Анализ стихотворения Пастернака Опять весна
Анализ стихотворения Пастернака «Весна»
Стихотворение Б. Л. Пастернака «Весна» было написано в 1918 и затем вошло в стихотворный сборник поэта «Темы и вариации».
Вообще, тема весны очень глубоко раскрыта в творчестве поэта. Он считает её живым началом, воплощением живого духа, способного воссоединить две части: природную и человеческую воедино, воплотив в это некий мистический идеал который так тщетно ищут не только поэты, но и все обыкновенные люди.
С помощью глубоких и осмысленных метафор автор пытается показать своё единение с природой, слияние, конкретное отожествление с обыкновенными предметами, окружающими главного героя в самый обыкновенный весенний день.
Чувства, эмоции и переживания лирического героя выражены через данные средства выразительности не случайно. Пастернак строками своего стихотворения хочет показать единство всех окружающих его предметов, всего дышащего холодным синим воздухом весны. Герой сам по себе, но одновременно, он и всё вокруг, живущее сейчас. Один человек и вся улица сразу.
Приём звукописи, изолирующий в этом стихотворении играет тоже далеко не последнюю роль. Различные слова, казалось бы, не имеющие ничего общего, сливаются в единое целое, звучат упорядоченно, чётко и ясно.
Все тонкие весенние ароматы, волшебные запахи и звуки, всё это мастерски передано игрою слов и литературными приёмами, раскрывающими тонкости не только времени года, но и поэзии, и человеческой души.
Смятение и волнение главного героя сравнимо с состоянием больного до конца непонравившегося от лихорадки, в строках:
«Где воздух синь, как узелок с бельем
У выписавшегося из больницы…»
Весна Пастернака—это не подробное описание журчания ручьев и звука капели, не сладкое пение птиц, не таяние снегов и яркого солнца. Это время поисков, осознания собственной неопределенности, метания в толпе, поисков чего нового, того, что даст глоток того самого животворящего воздуха.
Герой полон страхов, как дом, боящийся рухнуть, как тополь неутомленно стоящий в стороне. Он идёт навстречу людской толпе, смотрящей на него безразлично и отстранённо. Он недоумевает, он потерян…
Всё, не только природа, но и люди ждут «продолжения рассказа, оставленного без окончания», ждут, что весна несёт всему что-то новое, обновление, которое зажжет в их душах нечто горячее, покажет ту истину, которую так долго искали…
Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»
Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»
Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие: Это поистине новое чудо, Это, как прежде, снова весна. Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».
«Опять весна» – произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность – рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир. В анализируемом тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля. Интересен синтаксис произведения «Опять весна». Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений. Ей на смену приходит гармония. Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе – синтаксическую законченность.
Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта. В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, – использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла. По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.
ОБРАЗ ВЕСНЫ И РУЧЬЕВ В СТИХОТВОРЕНИИ Б. ПАСТЕРНАКА «ОПЯТЬ ВЕСНА»
Цели: рассмотреть образы ручьев, весны в стихах, отметить, что поэта интересуют тончайшие изменения и движения в природе; понаблюдать за особенностями рифмовки, за ударениями, за тем, какое настроение создают такие рифмы и такое ударение.
Оборудование. запись музыки П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».
I. Организационный момент.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года».
II. Введение в тему.
– В какое время года перенесла нас музыка?
– Какие картины нарисовали вы в своем воображении? (Высказывания детей.)
Солнце, словно янтарь, засияло,
Вновь укутало землю теплом,
И из снежного одеяла
Ручейки побежали кругом.
Легким шагом пройдя по тропинкам,
К лесу мрачному вышла Весна,
И своею зеленой косынкой
Все деревья покрыла она.
III. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение стихов.
IV. Постановка целей и объявление темы урока.
Учитель. В стихах есть герой, накрытый шапкой-невидимкой. Мы его не видим, а он подмечает все изменения, которые произошли в природе весной, ничего не ускользнет от его наблюдательного взгляда.
Вы уже догадались, о ком я говорю? Это время.
Поэт, чье стихотворение мы будем сегодня читать, лауреат Нобелевской премии. Он – один из самых выдающихся поэтов ХХ века.
– Прочитайте фамилию и имя поэта. (Борис Пастернак.)
Его стихотворение называется «Опять весна».
– Вспомните, какая весна у Тютчева, у Матвеевой? Давайте узнаем, какая весна у Пастернака.
