Анализ стихотворения Пастернака В лесу



Весна была просто тобой…

«…Единственное, что в нашей власти, это суметь не исказить голоса жизни, звучащего в нас» - так понимал природу искусства Борис Пастернак, и этим словам он оставался верен всю жизнь. Все стихи Б. Л. Пастернака проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой.

Высшей формой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Между природой и человеком в лирике Пастернака нет никаких границ. Они взаимопроникают друг в друга и наоборот.

Мысль о том, что поэзия должна насыщаться жизнью, выражена в стихотворении «Весна». Мы обратимся к этому стихотворению:
Что почек, что клейких заплывших огарков
Налеплено к веткам! Затеплен
Апрель. Возмужалостью тянет из парка,
И реплики леса окрепли.

Пример

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом,
И стонет в сетях, как стенает в сонатах
Стальной гладиатор органа.

Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.

Расти себе пышные брыжжи и фижмы,
Вбирай облака и овраги,
А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Стихотворение Б. Пастернака «Весна» очень необычное; непривычный стиль, оптимистичное звучание. Все рифмы в стихотворении женские. стихотворение от этого становится мягким, легким, парящим. Из них точная только одна, в последнем четверостишии:

Много усеченных рифм:

в присосках – в доску.

ABAB – базисная рифмовка всего стихотворения, эта схема ни разу не нарушается.

Можно сказать, что здесь проявляется фоническая функция рифмы, то есть рифма служит опорной позицией для звукописи целого стиха. Так, в первом четверостишии ударные звуки рифмы [а] и [э] (огарков – парка ; затеплен - окрепли ), во втором [а] (пернатых – сонатах ; арканом - органа ), в третьем [э] (клейкой - скамейки ), в четвертом [а] (овраги - бумаги ) – намечают фоническую сетку всего стихотворения.

Рифма от начала и до конца перекрестная. Этот способ рифмовки привносит в звучание стиха прозрачность и гармонию при внешней незамысловатости.

Ударные гласные в стихотворении располагаются следующим образом:

о – э – ы – а 2. а – о – о – а

э – э – э а – у – а

э – а – а – а о – а – а – а

э – э – э о – а – а

э – э – у – о 4. и – ы – ы – и

ы – э – э а – а – а

а – и – о – о о – э – а – ы

о – о – э а – а – а

Фонетическая сетка стихотворения состоит из повторяющихся звуков [а] и [э[, придающих эмоциональную окраску стихотворению: ощущение терпкой, хрупкой атмосферы ранней весны. К тому же, звуки [а] и [е] содержит само слово «ве сна », вынесенное в заглавие. Можно заметить сцепление схожих или одинаковых звуков в строке: во второй строке первого четверостишия повторяется звук [е], который переносится в следующую строку в соответствии со смыслом, в следующем же периоде возникает отчетливый ассонанс на звук [а]: «Возмужа лостью тя нет из па рка». Последняя, четвертая строка этого четверостишия состоит из одних ударных звуков [е]: «И ре плики ле са окре пли». Таким образом, можно заметить перекличку целых строк, наполненных определенными звуками (в данном случае, [а] и [е]). В последнем четверостишии вторая и четвертая строки вокалически тождественны: они полностью состоят из ударных звуков [а]:

Вбира й облака и овра ги…

Во здра вие жа дной бума ги.

Такая перекличка второй и четвертой строк в первом и четвертом четверостишиях, их вокалическая тождественность создают определенный звуковой рисунок. обрамляя стихотворение ключевыми звуками.

Первое четверостишие инструментовано на звуки [п], [л], [н[, [к[:

Таким образом, ассонансные соответствия ([а], [е]) подкреплены здесь и аллитерацией.

Во втором четверостишии аллитерируются звуки [с], [т], [н]:

Причем, вторые слова первой и третьей строк содержат один и тот же набор согласных звуков, стоящих в одинаковом порядке (ст ян ут - ст он ет первой и третьей строк содержат один и тот же набор согласных звуков, стоящих в одинаковом порядке () ), что позволяет говорить о внутренней фонетической симметрии.

Также можно отметить перекличку звуков [п], [л], [н] и [р], [к] в первом четверостишии и [ c ], [т], [н] и [г], [р] – во втором. Такое построение также придает стихотворению внутреннюю упорядоченность и особую выразительность.

