Анализ стихотворения Пушкина Мадонна 9, 10 класс

Александр Сергеевич Пушкин написал стихотворение "Мадонна"в 1830 году, за пол года до свадьбы Пушкина с Натальей Гончаровой.

Главной героиней в произведении стала любимая женщина Пушкина, он пишет о ней с восторгом, восхищением и обожанием. Пушкин не насыщал работу большим количеством художественных средств, структура стиха проста и понятна.

Описание образа своей женщины Пушкин наполнял нежностью и сиянием, для него образ Мадонны был символом чистоты, идеала и скромности.

Стихотворение "Мадонна" можно поделить на три части. Первая часть является вступлением, в котором Пушкин говорит о том, что не у каждого художника есть картина, которой бы он хотел украсить свой дом. Во второй части мы видим как раскрываются предпочтения поэта, ему хочется, видеть лишь картину на которой будет изображена мадонна. По форме произведение "Мадонна" является сонетом, которая отличается особой простотой, строгостью.

Пример

Тема "Мадонны "- восхищение автора видом Мадонны. Идея пропитана возвышением истинной, чистой красоты.

Анализ стихотворения А. С Пушкина «Мадонна» по плану (9, 10 класс)

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Мадонна № 1

План:

  1. Стихотворение в творчестве поэта
  2. Мотив стихотворения
  3. Сюжет
  4. Проблематика
  5. Композиция
  6. Лирический герой

Стихотворение «Мадонна» было написано Пушкиным в 1830 году.

30 июня 1830 года Пушкин писал Н.Н.Гончаровой, ставшей уже его невестой, о картине, приписывающейся итальянскому художнику Пьетро Перуджио (между 1445 и 1452-1523): «… часами простаиваю перед белокурой Мадонной, похожей на вас как две капли воды», - и шутя прибавлял:». я бы купил ее, если бы она не стоила 40 000 рублей» Описание этой картины и дано в сонете.

Тема сонета – восхищение и любование светлым ликом Мадонны. Не множествам картин старинных мастеров Украсить я всегда желал обитель… Уже в первых строках стихотворения лирический герой дает читателю понять: он не стремится удивить знакомых, не прислушивается к важным суждениям знатоков. В искусстве он покланяется иному. Стихотворение пронизано идеей возвышенной и чистой красоты. Герой воспевает светлые образы великого творца и прекрасной, кроткой Мадонны.

Чувства лирического героя – восхищение и поклонение религии, гармонично сочетающейся с искусством. Одно выражает и подчеркивает другое. В последнем четверостишии – обращение к земной реальной женщине, но очевидно, что для лирического героя она – возвышенный и ясный идеал, исполнившееся желание, ниспосланное творцом. Он обращается к своей Мадонне, и делает заключение:

Чистейшей прелести чистейший образец

Образы, представленные в стихотворении олицетворяют гармонию мира, его красоту:

Кроткие творец и Мадонна- -Она с величием, он с разумом в очах.

И реальная, земная женщина, являющаяся для лирического героем идеалом.

Первые образы одновременно близки и далеки ему, а «Мадонна» реально существующая имеет прямую соотносимость с жизнью героя. В стихотворении используются следующие литературные тропы:

Выразительные эпитеты(ЧИСТЕЙШИЙ образец, БОЖЕСТВЕННЫЙ спаситель, СТАРИННЫХ мастеров)

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Метафора: Одни, без ангелов под пальмою Сиона.

Лексический повтор: Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…

Подчеркивает эмоциональность, выделяет главную мысль произведения.

Сравнение: Чтоб на меня с холста, как с облаков…

Сила искусства приравнивается героем к божественной силе, к величественным природным явлениям.

Инверсия: Исполнишь мои желания. Творец…

В поэтической лексике используются археологизмы:

Обитель – 1) то же, что монастырь(устаревшее) 2) место, где кто-нибудь живет, жилище.

Лирическим героем употреблено употреблено во втором значении.

Дивился – удивлялся,средь-среди, взирали-смотрели.

Использование археологизмов делает язык стихотворения более проникновенным, глубинным.

В произведении используются такие части речи, как существительные, прилагательные, глаголы: Она с величием, он с разумом в очах – Взирали кроткие.

Прочитать стихотворение и правильно понять его смысл помогают знаки препинания.

Стихотворный размер – амфибрахий.

Рифма мужская и женская(Не множеством картин…)

Стихотворение «Мадонна» является сонетом, так как оно написано в 14 строк и состоит из двух четверостиший и двух трехстиший.

