Анализ стихотворения Полонского зимний путь
ЗИМНИЙ ПУТЬ
1844
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей.
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
А ямщик погоняет коней.
За горами, лесами, в дыму облаков
Светит пасмурный призрак луны.
Вой протяжный голодных волков
Раздается в тумане дремучих лесов. -
Мне мерещатся странные сны.
Мне все чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядет,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поет.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды -
И не веришь и веришь очам.
А холодная ночь так же мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
И ямщик погоняет коней.
Зимний путь
Стихотворение Якова Полонского
Ночь холодная мутно глядит Под рогожу кибитки моей, Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит, А ямщик погоняет коней. За горами, лесами, в дыму облаков Светит пасмурный призрак луны. Вой протяжный голодных волков Раздается в тумане дремучих лесов.- Мне мерещатся странные сны. Мне все чудится: будто скамейка стоит, На скамейке старуха сидит, До полуночи пряжу прядет, Мне любимые сказки мои говорит, Колыбельные песни поет. И я вижу во сне, как на волке верхом Еду я по тропинке лесной Воевать с чародеем-царем В ту страну, где царевна сидит под замком, Изнывая за крепкой стеной. Там стеклянный дворец окружают сады, Там жар-птицы поют по ночам И клюют золотые плоды, Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды - И не веришь и веришь очам. А холодная ночь так же мутно глядит Под рогожу кибитки моей, Под полозьями поле скрипит, Под дугой колокольчик гремит, И ямщик погоняет коней.
Я.П.Полонский. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Ленинград: Советский писатель, 1954.
Другие стихи Якова Полонского
Исследовательская работа "Тема дороги в стихотворениях «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, «Ещё тройка» П.А. Вяземского", "Зимний путь" П.Я. Полонского.
Тема дороги в стихотворениях «Зимняя дорога» А.С. Пушкина,
«Ещё тройка» П.А. Вяземского, «Зимний путь» Я.П. Полонского.
Для каждой национальной литературы характерны свои темы и образы. Для русской поэзии одной из таких тем является тема путешествий, странствий. Поэтому кажется особенно интересным рассмотрение темы, воплотившей своеобразие отечественной литературы. Так почему же тема дороги так привлекала внимание русских поэтов? Этот вопрос возник при изучении стихотворения «Зимняя дорога» А.С. Пушкина на уроке литературы в 6 классе.
Данная работа посвящена исследованию темы дороги в стихотворениях «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, «Ещё тройка» П.А. Вяземского, «Зимний путь» Я.П. Полонского. Два последних стихотворения предлагаются учащимся для самостоятельного изучения.
Цель работы – выявить различные оттенки изображения дороги, показать роль темы в описании чувств героев, сравнить художественные средства, употребляемые авторами.
Объектом исследования являются «Зимняя дорога» А.С. Пушкина, «Зимний путь» Я.П. Полонского, «Ещё тройка» П.А. Вяземского.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- подробно познакомиться с данными стихотворениями и провести их сопоставительный анализ;
- выявить значение термина «тема»;
- выявить многообразие значений слова «дорога»;
- познакомиться с научной литературой по теме исследования.
Человек XXI века всё время спешит – к этому его побуждают и быстрый ритм жизни, и мечты, и поиск правильного жизненного пути. Но ощущения путников XXI века и века XIX совершенно разные, так как в наш век поездки совершаются довольно быстро. Например, путешествие из Петербурга в Москву во времена А.С.Пушкина длилось несколько дней, а сейчас это расстояние можно преодолеть за четыре часа на поезде. Поэтому в XIX веке долгая дорога была не только путём следования, а и возможностью подумать, спокойно поговорить с попутчиками (не отвлекаясь на разговоры по телефону), вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, узнать свою Родину так, как никогда не узнаешь её из книг и чужих рассказов. А так как поэтам случалось много ездить по России, то и появление темы дороги в русской поэзии не случайно. Но, прежде чем приступить к анализу выбранных произведений, нужно выяснить, что в литературоведении считается темой.
