Анализ стихотворения Пушкина К морю 9 класс

Стихотворение «К морю» явилось отличным образцом лирики А.С. Пушкина. В нем собрано все своеобразие пушкинского слова – богатый сюжет, красивый слог и певучесть, уникальная стилистика, чувственность и патетика.  

Центральный образ моря предстает символом безусловной воли, независимой от человека. Неуправляемая и огромная стихия неукротима ни одним самым влиятельным правителем, непобедима наукой и техникой.  Море схоже с душевной свободой, которую никто не может заточить в темницу.

В противовес свободе в стихотворении проявляется мотив побега. Лирический герой мечтает покорить бескрайнее пространство моря, оставив «скучный, неподвижный брег». Но остается на месте, очарованный стихией. В море он видит лишь одно место, куда бы мог отправиться – это остров, который стал тюрьмой для Наполеона. Образы почивших гениев, сильных людей, оставивших «миру свой венец», проходят через стихотворение. Пушкин высказывает скорбь о гибели Байрона – лучшего певца моря, борца за свободу.   

Пример

Куда бы ни устремился поэт, его ждет одна и та же участь – «просвещенье иль тиран». Под тиранией Пушкин подразумевал власть, а просвещение грозило духовной неволей, попыткой загнать разум и индивидуальность в определенные рамки. Оттого финал стихотворения кажется пессимистичным, а настроение грустным.

9 класс

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "К морю"

Картинка Анализ стихотворения Пушкина К морю № 1

«К морю» было создано в 1824 году. Это стихотворение завершает романтический период пуш­кинского творчества. Оно стоит как бы на стыке двух периодов, поэтому в нем присутствуют и некоторые романтические темы и образы, и черты реализма.

Традиционно жанр стихотворения «К морю» определяют как элегию. Однако скорее следует говорить о сочетании таких жанров, как послание и элегия. Жанр послания проявляется уже в самом названии стихотворения, но содержание остается чисто элегическим.

В первой же строке стихотворения лирический герой прощается с морем («Прощай, свободная стихия!»). Это прощание — и с реальным Черным морем (в 1824 году Пушкина высылают из Одессы в Михайловское, под надзор отца), и с морем как романтическим символом абсолютной свободы, и с самим романтизмом.

Образ моря, бушующего и свободного, занимает центральное место. Сначала море предстает перед нами в традиционно романтическом духе: оно символизирует жизнь человека, его судьбу. Затем картина конкретизируется: море связано с судьбами великих личностей — Байрона и На­полеона.

В этом стихотворении происходит прощание поэта с романтизмом, с его идеалами. Пушкин постепенно обращается к реализму. В двух последних строках элегии море перестает быть роман­тическим символом, а становится просто пейзажем.

В элегии «К морю» поднимается традиционная для романтизма тема романтического бегства героя. В этом смысле его интересно сопоставить с одним из первых стихотворений романтическо­го периода в творчестве Пушкина «Погасло дневное светило. » (1820), где также возникает тема бегства. Здесь лирический герой стремится уйти в какие-то неведомые «волшебные края» (роман­тическое неприятие окружающей действительности), а в стихотворении «К морю» говорится уже о неудаче этого романтического путешествия:

Не удалось навек оставить

Мне скучный неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по волнам твоим направить

Мой поэтический побег!

В стихотворении «Погасло дневное светило. » герой стремится к «отдаленному берегу», ко­торый представляется ему идеальным краем (романтическое «там»), а в элегии «К морю» герой сомневается в его существовании:

Мир опустел. Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран.

Анализ стихотворения Пушкина "К морю" 9 класс

Картинка Анализ стихотворения Пушкина К морю № 2

Среди стихотворений Пушкина видное место принадлежит тем, в которых поэт с изумительной поэтической силой и любовью рисует картины родной природы. Несравненный живописец природы, Пушкин воспринимал её не только зорким глазом .художника и тонким слухом музыканта, но и любящим свою родину сердцем горячего патриота.
С детских лет, когда Пушкин уезжал на лето в Захарове), любовь к родной природе прочно вошла в его душу. Эта любовь крепла и ширилась и нашла своё художественное выражение с стихотворениях, поэмах, романс «Евгений Онегин».

