Анализ стихотворения Пушкина Из пиндемонти



Анализ стихотворения Александра Пушкина «Из Пиндемонти»

В поздний период творческого пути Александром Пушкиным было написано стихотворное произведение «Из Пиндемонти». На даче недалеко от Петербурга в 1836 году возник замысел этой поэзии.

Название изначально было другим и включало в себя имя поэта из Франции, однако, по причине недавних революционных происшествий в этой стране цензура России могла пресечь опубликование произведений с подобной отсылкой. По этой причине Пушкин все же сохранив идею мистификации, использовал в строке названия нового стихотворения фамилию итальянских братьев поэтов. Малоизвестный в то время Пиндемонте Ипполито значится с тех пор в заглавии стиха «Из Пиндемонти».

Исследователи творчества русского поэта занялись изучением поэзии и француза, и итальянца, но схожих черт с самим Пушкиным не нашли. Так что факт намеренного введения читающей публики в заблуждение ложной отсылкой является подтвержденным.

Стихотворение сюжетно делится на три композиционные части. В первой половине автор перечисляет социальные роли и институты политики, которым его личность противится. В центральной части находятся словосочетания, обозначающие стремление поэта к другим свободам и правам. Третья часть – положительные образы для лирического героя, некий его идеал и кредо.

Смысл поэтического произведения – в попытке выразить любовь к свободе, противлении давлению общественных институтов. Вся схема жизненных ценностей поэта опубликована в «Из Пиндемонти». «Власть» и «народ» как низменные общественные образования противопоставляются здесь «божественной» красоте природы и великим творениям искусства. Не желает любимец муз прислуживать государству и не понимает он подобной обязанности, дающейся с рождения каждому человеку.

Короткие высказывания в начале отличаются от протяжных синтаксических конструкций в конце произведения, поэтому перечисление близких Пушкину сторон жизни звучит одухотворенно, а список врагов истинной свободы – приземленно и грубо.

Указана самим автором еще одна отсылка – на шекспировского Гамлета. Это троекратное повторение «слова» – замечание об отношении власти к деятельности литераторов. На самом же деле пустословием заняты цари и необразованный народ, – вот мнение лирического персонажа Пушкина.

«Из Пиндемонти» А.Пушкин

«Из Пиндемонти» Александр Пушкин

Не дорого ценю я громкие права,
От коих не одна кружится голова.
Я не ропщу о том, что отказали боги
Мне в сладкой участи оспоривать налоги
Или мешать царям друг с другом воевать;
И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура.
Все это, видите ль, снова, слова, слова*.
Иные, лучшие, мне дороги права;
Иная, лучшая, потребна мне свобода:
Зависеть от царя, зависеть от народа —
Не все ли нам равно? Бог с ними.
Никому
Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
По прихоти своей скитаться здесь и там,
Дивясь божественным природы красотам,
И пред созданьями искусств и вдохновенья
Трепеща радостно в восторгах умиленья.
— Вот счастье! вот права…

* Hamlet. (Примеч. А.С.Пушкина.)

Анализ стихотворения Пушкина «Из Пиндемонти»

В 1836 году Пушкин работал над так называемым каменоостровским циклом, который был опубликован только после его смерти. Согласно мнению Юрия Михайловича Лотмана, несколько стихотворений серии стоит считать вершиной и поэтическим завещанием Александра Сергеевича. Цикл включает в себя как минимум шесть произведений, четыре из которых помечены римскими цифрами. В их числе – «Из Пиндемонти». Три других стихотворения – «Отцы пустынники и жены непорочны …», «Подражание италиянскому» и «Мирская власть» — проникнуты религиозно-христианской символикой. В рассматриваемом тексте она отсутствует.

