Анализ стихотворения Пастернака Разлука



Анализ цикла Б. Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго»

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Разлука № 1

В сокровищнице мировой поэзии ХХ столетия особое место занимает цикл "Стихотворения Юрия Живаго", которым Б. Пастернак завершил свой философский роман "Доктор Живаго".Каждое из этих стихотворений завораживает нас своей поэтической красотой, глубиной смысла, мелодичностью, буйством стихий и философией бытия человеческого. Отдельные поэзии звучат довольно часто и стали даже песнями (например, "Зимняя ночь", "Свидание").

Но нельзя забывать, что этот поэтический цикл уникален именно своей целостностью. Тут важно всё - и как расположены стихотворения, и какие проблемы они затрагивают, и какие звучат в них ассоциации.

В цикле "Стихотворения Юрия Живаго" можно отметить четыре основных тематических мотива: поэзия на евангельские сюжеты, о природе, человеческих отношения, а также стихотворения, в которых чувствуются ассоциации с мировой духовной культурой ( фольклор, Шекспир, Блок, Есенин, живопись и т. д.). Привлекает внимание то, что в одних и тех же произведениях объединяются разные иллюзии и реминисценции. Это производит эффект поэтической многозначности, которая вынуждает читателя задуматься над важными философскими проблемами.

Загрузка...

Характерным признакам творчества Пастернака является принцип единения. В поэзиях Юрия Живаго сливаются воедино природа и человек, человек и культура, старина и современность, Библия и реальность. В цикле "Стихотворения Юрия Живаго" представлены четыре важные сферы: человек, природа, евангельский мир и культура. Они объединяются в сознании лирического героя, который выступает как обобщающий образ человека ХХ столетия, который пытается разрешить важные вопросы в контексте вечности. Таким образом, можно сделать вывод, что в цикле "Стихотворения Юрия Живаго" в поэтической форме дана общая картина макро - и микромира, в середине которой стоит человек - центр и смысл бытия.

Стихотворение "Гамлет" открывает цикл стихов Юрия Живаго. Этому произведению Пастернак придавал особенное значение. Юрий Живаго умирает, но стихотворение, написанное как бы от его имени, утверждает бессмертие духа и свободы человека.

Темой стихотворения является выбор моральной позиции человека в мире зла и насилия. Идея стихотворения созвучна с идеей самого романа. Лирический герой осознаёт трагедию истории. в которой он живёт, понимает, что он, возможно, один единственный старается бороться с неправдой, но все-таки до конца готов идти своей трудной дорогой.

Стихотворение "Гамлет" - это логические размышления лирического героя. Начало сразу знакомит читателя с человеком, который попал на перекрёсток судьбы. Лирический герой старается осознать, осмыслить прошлое и настоящее. Слово "век" имеет обобщенное значение. Это не только & laquo;век" героя, а и столетие, эпоха. Лирический герой Пастернака старается отыскать не только своё собственное содержание жизни, а и смысл жизни всего мира. В основной части стихотворения мы ощущаем напряжённую борьбу, которая происходит в душе героя. Это борьба с сумраком ночи.

Но продуман распорядок действий,

И неотвратим конец пути.

Как видим, здесь герой безволен, он не в силах изменить того, что предназначено судьбой, и здесь стихия жизни диктует человеку свою волю.

На протяжении всего романа Бориса Пастернака "Доктор Живаго" мы наблюдали противоборство стихий. Это разные стихии — огня, любви, творческого вдохновения, революции, стужи, стихии жизни и смерти. И на протяжении всего романа идет противопоставление свеча — метель, свет— тьма, жар — холод, жизнь — смерть. Свет свечи, как символ страсти, символ жизни. Это стихия огня, несущего тепло, добро, свет, жизнь, любовь. Снег, вьюга, метель — символ смерти. Это стихия холода, несущего зло, тьму, страдания, смерть.

На протяжении романа идет борьба этих двух стихий. И в конце они сходятся в одном стихотворении "Зимняя ночь". В нем сосредоточена, сконцентрирована эта борьба. Оно является как бы обобщением всего романа. Посмотрим первые строки стихотворения:

Мело, мело по всей земле

В них нечто меланхолическое. Темп плавный, сонный, движение

Усыпляет. И вдруг нарастание темпа:

Свеча горела на столе,

Свеча горела. Идет контраст противопоставления, сопротивления, страсть. Там — "мело, мело", а тут — "св е ча горела", вот оно — противоборство двух стихий, включающееся с первых строк. Вспомним стихотворение А. С. Пушкина "Зимний вечер". Оно напоминает биографию жизни самого автора — ссылку Пушкина в Михайловское. Стихотворение же Пастернака напоминает февральскую революцию, неопределенные, весьма бурные события тех лет.

