэта определяется синтезом в нем лирического и эпического планов. Сюжета как такового в «Осени» нет, но мы отмечаем в ней эпичность временных и пространственных масштабов. Исследователи сравнивали отрывок с пушкинским романом в стихах, находя в них общие черты: реалистический стиль, синтез эпического и лирического, общность авторской манеры (разговор с читателем). Стихотворение «Осень» вызывает неизменный интерес критиков и литературоведов.

МегаШпора в соцсетях:

Послушать стихотворение Пушкина Осень унылая пора

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Осень унылая пора

Анализ стихотворения Пушкина Осень унылая пора