Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь



Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь № 1

Стихотворение Пастернака «Зимняя ночь» - проникновенное раскрытие внутренней драмы лирического героя через описание деталей зимней ночи. Это произведение глубоко художественно и психологично, каждая деталь в нем - проникновение во внутреннее состояние героя через описание его восприятия зимней ночи.
Уже первая строфа стихотворения демонстрирует нам это - описание зимней ночи здесь дается с помощью эмоционально окрашенных, «психологически нагруженных» лексических средств:
Не поправить дня усильями светилен.
Не поднять теням крещенских покрывал.
На земле зима, и дым огней бессилен
Распрямить дома, полегшие вповал.
Мы понимаем, что герой почти трагически воспринимает наступление ночи, для него она принимает колоссальные масштабы – «на земле зима». Это время года становится для лирического героя синонимом безжалостной стужи и тьмы, мы догадываемся, что это относится и к его внутреннему состоянию.
Далее эта, главная, тема получает свое развитие. Вторая строфа – описательная, дающая нам сведения о лирическом герое: из нее мы узнаем, что он гувернер в старом дворянском доме. Сейчас, ночью, герой остался совершенно один, потому что «спать услал ученика».
Герой стремится спрятаться, «укутаться» в старом доме, занесенном снегом по самые окна. От чего же он бежит? От кого прячется? Оказывается, лирическому герою не дает покоя его собственная память. Он умоляет ее:
Память, не ершись! Срастись со мной! Уверуй
И уверь меня, что я с тобой - одно.
Но память бесжалостна. Тогда герой начинает с ней виртуальный диалог:
Снова ты о ней? Но я не тем взволнован.
Кто открыл ей сроки, кто навел на след?
Тот удар - исток всего. До остального,
Милостью ее, теперь мне дела нет.
Эта, предпоследняя, строфа становится самой главное в стихотворении – она раскрывает причину страдания героя, причину «зимней ночи» в его душе. Лирический герой ранен – мы понимаем, что в его сердце и памяти образ некой женщины, которую он любит, но по каким-то причинам не может с ней быть.
Чувство лирического героя сильно и искренне, больше того – оно судьбоносно, фатально. Именно поэтому он утверждает, что «тот удар - исток всего». Этот «удар» свершился, он стал роковым в жизни героя, кроме него, этого человека теперь ничто не интересует.
О каком ударе идет речь? Возможно, так лирический герой называет чувство, вспыхнувшее в его сердце. Это чувство перевернуло все в нем, заставило переосмыслить жизнь, ее ценности и законы.
А возможно, удар – это разрыв, расставание, после которого жизнь для героя закончилась, и он спрятался в этот старый дом, чтобы здесь, под покровом снега, «зализывать свои раны».
В любом случае, в его душе царит зима. И пейзаж, который герой видит за окном, соответствует его состоянию, вторит ему. Конечно, мы понимаем, что сам лирический герой «окрашивает» зимний ночной пейзаж в мрачные, неприютные тона, но это как нельзя лучше передает его внутреннее состояние:
Тротуар в буграх. Меж снеговых развилин
Вмерзшие бутылки голых, черных льдин.
Булки фонарей, и на трубе, как филин,
Потонувший в перьях нелюдимый дым.
В этой строфе, с помощью метафор, поэт создает сюрреалистический пейзаж («Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «на трубе, как филин, Потонувший в перьях нелюдимый дым»), рисует жуткую, мрачную ночь – душевные страдания лирического героя.
Таким образом, название стихотворения и описание зимы в произведении становятся символическими, глубоко психологическими – они призваны передать внутреннюю драму лирического героя.
Сделать это помогают художественные средства стихотворения. Прежде всего, яркие и необычные метафоры и олицетворения: «Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»; «дым огней бессилен Распрямить дома, полегшие вповал»; «Булки фонарей и пышки крыш»; «Вмерзшие бутылки голых, черных льдин», «Булки фонарей, и на трубе …Потонувший в перьях нелюдимый дым».
Эти лексические средства превращают зимнюю ночь в живое существо, мистическое и зловещее – будто из готических сказок. Все это способствует созданию определенного настроения, передачи определенной атмосферы в стихотворении.
Сделать это помогают и синтаксические средства стихотворения: эллипс («Но - наглухо портьеру»); обращения («Память, не ершись!»); анафора («Не поправить дня усильями светилен. Не поднять теням крещенских покрывал»); неполные предложения («и черным По белу в снегу - косяк особняка») и т.д.
Большое значение имеет в этом произведении и цветопись: здесь «царят» черный и белый цвет как символ борьбы добра и зла, света и тьмы, как символ хаоса, царящего в душе лирического героя.