По мнению большинства современных литературоведов, заглавие стихотворения представляет собой мистификацию. К сюжету произведения, к его идейной составляющей оно не имеет отношения. Изначальное название анализируемого текста – «Из Alfred Musset». Александр Сергеевич отказался от него, так как хотел видеть стихотворение изданным. Николаевская цензура не позволила бы появиться в печати упоминанию об известном французском писателе-романтике. Причиной тому была Июльская революция, вспыхнувшая в 1830 году. Российский император не желал, чтобы информация о ней свободно распространялась на просторах управляемой им страны. В итоге Пушкин решил воспользоваться именем итальянского поэта Ипполито Пиндемонте. И его, и Мюссе Александр Сергеевич выбрал не случайно. У обоих авторов встречаются близкие ему темы свободолюбия, противостояния человека гнету общественных условий. Справедливости ради стоит отметить, что подобные идеи вообще характерны для романтизма как литературного направления.

Стихотворение можно разделить на две части, противопоставленные друг другу. В обеих лирический герой рассказывает о своей системе жизненных ценностей. Сначала перед читателями предстает цепь отрицаний политических институтов и социальных ролей. Речь идет о налогах, войнах, цензуре. Во второй части представлены позитивно воспринимаемые ценности. Кроме того, высказывается одна из главных мыслей произведения, отличающаяся афористичностью:
…для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи…
В стихотворении утверждается первейшее право каждого человека, которое не должно отнимать у него ни государство, ни другие люди, — право на духовную и физическую свободу. Без него все остальные права становятся фиктивны и бессмысленны. Лирический герой видит высшее счастье в том, чтобы быть личностью, иметь возможность «дивиться божественным природы красотам», восхищаться великими произведениями искусства.

Как полагает литературовед Сергей Акимович Кибальник, в стихотворении «Из Пиндемонте» ощущается классическая основа. Ассоциации с античностью рождаются как на уровне формы (использование александрийского стиха), так и на уровне содержания. Рассмотрим последний аспект подробнее. Пушкин защищает право человека на внутреннюю и внешнюю свободу, превозносит общение с природой и наслаждение искусством, противопоставляемые стремлению обрести власть и желание посвятить себя государственной службе. Близкие идеи фигурируют в творчестве древнеримского поэта Горация. Его лирика интересовала Александра Сергеевича еще в лицейские годы. Изначально Пушкин создавал условный образ стихотворца-эпикурейца. Эта традиция условной горацианской поэзии была довольно быстро отвергнута. В 1830-х Александр Сергеевич нередко напрямую обращался к наследию античности. От условных древнегреческих и древнеримских символов он перешел к живым образам, от горацианских имитаций, сделанных на французский манер, — к истинному Горацию.

«Из Пиндемонти»: анализ стихотворения А. С. Пушкина

December 11, 2015

Одной из поздних работ А. С. Пушкина было произведение «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения раскроет нам его идейное содержание. Перед его проведением мы ознакомимся с некоторыми моментами из жизни поэта.

Взаимосвязь биографии писателя с его творчеством

Пройденный Пушкиным жизненный путь оставил отпечаток в его произведениях. Их тематика и содержание менялись с годами.

А. С. Пушкин начал писать уже в тринадцатилетнем возрасте. Он рос, воспитывался и учился в особой атмосфере. Поэт впитал дух свободы, вольности. Его литературные работы носили революционные идеи. За это лирик был отправлен в ссылку.

Большую часть своей жизни Пушкин интересовался вопросами политики, общества, участвовал в этом. Однако к концу своей жизни, которая была оборвана из-за дуэли, писатель не был так увлечен социальными делами. Он устал и хотел лишь одного: чтобы его оставили в покое и дали ему жить так, как хотелось бы ему самому. Это отразилось в некоторых его произведениях, среди которых было «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения, его содержание более подробно раскроют нам последние мечтания великого поэта. С помощью них мы узнаем, в чем заключалось счастье А. С. Пушкина.

Содержание стихотворения «Из Пиндемонти»

В этом произведении автор пишет о том, что он недорого ценит громкие права, которыми заняты многие умы. Он не жалуется, что ему не дают оспаривать налоги и мешать воевать царям. Ему нет дела, есть ли цензура в печати, притесняет ли она замыслы писателей. А все потому, что это лишь слова.

Поэту дороги другие, лучшие права. Ему нужна иная свобода. Она не связана с вопросами зависимости от власти и общества. Ему это все равно.

