Анализ стихотворения Пушкина Ангел
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ангел»
Знакомство Пушкина с Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой – одной из самых очаровательных женщин своего времени – состоялось в 1823 году. Поэт питал к ней нежные чувства на протяжении почти шести лет. На страницах его рукописей найдено около тридцати ее портретов. Ей посвящено множество произведений, среди которых есть настоящие жемчужины интимной лирики – «Талисман», «Сожженное письмо». Черты Воронцовой воплотились в образе Татьяны Лариной из «Евгения Онегина». По воспоминаниям современников, она не отличалась непревзойденной красотой, при этом вокруг нее всегда вились толпы поклонников. Секрет успеха заключался в природном обаянии, взгляде, пронзающем насквозь, приветливости. Кроме того, Елизавета Ксаверьевна обладала тонким художественным вкусом, была талантливой музыкантшей, прекрасно игравшей на портативном органе.
Именно Воронцовой адресовано стихотворение «Ангел», датированное 1827 годом. Оно повествует о вечном противоборстве добра и зла. Перед читателями предстают два полюса – «демон мрачный и мятежный» и «ангел нежный». Встреча «духа отрицанья, духа сомненья» с посланником божьим в корне меняет его мировоззрение. «Дух чистый» вызывает в нем неведомый доселе «жар невольный умиленья». Завершается стихотворение победой добра. Демон констатирует: …Не всё я в небе ненавидел, Не всё я в мире презирал.
«Ангел» — ответ на стихотворение «Демон», написанное Пушкиным в 1823 году, во время, когда в душе поэта царил скепсис. «Злой гений», посещающий лирического героя «Демона», олицетворяет глубокую разочарованность в окружающем мире. Он презирает вдохновение, не верит в любовь и свободу, глядит насмешливо на жизнь. Приход демона обозначает перелом в сознании человека, который в молодости был полон мечтами и надеждами, а повзрослев, понял их ничтожность. Стихотворением «Ангел» Пушкин словно провозглашает духовное возрождение, отказ от скептического восприятия действительности, возврат веры.
Рассматриваемый текст можно рассматривать не только в качестве истории противостояния зла и добра, но и как рассказ о любви. Героя, разочаровавшегося в жизни, способно спасти только сильное чувство. Когда на горизонте появляется прекрасная дама, он вновь видит свет, осознает прелесть мира. Его дух воспаряет, становится ближе к небесам. Вероятно, для Пушкина таким ангелом-спасителем стала Воронцова.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Ангел»
Образы Дьявола и Бога, Ангела и Демона, Добра и Зла бесконечно пересекаются друг с другом в творчестве многих поэтов, как ушедшей эпохи, так и современности. Тема демонизма проходит одной сквозной сюжетной линией сквозь всю стихотворную базу Пушкина. Эта тема ему особенно близка. Он раскрывает Демона, как противоположность Бога. Все то, что заставляет людей искушаться, совершать злые поступки. Лгать, клеветать и предавать. Все это — проделки Демона. Демон, что ненавидит саму сущность жизни и стремится к расширению энтропии, к хаосу и беспорядку.
Конечно, и сам Пушкин на своем жизненном пути не раз сталкивался с демоном. Человек его таланта и положения, с его образом жизни неминуемо пересечется с проблемой выбора, с праздностью и ленью, с обожанием толпы и нежеланием трудиться. И вместе с тем, Пушкин всегда стремился к идеалу. Это отчетливо в его творчестве. Все те эмоции, что он испытывал, все те проблемы, что он решал, всю ту силу воли, которой он обладал, стараясь остаться в первую очередь человеком, но не стать очередным алчным, жадным до власти и популярности животным.
Как в творчестве Пушкина появился Демон, так за ним следом зародился образ Ангела, как воплощения добра и справедливости. Лишь через несколько лет, ангел сформировался окончательно, показав свои крылья в одноименном стихотворении. В стихотворении, Ангел показывается на мимоходом. Из 24 строф едва ли можно сделать вывод о том, как он выглядит, о том, что он думает или о чем он мечтает. Вот он стоит, склонивший свою голову. Эфемерный, «нежный» и неуловимый. Вокруг него летает демон, жаркий, пылающий адским пламенем. И вот, взглянув на ангела, по-прежнему неподвижного и безмятежного, в душу демона закрадываются сомнения, и он молвит, устами поэта: «не все я в мире презирал».
Противопоставляя понятия Рая и Ада в первых строчках своего стихотворения, Пушкин дает понять, что как бы не бесновалось зло, спокойствие и гармония добра всегда возымеют верх. Так, Пушкин пытается донести до нас свою веру в то, что даже в самой темной, в самой пропащей душе есть место для исповеди.
Иногда для того, чтобы открыть в нас лучшие качества, нужен лишь небольшой толчок. Для демона этим толчком оказался прекрасный ангел. Эти две материи, добро и зло, непрерывно связаны друг с другом, дополняют себя. И если демон, взглянув на ангела, смог усомниться в справедливости своей ненависти к миру и небо, то неужели человек, даже самый пропащий, не сможет познать добро?
«Ангел» А.Пушкин
В дверях эдема ангел нежный
Главой поникшею сиял,
А демон мрачный и мятежный
Над адской бездною летал.
Дух отрицанья, дух сомненья
На духа чистого взирал
И жар невольный умиленья
Впервые смутно познавал.