Стихотворение имеет своеобразный ритмический рисунок: все стопы полноударные. Стихотворение написано амфибрахием. причем количество стоп чередуется построчно. первые и третьи строки каждого четверостишия – четырехстопный амфибрахий. а вторые и четвертые – трехстопный. Такой размер придает стихотворению подвижность и устремленность вперед. Этому же способствует перенесение мысли с одной строки на другую. Длинные интонационные периоды создают еще и впечатление прерывистости. перед нами как бы «задыхающиеся» строки. Это добавляет новые оттенки в наше ощущение ранней весны: пронзительный воздух, от которого захватывает дыхание.

V. Синтаксис и порядок слов.

Первая строфа состоит из трех предложений. причем последнее – сложное, состоящее из двух простых. Таким образом, можно выделить четыре смысловых периода. Первое предложение и первая часть сложного – безличные предложения, а второе и вторая часть сложного – двусоставные. В этой строфе чередования на фонетическом и ритмическом уровнях подкрепляются и чередованием на синтаксическом уровне.

Стоит также отметить, что предложения распределяются по строкам неравномерно. мысль как бы не умещается в строке и переносится на другую. Такой ничем не стесняемый. раскованный синтаксис – одна из особенностей раннего Пастернака. Вторая строфа – одно сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Каждое простое предложение осложнено сравнительным оборотом. За счет того, что во втором простом предложении автором использован прием поэтической инверсии (на первом месте сказуемое, а после сравнительного оборота - подлежащее), эта строфа приобретает законченность и внутреннюю симметрию. Но с этим она не становится менее подвижной: в первом простом предложении опять «разрывается» словосочетание (анжамбеман):

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней
. как буйвол арканом.

Третья строфа начинается с обращения («Поэзия. »), и затем следует поэтическая инверсия:

…Греческой губкой в присосках
Будьты,

Причем «будь ты» переносится на вторую строку. Еще один анжамбеман, усиливающий энергичность и экспрессивность сказанного.

В четвертой строфе – снова обращение к поэзии. первая и вторая строки начинаются с глаголов в повелительном наклонении («расти», «будь»), синтаксически эти строки одинаковы: сказуемое и дополнение. Как и в третьем четверостишии, первая и вторая строки – обращение к поэзии, а в третьей и четвертой появляется личное местоимение «я». и, поскольку речь идет о процессе написания стихов, можно говорить, что это авторское «я».

Таким образом, с точки зрения синтаксиса, стихотворение, с одной стороны, упорядоченно и симметрично. с другой стороны, оно не сковано этим порядком. и есть много неожиданных моментов. делающих его подвижным и часто даже стремительным.

Стихотворение очень богато тропами. У поэта на все, о чем он пишет, есть свой, очень необычный взгляд. Прежде всего нужно сказать о художественном приеме прозопопеи (олицетворения). используемом автором: «возмужалостью тянет из парка», «реплики леса окрепли», «лес стянут по горлу», «стенает в сетях». Природа у Пастернака живая. и, что интересно, она не бессловесная. все вокруг наполнено звуками. «реплики леса», «петлею пернатых гортаней», «лес стонет в сетях». Сама поэзия у Пастернака одушевлена. и ее цель – вбирать. впитывать в себя все происходящее в природе, лежа на мокрой доске «зеленой садовой скамейки». Метафоры Пастернака глубоко индивидуальные. они являются выражением его авторского видения мира. Пастернаковская метафора не столько художественный прием, сколько возможность для поэта преодолеть ограниченность творческих сил, отведенных границами жизни. Метафоры в широком смысле слова реконструируют единство человека с окружающей его действительностью, превращая все вокруг в цельную картину мироздания.

Чтобы передать шум и гам весеннего леса, он говорит:

Лес стянут по горлу петлею пернатых
Гортаней, как буйвол арканом…

Сравнения «как буйвол арканом» и «как…стальной гладиатор органа» придают экспрессию и энергию описываемой картине. Во второй строфе внутри метафоры можно выделить и такой художественный прием, как синекдоха. «Лес стянут по горлу петлею пернатых …». «Пернатые гортани» - птицы, и то, что для их обозначения выбирается слово «гортань», без глагола говорит о том, что они поют, кричат. На самом деле, сложно подобрать глагол для описания этих звуков, и Пастернак выбирает существительное, которое здесь выполняет звукоподражательную функцию.

