Анализ стихотворения Пушкина Муза



Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Муза № 1

Стихотворение А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» (1836) представляет собой своеобразное поэтическое завещание поэта. По теме оно восходит к оде римского поэта Горация «К Мельпомене», откуда взят и его эпиграф. Интересно, что первый перевод этой оды был сделан М. В. Ломоносовым, затем ее основные мотивы развивал Г. Р. Державин в своем стихотворении «Памятник» (1796). Но все эти поэты, подводя итог творческой деятельности, различно оценивали свои поэтические заслуги и смысл творчества, по-разному формулировали свои права на бессмертие. Гораций считал себя достойным славы за то, что хорошо писал стихи, Державин — за поэтическую искренность и гражданскую смелость.
Лирический герой А.С. Пушкина также связывает свой «нерукотворный памятник», свою будущую посмертную славу с существованием поэзии:
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Он говорит о себе не только как о национальном русском поэте, оставившем след в памяти народной. Он уверен, что к его памятнику «не зарастет народная тропа». Поэт как бы очерчивает географические границы своей славы, пророчески предсказывает, что его поэзия станет достоянием всех народов России:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Больше того, в этом стихотворении лирический герой, с ясным осознанием своего права, выражает надежды на бессмертие:
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит.
В четвертой, самой важной, на мой взгляд, строфе, Пушкин дает точную оценку идейного смысла своего творчества. Он утверждает, что право на всенародную любовь заслужил гуманностью своей поэзии, тем, что своей лирой он пробуждал «чувства добрые». Поэтому невольно вспоминаются слова В. Г. Белинского, сказанные всего через десять лет после написания Пушкиным стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный. »: «Общий колорит поэзии Пушкина и в особенности лирической — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность».
В этой же строфе Пушкин подчеркивает, что вся его поэзия была проникнута вольнолюбивыми настроениями, духом свободы, восславлять которую в «жестокий век» николаевского режима было неимоверно трудной и не всегда безопасной задачей. Неслучайно здесь же говорится о милосердии «к падшим», т. е. вероятнее всего, о своих тщетных попытках добиться у Николая I освобождения сосланных в Сибирь декабристов.
Концовка стихотворения представляет собой традиционное обращение поэта к Музе. По мнению Пушкина, Муза должна быть «послушна» только «веленью Божию», то есть голосу внутренней совести, голосу правды. Она должна следовать собственному высокому предназначению, не обращая внимания на «хвалу и клевету» невежественных глупцов.
Интересно, что тема одиночества поэта среди светской толпы, «черни» - важная тема в творчестве Пушкина. Она поднималась им и ранее в целом ряде стихотворений. Так, в стихотворении «Поэту» (1830) Пушкин писал:
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
И это чувство личного достоинства, гордого самоутверждения нашло свое полное воплощение в торжественно-величавых заключительных строках «Памятника»:
Веленью Божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Стихотворение богато средствами художественной выразительности. В частности, здесь довольно много эпитетов: «заветная лира», «Русь великая», «друг степей калмык», «подлунный мир». Кроме того, произведение насыщено метафорами: «душа в заветной лире», «душа мой прах переживет и тленья убежит» и другие. Есть здесь и олицетворения: «хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца». Также в стихотворении присутствует гипербола: «и славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит»; метонимия: «и назовет меня всяк сущий в ней язык», «слух обо мне пройдет по всей Руси великой».
Из синтаксических средств выразительности можно выделить многосоюзие: «Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык»; обращение («о, муза»).
Произведение обладает перекрестной рифмовкой, делится на четверостишия (катрены), в которых чередуются мужская и женская рифма (послушна – венца).
Таким образом, стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный…» представляет собой образец зрелой лирики поэта, в которой он выражает отношение к проблеме поэта и поэзии, а также к собственному творчеству, к собственной творческой судьбе.

Пример

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пушкин А.С. / Стихотворения 1823-1836 / Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник воздвиг себе воздвиг нерукотворный…» (1836)

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.

