Анализ стихотворения Пушкина Дон



Александр
Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дон № 1

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дон»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дон № 2

В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор: Блеща сред полей широких, Вот он льется. Здравствуй, Дон! Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.

Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».

Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.

В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
  • Анализ стихотворения Николая Некрасова «Рыцарь на час»
  • Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»
  • Анализ стихотворения Ивана Никитина «Зимняя ночь в деревне»
  • Анализ стихотворения Ивана Никитина «Утро»

Блеща средь полей широких,

Вон он льется. Здравствуй, Дон!

От сынов твоих далеких

Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,

Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.

© Электронная публикация — РВБ, 2000—2017. Версия 5.0 от 1 декабря 2016 г.

Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я провез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю 1 .

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

комментарии, примечания к стихотворению
ДОН
Пушкин А. С.

1 Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.

«Дон» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Дон № 3

Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.

Как прославленного брата,
Реки знают тихий Дон;
От Аракса и Евфрата
Я привез тебе поклон.

Отдохнув от злой погони,
Чуя родину свою,
Пьют уже донские кони
Арпачайскую струю*.

Приготовь же, Дон заветный,
Для наездников лихих
Сок кипучий, искрометный
Виноградников твоих.

* Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.

Анализ стихотворения Пушкина «Дон»

В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор:
Блеща сред полей широких,
Вот он льется. Здравствуй, Дон!
Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат.

Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства. Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон». Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».

Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.

В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.

Пушкин на Дону

Учащиеся должны:
  • знать:
    • историю создания стихотворения Дон;
    • историю родного края;
    • художественные тропы;
  • уметь:
    • частично делать лингвистический анализ текста;
    • выразительно читать художественные
      произведения;
    • правильно строить предложения.
Оборудование:
  • карта;
  • репродукция « Встреча казаков»;
  • головной убор казачки;
  • репродукция «Кони на Дону»;
  • презентация;
  • выставка книг А.С.Пушкина.

I. Предкоммуникативный этап урока

– Объявление темы: «А.С.Пушкин на Дону» (слайд 1)
– Чтение эпиграфа: «Пушкин – явление
русского духа. Все просто, лаконично в его поэзии.
Каждое слово необъятно как и сам поэт». (Н.В
Гоголь)

– Чем восторгался Гоголь, как вы думаете?

II. Коммуникативный этап

При воспоминании имени А.С. Пушкин нам приходит
мысль о А.С.Пушкине как национальном поэте.
Пушкин побывал на Дону дважды: первый раз, когда
ехал на службу 1820г. на Кавказ и в 1829г. когда
возвращался из Арзрума. Донскому краю, сильным
отчаянным свободолюбивым казакам посвящены
строки в произведение кавказский пленник в
стихотворение послание к Юдину, калмычка, в поэме
братья разбойники и других. Важное место в его
творчестве занимает стихотворение Дон, написано
в 1829 году после посещение казачьих станиц.

2. Выступление детей о жизни Пушкина на Дону
(монтаж).

– Впервые Пушкин побывал на Дону после того,
как Александр первый, разъяренный колкими
политическими эпиграммами и свободолюбивыми
стихами решил выслать поэта в Сибирь или в
Соловецкий монастырь. Но благодаря
заступничеству друзей, Пушкин был сослан на юг
России. Это было в 1820 году.

– По дороге к месту назначения Пушкин заболел.
Семья Раевских, дружески относившаяся к Пушкину,
разыскала поэта на окраине города
Екатеринослава в бедной хате, больного в
лихорадочном бреду. Через неделю Пушкин был
здоров.

– Путешествие А.С.Пушкин продолжил с семьей
Раевских. Недалеко от Таганрога путники
остановились, завидев море. Мария Николаевна
Раевская, дочь прославленного генерала,
участника Великой Отечественной войны 1812 года,
бегала за волной или убегала от нее. Наблюдая эту
детскую игру, Пушкин написал:

… как я завидовал волнам,
бегущим буйной чередою,
с любовью лечь к ее ногам!

– В 1829 году, возвращаясь в столицу, поэт посетил
Таганрог, Азов, Начихевань, столицу Донского
казачества, Старочеркасск. В Старочеркасске
Пушкин остановился у вдовы донского писателя А.А.
Леонова, которая держала «въезжую квартиру». За
чаепитием зашёл разговор об обычаях казаков.
Собеседнику хозяйка показала, достав из сундука,
головной убор казачки: шёлковый, с яркими
цветками колпак. Пушкину он так
понравился, что Александр Сергеевич надел его
на голову, заразительно смеясь, вышел на балкон,
не стесняясь удивлённых взглядов прохожих.

– Осматривая Старочеркасск, гуляя по улицам,
Пушкин «наткнулся» на книжную лавку казака
Жидкова. Зашел и долго «перекапывал разный
старый хлам», купил старую, старую греческую
книгу за несколько копеек. А потом спросил у
хозяина лавочки, есть ли у него «Евгений Онегин».
После утвердительного ответа пожелал узнать о
цене. Хозяин запросил чудовищно дорого.
– Помилуйте, за что же так дорого? – спросил
Пушкин.
– Сделайте одолжение. За эти сладкие стихи
следует брать ещё дороже, – ответил торговец.
В словах книготорговца звучала высшая похвала
творчеству А.С.Пушкина.