«Прости,- он рек,- тебя я видел,
И ты недаром мне сиял:
Не все я в небе ненавидел,
Не все я в мире презирал».
«Ангел», анализ стихотворения Пушкина
В начале 1827 года Александр Сергеевич Пушкин написал произведение, которое можно назвать знаковым во всем его творчестве. Три строфы под названием «Ангел» посвящены графине Елизавете Ксаверьевне Воронцовой. Ее ум, обаяние, тонкий художественный вкус и доброта восхищали поэта на протяжении всего периода их знакомства. Пушкин посвятил знатной женщине много поэтических строк, набросал на полях рукописей не менее тридцати ее портретов. Елизавета Воронцова стала одним из прототипов Татьяны Лариной.
Стихотворение «Ангел» поэт написал после возвращения из ссылки. В его мироощущении произошел переход от гнетущих и мятежных настроений к миру и гармонии. Позади остались пылкая юность, расправа над друзьями-декабристами, семейные конфликты. В душе поэта воскресла надежда на спокойную и счастливую жизнь.
Сюжет этого небольшого стихотворения предельно прост: мятежный дух парит над адской бездной и вдруг замечает ангела у врат рая. Его красота, нежность и кротость настолько впечатлили демона, что он начал испытывать до сих пор незнакомые чувства. Дух тьмы неожиданно для себя понял, что ему не чужды порывы души, он не может отвергнуть прекрасное создание света. Демон признается ангелу, что не все он «в мире презирал» .
Стихотворение написано традиционным для Пушкина четырехстопным ямбом с перекрестной рифмовкой. Его тема характерна для романтической лирики. Практически в творчестве каждого поэта присутствуют образы ангела и демона.
Вечное противостояние добра и зла в этом стихотворении переплетается с темой любви. Разочарование в жизни, тоска и боль одиночества сменяются надеждой, светлыми чувствами восхищения и восторга при появлении прекрасной возлюбленной. Сравнивая ее с ангелом, а себя – с демоном, лирический герой утверждает победу добра и любви, способность света возрождать к жизни самую заблудшую душу.
Стихотворение построено на антитезе. Демон противопоставлен ангелу, Эдем – адской бездне, дух сомнения и отрицания – чистому духу, неподвижный ангел – летающему демону. Выразительные средства, которые Пушкин применяет в произведении, подчеркивают этот контраст. Эпитеты, характеризующие ангела, противопоставлены тем, что описывают демона. «Духа чистого». «жар невольный» и другие инверсии создают особую атмосферу библейских преданий. Усиливают это впечатление устаревшие слова: рек (сказал), главой. взирал .
Образ ангела в стихотворении едва намечен. Нам известно только, что он «главой поникшею сиял». Ангел ничего не предпринимает, чтобы повлиять на духа зла. Он даже не смотрит на демона, не говорит с ним. Но одним своим видом он способен смутить темную душу, осветить ее. Так Пушкин демонстрирует силу любви, неизбежную победу добра над злом.
Образ демона выписан гораздо рельефнее, ему посвящена большая часть стихотворения. На глазах читателя происходит перерождение зла, обращение его к свету. Смутное «чувство умиленья» переходит в неуверенное «прости». а затем в откровенное признание – «ты недаром мне сиял» .
Произведение «Ангел» стало своеобразным ответом на собственное стихотворение «Демон», написанное четырьмя годами ранее. Пушкин, как и любой человек, имел много своих «демонов». В зените молодости и славы он почувствовал разочарование в жизни. Поэту наскучил лживый свет, идеалы свободы, справедливости и любви начали казаться ему фальшивыми. Постоянными спутниками гения стали уныние и скепсис.
Но Пушкин смог найти в себе силы сбросить оковы тоски и разочарования. Таким толчком к новой жизни стала для него встреча с Елизаветой Воронцовой. В стихотворении «Ангел» поэт словно объявляет о своем духовном возрождении, отказывается от неверия и разрушающей силы в пользу добра. Не случись этого, творческая судьба поэта могла сложиться несколько иначе. Достаточно вспомнить поэму Лермонтова «Демон». где акценты расставлены совершенно по-другому: дух зла побеждает и губит прекрасную Тамару. В нем не нашлось ни капли любви и сострадания.
У Пушкина мятежный дух сомнения не способен все презирать и ненавидеть. Свет и любовь не чужды его природе. Они пронизывают все творчество поэта.
стихотворение Пушкина Ангел 1827 года - анализ
Всё стихотворение построено на антитезе: добро и зло. И этим противопоставлением являются Ангел и Демон. В дверях РАЯ сидит грустный и спокойный Ангел, а в это время над адской бездною летает мрачный и мятежный Демон, который, творя зло, не находит покоя. ОН Дух отрицания, дух сомнения!
Ангел же- чистый и непорочный, спокойно на него взирает, и на лице его доброта, улыбка и доброжелательность.
И вдруг, глядя на Ангела, мрачного и вечно недовольного Демона охватило чувство нежности и умиленья.
И обратился Демон к Ангелу, прося у него прощенье, он сожалел о том, что до сих пор не доверял ничему светлому, не знал, что такое доброта и добродетельность, со словами: "ПРОСТИ. я видел, ты недаром мне сиял, не всё я в небе ненавидел, не всё я в мире презирал",
В стихотворении много метафор, эпитетов, сравнение, есть древнерусские слова: поникшей, главой, бездна, дух, он рек (говорил)
смысл в том, что в зле тоже можно найти добро.