Анализ стихотворения Полонского Дорога
анализ стихотворения "дорога" Яков Полонский
3)Изобразительно выразительные средства (Эпитеты сравнения, метафоры и т.д.) и для чего используются.
4)Синтаксис и пунктуация предложений
6)Рифма, ритм, размер
Анализ стихотворения:
1) В.Лебедева-Кумача:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!
Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна,-
Идет война народная,
Священная война!
Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они - за царство тьмы.
Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!
Zazaza1 / Feb 23, 2014 9:23:45 AM
2) Взгляды, убеждения
3) Состояние автора. который писал этот стих или героя этого стиха
СДЕЛАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО.
СРОЧНО ПОЖАЛУЙСТА ПОМОГИТЕ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ " АНЧАР " ПО ПЛАНУ. ПЛАН ВО ВЛОЖЕНИЯХ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА СРОЧНО НАДО. А Я ЧИСТО ФИЗИЧЕСКИ НЕ
УСПЕВАЮ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА И. ЧТОБЫ БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ К КАЖДОМУ РАЗДЕЛУ СТРОЧКИ ИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ. ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА.
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит - один во всей вселенной.
Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.
Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.
К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит -
И мчится прочь, уже тлетворный.
И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.
Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;
Принес - и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.
А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
Penkinaolya2000 / Aug 9, 2013 9:09:17 AM
План сочинения.
1.Об авторе.
2.Тема стихотворения "Зимняя дорога".
3.Краткое содержание.
4.Средство выразительности
5.Мое отношение к стихотворению.
Дорога
Стихотворение Якова Полонского
Глухая степь - дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман - мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как кони ни бегут - мне кажется, лениво Они бегут. В глазах одно и то ж - Все степь да степь, за нивой снова нива. - Зачем, ямщик, ты песни не поешь? И мне в ответ ямщик мой бородатый: - Про черный день мы песню бережем. - Чему ж ты рад?- Недалеко до хаты - Знакомый шест мелькает за бугром. И вижу я: навстречу деревушка, Соломой крыт стоит крестьянский двор, Стоят скирды.- Знакомая лачужка, Жива ль она. здорова ли с тех пор? Вот крытый двор. Покой, привет и ужин Найдет ямщик под кровлею своей. А я устал - покой давно мне нужен; Но нет его. Меняют лошадей. Ну-ну, живей! Долга моя дорога - Сырая ночь - ни хаты, ни огня - Ямщик поет - в душе опять тревога - Про черный день нет песни у меня.
Я.П.Полонский. Стихотворения.
Библиотека поэта. Большая серия. 2-е изд.
Ленинград: Советский писатель, 1954.
Другие стихи Якова Полонского
Пейзажная лирика
На последних курсах университета Яков Полонский охладел к философским увлечениям товарищей, хотя «в университете философские вопросы были в таком же ходу, в каком, спустя двадцать лет, естественные науки». Впрочем, он и раньше воспринимал гегельянство как нечто новомодное, наносное, и оно не затронуло его души.
«Неужели наши глупые споры о том, о сем, о третьем, о Боге, о природе и о народе ты принимал за философию! - с нескрываемой долей иронии писал Яков своему университетскому единомышленнику Николаю Орлову. - Это было. необходимое в наши лета пересыпание из пустого в порожнее. Нет, брат, далеко я ушел вперед. Не сделаешь ты меня ортодоксом ни за какие коврижки».
Действительно, провинциал из Рязани «далеко ушел вперед» от многих своих сокурсников, и в первую очередь - в литературном творчестве.
Полонский в Москве познакомился с князем Мансыревым, который на некоторое время приютил бедствующего студента. Князь, смуглый, как цыган, вел замкнутую жизнь - он «чуждался света, был молчалив, никогда не высказывался и жил просто, даже бедно, несмотря на свое состояние. Одно, что он любил, это - литературу; он был прирожденный эстетик. » Презирающий пышный блеск и старающийся вести скромный образ жизни, князь сошелся с бедным студентом и задумал выпустить студенческий сборник (хотя сам студентом не был). Название сборника придумал Полонский, он же и помог Мансыреву подобрать авторов.
В 1842 году студенческий альманах «Подземные ключи» вышел из печати. На его страницах были опубликованы стихотворения молодых поэтов, в том числе Полонского и Фета. Рязанец представлен здесь десятью стихотворениями и отрывком из драмы на испанский сюжет «Ханизаро». Впоследствии Полонский, требовательный к собственному творчеству, называл свои стихи, помещенные в альманахе, «крайне незрелыми», хотя среди них были и такие, которые непременно входили в собрания сочинений поэта - «Жницы», «На могиле» и другие.