Далее автор раскрывает, чего же он желает. Пушкин пишет, что он хочет не давать перед другими отчетов, лишь себе служить и угождать. Не прогибаться перед властями и подданными, не идти против совести из-за них. Поэт желает находиться там, где ему вздумается, скитаться то тут, то там. Вдохновляться окружающими красотами природы, произведениями искусства. Вот в чем счастье, вот в каких правах нуждается и пишет об этом в «Из Пиндемонти» Пушкин. Анализ стихотворения раскроет нам его идею. Давайте рассмотрим позднюю, зрелую работу поэта.

Анализ стихотворения «Из Пиндемонти» кратко

Данная работа была написана в 1936 году. В этот период Пушкин имел совершенно другие ценности, нежели те, что были у него раньше. Он мечтал об иной свободе и правах. Прежняя борьба против власти, цензуры, за справедливость для него теперь -всего лишь слова. Что он подразумевает под ними? Он высказывает мысль, что все это - бесполезное дело. Возможно, он считал бы иначе, если бы эта борьба закончилась успехом для него и его друзей-декабристов. Но 1825 год и другие события дали понять писателю, что мечтам не суждено сбыться.

Идея стихотворения «Из Пиндемонти» – показать читателям, какие права и свободы для Пушкина важнее. Он вынужден отчитываться перед властями, не может выехать за границу, перемещаться, как ему хочется. Он не может писать то, что желает высказать. Не случайно к концу его творчества становится все меньше лирики и все больше прозы.

Цензура, власть, жизненные обстоятельства душат поэта. Произведение, которое мы рассматриваем, автор назвал «Из Пиндемонти». Таким образом он пытался избежать цензуры. Якобы позаимствовал содержание стихотворения от своего современника Пиндемонти. Но у того литератора не было подобных произведений.

Стихотворение – высказывание желаний Пушкина. Он не хочет никому служить, он хочет личной свободы, возможности быть там, где он пожелает, и наслаждаться жизнью, которая заключается в красоте природы и произведениях искусства.

«Из Пиндемонти»: жанр стихотворения

Данное литературное произведение небольшого объема и является лирическим. Поэтому его жанр – стихотворение. Это произведение подлинное, не заимствованное. Его невозможно отнести к другим жанрам лирики, кроме как к стихотворению.

Это произведение цельное, выражающее авторскую позицию. Пушкин назвал его «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения, его содержания, фактов из биографии показывают нам, что это отсылка мифическая. Она была создана для отвода цензуры, так как Пушкин надеялся на публикацию этого стихотворения.

Выразительные средства в произведении

Пушкин в стихотворении активно использует отрицание: «не ропщу», «не давать», «не гнуть». Таким образом он выражает то, чего он не желает. Автор использует олицетворение – «громкие права», метафору – «кружится голова», эпитеты – «божественные красоты», «сладкая участь». Мы наблюдаем перечисления, риторический вопрос, многосоюзие.

Все эти средства, тропы и фигуры передают идею произведения «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения указывает на богатство языка и использованных приемов.

Заключение

Мы рассмотрели, что вложил в свое произведение «Из Пиндемонти» Пушкин. Анализ стихотворения показал нам связь биографии великого поэта с его творчеством. Мы узнали, что произведения 30-х годов заметно отличаются у Пушкина зрелостью суждений, новыми представлениями о личном счастье.

Поэт, как и многие литераторы, пытался избежать цензуры, поэтому данное стихотворение получило такое название.

Пушкин написал это произведение в 1936 году. Это было его последнее лето. К сожалению, при его жизни стихотворение так и не было опубликовано. Однако со временем оно стало доступно читателям и даже было включено в школьную программу.

Одной из поздних работ А. С. Пушкина было произведение «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения раскроет нам его идеологическое содержание. Перед его проведением мы ознакомимся с некими моментами из жизни поэта.

Связь биографии писателя с его творчеством

Пройденный Пушкиным актуальный путь оставил отпечаток в его произведениях. Их тема и содержание изменялись с возрастом.

