Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крест



Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…»

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крест № 1

Тема любви – одна из главных в лирике с момента ее зарождения. Эту тему по-разному освещали поэты и писатели. Ведь поэзия раскрывает внутренний мир человека, самое сокровенное в нем.

В сороковые годы девятнадцатого века М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «И скучно и грустно» писал:

Любить… но кого же.

А чуть менее века спустя, как бы в продолжение, Б.Л. Пастернак, чье имя ставят в один ряд с поэтами Золотого века, «откликнулся»:

Пример

Любить иных – тяжелый крест…

Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…», написанное в тысяча девятьсот тридцать первом году, входит в сборник «Второе рождение». Адресат его – Зинаида Николаевна Нейгауз, вторая жена поэта.

Произведение состоит из трех четверостиший, написанных четырехстопным ямбом. Всего три строфы, но сколько чувств, переживаний сокрыто в них!

Я думаю, это стихотворение – признание. Признание в любви и признание превосходства предмета обожания над своей скромной персоной. Первая строка звучит как откровение:

Любить иных – тяжелый крест…

Лирический герой Пастернака преклоняется перед возлюбленной, сравнивая ее с «разгадкой жизни», «шорохом снов», «шелестом новостей и истин», она способна «словесный сор из сердца вытрясть». Эти метафоры необычны: они восстанавливают единство мира, окружающего лирического героя, собирают вместе разрозненные детали, подчеркивают взаимопроникновение предметов и явлений.

Поэт обращает внимание на близость женщины к природе, ее родство с самой жизнью. Любовь к женщине подобна любви к жизни, к миру, причащает поэта с ним:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь.

Все это – не большая хитрость.

Чувство облагораживает, оно подобно очищению.

Эмоциональная тональность возвышенна, поэтическая интонация мелодична, гармонична благодаря построению стиха: точной перекрестной рифмовке (крест – извилин – секрет – равносилен), чередованию мужской и женской рифм. И это придает завершенность каждому четверостишию. Первая строфа, а вместе с тем и все стихотворение, начинается с инверсии («Любить иных…»), выдвигающей на первый план действие. Такая фигура встречается и в других строчках:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен…

И жить, не засоряясь впредь…

В первом и последнем предложениях прослеживается параллелизм, что, на мой взгляд, подчеркивает интонационную завершенность стиха:

Любить иных – тяжелый крест…

… Все это – не большая хитрость.

Чувства, переживания лирического героя автор передает с помощью звукописи. Например, аллитерация представлена звуками [ л ], [ р ], [ н ], [ с ] в первом четверостишии, [ с ], [ ш ], [ т ] во втором, [ л ], [ р ], [ н ], [ с ], [ д ] в третьем. Это придает особое звучание произведению. Ассонанс звуков [ о ], [ э ] во втором четверостишии подчеркивает черты, присущие лирической героине: нежность, чистоту, чувственность.

Перечитывая строки произведения Б.Л. Пастернака, я невольно вспоминаю стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна», в котором поэт восклицает:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Безусловно, есть какое-то созвучие двух поэтических жемчужин, в которых воспета великая сила любви и ее значение в жизни каждого человека.

До последних дней любовь к женщине давала Б. Пастернаку жизненные силы, вдохновляла на творчество и помогала выстоять в самых невыносимых обстоятельствах тяжелой болезни, злобной травли и опалы, несмотря на то, что

Любить иных – тяжелый крест…

Тема любви – одна из главных в лирике с момента ее зарождения. Эту тему по-разному освещали поэты и писатели. Ведь поэзия раскрывает внутренний мир человека, самое сокровенное в нем.

В сороковые годы девятнадцатого века М. Ю. Лермонтов в своем стихотворении «И скучно и грустно» писал:

Любить… но кого же.

А чуть менее века спустя, как бы в продолжение, Б.Л. Пастернак, чье имя ставят в один ряд с поэтами Золотого века, «откликнулся»:

Любить иных – тяжелый крест…

Стихотворение Б. Пастернака «Любить иных – тяжелый крест…», написанное в тысяча девятьсот тридцать первом году, входит в сборник «Второе рождение». Адресат его – Зинаида Николаевна Нейгауз, вторая жена поэта.

