Анализ стихотворения Пушкина Чем чаще празднует лицей



Александр Пушкин — Чем чаще празднует лицей

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
№ 4 В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
№ 8 И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
№ 12 Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
№ 16 И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
№ 20 Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
№ 24 И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
№ 28 Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
№ 32 Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
№ 36 Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
№ 40 И новых жертв уж не страшиться.

Анализ стихотворения "19 октября" и "Чем чаще празднует лицей" А. С. Пушкин?

Birzhan Zheksenbek Знаток (334), закрыт 5 лет назад

1. Время написания стихотворения
2. Тема и идея стихотворения
3. Художественный особенности
4. Значения данного стихотворения

Галина Аванесова Высший разум (196473) 5 лет назад

Стихотворение написано Пушкиным в Михайловском между 10 и 20 октября 1825 года.

Внимательный читатель стихотворения «19 октября» (1825) — одного из самых известных пушкинских лирических произведений — должен обратить внимание на разительное несоответствие, на противоречие между первыми строками и концовкой.

Каков же “механизм” этого перехода, этой метаморфозы.

Горе пушкинского лирического героя рождено одиночеством, разлукой с друзьями — это одиночество поэт не в состоянии преодолеть даже силой воображения. По аналогии с судьбой лирического героя, которому не дано ни наяву, ни в мечтах прийти на лицейский праздник, Пушкин упоминает о другом лицеисте, которого также нет на торжестве друзей:

Но многие ль и там из вас пируют?
Ещё кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлёк холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришёл? Кого меж вами нет?
Он не пришёл, кудрявый наш певец,
С огнём в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашёл привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.

Пушкин начинает рассказ о судьбах друзей-лицеистов с упоминания о Николае Корсакове, умершем в Италии в сентябре 1820 года. Таким образом поэт усиливает мотив отчуждения от дружеского круга, сопоставляя свою горькую долю с участью товарища, которому уже никогда не суждено отпраздновать лицейскую годовщину.

Разлука самого поэта с однокашниками-лицеистами изображается столь же непреодолимой, как и уход Корсакова в обитель смерти. Сходство двух судеб усилено благодаря тому, что о Корсакове сначала говорится теми же словами, какими обычно говорится о живых: “Он не пришёл. ”

Знаменитый “гимн лицейской дружбе” составляет самостоятельную строфу:

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

Неизменность лицейской дружбы и освящение её поэзией — эти ключевые для всего стихотворения мотивы впервые появляются именно здесь. Именно с появлением этих лейтмотивов минорное настроение лирического героя постепенно сменяется радостью, связанной с воспоминанием о прежних встречах и с надеждой на встречу в будущем.

Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» написано Пушкиным в 1831 году. Оно посвящено «круглой дате» – двадцатой лицейской годовщине.

При жизни Пушкина не печаталось.

«Шесть мест упраздненных стоят». — К этому времени умерло шесть лицеистов первого выпуска. Ржевский (ум. в 1817 г,), Корсаков (1820), Костенский (1830), Саврасов (1830), Есаков (1831) и Дельвиг (1831).

«И мнится, очередь за мной». — Если надо объяснять, то не надо объяснять.

«Старый круг друзей / В семью стесняется едину». — Стесняется = теснится, ну, жмутся друг к дружке оставшиеся.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться. —

следующие годовщины праздновать вот этим оставшимся тесным кругом с надеждой, что все останутся целы и невредимы, им же


АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А.С.ПУШКИНА «ЧЕМ ЧАЩЕ ПРАЗДНУЕТ ЛИЦЕЙ…»
Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» было написано Пушкиным в 1831 году. Оно посвящено «круглой дате» – двадцатой годовщине основания Лицея. Почему же тогда уже в первой строке мы читаем:
«Чем чаще празднует Лицей

Свою святую годовщину,

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он; тем праздник наш

В своём веселии мрачнее ;

Тем глуше звон заздравных чаш

И наши песни тем грустнее »?