V. Изучение нового материала.
1. Чтение стихотворения учителем.
– Какие мысли возникли? Поделитесь. (Высказывания детей.)
– С помощью каких центральных образов создается ощущение весны? (Образ ручья и образ приближающейся весны.)
2. Анализ стихотворения.
1) Самостоятельное чтение стихотворения.
– Читайте медленно, ни один художник не рисует со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.
2) Словарная работа.
Сызнова – снова.
Запруда – плотина.
Чад – то, что дурманит разум, сознание.
Быстрина – место быстрого течения в реке.
Пригвождена – прибита.
3) Образы стихотворения.
– Рассмотрите эти образы. Прочитайте строки, в которых говорится о ручье. («Вышел из рощи ночью ручей. / Льется без умолку бред торопливый / Полубезумного болтуна».)
– Что заметили? (В стихотворении мы не столько видим, сколько слышим ручей.)
Поэтам удается с помощью дара слова не только увидеть, но и услышать пение птиц, журчание ручья, звон колокольчиков.
3. «Третьяковская галерея».
– Рассмотрите картину В. Серова «Зимой», отметьте, что художнику удалось передать в своей картине. (Движение. Видно, как в следующую секунду лошадка повернет за угол.)
– Как удалось Серову «расколдовать» время, снять с него шапку-невидимку? (Художник запечатлел тот короткий миг, когда лошадь еще не завернула за угол, норезкая диагональ низа дощатой избы, которая идет от левого нижнего края вглубь картины, к ее центру, и пресекается в центре вертикалью угла избы, побуждает глаз проделать этот путь от края картины к центру и завернуть за тот угол, откуда только что выехала лошадка. Лошадка своим движением, которое совпадает с направлением протоптанной дорожки, создает другую диагональ, которая закругляется прямо на зрителя. Именно ритм, который создается сочетанием прямых и закругляющихся линий (дуга дорожки, дуга оглобли, дуга согнутой ноги лошадки), создает впечатление движения.)
– Какие чувства вызывает у вас картина? (Высказывания детей.)
Выразительное чтение стихотворения.
– Назовите главное отличие весны Б. Пастернака. (Пастернак создает образ, который отличается непредсказуемостью, неупорядоченностью, стихийностью. У Пастернака весна будничная, скромная, в косынке и телогрейке. Но она и весна-снегурочка, красивая, хрупкая, как любое чудо.)
Вывод: чудо словно рождается у нас на глазах из привычных явлений, весна проступает сквозь движение ручья, словно Афродита из морской пены.
– Какой образ весны вам больше нравится: весны, за спиной у которой румяный хоровод майских дней, или весны-снегурки в косынке и телогрейке? Какой образ ручья (ручей – гонец; ручей – робкий воришка; ручей – торопливый полубезумный болтун) нравится вам больше и почему? (Выслушивание и обсуждение всех мнений учащихся.)
– Найдите рифмующиеся слова. Как они расположены? Соедините их аккуратно карандашом. Что у вас получилось? Зачем поэт использует разные рифмы? Что, с вашей точки зрения, лучше передает характер весны: использование одних и тех же рифм или разных? (В первой строфе два четверостишия. В них рифмуются первое и четвертое, второе и третье слова. Во второй строфе тоже два четверостишия. В первом по-прежнему охватная рифма, а во втором – перекрестная. Завершает стихотворение четверостишие с перекрестной рифмой.)
Домашнее задание: подумайте и ответьте, в каком из трех стихотворений лучше всего передано течение времени.
«Опять весна» Б.Пастернак
«Опять весна» Борис Пастернак
Поезд ушел. Насыпь черна.
Где я дорогу впотьмах раздобуду?
Неузнаваемая сторона,
Хоть я и сутки только отсюда.
Замер на шпалах лязг чугуна.
Вдруг — что за новая, право, причуда?
Бестолочь, кумушек пересуды…
Что их попутал за сатана?
Где я обрывки этих речей
Слышал уж как-то порой прошлогодней?
Ах, это сызнова, верно, сегодня
Вышел из рощи ночью ручей.
Это, как в прежние времена,
Сдвинула льдины и вздулась запруда.
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Это она, это она,
Это ее чародейство и диво.
Это ее телогрейка за ивой,
Плечи, косынка, стан и спина.
Это Снегурка у края обрыва.