Произведение состоит из трех четверостиший, написанных четырехстопным ямбом. Всего три строфы, но сколько чувств, переживаний сокрыто в них!

Я думаю, это стихотворение – признание. Признание в любви и признание превосходства предмета обожания над своей скромной персоной. Первая строка звучит как откровение:

Любить иных – тяжелый крест…

Лирический герой Пастернака преклоняется перед возлюбленной, сравнивая ее с «разгадкой жизни», «шорохом снов», «шелестом новостей и истин», она способна «словесный сор из сердца вытрясть». Эти метафоры необычны: они восстанавливают единство мира, окружающего лирического героя, собирают вместе разрозненные детали, подчеркивают взаимопроникновение предметов и явлений.

Поэт обращает внимание на близость женщины к природе, ее родство с самой жизнью. Любовь к женщине подобна любви к жизни, к миру, причащает поэта с ним:

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца вытрясть

И жить, не засоряясь впредь.

Все это – не большая хитрость.

Чувство облагораживает, оно подобно очищению.

Эмоциональная тональность возвышенна, поэтическая интонация мелодична, гармонична благодаря построению стиха: точной перекрестной рифмовке (крест – извилин – секрет – равносилен), чередованию мужской и женской рифм. И это придает завершенность каждому четверостишию. Первая строфа, а вместе с тем и все стихотворение, начинается с инверсии («Любить иных…»), выдвигающей на первый план действие. Такая фигура встречается и в других строчках:

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен…

И жить, не засоряясь впредь…

В первом и последнем предложениях прослеживается параллелизм, что, на мой взгляд, подчеркивает интонационную завершенность стиха:

Любить иных – тяжелый крест…

… Все это – не большая хитрость.

Чувства, переживания лирического героя автор передает с помощью звукописи. Например, аллитерация представлена звуками [ л ], [ р ], [ н ], [ с ] в первом четверостишии, [ с ], [ ш ], [ т ] во втором, [ л ], [ р ], [ н ], [ с ], [ д ] в третьем. Это придает особое звучание произведению. Ассонанс звуков [ о ], [ э ] во втором четверостишии подчеркивает черты, присущие лирической героине: нежность, чистоту, чувственность.

Перечитывая строки произведения Б.Л. Пастернака, я невольно вспоминаю стихотворение А.С. Пушкина «Мадонна», в котором поэт восклицает:

Исполнились мои желания. Творец

Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,

Чистейшей прелести чистейший образец.

Безусловно, есть какое-то созвучие двух поэтических жемчужин, в которых воспета великая сила любви и ее значение в жизни каждого человека.

До последних дней любовь к женщине давала Б. Пастернаку жизненные силы, вдохновляла на творчество и помогала выстоять в самых невыносимых обстоятельствах тяжелой болезни, злобной травли и опалы, несмотря на то, что

Любить иных – тяжелый крест…

«Любить иных тяжелый крест…» Б.Пастернак

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крест № 2

«Любить иных – тяжелый крест» Борис Пастернак

Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.

Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных – тяжелый крест»

Личная жизнь Бориса Пастернака была полна мимолетных романов и увлечений. Однако лишь три женщины смогли оставить в душе поэта неизгладимый след и вызвать чувство, которое принято именовать настоящей любовью. Женился Борис Пастренак довольно поздно, в 33 года, и его первой супругой стала молодая художница Евгения Лурье. Несмотря на то, что супруги были без ума друг от друга, между ними постоянно вспыхивали ссоры. Избранница поэта оказалась дамой весьма вспыльчивой и своенравной. Плюс ко всему, она считала ниже своего достоинства заниматься обустройством быта в то время, как на мольберте ее ждала очередная незаконченная картина. Поэтому все домашние хлопоты вынужден был взять на себя глава семейства, который за несколько лет семейной жизни научился прекрасно готовить, стирать и делать уборку.

