Анализ стихотворения Пушкина Мечтателю
Александр
Пушкин
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Мечтателю»
Стихотворение «Мечтателю», созданное в 1818 году, обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру – другу Пушкина и его однокурснику по Царскосельскому лицею. Тот был влюблен, но взаимности не жаждал. В анализируемом тексте молодой страстный поэт обращается к неопытному в любовных делах юноше. Выступая в роли своеобразного наставника, лирический герой рисует страшные картины, рассказывает о безумии, рождаемом неразделенными чувствами. Тематически произведение связано с «Недоконченной картиной» (1819). В этом стихотворении речь идет о гении, сраженном любовными страданиями. В черновом варианте текст имел мрачный финал – поэт умирал. В контексте «Недоконченной картины» интересен ключевой посыл героя произведения «Мечтателю» — любовь, лишенную страстей, он провозглашает ненастоящей. Подобные чувства называются унылыми. Здесь стоит вспомнить раннюю лирику Пушкина, посвященную Екатерине Павловне Бакуниной. В адресованном ей произведении «Разлука» герой отказывается от борьбы за любовь и кипения страстей, выбирая то самое спокойствие, которое так отрицается в рассматриваемом тексте.
В стихотворении «Мечтателю» покой противопоставляется сильным, но безответным чувствам. Пушкин сталкивает характерную для романтизма концепцию «любви-страсти» с элегической концепцией «любви-мечтательности». По мнению литературоведа Вадима Эразмовича Вацуро, тип «мечтателя» — явление вполне распространенное для русской литературы. Он встречается вплоть до сороковых годов девятнадцатого века. Причем отношение к подобному герою постоянно менялось, будучи то на сто процентов положительным, то категорически отрицательным. Сам Пушкин никаких точных оценок не дает. Ему, скорее, важно само противопоставление, нежели какие-то конкретные выводы.
В произведении «Мечтателю» можно рассмотреть наметки поворота Александра Сергеевича к романтизму. С 1816 года поэт начал разрабатывать жанр элегии, обращаясь к его основным тематикам – неразделенной любви, быстротечности молодости, умиранию души. Романтизмом Пушкин всерьез увлекся, пребывая в южной ссылке. Черты этого литературного направления просматриваются в первом же стихотворении, написанном в изгнании, — «Погасло дневное светило…» (1820). Получается, «Мечтателю» — это начало своеобразного перехода, отказа от старых творческих ориентиров.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Снова пьют здесь, дерутся и плачут. »
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «Ты меня не любишь, не жалеешь»
- Анализ стихотворения Афанасия Фета «Как здесь свежо под липою густою»
- Анализ стихотворения Сергея Есенина «О Русь, взмахни крылами»
- Анализ стихотворения Осипа Мандельштама «Из омута злого и вязкого. »
Ты в страсти горестной находишь наслажденье;
Тебе приятно слезы лить,
Напрасным пламенем томить воображенье
И в сердце тихое уныние таить.
Поверь, не любишь ты, неопытный мечтатель.
О если бы тебя, унылых чувств искатель,
Постигло страшное безумие любви;
Когда б весь яд ее кипел в твоей крови;
Когда бы в долгие часы бессонной ночи,
На ложе, медленно терзаемый тоской,
Ты звал обманчивый покой,
Вотще смыкая скорбны очи,
Покровы жаркие, рыдая, обнимал
И сохнул в бешенстве бесплодного желанья,—
Поверь, тогда б ты не питал
Нет, нет! в слезах упав к ногам
Своей любовницы надменной,
Дрожащий, бледный, исступленный,
Тогда б воскликнул ты к богам:
«Отдайте, боги, мне рассудок омраченный,
Возьмите от меня сей образ роковой!
Довольно я любил; отдайте мне покой!»
Но мрачная любовь и образ незабвенный
Остались вечно бы с тобой.
Ты в страсти горестной находишь наслажденье;
Тебе приятно слезы лить,
Напрасным пламенем томить воображенье
И в сердце тихое уныние таить.