Это о ней из оврага со дна
Льется безумолку бред торопливый
Полубезумного болтуна.
Это пред ней, заливая преграды,
Тонет в чаду водяном быстрина,
Лампой висячего водопада
К круче с шипеньем пригвождена.
Это, зубами стуча от простуды,
Льется чрез край ледяная струя
В пруд и из пруда в другую посуду,-
Речь половодья — бред бытия.
Анализ стихотворения Пастернака «Опять весна»
Ведущее место в поэзии Пастернака отведено природе. Как правило, содержание его стихотворений – это не просто пейзажные зарисовки. Повествуя о временах года, рассветах и дождях, Борис Леонидович рассказывает читателям о природе мирового бытия. Жизнь в представлении поэта – нечто вечное, безусловное. Пастернака удивляет чудо существования. Даже самое распространенное природное явление способно поразить его. Каждый раз он будто совершает большое открытие:
Это поистине новое чудо,
Это, как прежде, снова весна.
Весне – поре тотального обновления и перерождения – Борис Леонидович посвятил множество стихотворений. Перечислим лишь некоторые из них: «Весна в лесу», «Весеннею порою льда…», «Весенний день тридцатого апреля…», «Март», «Весна, ты сырость рудника в висках…».
«Опять весна» – произведение, датированное 1941 годом. В нем проявилась характерная для лирики Пастернака особенность – рассказ о самых высоких темах по-домашнему, с использованием тона неформальной беседы. По точному замечанию литературоведа Синявского, Борис Леонидович посредством прозаизмов поэтизировал мир. В анализируемом тексте в одной строфе встречаются телогрейка за ивой и чародейство с дивом. У менее талантливого стихотворца подобное сочетание выглядело бы форменной нелепостью. У Пастернака оно выступает в роли черты неповторимого стиля. Интересен синтаксис произведения «Опять весна». Первая строфа отличается обилием коротких предложений, их количество почти совпадает с числом стихов. Далее ситуация меняется. Вторая строфа включает в себя два относительно длинных предложения. Получается, что по ходу текста преодолевается хаотичная раздробленность впечатлений. Ей на смену приходит гармония. Для ее олицетворения Борис Леонидович прибегает к анафоре. Единоначатие придает речи более напевное, плавное звучание, а строфе – синтаксическую законченность.
Пастернак любил употреблять лексику, не слишком распространенную в русской литературе. Чем меньше слово было в книжном обороте, тем свежее, сподручнее, лучше для поэта. В стихотворении «Опять весна» самый яркий пример, подтверждающий этот тезис, – использование слова «быстрина», обозначающего участок речного русла, где вода течет быстрее, нежели на соседних отрезках русла. По мнению переводчика и поэта Озерова, точное знание лексики, встречающейся у Бориса Леонидовича, дает читателям возможность открыть образную связь, доселе недоступную.
План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
Учебно - методический комплект по литературному чтению 4 класс Борис Пастернак " Опять весна" (конспект+презентация)
Тема: Борис Пастернак «Опять весна» ( отрывок).
Тип урока: открытие новых знаний.
Цель: формирование у учащихся правильной читательской деятельности, объективного восприятия.
* научатся читать вслух бегло,осознанно,без искажений,выразительно,передавая своё отношение к прочитанному,выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы.
* научатся пользоваться приёмами анализа текста;
*научатся задавать вопросы по прочитанному произведению,находить на них ответы в тексте;находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения.
- Личностные :эмоционально воспримут художественное произведения; объективно оценят свою работу на основе совместно выработанных критериев.
Оборудование. компьютер, презентация, учебник (лит.чтение 4кл. 2 часть), карточки для рефлексии.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Анастасия Александровна ,и сегодняшний урок литературного чтения проведу у вас я. Посмотрите за окно, на улице сейчас зима, холодно и людям и птицам и животным, а я знаю секрет ,как нам с вами не замёрзнуть, возьмите своего соседа за руку. Что вы чувствуете? (тепло) Правильно ,тепло, а если нам тепло. то и настроение у нас хорошее,а это значит работать нам будет весело и хорошо.
Коммуникативные(настраиваются на урок)
Практич. артикуляционные упражнения.
Словес. ответы на вопросы.