Жанр – элегия, поскольку лирическое стихотворение, выражающее чувства героя, проникнуто возвышенным поклонением, светлыми образами.

Читая стихотворение, испытываешь много чувств, и первое из них, которое следует отметить – восхищение красотой искусства. Кроткий лик Мадонны становится источником вдохновения для лирического героя, в его сознании возвышенность религии и мастерство художника, написавшего картину, являются прообразом и постоянным напоминанием о земной женщине, ставшей для лирического героя символом совершенства.

Безоговорочно отвергая «важные сужденья знатоков», герой Пушкина провозглашает свою единственно верную истину.

Она заключается в том, что красота – это четкость линий, простота и ясность форм, это чувства внутренней гармонии и покоя, охватывающие человека, который смотрит на великое произведение искусства. Исполненный восхищения, восторга, преклоняющийся перед высокими нравственными идеалами, лирический герой увидел в недосягаемо высоком облике Мадонны образ любимой им женщины.

А. С. Пушкин, «Мадонна»: анализ стихотворения

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Мадонна № 2

Все свои любовные переживания, провалы и успехи выкладывал на бумагу Пушкин. «Мадонна» относится к любовной лирике поэта, это одно из стихотворений, посвященных Наталье Гончаровой, жене Александра Сергеевича. Написано оно было всего за полгода до свадьбы, в 1830 году. Пушкин повторно просит свою избранницу стать его женой и в этот раз получает согласие. Поэт пребывает в состоянии эйфории, готовится к свадьбе и предвкушает счастливую и благополучную семейную жизнь.

Наталья Гончарова вместе с родителями ненадолго уезжает из Москвы, Александр Сергеевич пишет ей письма, сообщая, что повесил в доме портрет «белокурой Мадонны», напоминающей ему о невесте. Девушка отвечает, что вскоре он будет любоваться женой, а не картиной. Эти строчки из письма так вдохновили мужчину, что он написал свою знаменитую работу «Мадонна». Пушкин, стих которого излучает атмосферу гармонии, умиротворения и счастья, всегда мечтал об удачном браке, построенном на любви и взаимном уважении.

В своем стихотворении Александр Сергеевич утверждает, что ему не нужны старинные картины именитых художников. Он мечтает лишь об одной, на которой была бы изображена идеальная супружеская пара – «он с разумом в очах, а она с величием». Прожить со своей избранницей в мире и согласии долгую жизнь – это все, о чем мечтал Пушкин. «Мадонна» - это картина его будущей жизни, которую поэт видит как бы со стороны.

Казалось бы, мужчине и правда повезло, ведь Наталья молода, достаточно образована, умна и красива. Александр Сергеевич благодарит Бога за то, что послал ему такое счастье, при этом не подозревая, что пройдет совсем немного времени, и он готов будет расторгнуть помолвку. Стихотворение «Мадонна» Пушкин написал в ожидании чуда, он надеялся, что его жизнь с появлением семьи кардинально изменится в лучшую сторону. Гончарова была из знатного рода, но обедневшего, поэтому для поэта был неприятной неожиданностью тот факт, что вместе с невестой на него повесят кучу семейных долгов.

Между молодыми произошел крупный скандал, Александр Сергеевич даже написал в письме, что невеста свободна от обязательств перед ним. Несмотря на некоторые разногласия, свадьба все же состоялась. Известно, что после бракосочетания ни одно свое стихотворение не посвятил жене Пушкин. «Мадонна» предстала перед ним уже не такой святой и непорочной, поэтому ее образ существенно померк. Поэт был очень суеверным человеком, и для него стало настоящим ударом то, что во время венчания у него в руках погасла свеча, а невеста уронила его обручальное кольцо. Эти события счел дурным предзнаменованием Пушкин. «Мадонна» так и осталась лишь картинкой счастливой семейной жизни. Поэт любил свою жену, и она до последнего оставалась для него самой желанной женщиной на земле. Но все же Александр Сергеевич относился к браку как к неизбежной каре, а не дару небес, и он не ошибся в своих дурных предчувствиях. Именно из-за Натальи Гончаровой он пошел на дуэль с Дантесом, чтобы отстоять право обладания своей женой. Возможно, если бы не брак, то Пушкин прожил бы более долгую жизнь.