С первых шагов в литературе значительное место в творчестве Полонского заняла пейзажная лирика. Как отмечалось в статье о творчестве поэта-земляка, помещенной в «Трудах Рязанской ученой архивной комиссии», «. природа представляется Полонскому в виде какого-то милого и близкого существа, с которым он и беседует о различных предметах, занимающих его воображение. То волны рассказывают про морские чудеса, то лес говорит поэту про какую-то чудную красавицу, то подслушивает он листьев осиновых шепот ласкающий, то ночь на пути заглядывает ему в кибитку, между тем как он выслушивает целую поэму в звуке колокольчика; то после грозы является ему вопрос:
Или у природы,
Как у сердца в жизни,
Есть своя улыбка
И свои невзгоды?
В общем, Полонский - поэт по преимуществу созерцательный; его сила в живописи и рельефности художественных образов. Отсюда - особая прелесть тех его описаний природы, которые сосредоточены на выражении непосредственного впечатления поэта: здесь и яркость красок, и сила олицетворений, и поэтическое проникновение в жизнь природы, ее тайны. Особенно хороши подобные картины русской природы, где под пером поэта возникает и русская волшебница, «бабушка-зима» с ее сказочными метелями, с фантастическими цветниками на замерзших окнах; и русская светлая, томительно-прекрасная весна с ее бессонными зорями, с ее безбрежными разливами, и темная слезящаяся осень, и наконец и чаще всего - русское знойное и роскошное лето, «лучезарные тени» июньских ночей:
Уходя, день ясный плакал за горою
И, роняя слезы, жаркою зарею
Из-за темной рощи охватил край нивы,
Дню вслед глядела ночь, и переливы
Света отражались и, дрожа, блуждали
По ее ланитам. Тихо начинали
Выходить светила, месяца предтечи,
Перед Божьим троном зажигая свечи.
Далеко стемнело море жатвы зыбкой,
Грустная береза обнялася с липкой.
Призатихла роща. Только дуб шушукал,
Только где-то дятел крепким носом тукал. »
В 1842 году в журнале «Москвитянин» было опубликовано стихотворение Полонского «Дорога» - одно из лучших в его творчестве. Уж, кажется, кто из русских поэтов не писал о тройке и ямщике, а у Полонского - всё по-своему. Здесь и пейзаж, и диалог, и нелегкие размышления о своей судьбе. А сколько грустной музыки, сколько душевной исповедальное™, сколько необъяснимого очарования кроется в этих, казалось бы, обычных строках!
Глухая степь - дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман - мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
………………………………………
Ну-ну, живей! Долга моя дорога –
Сырая ночь - ни хаты, ни огня –
Ямщик поет - в душе опять тревога –
Про черный день нет песни у меня.
Очевидно, стихотворение «Дорога» было у Полонского одним из самых любимых, или, как сказали бы сегодня, программных. Недаром полное собрание своих стихотворений в пяти томах, вышедшее в Петербурге в 1896 году, поэт, нарушая хронологию, открыл именно «Дорогой». Да и вообще тема дороги, тема жизненного пути в творчестве поэта занимает значительное место. Взять хотя бы стихотворения «Зимний путь», «Колокольчик», «Зимой в карете», «На пути из-за Кавказа», «В телеге жизни», «На пути» и другие - в них присутствует не только дорожное описание, но и сквозит размышление о своем будущем, о нелегкой поэтической стезе.
«Долга моя дорога. » Действительно, жизненный путь поэта был долгим, нелегка была его поэтическая стезя, да и черных дней у него хватало, но -вопреки всему! - он не сломался душой, не зачерствел, не озлобился.
Презентация "Анализ стихотворения Я.Полонского "Посмотри - какая мгла"" (6 класс)
Презентация к уроку изучения творчества Я. Полонского поможет учителю построить работу по анализу лирического стихотворения.
Просмотр содержимого документа
«Презентация "Анализ стихотворения Я.Полонского "Посмотри - какая мгла (6 класс)»
Яков Петрович Полонский
Глухая степь – дорога далека,
Вокруг меня волнует ветер поле,
Вдали туман – мне грустно поневоле,
И тайная берет меня тоска.