«Муза» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Муза № 2

«Муза» Александр Пушкин

В младенчестве моем она меня любила
И семиствольную цевницу мне вручила.
Она внимала мне с улыбкой — и слегка,
По звонким скважинам пустого тростника,
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
С утра до вечера в немой тени дубов
Прилежно я внимал урокам девы тайной,
И, радуя меня наградою случайной,
Откинув локоны от милого чела,
Сама из рук моих свирель она брала.
Тростник был оживлен божественным дыханьем
И сердце наполнял святым очарованьем.

Анализ стихотворения Пушкина «Муза»

Стихотворение «Муза» датируется 1821 годом – временем, когда Пушкин пребывал в южной ссылке. Произведение выдержано в жанре идиллии. Перед читателями предстает прекрасная картина, наполненная счастьем и светом. Воображение рисует сценки из античных времен – детства человеческой цивилизации. Александр Сергеевич поет гимн непосредственности восприятия прекрасного, свойственной ребенку. Музу поэт наделяет улыбкой, причем это касается не только анализируемого текста. В стихотворении «Чедаеву» (1821) есть следующие строки:
Богини мира, вновь явились Музы мне
И независимым досугам улыбнулись…
Снова 1821 год – «Примите новую тетрадь…»: «…Игривой Музы небылицы…». По мнению Вячеслава Иванова, образ Музы, созданный Пушкиным, тесно связан с некоторыми чертами характера великого поэта. Беспечность, овладевавшая Александром Сергеевичем на дружеских застольях, посещала и его «рабочую келью». Иванов отмечает, что в Пушкине жила «Ариостова веселость» (имеется в виду итальянский поэт и драматург эпохи Возрождения Лудовико Ариосто, написавший ряд популярных в свое время комедийных пьес).

Смех Александра Сергеевича противостоит злобе. В его лирике 1820-22 годов нет места сатире, романтической иронии, зато часто встречается шутливая тональность. Из этого произрастает особенность пушкинского романтизма. Изначально он не следует за мятежным романтизмом Байрона, не отдает предпочтение чувствительно-мистическому романтизму Жуковского, отмеченному печатью меланхолии. Александр Сергеевич выбирает собственный путь. Поэт провозглашает романтизм души, пребывающей в восхищении от разноликих жизненных красот. Неслучайно в анализируемом тексте стихотворцу преподносится многоствольная флейта. Пушкинская Муза человеколюбива и отличается доброжелательным отношением к поэту. Тем не менее, она изображается не приземленным существом и имеет божественную природу. У нее есть способность «оживлять дыханием тростник». К лирическому герою Муза спускается из высших сфер. Александр Сергеевич соотносит ее с прекрасной природой, сменой фаз суток: «с утра до вечера в немой тени дубов» проводит она время с маленьким поэтом.

Муза у Пушкина – образ, безусловно, многослойный. Она представляет собой и аллегорическое изображение стихотворного творчества, и олицетворение божественной природы искусства, и познание через лирику разноликости бытия.

«Муза», анализ стихотворения Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Муза № 3

История создания

Стихотворение «Муза» написано в 1821 г, когда юный Пушкин был в южной ссылке. Оно вошло в издание «Стихотворений» 1926 г. в раздел «Подражание древним». Пушкин любил эти стихи, потому что они, по его словам, «отзываются стихами Батюшкова». Очевидно, речь идёт о светлой гармонии стихотворения.

Литературное направление, жанр

Стихотворение, написанное 20-летним Пушкиным, относится к жанру идиллии. Этот жанр, описывающий прекрасную природу и мирную добродетельную жизнь на её лоне, романтик Пушкин использовал, чтобы раскрыть своё душевное состояние. Романтики считали талант божественным даром, свидетельством богоизбранности.

Тема, основная мысль и композиция

Композиция стихотворения интересна тем, что без названия текст становится ребусом, загадкой. Название стихотворения – «Муза». Но в тексте слово «муза» заменяется местоимением «она», словосочетанием «дева тайная». Загадка ещё и в том, какая из муз учила лирического героя в младенчестве. Какая из девяти дочерей Зевса и Мнемозины стала наставницей малыша? Эрато, муза эротической поэзии, изображалась с лирой в руке, Терпсихора, муза танца и хорового пения, тоже могла держать в руках лиру, Эвтерпа, муза лирической поэзии, держала в руках двойную флейту.