А. С. Пушкин начал писать уже в тринадцатилетнем возрасте. Он рос, воспитывался и обучался в особенной атмосфере. Поэт поглотил дух свободы, вольности. Его литературные работы носили революционные идеи. За это лирик был выслан в ссылку.

Огромную часть собственной жизни Пушкин интересовался вопросами политики, общества, участвовал в этом. Но к концу собственной жизни, которая была оборвана из-за дуэли, писатель не был так увлечен соц делами. Он утомился и желал только 1-го: чтоб его оставили в покое и дали ему жить так, как хотелось бы ему самому. Это отразилось в неких его произведениях, посреди которых было «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения, его содержание более тщательно раскроют нам последние мечтания величавого поэта. При помощи их мы узнаем, в чем заключалось счастье А. С. Пушкина.

Содержание стихотворения «Из Пиндемонти»

В этом произведении создатель пишет о том, что он дешево ценит звучные права, которыми заняты многие мозги. Он не сетует, что ему не дают оговаривать налоги и мешать вести войну царям. Ему нет дела, есть ли цензура в печати, притесняет ли она планы писателей. А все поэтому, что это только слова.

Поэту дороги другие, наилучшие права. Ему нужна другая свобода. Она не связана с вопросами зависимости от власти и общества. Ему это все равно.

Дальше создатель открывает, чего же он вожделеет. Пушкин пишет, что он желает не давать перед другими отчетов, только для себя служить и угождать. Не прогибаться перед властями и подданными, не идти против совести из-за их. Поэт вожделеет находиться там, где ему вздумается, скитаться то здесь, то там. Вдохновляться окружающими красотами природы, произведениями искусства. Вот в чем счастье, вот в каких правах нуждается и пишет об этом в «Из Пиндемонти» Пушкин. Анализ стихотворения раскроет нам его идею. Давайте разглядим позднюю, зрелую работу поэта.

Анализ стихотворения «Из Пиндемонти» коротко

Данная работа была написана в 1936 году. В этот период Пушкин имел совсем другие ценности, ежели те, что были у него ранее. Он грезил об другой свободе и правах. Прежняя борьба против власти, цензуры, за справедливость для него сейчас -всего только слова. Что он предполагает под ними? Он высказывает идея, что все это — никчемное дело. Может быть, он считал бы по другому, если б эта борьба завершилась фуррором для него и его друзей-декабристов. Но 1825 год и другие действия дали осознать писателю, что мечтам не судьба реализоваться.

Мысль стихотворения «Из Пиндемонти» – показать читателям, какие права и свободы для Пушкина важнее. Он обязан отчитываться перед властями, не может выехать за границу, передвигаться, как ему охото. Он не может писать то, что вожделеет высказать. Не случаем к концу его творчества становится меньше лирики и больше прозы.

Цензура, власть, актуальные происшествия душат поэта. Произведение, которое мы рассматриваем, создатель именовал «Из Пиндемонти». Таким макаром он пробовал избежать цензуры. Типо взял в долг содержание стихотворения от собственного современника Пиндемонти. Но у того литератора не было схожих произведений.

Стихотворение – выражение желаний Пушкина. Он не желает никому служить, он желает личной свободы, способности быть там, где он пожелает, и услаждаться жизнью, которая заключается в красе природы и произведениях искусства.

«Из Пиндемонти»: жанр стихотворения

Данное литературное произведение маленького объема и является лирическим. Потому его жанр – стихотворение. Это произведение подлинное, не взятое. Его нереально отнести к другим жанрам лирики, не считая как к стихотворению.

Это произведение цельное, выражающее авторскую позицию. Пушкин именовал его «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения, его содержания, фактов из биографии демонстрируют нам, что это отсылка сказочная. Она была предназначена для отвода цензуры, потому что Пушкин возлагал надежды на публикацию этого стихотворения.

Выразительные средства в произведении

Пушкин в стихотворении интенсивно употребляет отрицание: «не ропщу», «не давать», «не гнуть». Таким макаром он выражает то, чего он не вожделеет. Создатель употребляет олицетворение – «звучные права», метафору – «кружится голова», эпитеты – «божественные красы», «сладкая участь». Мы смотрим перечисления, риторический вопрос, многосоюзие.