Чисто внешне стихи у Пушкина и Пастернака схожи, вроде одно и то же: непогода, метель, двое внутри дома укрываются, спасаются от ненастья. Но разница все же есть, она состоит в том, как герои этих стихотворений воспринимают непогоду, как ее переживают. "Для Пушкина — это единение сердец — свет во тьме бури. У Пастернака единение — источник обмана, свет как символ самой страсти — будущей правды", — так пишет об этом

О. Верникович в своей статье "Две вьюги".

Вообще данное стихотворение имеет двойной смысл, двойное восприятие. С одной стороны — это стихотворение о любви, соединяющей две души, два сердца, два тела в зимнюю непогоду. Но с другой стороны здесь явно чувствуется другой смысл, другой подтекст. Это стихотворение о революции, о стихии, захватывающей и сметающей всех подряд. Итак, обо всем по порядку.

Стихотворение начинается с монотонного, усыпляющего — "мело, мело по всей земле". Всё заметает снег, всё застыло, заснуло, стоит.

Жизнь в городе как будто остановилась. На улицах царствует буря, непогода, причем непогода во всех смыслах (с первых строк чувствуется двойной смысл: непогода — снег, и непогода — революция). Снег все усыпляет, останавливает. И в то же время чувствуется движение. Идет снег, все тот же нескончаемый снег. Но он не просто падает с неба, и он

Падает не в одном направлении.

Мело, мело по всей земле

Это метение — постоянное, непрерывное движение наискосок и вниз. Снег с огромной скоростью, плотной стеной уходит из неба прямо в землю.

Мо в землю. И он исчезает, растворяется, погибает в том же снегу. Из бесконечности в бесконечность со страшной скоростью летит снег, несомый стихией. И если смотреть на него неотрывно, то становится непонятно: то ли он летит с такой бешеной скоростью, то ли он стоит на месте, а ты взмываешь вверх.

Метение — это поступь революции, которая заползает и проникает во все, ничего и никого не пропускает. А в доме прячутся двое — он и она, и огарок свечи. Эти двое смотрят на весь этот ужас за окном, но они пока в безопасности, их он еще не коснулся.

Эта метель никого не оставляет в покое, она сносит, затапливает всех, как потоп. И нельзя ни спастись, ни спрятаться. Возможность укрыться — это счастье, подаренное судьбой лишь единицам. В данной ситуации человек ничего не может сделать, он беспомощен. Счастье зависит только от судьбы, рока, креста — "судьбы скрещенье".

В стране идет война, война со всеми страшными последствиями — голодом, холодом, одиночеством, смертью. У всех людей одна цель — выжить, выжить вопреки всему, несмотря ни на что. Выжить самому, все остальное неважно. Тут вроде и не до любви, не до соединений. Но люди не любят одиночества, они даже в этом хаосе ищут друг друга, пытаются возродить былые соединения.

Метель —страстная стихия, она несет с бешеной скоростью снег на улице, несет всех и вся, кого-то больше, кого-то меньше. Некоторые еще способны удержаться, кого-то уже отрывает и уносит, а кого-то уже унесло. Но кто-то смог спрятаться от этой стихии, он смотрит на все это со стороны, из окна своего маленького домика, который в любой момент тоже может поглотить та же непогода.

Однако и внутри дома уже неспокойно. Самих героев захватывает стихия страсти, а свеча, стихия огня, противостоит метели, которая как бы пытается пробраться снаружи в дом и захватить его тоже. Слетались хлопья со двора К оконной раме.

И этим хлопьям, этому снегу пытается противостоять свеча. Она дает свет, освещает пространство дома, делает возможным общение, жизнь. Но в то же время, освещая дом, свеча дает возможность появиться теням.

На озаренный потолок

Тени — части тьмы, они проникли в дом, они являются выразителями, а может и побудителями той страсти, которая охватила героев. Тени руководят сознанием укрывшихся в доме людей. Они как бы пробуждают у героев желание нестись в такт стихии за окном, заставляют отдаться общему потоку, метению, слиянию.

На свечку дуло из угла. Огонек свечи трепещет от ветра, тени мелькают, движутся, метутся в ритме заоконной непогоды. Они находят уединение на "озаренном" потолке, словно наслаждаясь тем, что смогли хоть на время вырваться из этой несущейся в никуда, в ни во что, разбивающей в смерть стихии.

