Анализ стихотворения Пушкина К вяземскому



Анализ стихотворения Петра Андреевича Вяземского «Друзьям»

В наш век, когда телевидение вытеснило книгу, когда пошлость и безнравственность заполнили эфир, очень важно направить взор молодых на истинно художественные ценности – на классику литературы.

Богатым опытом по анализу поэтического текста делится с нами Т. А. Злобина. Тамара Александровна отмечала, что дети сейчас мало читают, а те, кто читает и чувствует стихи, порой не в состоянии выразить свои переживания словами.

Не все знают о том, что Вяземский, старший друг Пушкина, намного пережил его. Петру Андреевичу было уже 70 лет, когда он написал стихотворение «Друзьям».

Пример

Сначала сделаем построфный анализ этого стихотворения:

1-я строфа уже предопределяет сдержанно-элегическую и в то же время немного торжественную, неуклончиво строчную тональность всего стихотворения. Когда говорится о «не многих, но верных друзьях», это толкает читателя на размышления об истинной природе дружбы, о дружбе действительной и мнимой.

2-я строфа заставляет задуматься еще больше. «Далеких, но милых друзей» Почему же «далеких»? Что разлучило их с поэтом? Возникшее ощущение огромных бесприютных пространств усиливает следующая строфа: «Друзей, как и я, одиноких», значит, разлученных не только с поэтом, но и друг с другом.

«Средь чуждых сердцам их людей». При чтении эта строка покажется тяжелой неудобопроизносимой – единственная во всем произведении. Но не потому, что автор ее «недоделал». Вслушиваясь в это нагромождение согласных: ср-дч-жд-хс-рдц, -м-х-л-д – представляешь мир, в котором близкие люди с трудом могут встретиться друг с другом.

У нас, однако, остается легкое чувство недоумения. Почему друзья разлучены? Это внятно не объяснено. И может ли человек, знающий, что имеет верных друзей, ощущать себя одиноким? Возможно, здесь идет речь о содружестве людей духовно близких, интуитивно чувствующих эту связь, которым, однако, сила обстоятельств вообще не позволяет встретиться. Мы чувствуем: огромный мир, отторгающий этих немногих, пронизан соединяющими их нитями. Единство это существует уже давно, раз речь идее о верности (уже испытанный «в соблазнах изменчивых дней»). Но как все-таки сочетается верность с одиночеством? Средневековые трубадуры-поэты воспевали любовь рыцаря к прекрасной даме. И было у них понятие «дальней любви» - любви между людьми, никогда не видевшими друг друга. Вяземский как образованный русский дворянин XIX в. прекрасно знал французскую культуру. Ничто не мешало ему обратиться к наследию трубадуров.

Поразительное словосочетание «друзья одинокие» пока что - во 2-й строфе – «спрятано»: между его частями – сравнительный оборот «как и я».

«В мой кубок с вином льются слезы», льются как бы сами собой, нечаянно. «Но сладок и чист их поток». У Пушкина было «Печаль моя светла», - и это было о любви. Здесь – о дружбе. Противоречивые ощущения предельно усилены: целый поток слез – сладок.

«Черные розы Вплелись в мой застольный венок». Тоже как будто сами, не по воле поэта. Он слишком погружен в раздумья, чтобы действовать и реагировать. 4-я строфа похожа на 1-ю, но в ней нет личного местоимения первого лица, а есть лишь притяжательные местоимения «мой». И слово «здоровье» заменено старославянским «здравье», в большей степени ориентирующим читателя на духовные темы, на мысли о жизни (и о смерти).

В начале 5-й строфы говорится о «ближних далеких». Тем самым тенденция к сочетанию противоречий доведена дл крайности и обнажена: автор уже не стремится замаскировать это сочетание. Последние две строки посвящены умершим друзьям. И все же эти строки довольно неожиданны. Ведь поэт пьет одновременно и за здравье живых, и за память умерших. Это полностью противоречит традиционной обрядовой практике, связанной со стремлением четко отграничить мир живых от мира мертвых.