Все эти средства, тропы и фигуры передают идею произведения «Из Пиндемонти». Анализ стихотворения показывает на достояние языка и использованных приемов.

Заключение

Мы разглядели, что вложил в свое произведение «Из Пиндемонти» Пушкин. Анализ стихотворения показал нам связь биографии величавого поэта с его творчеством. Мы узнали, что произведения 30-х годов приметно отличаются у Пушкина зрелостью суждений, новыми представлениями о личном счастье.

Поэт, как и многие литераторы, пробовал избежать цензуры, потому данное стихотворение получило такое заглавие.

Пушкин написал это произведение в 1936 году. Это было его последнее лето. К огорчению, при его жизни стихотворение так и не было размещено. Но с течением времени оно стало доступно читателям и даже было включено в школьную программку.

Свежие записи

Свежие комментарии

Наталья БЕЛЯЕВА

Стихотворение А.С. Пушкина
«Из Пиндемонти»

Опыт лингвостилистического анализа

Стихотворение А.С. Пушкина «Из Пиндемонти» включено в школьный образовательный стандарт по литературе совсем недавно. Его понимание и интерпретация представляют значительную сложность для учащихся, так как толковать его можно только в контексте всего творчества поэта и некоторых биографических и историко-культурных реалий. Вместе с тем понимание стихотворения значительно облегчится, если провести небольшой лингвостилистический анализ, выявляя в композиции текста смыслообразующий характер его языкового строя, художественные функции частей речи, синтаксических конструкций, звукописи.

1 Не дорого ценю я громкие права,
2 От коих не одна кружится голова.
3 Я не ропщу о том, что отказали боги
4 Мне в сладкой участи оспоривать налоги
5 Или мешать царям друг с другом воевать;
6 И мало горя мне, свободно ли печать
7 Морочит олухов, иль чуткая цензура
8 В журнальных замыслах стесняет балагура.
9 Все это, видите ль, слова, слова, слова.
10 Иные, лучшие, мне дороги права;
11 Иная, лучшая, потребна мне свобода:
12 Зависеть от властей, зависеть от народа –
13 Не все ли нам равно. Бог с ними. Никому
14 Отчета не давать, себе лишь самому
15 Служить и угождать, для власти, для ливреи
16 Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи;
17 По прихоти своей скитаться здесь и там,
18 Дивясь божественным природы красотам,
19 И пред созданьями искусств и вдохновенья
20 Трепеща радостно в восторгах умиленья.
21 Вот счастье! Вот права…

Стихотворение входит в так называемый Каменноостровский цикл и написано на даче под Петербургом в последнее лето жизни поэта. Многие реалии стихотворения содержат скрытые намеки на факты биографии Пушкина 1836 года. Ссылка в названии на перевод из малоизвестного итальянского поэта Ип. Пиндемонти (1753–1829) – поэтическая мистификация, вызванная цензурными соображениями. По мнению Е.Г. Чернышевой, в этом стихотворении «система ценностей лирического героя выстроена в двух противопоставленных частях. Первая – цепь отрицаний социальных ролей и политических институтов, определяющих зависимость личности от общества, государства. <…> Во второй части образно воплощены позитивно осмысляемые ценности» 1. С.А. Фомичев пишет, что автор стихотворения «страстно утверждает первейшее, незыблемое право (без которого все остальные «громкие права» фиктивны) каждого человека (курсив С.Фомичева) на физическую и духовную свободу» 2. и в стихотворении акцентируется слово права. Ю.М. Никишов пишет: «Своеобразие этого стихотворения состоит в том, что, с одной стороны, здесь четко просматривается антитеза (как положено – двуплановая), с другой – контрастные части даются не встык, как обычно бывает, а взацеп» 3.