Скрещенья рук, скрещенья ног,

Судьбы пересекаются, скрещиваются. Но скрещенье — это не

Навсегда, это всего лишь пересечение линий, пересечение в маленькой точке. Героев свела судьба всего лишь на один миг. Встретились, соприкоснулись, и уже судьба, стихия несет дальше. Несет всех "по всей земле, во все пределы", причем внутренний мир живет в лад с внешним — "мело, мело", он набирает скорость и несется вместе со стихией.

Ех "по всей земле, во все пределы", причем внутренний мир живет в лад с внешним — "мело, мело", он набирает скорость и несется вместе со стихией. Куда— это неизвестно —

Героев все больше захватывает уличная круговерть, их спокойное, размеренное существование остается в прошлом.

На свечку дуло из угла,

Вздымал, как ангел, два крыла

Даже "жар соблазна" надувает из угла, сквозняком с улицы. И этот

Жар вздымает "два крыла крестообразно". Опять рок, судьба, крест. Даже эта страсть дана по воле судьбы, по воле стихии. Жар — это тоже стихия, это вселенский масштаб, тут и сгореть недолго. Жар — это не свеча. Свеча дает тепло и свет, а жар — это что-то гораздо большее, это намного опаснее.

Как летом роем мошкара

Слетались хлопья со двора

Зачем и на что летит снег? Мошкара летит на пламя, причем зная, что ее ждет гибель. Мошкара живая, это ее выбор, ее судьба сгореть в этом пламени. Тяга к огню у мошкары природная, пламя для нее — нечто высшее. И в этом судьба, рок. Мотылек знает, что сгорит, но не лететь не может (что-то вроде "если я гореть не буду. "). Пламя для него, как своего рода высший идеал, ради которого можно умереть. А снег слепой, неодушевленный. Он летит, как мошкара, но куда, зачем, во имя чего? Его пламя — мираж, оно обманное, его нет. Этот слепой снег, летящий из ниоткуда в никуда — символ революции. Снег, несомый стихией. Так сотни, тысячи судеб захватила и понесла стихия революции, кого к смерти, кого к этому пламени-миражу, тоже, возможно на гибель. Во имя чего — многие толком и не понимают, но стихия не ждет понимания, она несет, ей так хочется.

Февраль. Значит скоро весна. Скоро стихии придет конец. Она чувствует скорую гибель, поэтому атакует снова и снова, бросает все новые и новые полчища снега. Он еще может победить, захватить все, кроме этого дома. Его изнутри охраняет и защищает свеча. Она знает — скоро лето, пригреет солнышко и снег погибнет, ей недолго осталось держать оборону. Свеча и солнце. Они дают тепло и свет, в их силах спасти от непогоды. Свеча, как символ победы.

Стихия нарушает гармонию прошлой жизни, все погублено, сметено — "мело, мело". Те, кто внутри дома, кто смотрит на все это из окна, пока в безопасности, их не несет, они еще в том старом времени. Но все это до шестого куплета.

И все терялось в снежной мгле,

Свеча горела на столе,

Вот оно новое — снежная мгла. Снег все заметает, в нем все теряется. Старый мир уничтожен, его больше нет. В пятом куплете автор оплакивает старое время. Падение башмачков, как символ падения мира. Меняется, сбивается, изменяется ритм. Свеча своими восковыми слезами оплакивает это падение, оплакивает тот правильный, спокойный мир, которого больше не существует — "и воск слезами с ночника на платье капал".

Свеча вроде бы противостоит снежной мгле, но и ее атакует стихия: "на свечку дуло из угла". И героев, их внутренний мир захватывает вихрь несения. Стихия, страсть не дают им больше избегать общего движения, скорости

Стихия, страсть не дают им больше избегать общего движения, скорости. Героев тоже охватывает стихия страсти — "жар соблазна".

Мело весь месяц в феврале,

Свеча горела на столе,

Все это противоборство идет не один день — "мело весь месяц", но все же за свечой поэт оставляет последнее слово. "И то и дело" — в этом ритме можно жить, он дает надежду на спасение. Скоро война закончится, она почти выиграна. На пороге весна, тепло. Стихия захватила героев, но не погубила их. Свеча не позволила этого. На протяжении всего стихотворения постоянно повторяется: "свеча горела на столе, свеча горела", и этими же строками оно и заканчивается. Свеча — надежда, последнее слово за ней. Это стихотворение, как я уже говорила, имеет двойной смысл. С одной стороны это стихотворение о любви, с другой — о революции. О том, что она сделала со спокойной, уравновешенной жизнью людей. Стихотворение имеет прямое отношение к роману Бориса Пастернака "Доктор Живаго".