Каждая строфа включает противопоставление, выраженное союзом «но» (не многих, но верных; далеких, но милых. ). Однако две части высказывания, составляющие строфу в целом, являются однородными членами: «За здравье, И в память». Тем самым преодолеваются все упоминаемые в стихотворении противоречия. Союз «и» в этом месте никак нельзя считать случайностью. Цветы, символизирующие живых и умерших, - вместе: они вплелись в один венок, да еще и застольный, словно речь идет о непосредственном общении! Потому-то поток слез сладок и чист. Да и как сказано об умерших в последних строках? Не «умерших», а «почивших». Употреблено слово, имеющее два возможных смысла: «умерших» или «заснувших». Лишь упоминание могил и слово «память» позволяют понять, что речь идет о смерти. При этом «немыми» названы не все умершие, а их могилы.

Удивительное содружество «далеких», но «верных» не избавляет от ощущения одиночества. И все же какой-то непостижимой нитью оно соединяет умерших и живых.

А теперь попробуем сделать целостный художественный анализ стихотворения. Стихотворение Петра Андреевича Вяземского «Друзьям» написано в форме заздравного тоста, посвященного близким друзьям.

Уже в 1-й строфе отрицательная частица «не», дважды употребленная с прилагательными «не многих» подчеркивает, что тост посвящается избранным, особо близким друзьям.

В основе стихотворения лежит такой литературный прием, как антитеза. Здесь много антонимов, и все антонимы и синонимы – контекстуальные: строгих – изменчивых, не многих – верных, алые – черные, далеких – родных. Автор хочет показать полное отсутствие гармонии в жизни, несоответствие между устремлениями человека и реальной действительностью. 3-я строфа полностью построена на смысловом противопоставлении: поток слез – чист и сладок, оксюморон, указывающий, что вызваны они светлыми воспоминаниями о близких друзьях. Текстуальные антонимы «алые» и «черные» розы образно символизируют грусть и радость, а в словах «застольный венок» прячется заздравное сплетение слов автора.

Чтобы привлечь особое внимание к отдельным образам и мыслям, поэт использует повторы (не многих – не многих, далеких – далеких). Оксюморон «ближних далеких» говорит о том, что физическое расстояние не является преградой для «сердечного» общения с людьми, одинаково думающими, имеющими одинаковые ценности в мире.

В последней строфе использовано библейское слово «ближний».

Эпитет «немые могилы» создает угнетающее настроение. Но только в первый момент. Напрашивается мысль о том, что автор не делит друзей на живых умерших. Ведь не случайно «немые» - могилы а не друзья, которые названы не умершими, а почившими. Автор делит людей на «ближних» и «чуждых». И расстояния в реальной жизни не мешают ему общаться мысленно и с теми, кто еще на земле, и с теми, кого уже нет рядом с нами.

Интонация стихотворения обусловлена его лексикой. Начинается оно торжественно-спокойно. Синтаксический параллелизм, прослеживающийся в 1-й и 2-й строфах, указывает на возрастание чувства (сравните: верных друзей – 1-я строфа, милых друзей – 2-я строфа). Вместе с чувством возрастает и торжественность звучания. В начале стихотворения, в основном, используется нейтральная лексика, которая постепенно переходит в высокий слог – в старославянские слова: здравье, кубок, ближних, почивших. Да и размер стиха – оно написано трехстопным амфибрахием – тоже указывает на задушевность звучания. В целом я бы отнесла это стихотворение к интимной лирике, потому что автор поведал нам о сокровенных чувствах к самым близким ему людям.

Похожие статьи

А. С. Пушкин "К портрету Вяземского" анализ

Анна-Виктория Ученик (39), на голосовании 4 года назад

Тема:
Идея:
цитата-характеристика
Пожалуйста, очень надо
Судьба свои дары явить желала в нем,
В счастливом баловне соединив ошибкой
Богатство, знатный род - с возвышенным умом
И простодушие с язвительной улыбкой.

Карина Зурабова Просветленный (26177) 4 года назад

Тема: описание портрета своего друга поэта князя Вяземского
Идея: и среди князей бывают умные и благородные люди!
Характеристика - да тут всего 4 строчки и в 3 из них - харакеристики!

Князь Вяземский возвратился в Москву к последним праздникам коронации. Узнав об этом, Пушкин бросился к нему, но дома не застал, и когда ему сказали, что князь уехал в баню, Пушкин явился туда, так это первое после многолетнего житья в разных местах свидание было в номерной бане.

Их дружба длилась до конца жизни Пушкина. Все последние дни перед смертью поэта Вяземский находился при нем.