Пушкин атрибутом «своей» музы сделал семиствольную цевницу. Это старинный духовой инструмент, многоствольная флейта, подобная свирели Пана. То есть ближе всего инструмент музы из стихотворения к двойной флейте музы лирической поэзии Эвтерпы, чьим учеником считал себя 20-летний Пушкин.

Если судить по репертуару лирического героя (важные гимны богам и мирные песни фригийских пастухов), то муза может быть Полигимнией, правда, эта муза считалась изобретательницей лиры, а не свирели, и изображалась со свитком в руках, ведь она хранила в памяти все гимны богам.

Очевидно, Пушкин умышленно делает образ музы абстрактным, подчёркивая, что «его» муза универсальна, что ему дан дар разнообразных жанров.

Тема стихотворения – природа поэтического таланта.

Основная мысль состоит в том, что талант – божественный дар, что только человек, следующий своему призванию (слушающий пение музы) и постоянно совершенствующийся («с утра до вечера » внимающий музе), способен создать нечто божественное.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Рифмовка парная, рифмы точные.

Тропы и образы

Настроение стихотворения тёплое, светлое, свойственное идиллии. Образы стихотворения вневременные. Есть только лирический герой, семиствольная цевница – флейта из тростника, прекрасная мирная природа (немая тень дубов ) и сама муза.

Муза называется девой тайной (перифраз). Её загадочность подчёркивается портретом: улыбка, локоны на милом челе (эпитет). Но главная загадка музы – божественное дыхание (эпитет). Именно оно оживляет тростник (метафора) и превращает немую тень дубов в музыку, которая наполняет сердце святым очарованьем (метафора и метафорический эпитет).

Муза в стихотворении – аллегория божественного дара, который даётся человеку в младенчестве (она меня любила ). Вместе с даром человек получает и обязанность, инструмент для тренировок. Семиствольная цевница – это тоже аллегория, знак божественной избранности. Никто не видит её в руках у поэта, как никто не видит муз, но долг поэта – всю жизнь играть на цевнице, совершенствуя свои таланты.

Вручив цевницу, муза только слушает, как малыш играет «слабыми перстами » (эпитет) «по звонким скважинам пустого тростника » (эпитеты). Поэт прилежно внимает урокам музы. Но самая большая радость для поэта – редкие моменты награды случайной (эпитет), когда муза сама играет на свирели поэта. Молодой Пушкин понимает, что только те стихи гениальны, которые как будто наиграны самой музой.

В стихотворении используются старославянизмы внимать, персты, чело. Возвышенный стиль стихотворения создаёт гармонию формы и содержания.

Вы находитесь: Главная страница > Пушкин Александр > Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Муза»

Сочинение на тему «Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Муза»»

Это стихотворение было написано в 1821 году. Название и его тема — «Муза». Главная мысль данного стихотворения заключается в том, что автор вспоминает те младенческие годы, когда он впервые посвятил себя поэзии. В начале данного лирического произведения автор рассказывает о тех первых минутах, когда его посетило желание писать гимны, песни:
Уже наигрывал я слабыми перстами
И гимны важные, внушенные богами,
И песни мирные фригийских пастухов.
Потом он долго учился и постигал искусство поэзии. Автор пишет, что в этом ему помогала «дева тайная». Свое постепенное появление в литературе он сравнивает с тем, как человек учится играть на музыкальном инструменте. Это происходит также плавно и красиво. И заканчивает свое лирическое произведение автор тем, что благодарит тот чудесный день, когда его посетило вдохновение писать стихи. И теперь, спустя некоторое время, он «оживлен божественным дыханьем», то есть полон сил для того, чтобы писать новые произведения. Лирическим героем стихотворения является сам автор. Его состояние, чувства и мысли образно переданы в данном лирическом произведении. Художественные особенности стихотворения — это эпитеты (важные, мирные, немой, тайной, божественным, святым и др.), метафоры («награда случайная» — дар красиво писать, «звонкие скважины пустого тростника» — начало творческой деятельности поэта, «тростник был оживлен божественным дыханьем» — результаты усердной работы поэта).

Лучший способ поблагодарить сайт за полезное сочинение, поделиться ссылкой на страницу в соц сетях

Смотрите также:

Послушать стихотворение Пушкина Муза

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Муза

Анализ стихотворения Пушкина Муза

Настроение произведения Муза

Муза