Как кони ни бегут, мне кажется, лениво
Они бегут. В глазах одно и то ж –
Все степь да степь, за нивой снова нива…
«Зачем, ямщик, ты песен не поешь?»
Петербург «Пятницы Полонского» Стихи Проза
Первый сборник стихов
Стихи, поэмы, сказки
Яков Петрович Полонский
Второй сборник стихов
Как поэт изображает ночь?
Что мы чувствуем, читая строки стихотворения?
- Холод и одиночество, бесприютность месяца на небе. Он один выделяется на фоне ночной мглы (слово «мгла» здесь очень точное и емкое – оно одновременно передает сумрак и ночную дымку. Оба эти слова прозвучат позже).
Какими художественными средствами создается ночной пейзаж?
Какую роль играют эпитеты?
- Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная дымка», «сонный сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи», «фосфорический луч» (зеленоватый, холодный, так в темноте светится фосфор).
- Эпитеты «тусклый» и «тесный» созвучны слову « тоскливый », определяющему основное настроение стихотворения.
Найдите в стихотворении олицетворения и определите их роль
Что такое аллитерация?
- Аллитерация - звукопись, повторы согласных звуков, прием, который автор использует для более красочного описания пейзажа.
- В данном стихотворении наблюдается аллитерация на глухие согласные «с», «к», «т», «ч», «х», «ф», что подчеркивает тишину ночи, нарушаемую лишь легкими шорохами, помогает создать настроение возвышенное и тоскливое одновременно.
Цветовая картина стихотворения
Каким вы представляете себе лирического героя?
- Это одинокий мечтатель с художественным воображением, вероятно, молодой поэт или художник.
- Мотив одиночества
особенно заметен в стихах
Он был любимым поэтом
Определение стихотворного размера:
- … мглá
- … леглá смежная (парная)
- … дымкой
- … ракúт кольцевая (опоясывающая)
- … блестúт смежная (парная)
- … невидúмкой
- … туч
- … хóдит кольцевая (опоясывающая)
- … навóдит смежная (парная)
- … луч.
- Используются женская (3, 6, 8, 9 строки) и мужская рифма (1, 2, 4, 5, 7, 10 строки). Мужские окончания усечены на один слог.
Композиция, строфика стихотворения.
- Композиционно стихотворение делится на две части по 5 стихов.
- На пятой строке заканчивается описание «земной» картины, далее поэт обращает взор к небу и рисует медленное движение «невидимки-месяца» и «сонма сизых туч».
- Сонм (устар.) – скопление, толпа, сборище.
Какова основная мысль стихотворения?
- Стихотворение начинается с глагола, употребленного в повелительном наклонении, единственном числе «Посмотри», после которого стоит пунктуационно неоправданный авторский знак препинания – тире. Значит, при чтении здесь надо сделать более длительную паузу.
- Мы не знаем, к какому близкому человеку обратился поэт с этим стихотворением. А потому считаем, что он обращается к каждому читателю как к другу, на «ты», приглашая его разделить чувства и впечатления от увиденной картины летней ночи и понять внутренний мир лирического героя.
- Лирический герой одинок на фоне ночного пейзажа, но он не желает этого одиночества. Поэт призывает читателя полюбоваться вместе с ним, увидетьпрекрасное в самом обыкновенном пейзаже .
А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре
- Музыку к стихотворению «Посмотри – какая мгла…» написал композитор Сергей Танеев.
- Это произведение для хора без инструментального сопровождения.
- Как вы думаете, удалось композитору нарисовать музыкальную картину летней ночи?
Яков Петрович Полонский Глухая степь – дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман – мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как. - презентация
Презентация на тему: " Яков Петрович Полонский Глухая степь – дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман – мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как." — Транскрипт:
1 Яков Петрович Полонский Глухая степь – дорога далека, Вокруг меня волнует ветер поле, Вдали туман – мне грустно поневоле, И тайная берет меня тоска. Как кони ни бегут, мне кажется, лениво Они бегут. В глазах одно и то ж – Все степь да степь, за нивой снова нива… «Зачем, ямщик, ты песен не поешь?»