Волновавшие его настроения Пушкин передал в замечательных художественных образах, которые обогащают нашу мысль, развивают умение видеть, слышать и чувствовать природу нашей родины, которые близки сердцу каждого русского человека. Но к реалистическому изображению природы Пушкин подошёл не сразу. В период южной ссылки поэта его стихи носят романтический характер. Таково, например, стихотворение «К морю».

Романтическое стихотворение «К морю» вчерне написано было перед отъездом поэта из Одессы, а обработано и закончено в начале октября 1824 года.

Поэтическое изображение моря сочетается в стихотворении с размышлениями поэта о своей судьбе изгнанника и о судьбах народов. Море потому близко и дорого Пушкину, что оно представляется ему живым воплощением мятежной и свободной стихии, мощи и гордой красоты, т. е. таких качеств, которые особенно привлекают поэта. Этими качествами в восприятии романтически настроенных современников Пушкина обладали два «властителя дум» тогдашнего молодого поколения — Байрон и Наполеон В строфах, посвящённых Наполеону, Пушкин ясно не говорит о своём отношении к нему. Но раньше в стихотворении «Наполеон» (1821) поэт охарактеризовал его как тирана, презирающего человечество, как «смирителя» революции и свободы.

В Байроне привлекают Пушкина такие черты знаменитого английского поэта, как гениальность («умчался гений»), свободолюбие («исчез, оплаканный свободой»), неукротимый дух бор-па («как ты, могущ, глубок и мрачен, как ты, ничем неукротим. В «опустелом мире» свободолюбивый борец за благо людей чувствует себя одиноким. В стихотворении раскрывается романтическая тема одиночества поэта в мире.
Горечь и протест звучат в строках, обобщающих размышления о «судьбах людей» в мире:

Судьба людей повсюду та же:
Где благо, там уже на страже
Иль просвещенье, иль тиран.

На пути к свободе людей стоят стражами или ложная культура господствующих классов, или тираны.
Романтическому характеру стихотворения соответствует и приподнятость тона, речь, насыщенная восклицаниями, обращениями, риторическими вопросами, оценочными эпитетами и метафорами.
Стихотворение «К морю» было прощанием Пушкина не только с морем, но и с романтической лирикой. С переходом поэта к «реалистическому творчеству изменяется и характер изображения им природы.
В своей реалистической пейзажной лирике Пушкин рисует внешне скромную, но милую его русскому сердцу красоту и поэзию родной природы. Таковы его стихотворения: «Зимний вечер» (1825), «Зимняя дорога» (1826), «Зимнее утро» (1829), «Туча» (1835), «Вновь я посетил. » (1835) и другие. В описание природы Пушкин то включает народно-песенные мотивы:

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
(«Зимний вечер»)

то устанавливает внутреннюю связь между природой и напевами народных песен:

По дороге зимней, скучной Что-то слышится родное
Тройка борзая бежит, В долгих песнях ямщика:
Колокольчик однозвучный То разгулье удалое,
Утомительно гремит. То сердечная тоска.
Зимняя дорога».)

Лексика , синтаксический строй речи, интонация стиха приобретают у Пушкина в конце 20-х и в 30-х годах иной характер — более простой, предельно реалистический и народный. Показательно в этом отношении различие в описаниях одной и той же картины окрестностей Михайловского, данных в стихотворениях «Деревня» (1819) и «Вновь я посетил. » (1835).
В «Деревне» тон речи приподнятый, ораторский:
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты.
Проще и задушевнее по тону дано описание этой же картины в стихотворении «Вновь я посетил. » (1835):
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро.
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко,
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По берегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.

Анализ №5

Стихотворение «К морю» написано в 1824 году, когда Пушкин находился в михайловской ссылке.

В стихотворении «К морю» звучит типичная для романтика тема бегства героя. Она является метафорическим прощанием Пушкина не только с морем (он вынужден был покинуть Одессу), но и с романтизмом, с периодом жизни в южной ссылке, с прежними идеалами и кумирами.

Лирический герой чувствует себя накануне нового этапа жизни. Он понимает, что не будет возврата к прежнему, грустит об утраченных и дорогих его сердцу образах. Он осознаёт, что находится в преддверии нового мира и новых отношений с миром, нового творчества.

Жанр стихотворения – элегия, один из излюбленных жанров романтической поэзии.