Пример

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Пастернак Б.Л. / Стихотворения / Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»

Смотрите также по произведению "Стихотворения":

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака "Зимняя ночь"

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь № 2

Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) построено на приеме антитезы, то есть на противопостав­лении огня (свечи) и холода (зимы, метели). Рефреном из строфы в строфу следует двустишие: «Свеча горела на столе, / Свеча горела». Свеча — символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонек, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира.

Первые строки стихотворения погружают читателя в зимний мир, где безраздельно властвуют снежные хлопья и метель:

Мело, мело по всей земле

Беспредельному, холодному, снежному пространству противостоит свеча:

Свеча горела на столе,

Главной идеей произведения является противостояние жизненным бурям внешнего мира. Ее раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска про­изведения. Внешний мир описывается в стихотворении как суетливый, хаотичный, жестокий и бесцветный. В нем легко пропасть, исчезнуть. А та часть мира, где царит свеча, описывается совершенно иначе. Для ее описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, — это «потолок», «два башмачка», «воск», «слезы», «ночник», «платье» и так далее.

Противостояние двух центральных образов разрешается в последней строфе стихотворения, ко­торая неточно повторяет первую. В заключительных строках не случайно возникает образ свечи, который утверждает победу жизни и надежды.

«Зимняя ночь» Б.Пастернак — между жизнью и смертью

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь № 3

«Зимняя ночь» Б.Пастернак

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озаренный потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И все терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Борис Пастернак по праву считается одним из ярчайших российских поэтов и литераторов 20 века. Именно ему принадлежит идея соединить в одном произведении прозу и стихи, что вызвало шквал критики со стороны современников, но было по достоинству оценено потомками.

Речь, в частности, идет о знаменитом романе «Доктор Живаго», последняя часть которого посвящена стихам главного героя. То, что Юрий Живало — тонкий лирик и любитель рифмованных фраз, читатель узнает еще в первых главах романа. Однако Борис Пастернак старается не отвлекать читателей лирическими отступлениями, поэтому принимает решение объединить все стихи Юрия Живаго в отдельный сборник.

Первое стихотворение, приписанное авторству главного героя, носит название «Зимняя ночь». Позднее оно нередко публиковалось как самостоятельное литературное произведение под названием «Свеча» и даже было переложено на музыку, пополнив репертуар таких исполнителей, как королева эстрады Аллы Пугачевой и экс-лидер группы «Парк Горького» Николай Носков.

Над романом «Доктор Живаго» Борис Пастернак работал 10 лет, с 1945 по 1955 год. Поэтому точно установить, когда именно было написано стихотворение «Зимняя ночь», сегодня уже невозможно. Хотя некоторые исследователи творчества Пастернака утверждают, что бессмертные строчки родились в период войны, который их автор провел в эвакуации, прожив больше года в городе Чистополь. Однако, учитывая манеру письма и зрелость мыслей, критики склоняются к тому, что стихотворение все же было создано незадолго до окончания работы над романом, когда Борис Пастернак, подобно главному герою, уже предчувствовал свою смерть.

Именно тема смерти и жизни является ключевым моментом стихотворения «Зимняя ночь», Его не стоит понимать буквально, а следует читать между строк, так как каждое четверостишье – это яркая метафора, настолько контрастная и запоминающаяся, что придает стихотворению удивительное изящество. Рассматривая «Зимнюю ночь» в контексте борьбы за выживание, можно без труда догадаться, что метель, февральская стужа и ветер символизируют смерть. А пламя свечи, неровное и едва теплящееся, является синонимом жизни, которая покидает не только смертельно больного доктора Живаго, но и самого Бориса Пастернака.

