Анализ стихотворения Пастернака Первый снега



Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Первый снега № 1

Стихотворение Бориса Пастернака «Снег идет» только с первого взгляда кажется рядовым представителем пейзажной лирики, на самом деле в не присутствуют очень глубокие мысли и переживании, относящие произведение скорее к лирике философской. Чтобы эти мотивы и эмоции прочувствовать, необходимо провести анализ стихотворения «Снег идет».

С самого начала, в первых строфах мы видим картину падающего снега. Сильный снегопад подчеркивается тем, что поэт использует большое количество глаголов, которые помогают создать картину движения, бесконечного и упорядоченного – как сильный зимний снегопад. Все в смятении, вся природа тревожится, и, кажется, не хлопья падают, а небосвод. Все вокруг погружается в картину падающего снега: и цветы герани, и ступени лестницы.

Но во второй части стихотворения начинают звучать совсем другие ноты. И начинается это настроения с первого же стиха пятой строфы: «потому что жизнь не ждет». Тут лирический герой уже видит не просто идущий снег, не просто зимнюю вьюгу за окном. Он уже смотрит дальше, сквозь белую пелену, сквозь природу, сквозь все земное. И что же видит поэт в белых снежинках? Что за таинство открывается ему в картине снежной метели? Жизнь. Поэт видит и делится со своим читателем тем, насколько быстротечна и угасающа наша земная жизнь. Как снежинки за окном в своем вечном танце падают на землю, так и жизнь человека быстро проходит от начала до конца своего пути и тает, упав на землю.

Загрузка...

Поэт пишет о том, насколько быстро сменяют друг друга разные моменты нашей жизни, вот сегодня «святки», а совсем скоро уж «там и новый год». Не успеваешь оглянуться, как одни события сменяют другие, и тебе остается только бежать вслед за свое жизнью.

В последней строфе поэт повторяет все свои мысли, а в последней картине появляется странник. Кто этот странник? Убелен ли он хлопьями снега, которые кружат вокруг него в зимней метели или же он убелен сединами, потому что вместе с хлопьями снега прошла и вся его жизнь? Он находится рядом с перекрестком – еще одним символом жизни, символом ее поворотов и перемен.

На протяжении всего стихотворения поэт повторяет одни и те же слова: «снег идет». Это создает картину движения, но не только движений природы, таких как снег, но и движений жизни, которая также проходит за окном. Все это помог понять нам анализ стихотворения «Снег идет» Бориса Пастернака.

К-во Просмотров: 12082

Если вы ищите где нийти или скачать Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Снег идёт, то Вам точно к нам!

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Первый снега № 2

«Февраль. Достать чернил и плакать. », «Зима», «Зимнее небо», «Метель», «Первый снег», «После вьюги»… Этот ряд можно продолжать ещё и ещё. Все стихотворения принадлежат замечательному поэту, лауреату Нобелевской премии Борису Леонидовичу Пастернаку. Объединяет их тема зимы. Почему зима? Я думаю, автор любил это время года, оно было сродни его характеру, его судьбе.

М. Цветаева писала о Пастернаке: «Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вдохнул, втянул её всю – и вдруг захлебнулся ею и всю последующую жизнь с каждым новым стихом выдыхает её, но никогда не выдохнет».

Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в тысяча девятьсот пятьдесят седьмом году и входит в сборник, который называется «Когда разгуляется».

О чем это лирическое произведение?

Я думаю, оно о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идет», который употребляется в тексте десять раз.

Интерес вызывает лексико-стилистический строй лирического произведения, который разнообразен. Анафора «снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Книжная лексика «стопами», «в смятеньи», «наземь», «салоп», «ступени» гармонично соседствует с общеупотребительной «прятки», «поворот», «лестничная площадка» и помогают нарисовать волшебную картину зимнего дня. Сказочность придают и сравнения: «…словно…в заплатанном салопе», «словно с видом чудака».

Переживания, чувства лирического героя отражает не только речевой строй, но и звуковая организация стиха. Например, в нем рифмуются как оканчивающиеся строки, так и любые слова внутри «густой» – «той же», «идет» – «поворот». Это одна из особенностей пастернаковского стиха. Характерно также своеобразное звуковое уподобление слов, находящихся рядом. Чередующиеся опоясывающая и перекрестная рифмы придают особое звучание.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, в этом я и вижу прелесть стихов Б.Л. Пастернака.

