Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла



Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла»

Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла»

Картинка Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла № 1

В стихотворении «Посмотри — какая мгла», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей.

Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу… ».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла».

Анализ стихотворения Якова Полонского «Посмотри — какая мгла…»

Картинка Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла № 2

Самое романтическое время дня – сумерки. Это как раз то время, когда наступает нечто непостижимое в природе – всё вроде спит и не спит. В лесу слышны какие-то звуки: треск высохшего дерева, вой зверей или где-то может быть пробегает стая диких кабанов. Эти предпочитают именно в сумеречное время начинать свои прогулки. Но это только в лесу.

У людей в сумерки всё тоже только начинается. Если это будний день, то горожане только возвращаются с работы и углубляются в свои домашние дела-заботы. А те кто живут в деревнях, как правило, наоборот заканчивают дела по дому и отдыхают. Именно в сумерках хорошо в деревне посидеть на крыльце и посматривая по сторонам неспешно разговаривать с соседями, обсуждать последние новости, делиться секретами кулинарного мастерства. А можно в таких беседах и договориться про дела на следующий день. Так чаще и бывает.

Как же это красиво. Ещё не темно, но уже и не день. Солнце только-только спряталось за горизонтом, и потому темнота ещё не вступила в свои права. Как становится тихо на улицах, как становится почти тихо в лесу. Самое красивое зрелище в лесу, например, это когда начинается стелиться туман. Он именно в сумерках начинает свой «ход». Медленно из-за оврага пелена выползает в сторону леса, и стелиться по земле, на высоту не поднимается.

Со стороны, кажется, что это лес натягивает на себя одеяло, чтобы было тепло поспать ночью. Он стелиться низко-низко, к самой земле. Позже он поднимется, но не так высоко, будет чуть больше половины человеческого роста. Попасть человеку в это время в лес, равносильно катастрофе. Всё дело в том, что туман достаточно густой и что или кто находится в это время внизу под туманом, не видно. Человек и может случайно набрести на волка или на медведя, а может и на лося. И вот тогда не далеко и до трагедии.

Но наступает ночь. Ночью в деревенских окрестностях не менее красиво. На небе сияет луна, блещут звёзды. И кругом – тишина. Романтика, как ни поверни. Но ночь часто бывает коварной. Именно ночью, ещё предками замечено, появляется вся нечистая сила, что есть на земле. Именно ночью, по традиции, совершаются самые жуткие преступления.

Ночь – это самое нестабильное время суток для человека. Кто-то спит спокойно, а кто-то и спать не желает, его просто мучает бессонница. Спать может не давать луна.

И всё же лунная ночь – прекрасна, с какой стороны ни посмотри!

Бесплатная помощь с домашними заданиями

Картинка Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла № 3

Краткий анализ стихотворения посмотри какая мгла

Картинка Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла № 4

Полонский в своем произведении «Посмотри – какая мгла» описывает ночную природу. Непросветная темнота ночи передается такими словами, как «сумрак». «мгла». «глубина». И в этом мраке, подчеркивая черноту ночи, тускло блестит озеро, окруженное сонными ракитами. Здесь ясно просматривается тишина, сонный покой Российского ландшафта. Прозрачная дымка, опустившаяся на долины, подчеркивает волшебство картины.

В основном, в произведении используется кольцевая рифма (т. е. рифмуется первая с четвертой и вторая с третьей строкой). Однако в первых двух строчках используется парная рифма.

Стихотворение разделено на две логические части. В первой – показывается вид сонной природы, описывается общая картина отдыхающего от напряженного дня уголка родной земли. Вторая часть посвящена настроению меланхолии. Здесь на первый план выходит месяц. Он испускает одиночество и холод, ощущается неприкаянность и пустота «бледного месяца». На фоне ночного неба он особенно выделяется, «без приюта в небе ходит». Месяц тесно окружают тучи, освещенные им. И лишь узкий «фосфорический» луч пробивается через это окружение. Создается ощущение восхищения и одновременно какой-то тоски и обреченности, чему способствует применение глухих согласных «ф». «с». «т». «х». «ч».

Применение эпитетов «фосфорический». «бледный». «сизый». «прозрачная». передают настроение легкости. А также, благодаря ним, стихотворение приобретает мистический, тревожный оттенок.

«Посмотри — какая мгла» Я.Полонский

Картинка Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла № 5

«Посмотри — какая мгла» Яков Полонский

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

Анализ стихотворения Полонского «Посмотри — какая мгла»

В стихотворении «Посмотри — какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу… ».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

Яков
Полонский

Картинка Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла № 6

Анализ стихотворения Якова Полонского «Посмотри — какая мгла»

В стихотворении «Посмотри — какая мгла…», датированном 1844 годом, Полонский предлагает взглянуть на ночной пейзаж глазами лирического героя-созерцателя. Восхищение от представшей красоты передается при помощи монолога, адресованного неведомому собеседнику. Картина у поэта получается по-настоящему завораживающей. Густоту накрывшей землю тьмы он передает при помощи слов «глубина», «сумрак», «мгла». Она оттеняется при помощи прозрачной дымки «в сонном сумраке ракит». Добавляет пейзажу загадочности, таинственности и даже некоторой мистичности фосфорический луч бледного месяца.

Небольшое произведение можно условно разделить на две части. В первой Полонский представляет читателям общий план описываемой картины. Во второй поэт акцентирует внимание на месяце. Не только чувство радости и восторга от ночной природы испытывает лирический герой стихотворения. Присутствует в миниатюре «Посмотри – какая мгла…» и ощущение грусти, некоторая задумчивость, элегичность. Это отсылает читателей к лермонтовским произведениям – «Из Гете» и «Выхожу один я на дорогу…».

Важную роль в стихотворении играет эпитет «сонный». Во многом благодаря ему изображенный Яковом Петровичем мир получается статичным. Вообще мотив сна в том или ином виде занимает значительное место в творчестве Полонского. Поэтому большая часть пейзажной лирики поэта посвящена именно описанию ночной жизни природы. Еще одна отличительная черта нарисованной Яковом Петровичем картины – космизм, переданный посредством композиции. Лирический герой, стоящий на некой возвышенности, сначала обращает взгляд на долину с ракитами и озером, затем – на небо, где находится месяц. Таким образом удается соединить мир земной и мир небесный.

В 1909 году творчество Полонского вдохновило выдающегося композитора рубежа столетий Сергея Танеева на создание хорового цикла, состоящего из двенадцати сочинений. Сборник был написан специально для московского хора Пречистенских курсов для рабочих, которым руководил Вячеслав Булычев. Танеев разделил цикл на три тетради. Четырехголосный хор «Посмотри – какая мгла…», выдержанный в едином темпе и не содержащий внутренних контрастов, попал в первую. В исполнительском плане он считается одним из наиболее легких в сборнике. Помимо него первая тетрадь содержит хоры на стихи «На могиле», «Вечер», «Развалину башни, жилище орла…».

Посмотри — какая мгла
В глубине долин легла!
Под её прозрачной дымкой
В сонном сумраке ракит
Тускло озеро блестит.
Бледный месяц невидимкой,
В тесном сонме сизых туч,
Без приюта в небе ходит
И, сквозя, на всё наводит
Фосфорический свой луч.

Послушайте стихотворение Полонского Посмотри какая мгла

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Посмотри какая мгла

Анализ стихотворения Полонского Посмотри какая мгла