Ребята, посмотрите на экран. Сейчас каждый про себя прочтите эту скороговорку. А теперь давайте все вместе хором, выговаривая все звуки и слова, прочтем эту скороговорку. А теперь давайте по желанию индивидуально постараемся прочитать эту скороговорку с убыстрением темпа.(это умение пригодится нам при чтении стихотворения)
Белый снег, белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Читать правильно артикулируя.
Познавательные(осмысленно читают текст).
Регулятивные (принимают и сохраняют задачу).
3. Постановка учебной задачи и её решение.
Ребята, а скажите как называется раздел. который вы сейчас изучаете?(пытаемся понять,как красота воздействует на нас)
-Чему вы учитесь, читая произведения данного раздела?(учимся видеть прекрасное, красивое)
- Чему вас научило стихотворение В. Соколова ?(учит видеть прекрасное во временах года)
Итак, домашним заданием у вас было выучить стихотворения Владимира Соколова «о умножение листвы». Сейчас мне нужно 3 человека. (выходят к доске) сейчас у нас будет конкурс чтецов, это наши чтецы, а все остальные- жюри. План анализа чтецов вы видите на экране.
(План анализа чтецов:
1.Были ли ошибки при чтении?
2. Правильно ли выделены главные слова по смыслу и расставлены паузы?
3. Удалось ли чтецу передать чувства поэта?)
Первое слово даётся тому кто читал стихотворение, затем жюри по плану анализирует ответ. Оценки ставит учитель и объясняет почему.
Сегодня мы с вами продолжим знакомство с поэзией будем учится понимать чувства поэта.
Ребята, сейчас вы внимательно прослушаете фрагмент музыкального произведения Эдварда Грига. Попытайтесь внимательно вслушаться в произведение и ответить что навеяла вам эта музыка, какие картины и образы вы себе представили, слушая это музыкальное произведение?(солнышко просыпается,утро в деревне,пробуждение природы,приход весны,первый лучик солнца, прощание с зимой. ) А как вы думаете как называется это произведение? ( Весеннее утро)
Вы правы, произведение Эдварда Грига называется «Весенне утро», пробуждение. А когда природа пробуждается?(весной) Какие ещё события происходят весной в нас, какие чувства просыпаются у нас?(пробуждаются лучшие качества в нас. в каждом из нас это доброта, хорошее настроение,люди улыбаются и радуются солнышку).
И сегодня мы посмотрим. как эти чувства поэты передают в стихотворении.
Итак, тема нашего урока. Борис Пастернак « Опять весна»
Скажите ,а вы думаете какие цели на сегодняшний урок?
1. понять чувства поэта.
2.научится читать выразительно.
3. познакомиться с новыми словами.
Ребята, запомните наши с вами цели, в конце урока мы к ним вернёмся, и посмотрим достигли ли мы их.
На сегодняшнем уроке я хочу вас познакомить с удивительным поэтом- Борисом Пастернаком. Родился Борис Пастернак 10 февраля 1890 года. Я хочу вас удивить мама Бориса Пастернака была известной пианисткой и с детства сумела привить маленькому Борису любовь к музыке. И он увлёкся музыкой, буквально влюбился в неё. Сам сочинял музыкальные произведения и даже мечтал о композиторской деятельности. Так было до 11 лет. Но в жизни всё часто меняется. Нам Борис Пастернак известен как поэт, необычный поэт. В чём же ,вы спросите его необыкновенность? А я вам отвечу так: бывает поэзия описательная (это значит описывает явления природы, происходящее действие, событие) а бывает поэзия необыкновенно чувственная(т.е наполненная чувствами, которые воспринимаются всеми органами чувств: зрением, слухом, обонянием,осязанием, вкусом, это значит что мы при чтении стихотворения можем представить картину, почувствовать запах ,например цветов, можем мысленно что то потрогать и даже мысленно что то попробовать). Вот именно такая поэзия у Бориса Пастернака. Вот бы научиться чувствовать и видеть как Борис Пастернак. Попробуем?
Сейчас я вам прочту стихотворение Бориса Пастернака « Опять весна». Вы внимательно меня слушайте и постарайтесь представить картины нарисованные поэтом.
1)Итак. скажите что вы представляли, когда я читала вам стихотворение? (приход весны, её образ, её красоту)
2)А теперь прочтите это стихотворение про себя и посмотрите какие слова вам не понятны. ( разбор не понятных слов: сызнова, запруда, чародейство, телогрейка,стан,бред, чад,быстрина, круча,пригвождена).
Читать наизусть произведение.