Пушкин ценил в Вяземском его независимый острый ум, критическое дарование, насмешливость. «Язвительный поэт, остряк замысловатый» – так Пушкин называл его в одном из своих стихотворных посланий.

О творчестве Вяземского Пушкин был высокого мнения, особенно ценил его журнальную прозу, одобрял и поддерживал все его начинания, посвятил ему несколько стихотворений и третье издание поэмы «Бахчисарайский фонтан».

Судьба свои дары явить желала в нем,

В счастливом баловне соединив ошибкой

Богатство, знатный род с возвышенным умом

И простодушие с язвительной улыбкой.

Пушкин часто цитирует стихи Вяземского в своих произведениях (В «Евгении Онегине», «Медном всаднике» и т.д.) Эпиграфы к «Станционному смотрителю» и к I главе «Евгения Онегина» взяты из произведений Вяземского. Пушкин ввел самого Петра Андреевича в VII главу «Евгения Онегина».

По свидетельству Е. Ф. Розена, Пушкин на критику Вяземского в своем присутствии ввел негласный запрет.

Вяземский в свою очередь с восхищением отзывался о творчестве Пушкина, ему посвятил свой перевод романа «Адольф» (1831), был издателем поэмы «Бахчисарайский фонтан».

О стихотворениях «К портрету Жуковского», «К портрету Вяземского» А. С. Пушкина

Стихотворения «К портрету Вяземского» и «К портрету Жу­ковского» надо понимать как короткие, но меткие характеристи­ки, подчёркивающие те их качества, что явились в каждом из них основополагающими. Когда речь идёт о выдающемся поэте, то главным будет характеристика его творчества. Если же говорить о великосветском человеке, критерии будут иные — это в боль­шей степени его личные качества, не заслонённые особенным та­лантом.

Характеризуя Вяземского, Пушкин сожалеет об упущенных возможностях, объясняя это тем, что знатный род и богатство часто мешают проявиться в должной мере возвышенному уму, а простодушие, отравленное язвительностью и готовностью вы­смеивать, теряет свою невинность и становится менее привлека­тельно.

Жуковского Пушкин описывает как поэта, чьи стихотворения неотделимы от свойств личности. Это светлый, лиричный чело­век, романтически повествующий о прошлой славе, пленяющий аурой чистоты и спокойствия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:
  • тема стихотворения к портрету жуковского
  • анализ стихотворения жуковского к портрету гёте
  • тема стихотвоения к портрету жуковского

Сопоставительный анализ литературных произведений

Комплексный анализ двух лирических произведений формирует навыки по сопоставлению текстов на уровне настроений, преобладающих в них, на уровне осмысления основных мотивов, лирических образов, на уровне композиционной структуры, на уровне оценки особенностей поэтических миров, на уровне жанровой специфики.

Эта работа развивает навыки анализа элементов художественной формы на уровне лексического строя текста, на уровне поэтического синтаксиса, на уровне изобразительных средств, на уровне приемов звукописи, на уровне рифмы, стихотворного размера.

Данный вид деятельности выявляет нестандартно мыслящих учащихся, глубину их ассоциативных рядов, широту эрудиции.

Сопоставительный анализ стихотворений А.С.Пушкина
“Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы” и П.А.Вяземского “Бессонница”

Предложенные для сопоставительного анализа стихи Пушкина и Вяземского относятся к жанру философской лирики. Основная тема произведений – неудовлетворенность собой и жизнью. Лирических героев терзает совесть, мучает бессонница. У Пушкина герой признается:

Мне не спится, нет огня;
Всюду мрак и сон докучный

У Вяземского лирический герой тоже пребывает “в тоске бессонницы, средь тишины ночной”. В обоих стихотворениях ночную тишину нарушает ход часов. Часы, “глагол времен”, напоминают героям о том, что время человеческой жизни “мимолетно, безостановочно, бесповоротно!”

Но вот однажды наступает момент истины, когда нельзя больше себя обманывать. Так случилось и в жизни героев произведений Пушкина и Вяземского.

Лирический герой в стихотворении Пушкина с горечью признается:

Жизни мышья беготня…
Что тревожишь ты меня?

И сегодня еще один день герой бесследно вычеркнул из жизни, назвал его “утраченным”, потерянным. Лирический герой в стихотворении Вяземского тоже не доволен собой. Его состояние передают строки:

Грудь давит темный страх и бешеная злоба…
Злоба на себя, на малодушие свое…
“Царапают”душу ему воспоминания:
И сколько диких дум, бессмысленных, несвязных,
Чудовищных картин, видений безобразных, -
То вынырнув из тьмы, то погружаясь в тьму, -
Мерещится глазам и грезится уму!