Без контекста оно теряет свою двойственность, тот смысл, который придает ему роман, оно является неотъемлемой частью произведения. В стихотворении заложена история, ход исторических событий, оно словно краткое изложение "Доктора Живаго"

Очень хорошо власть стихии показана в стихотворении "Разлука". Здесь герой признает, что лишь по воле судьбы "Она" (Лара) появилась в его жизни.

В года мытарств, во времена

Она волной судьбы со дна

Была к нему прибита.

И действительно, в один из сложных периодов жизни Юрия Живаго судьба, словно великий дар, ниспослала герою любовь к Ларе.

Среди препятствий без числа,

Волна несла ее, несла

И пригнала вплотную.

Но эта же судьба и отнимает у героев их любовь, лишает счастья против воли, насильственно разлучает. Стихия обрекает их на страдания, возможно даже на гибель.

И вот теперь ее отъезд,

Насильственный, быть может!

Разлука их обоих съест,

Тоска с костями сгложет.

Это стихотворение так же, как и "Зимняя ночь" напрямую по смыслу связано с самим романом. Контекст "Доктора Живаго" придает ему дополнительный смысл, поясняет, уточняет его. Оно неразрывно связано с четырнадцатой частью "Опять в Варыкине", с её тринадцатой, четырнадцатой главами. В "Свидании" появление героини тоже связано со стихией. Она появляется на фоне снегопада.

Засыпет снег дороги,

Завалит скаты крыш.

Пойду размять я ноги:

За дверью ты стоишь.

To, что она стоит именно за дверью, тоже очень показательно. Герой не ожидает ее появления, он собрался по своим делам, или просто размять ноги, открыл дверь, а тут она — полнейшая неожиданность. Причем героиня появляется в прямом смысле на фоне разбушевавшейся стихии:

Деревья и ограды

Уходят вдаль, во мглу.

Одна средь снегопада

Стоишь ты на углу.

Опять все тот же снег, та же метель, та же мгла, из которой она появляется, и в которую она впоследствии скорее всего канет.

Зачастую судьба дает неожиданные повороты, привносит в жизнь чудеса. Причем происходит это очень часто весьма неожиданно, чудо застигает врасплох, оно, на мой взгляд, тоже стихийно.

Весьма неожиданно, чудо застигает врасплох, оно, на мой взгляд, тоже стихийно. Юрий Живаго (вернее, его устами Пастернак) пишет об этом в стихотворении "Чудо":

Когда мы в смятеньи, тогда средь разброда

Оно настигает мгновенно, врасплох.


Загрузка.

Нужно скачать поурочный план по теме » Анализ цикла Б. Пастернака «Стихотворения Юрия Живаго». Жми ссылку


Загрузка.

Новые публикации

Популярные сочинения

  • Пейзажи в лирике А. С.Пушкина
  • Анализ стихотворения А. Блока «На поле Куликовом»
  • Отец и сын в рассказе Д. Олдриджа “Последний Дюйм”
  • Жизнь и творчество Гете В. И
  • Решения арбитражного суда. Задачи
  • Проектирование предприятия общественного питания Проектирование закусочной. Часть2
  • А. С.Пушкин и С. А.Есенин о русской природе
  • Статистика проекта

    Борис Пастернак — С порога смотрит человек ( Разлука )

    Картинка Анализ стихотворения Пастернака Разлука № 2

    С порога смотрит человек,
    Не узнавая дома.
    Ее отъезд был как побег.
    № 4 Везде следы разгрома.

    Повсюду в комнатах хаос.
    Он меры разоренья
    Не замечает из-за слез
    № 8 И приступа мигрени.

    В ушах с утра какой-то шум.
    Он в памяти иль грезит?
    И почему ему на ум
    № 12 Все мысль о море лезет?

    Когда сквозь иней на окне
    Не видно света божья,
    Безвыходность тоски вдвойне
    № 16 С пустыней моря схожа.

    Она была так дорога
    Ему чертой любою,
    Как моря близки берега
    № 20 Всей линией прибоя.

    Как затопляет камыши
    Волненье после шторма,
    Ушли на дно его души
    № 24 Ее черты и формы.

    В года мытарств, во времена
    Немыслимого быта
    Она волной судьбы со дна
    № 28 Была к нему прибита.

    Среди препятствий без числа,
    Опасности минуя,
    Волна несла ее, несла
    № 32 И пригнала вплотную.

