Анализ стихотворения Пушкина Демон



Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Демон»

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Демон № 1

«Демон» был написан Пушкиным в 1823 году. Когда человек взрослеет, то в нем появляются черты демона, часто это называют юношеским максимализмом. Молодые люди становятся агрессивными, более жестокими, им кажется, что они уже взрослые и самостоятельные люди. Поэтому на любую критику и замечания отвечают грубо и самоуверенно. Именно о таком состоянии и писал поэт.

Демон есть в каждом человеке – это лень, зло, жестокость, тщеславие и прочее. Если человек силен духом, то он прогонит от себя этого демона и непременно добьется успеха. Вот почему Пушкин пишет, что еще в юношеские годы его стал посещать «злобный гений». Он был язвительным и отрицал все хорошее в жизни, «на жизнь насмешливо глядел». Он пытался повлиять на поэта, чтобы тот изменил свою жизнь.

В основе стихотворения лежит антитеза – противопоставление добра, веры и сомнения. Демон как искуситель пытается переманить лирического героя на свою сторону. Он пытается показать, что в жизни нет ничего хорошего, и не стоит ждать светлого будущего. В первой части стихотворения лирический герой повествует о своей жизни, затем появляется некий демон. Во второй части представлено описание демона и то, как он вселяет в героя сомнения по поводу его жизни.

Загрузка...

Стихотворение относится к философской лирике. По жанру «Демон» относится к элегии. Оно написано свойственным для Пушкина размером – четырехстопным ямбом. Присутствуют такие художественные приемы как эпитеты, метафоры и анафора. Рифмовка в стихотворении смешанная.

Стихотворение А.С. Пушкина «Демон».

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Демон» было написано А.С. Пушкиным в 1823 году. В 1824 году оно было напечатано в альманахе «Мнемозина». Читатели увидели в этом стихотворении психологичес­кий портрет А.Н. Раевского, на что поэт ответил небольшой за­меткой, оставшейся неопубликованной.

Произведение мы можем отнести к философской лирике, жанр его — элегия, стиль романтический. Основная тема — вера и сомнение в жизни лирического героя.

В основе композиции стихотворения лежит прием антитезы, противопоставление веры и сомнения. Условно мы можем выде­лить в элегии две части. Первая часть — рассказ лирического героя о том периоде жизни, когда была сильна вера в возвышен­ные чувства. По форме эта часть представляет собой некую смыс­ловую градацию, когда перечисление прошлых чувств и духов­ных ценностей идет по нарастающей в соответствии со значимо­стью в жизни героя и, наконец, достигает своей кульминации: «Так сильно волновали кровь…». Затем лирическая мысль как будто замирает в неожиданном «сообщении», своеобразной «раз­вязке», раскрытии ожидаемого читателем события: «Часы надежд и наслаждений Тоской внезапной осеня, Тогда какой-то злоб­ный гений Стал часто навещать меня». Это «сообщение» стано­вится композиционным центром стихотворения и одновремен­но началом второй части. Вторая часть — это рассказ об искуше­нии. Демон вселяет в героя дух сомнения, разрушает веру в иде­алы, в «свободу, славу и любовь». Здесь следует перечисление «разрушительных» последствий встреч с демоном, причем по значимости в жизни героя это перечисление тоже идет по нара­стающей (хотя интонационного нарастания во второй части нет, в интонациях — спокойствие и удивление). Кульминацией «де­яний демона» становится отрицание самой жизни — «И ничего во всей природе Благословить он не хотел». При этом первая и вторая «кульминации» в стихотворении симметричны.

Характерно, что лирический герой не отождествляет себя с демоном, считая последнего лишь временной причиной своих негативных чувств. Тем самым он как будто приподнимается над собственным настроением, говорит о потенциальной возмож­ности выхода из этой ситуации. Именно это было отмечено В.А. Жуковским, который писал А.С. Пушкину: «Обнимаю тебя за твоего Демона. К черту черта! Вот пока твой девиз».