Ведь когда-то, в молодости, лирический герой Вяземского сочувствовал декабристам, но, видя невозможность борьбы с самодержавием, перешел в лагерь реакции. Это не добавило уважения к самому себе, угрызения совести не дают покоя, ведь он предал идеалы молодости.

Вот почему “тоска бессонницы” давно знакома лирическому герою Вяземского, а бессонница героя в стихотворении Пушкина – явление временное.

В произведении Пушкина нет накала страстей, эмоций, которыми отличается произведение Вяземского. Часы, их ход по-разному действуют на героев.

Ход часов лишь однозвучный
Раздается близ меня…

Как раздражителен часов докучный бой !

У Пушкина ход (часов), у Вяземского бой (часов); у Пушкина раздается, у Вяземского:

Как молотом, кузнец стучит по наковальне,
Так каждый их (часов) удар, тяжелый и печальный,
По сердцу моему однообразно бьет…

Различно состояние героев: лирический герой Пушкина “тревожится”, а герой Вяземского “злится” и на самого себя, и на часы, “с настойчивостью злобной” напоминающие о мимолетности, краткости человеческой жизни, ведь герою уже поздно что-либо менять в жизни.

Вот почему в стихотворении Пушкина много вопросительных предложений, а в произведении Вяземского - восклицательных. Накал страстей лирического героя Вяземского передается выразительно-изобразительными средствами: олицетворением (часы одушевляются, с ними герой ведет диалог; думы, картины, вынырнув из тьмы…мерещатся), эпитетами (“бессонная пытка” – пытка бессонницей; “раздражителен” бой часов), сравнениями (“как молотом, кузнец стучит”), метафорами (“гнет бессонницы”) и др.

У лирических героев произведений Пушкина и Вяземского разные жизненные позиции и возраст. У пушкинского героя все впереди. Он молод и надеется найти смысл своей жизни, наполнить ее содержанием, достойным человека.

Я понять тебя (жизнь) хочу,

Смысла я в тебе ищу…

В этом признании идея произведения Пушкина. У героя произведения Вяземского все в прошлом. Он пожилой человек, с болью говорит, обращаясь к часам:

Что вы от меня с настойчивостью злобной

Хотите? дайте мне забыться. Я устал

Активная жизненная позиция лирического героя в стихотворении Пушкина противопоставлена пассивной жизненной позиции героя стихотворения Вяземского.

Оба произведения побуждают вступающих в самостоятельную жизнь задуматься над очень важными вопросами жизни: как сегодня быть полезным своему Отечеству!

Комплексный анализ эпического произведения К.Г.Паустовского
”Прощание с летом”. Природа – это… храм…!

Константин Георгиевич Паустовский – известный писатель, автор книг о творчестве, о людях искусства, рассказов о животных, произведений о родной природе.

Человек и природа – тема рассказа, предложенного для анализа. Мастер пейзажа Паустовский уже в экспозиции так рисует картины природы, что читатель может живо и ярко представить себе место и время действия, душевное состояние героев. “Был конец ноября – самое грустное время в деревне.” Приметы времени: “холодный дождь”, “мокрый ветер”, “глухие туманы”, “неуютная темень и стужа”, “дороги размыло”, “последние птицы спрятались…”

Героями рассказа являются люди интеллигентные, образованные, знакомые с произведениями мировой классики. Их волнуют, трогают романы Чарльза Диккенса, о котором Лев Толстой писал: “Просейте мировую прозу, останется Диккенс.” Не один Толстой, многие из тех, кто был современником Диккенса или пришел после него, считали его великим писателем. В романе “Холодный дом” он четко выразил свои демократические убеждения. В судьбе уличного мальчишки, беспризорного маленького Джо, подметальщика из лондонских трущоб, отразил страдания миллионов простых людей Англии, униженных и гонимых – то есть открыто выступил в защиту Простого народа. Выбор книг для чтения выявляет симпатии героев рассказа Паустовского.

Деталь интерьера деревенского дома – портрет художника Карла Павловича Брюллова – дополняет характеристику героев этого рассказа:”Откинувшись в кресле, он (Брюллов) смотрел на нас и, казалось, так же, как и мы, отложив раскрытую книгу, думал о прочитанном…” Заметим, что это “ Автопортрет” известного художника.