Тема – то, о чём рассказывает, что изображает писатель: события, факты, явления жизни [1, с.268].
Слово дорога в русском языке имеет несколько значений. В.И.Даль даёт ему такие толкования:
- «ездовая полоса, накатанное или нарочно подготовленное различным образом протяженье для езды, перемещения»;
- «сама езда или ходьба, путешествие»;
- «род жизни, образ мыслей, судьба» [2, с. 1176 ].
Дорожные путешествия в XIX веке совершали на лошадях в коляске или кибитке. Родные просторы, дорога, по которой бойко бегут лошади, однообразное позвякивание колокольчика – всё это навевало на поэтов особое настроение поэтического творчества. Подтверждение этому слова Н.В.Гоголя: «Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове: дорога! – и как чудна она сама, эта дорога… Боже! Как ты хороша подчас, далёкая, далёкая дорога!
Сколько раз, как погибающий и тонущий, я хватался за тебя, и ты меня великодушно выносила и спасала! А сколько родилось в тебе чудесных замыслов, поэтических грёз…» [1, с. 82].
В декабре 1826 года, когда Пушкин находился в ссылке в селе Михайловском, он написал стихотворение «Зимняя дорога». Библиографы Пушкина утверждают, что оно написано о поездке Пушкина на дознание к псковскому губернатору [3, с. 25]. Так что настроение автора соответствует настроению лирического героя.
Тема пути в нём связывается с «волнистыми туманами», «печальными полянами» и «однозвучным колокольчиком», а сама дорога названа «скучной». Поэт разделил это стихотворение на две части, противопоставив их друг другу. В первых четырёх строфах описывается скучная зимняя дорога и побрякивание колокольчика под дугой. Мир зимней природы пуст. В ней холод и одиночество; ночной пейзаж состоит из чёрных хат, снега, полосатых верстовых столбов. Природа соотносится с переживаниями героя: «печальные поляны», «льёт печально свет». Сердечная тоска подчёркивается однообразием русского зимнего пейзажа. В пятой строфе, после слов, подводящих итог: «Скучно, грустно» сразу происходит перелом. Тон стихотворения становится бодрым, почти радостным, и лишь в самом конце возвращается тема дорожной скуки, зимнего одинокого пути.
Но долгая дорога имеет конечную цель – встречу с любимой:
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь, не наглядясь.
Для передачи движения, мерного постукивания лошадиных копыт автор прибегает к хорею. Использование глаголов помогает создать живые образы, которые подчёркивают перемещение в пространстве («пробирается луна», «льёт свет», «тройка бежит», «колокольчик гремит» и др.)
Заключительная строка снова содержит грустный тон:
Грустно, Нина! путь мой скучен.
Дремля, смолкнул мой ямщик,
Отуманен лунный лик.
Но дорожную грусть, как отмечает В.А Рождественский, «Пушкин окрашивает в светлые тона. Таково уж свойство его любящего жизнь и людей характера» [4, с.157].
В «Зимней дороге» автор использует простую, почти разговорную речь, но читателя пленяет лёгкость стихотворения.
Таким образом, исходя из анализа данного стихотворения, можно сделать вывод, что тема дороги помогает автору усилить настроение грусти, создать образ одинокого путника. Дорога у Пушкина не только «путешествие», «ездовая полоса», но и «образ мыслей».
Тема дороги характерна и для творчества одного из поэтов XIX века Я.П. Полонского. Его стихотворение «Зимний путь» написано в 1844 году, в период раннего творчества поэта. В первой строфе показан лирический герой, находящийся в пути:
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
А ямщик погоняет коней.
С первых строк чувствуется грустное настроение героя, его тоска, которую не может скрасить даже ямщик. Поэт использует приём олицетворения «ночь холодная мутно глядит», которое подчёркивает одиночество путника. Полонский лишь обозначил картину ночного поля, лишь вскользь упоминает о зимнем времени года в названии стихотворения и употребив слово «полозья».
Вторая строфа переводит реальную картину в фантастическую. Созданию сказки способствует зачин «за горами, за лесами». Он готовит читателя к чему-то волшебному, лёгкому, но поэт пока вновь возвращает нас в действительность, окружающую его героя: «пасмурный призрак луны», «вой протяжный голодных волков».