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует разнообразные средства художественной выразитель­ности: эпитеты («возвышенные чувства», «чудный взгляд», «злоб­ный гений»), метафору («Его язвительные речи Вливали вдушу хладный яд»), анафору и многосоюзие («И взоры дев, и шум дуб­ровы, И ночью пенье соловья»).

Тематически произведение связано с такими стихотворения­ми поэта, как «Бывало, в сладком ослепленье», «Дар напрасный, дар случайный», «Безверие».

Подобные записи

Сочинение на тему Раннее творчество Маяковского

Представители акмеизма, определение

Последний бой Пети Ростова — героя романа Толстого «Война и мир»

Все права защищены

«Демон» А.Пушкин

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Демон № 2

«Демон» Александр Пушкин

В те дни, когда мне были новы
Все впечатленья бытия —
И взоры дев, и шум дубровы,
И ночью пенье соловья,-
Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновенные искусства
Так сильно волновали кровь,-
Часы надежд и наслаждений
Тоской внезапной осеня,
Тогда какой-то злобный гений
Стал тайно навещать меня.
Печальны были наши встречи:
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
Не верил он любви, свободе;
На жизнь насмешливо глядел —
И ничего во всей природе
Благословить он не хотел.

Анализ стихотворения Пушкина «Демон»

Каждый человек подвержен тем или иным страстям, о чем Александру Пушкину было достаточно хорошо известно. Еще будучи лицеистом, он неоднократно влюблялся и нисколько не стыдился своих чувств, считая, что они являются настоящим даром небес. Однако, взрослея, будущий поэт открыл для себя странную и пугающую закономерность: чем больше он восхищался жизнью во всех ее проявлениях, тем чаще его одолевали скептические и лишенные романтизма мысли о бренности человеческого бытия. Пора опьяняющей молодости постепенно прошла, уступив место серой повседневности, в которой развлечениям отводилась второстепенная роль.

Пытаясь найти объяснение подобным перепадам в настроении и мироощущениях, в 1823 году Александр Пушкин написал стихотворение «Демон», в котором свой скептицизм, помноженный на первые жизненные разочарования, представил в образе мифического персонажа. Автор отметил, что коварный искуситель стал наведываться в нему еще в юности, когда жизнь казалась восхитительно безмятежной и полной удивительных открытий. При этом демон Пушкина не искушал поэта возможностью новых соблазнов, которые так велики в юности. Наоборот, он пытался добавить ложку дегтя в бочку меда радужных надежд автора, и его «язвительные речи вливали в душу хладный яд».

Этому таинственному посетителю Пушкин придал черты обычного человека, который своим скептицизмом и хладнокровием методично разрушал мир иллюзий поэта. «Он звал прекрасное мечтою, он вдохновенье презирал», — именно так описывает своего незваного гостя автор. Безусловно, этот образ является вымышленным и рожденным воображением поэта. Однако если проанализировать ранний этап творчества Пушкина, то становится ясно, что к 24 годам он уже достаточно разочаровался в окружающем его мире, где правят не любовь и справедливость, а деньги и власть. К моменту написания стихотворения «Демон» Пушкин уже несколько лет провел в южной ссылке и сумел осознать, что его мечтам о блестящем будущем вряд ли суждено сбыться. Чтобы добиться высокого положения в обществе, ему нужно отказаться от творчества, в котором поэт видел главный смысл своего существования. Что касается любви, то поэт в свои 24 года уже пережил несколько бурных романов и понял, что чувства, какими бы прекрасными и возвышенными он ни были, рано или поздно разбиваются о неприглядную реальность. Несмотря на дворянское происхождение и титул поэт не мог обеспечить своим избранницам достойную жизнь, поэтому даже не пытался просить руки у тех женщин, в которых влюблялся. И осознание собственного бессилия являлось одной из причин резких перепадов настроения поэта, которые впоследствии он объяснил появлением того самого демона, хладнокровного, расчетливого, который «на жизнь насмешливо глядел».