    И вот теперь ее отъезд,
    Насильственный, быть может!
    Разлука их обоих съест,
    № 36 Тоска с костями сгложет.

    И человек глядит кругом:
    Она в момент ухода
    Все выворотила вверх дном
    № 40 Из ящиков комода.

    Он бродит и до темноты
    Укладывает в ящик
    Раскиданные лоскуты
    № 44 И выкройки образчик.

    И, наколовшись об шитье
    С невынутой иголкой,
    Внезапно видит всю ее
    № 48 И плачет втихомолку.

    S poroga smotrit chelovek,
    Ne uznavaya doma.
    Yee otyezd byl kak pobeg.
    Vezde sledy razgroma.

    Povsyudu v komnatakh khaos.
    On mery razorenya
    Ne zamechayet iz-za slez
    I pristupa migreni.

    V ushakh s utra kakoy-to shum.
    On v pamyati il grezit?
    I pochemu yemu na um
    Vse mysl o more lezet?

    Kogda skvoz iney na okne
    Ne vidno sveta bozhya,
    Bezvykhodnost toski vdvoyne
    S pustyney morya skhozha.

    Ona byla tak doroga
    Yemu chertoy lyuboyu,
    Kak morya blizki berega
    Vsey liniyey priboya.

    Kak zatoplyayet kamyshi
    Volnenye posle shtorma,
    Ushli na dno yego dushi
    Yee cherty i formy.

    V goda mytarstv, vo vremena
    Nemyslimogo byta
    Ona volnoy sudby so dna
    Byla k nemu pribita.

    Sredi prepyatstvy bez chisla,
    Opasnosti minuya,
    Volna nesla yee, nesla
    I prignala vplotnuyu.

    I vot teper yee otyezd,
    Nasilstvenny, byt mozhet!
    Razluka ikh oboikh syest,
    Toska s kostyami sglozhet.

    I chelovek glyadit krugom:
    Ona v moment ukhoda
    Vse vyvorotila vverkh dnom
    Iz yashchikov komoda.

    On brodit i do temnoty
    Ukladyvayet v yashchik
    Raskidannye loskuty
    I vykroyki obrazchik.

    I, nakolovshis ob shitye
    S nevynutoy igolkoy,
    Vnezapno vidit vsyu yee
    I plachet vtikhomolku.

    C gjhjuf cvjnhbn xtkjdtr,
    Yt epyfdfz ljvf/
    Tt jn]tpl ,sk rfr gj,tu/
    Dtplt cktls hfpuhjvf/

    Gjdc/le d rjvyfnf[ [fjc/
    Jy vths hfpjhtymz
    Yt pfvtxftn bp-pf cktp
    B ghbcnegf vbuhtyb/

    D eif[ c enhf rfrjq-nj iev/
    Jy d gfvznb bkm uhtpbn?
    B gjxtve tve yf ev
    Dct vsckm j vjht ktptn?

    Rjulf crdjpm bytq yf jryt
    Yt dblyj cdtnf ,j;mz,
    ,tpds[jlyjcnm njcrb dldjqyt
    C gecnsytq vjhz c[j;f/

    Jyf ,skf nfr ljhjuf
    Tve xthnjq k/,j/,
    Rfr vjhz ,kbprb ,thtuf
    Dctq kbybtq ghb,jz/

    Rfr pfnjgkztn rfvsib
    Djkytymt gjckt injhvf,
    Eikb yf lyj tuj leib
    Tt xthns b ajhvs/

    D ujlf vsnfhcnd, dj dhtvtyf
    Ytvsckbvjuj ,snf
    Jyf djkyjq celm,s cj lyf
    ,skf r ytve ghb,bnf/

    Chtlb ghtgzncndbq ,tp xbckf,
    Jgfcyjcnb vbyez,
    Djkyf ytckf tt, ytckf
    B ghbuyfkf dgkjnye//

    B djn ntgthm tt jn]tpl,
    Yfcbkmcndtyysq. snm vj;tn!
    Hfpkerf b[ j,jb[ c]tcn,
    Njcrf c rjcnzvb cukj;tn/

    B xtkjdtr ukzlbn rheujv:
    Jyf d vjvtyn e[jlf
    Dct dsdjhjnbkf ddth[ lyjv
    Bp zobrjd rjvjlf/

    Jy ,hjlbn b lj ntvyjns
    Erkflsdftn d zobr
    Hfcrblfyyst kjcrens
    B dsrhjqrb j,hfpxbr/

    B, yfrjkjdibcm j, ibnmt
    C ytdsyenjq bujkrjq,
    Dytpfgyj dblbn dc/ tt
    B gkfxtn dnb[jvjkre/

    Пастернак Б - Разлука (чит. автор)

    Картинка Анализ стихотворения Пастернака Разлука № 3

    С порога смотрит человек,
    Не узнавая дома.
    Ее отъезд был как побег,
    Везде следы разгрома.