Но вот герой засыпает и видит во сне образ старухи-няни, которая рассказывала ему сказки:
Мне всё чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядёт,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поёт.
И герой окончательно погружается в сон, представляет себя в сказках из его детства. Завершается стихотворение шестой строфой, в которой происходит возвращение героя в реальность (хотя о пробуждении ничего не сказано). Последняя строфа почти одинакова с первой, в ней лишь появились союз а в начале первой строки и союз и в начале последней. Повторяясь, Полонский подчёркивает неизбежность холодной, долгой дороги, которая ещё не скоро закончится.
Подводя итоги, следует сказать, что стихотворение Я.П.Полонского «Зимний путь» посвящено теме дороги. Но в отличие от Пушкина Полонский включает в него мотивы сказочности, сна, в стихотворении больше грусти, неизвестности. Можно сказать, что Полонский показывает героя и в процессе самой езды, и « в путешествии от реальности к сказке – через грёзу, воспоминание и фантазию» [5, с.78].
К теме русской дороги обращался и П.А.Вяземский. Его стихотворение «Ещё тройка» написано в 1834 году. «Эта поэзия долгих русских дорог, по которым неделями ехали наши прадеды – то в зимней кибитке, то в тарантасе, то в январскую стужу, то в июльский зной, - подсказала Вяземскому одно из самых проникновенных его стихотворений, которое ещё в его время стало народной песней» [6, с.118].
Так же, как у Пушкина и Полонского, его герой едет на тройке лошадей, но лихо, быстро:
Тройка мчится, тройка скачет,
Вьётся пыль из-под копыт,
Колокольчик звонко плачет,
И хохочет, и визжит.
С помощью олицетворения автор создаёт незабываемый образ живого колокольчика, который, то «отбрякнет чисто», то «застонет глухо». И вот уже в звуках колокольчика слышится ауканье лешего, говор русалки, раздающиеся по всей русской степи. Раздолье русской степи для Вяземского – «поэтическая весть», дорожная дума.
И вот возникает в лунном свете «путник». Месяц, выглянувший из-за тучи, кажется, готов раскрыть его лицо. Но дальнейшая сеть риторических вопросов показывает, что нам так и не узнать, кто этот путник.
Кто сей путник? И отколе,
И далёк ли путь ему?
По неволи иль по воле
Мчится он в ночную тьму?
Но дорога продолжается, и пока не смолкнет колокольчик, продолжаются рассуждения поэта о человеческой жизни, судьбе:
На веселье иль кручину,
К ближним ли под кров родной
Или в грустную чужбину
Он спешит, голубчик мой?
Наконец «в пустой дали глубоко колокольчик уж заснул» и путник скрылся… Остались только бесконечная степь и дорога. В этом стихотворении в отличие от предыдущих дорога является символом всей человеческой жизни, размышлением о судьбе.
Таким образом, во всех рассмотренных стихотворениях основной является тема дороги. Она не случайна в них, поэтам в их жизни пришлось совершить много длительных путешествий, многое увиденное и прочувствованное в пути они отразили в своих произведениях. Дорога понимается Пушкиным, Вяземским не только как «ездовая полоса», но и как «образ мыслей», для Полонского - это «путешествие от реальности к сказке». Тема дороги усиливает чувства грусти, разлуки, одиночества, которыми пронизаны все стихотворения. У Пушкина грусть светлая, полная оптимизма, у Полонского безнадёжная, а у Вяземского грусть смешана с удалым весельем и размышлением о судьбе. Возможно, такое разное представление одного чувства связано с различием в характерах поэтов. Во всех стихотворениях встречаются изображение дорожного пейзажа, образы тройки, колокольчика, ямщика – обязательных спутников того времени.
помогите найти анализ стихотворения Полонского "Зимний путь", если нету помогите сами. буду благодарна
Арина Андрианова Ученик (163), закрыт 7 лет назад
Вот это стихотворение
Ночь холодная мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
А ямщик погоняет коней.