Апрель для поэта – время пробуждения. движения. активногодействия ; это время поэзии. которая, как греческая губка, вбирает в себя все звуки, краски, запахи весны. Сам же процесс написания стихов поэт облекает в необычную метафору:

А ночью, поэзия, я тебя выжму
Во здравие жадной бумаги.

Таким образом, можно сказать, что все средства художественного поэтического языка на уровнях фоники, ритмики, синтаксиса, метрики и лексики участвуют в создании поэтической картиныранней весны. которая у Пастернака проникнута его авторским видением и вследствие этого рисуется под совершенно неожиданным углом зрения.

В первых строках стихотворения «Весна» мы наблюдаем эстетический восторг лирического героя: «Что почек, что клейких заплывших огарков налеплено к веткам!». Звучит буйство молодости. радость бытия в огромном мире. Эмоции переливаются через край. Лирическому герою есть, что передать читателю. Он втягивает читателя в свое состояние. буквально заставляя открыть глаза и посмотреть на этот прекрасный мир, на красоту дивной природы. Лирический герой на «ты» с поэзией, он влюблен в нее. Поэзия воспринимается как активное начало жизни. как средство утверждения в ней человечности. Она не отделена от природы, от жизни. Все вокруг – поэзия ; стихотворение – то, что идет от жизни лирического героя к читателю. Этот путь показывает автор. Все внутреннее упорядоченно и имеет особую выразительность. соотнесено с темой и идеей этого стихотворения. Стихотворение передает удивительную яркость красок весны 1914 года, последней мирной весны перед началом войны. «Краски были в последний раз той ядовитой травянистости, с которой они вскоре расстались навсегда», - писал Б. Пастернак в «Охранной грамоте».

Мир Б. Л. Пастернака – это не окружающий нас мир и не наш внутренний мир, это единство и того, и другого.

Анализ стихотворения Пастернака "Весна в лесу". Заранее спасиб. Заранее спасиб

Картинка Анализ стихотворения Пастернака В лесу № 1

Валерия Перелыгина Знаток (287) 4 года назад

Стихотворения Бориса Пастернака рассказывает о первых весенних деньках в лесу, когда вроде бы уже и солнышко теплое, но еще не растаял снег. В стихотворении присутствуют прилагательные обозначающие цвет, но не они создают цветовое восприятие стихотворения. Оно наполнено светлыми красками, хотя светлые цвета в стихотворении не названы. Лирический герой этого стихотворения рассказывает о приходе весны.

Т С Оракул (50548) 4 года назад


Мысль о том, что поэзия должна насыщаться жизнью, выражена в стихотворении «Весна».
Стихотворение состоит из 4 строф, первые 2 строфы - метафора весны, последние 2 строфы - метафора поэзии. Передается весеннее состояние через отождествление человека с миром природы. Сравнения, используемые Пастернаком для передачи
звуков, ароматов, запахов весны, взятые из окружения человека, - все вместе создают картину единения человека и природы.

В первой строфе в одном лексическом ряду «что почек, что клейких огарков». человеческие качества отданы живой природе: «тянет из парка. И реплики леса окрепли». Это и есть передача весны через отождествление человека с миром природы. Необычная метафора выполняет необычную роль. Во второй строфе метафора становится более человечной: «лес стянут по горлу петлею пернатых гортаней, как буйвол арканом ». Очень необычное сравнение «стальной гладиатор органа» передает звуки леса, наполненные гортанным криком птиц, криком,
вырывающимся из стянутого, как будто арканом, горла. Вторая часть стихотворения раскрывает смысл поэзии в метафоре «губки». Поэзия - это греческая губка в присосках, которая может впитать все: и природное, и человеческое. Заканчивается стихотворение торжественным обещанием лирического героя все выжать из «губки» (поэзии) во «здравие жадной бумаги».

Поэт наполняет свое стихотворение бытовыми деталями и подробностями, чтобы через них передать единство человека и мира природы.

Эрик Арустамян Ученик (152) 12 месяцев назад

то что весна красна

«Весна в лесу» Б.Пастернак

Картинка Анализ стихотворения Пастернака В лесу № 2

Отчаянные холода
Задерживают таянье.
Весна позднее, чем всегда,
Но и зато нечаянней.

С утра амурится петух,
И нет прохода курице.
Лицом поворотясь на юг,
Сосна на солнце жмурится.