2 Рязань Рождение Гимназия Первые стихи Москва Университет Первый сборник стихов Одесса Второй сборник стихов Тифлис Служба Газеты Сборник «Сазандар» Петербург «Русское Слово» Поэзия Проза Италия Живопись Стихи, поэмы, сказки Петербург «Пятницы Полонского» Стихи Проза Яков Петрович Полонский
3 Синквейн Я.П.Полонский Я.П.Полонский Лиричный, впечатлительный Лиричный, впечатлительный Чувствует, размышляет, сочиняет Чувствует, размышляет, сочиняет «По моим стихам можно проследить всю мою жизнь» (письмо А.А.Фету) «По моим стихам можно проследить всю мою жизнь» (письмо А.А.Фету) Поэт Поэт
4 Посмотри – какая мгла В глубине долин легла! Под ее прозрачной дымкой В сонном сумраке ракит Тускло озеро блестит. Бледный месяц невидимкой, Бледный месяц невидимкой, В тесном сонме сизых туч, В тесном сонме сизых туч, Без приюта в небе ходит Без приюта в небе ходит И, сквозя, на все наводит И, сквозя, на все наводит Фосфорический свой луч. Фосфорический свой луч.
5 Как поэт изображает ночь? Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи». Густая темнота ночи ощущается в словах «мгла», «глубина», «сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи». Она оттеняется тусклым блеском озера, окруженного сонными ракитами. Она оттеняется тусклым блеском озера, окруженного сонными ракитами. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины. Поэтичность и волшебство картины подчеркивается «прозрачной дымкой», которую ночь опустила на долины.
6 Композиция стихотворения Стихотворение состоит из двух частей, предваряемых призывом («Посмотри - ») вместе с автором полюбоваться картиной летней ночи. Стихотворение состоит из двух частей, предваряемых призывом («Посмотри - ») вместе с автором полюбоваться картиной летней ночи. Первая часть – общий план, картина спящей природы. Это – земное. Первая часть – общий план, картина спящей природы. Это – земное. Вторая часть – обращает наш взгляд вверх, на небо, облака, луну. Это – небесное. Вторая часть – обращает наш взгляд вверх, на небо, облака, луну. Это – небесное.
7 Что мы чувствуем, читая строки стихотворения? Холод и одиночество, бесприютность месяца на небе. Он один выделяется на фоне ночной мглы (слово «мгла» здесь очень точное и емкое – оно одновременно передает сумрак и ночную дымку. Оба эти слова прозвучат позже). Холод и одиночество, бесприютность месяца на небе. Он один выделяется на фоне ночной мглы (слово «мгла» здесь очень точное и емкое – оно одновременно передает сумрак и ночную дымку. Оба эти слова прозвучат позже).
8 Какими художественными средствами создается ночной пейзаж? эпитеты эпитеты олицетворение олицетворение аллитерация аллитерация
9 Какую роль играют эпитеты? Какую роль играют эпитеты? Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная дымка», «сонный сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи», «фосфорический луч» (зеленоватый, холодный, так в темноте светится фосфор). Эпитеты создают ощущение прозрачности, невесомости, окрашивают стихотворение в тревожные, мистические тона: «прозрачная дымка», «сонный сумрак», «бледный месяц», «сизые тучи», «фосфорический луч» (зеленоватый, холодный, так в темноте светится фосфор). Эпитеты «тусклый» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему основное настроение стихотворения. Эпитеты «тусклый» и «тесный» созвучны слову «тоскливый», определяющему основное настроение стихотворения.
10 Найдите в стихотворении олицетворения и определите их роль Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит» и «наводит фосфорический свой луч». Он подобен страннику, бредущему в ночи и освещающему себе путь тусклым фонарем. Олицетворение оживляет месяц, который «без приюта в небе ходит» и «наводит фосфорический свой луч». Он подобен страннику, бредущему в ночи и освещающему себе путь тусклым фонарем.
11 Что такое аллитерация? Аллитерация - звукопись, повторы согласных звуков, прием, который автор использует для более красочного описания пейзажа. Аллитерация - звукопись, повторы согласных звуков, прием, который автор использует для более красочного описания пейзажа. В данном стихотворении наблюдается аллитерация на глухие согласные «с», «к», «т», «ч», «х», «ф», что подчеркивает тишину ночи, нарушаемую лишь легкими шорохами, помогает создать настроение возвышенное и тоскливое одновременно. В данном стихотворении наблюдается аллитерация на глухие согласные «с», «к», «т», «ч», «х», «ф», что подчеркивает тишину ночи, нарушаемую лишь легкими шорохами, помогает создать настроение возвышенное и тоскливое одновременно.