За горами, лесами, в дыму облаков
Светит пасмурный призрак луны.
Вой протяжный голодных волков
Раздается в тумане дремучих лесов.-
Мне мерещатся странные сны.
Мне все чудится: будто скамейка стоит,
На скамейке старуха сидит,
До полуночи пряжу прядет,
Мне любимые сказки мои говорит,
Колыбельные песни поет.
И я вижу во сне, как на волке верхом
Еду я по тропинке лесной
Воевать с чародеем-царем
В ту страну, где царевна сидит под замком,
Изнывая за крепкой стеной.
Там стеклянный дворец окружают сады,
Там жар-птицы поют по ночам
И клюют золотые плоды,
Там журчит ключ живой и ключ мертвой воды -
И не веришь и веришь очам.
А холодная ночь так же мутно глядит
Под рогожу кибитки моей,
Под полозьями поле скрипит,
Под дугой колокольчик гремит,
И ямщик погоняет коней.
Имя обязывает Высший разум (363934) 7 лет назад
Сон как вставной компонент в поэзии Я. П. Полонского
В статье раскрываются особенности онейропоэтики поэзии Я. П. Полонского на основе выявления значимости вставных сновидческих эпизодов в сюжетах стихотворений «Зимний путь » и «Колокольчик».
Ключевые слова:сон, сюжет, онейропоэтика, «путевая» дума, путешествие, поэзия.
Я. П. Полонский(1819–1898) — художник, активно практиковавший в разных жанрах и в поэзии, и в прозе. Среди его поэтических текстов заметно выделяются творения, написанные в жанре «дорожной» думы. Из многочисленных «путевых» стихотворений Полонского мы обращаемся здесь только к тем (учитывая проведенные нами исследования) [1], в которых присутствуют вставные сновидческие эпизоды.
В стихотворении «Зимний путь» (1844) сон является своеобразной вставкой в сюжете путешествия (типового для такого рода стихотворений); — и, что существенно — динамизированного), обрамленного фигурой задумавшегося и засыпающего путешественника, при этом границы между явью и сном путника изначально отчетливы.
Ситуация путешествия определена в первой, экспозиционной строфе, где ночь оказывается олицетворенной, одушевленной, но равнодушной свидетельницей передвижения героя в пространстве («холодная ночь»; «мутно глядит»). Ощущение монотонии, бесконечности пути, подчеркнутое аллитерациями и перечислительной интонацией, характеризует состояние бесприютности и одиночества героя.
Вторая строфа, с ее сказочным зачином «за горами, за лесами» воспринимается как погружение в сон. Путешествие физическое дополняется путешествием мысленным. Пространство «предсновидческой» части, изначально открытое, безграничное, становится призрачным («в дыму облаков / Светит пасмурный призрак луны»), пугающим.
Хотя и луна, и волки — реалии ночного пути, но грань между реальным и фантастическим пространствами зыбка, так же как погранично состояние засыпающего героя: «Мне мерещатся странные сны ». На фоне жутковатой реальности первой части стихотворения мир сновидения, при всей своей фантастичности, узнаваем героем и близок ему: это воскрешаемый в памяти мир детства и сказки. Он обозначен образом старухи, прядущей пряжу и поющей колыбельный песни. В старухе читатель вправе увидеть мифологическую Клото, но в контексте стихотворения — это няня, с ее песнями и сказками. Как писал Ап.Григорьев. «тут детство, непосредственность простираются до того, что поэту видится, например, прежде скамейка, а потом уж «на скамейке старуха сидит», — это детство и непосредственность народной песни…» [2].