Поверь, не любишь ты, неопытный мечтатель.
О если бы тебя, унылых чувств искатель,
Постигло страшное безумие любви;
Когда б весь яд ее кипел в твоей крови;
Когда бы в долгие часы бессонной ночи,
На ложе, медленно терзаемый тоской,
Ты звал обманчивый покой,
Вотще смыкая скорбны очи,
Покровы жаркие, рыдая, обнимал
И сохнул в бешенстве бесплодного желанья, —
Поверь, тогда б ты не питал
Неблагодарного мечтанья!
Нет, нет! в слезах упав к ногам
Своей любовницы надменной,
Дрожащий, бледный, исступленный,
Тогда б воскликнул ты к богам:
«Отдайте, боги, мне рассудок омраченный,
Возьмите от меня сей образ роковой!
Довольно я любил; отдайте мне покой!»
Но мрачная любовь и образ незабвенный
Остались вечно бы с тобой.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 1. Стихотворения 1814–1822.
© Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.
«Мечтателю» А.Пушкин
«Мечтателю» Александр Пушкин
Ты в страсти горестной находишь наслажденье;
Тебе приятно слезы лить,
Напрасным пламенем томить воображенье
И в сердце тихое уныние таить.
Поверь, не любишь ты, неопытный мечтатель.
О если бы тебя, унылых чувств искатель,
Постигло страшное безумие любви;
Когда б весь яд ее кипел в твоей крови;
Когда бы в долгие часы бессонной ночи,
На ложе, медленно терзаемый тоской,
Ты звал обманчивый покой,
Вотще смыкая скорбны очи,
Покровы жаркие, рыдая, обнимал
И сохнул в бешенстве бесплодного желанья,—
Поверь, тогда б ты не питал
Неблагодарного мечтанья!
Нет, нет! в слезах упав к ногам
Своей любовницы надменной,
Дрожащий, бледный, исступленный,
Тогда б воскликнул ты к богам:
«Отдайте, боги, мне рассудок омраченный,
Возьмите от меня сей образ роковой!
Довольно я любил; отдайте мне покой!»
Но мрачная любовь и образ незабвенный
Остались вечно бы с тобой.
Анализ стихотворения Пушкина «Мечтателю»
Стихотворение «Мечтателю», созданное в 1818 году, обращено к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру – другу Пушкина и его однокурснику по Царскосельскому лицею. Тот был влюблен, но взаимности не жаждал. В анализируемом тексте молодой страстный поэт обращается к неопытному в любовных делах юноше. Выступая в роли своеобразного наставника, лирический герой рисует страшные картины, рассказывает о безумии, рождаемом неразделенными чувствами. Тематически произведение связано с «Недоконченной картиной» (1819). В этом стихотворении речь идет о гении, сраженном любовными страданиями. В черновом варианте текст имел мрачный финал – поэт умирал. В контексте «Недоконченной картины» интересен ключевой посыл героя произведения «Мечтателю» — любовь, лишенную страстей, он провозглашает ненастоящей. Подобные чувства называются унылыми. Здесь стоит вспомнить раннюю лирику Пушкина, посвященную Екатерине Павловне Бакуниной. В адресованном ей произведении «Разлука» герой отказывается от борьбы за любовь и кипения страстей, выбирая то самое спокойствие, которое так отрицается в рассматриваемом тексте.
В стихотворении «Мечтателю» покой противопоставляется сильным, но безответным чувствам. Пушкин сталкивает характерную для романтизма концепцию «любви-страсти» с элегической концепцией «любви-мечтательности». По мнению литературоведа Вадима Эразмовича Вацуро, тип «мечтателя» — явление вполне распространенное для русской литературы. Он встречается вплоть до сороковых годов девятнадцатого века. Причем отношение к подобному герою постоянно менялось, будучи то на сто процентов положительным, то категорически отрицательным. Сам Пушкин никаких точных оценок не дает. Ему, скорее, важно само противопоставление, нежели какие-то конкретные выводы.