Перечитайте первую строфу про себя.
Что для поэта наступление весны? Это обычное повторяющиеся из года в год? Или это чудо, которое происходит прямо на глазах. Подтвердите свои ответы строчками из текста.(для поэта наступление весны одновременно и обычное. повторяющееся каждый год явление, и чудо, которое происходит прямо сейчас. Обычное действие: «слышал уж как то порой прошлогодней,» «это как в прежние времена», «это как прежде». Новое чудо: «ах это сызнова,верно,сегодня», «это поистине новое чудо», «это. снова весна»).
Посмотрите снова первую строфу. К какому ещё приему прибегает поэт,чтобы передать волнение своего героя? ( к повтору)
А сейчас давайте прочтем первую строфу вслух, передав взволнованность и восхищение.( 2-3 ученика читают вслух).
Прочитайте 2 строфу про себя. Найдите повторяющиеся слова вначале строчек. Как вы думаете почему автор ,так часто повторяет слово это?Давайте посмотрим мнение Миши и Кости. (дети читают мнение). Сейчас прочтите 2 строфу своему соседу по парте по очереди, показывая всё торжество весны.
Прочитайте 3 строфу про себя. И приготовьтесь читать вслух выделяя звуки,которые передают движение воды.(2-3 ученика читают вслух).
Теперь, ребята давайте прочитаем всё стихотворение и постараемся передать все чувства и эмоции автора, восхищение и взволнованность,и конечно же торжественность весны. (ученики читают, далее анализируем у кого получилось, а кому нужно постараться).
Читать вслух и про себя.
Участвовать в работе друг с другом.
Познавательные( анализируют литературный текст)
Ребята, на партах у вас лежат вот такие листочки, в них вам нужно выбрать вариант ответа, который подходит именно вам.
Оценивать свои достижения.
Регулятивный( осуществляют итоговый контроль)
Ребята, давайте вспомним,какие цели мы с вами ставили в начале урока? Как вы думаете, мы с ними справились?
Делать нравственный выбор.
Подписи к слайдам:
Слайд 1
Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.
Слайд 2
План анализа чтецов.
1. Были ли ошибки при чтении?2. Выразительно ли было чтение стихотворения?а) Соблюдены ли паузы?б) Правильно ли поставлены логические ударения?3. Удалось ли передать чтецу чувства поэта?
Слайд 3
Тема: Борис Пастернак « Опять весна»
Слайд 4
Цели:
1.Научиться читать выразительно.2. Грамотно анализировать прочитанное.3. Познакомиться с новыми словами.
Слайд 5
Сызнова- опять. снова.Запруда- плотина в виде насыпи.Телогрейка- верхняя одежда, куртка.Стан- туловище человека.Бред- бессвязные. бессмысленные речи.
Слайд 6
Быстрина- быстрое течение реки. Круча-Пригвождена- что-то приковано к чему-то.
Чад- То, что дурманит, заставляет терять самообладание.
Слайд 7
Цели:
1.Научиться читать выразительно.2. Грамотно анализировать прочитанное.3. Познакомиться с новыми словами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно- методический комплект по литературному чтению 4 класс
Предмет: Литературное чтение Класс: 4Тема урока: Маленькие и большие секреты страны Литературии. Тип урока: повторение изученного. Оборудование: Литературное чтение: 4 класс, 2 часть, Л.
Учебно-методический комплект урока литературного чтения 4 класс «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» Школа России
Конспект урока литературного чтения «Живой мир и мир вечного покоя». Е. Шварц «Два брата» вместе с презентацией.
Учебно-методический комплект по литературному чтению за 4 класс на тему" В. Я. Брюсов «Опять сон»." (Школа России)
Развивать воображение учащихся, грамотную, выразительную речь; воспитывать любовь к чтению через творчество В. Я. Брюсова.
Учебно - методический комплект по окружающему миру 1 класс "Пришла весна. Признаки весны" (конспект + презентация).
Учебно-методический комплект по литературному чтению 4 класс
Программа Школа России.
Учебно-методический комплект по литературному чтению (технологическая карта урока литературного чтения "Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу»" + учебная презентация) 3 класс
Предмет:литературное чтениеКласс:2гТема урока: Люблю природу русскую.Ф.И.Тютчев-"Весна"Цели урока: познакомить учащихся с новым разделом;учить анализировать произведения,воспринимать выраженные в них.