Попытаемся найти подтверждения этим положениям в смысловой структуре текста. Действительно, оппозиция его частей очевидна, что подтверждается практически на всех языковых уровнях. Однако троекратное употребление слова права в начале, середине и в конце стихотворения дает возможность говорить не о двухчастной, а трехчастной композиции текста. Первая часть – 1–9-й стихи, где говорится о том, какие социально-политические функции безразличны для лирического героя, чрезвычайно близкого автору. Третья часть начинается после точки в 13-м стихе и включает в себя слово никому и полностью 14–21-й стихи. Это перечень жизненных ценностей и смыслов, которые поэт считает непреложными и о которых мечтает. А вторая часть – 10–13-й стихи – это и есть тот самый «зацеп», в котором выражено идейное несогласие автора с положениями первой части. Поэтому ему и дороги иные, лучшие, <…> права. потребна иная, лучшая, <…> свобода .

Структурные смыслы текста прежде всего актуализируются при анализе лексико-морфологических уровней стихотворения.

В первой части (1–9-й стихи) слово права употребляется в сочетании с эпитетом громкие. который придает первому стиху явный иронический оттенок. Права. от которых кружится голова. не прельщают лирического героя стихотворения. Ему незачем оспоривать налоги или мешать царям друг с другом воевать. Оценка этих действий иронически расценивается поэтом как сладкая участь. в которой у поэта нет надобности.

И мало горя мне, свободно ли печать
Морочит олухов, иль чуткая цензура
В журнальных замыслах стесняет балагура

– ирония усиливается. Возможно, поэт слегка лукавит, говоря, что ему «мало горя», то есть безразлично, как действуют печать и цензура по отношению к авторам и читателям, так как самому Пушкину пришлось немало натерпеться от цензурных притеснений. Неприкрытая ирония есть и в определении «чуткая цензура». Мы понимаем, что этот эпитет обозначает «строгая», «бдительная», то есть та самая, которая и душила свободный дух поэта.

В смысловой динамике частей речи видно движение от нейтральной и высокой лексики к лексике сниженной, разговорной. Если в 1–5-м стихах ключевыми являются такие существительные высокого стиля, как права, боги, царям, то в 6–8-м стихах появляется просторечная, даже грубая лексика – морочит олухов, стесняет балагура. Думается, что именно самого себя поэт называет словом балагур. вероятно, подчеркивая этим оценку властями его собственного творчества. В «Толковом словаре» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой слово балагур трактуется как «человек, который любит балагурить, шутник, весельчак», а глагол балагурить толкуется как «болтать весело, с шутками». Вероятно, Пушкин дает себе горькую оценку с позиций своих идейных оппонентов, считающих его творения «болтовней». В основе словосочетания в журнальных замыслах лежит биографический факт из жизни поэта: именно в 1836 году А.С. Пушкин вместе с П.А. Плетневым начинает издавать журнал «Современник» и попадает под особый прицел цензуры.

Резюме первой части – в 9-м стихе: «Все это, видите ль, слова, слова, слова ». Авторское выделение курсивом троекратно повторенного слова слова содержит аллюзию на цитату из трагедии В.Шекспира «Гамлет», на что указывал сам Пушкин. «Проницательный читатель» помнит, что в трагедии «Слова, слова, слова» – это реплика Гамлета на вопрос Полония: «Что вы читаете, принц?». В ней не только намек на конфликт слова и дела, который является одним из главных в «Гамлете», но и утверждение того, что громкие общественные права оспоривать налоги или «мешать царям» воевать не связаны с конкретными и полезными делами, со смыслом человеческого существования. Как далее утверждает поэт, ему дороги иные права, не имеющие ничего общего с государственной службой.

Динамика глагольной лексики первой части аналогична. От глаголов высоких ценю, не ропщу и нейтральных кружится, отказали, оспоривать, воевать текст стремится к сниженному, разговорному – морочит. Это подтверждает мысль о том, что социально-политические роли чужды поэту. Дела, права и свободы якобы «государственные» оцениваются им иронически. Все это не более чем суета, «слова». Разговорный характер 9-му стиху придает и вводное предложение видите ль. В нем явное указание на воображаемого оппонента, с которым полемизирует поэт.