С четвертой строфы, по формулировке Н. П . Суховой. «уже внутри сна-воспоминания возникает новый сон, заключающий новую действительность, — ночь счастливых сказочных сюжетов, прямо противопоставленную «холодной ночи» реальности» [4, с. 55]. Воспоминание о сказках, рассказываемых няней, воплощается в собственно сказочный сон. Ему соответствует сказочное пространство, по которому передвигается воображающий себя освободителем царевны герой, дерзнувший «воевать с чародеем-царем» (продолжает звучать мотив пути); еще одно пространство — сказочный дворец, связанный с образом царевны, — мир идиллический и закрытый, огороженный «крепкой стеной» (закрытое пространство). Мир сказочный монтируется как система наиболее известных репрезентативных образов мира русской сказки, скомпонованных в единый сюжетный ряд (по образцу пушкинского вступления к «Руслану и Людмиле»): «серого волка», «чародея-царя», «жар-птиц», «ключа живой и мертвой воды», «царевны», представляя обобщение «детского» опыта.
Сновидческая часть (со 2-ой по 5-ую строфы) выделена в тексте стихотворения графически, обособлена от «яви» также своим вневременным характером (прошлому, воображению), в то время как фабульно-сюжетный фон — это неостановимое движение и в пространстве, и во времени. Герой вновь оказывается одиноким странником на бескрайних просторах зимнего поля в кибитке, везущей его неизвестно куда: «А холодная ночь так же мутно глядит / Под рогожу кибитки моей<…> [5, с. 36]. Действительность, в которой герой одинок и бесприютен, выполняет функцию обрамления, внутри которого строится сновидческий сюжет. Но отношения этих миров не механистичны, они смыкаются, пересекаются, диффундируют — например, через мотив дороги, значимый как для реального пространства, так и для сказочного. Но в первом случае он смыкается с мотивами бесприютности, тоски, одиночества, а во втором — с мотивами радости и счастья, выражающимися в стремлении освободить царевну.
Сюжетная роль мотива сна — в переакцентуации сюжетной доминанты: фабула пути переходит в функцию фона, а сон-вставка становится главным в сюжете. Благодаря ему мир переживаний героя обретает свою идеальную, просветленную и обнадеживающую составляющую, — хотя и остающуюся «неочевидной»: «И не веришь и веришь очам».
Принципы поэтики стихотворения «Зимний путь » подхвачены и развиты Полонским в написанном десятилетием позже стихотворении «Колокольчик »(1854 г.). Здесь также воссоздан типовой антураж путешествия, среди атрибутов которого выделен колокольчик — к середине XIX века образ в литературе почти символический. В сюжете стихотворения он связывает две реальности, в которых оказывается герой одновременно: яви и сна. В сознании усталого, мечтающего об отдыхе (как и в «Зимнем пути») героя звон колокольчика сливается в его воображении со страстным пением героини, призывающей его.
Формальное отличие «Колокольчика» от предыдущего стихотворения в том, что сон героя фрагментарен. В нем вычленяются две песни-монолога, построенные по одной схеме (двойные анафорические рефрены; графическая и композиционно-логическая структура). Эти песни-монологи являют два варианта развития сюжета, которые представляются герою равновероятными. При этом они (как и сон в «Зимнем пути») производят впечатление абсолютной достоверности, психологически точной зарисовки. И в том, и в другом сне тема любви занимает первенствующее положение; но меняется образ героини. В первом сне-песне голос лирической героини назван «страстным», дружно-звенящим, во втором — «грустно-звенящим». Способность героя во сне уловить изменения в тональности голоса возлюбленной рождает ощущение пронзительности, трепетности того чувства, которое он к ней испытывает.
Контраст двух снов-видений создается цветовым колоритом (образы золотых лучей, цветной занавески, прикрывающей кровать) первого — и ощущением тесноты, темноты, скуки горницы — во втором, с его холодом («дует в окно»), бесцветностью полинявшего полога. Если в первом сне морозу за окном противопоставлено кипение самовара и треск печи в доме, вьюге — горение лампады, а дреме — не знающее отдыха и сна сердце, то во втором центральным становится проецирующийся на судьбу героини образ одинокой вишни за окном, которая от холода «…быть может, погибла давно!».
Многое в стихотворении остается фабульно не проясненным, так как подробности любовных перипетий героев опущены. Финал произведения открыт: он обрывается словом лирической героини. Кольцевая композиция «Зимнего пути» здесь отменена: сон не просто вклинивается в реальность, но и двоится; сюжет расщеплен, амбивалентен, а лирическая ситуация драматизирована.
