Анализ стихотворения Пастернака Золотая осень
Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»
Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.
Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах – цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой – как венец на новобрачной». — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов.
Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья». — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик. Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа». словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.
Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»
Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит.
В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.
Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща — это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах — цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой — как венец на новобрачной», — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов.
Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку.
Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик.
Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.
«Золотая осень» Б.Пастернак
«Золотая осень» Борис Пастернак
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Анализ стихотворения Пастернака «Золотая осень»
Борис Пастернак никогда не считал себя лириком, однако среди его произведений все же можно найти пейзажные зарисовки, которые очень точно и тонко передают красоту окружающего мира. Вместе с тем, поэт никогда не позволял себе писать только о том, что он видит. В каждом его произведении заложен глубокий философский смысл и проводятся параллели с различными событиями. Стихотворение «Золотая осень» в этом отношении не является исключением. На первый взгляд кажется, что автор любуется осенним лесом и восхищается его красотой. На самом же деле он сравнивает эту пору года с тем отрезком жизни, когда человек становится опытным, мудрым и зрелым, но при этом понимает, что молодость ушла безвозвратно.
Первая часть стихотворения посвящена осеннему лесу, который поэт сравнивает с необычным музеем. Каждая роща – это отдельный зал со своей уникальной «экспозицией». Объединяет все эти «залы» то, что они выдержаны в золотисто-багряных тонах – цвете осени, который придает лесу особую нарядность и помогает создать праздничное настроение. При этом Пастернак подбирает очень точные метафоры, которые создают яркую и незабываемую картину. «липы обруч золотой – как венец на новобрачной», — отмечает автор, и чувствуется, что в наблюдении за природой он провел много восхитительных часов.
Однако уже в третьем четверостишии появляется весьма характерная метафора «погребенная земля» — тонкий намек на то, что осень является переходным периодом между жизнью и смертью. Ее символом являются опавшие золотистые листья, на которые невозможно ступить, не оставив следа. Так и человеческая жизнь к моменту ее заката налагает на каждого из нас особые обязательства. Приходится взвешивать каждый свой поступок, каждое слово и каждый шаг, ведь они с возрастом видятся совсем в ином свете и могут получить диаметрально противоположную оценку. Тем не менее, в осени человеческой жизни Пастернак видит и свои прелести. «Осень. Древний уголок старых книг, одежд, оружья», — так описывает поэт свои богатства, подразумевая, что у каждого человека есть определенный багаж не только вещей, но и знаний. И именно приобретенный опыт так дорог каждому из нас, ведь с его помощью можно решать любые жизненные задачи, которые в молодости ставили нас в тупик. Правда, теперь уже «сокровищ каталог перелистывает стужа», словно бы напоминая о том, что все эти богатства невозможно передать по наследству, и они непременно канут в небытие после смерти человека.
«Золотая осень», анализ стихотворения Пастернака
Осень в средней полосе России протекает медленно и наступает исподволь, совсем незаметно, что дает каждому русскому человеку возможность не спеша насладиться красотой «пышного природы увяданья». Именно поэтому золотая осень вдохновила не одного поэта на создание бессмертных творений: «Есть в осени первоначальной. » Ф. Тютчева. «Листопад» И. Бунина или «Осень» А. Фета .
Стихотворение Бориса Леонидовича Пастернака «Золотая осень» тоже по праву можно считать шедевром пейзажной лирики. Неспешное любование красотой наступающей осени придает стихотворению характер философского размышления о жизни, о смене времен года, о вечности природы.
Надо отметить, что в ранней лирике поэтика Пастернака основывалась на представлении о взаимопроникновении отдельных предметов реальности, о слитности всего чувственного мира, где невозможно отделить человека от природы, поэзию от жизни. Поэтому он пробовал свои силы и в поэзии, и в прозе. Кстати, потом эта нераздельность двух форм искусства ярче всего проявится в его знаменитом романе «Доктор Живаго». в котором все события, происходящие с главным героем, будут воплощены в стихотворениях Юрия Живаго и предстанут уже совсем в ином выражении.
Стихотворение «Золотая осень» было написано в 1956 году, уже в достаточно зрелом возрасте. На первый взгляд, название не радует своей оригинальностью, ведь так издавна принято было называть начальный период осени. Однако при этом постоянный эпитет «золотая». как правило, сопровождающий слово «осень». создает в воображении каждого читателя свой неповторимый образ.