Стихотворение «Снег идет», вошедшее в последний сборник Б. Пастернака «Когда разгуляется», было создано в 1957 году, сложный период жизни поэта. Усиление давления со стороны властей после публикации за рубежом романа «Доктор Живаго» надломило физическое состояние Пастернака.

Название стихотворения заявляет его тему – снегопад. Однако, кроме пейзажной зарисовки зимнего снегопада, стихотворение содержит философские размышления о скоротечности жизни, поэтому его можно по праву отнести к пейзажно-философской лирике. В центр произведения Пастернак помещает проблему времени и человека в течении этого времени.

Московский снегопад Пастернак воспринимает как волшебный полет, увлекающий за собой людей, тротуары, перекрестки и лестницы. Поэт мастерски передает атмосферу зимнего дня, олицетворяя снегопад с живым существом: «в заплатанном салопе сходит наземь небосвод». Чудесное, завораживающее своей красотой преображение мира, дарящее ощущение праздника, сравнивается со встречей неба и земли. Снегопад объединяет эти два разных мира в одно целое.

Но одновременно с радостным чувством поэт и лирический герой ощущает смятение в душе – ведь с каждой снежинкой убегает отпущенное нам драгоценное время, а настоящее мгновенно становится прошлым, пережитым. Смятенье передается через «удивленные растения», идущего по жизни «убеленного пешехода» (снегом или прожитыми годами?) и «поворот перекрестка», который воспринимается как поворот судьбы, где у человека возникает выбор жизненного пути. Снегопад заставляет лирического героя взглянуть на обыденные вещи по-иному, понять и прочувствовать Время. Сопрягая идею Времени и такое явление природы, как снегопад, поэт раскрывает главную тайну времени – относительность его течения: «с ленью той или с той же быстротой?». Вечное, непрерывное движение снега, создаваемое динамическим повтором «Снег идет», становится символом времени, которое невозможно остановить даже на мгновение.

Пастернак непостижимым образом гармонично соединяет в стихотворении мимолетность с вечностью: есть конкретные временные указатели («промежуток краткий», святки, Новый год), и есть вечное движение времени – «Может быть, проходит время, Может быть, за годом год». Видя жизнь в подробностях и одновременно схватывая общий план, поэт сопрягает конкретное (цветы герани, ступени лестницы) и бесконечное (небосвод, бег времени). Смело смешивая быт и бытие, Пастернак через простые, обыденные вещи выходит на уровень Вселенной, уровень вечности.

Интересна звуковая организация стиха. Стихотворение состоит из 8 строф, имеющих разное количество строк: первые пять строф – четверостишия, шестая и восьмая строфы удлиняются на одну строку, седьмая строфа, напротив, укорочена до трех строк. Такое построение акцентирует внимание на размышлениях лирического героя о жизни и о времени. Для создания произведения Пастернак использовал четырехстопный хорей и сочетание различных видов рифмовки – охватной (в первой, третьей, четвертой и пятой строфах) и перекрестной (во второй строфе). Аллитерация звуков с, г, б, т передает полет снежинок. Ассонанс звуков о, а, э придает произведению удивительную мелодичность и музыкальность.

Особая выразительность произведения достигается за счет разнообразия используемых изобразительных средств: метафор (к белым звездочкам в буране), сравнений (словно с видом чудака), олицетворений (сходит наземь небосвод), эпитетов (убеленный пешеход, удивленные растения, заплатанном салопе).

Стихотворение насыщено фигурами поэтической речи. Рефрен «снег идет» передает падение тяжелых хлопьев, подчеркивая динамичность и бесконечность снегопада. Риторические вопросы в шестой и седьмой строфах, усиленные анафорой «может быть», акцентируют главную мысль стихотворения о быстротечности времени. Пастернак использует также такие стилистические приемы, как инверсию («Снег идет, густой-густой») и антитезу (белый снег – черной лестницы ступени).