Робче, реже, мрачнее, глуше, грустнее… Непраздничные слова порождены болью потери друзей:
«Шесть мест упраздненных стоят

Шести друзей не узрим боле…»


Пушкин не знал о смерти седьмого товарища – С. Ф. Броглио. Изгнанный из Италии после участия в Пьемонтском восстании 1821г. он поехал в Грецию и умер, сражаясь за ее независимость.
«Они разбросанные спят –

Кто здесь, кто там на ратном поле,

Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали

Свели во мрак земли сырой…»


«Там на ратном поле» погиб полковник С. С. Есаков, застрелившийся после потери нескольких пушек во время польской кампании. «В земле чужой» погребены умершие от чахотки за границей Н. А. Корсаков и П. Ф. Саврасов. От недуга скончались также

Н. Г. Раевский и К. Д. Костенский. «От печали» умер 14 января 1831г. Антон Дельвиг после потрясения, вызванного грубым выговором шефа жандармов Бенкендорфа, угрожавшего ему и его друзьям Сибирью (в связи с напечатанными в «Литературной газете» стихами Дельвига об июльской революции во Франции).

Хотя «… надо всеми мы рыдали», но, конечно, потеря друга Дельвига для Пушкина особо ощутима и болезненна:
«Товарищ юности живой,

Товарищ юности унылой,

Товарищ песен молодых,

Пиров и чистых помышлений…

…Навек от нас ушедший гений»
Видимо поэтому и предчувствие своей довольно близкой (всего через шесть лет) смерти, Пушкин выражает в строфе, посвящённой Дельвигу:
«И мнится, очередь за мной

Зовёт меня мой Дельвиг милый…

…Туда, в толпу теней родных»
Однако, горечь потери части друзей, не затмевает окончательно радости от встречи с остальными. Лицейское братство, свой круг – постоянная тема пушкинской лирики.

Тема круга присутствует в стихотворении с первой строфы («старый круг друзей»). Во второй и третьей строфах она развивается в том, что автор говорит не от своего лица, а от лица всех товарищей:


«Так дуновенья бурь земных

И нас нечаянно касались,

И мы средь пиршеств молодых

Душою часто омрачались;

Мы возмужали; рок сулил

И нам житейски испытанья…»


«И надо всеми мы рыдали»
В заключительной же строфе, заключена основная мысль темы круга: если одно звено цепочки выпадает, другие должны сомкнуться теснее, тогда круг не разомкнётся.
«Тесней, о милые друзья,

Тесней наш верный круг составим»


Кроме темы круга, в стихотворении прослеживается тема судьбы, рока, неотвратимости смерти. Особенно эта тема заметна во второй строфе, где слово рок есть в явном виде:
«Мы возмужали; рок сулил

И нам житейски испытанья,

И смерти дух средь нас ходил

И назначал свои закланья»


Тема смерти не уходит из ткани стихотворения даже в последней, самой оптимистической, строфе, в которой выражена надежда дожить до следующего лицейского праздника, « в пиру лицейском очутиться». Здесь, после короткого обращения к живым (всего пять строк из всего стихотворения!), Пушкин снова возвращается к ушедшим:

«Живых надеждою поздравим,

Надеждой некогда опять

В пиру лицейском очутиться,

Всех остальных еще обнять

И новых жертв уж не страшиться»


В этой строфе, как и в стихотворении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (кстати, написанном в том же 1831 году) смерть принимается как данность, лирический герой смиряется с ней. Поэтому и окончания этих стихотворений одинаково примиряют человека со смертью:

«Младая будет жизнь играть «И новых жертв уж не страшиться»

И равнодушная природа («Чем чаще…»)

Красою вечною сиять»

(«Брожу ли…»)
Понимание жизни и смерти, как двух равносильных граней бытия, отождествление памяти об умерших с их бессмертием, соединение двух миров – земного и небесного через веру. К этим мыслям приходит поэт на пороге возраста Христа.

Анализ стихотворения а. С. Пушкина «чем чаще празднует лицей…» Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» было написано Пушкиным в 1831 год

Стихотворение «Чем чаще празднует Лицей…» было написано Пушкиным в 1831 году. Оно посвящено «круглой дате» – двадцатой годовщине основания Лицея. Почему же тогда уже в первой строк

11 10 2014
1 стр.

Урок словесности в 9-10 классе. Лингвистический анализ стихотворения. Арсений Тарковский словарь

Розалья Габдулловна Маракаева, учитель русского языка высшей квалификационной категории мбоу «Лицей №9 имени А. С. Пушкина города Зеленодольска Республики Татарстан»

18 12 2014
1 стр.