У Пастернака же первые строчки стихотворения передают ощущение сказки:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
А название «Золотая осень» все-таки будет напоминать о себе почти в каждом четверостишии то «позолотой небывалой». то «золотым обручем» липы или «золочеными рамами» из кленов. Такое обилие золота не кажется излишним, ведь образ создается каждый раз по-новому. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные — липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной» .
Последующие три четверостишия с помощью анафоры где как будто завершают знакомство с золотой осенью, проводя читателя по заключительным залам экспозиции. Именно здесь появляются такие приметы, которые сложно найти еще у кого-то их русских поэтов. Например, сентябрьский закат «на коре оставляет след янтарный» .
А еще именно в сентябре массово опадают листья, и пока их не прихватило морозами, пока не засыпало первым снегом, они шуршат, выполняя роль своеобразной сигнализации. Поэтому и пишет поэт, что «нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно». ведь там «бушует, что ни шаг, под ногами лист древесный» .
И вдруг в самом конце стихотворения возникает неожиданная метафора :
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
На какой-то миг она вызывает ощущение тревоги: вишневый цвет ассоциируется с кровью, да и слово «сгусток» семантически, в первую очередь, связано именно с кровью. Возможно, заходящее солнце символизирует и конец жизни, ведь уже немолодой Борис Леонидович, перенесший к тому времени инфаркт, переживший много своих друзей, перенесший немилость властей, упрекавших поэта в «мировоззрении, не соответствующем эпохе», не мог не думать о неотвратимости последней черты.
Наверное, поэтому заканчивается стихотворение размышлением о том, что для лирического героя этого стихотворения осень — это время переосмысления прожитых дней, когда все пережитое становится «древним уголком старых книг, одежд, оружья» ,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
И все-таки самое удивительное в этом стихотворении, что после сложных для восприятия лирических произведений, принадлежащих перу якобы Юрия Живаго, требующих от читателя не только знания художественной ткани романа, но и многих исторических реалий, трудных христианских законов, это стихотворение позволяет вздохнуть с облегчением. Здесь не нужно выискивать скрытых смыслов, постигать тайны бытия, нужно просто пройтись вместе с героем по сказочному осеннему лесу, наслаждаясь тишиной и спокойствием.
Природа в стихах Б. Л. Пастернака: анализ стихотворения "Золотая осень"
Анализ стихотворения "Золотая осень"
Осенняя пора в России подступает незаметно уже с первых чисел сентября. Практически каждый житель страны успевает насладиться ее красотой, величием и особым шармом. Не удивительно, что столь волшебное время года вдохновило не один десяток лирических поэтов на создание непревзойденных бессмертных творений. Одним из ярких примеров служит творчество Бориса Леонидовича Пастернака.
Пусть сам автор и не причислял себя к глубоким лирикам, в его работах встречается немало ярких поэтичных зарисовок, проницательно передающих роскошь разнообразных пейзажей. Особенное ощущение создается благодаря философской составляющей и проведенным параллелям наравне с жизненными событиями. Известное стихотворение талантливого поэта «Золотая осень» яркая тому иллюстрация.
По первому впечатлению поэт просто любуется и наслаждается осенним лиственным лесом, описывая его исключительный облик. В действительности Пастернак сопоставляет это время с тем жизненным этапом, когда человек приобретает зрелость, мудрость и опыт, вместе с тем осознавая, что молодость навсегда утрачена. Точность метафор подчеркивает любовь писателя к наблюдению за природными стихийными буднями.
Если первые четверостишья упоенно представляют дивный чарующий лес, сравнимый с необыкновенной выставкой, то в четвертом мы видим характерную символику живого и умершего – «погребенная земля». Своеобразное напоминание о том, что осенний сезон – это переходный период. Выражение «где нельзя ступить в овраг, чтоб не стало всем известно» является символом поступков, каждый из которых приносит те или иные последствия.
Невзирая на обязательства, которые приобретают важность только с возрастом, автор демонстрирует и ценность этого этапа. Именно глубокий багаж знаний, собранных на жизненном пути – сокровенный уголок, дарующий благоразумие к жизненному финалу, о чем повествуют строки «древний уголок старых книг, одежд…». Но слова «где сокровищ каталог перелистывает стужа» символизируют утрату всех богатств после кончины человека.