Пастернак сумел передать чувство ускользающего времени, незаметного приближения к повороту жизни, за которым начинается иная жизнь, иное бытие. На повороте «перекрестка» поэт призывает задуматься о своем направлении в движении жизни, ценить каждое прожитое мгновение в скоротечном беге времени.

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и все в смятеньи,
Bсе пускается в полет,
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,

Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и все в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему:
Творческий путь Б.Л. Пастернака

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Первый снега № 3

Подписи к слайдам:

Слайд 1
борис леонидович пастернак Пастернак нами на читается, он в нас совершается… Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы всё забываем, кроме Пастернака… Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него подпадаем. В него впадаем. М.И. Цветаева

Слайд 2
Родился 29 января (10 февраля н.с.) в Москве в семье известного художника Леонида Осиповича Пастернака. Мать поэта, Розалия Исидоровна Кауфман, была талантливой пианисткой.

Слайд 3
Картины Л.О. Пастернака, отца поэта «Сыновья Борис и Александр» «Л.Толстой с семьёй» «Золотая осень. Воробьёвы горы»

Слайд 4
С детства будущего поэта окружали музыка, живопись, литература. Первое творческое пристрастие Пастернака - музыка. Испытав сильное влияние А.Н. Скрябина, мечтавшего силой искусства изменить жизнь, он с тринадцати лет занимался музыкальным сочинительством, изучал теорию композиции. Это, несомненно, повлияло на содержание и поэтику лирики Пастернака.

Слайд 5
После окончания московской гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, серьезно увлекся философией. В 1912 уехал в Германию, где семестр учился в Марбургском университете. Тогда же им была предпринята поездка в Швейцарию и Италию. По возвращении в Москву окончил университет в 1913. Охладев к философии, Пастернак полностью отдается поэтическому искусству, которое стало делом его жизни.

Слайд 6
Его первые сборники стихов ("Близнец в тучах", 1914; "Поверх барьеров", 1917) отмечены влиянием символизма и футуризма (тогда он входил в группу "Центрифуга"). Пастернак высоко ценил Блока, видя в его поэтической системе "ту свободу обращения с жизнью и вещами на свете, без которой не бывает большого искусства".

Слайд 7
В 1920-е Пастернак состоял в литературном объединении "ЛЕФ" (Маяковский, Асеев, О.Брик, др.). но не смог принять его эстетические принципы. Себя он считал не « жизнестроителем » в лефовском смысле, а свидетелем происходящего.

Слайд 8
В 1922 вышла книга стихотворений "Сестра моя - жизнь", сразу выдвинувшая автора в ряд мастеров современного стиха. С этой книги начинается Пастернак как самобытное поэтическое явление. Позже он отмечал, что создавал эту книгу с чувством освобождения от групповых литературных пристрастий. Ещё в 1918 г. в статье «Несколько положений» Пастернак высказал мысль о том, что творчество поэта должно быть самостоятельным.

Слайд 9
В 1923 году поэт опубликовал сборник «Темы и вариации», который свидетельствовал о постепенном переходе от образной многослойности. синтаксической и фонетической усложнённости («Без клещей приближенье фургона / Вырывает из ниш костыли / Только гулом свершённых прогонов, / Подымающих пыль из дали») к простоте и ясности стиха. Во второй половине 20-х годов создал произведения об эпохе. Это поэмы о первой русской революции «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», стихотворный роман "Спекторский». Общая тема этих произведений – человек и эпоха.

Слайд 10
В 1928 возник замысел прозаической книги "Охранная грамота", законченной два года спустя. Пастернак назвал это произведение "автобиографическими отрывками о том, как складывались представления об искусстве и в чем они коренятся". В 1931 отправился на Кавказ, в Грузию; кавказские впечатления нашли отражение в цикле «Волны», ставшем частью книги "Второе рождение", в которой поэт приходит к классической простоте стихотворного языка. В 1930-е Б.Пастернак занимался переводами грузинских поэтов, Шекспира, Гёте, Шиллера, Рильке, Верлена и др. Переводческая деятельность продолжалась до конца его жизни. Накануне войны, в начале 1941 года, поэт преодолел творческий кризис и вступил в полосу подъема: написал цикл стихов "Переделкино".