Конечно, у Бориса Пастернака и Евгении Лурье было много общего, однако поэт мечтал о семейном уюте и о том, чтобы рядом с ним всегда был обычный человек, лишенный творческих амбиций. Поэтому когда в 1929 году он был представлен супруге своего друга пианиста Генриха Нейгауза, то буквально с первых мгновений влюбился в эту скромную и милую женщину. Во время одного из визитов к другу Борис Пастернак прочел Зинаиде Нейгауз несколько своих стихов, однако она честно призналась, что ничего в них не поняла. Тогда поэт пообещал, что специально для нее будет писать более простым и доступным языком. Тогда же родились первые строчки стихотворения «Любить иных – тяжелый крест», которые были адресованы законной супруге. Развивая эту тему и обращаясь к Зинаиде Нейгауз, Пастернак отметил: «А ты прекрасна без извилин». Поэт намекал на то, что предмет его увлечений не отличается высоким интеллектом. И именно это больше всего прельщало автора в этой женщине, которая была образцовой хозяйкой и кормила поэта превосходными обедами. В итоге случилось то, что должно было произойти: Пастернак попросту отбил Зинаиду у законного супруга, развелся с собственной женой и вновь женился на той, которая на долгие годы стала его подлинной музой.

В этой женщине поэта восхищала ее простота и безыскусность. Поэтому в своем стихотворении он отметил, что «прелести твоей секрет разгадке жизни равносилен». Этой фразой автор хотел подчеркнуть, что женщину красит отнюдь не ум или же природная привлекательность. Ее сила – в умении жить по законам природы и в гармонии с окружающим миром. А для этого, по мнению Пастернака, совсем необязательно быть эрудированной особой, которая способна поддержать разговор на философские или же литературные темы. Достаточно лишь быть искренней, уметь любить и жертвовать собой ради близкого человека. Обращаясь к Зинаиде Нейгауз, поэт пишет: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен». Эта простая фраза полна восхищения и преклонения перед женщиной, которая не умеет притворяться, кокетничать и вести светские беседы, зато чиста помыслами и поступками. Пастернак отмечает, что для нее не составляет труда проснуться поутру и «словесный сор из сердца вытрясть», чтобы начать день с чистого листа, радостно и свободно, «жить, не засоряясь впредь». Именно этому удивительному качеству поэт хотел научиться у своей избранницы, и именно такой душевной чистотой, уравновешенностью и рассудительностью восхищался.

При этом автор отмечал, что любить такую женщину совсем не сложно, так как она словно бы создана для семьи. Зинаида Нейгауз стала для него идеалом жены и матери, которая покорила его сердце бескорыстной заботой о близких и стремлением всегда придти на помощь в трудную минуту.

Впрочем, трогательная привязанность к супруге не помешала Борису Пастернаку в 1946 году вновь испытать любовные муки и завести роман с сотрудницей журнала «Новый мир» Ольгой Иванской. Но даже известие о том, что его избранница ожидает ребенка, не повлияло на решение поэта сохранить собственную семью, в которой он был по-настоящему счастлив.

«Любить иных — тяжелый крест…», анализ стихотворения Пастернака

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крест № 3

Удивительно, но две первые строки этого относящегося к лирике стихотворения Бориса Пастернака давно стали афоризмами. Причем, цитируются они в разных ситуациях и с разной эмоциональной окраской: «Любить иных — тяжелый крест» — с горечью и чувством обречённости, а иногда сарказмом; «А ты прекрасна без извилин» — с юмором или иронией. Поэтические строки, в которых есть откровенная антитеза. зажили своей жизнью и перестали ассоциироваться у людей непосредственно со стихотворением Пастернака. Что ж, исправить эту ситуацию можно, поняв, о чём же всё-таки писал автор и что лежало в основе его произведения.