В первой части много и адъективной лексики: громкие (права), сладкой (участи), чуткая (цензура), – что делает развитие лирического сюжета замедленным. Поэт обращает внимание читателя не только на явления жизни, но и на их признаки, которые содержат точные авторские оценки, полные иронии.

Во второй части (10–13-й стихи) ключевыми становятся существительные, обозначающие самые существенные для Пушкина общественные понятия: права, свобода, от властей (а в некоторых редакциях – от царя ), от народа. В оценке смыслов, которые несут эти слова, интересной оказывается их оппозиция. На первый взгляд кажется, что слова от властей (от царя) и от народа находятся в положении противопоставления. Однако крупнейший пушкинист Б.В. Томашевский в комментариях к собранию сочинений поэта высказывает мысль, что в этой оппозиции «нет противопоставления властей народу, а сопоставлены две системы управления – самодержавная и парламентская» 4. Ю.М. Никишов считает, что речь здесь «идет о правах личности между двумя контрастными силами: царь (власть) – и народ. Решение одинаковое: удаление от обеих сил (Іне все ли нам равно?І)». Таким образом, слова «царь (власть)» и «народ» становятся контекстуальными синонимами, а антонимичны им ценностные понятия третьей части: красоты природы и созданья искусств и вдохновенья.

Предикативные отношения во второй части выражены именными частями сказуемых с нулевой связкой: дороги права, потребна свобода. Устаревшее краткое отглагольное прилагательное потребна придает этим четырем стихам характер возвышенный, торжественный, а их социально-нравственный смысл подчеркивается повтором слова «зависеть». Торжественный характер философским рассуждениям Пушкина придают и другие архаичные слова и формы: от коих, не ропщу, по прихоти, дивясь, красотaм, трепеща, в восторгах умиленья .

Интересно, что в первой части стихотворения поэт по отношению к себе употребляет личное местоимение я, мне, а во второй части оно неожиданно заменяется местоимением множественного числа нам – «не все ли нам равно?» (курсив мой. – Н.Б.). Это подчеркивает обобщенный характер пушкинских рассуждений, противопоставляет высокие ценности природы и искусства низким, по мнению автора, понятиям «власть» и «ливрея», которые также «взацеп» соединяют вторую и третью части стихотворения. Оппозиция поэта и власти (царя), поэта и народа подтверждается местоимениями-антонимами – нам (то есть поэтам) и с ними («бог с ними»), то есть с властью и народом.

В начале третьей части (стихи 14–16-й) противопоставление истинных и ложных ценностей можно проследить при анализе субстантивной и глагольной лексики. Лексические значения метонимии «власть» и синекдохи «ливрея», выраженных существительными, противопоставлены по смыслу таким понятиям, как «совесть» и «помыслы». А глаголы служить и угождать (заметьте: себе лишь самому ) находятся в оппозиции с фразеологическими глагольными словосочетаниями отчета не давать и негнуть <…> шеи. Усиление эмоционального напряжения в 13–16-м стихах:

Отчета не давать, себе лишь самому
Служить и угождать, для власти, для ливреи
Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи

– а также авторская позиция несогласия с мнением официальных властей подчеркивается многократными отрицаниями на разных языковых уровнях: отрицательным местоимением «никому», повтором отрицательной частицы нене давать. не гнуть и усилительными частицами нини совести, ни помыслов, ни шеи.

Если проследить лексическое значение существительных третьей части в их динамике, то можно заметить смену конкретных, «бытовых» существительных отчет, ливрея, шея абстрактными: природы красотам, пред созданьями искусств и вдохновенья, в восторгах умиленья. Это подчеркивает перенос смысла текста с бытового уровня существования человека на более высокий, «божественный», «бытийный», проясняя пушкинскую мысль о вечных, «нерукотворных» памятниках. Финальный стих Вот счастье! Вот права… можно считать ценностным «эпилогом», итогом всех размышлений поэта о смысле жизни и предназначении человека.