Слайд 11
Б.Пастернак в составе писательской бригады на фронте. 1943 г. В книге «На ранних поездах» Пастернак выразил своё восприятие Родины. Его Россия – не просто Советское государство. Стремясь постичь «неповторимые черты» России, он всматривается в жизнь народа и ощущает родство с ним. В картину единого мира поэт включал и природу, и предметы, и творчество, и себя, и народ. Пастернак создал сходный с блоковским образ России-избранницы с особой судьбой (И русская судьба безбрежней, / Чем может грезиться во сне, / И вечно остаётся прежней / При небывалой новизне). Великую Отечественную войну Пастернак воспринял как противостояние «душегубов» и «русской судьбы безбрежной». Тема жертвенности и бессмертия – одна из главных в очерке "В армии", в стихах "Смерть сапера", "Ожившая фреска", "Весна" и других, вошедших в книгу "На ранних поездах" (1943).

Слайд 12
В 1945 г. выходит последняя прижизненная книга Б. Пастернака «Избранные стихи и поэмы». В ней, уединившись в переделкинском «углу медвежьем», он выразил свою жизненную концепцию: наиболее ценными для поэта стали внутренний покой, созерцательность, размеренность бытия, согласованность поэтического творчества и мира природы.

Слайд 13
Роман "Доктор Живаго" Пастернак писал долгие годы, завершив его в конце 1950-х. Герой романа, доктор Юрий Живаго, стремится в условиях классового противостояния сохранить внутреннюю свободу. За этот роман, опубликованный в 1958 за границей, Пастернак был удостоен Нобелевской премии. Однако на родине этот роман не только не был напечатан, но вызвал резкую критику со стороны официальных властей. Автор был исключен из Союза писателей. (В 1987 это решение было отменено, а в 1988 роман опубликован в журнале "Новый мир".) "Стихотворения Юрия Живаго", завершающие роман, подчеркивают нравственно-философский пафос авторской позиции.

Слайд 14
Пережитая поэтом духовная драма выразилась в стихотворении «Нобелевская премия»: Я пропал, как зверь в загоне. Где-то люди, воля, свет, А за мною шум погони. Мне наружу ходу нет. … Что же сделал я за пакость, Я, убийца и злодей? Я весь мир заставил плакать Над красой земли моей. Но и так, почти у гроба, Верю я, придёт пора, Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. 1959 В последних строках стихотворения Пастернак выразил уверенность, что наступит на земле новая эра – эра добра, света и справедливости… Поэта не стало 30 мая 1960 года.

Слайд 15
Лирика Б.Л. Пастернака Философское осмысление мира и человека

Слайд 16
Анализ стихотворения «Февраль. Достать чернил и плакать. Уже в ранней поэзии Б.Пастернака обозначилась мировоззренческая концепция его будущих книг: самоценность личности, бессмертие творчества, связь человека со всем сущим. Единство авторского я, природы и творчества стало темой стихотворения «Февраль, достать чернил и плакать. » (1912). Само творчество показано как непосредственное, сиюминутное ощущение мира: стихи слагаются «чем случайней, тем вернее». На взгляд Пастернака, поэт должен спешить записать то, что природа уже давно и лучше «сочинила». Поэзия растворена в мире и говорит с поэтом языком предметов и явлений.

Слайд 17
В основе стихотворения лежит романтический мотив бегства героя из города в естественный мир, который показан в тексте как источник вдохновения и жизненных сил. У лирического героя и природы (ливня, проталин, грачей, ветра) один жизненный ритм. Стремление раствориться в природе подчёркнуто особенностями синтаксиса: в предложениях отсутствует авторское я как подлежащее, используется безличная форма («достать чернил», «писать о феврале», «достать пролётку»). Гармоническое единство, созвучие всего сущего отражено и в художественном пространстве стихотворения, где «встречаются» верх и низ, природный и душевный мир: Где, как обугленные груши, С деревьев тысячи грачей Сорвутся в лужи и обрушат Сухую грусть на дно очей.