Герои рассказа Паустовского – люди неравнодушные. Они встают по ночам, закутывают плачущего во сне маленького рыжего Фунтика теплой шерстяной тряпкой. Уютная обстановка деревенского дома (“шумел огонь в печи”, “ярко горели лампы”, “пел и пел свою нехитрую песню медный самовар-инвалид”,”запотевшие стекла”…) противопоставлена шумящим в темноте за стенами ударам ветра и плеску дождя.

Строки “…и страшно было подумать о тех, кого, может быть, застигла эта ненастная ночь в непроглядных лесах…” дополняют характеристики героев.

В экспозиции же рассказа узнаем и о желанных гостях этого дома: деде Митрии, о Ване Малявине, о лесничем.

Завязкой сюжета является эпизод, повествующий о том, как начался первый зимний день. Герой рассказа “однажды ночью проснулся от странного ощущения”. Ему показалось, что он оглох во сне…. Скоро понял, что он не оглох, а попросту наступила необыкновенная тишина, которую называют “мертвой”. “…Умер дождь, умер ветер, умер шумливый беспокойный сад”…Природа очеловечена, одушевлена. В описании картин природы проявляется любовь автора к ней.

Кульминацией является та праздничная картина, которую увидел автор за стеклами: “…все было снежно и безмолвно. Когда же выпал первый снег. Значит за два коротких часа необыкновенно изменилась земля: стужа заворожила поля, леса, сады.” Зимний наряд земли автор сравнивает с нарядом застенчивой невесты.

К утреннему чаю “приплелся” в гости дед Митрий. Он “поздравил с первопутком” автора словами:

- Вот и умылась земля…снеговой водой из серебряного корыта.

Речь деда, передающая восторженное отношение к зимнему наряду земли, насыщена тропами. А в повседневном общении отмечается просторечиями:”… неш то”, “милок”, “не пущала ломота в костях”,”стародавние годы”, “по здешним лесам”, “первопуток”.

Увиденное на лесных озерах дополняет картину за стеклами дома:”В лесах было торжественно, светло…Мы бродили по лесам до сумерек”.

Развязкой является эпизод прощания с летом. “Мы сорвали несколько гроздей схваченной морозом красной рябины – это была последняя память о лете, об осени.”

“Зима начала хозяйничать над землей…и показалась нам такой же прекрасной, как лето.”

Анализируя элементы художественной формы, обращаем внимание на то, что язык Паустовского – язык поэзии. Тропами и стилистическими фигурами насыщен текст рассказа “Прощание с летом”.

Примеры троп: олицетворений (“стужа заворожила”, “одинокая ветка стучит в окно”, “земля умылась”, “снег щекотал”, “день дремал”, “зима хозяйничала”и другие приведены выше); эпитетов (“туманы глухие”, “зима прекрасная”, “грустное время”, “темень неуютная”, “самовар-инвалид”, “песня нехитрая”, “одинокая ветка”, “ненастная ночь”, “тишина мертвая”, “сад беспокойный”, “стеклянный дождь”, “земля нарядная”, “серебряное корыто”); метафор (“лицо земли”, “удары ветра” и другие); сравнений (“пена, похожая на сбитый белок”, “цвет неба напоминал свинец”, “снег сыпался, как стеклянный дождь”, “земля нарядная, похожая на застенчивую невесту”, “смерзшиеся капли воды скатывались, как бисер, на землю…”)

Примеры синтаксических фигур: инверсий (“лил дождь”,” шумел ветер” и другие); обращений (“Откуда ты это взял, Митрий, такие слова?” и другие); вопросительныхпредложений (“Когда же выпал первый снег?”); однородных членов (“…земля уходит в … туманы, в … темень и стужу”).

Выразительно-изобразительные средства передают восторженное отношение храм, автора к родной природе. Это отношение автор стремится передать читателю.

Природа – это, действительно, храм! И назначение человека – и созерцать, и преклоняться, и учиться “вглядываться” и “всматриваться” в родные пейзажи, чтобы “любовью”, по словам Н.Рыленкова наполнилось сердце.

Слушать стихотворение Пушкина К вяземскому

Темы соседних сочинений

Настроение произведения К вяземскому

К вяземскому