Лирика – философская с элементами пейзажной. Стихотворение написано четырёх- и пятистопным ямбом, система рифмовки – перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Это типичная форма для стихотворений Пушкина романтического периода, стройная и торжественная.

В середине стихотворения ритм меняется, в строфе появляется пятая строка, это придаёт взволнованность течению поэтической речи:

…Не удалось навек оставить

Мне скучный, неподвижный брег,

Тебя восторгами поздравить

И по хребтам твоим направить

Мой поэтический побег.

В этих строчках речь идёт не только о неисполненных поэтических замыслах, но и о несостоявшихся намерениях Пушкина уехать в путешествие, о котором он мечтал.

Лексика возвышенная, романтическая. Поэт употребляет много романтических эпитетов: свободная стихия, гордая краса, ропот заунывный, грустный шум, предел желаний, (я) тихий и туманный, своенравные порывы, смиренный парус.

Помимо эпитетов Пушкин использует в стихотворении сравнения:

…Как друга ропот заунывный,

Как зов его в прощальный час,

Твой грустный шум, твой шум призывный

Услышал я в последний раз…

Он олицетворяет море, сравнивает его с другом, с близким понимающим человеком. Упоминая (но не называя) Байрона, Пушкин сопоставляет его гений с морем:

…Твой образ был на нём означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим…

Это также придаёт метафоричность образу моря в стихотворении.

В одной из строф меняется род стихии, к которой обращается поэт: море становится океаном. Образ становится более величественным и грозным, приобретает силу и вселенский размах:

…Мир опустел…Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?

Судьба людей повсюду та же:

Где капля блага, там на страже

Уж просвещенье иль тиран…

Также в этой строфе слышны отголоски размышлений Пушкина о свободе, благе, судьбах народов, об общественных идеалах.

Приподнятость тона стихотворения также подчёркивается риторическими вопросами и восклицаниями, которыми насыщено произведение:

…Прощай, свободная стихия!

…Моей души предел желанный!

Как часть по брегам твоим

Бродил я тихий и туманный,

Заветным умыслом томим!

…О чём жалеть? Куда бы ныне

Я путь беспечный устремил?

…Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

Можно сказать, что несмотря на типичный романтический строй стихотворения, образы, эпитеты, лирический герой Пушкина в этой элегии приобретает новые черты – его взгляд на мир становится иным, более реалистичным.

Текст «К морю» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина К морю № 3

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

Как друга ропот заунывный,
Как зов его в прощальный час,
Твой грустный шум, твой шум призывный
Услышал я в последний раз.

Моей души предел желанный!
Как часто по брегам твоим
Бродил я тихий и туманный,
Заветным умыслом томим!

Как я любил твои отзывы,
Глухие звуки, бездны глас,
И тишину в вечерний час,
И своенравные порывы!

Смиренный парус рыбарей,
Твоею прихотью хранимый,
Скользит отважно средь зыбей:
Но ты взыграл, неодолимый,-
И стая тонет кораблей.

Не удалось навек оставить
Мне скучный, неподвижный брег,
Тебя восторгами поздравить
И по хребтам твоим направить
Мой поэтической побег.

Ты ждал, ты звал… я был окован;
Вотще рвалась душа моя:
Могучей страстью очарован,
У берегов остался я.

О чем жалеть? Куда бы ныне
Я путь беспечный устремил?
Один предмет в твоей пустыне
Мою бы душу поразил.

Одна скала, гробница славы…
Там погружались в хладный сон
Воспоминанья величавы:
Там угасал Наполеон.

Там он почил среди мучений.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался гений,
Другой властитель наших дум.

Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,
Он духом создан был твоим:
Как ты, могущ, глубок и мрачен,
Как ты, ничем неукротим.

Мир опустел… Теперь куда же
Меня б ты вынес, океан?
Судьба людей повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.

Прощай же, море! Не забуду
Твоей торжественной красы
И долго, долго слышать буду
Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы
Перенесу, тобою полн,
Твои скалы, твои заливы,
И блеск, и тень, и говор волн.

Анализ стихотворения Пушкина «К морю»

В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием.

В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием.