Хотя и парит и печет,
Еще недели целые
Дороги сковывает лед
Корою почернелою.

В лесу еловый мусор, хлам,
И снегом всё завалено.
Водою с солнцем пополам
Затоплены проталины.

И небо в тучах как в пуху
Над грязной вешней жижицей
Застряло в сучьях наверху
И от жары не движется.

Анализ стихотворения Пастернака «Весна в лесу»

Поэтические образы, создаваемые Борисом Пастернаком, очень ярки и разнообразны. Однако в отличие от многих других поэтов он никогда не приукрашивал действительность. Потому пейзажная лирика этого автора отличается реалистичностью, хотя в каждом произведении, выдержанном в подобном ключе, можно найти свою прелесть и очарование.

Последние годы жизни Пастернака прошли в знаменитом писательском поселке Переделкино, где поэт скрывался от травли своих оппонентов. Именно здесь в 1956 году было написано стихотворение «Весна в лесу», легкое, возвышенное и не лишенное романтизма. Поэт отмечает, что в этот раз смена времен года происходит несколько позднее обычного, и в тот период когда все вокруг уже должно цвести и благоухать, «отчаянные холода задерживают таяние» снегов. Тем не менее, весна уже на подходе, и определить это можно по многим косвенным признакам. Несмотря на морозы, поэт видит, как «с утра амурится петух», устроивший настоящую охоту за соседскими курами, а на опушке леса» сосна на солнце жмурится», словно бы предвкушая грядущее потепление.

Казалось бы, столь лирический настрой, заданный в самом начале произведения, нужно поддерживать и развивать. Однако Пастернак придерживается совсем иного мнения и предпочитает реалистично отражать окружающий мир. Казалось бы, ему ничего не стоит рассказать, как лес готовится к приходу весны и наполняется жизнью. Но вместо этого поэт делает акцент на малоприятные детали, с которыми все мы сталкиваемся после того, как сходят снега. Автор подмечает в лесу «еловый мусор, хлам», который проступает сквозь почерневшие и подтаявшие сугробы. Яркое весеннее солнце, по его мнению, словно застряло над «грязной вешней жижицей», которой покрыты все лесные проталины. Но даже столь непривлекательный пейзаж не в силах омрачить радость ожидания погожих деньков, когда весь мир изменится до неузнаваемости, наполнится весенними запахами и звуками.

Поэт, неоднократно видевший приход весны, не перестает удивляться тому, как уверенно она отвоевывает свои права у зимы. Чем больше последняя упорствует, тем очевиднее будет ее поражение, и тем больше удовольствия доставят автору ожидаемые перемены. Но в тот момент, когда в лесу еще лежит снег, легкое дрожание прогретого солнцем воздуха указывает на то, что весна уже не за горами, и самое время готовится ко встрече с этой капризной красавицей.

Природа в стихах Б. Пастернака: анализ стихотворения "Весна в лесу"

Картинка Анализ стихотворения Пастернака В лесу № 3

Анализ стихотворения "Весна в лесу"

В лирике Бориса Леонидовича Пастернака преобладают философские мотивы, поражающие своим воздействием на читателя. Каждая фраза полна непотопляемой энергией жизни, ошеломляет особой атмосферой, созданной поэтом. Для творчества Пастернака характерно одушевление природных явлений, придание им главной роли в произведении. Характерные для его стихотворений динамика и композиция, своеобразное строение и средства выразительности погружают в отдельный мир, полный поэзии и романтизма.

Подобными творениями смело можно считать «Золотую Осень» и «Лето в городе». Во всех произведениях такого характера идет описание природы, явлений жизни. Создаваемая поэтом особая атмосфера обрисовывает полную картину времени года, описываемого в стихотворении. Лирическое произведение «Весна в лесу» было создано в период обострения конкуренции между Пастернаком и обществом писателей. Именно поэтому автор стремится отразить на редкость реалистичную картину происходящего, делая акцент на таких отрицательных деталях и явлениях, как «еловый мусор, хлам». Тема стихотворения отражает приход весны. Оживленное, порывистое наступление весны, постоянно вызывающее удивление Бориса Леонидовича, показано со всех сторон — ненавязчивое, однако стремительное и не лишенное значимости.