– Донскому краю, сильным отчаянным
свободолюбивым казакам посвящены строки в
произведениях: «Кавказский пленник», «Послание к
Юдину», «Калмычка», в поэме «Братья разбойники» и
других. Важное место в его творчестве занимает
стихотворение «Дон», написанное в 1829 году после
посещение казачьих станиц.

3. Первичное восприятие текста

Чтение стихотворения «Дон» учителем
наизусть (слайд 2)

– Какие чувства вы испытали?
– Что вы узнали из стихотворения о жизни казаков?
– Какие слова не понятны?

Арпачай – река – граница, разделяющая
Турцию и Россию.

4. Анализ стихотворения

– Прочтение стихотворения про себя
– Из скольких частей состоит стихотворение (4
самостоятельные части)

Первая строфа – приветствие, исполненное
блеска и радости
Вторая строфа – передает автор поклон от
далёких, «заброшенных» сынов, утомлённых борьбой
с врагом.
Третья строфа – автор дополняет мысль о том,
что подходит к концу война
Четвёртая строфа – преклонение перед
удалью, бесстрашием казаков, естественное
стремление вознаградить казаков по возвращении
с войны.

– Какие ассоциации вызывает данное выражение?
(гордость, признание бранных подвигов казаков,
выполнивших свой воинский долг)
– Кони пьют воду из реки, которая служит
русско-турецкой границей

5. Слово учителя: Казачьи мотивы
прослеживаются и в других произведениях:
«История Пугачёва», «Казаки», «Был и я среди
донцов» По дороге домой из ссылки Пушкин,
сопровождаемый казаками, встретил небольшой
казачий отряд, сопровождающий дипломата. Они
возвращались из Персии Казаки, завидев друг
друга бросились обниматься, интересоваться
жизнью каждого, будто они давние друзья или
бывшие однополчане, расспрашивать о судьбе
знакомых Радушие этой встречи тронуло поэта.
Этот случай из жизни нашел отражение в
творчестве А.С.Пушкина.

6. Определение роли художественных
тропов

Каковароль повтора? (Передать
фольклорный мотив, подчеркнуть главную мысль)

– Какой приём использует автор в первой, восьмой
строке? (Олицетворение – усиление восприятия,
создание образа)

– Какие слова «рисуют» Дон? (Тихий Дон –
мирный, заветный Дон – прославленный подвигами
казаков – эпитеты)

– Чем привлекает Дон Пушкина? (Мечта о свободе)
– Сравните первую и последнюю строфу. В чём их
сходство? (Обращение-призыв)
– Какова композиция стихотворения? (Кольцевая )

7. Работа в тетрадях

– Записать эпитеты и раскрыть их значение
– Определить значение слова «злая погоня» (Приложение . боевая,
кровавая)

– Прочитайте про себя стихотворение выберите
ключевые слова, на которые падает логическое
ударение, продумайте тональность, темп,
интонацию.
– Выразительное чтение стихотворения вслух двух
– трёх человек.
– Анализ и оценка чтения учениками –
одноклассниками

9. Знакомство со стихами земляков

Прослушивание стихотворений о Доне других
поэтов донского края (Приложение ,
слайды 3, 4)
– Каким увидели Дон в данных стихах?
– Какое настроение передано авторами?
– Какие новые эпитеты, сравнения встретились в
стихотворениях, как вы их понимаете?
– Что объединяет все стихи, прослушанные на
уроке?

III. Посткоммуникативный момент

– Какими вы видите казаков в стихотворениях? (Сильные,
непокорные, свободолюбивые. справедливые,
добрые, щедрые как земля донская).

– Какая черта характера на ваш взгляд является
главной?
– Что же было так близко Пушкину в казаках? (дух
свободолюбия)

Вывод: русские люди добрые сильные
свободолюбивые. Это и есть национальные
черты характера русского
человека

Домашнее задание: сочинить стихотворение о
Доне, Донском крае, используя те же средства
языка, что и А.С. Пушки или выучить наизусть
стихотворение А.С. Пушкина «Дон»

Анализ работы учащихся на уроке и
выставление оценок

На уроке «работают» 3 вида памяти: зрительная,
слуховая, моторная (видят, слышат, проговаривают,
пишут).
Межпредметная связь (литература, русский, изо)
помогает комплексно решать задачи воспитания и
обучения.
После проведенного урока учащимися были
написаны стихи о своей малой родине – Донщине.

Стихотворение Губаревой В. 5 класс:

В просторах России-матушки
Так много морей и рек!
Красивей всех – Дон-батюшка,
Он в сердце моем навек!
Куда бы судьба не забросила,
Тропинка за мной следит.
По этой тропинке узенькой
Домой я вернусь хоть на миг.
Знайте: дороже золота
Мне батюшки Дона вода.
Милая моя родина,
Как я люблю тебя!

Литература:
  1. А.М. Линин. Историческо-литературный очерк.
    Издание 2. 1949г. г. Ростов-на-Дону Ростовское
    областное книгоиздание.
  2. А.С. Пушкин Избранные сочинения. Москва
    «Художественная литература», 1990г.

Слушать стихотворение Пушкина Дон

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Дон

Анализ стихотворения Пушкина Дон