    Повсюду в комнатах хаос.
    Он меры разоренья
    Не замечает из-за слез
    И приступа мигрени.

    В ушах с утра какой-то шум.
    Он в памяти иль грезит?
    И почему ему на ум
    Все мысль о горе лезет?

    Когда сквозь иней на окне
    Не видно света Божья,
    Безвыходность тоски вдвойне
    С пустыней моря схожа.

    Она была так дорога
    Ему чертой любою,
    Как морю близки берега
    Всей линией прибоя.

    Как затопляет камыши
    Волненье после шторма,
    Ушли на дно его души
    Ее черты и формы.

    В года мытарств, во времена
    Немыслимого быта
    Она волной судьбы до дна
    Была к нему прибита.

    Среди препятствий без числа,
    Опасности минуя,
    Волна несла ее, несла
    И пригнала вплотную.

    И вот теперь ее отъезд,
    Насильственный, быть может.
    Разлука их обоих съест,
    Тоска с костями сгложет.

    И человек глядит кругом:
    Она в момент ухода
    Все выворотила вверх дном
    Из ящиков комода.

    Он бродит, и до темноты
    Укладывает в ящик
    Раскиданные лоскуты
    И выкройки образчик.

    И наколовшись об шитье
    С невынутой иголкой,
    Внезапно видит все ее
    И плачет втихомолку.

    Бори́с Леони́дович Пастерна́к (29 января [10 февраля] 1890, Москва — 30 мая 1960, Переделкино, Московская область) — русский писатель, один из крупнейших поэтов XX века, лауреат Нобелевской премии по литературе (1958).
    Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга — «Близнец в тучах» — в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая. В 1928 половина стихотворений «Близнеца в тучах» и три стихотворения из сборника группы «Лирика» были объединены Пастернаком в цикл «Начальная пора» и сильно переработаны (некоторые фактически переписаны полностью); остальные ранние опыты при жизни Пастернака не переиздавались. Тем не менее, именно после «Близнеца в тучах» Пастернак стал осознавать себя профессиональным литератором.

    «Разлука» Б.Пастернак

    «Разлука» Борис Пастернак

    С порога смотрит человек,
    Не узнавая дома.
    Ее отъезд был как побег.
    Везде следы разгрома.

    Повсюду в комнатах хаос.
    Он меры разоренья
    Не замечает из-за слез
    И приступа мигрени.

    В ушах с утра какой-то шум.
    Он в памяти иль грезит?
    И почему ему на ум
    Все мысль о море лезет?

    Когда сквозь иней на окне
    Не видно света божья,
    Безвыходность тоски вдвойне
    С пустыней моря схожа.

    Она была так дорога
    Ему чертой любою,
    Как моря близки берега
    Всей линией прибоя.

    Как затопляет камыши
    Волненье после шторма,
    Ушли на дно его души
    Ее черты и формы.

    В года мытарств, во времена
    Немыслимого быта
    Она волной судьбы со дна
    Была к нему прибита.

    Среди препятствий без числа,
    Опасности минуя,
    Волна несла ее, несла
    И пригнала вплотную.

    И вот теперь ее отъезд,
    Насильственный, быть может!
    Разлука их обоих съест,
    Тоска с костями сгложет.

    И человек глядит кругом:
    Она в момент ухода
    Все выворотила вверх дном
    Из ящиков комода.

    Он бродит и до темноты
    Укладывает в ящик
    Раскиданные лоскуты
    И выкройки образчик.

    И, наколовшись об шитье
    С невынутой иголкой,
    Внезапно видит всю ее
    И плачет втихомолку.

    Анализ стихотворения Пастернака «Разлука»

    В период с 1945 по 1955 год Пастернак работал над романом «Доктор Живаго», который стал его главным прозаическим произведением. Книга удостоилась Нобелевской премии по литературе, за которую писатель подвергся жестокой травле со стороны советских властей. Фактически гонения, начавшиеся в 1958-ом, привели Бориса Леонидовича к смерти – он скончался от рака легкого в 1960-ом.