По мнению Н. А . Николиной, стихотворение «Колокольчик» — «своеобразная лирическая новелла, ставшая стилистическим открытием поэта благодаря психологически сложному портретированию героини» [3, с. 55]. Добавим два момента: во-первых, новеллистичность здесь важна для создания лирического сюжета; во-вторых, не менее значим в стихотворении «Колокольчик» лирический герой и его переживания. Через сон мы имеем возможность проникнуть в сознание лирического героя, выраженного во внутреннем монологе; сознание героя переключается из настоящего в прошлое, из прошлого в настоящее и вновь в прошлое. Важным становится голос и динамика переживаний не столько лирической героини (хотя они бесспорно важны и значимы), но и лирического героя, так как это в его двух сновидениях сделано предположение о возможных душевных тревогах возлюбленной.
Развитие принципов сюжетной организации «Зимнего пути» в этом тексте в связи с онейропоэтикой можно увидеть в том, что во втором сновидческая реальность относится уже не к детской, но к взрослой жизни героя. Любовь-сказка принимает в «Колокольчике» облик достоверно-бытовой истории; если возврат в детство заведомо невозможен, то в «Колокольчике» варианты встречи героев соположены «на равных»: воспоминание проецируется на ожидаемый исход путешествия. Но так же, как и в предыдущем «путевом» стихотворении, идеальный мир рождается во сне героя, противостоящем не только другому варианту будущего, но и общей реальности пути. Сюжет усложнен и драматизирован, и прежде всего — в его прогностическом качестве, в ориентации на будущее.
Особенности «зимних» дорожных дум Полонского особенно заметны в контексте пушкинской поэзии — стихотворений «Бесы» и «Зимняя дорога», где, с одной стороны, картины пугающих бесовских плясок вырастают непосредственно из реальных впечатлений героя-путешественника (явь и сон не противопоставлены); с другой стороны, там, где появляется сон-греза о будущем (завтрашнем приезде домой), он идилличен, предсказывая счастье встречи с «милой» и домашний покой. Полонский же усложняет ситуацию, противопоставляя сон яви, акцентируя неоднозначность будущего, драматизируя сюжет.
Таким образом, в представленных стихотворениях в ситуации психологически мотивированного «дорожного» сна путешествие в пространстве трансформируется в путешествие во времени, в котором воспоминанья, причудливым образом сочетаясь выстраиваясь, создают прогностические сюжеты. Будущее в них оказывается проблематизрованным, вопрос о нем мучает, преследует героя. Эти вопросы и мучения сон делает достоверным, главным предметом внимания.
1. Вьюшкова И. Г. К вопросу о применении мотивного анализа поэтического текста в курсе литературы в 10-м классе (на примере творчества Я. П. Полонского) // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia. Offline Letters): электронный научный журнал. — 2009. № 3 (март). С. 1318. URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1318.htm. [дата обращения — 30.10.2013]
2. Григорьев, Ап. Эстетика и критика [Текст] / Ап. Григорьев; сост. вст.ст. и примеч. А. И. Журавлевой. — М. 1980.
3. Николина, Н.А. «Колокольчик» Я. П. Полонского: жанр и структура текста [Текст] // Русский язык в школе. — 2004. — № 6. — С. 54–59.
4. Сухова, Н. П. Мастера русской лирики [Текст] / Н. П. Сухова. — М. 1982. — С.35–36, 54–57.
5. Полонский Я. П. Лирика. Проза [Текст] / Сост. вступ. ст. и ком. В. Г. Фридлянд. — М. Правда, 1984.
Основные термины: лирической героини, «Зимний путь», сон героя фрагментарен, мир переживаний героя, бесприютности и одиночества героя, передвижения героя в пространстве, сне героя, героя звон колокольчика, в сознание лирического героя, к взрослой жизни героя, Способность героя, сказочный сон, и лирического героя, лирической героини назван, сознание героя, словом лирической героини, «Зимнем пути», Похожая статья, «Зимнего пути», страстным пением героини