В пользу версии о том, что стихотворение было написано в 1954-55 года, свидетельствует и тот факт, что в 1952 году Борис Пастернак пережил свой первый инфаркт, на собственном опыте прочувствовав, что значит находиться между жизнью и смертью. Однако не исключено, что, обладая даром предвидения, Пастернак в «Зимней ночи» предрекал самому себе не только физическую, но и творческую гибель. И оказался прав, так как после публикации романа «Доктора Живаго» за рубежом и присуждении произведению «Нобелевской премии» известный литератор подвергся гонениям. Его перестали публиковать и исключили из Союза писателей СССР. Поэтому единственным источником средству к существованию для пастернака в этот период являлись литературные переводы, которые по-прежнему оставались востребованными и достаточно высокооплачиваемыми.

Сам автор несколько раз писал письма на имя Генсека КПСС Никиты Хрущева, пытаясь убедить главу государства в своей политической благонадежности, но это не помогло. Причем, противники Пастернака апеллировали не к самому роману в целом, а к его поэтической части, и, в частности, к «Зимней ночи», называя стихотворение образцом упадничества, декаданса и пошлости.

Только спустя несколько десятилетий, когда в 1988 году роман «Доктор Живаго» был впервые опубликован в СССР, стихотворение «Зимняя ночь» было признано одними из самых удачных и проникновенных произведений любовной лирики, принадлежащих перу Бориса Пастернака.

"Зимняя ночь": анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь"

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь № 4

Интересные особенности произведений открывает их анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" отличается большой глубиной смысла. В этом вы убедитесь, прочитав данную статью. Фото автора представлено ниже.

Зимняя ночь. Что предстало перед вашим мысленным взором, когда вы произнесли эти слова? Возможно, спокойствие и тишина, полная луна, уютный, легкий снег и россыпь звезд по черному небу? А возможно, вам представилась метель за окном, пляска духов природы, вихрь снежных хлопьев и единственная тихая пристань в этом месте – дом с горящей на столе свечой.

Время создания произведения

Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" было написано в 1946 году. Война закончилась совсем недавно. Казалось бы, наступившему спокойствию ничего не угрожает. Однако не утихли еще бури мировых потрясений и, возможно, не утихнут никогда. Где же искать спасения? Что может помочь человеку не затеряться в водовороте страстей, сохранить хрупкий внутренний мир? Борис Пастернак дает ответ в этом произведении: домашний очаг – обитель спокойствия и надежды. Однако ответ этот неоднозначен, как показывает проведенный нами анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" намного сложнее. Чтобы это доказать, рассмотрим его подробнее.

Прием антитезы

Вернемся к интересующему нас стихотворению и попробуем понять, что хотел сказать читателю автор, какие мысли выразил Пастернак в стройной череде рифмующихся строк. Произведение это – стихотворение-сомнение, бегство, уход. Не случайно оно построено целиком на приеме антитезы (противопоставления). Из строфы в строфу рефреном следуют повторяющиеся слова "свеча горела. ". Как известно, свеча – это символ надежды, чистоты, уединения, тихого счастья. Этот огонек, который является центром Вселенной для лирического героя, легко потушить. Одного легкого дуновения достаточно для этого. И вот уже "крестообразно" вздымает "два крыла", как ангел, "жар соблазна".

Огонь, жар – символ страстей, эмоций. Однако это "жар соблазна". А вот огонь свечи –это светоч уединенной, тихой жизни. Автор изобразил в произведении одну стихию в двух ипостасях, диаметрально противоположных. Однако основой произведения является все-таки антитеза льда и огня. Это подтверждает дальнейший его анализ.

Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" в первой строфе имеет следующее противопоставление: "мело по всей земле" и "свеча горела". В зиму, метель, рой снежных хлопьев погружают нас первые две строки стихотворения. Холодная стихия при этом является царицей "всей земли", всего мира, которой все подчинено. И только одинокая свеча противостоит храбро этой снежной королеве, которая разъярена, возмущена этим.

Кто же победил?

Произведение напоминает "Бесов" Пушкина противостоянием борьбы духов бытия и природы, непрекращающейся дикой пляски и свечи, символизирующей одинокую человеческую душу. Однако здесь совсем иной итог. Если демоны у Пушкина, изображенные в образе стихии, ломают сопротивление затерявшегося путника, перевернув его возок, то здесь светоч надежды, маленький огонек не могут победить окончательно внешние силы. Последняя строфа является повторением первой: "мело весь месяц" и "свеча горела".