Было установлено, что подростки, имеющие навык куре­ния, чаще, чем некурящие, начи­нают курить сигареты с марихуа­ной с последующим переходом на другие наркотики

10 09 2014
1 стр.

Биография Эммануила Канта. Догматический и критический этапы творчества

Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, звездное небо надо мной и моральный закон во мне

23 09 2014
1 стр.

Публичного доклада мбоу лицей №6 Общая характеристика мбоу лицей №6 и условия его функционирования

Анализ введения фгос ноо. Участие в апробации введения фгос ООО в 2012-2013 учебном году (5 классы)

16 12 2014
18 стр.

Основные технические индикаторы. Математический анализ

Раньше индикаторы вычислялись и наносились на график вручную, но с развитием компьютерной техники и программирования эту работу стали выполнять компьютеры, а индикаторы все чаще и

04 09 2014
1 стр.

2012год високосный год (история, приметы, суеверия)

Кто из них прав? Скорее всего, правда у каждого своя, так как, чем больше человек верит в плохое, тем чаще оно с ним происходит, а тот, кто радуется возможности прожить раз в четыр

15 12 2014
1 стр.

Книга о вреде «Здорового питания»

По-моему, это неплохой результат. Увы, мои коллеги гораздо чаще сталкиваются со смертью, чем, например, окулисты и стоматологи

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина (Первый вариант)

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Теме дружбы посвящены многие произведении Пушкина. Поэт отличался общи­тельностью, был всегда верен чувству дружбы и всегда высоко ценил своих друзей. Особенно надежными и верными его друзьями были близкие ему по взглядам товари­щи по лицею: Пущин, Дельвит, Кюхельбекер. Для бывших лицеистов день основа­ния лицея — 19 октября — был праздничным днем. Друзья встречались в этот день, чтобы вместе провести несколько часов и вспомнить дни своей юности. Этой дате Пушкин посвятил несколько стихотворений, в которых воспевал дружбу, связыва­ющую товарищей школьных лет. В стихах, написанных во время пребывания в ссыл­ке в 1825 году и посвященных годовщине основания лицея, поэт с особой силой выра­зил свои дружеские чувства к товарищам-лицеистам.

Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен — Неколебим, свободен и беспечен.

Нерушимая верность редеющему год от года лицейскому братству, его светлым мечтам и надеждам — лейтмотив всех, посвященных ему стихотворений, и во всех них — раздумья о судьбе разметанных по свету друзей, о тех исторических событиях, свидетелями которых им довелось быть. Здесь «память сердца» побеждает время, про­странство и даже смерть. Стихотворение «19 октября 1827» — это выражение верно­сти «лицейскому духу», пожелание радости, успехов в жизни и любви своим друзьям:

Бог помочь вам, друзья мои, И в бурях, и в житейском горе, В краю чужом, в пустынном море, И в мрачных пропастях земли!

Лучшему своему другу, участнику восстания декабристов И. И. Пущину, поэт по­святил несколько посланий, одно из них было написано в 1826 году и послано в Сибирь:

Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил, Когда мой двор уединенный, Печальным снегом занесенный, Твой колокольчик огласил.

В 1831 году Пушкин откликнулся на лицейскую годовщину одним из самых мрач­ных стихотворений «Чем чаще празднует лицей». Основания для этого были: Пущин и Кюхельбекер находились «во глубине сибирских руд»; умерли Дельвиг и Корсаков. Пущин, Кюхельбекер и Дельвиг — самые близкие друзья Пушкина, каждый из них частица жизни поэта. Поэтому так печальны строки стихотворения:

Кого недуг, кого печали Свели во мрак земли сырой, И надо всеми мы рыдали.

«Чем чаще празднует лицей» — живая память о тех, кто находится в «мрачных пропастях земли», и о тех, кого уже нет на земле, то есть о декабристах. Перечиты­вая это стихотворение, я физически чувствую щемящую тоску и невыносимую боль.

Мне хочется закончить свое сочинение фразой из письма Пушкина П. А. Осиповой: «. Поверьте, что на свете нет ничего более верного и отрадного, нежели дружба и свобода». Можно себе представить, что чувствовал поэт. Ведь он потерял и то, и другое!