Однако надо отдать должное Пушкину, который все же сумел преодолеть свои внутренние разногласия и со временем научился относиться к жизни философски, не теряя при этом веры в любовь, свободу и равноправие между людьми. Но при этом поэт неоднократно отмечал, что его молодость все же была омрачена скептицизмом, который доставил поэту множество переживаний, изо дня в день выбивая почву из-под ног и заставляя отказываться от романтических иллюзий.

Примечательно, что после публикации этого стихотворения многие из окружения поэта узнали в образе коварного демона Александра Раевского, с которым поэт подружился во время южной ссылки. По воспоминаниям очевидцев, этот молодой человек был достаточно дерзким и язвительным, а окружающий мир воспринимал исключительно в мрачных тонах. Однако позже Пушкин опроверг предположение о том, что прототипом демона является Раевский. Поэт отметил, что вложил в свое стихотворение гораздо более глубинный смысл, суть которого сводится к тому, что любой человек в своей жизни сталкивается с подобными искушениями, и лишь от него самого зависит, сможет ли он сохранить душевную чистоту, пылкость сердца и остроту чувств, который жестокий мир постоянно проверяет на прочность.

«Демон», анализ стихотворения Пушкина

Картинка Анализ стихотворения Пушкина Демон № 3

История создания

Стихотворение «Демон» написано в тяжёлый для Пушкина 1823 год и напечатано в 1824 году в альманахе «Мнемозина». Современники угадывали в образе демона друга Пушкина А.Н.Раевского. Как и Пушкин, он был влюблён в Е.К.Воронцову, жену губернатора Новороссийского края М.С.Воронцова, у которого на службе в Одессе состоял Пушкин. Когда Раевский узнал о любви Пушкина, он рассказал обо всём Воронцову. Как предполагал Пушкин, именно это явилось причиной его высылки из Одессы в Михайловское.

Пушкин даже написал и собирался дать в печати заметку-опровержение под чужим именем, в которой изъяснял смысл «Демона». Это удивительный случай, когда сам поэт объясняет идею стихотворения.

Литературное направление, жанр

«Демон» - прекрасный образец романтической лирики Пушкина. Образ демона любим романтиками, потому что позволяет показать личность, отвергнутую обществом. Демон – это романтический герой, который так близок юношескому мировосприятию. Но лирический герой не отождествляет себя с демоном.

Жанр «Демона» - элегия. Это философская лирика. Лирический герой рассуждает о тёмной стороне собственной личности, ищет в себе силы для победы над ней.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения «Демон» связана с сомнениями и искушениями, которые всегда сопровождают веру, надежду и само становление личности.

Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть – одно сложное предложение. Придаточные предложения времени, начинающиеся словом когда, описывают тот период жизни лирического героя, когда юноша наслаждался жизнью - природой, женщинами, возвышенными чувствами, искусствами. Лирический герой был полон надежд. Предложение заканчивается главной частью тогда. Эта часть предложения одновременно композиционное начало следующей части и завершение первой. В те благословенные времена юношу стал посещать злобный гений.

Во второй части стихотворения описывается этот злобный гений. Его речи язвительны, он клевещет и искушает, насмешничает и лжёт, отравляя душу лирического героя. Злой гений не верит в прекрасное, любовь, свободу. Он отвергает само творение, всю природу. Словосочетание благословить он не хотел буквально означает, что злой гений не говорил о природе ничего хорошего, не находя этого.

Основная мысль стихотворения растолкована самим автором. Он считал целью стихотворения нравственное воспитание. В юности сердце доступно для прекрасного. С опытом приходят сомнения. Они уничтожают романтические порывы - лучшие надежды и поэтические предрассудки. Дух отрицанья влияет на нравственность человека и человечества. Если обобщить всё, сказанное Пушкиным, в одном предложении, то основную мысль можно сформулировать так: каждый человек в определённый период своей жизни подвержен влиянию духа отрицанья и сомненья - демона, который сбивает человека с истинного пути, делая его безнравственным.