Слайд 18
Образ «сухой грусти на дне очей» можно объяснить по-разному. Возможно, стая грачей, сорвавшаяся с деревьев, отражается как в лужах, так и в глазах лирического героя. Контрасты ливня и «сухой грусти», весны и черноты, неудержимого темперамента природы и вещного мира (нанятой «за шесть гривен» пролётки) вовсе не выражают дисгармонии; наоборот, они свидетельствуют о многомерности и гармоничности мира. Объединяющим является лейтмотив черноты, выраженный образами чёрной весны, чернил, чернеющих проталин, грачей, обугленных груш. Цветовое решение аскетично, но при этом созданный в стихотворении мир динамичен и звучен («плакать», «навзрыд», «ветер криками изрыт».

Слайд 19
Буквальные значения слов в стихотворении сочетаются с метафорами, метафорическими сравнениями. Экспрессия стихотворения, эффект чрезмерности бытия достигаются и другими способами: например, использованием гротеска (с деревьев сорвутся «тысячи грачей» ), синонимичными образами («плакать», «навзрыд»), аллитерациями (на «р» в первой строфе), ассонансами (на «у» в последних строках третьей строфы). Таким образом, внешний план стихотворения (образ приближающейся весны) сосуществует с внутренним – процессом пробуждения поэзии под воздействие обновляющегося мира. Поэт, по мысли Пастернака, должен быть созерцателем, соглядатаем и должен быть естествен, непредсказуем. Чем меньше сознательной воли поэта, тем ближе стихотворство к природным процессам. («…чем случайней, тем вернее / Слагаются стихи навзрыд»).

Слайд 20
Анализ стихотворения «Снег идёт» Стихотворение написано в зрелую пору творчества, в 1957 году, и входит в цикл «Когда разгуляется», отразивший те вопросы, которые Б. Пастернак решал на протяжении всего жизненного пути: поэт и время, связь человека со всем сущим, жизнь и бессмертие, др. Среди поздних стихов Пастернака немало посвящённых зиме. Например, «Снег идёт» соседствует в цикле с другими близкими по теме: «Первый снег», «Следы на снегу», «После вьюги». Их можно назвать итоговыми. Темой стихотворения является созерцание зимней природы, густого снегопада. Это один из самых устойчивых мотивов всей поэзии Б. Пастернака.

Слайд 21
Лирическая экспозиция (первая и вторая строфы) Уже первая строка стихотворения содержит художественный повтор. Многократно умноженный, он рождает в тексте музыкально ощутимый ритм, и всё стихотворение, настроенное по этому камертону, оказывается пронизанным духом музыки, что так характерно для творчества Пастернака. Композиция стихотворения родственна сонатной форме. Первое и второе четверостишия – лирическая экспозиция, в которой звучат главная партия, связанная с картиной падающего снега, и побочная, передающая завладевшее всем смятенье (Снег идёт, и всё в смятеньи, / Всё пускается в полёт…). При этом во второй строфе заметна несколько иная тональность: вслед за белым снегом в полёт пускаются « чёрной лестницы ступени…»

Слайд 22
Разработка лирической темы (третья и четвёртая строфы) В этих строфах развиваются и варьируются темы экспозиции и мы снова встречаемся с повторением знакомого стиха: «Снег идёт, снег идёт…» Однако теперь картина снегопада дополняется двумя развёрнутыми сравнениями. В них природный мотив как бы переосмысливается в человеческом плане: через бытовые образы «заплатанного салопа» небосвода, «чердака», «чудака», играющего в прятки. И тематический материал, и характер сравнений, и форма стиха отличаются той «неслыханной простотой», которая свойственна позднему Пастернаку.

Слайд 23
(Пятая строфа) Пятое четверостишие является своеобразным переходом к следующей части. Потому что жизнь не ждёт. Не оглянешься – и святки. Только промежуток краткий, Смотришь, там и новый год. Связанное с предыдущими стихами причинной зависимостью, оно говорит о краткости, быстротечности зимней поры. Слегка убыстряется темп стихотворения. В то же время оно намечает философскую тему размышлений поэта о жизни.