Мы привыкли к восторженному описанию природы поэтами. Но у Пастернака все иначе. Он не считает нужным приукрашивать действительность. Поэт играет на контрасте, добиваясь максимально живой реакции читателя. Даже неприглядные картины, такие, например, как солнце, застрявшее над "грязной вешней жижицей", не способны омрачить радость ожидания ясных деньков. В самом воздухе чувствуется близость перемен: еще немного, и окружающий мир преобразится, заиграет новыми яркими красками, наполнится звуками и ароматами весны.

Написано стихотворение в размере четырехстопного ямба с ударением на втором слоге, который характерен для творчества Пушкина и Фета по причине богатых выразительных возможностей. Поэтом употреблена перекрестная рифма во всех пяти строфах без исключения. Из средств художественной выразительности наиболее ярко выражены эпитеты (вторая, третья и четвертая строфы). Присутствует и метафора (третья и четвертая строфы). В завершении стихотворения поэт использует гиперболу (пятая строфа).

В целом лирику Бориса Пастернака можно узнать по главной теме, которая отводится природе. Поэт раскрывает саму суть природных явлений, показывает многообразие жизни. Можно отметить характерное для творчества поэта одушевление природы, наделение ее особыми качествами.

Творчество Пастернака оказало поразительное влияние на мое мировоззрение. Во время прочтения его стихотворений передо мной открылись новые стороны жизни природы. Каждое произведение - это особая история, несущая для меня свою мораль и свой смысл. Подобно ярким картинам, рисуется отдельный мир, открывающий мне свой неповторимый образ и значение.

Создание образа В стихотворении «Весна в лесу»

Создание образа

В стихотворении «Весна в лесу» поэт создаёт образ простой в своих проявлениях, ясной красоты природы.

Стихотворение построено с помощью излюбленного художе­ственного приёма Пастернака — метонимии.

Если основой поэзии такого автора, как Есенин, можно на­звать метафору — связь по сходству, то у Пастернака главенст­вует метонимия — связь по смежности. При метонимии мы не видим сразу прямой связи между деталями, описываемыми ав­тором, но потом нам становится явственным их единство, общ­ность подробности и целого.

В стихотворении «Весна в лесу» мы видим отдельные карти­ны: вот курица с петухом на дворе, вот дорога, покрытая ледяной корой. Дорога приводит в лес, где снег покрыт «еловым мусо­ром», а там, куда проникают лучи солнца, — проталины. А от проталин, залитых водой, отражающих солнце, взгляд поднима­ется к небу, откуда льётся тепло и свет. Таким образом, оказыва­ются связаны, словно цепочкой, курица с петухом на дворе — и небо.

Мы видим, что метонимия — основа этого стихотворения.

В то же время поэт использует множество художественных приёмов.

«Отчаянные холода»: необычный эпитет «отчаянные», слов­но с помощью этих холодов зима хочет задержаться подольше на земле.

«Весна позднее, чем всегда, / Но и зато нечаянней»: строки создают ощущение антропоморфности фигуры весны: так можно было бы сказать о женщине, которая задерживается.

«С утра амурится петух…»: Пастернак употребляет автор­ский неологизм «амурится».

«Лицом поворотясь на юг, / Сосна на солнце жмурится»: олицетворение.

«…Дороги сковывает лёд / Корою почернелою»: метафора.

«Водою с солнцем пополам / Затоплены проталины»: мета­фора: солнце, отражающееся в лужах, словно затапливает про­странство, как вода, в которой оно отражается.

«И небо в тучах как в пуху…»: сравнение.

«…Над грязной вешней жижицей…»: сочетание «низкого» эпитета «грязный» с традиционно «высоким» эпитетом «вешний» в применении к просторечному слову «жижица».

Пастернак использует просторечные слова, выражения, не традиционные для поэтической речи: «нет прохода курице», со­сна «жмурится», «в лесу еловый мусор, хлам», «над грязной веш­ней жижицей», небо «застряло в сучьях». Употребление этих слов делает образ весны по-домашнему простым, близким, ося­заемым и по-родственному понятным для читателя.

На этой странице искали :
  • анализ стихотворения весна в лесу
  • весна в лесу пастернак анализ
  • Анализ стихотворения Пастернак Весна в лесу
  • пастернак весна в лесу анализ стихотворения
  • Весна в лесу анализ

Слушать стихотворение Пастернака В лесу

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения В лесу

Анализ стихотворения Пастернака В лесу

Настроение произведения В лесу

В лесу