Стихотворение «К морю» по своей форме напоминает элегию, однако содержание произведение носит личностно-философский характер. В первых его строчках автор прощается с морем, выражая восхищение «свободной стихией» и «гордыми волнами». Именно этих качестве так недоставало во время южной ссылки самому Пушкину, который вынужден был выполнять рутинную работу в канцелярии, находясь под постоянным контролем вышестоящих чиновников. При этом поэт понимал, что высказывать свои прогрессивные взгляды в провинциальном обществе не только бессмысленно, но и достаточно опасно – граф Воронцов, невзлюбивший поэта, периодически отправлял в Санкт-Петербург депеши с доносами на вольнодумца, в которых характеризовал Пушкина как весьма посредственного специалиста, который то и дело пренебрегает своими служебными обязанностями.

Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна. И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. В шуме волн Александр Пушкин слышит призыв к побегу с чужбины, однако признается, что пойти на такой шаг ему было не под силу. «Ты ждал, ты звал … я был окован», — пишет поэт, намекая на то, что попытка вернуться в Москву или же Санкт-Петербург без соответствующего разрешения властей окончилась бы для него уже не южной, а сибирской ссылкой. Тем не менее, такой вариант Пушкин все же рассматривает. Однако, задумываясь о побеге, считает, что гораздо проще было бы покинуть Россию морским путем.

Почему поэт не отважился на такой поступок? Ответ можно найти в стихотворении «К морю», где автор признается в безграничной любви к своей родине. Даже волнующие мысли о свободе не могут заставить его навсегда покинуть Россию. К тому же, Пушкин отдает себе отчет, что на чужбине его ждет незавидная участь, намекая на то, что, вероятнее всего, разделит судьбу Наполеона, закончив свою жизнь не в цивилизованной Европе, откуда он может быть выслан по первому же требованию русских властей, а на отдаленном острове, среди моря и скал. Обращаясь к истории, Пушкин отмечает, что французский император также был свободолюбив и призывает море воздать ему посмертные почести — «шуми, взволнуйся непогодой: он был, о море, твой певец». После его смерти поэт понимает, что побег теряет всякий смысл. Поэтому автору лишь остается смириться с собственной участью и дождаться того момента, когда он сможет вернуться домой, сохранив в воспоминаниях красоту морской стихии – «твои скалы, твои заливы, и блеск, и тень, и говор волн».

"К морю": анализ стихотворения. Стих Пушкина

К образу моря в своих произведениях обращались многие поэты. Воспели его впервые еще античные авторы. Так, пришедший из Древней Греции стихотворный размер гекзаметр ассоциируется с тем, как шумят набегающие волны. Образ моря в поэзии менялся с течением времени и развитием литературы. Наиболее важное значение ему отводили поэты-романтики. Море у них символизировало идеал романтической свободы. Творчество Пушкина тоже не обошлось без использования этого образа.

Стихотворение «К морю» поэт написал в 1824 году, в переломный для себя период. В это время поэзия Александра Сергеевича претерпевала изменения и переходила от романтизма к реализму. Можно сказать, что это произведение как раз и завершило романтический период в творчестве поэта.

Жанровая принадлежность

Прежде чем проводить анализ стихотворения Пушкина «К морю», необходимо понять, к какому жанру оно относится. Это творение вобрало в себя все лучшее из поэтического багажа Александра Сергеевича: и фонетическое мастерство, и наполненное содержание, и лирическое настроение, и проникновенность, и высокую эмоциональность. Стихотворение «К морю» по своему построению является лирическим монологом - читатель как будто слушает разговор автора с морем. Надо сказать, что к подаче произведения в такой форме Пушкин в своем творчестве прибегал довольно часто. Такая манера давала возможность ему максимально раскрыться и донести до адресатов все свои думы и мысли. Что касается того, к какому литературному жанру принадлежит произведение «К морю», анализ стихотворения литературоведами позволил сделать вывод о том, что это философическая элегия, поскольку в основе лежат собственные переживания поэта.

Содержание

Стих Пушкина «К морю» начинается с расставания лирического героя со «свободной стихией», отчего у него возникает грустное чувство. В первой части произведения преобладает конкретно-биографический, личностный аспект. Затем читателям открывается мироощущение автора. Для него море – это то же, что и мир человеческой души, поэтому оно настолько притягательно. Водная стихия прихотлива и своенравна, как и порывы человека, непредсказуема, как и его потаенные желания. Море может быть умиротворенным, тихим или же, напротив, грозным, сулящим гибель людям. Но точно так же люди могут гибнуть, отдавшись во власть импульсивных порывов и безумных страстей.