    В конце романа располагается тетрадь с двадцатью пятью стихотворениями, написанными центральным героем – Юрием Андреевичем Живаго. Одно из них – «Разлука». Оно выступает в качестве своеобразного отражения событий, произошедших в жизни доктора и описанных в четырнадцатой части «Опять в Варыкине». Согласно книге, Живаго приходится расстаться с Ларой – главной любовью в его жизни. После этого существование Юрия Андреевича теряет всякий смысл, и он практически тихо сходит с ума.

    В стихотворении «Разлука» Пастернак развивает несколько тем. Основная – любовная. Лирический герой с удивительной теплотой и нежностью вспоминает покинувшую его женщину. Он растерян, потерян, обескуражен. Слезы, приступ мигрени, шум в ушах, внезапно пришедшая в голову мысль о море – Борис Леонидович подбирает емкие и четкие детали, помогающие читателям представить душевное смятение мужчины, потерявшего возлюбленную. Герой пытается отвлечься, занимаясь механической работой. До темноты он бродит по разоренному жилищу, укладывая «в ящик раскиданные лоскуты и выкройки образчик». Но скрыться от произошедшей трагедии оказывается нелегко. Сущая мелочь – укол иголкой, оставшейся в шитье, – возвращает его к неприглядной реальности, вызывает из памяти образ дорогой женщины.

    Второй немаловажный мотив – насильственное расторжение людей, которые любят друг друга:
    Разлука их обоих съест,
    Тоска с костями сгложет.
    Здесь происходит переплетение с темой рока. Именно благодаря судьбе герои оказываются вместе во время для России страшное, тяжелое, полное страданий и невзгод. По сюжету романа, Лара и Юрий Андреевич сходятся и расходятся несколько раз. Некоторые критики даже обвиняли Пастернака в том, что встречи Живаго и Антиповой носят фантастический характер, и в реальной жизни подобные события вряд ли могли бы произойти. Судьба предстает в романе как безжалостная стихия. Постоянно сводя героев, она в итоге все-таки разлучает их, навсегда лишает возможности стать счастливыми.

    Литературные статьи. Анализ стихотворений. О сборнике. Разлука. Поэт: Пастернак Б. Л.

    разлука пастернак анализ хгч

    Анализ стихотворения русского классика Бориса Пастернака «Разлука» (С порога смотрит человек). Boris Pasternak. Razluka.

    Стихи: Борис Пастернак — РАЗЛУКА. РАЗЛУКА. С порога смотрит человек, Не узнавая дома. Ее отъезд был как побег.

    «Февраль» - это одно из первых известных стихотворений знаменитого поэта. Необыкновенно краткое, лаконичное, емкое, словно бы чеканное, оно одновременно поражает своей многогранностью и красотой.
    Анализ стихотворения Пастернака труден именно из-за этой многоликости произведения, нарочитой простоты и внутренней стройности и сложности. Написано оно было еще в 1912 году и совсем скоро, уже в следующем году напечатано в стихотворном сборнике под названием «Лирика», ставшем первым печатным выступлением поэта. Уже в сороковые годы он пишет новый вариант этого произведения, но затем возвращается все же к изначальному.
    Как бы ни просто писал сам Пастернак, анализ стихотворения дается потомкам с трудом. Тема его, кажется, понятна. А вот затем все запутывается. Вроде бы февраль, тогда о каком же ливне идет речь? Дело все в том, что все это – выражения, свойственные символизму. Как писал друг поэта и историк литературы Константин Локс, творчество Пастернака – это новая реальность, другое измерение, в котором восприятие и настрой душевного мира сливается с миром настоящим, существующим вокруг человека. И вот тогда все встает на свои места.

    Анализ стихотворения Пастернака «Иней». Дата Декабрь 1st, 2013 02:56 ПП. Прекрасен и одновременно страшен мир

    Производя анализ стихотворения Пастернака «Февраль», именно с таким подходом нужно действовать: через условную реальность души и ее восприятие самим поэтом идти уже к образам, каждый из которых больше напоминает емкий и красочный символ. Все ранние стихотворения Пастернака – это, прежде всего, картина души, ее терзаний, переживаний и чаяний. Грусть, разлука, печаль… Все это не явления природы, а метания души. Самое первое слово в стихотворении, перед точкой, является своеобразной темой всего произведения. Февраль. Простое, недлинное слово, похожее на удар сердца, слабый толчок, который сдвинет с горы всю лавину.
    Производя анализ стихотворения Пастернака, читатель постепенно начинает понимать, что движется отнюдь не в пространстве, а скорее во времени. Ведь речь идет о феврале. Тогда почему «черная весна» и ливень? Ведь это уже скорее март, если не апрель. И уже позднее вырисовывается понимание замысла автора. Начало стихотворения – это своеобразное странствие, путешествие из зимы в грядущую весну. Затем темп ускоряется, пролетает целая сеть событий, пока не приходит последнее четверостишие, монотонное и равномерное, плавно возвращающее читателя к самому началу.