12 Цветовая картина стихотворения Цветовая картина неяркая, характерная для ночного пейзажа: прозрачный, мертвенно-спокойный, тусклый, бледный, фосфорический. Цветовая картина неяркая, характерная для ночного пейзажа: прозрачный, мертвенно-спокойный, тусклый, бледный, фосфорический. В стихотворении мало движения: на земле все неподвижно, месяц в небе идет незаметно, «невидимкой». В стихотворении мало движения: на земле все неподвижно, месяц в небе идет незаметно, «невидимкой».
13 Каким вы представляете себе лирического героя? Это одинокий мечтатель с художественным воображением, вероятно, молодой поэт или художник. Это одинокий мечтатель с художественным воображением, вероятно, молодой поэт или художник. Мотив одиночества Мотив одиночества особенно заметен в стихах особенно заметен в стихах М.Ю.Лермонтова. М.Ю.Лермонтова. Он был любимым поэтом Он был любимым поэтом молодого Полонского. молодого Полонского.
14 Определение стихотворного размера: -, 3, 5, 7 -, 3, 5, 7 1, 3, -, 7 1, 3, -, 7 Стихотворный размер – 4-стопный хорей с пиррихиями (пропусками ударений). Стихотворный размер – 4-стопный хорей с пиррихиями (пропусками ударений).
15 Способ рифмовки …мгла …мгла …легла смежная (парная) …легла смежная (парная) …дымкой …дымкой …ракет кольцевая (опоясывающая) …ракет кольцевая (опоясывающая) …блестит смежная (парная) …блестит смежная (парная) …невидимкой …невидимкой …туч …туч …ходит кольцевая (опоясывающая) …ходит кольцевая (опоясывающая) …наводит смежная (парная) …наводит смежная (парная) …луч. …луч. Используются женская (3, 6, 8, 9 строки) и мужская рифма (1, 2, 4, 5, 7, 10 строки). Мужские окончания усечены на один слог. Используются женская (3, 6, 8, 9 строки) и мужская рифма (1, 2, 4, 5, 7, 10 строки). Мужские окончания усечены на один слог.
16 Композиция, строфика стихотворения. Композиционно стихотворение делится на две части по 5 стихов. Композиционно стихотворение делится на две части по 5 стихов. На пятой строке заканчивается описание «земной» картины, далее поэт обращает взор к небу и рисует медленное движение «невидимки-месяца» и «сонма сизых туч». На пятой строке заканчивается описание «земной» картины, далее поэт обращает взор к небу и рисует медленное движение «невидимки-месяца» и «сонма сизых туч». Сонм (устар.) – скопление, толпа, сборище. Сонм (устар.) – скопление, толпа, сборище.
17 Какова основная мысль стихотворения? Какова основная мысль стихотворения? Стихотворение начинается с глагола, употребленного в повелительном наклонении, единственном числе «Посмотри», после которого стоит пунктуационно неоправданный авторский знак препинания – тире. Значит, при чтении здесь надо сделать более длительную паузу. Стихотворение начинается с глагола, употребленного в повелительном наклонении, единственном числе «Посмотри», после которого стоит пунктуационно неоправданный авторский знак препинания – тире. Значит, при чтении здесь надо сделать более длительную паузу. Мы не знаем, к какому близкому человеку обратился поэт с этим стихотворением. А потому считаем, что он обращается к каждому читателю как к другу, на «ты», приглашая его разделить чувства и впечатления от увиденной картины летней ночи и понять внутренний мир лирического героя. Мы не знаем, к какому близкому человеку обратился поэт с этим стихотворением. А потому считаем, что он обращается к каждому читателю как к другу, на «ты», приглашая его разделить чувства и впечатления от увиденной картины летней ночи и понять внутренний мир лирического героя. Лирический герой одинок на фоне ночного пейзажа, но он не желает этого одиночества. Поэт призывает читателя полюбоваться вместе с ним, увидеть прекрасное в самом обыкновенном пейзаже. Лирический герой одинок на фоне ночного пейзажа, но он не желает этого одиночества. Поэт призывает читателя полюбоваться вместе с ним, увидеть прекрасное в самом обыкновенном пейзаже.
19 Музыкальность стихотворения Музыку к стихотворению «Посмотри – какая мгла…» написал композитор Сергей Танеев. Музыку к стихотворению «Посмотри – какая мгла…» написал композитор Сергей Танеев. Это произведение для хора без инструментального сопровождения. Это произведение для хора без инструментального сопровождения. Как вы думаете, удалось композитору нарисовать музыкальную картину летней ночи? Как вы думаете, удалось композитору нарисовать музыкальную картину летней ночи?