В произведении «Мечтателю» можно рассмотреть наметки поворота Александра Сергеевича к романтизму. С 1816 года поэт начал разрабатывать жанр элегии, обращаясь к его основным тематикам – неразделенной любви, быстротечности молодости, умиранию души. Романтизмом Пушкин всерьез увлекся, пребывая в южной ссылке. Черты этого литературного направления просматриваются в первом же стихотворении, написанном в изгнании, — «Погасло дневное светило…» (1820). Получается, «Мечтателю» — это начало своеобразного перехода, отказа от старых творческих ориентиров.
Мечтателю
Стихотворение Александра Пушкина
Ты в страсти горестной находишь наслажденье; Тебе приятно слезы лить, Напрасным пламенем томить воображенье И в сердце тихое уныние таить. Поверь, не любишь ты, неопытный мечтатель. О если бы тебя, унылых чувств искатель, Постигло страшное безумие любви; Когда б весь яд ее кипел в твоей крови; Когда бы в долгие часы бессонной ночи, На ложе, медленно терзаемый тоской, Ты звал обманчивый покой, Вотще смыкая скорбны очи, Покровы жаркие, рыдая, обнимал И сохнул в бешенстве бесплодного желанья,— Поверь, тогда б ты не питал Неблагодарного мечтанья! Нет, нет! в слезах упав к ногам Своей любовницы надменной, Дрожащий, бледный, исступленный, Тогда б воскликнул ты к богам: «Отдайте, боги, мне рассудок омраченный, Возьмите от меня сей образ роковой! Довольно я любил; отдайте мне покой!» Но мрачная любовь и образ незабвенный Остались вечно бы с тобой.
А.Пушкин. Полное собрание сочинений.
Москва, Библиотека "Огонек",
изд-во "Правда", 1954.
Другие стихи Александра Пушкина
Тема и идея стихотворения "Мечтателю" А. С. Пушкина?
Ангелина Ткаченко Ученик (109), закрыт 4 месяца назад
Содержание:
Ты в страсти горестной находишь наслажденье;
Тебе приятно слезы лить,
Напрасным пламенем томить воображенье
И в сердце тихое уныние таить.
Поверь, не любишь ты, неопытный мечтатель.
О если бы тебя, унылых чувств искатель,
Постигло страшное безумие любви;
Когда б весь яд ее кипел в твоей крови;
Когда бы в долгие часы бессонной ночи,
На ложе, медленно терзаемый тоской,
Ты звал обманчивый покой,
Вотще смыкая скорбны очи,
Покровы жаркие, рыдая, обнимал
И сохнул в бешенстве бесплодного желанья,—
Поверь, тогда б ты не питал
Неблагодарного мечтанья!
Нет, нет! в слезах упав к ногам
Своей любовницы надменной,
Дрожащий, бледный, исступленный,
Тогда б воскликнул ты к богам:
«Отдайте, боги, мне рассудок омраченный,
Возьмите от меня сей образ роковой!
Довольно я любил; отдайте мне покой!»
Но мрачная любовь и образ незабвенный
Остались вечно бы с тобой.
ГАЛИНА Высший разум (746930) 5 месяцев назад
Стихотворение "Мечтателю", созданное в 1818 году, обращено
к Вильгельму Карловичу Кюхельбекеру - другу Пушкина
и его однокурснику по Царскосельскому лицею.
Тот был влюблен, но взаимности не жаждал.
Молодой страстный поэт обращается к неопытному в любовных
делах юноше.
Выступая в роли своеобразного наставника, лирический герой
рисует страшные картины, рассказывает о безумии,
рождаемом неразделенными чувствами.
Идея- противопоставление покоя сильным, но безответным
чувствам.
Пушкин сталкивает характерную для романтизма концепцию
любви-страсти с элегической концепцией
любви-мечтательности.