Слайд 24
Кульминация лирического сюжета (шестая и седьмая строфы) Эти строфы углубляют философское содержание стихотворения. Поэт мыслит более отвлечённо: он думает о быстротекущем времени вообще. Поразительно, что темп лирического изложения при этом не замедляется, а убыстряется. Ускорению ритма служат ряды однородных членов, тавтологические сочетания («густой-густой»). новые повторы, слова одной тематической группы («темп», «быстрота», «за годом год»). Так, от конкретных наблюдений за падающим снегом поэт поднялся к высоким размышлениям о жизни и быстротечном времени. Это кульминация лирического сюжета. Она включает в себя также важные мысли о неразрывной взаимосвязи природы и поэзии: ведь дни следуют, «как снег идёт, / Или как слова в поэме». Таким образом, поэтическое творчество в сознании Пастернака подчиняется природным ритмам и согласовано со всем мирозданием.

Слайд 25
Финальная часть стихотворения (восьмая строфа) Финальная строфа (как кода в сонате) имеет обобщающий характер. В ней как бы стягиваются все мотивы, прозвучавшие в стихотворении: идущий снег, смятенье во всём, «удивлённые растенья», «перекрёстка поворот». Чтобы передать итоговое, суммирующее значение этой части, Пастернак изменяет её форму, и она становится пятистишием, сохраняя при этом ритмический рисунок четырёхстопного хорея. Восемь строф в стихотворении (как ноты в октаве) усиливают ассоциацию его с музыкальным творением. Не случайно Пастернака родина всегда «манила музыкой зовущей», и он признавался вслед за Шекспиром: «Я весь хотел бы клавишами стать…»

«Снег идет» Б.Пастернак

«Снег идет» Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

Анализ стихотворения Пастернака «Снег идет»

Борис Пастернак долгое время считал себя футуристом, считая, что в любом произведении первостепенное значение имеет не содержание, а форма и образ подачи своих мыслей. Однако постепенно поэт отказался от этих взглядов, и его более поздние стихи наполнены глубокой жизненной философией, через призму которой он рассматривает различные явления, ища в них некую закономерность.

Тема скоротечности жизни является ключевой в творчестве Пастернака, ее он затрагивает во многих своих произведениях, среди которых – стихотворение «Снег идет», написанное в 1957 году. Ранний московский снегопад вызвал у поэта весьма противоречивые чувства, он сравнивает его с волшебным полетом, в который пускаются не только люди, но и неодушевленные предметы – лестницы, перекрестки, мостовые. «Тянутся цветы герани за оконный переплет» — этой фразой пастернак подчеркивает, что даже комнатные растения, привыкшие к теплу, рады снегопаду, который символизирует очищение земли, которой вскоре предстоит облачиться в роскошное белое одеяние.

Преображение мира для поэта является не обыденным и привычным явлением, а чем-то возвышенным и недоступным для человеческого понимания. Поэтому Пастернак сравнивает снегопад со встречей неба и земли, одушевляя оба эти понятия. Так, небосвод автор представляет в виде чудака, который «в заплатаном солопе сходит наземь». При этом поэт остро чувствует скоротечность времени, отмечая, что «не оглянешься – святки. Только промежуток краткий, смотришь, там и новый год». Несмотря на то, что снегопад дарит ощущение праздника и радости, автор видит в этом явлении и обратную сторону медали, которая свидетельствует о том, что с каждой снежинкой убегают минуты жизни. Поэтому именно зимой Пастернак особо остро чувствует, что настоящее в одно мгновение становится прошлым, и изменить это не под силу никому.

Именно поэтому вместе с чувством радости и свободы снегопад вызывает у поэта ощущение смятения. Передает он его через образы убеленного снегом пешехода, «удивленных растений» и поворота перекрестка, который меняется буквально на глазах. Но пройдет несколько недель, снег растает и мир примет свои привычные очертания, а волшебство зимы останется лишь в памяти, которая является весьма хрупким и ненадежным хранилищем наших чувств и переживаний. И именно это пугает Пастернака, который не готов свыкнуться с мыслью, что очередной снегопад ему уже не доведется увидеть, но мир от этого не измениться, а время не замедлит свой ход.

Слушать стихотворение Пастернака Первый снега

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Первый снега

Анализ стихотворения Пастернака Первый снега