Главная идея произведения

Продолжим наш анализ. Стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" характеризуется тем, что совпадают последние две строки этих строф, но не первые. Заметим, что в первой строфе ощущения времени нет – с бесконечностью сливается действие. Это подчеркивается повтором слова "мело". Следующей строкой начинается стихотворение "Зимняя ночь": "Мело, мело по всей земле. ". Анализируя его, отметим, что в последней строфе, в отличие от первой, поставлены четкие временные границы ("в феврале"). Кроме того, уже не повторяется слово "мело". Значит, не бесконечна зимняя буря, она имеет завершение.

"Свеча горела" в качестве заключительной строки утверждает победу надежды и жизни. Эта борьба, порой неоправданная, житейская, завершается победой чистого источника света, который храбро отстоял право на жизнь. Главной идеей произведения является именно противостояние различным жизненным бурям как внутреннего, так и внешнего мира. Кольцевая композиция, а также эмоциональная окраска стихотворения служат ее раскрытию. Если внимательно приглядеться к произведению, прислушаться к звучанию слов, можно понять, что оно очень красочное и яркое.

Стихотворный размер "Зимней ночи", его особенности

Написано стихотворение Пастернака "Зимняя ночь" "старинным, допотопным" (слова Ходасевича) ямбом, отражающим более всего сильную эмоциональную окраску. Что в этом такого, казалось бы? Ямб четырехстопный, традиционный. Но обратите внимание на 2-ю и 4-ю строки каждой строфы. Можно заметить, что они укорочены – всего 2 стопы. В 1-й и 3-ей строках, к тому же, используется мужская рифма, а во 2-й и 4-й –женская.

Конечно, это не случайно. Красками в палитре поэта, придающими яркость эмоциональному настрою произведения, являются используемые приемы. Укорочены строки, выделена антитеза льда и огня. Она становится заметной, обращает на себя внимание.

Прием аллитерации

Однако здесь нет грубости и жестокости. Способствует этому прием аллитерации (повтор "е", "л"). Этот прием придает легкость, звонкость метели. Мы слышим хрустальный звон льдинок, однако при этом чувствуем безжизненность. Это также играет на антитезу – прием, который делает столь выразительным стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".

Анализ описания внешнего мира

Применяется антитеза также в описании внешнего мира, который бесцветен, жесток, суетлив. В снежной мгле "все терялось". В этом мире легко исчезнуть, пропасть. Он поглотит с легкостью все несвойственное, чуждое ему. А при описании мира, в котором царит свеча, автор использует слова, обозначающие домашние, простые вещи, – это "два башмачка", "потолок", "слезы", "воск", "платье", "ночник" и др. Здесь уютно и мило, но и сюда отзвуки другого мира все же доносятся, есть место сомнениям и борьбе.

Внутренний мир лирического героя

Внешний мир этого стихотворения, таким образом, достаточно четко обрисован. Если проанализировать существительные, используемые в произведении, то они почти все относятся к его описанию. Напротив, довольно сложно представить внутренний мир лирического героя этого произведения. Практически ничего о нем не сказано, он дан лишь отдельными штрихами. Читатель может только догадываться о владеющих лирическим героем чувствах. Представленный в этой статье анализ стихотворения Б. Л. Пастернака "Зимняя ночь" поможет вам в этом. Проникновение в духовный мир лирического героя нас заставляет размышлять и думать. Как и любое другое лирическое произведение Бориса Пастернака, "Зимняя ночь" характеризуется мощным философским потенциалом.

"Жар соблазна"

"Жар соблазна", сомнения завладели душой лирического героя. Коварен этот жар, который почему-то сравнивается с ангелом. Соблазн, как известно, является прерогативой сатаны, а ангел – символ непорочности и чистоты. Опять же пороку приписывается символ чистоты – слово "крестообразно". Это является показателем смятения души лирического героя, который не может понять, где добро, а где зло. Единственным ориентиром, единственной соломинкой является для него символическая "свеча", служащая оплотом надежды и веры. От самого героя зависит, погаснет ли она или будет светить. Именно на эту мысль наводит в конечном итоге стихотворение Пастернака "Зимняя ночь".