Не только мир человеческой души, но и саму судьбу заключил в образе «свободной стихии» Пушкин. «К морю» - стихотворение, в котором идет речь о непредсказуемости водной стихии: она своевольно играет с людьми и может принести как радость, так и неожиданную смерть. С непредсказуемыми морскими водами автор сравнивает и любовь – чувство, подчиняющее себе любые устремления и поступки, которое вместе с тем может сковать волю человека и стать своеобразным «пленом души».

В свое время разными литературоведами исследовалось произведение «К морю». Анализ стихотворения, проведенный ими, указал читателям на нарушение Пушкиным грамматических норм. Дело в том, что, когда поэт обращается к морю, он использует глаголы мужского рода: «Ты ждал, ты звал…». Хотя любой школьник знает, что слово «море» - это существительное среднего рода.

Наполеон и Байрон

Далее в исторический план устремляет свои мысли Пушкин. «К морю» (стихотворение) продолжается воспоминаниями автора о Наполеоне – человеке необыкновенной судьбы, который нашел свою смерть на острове Святой Елены, рядом с морем. В произведении всплывает и другой романтический герой – поэт Байрон. Два этих образа – Наполеона и Байрона – Пушкин связывает воедино не просто так. Английский лорд много писал о выдающемся французском полководце, его очень интересовала его личность.

Цивилизация и природа в произведении «К морю»

Анализ стихотворения позволяет проследить в нем мотив грусти. Он появляется еще в самом начале повествования, когда лирический герой грустит при расставании с морем, затем проходит через воспоминания автора о гибели Наполеона и смерти Байрона и выходит на внеличностный, внесюжетный, философский план: «Судьба людей повсюду та же: где благо, там уже на страже иль просвещенье, иль тиран». Характерная особенность состоит в том, что Пушкин приравнивает тиранию к просвещению. В понимании поэта цивилизация, которая насильно лишает человека свободы и вмешивается в естественное течение его жизни, является «тираном». Противопоставление мира природы и мира цивилизации всегда прослеживалось в творчестве Пушкина (вспомните Онегина и Татьяну, старого цыгана и Алеко). В этом же стихотворении природный мотив не выдвинут на передний план, он лишь угадывается, выступает альтернативой тирании и просвещению.

Заканчивается произведение жизнеутверждающе. Автор, прощаясь с морем, обещает сохранить в душе образ «свободной стихии» и жить в соответствии с идеалом природного, естественного человека.

«К морю» - анализ стихотворения. Художественные средства

Пушкин в своем творении использует разнообразные средства выразительности. Это и эпитеты («гордою красой», «пустыни молчаливы», «путь беспечный»), и метафоры («я был окован»), и риторические вопросы («О чем жалеть?») Есть здесь также анафоры, сравнения, инверсии, перифразы, обращения, за счет которых создается впечатление душевного разговора автора с морем. В произведении поэт прибегает к славянизмам («брег», «глас», «рыбарей») и словам высокого стиля («благо», «властитель», «венец», «тиран»).

Фонетический строй

Не вызывает сомнения, что Александр Пушкин – мастер изящной словесности. С первых строк стихотворения «К морю» перед нами не только рисуется картина, где и «волны голубые», и «гордая краса» морской стихии, но и кажется, будто действительно слышен шум волн. Этот эффект достигается за счет определенного сочетания звуков «щ» - «блещешь», «прощай», «ш» - «услышал», «шум», «ч» - «час». Также ассоциация с шумом моря создается благодаря чередованию шипящих «ш» и торжественных «р». Такая звуковая тональность прослеживается на протяжении всего стихотворения.

В заключение

Произведение «К морю» раскрывает Пушкина в качестве певца свободы. Эта элегия многопланова и многогранна, она демонстрирует чаяния поэта, показывает особенности его эпохи. В этом стихотворении Александр Сергеевич прощается с романтическим идеалом. Для него все это – уже вчерашний день. После элегии «К морю» в жизни Пушкина наступил новый этап.

Послушайте стихотворение Пушкина К морю

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения К морю

Анализ стихотворения Пушкина К морю 9 класс

Настроение произведения К морю

К морю