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:
  • анализ стихотворения чем чаще празднует лицей
  • анализ чем чаще празднует лицей
  • пушкин 1 тема дружбы
  • чем чаще празднует лицей анализ стихотворения
  • тема дружбы в лирике пушкина краткое содержание

«Чем чаще празднует лицей…» А.Пушкин

«Чем чаще празднует лицей…» Александр Пушкин

Чем чаще празднует лицей
Свою святую годовщину,
Тем робче старый круг друзей
В семью стесняется едину,
Тем реже он; тем праздник наш
В своем веселии мрачнее;
Тем глуше звон заздравных чаш
И наши песни тем грустнее.

Так дуновенья бурь земных
И нас нечаянно касались,
И мы средь пиршеств молодых
Душою часто омрачались;
Мы возмужали; рок судил
И нам житейски испытанья,
И смерти дух средь нас ходил
И назначал свои закланья.

Шесть мест упраздненных стоят,
Шести друзей не узрим боле,
Они разбросанные спят —
Кто здесь, кто там на ратном поле,
Кто дома, кто в земле чужой,
Кого недуг, кого печали
Свели во мрак земли сырой,
И надо всеми мы рыдали.

И мнится, очередь за мной,
Зовет меня мой Дельвиг милый,
Товарищ юности живой,
Товарищ юности унылой,
Товарищ песен молодых,
Пиров и чистых помышлений,
Туда, в толпу теней родных
Навек от нас утекший гений.

Тесней, о милые друзья,
Тесней наш верный круг составим,
Почившим песнь окончил я,
Живых надеждою поздравим,
Надеждой некогда опять
В пиру лицейском очутиться,
Всех остальных еще обнять
И новых жертв уж не страшиться.

Анализ стихотворения Пушкина «Чем чаще празднует лицей…»

Автор, чтивший «святую» лицейскую годовщину, неоднократно обращался к теме 19 октября, в день открытия учебного заведения. Известная формула, утверждающая прекрасную суть свободного и вечного дружеского союза, создана поэтом в 1825 г. В произведении, появившемся двумя годами позже, уходят восторженные интонации и возрастают минорные мотивы. Герой призывает божественные силы в помощь товарищам, благословляя их судьбу — и радостную, и горькую.

Стихотворный текст 1831 г. посвященный 20-летию Лицея, окрашен печальными тонами. Лирический субъект обеспокоен фактом, что «круг друзей» уменьшается, теряет единство и жизненный оптимизм. В первой строфе аккумулируются наречия и прилагательные в сравнительной степени: «чаще», «робче», «реже», «мрачнее», «глуше», «грустнее». Автор подбирает лексику, передающую грустный, безотрадный смысл перемен.

Во второй строфе утверждается влияние исторических событий, романтически именуемых «бури земные» и «рок», на возмужавших лицеистов-однокашников.

«Дух смерти» прервал земное существование шестерых товарищей. Причиной их кончины стали разные обстоятельства: неудачи военной службы, тяжелые болезни, депрессия. Последнее замечание касается смерти Дельвига, с которым автора связывали не только годы лицейской дружбы, но и совместная работа над «Литературной газетой».

Четвертая строфа начинается с автобиографической детали — тяжелого предчувствия собственной скорой кончины, которое, как известно, сбылось. Герой обращается к образу «милого Дельвига». Лексическая анафора «товарищ» подчеркивает силу скорби и тоски, вызванных безвременной потерей единомышленника и коллеги по поэтической судьбе.

В финальном восьмистишии печальное настроение разбавляется мажорными нотами. Отдав долг памяти ушедшим, герой словно справляется с эмоциями и призывает друзей сплотиться. Вновь возникает образ «верного круга». Анафора «тесней» выглядит противопоставлением к аналогичным формам лексики, представленной в начале стихотворения. Светлая надежда на благополучное будущее движет лирическим «я». Оптимистическое завершение текста, озвучивающее заветное желание встретиться с верными приятелями, позволяет справиться с недобрыми предчувствиями. Оно приглушает и остроту скорби: герой со смирением и мужеством принимает неизбежность конца земного бытия.

Слушать стихотворение Пушкина Чем чаще празднует лицей

Темы соседних сочинений