Иным смыслом наполняется слово права в конце стихотворения. Самыми главными правами человека становятся его право на свободное передвижение в мире, чего был лишен Пушкин, право на возможность «дивиться» не только естественной красоте природы, но и «трепетать» пред созданиями человеческих рук и человеческой мысли. Такие права не может дать человеку царь, не обладающий подобной властью. Такие права в самой свободной природе человека, наделенного даром творчества. Только такие права могут дать личности радость и счастье.

Любопытны наблюдения за звуковым строем текста, фонетическими образами. Если в каждой из трех частей подсчитать количество согласных звуков (а именно они в русском языке являются основными носителями семантики слова) и выявить в них оппозицию по звонкости – глухости, то можно убедиться, что их соотношение в первой части – 87 звонких к 47 глухим; во второй – 53 к 23, в третьей – 84 к 61. Это говорит о том, что при общей «звонкости», «звучности» текста ближе к финалу он начинает звучать глуше, как бы стремясь от «пустозвонства» ложных ценностей к «затишью», благоговению перед ценностями истинными, непреложными – такими, как красота природы и создания искусства. Ведь, по мнению поэта, «служенье муз не терпит суеты».

Интересные выводы можно сделать и при анализе синтаксических конструкций текста. Проецируя мысль Ю.М. Лотмана о стихотворении Н.А. Заболоцкого «Прохожий» на пушкинский текст, можно увидеть важную общность. Критик пишет: «Из наблюдений над синтаксисом отметим лишь, что разобщенность вещного мира и единство одухотворенного выражаются в антитезе коротких предложений <…> и длинных» 5.

То же видим мы и при сопоставлении первой и третьей частей стихотворения Пушкина. 1–9-й стихи первой части представляют собой 3 повествовательных предложения, включающих в себя 8 (!) грамматических основ, что говорит о разъединенности мира властей, чуждого поэту. Монолитность позитивной ценностной программы поэта подчеркивается синтаксическим единством в третьей части стихотворения. 14–20-й стихи являются как бы неделимой синтаксической конструкцией, представляющей собой длинное безличное предложение с четырьмя однородными сказуемыми, в составе которых главный смысл текста: «отчета не давать», «себе лишь самому служить и угождать», «по прихоти своей скитаться». Непреложность и обоснованность авторского мнения подчеркивает то, что все глаголы стоят в жесткой форме императива. А безличность конструкции говорит о том, что все эти действия и состояния мыслятся и совершаются не по воле какой-то личности (царя, властей, даже поэта), а по велению высшего, природного закона, во власти которого находятся ценности абсолютные, а не ложно возвеличенные чьим-то случайным указом.

Можно обратить внимание читателей и на тот факт, что каждая из частей оканчивается кратким поэтическим резюме, подытожащим философские рассуждения Пушкина. Первая часть – словами из «Гамлета», входящими в предложение-итог: «Все это, видите ль, слова, слова, слова ». Вторая часть – эмоциональным коротким повествованием «бог с ними». Третья часть – финальным предложением-раздумьем с внутренней восклицательной конструкцией «Вот счастье! вот права…». Это, безусловно, подтверждает мысль о трехчастном характере композиции стихотворения Пушкина: 1) отрицание ложных социально-политических ролей и институтов; 2) «зацеп», в котором выражается стремление автора к «иным» правам и свободам; 3) положительный идеал поэта, его аксиологическое кредо.

Анализ языковых явлений, безусловно, поможет читателю-школьнику понять этот непростой текст.

1 Чернышева Е.Г. Из Пиндемонти // А.С. Пушкин. Школьный энциклопедический словарь. Сост. В.Я. Коровина, В.И. Коровин. М. 1999. С. 83.

2 Фомичев С.А. Поэзия А.С. Пушкина. Л. 1986. С. 275.

3 Никишов Ю.М. Дум высокое стремленье. Очерки духовной биографии Пушкина: В 4 т. Тверь, 2003. Т. 4. С. 281.

4 Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 10 т. 4-е изд. Л. 1977. Т. III. С. 469.

5 Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста // Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. СПб, 1996. С. 252.

Слушать стихотворение Пушкина Из пиндемонти

Темы соседних сочинений