Стихотворение лишено какого-либо морализаторства. Пушкин не указывает, как должен поступить человек со своими сомнениями. Он очерчивает проблему: довольно симпатичный, вызывающий сочувствие демон стучится в душу каждого человека, это нужно разглядеть.

Старший товарищ Пушкина Жуковский угадал настроение Пушкина и додумал идею «Демона», состоящую во внутренней борьбе со злом: «К чёрту чёрта! Вот пока твой девиз».

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Неупорядоченные пиррихии и спондеи сбивают ритм и делают повествование таким естественным, что стихи кажутся простыми, как проза. Рифмовка как раз упорядочена, перекрёстная с чередованием женской и мужской рифмы.

Тропы и образы

Первая и вторая часть противопоставлены. Основной композиционный приём стихотворения – антитеза. Старославянизмы возвышают, подчёркивают серьёзность рассматриваемой темы: бытие, взоры дев, возвышенный, наслаждение, осеня, хладный, провиденье, вдохновенье, благословить. Тропы в первой и второй части несут разную смысловую нагрузку. Все эпитеты первой части положительные: возвышенные чувства, вдохновенные искусства. Во второй части эпитеты негативно окрашены: печальные встречи, язвительные речи, чудный (то есть странный) взгляд, хладный яд, неистощимая клевета. Во второй части положительное отрицается: провиденье - искушением, прекрасное – пустой мечтою, вдохновение - презреньем, любовь и свобода - неверием, жизнь - насмешкой. Метафора позволяет передать губительность общения с демоном: его речи вливают хладный яд в душу.

Стихотворение А.С. Пушкина «Демон»

В стихотворении «Демон» Александр Пушкин описывает состояние, знакомое многим людям. Такое иногда бывает: живешь, что-то делаешь, куда-то все время торопишься, и вдруг – останавливаешься и начинаешь задумываться о своих поступках и их последствиях. Нередко человека терзают сомнения: правильно ли я поступаю? Может, быть, я бесполезно трачу отведенные мне дни на Земле? А если человек творческий и думающий, то ему еще сложнее, ведь для творчества не существует правил и законов, и ничто, кроме собственного сердца, не может оценить результаты исканий и порывов.

Примерно о таком состоянии пытается рассказать поэт. Окунувшись в среду «наслаждений», когда

Свобода, слава и любовь

И вдохновенные искусства

Так сильно волновали кровь,

лирического героя начал тайно посещать «какой-то злобный гений». Этот гений подвергал сомнению всю жизнь поэта:

Он звал прекрасною мечтою;

Он вдохновенье презирал;

Не верил он любви, свободе;

На жизнь насмешливо глядел.

Демон - это то, что есть в каждом из нас. Это лень, неуверенность в себе, следование стереотипам и общественному мнению, пессимизм. Тот, кто находит силы и волю «изгнать» Демона, идти вперед, несмотря ни на что, добивается успеха. И наоборот, кто верит «злобному гению», теряет уверенность в себе, боится быть не как все - так и остается на всю жизнь посредственностью.

Стихотворение состоит всего из трех предложений. В первом лирический герой рассказывает о своем образе жизни, о «впечатленьях бытия», и уже в последних строчках он начинает говорить о Демоне. Второе предложение – самое короткое, описывает печальные встречи с ним, которые «вливали в душу хладный яд». В третьем Пушкин перечисляет сомнения и тревоги, посетившие его во время «терзаний».

Наверное, сильному, волевому человеку важно периодически испытывать подобные переживания. В это время можно переосмыслить прошлые поступки и подумать о том, как жить дальше. И самое главное – не поддаться Демону в такие моменты, а твердо решить для себя, кто ты: творческая и независимая личность или циничный обыватель.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Послушайте стихотворение Пушкина Демон

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Демон

Анализ стихотворения Пушкина Демон