Анализ стихотворения №4

Стихотворение "Мадонна" написано Пушкиным в 1830 году и посвящено его жене Наталье Гончаровой. 30 июня того же года он посылает письмо своей возлюбленной, где описывает картину Пьетро Перуджио. ". часами простаиваю перед белокурой Мадонной,похожей на вас как две капли воды";

Стихотворение относится к любовной лирике Пушкина. Написано оно в форме сонета. Этим стихотворением Пушкин хотел выразить восхищение этой картиной: В первой части стихотворения он пишет, что свою "обитель" он не хотел бы украшать даже самыми прикрасными творениями "старинных мастеров", далее он рассказывает, что ему приятней видеть одну-единственную картину- Мадонну. Для Пушкина она является воплощением прикрасного, божественного.

Лирическое произведение написано ямбом с перекрестной рифмой.

«Мадонна» А.Пушкин Текст

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Мадонна № 4

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель —

Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.

Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Анализ стихотворения Пушкина «Мадонна»

Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.

В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.

Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета. В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.

Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.

Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным.

Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней.

В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.

Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.

«Мадонна», анализ стихотворения Пушкина

Стихотворение «Мадонна» было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1830 году. На тот момент первая красавица столицы Российского государства Наталья Гончарова стала невестой поэта. «Мадонна» была написана за шесть месяцев до их свадьбы.

Неудивительно, что произведение посвящено именно будущей любимой жене. Оно по праву признано жемчужиной любовной лирики поэта. Будучи в разлуке с любимой женщиной, Александр Сергеевич повесил в своей творческой обители портрет белокурой мадонны. Образ прекрасной девы, как писал сам поэт, напоминал ему образ избранницы. Об этом поразительном сходстве Пушкин даже сообщает в письме к Наталье Гончаровой, на что невеста говорит, что совсем скоро ему не придется любоваться картиной, ведь у него будет жена. И действительно, в период написания «Мадонны» художник проводит «целые часы» перед картиной.

Тема стихотворения, образы

Главным объектом произведения является любимая женщина Пушкина. Он говорит о ней с оттенком почти религиозного обожания, восторга, благоговейного и чарующего восхищения. Стихотворные строки погружают читателя в атмосферу божественной святости. Благодаря выражениям «пречистая». «ангелы». «обитель». «суеверно» создается иллюзия пребывания в храме. Поразительно, что стихотворение не изобилует яркими эпитетами, головокружительными и помпезными сравнениями и метафорами – чистое любовное пламя поэта выражено благородно, красноречиво и просто. Язык «Мадонны» гармоничный, высокий и пластичный.

Образ прекрасной избранницы преисполнен нежности и мягкого сияния. Мадонна в произведении Пушкина – символ чистоты, нравственного идеала и величественного, но скромного целомудрия. Особенными, но простыми словосочетаниями поэт подчеркивает всю невинность героини стихотворения:

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Для Пушкина его Мадонна – эталон женственности и благодетели, очарования и гармонии. Благодаря поэтическому языку художника сам читатель видит деву идеалом, чья захватывающая дух прелесть очаровывает, приносит радость, умиротворение, греет душу. Ее лицезрение есть высшее благо. Пушкин верит в то, что Мадонна – божественный дар, ниспосланный ему небесами, отчего душа поэта наполняется светлой радостью.

Сюжет и структура

Условно «Мадонну» делится на три части. Первый эпизод являет собой экспозицию:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.

Вторая часть толкует предпочтение поэта. Художник хочет наблюдать только одну картину, где будет изображена пречистая мадонна, выражающая представление о прекрасном Александра Сергеевича. Божественная дева «с разумом в очах». освященным нравственным началом. Третья часть произведения гласит о радостном осознании того, что Творец претворил сей образ в жизнь, исполнив мечту художника. Бог любит свое творение, благословлено им самое прекрасное чувство – любовь.

Несмотря на аскетичный тон стихотворения, в нем присутствуют тропы: эпитеты («божественный спаситель». «чистейший образец» ), лексический повтор, усиливающий эмоциональность («Одной картины я желал быть вечно зритель, одной…» ), сравнение («Чтоб на меня с холста, как с облаков…» ).

Форма «Мадонны» - сонет. Строгая, классическая форма была выбрана Пушкиным неслучайно. Она отражала внутреннее содержание излияния души художника, идейный смысл произведения, в котором истинное чувство воспевалось без пафоса, блеска и прикрас. Это отсылка и к лучшим традициям эпохи Возрождения, где чувство воспевалось сдержанно, но с необычайной силой. «Мадонна» состоит из четырех строф, двух трехстиший и четверостиший. Размер – шестистопный ямб.

9, 10 класс

Слушать стихотворение Пушкина Мадонна

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Мадонна

Анализ стихотворения Пушкина Мадонна 9, 10 класс

Настроение произведения Мадонна

Мадонна