    Анализы стихов. Наши лучшие авторы. Разлука. Автор стиха: Пастернак Б.Л. Тема стиха: Разное.

    Анализ стихотворения Пастернака выявляет и особенности ритмического построения стихотворения, которое больше напоминает звон колокола. Он то гудит размеренно и низко, то трепещет быстро и нежно. В образном ряду стихотворения очень важную роль играет и звук. Именно он, а не зрительные образы, доминирует в стихотворении. Слякоть грохочущая, шумная, оглушительная какофония вызывают смутную тревогу, ощущение растерянности, и сочетаются с душевными метаниями самого поэта.
    Весеннее настроение, пробуждение, желание писать, творить – вот что еще яснее выявляет анализ стихотворения Пастернака. И хоть рождение новых стихов мучительно, напряженно, поэт стремится преодолеть все преграды и в стихотворении нарочно ускоряет время, стремясь к финалу. Отсюда и клик колес, водопад ливня, шумные стаи грачей. Весь этот грохот словно наваливается на поэта, стремясь задавить, погасить пожар в его душе.
    Самые Популярные Статьи Категории «Литература»
    Анна Ахматова, «Реквием»: анализ произведения Варка Светлана Геннадиевна
    Делаем самостоятельный анализ стихотворения Блока «Незнакомка» Татьяна Веселкова
    Анализ стихотворения Пушкина к Чаадаеву как пример любви к родине Лебедева Юлия
    Иван Сергеевич Тургенев «Записки охотника». Краткое содержание рассказа «Певцы» Татьяна Веселкова
    Анализ стихотворения "Пророк" Михаила Юрьевича Лермонтова Фокси
    Пьеса «Вишневый сад»: краткое содержание и анализ Елена Бородина
    Лучшие книги 20 века – мнение читателей Ефимова Анастасия
    Подробный анализ стихотворения Гумилева "Шестое чувство" ceme_4ka
    Анализ стихотворения Лермонтова «Парус» ceme_4ka
    Модерн в архитектуре - совершенство стиля Александр Витковский
    Читаем краткое содержание «После бала» Льва Толстого Татьяна Веселкова
    «Ананасы в шампанском» Игоря Северянина – гимн новому веку Евгений Маляр
    «Шагреневая кожа» Бальзака – притча или портрет времени и общества? Варка Светлана Геннадиевна
    Лучшие современные книги. Краткий обзор Елена Вольская
    Характеристика Александра Невского: краткая биография Александра Джердж

    разлука пастернак анализ стихотворения

    А.С. Горохов у родного порога. г. Судогда Владимирской обл. Воспоминания о солдате. Вспоминает Егоров Владимир Сергеевич, племянник

    горохов александр сергеевич
  • Читайте нижеприведенные рецепты — и вы узнаете, как приготовить черную редьку и обычную редьку, в каких блюдах эти овощи Этот рецепт универсальный, а если нет зеленой редьки, можно использовать кабачок или баклажан, будет вкусно! далее.

    можно ли редьку кроликам
  • Краснокочанная капуста несколько отличается по вкусу от белокочанной. сосиски — 300 гр.; лук — 1 шт. Это рецепт капусты, квашенной по-немецки, а затем тушеной. Вам понадобится: Капуста — 1 вилок (желательно крупный)

    разлука пастернак анализ сайта

    Что можно вылечить при помощи редьки и меда. Рецепты редьки с мёдом от кашля. Существует несколько народных методов приготовления лекарства от кашля.

    как редькой вылечить кашель
  • Кремлёвская диета (64). Топинамбур(земляная груша). Понедельник, 01 Октября 2012 г. 12:16 + в цитатник. 1 октября 2012

    топинамбур диета
  • ••• Что полезнее, укроп или петрушка? Сам Укроп Ученик (99), закрыт 5 месяцев назад. В силу полезных свойств, укроп способен облегчать симптомы цистита и почечных заболеваний.

    зеленые блины со шпинатом

    Блинчики со шпинатом. Тонкие блинчики с начинкой из шпината вам несомненно понравятся. Поделиться.

    Тогда наши шпинатные блины получатся полезными. Приготовить блины со шпинатом совсем не сложно, главное, что они полезные с красивым зеленым цветом.

    Послушать стихотворение Пастернака Разлука

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Разлука

    Анализ стихотворения Пастернака Разлука