Анализ его на этом закончим, поскольку основные особенности произведения мы описали. Надеемся, эта информация была вам полезна. Очень долго и подробно можно описывать стихотворение "Зимняя ночь" Пастернака. Полный анализ его открывает и некоторые другие особенности. Однако самое основное мы отметили и предлагаем читателю самостоятельно поразмышлять над произведением.

«Зимняя ночь»(Мело, мело по всей земле. ), анализ стихотворения Пастернака

Стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь», представляющее собой сплав философской и любовной лирики, входит в «тетрадь Юрьевых писаний» в романе «Доктор Живаго» и играет роль дополнительного связующего элемента композиционной структуры произведения.

Точная дата создания стихотворения неизвестна. Ряд исследователей относит его написание к зиме 1946 года, связывая стихотворение с последней любовью и музой поэта, Ольгой Ивинской. Другие версии полагают уместным говорить о 1954-1955 гг. времени завершения работы над романом. Стихотворение обрело известность после первой публикации романа в СССР в 1988 году.

В стихотворении, соединившего в себе черты импрессионизма и символизма. тесно переплетаются темы любви и природы. Пастернак синхронизирует жизнь природы и человеческие чувства: метель за оконном сопровождает вихрь любовной страсти, а причудливые снежные узоры на окнах превращаются в узоры теней на потолке. Пейзажные зарисовки образуют параллель с внутренним миром человека.

В основе композиции произведения лежит антитеза огня и льда, две стихии противоборствуют и взаимодействуют друг с другом. Холодная метель вселенского масштаба заметает все кругом, застилает окна роем снежных хлопьев. Но одинокая свеча все равно противостоит стихии окружающего мира. В кольцевой композиции последняя строфа неточно повторяет первую. В ней в отличие от бесконечного действия в первой строфе («мело, мело…» ) отсутствие повтора и указание на время действия (февраль) знаменует конечность, завершение зимней бури. Утверждение победы надежды и жизни звучит в последней строке: «Свеча горела» .

Основная идея произведения – противостояние человека жизненным бурям как внешнего, так и внутреннего мира. Лирический герой противостоит и безжалостной метели, и внутреннему «жару соблазна». Употребление рядом противоположных по смыслу слов («соблазн». «ангел». «крестообразно» ) позволяет поэту показать смятение души героя, пытающейся определить, где добро, где зло. Человек может противопоставить холодному враждебному миру лишь любовь и огонь своей души. Перед любовью отступает холод и мрак, мир становится по-домашнему уютным и узнаваемым: здесь и башмачки, и ночник, и потолок, и свеча.

Чувства лирического героя передаются через образ свечи, несущий важнейшую смысловую нагрузку: свеча, как символ надежды и тихого счастья, продолжает гореть на столе, несмотря на давление внешнего мира, становясь символом трепетного огня любви, согревающего и озаряющего человеческую жизнь. Неслучайно образ горящей свечи является сквозным в романе, проходит через все произведение и обретает кульминацию в стихотворении Юрия Живаго.

Четырехстопный ямб и чередование мужской (первая и третья строки) и женской (вторая и четвертая строки) рифм при перекрестной рифмовке передают сильную эмоциональную окраску стихотворения. Перебивка ритма – укороченные вторая и четвертая строки – придают произведению динамизм и экспрессию.

Стихотворение насыщено разнообразными средствами выразительности. метафорами (жар соблазна, слезами с ночника ), олицетворениями (слетались тени, метель лепила на столе ), эпитетами (озаренный потолок, снежная, седая мгла ), рефреном («Свеча горела на столе. Свеча горела.» ). Поэт вводит в «Зимнюю ночь» повторы («мело, мело…» ) и инверсию (свеча горела, слетались хлопья, ложились тени ). Прочувствовать образы стихотворения помогают аллитерация звуков «м», «л», «с», «в» и ассонанс «е».

В одном из самых проникновенных стихотворений Пастернака воедино слились человек и Вселенная, мгновение и вечность, заставляя гореть пламя свечи, как символ жизни и надежды.

Послушать стихотворение Пастернака Зимняя ночь

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Зимняя ночь

Анализ стихотворения Пастернака Зимняя ночь

Настроение произведения Зимняя ночь

Зимняя ночь