Биография писателя показывает, что стихотворение «Любить иных — тяжелый крест». датированное 1931 годом, имело своих адресатов и более чем конкретный жизненный сюжет. В первой строке стихотворения выражена вся тяжесть жизни с первой женой поэта художницей Евгенией Лурье, некогда страстно им любимой, которая круглые сутки занималась творчеством и совершенно не касалась быта. В результате чего поэт был вынужден овладеть навыками домохозяйки и совершенно потерял интерес к перспективе потакать прихотям «богемной» жены.

Вторую строку стихотворения следует воспринимать почти буквально. Она была посвящена новой музе поэта, в корне отличавшейся от своей предшественницы. На момент встречи с Брисом Пастернаком она была замужем за его другом пианистом Генрихом Нейгаузем, но, невольно разрывая условности, совершенно очаровала поэта своей непосредственностью и наивностью. Видимо, на контрасте с Евгенией, его женой, Зинаида Нейгауз значительно выигрывала своей приземлённостью и отсутствием «извилин». Под этой метафорой поэт подразумевает и простоту нрава его новой музы, и недостаток интеллекта (особый случай, когда это воспринимается как достоинство).

Интерес к Зинаиде, с которой после развода поэт вступил в брак, впоследствии себя оправдал, так как Пастернак в душевном и бытовом комфорте прожил со второй женой вместе ещё много лет. «Странность, загадка», — скажет кто-то. И будет прав. Даже для самого поэта «прелести» «секрет» его жены был «Разгадке жизни равносилен». То есть непостижим, а потому, наверно, и интересен.

Сердцу поэта милы и «шорох снов». и «шелест новостей и истин». из которых, благодаря жене, состоит его безмятежная семейная жизнь. Очевидно, метафора«шелест новостей и истин» означает разговоры о простых и понятных, а потому настоящих вещах, которые поэт принимает всем сердцем. А «шорох снов» может означать как частое обсуждение сновидений, так и лёгкие и счастливые дни, похожие на сон. Это предположение подтверждается фразой: «Твой смысл, как воздух, бескорыстен». — в которой есть характерное сравнение — «как воздух». Такой видит возлюбленную лирический герой стихотворения. Но Пастернак замечает и источники столько лёгкого нрава и отношения к жизни: «Ты из семьи таких основ», — и это вызывает у него бесспорное одобрение. Удивительно, но интеллигентному и интеллектуальному человеку, в голове которого идёт постоянный творческий процесс, приятно…

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,

Не засоряясь? … Что имеет в виду поэт? Пожалуй, не просто словесный сор, а сор долгих и мучительных выяснений отношений. Им он противопоставляет семьи других «основ» и подытоживает: «Все это — не большая хитрость» .

Бесхитростное, но мелодичное стихотворение, состоящее из 3 строф, легко запоминается читателю благодаря использованному в нём четырёхстопному ямбу (двусложная стопа с ударением на втором слоге) и перекрёстной рифме .

Пастернак, обнаружив в своей новой возлюбленной заметную растерянность и непонимание его стихотворений, дал обещание, что специально для Зинаиды будет писать стихи более простым и понятным языком. Произведение «Любить иных — тяжелый крест» вполне может быть подтверждением того, что поэт стремился быть понятым женой и, скорее всего, добился своей цели.

Стихотворный анализ "Любить иных - тяжелый крест"

Данное стихотворение было написано в 1931 году. Творческий период с 1930 года можно назвать особенным: именно тогда поэт воспевает любовь как состояние окрыленности и полета, приходит к новому пониманию сути и смысла жизни. Неожиданно он начинает иначе понимать земное чувство в бытийном, философском его значении. Анализ стихотворения «Любить иных – тяжелый крест» представлен в данной статье.

История создания

Лирическое произведение можно назвать откровением, так как в нем Борис Пастернак запечатлел непростые отношения с двумя значимыми женщинами в своей жизни – Евгенией Лурье и Зинаидой Нейгауз. Первая дама была его женой в самом начале литературного пути, а со второй поэт познакомился значительно позднее. Евгения была примерно одного круга с поэтом, он знал, чем она живет и дышит. Эта женщина понимала искусство, и литературу в частности.

Зинаида же представляла собой человека, далекого от богемной жизни, она прекрасно справлялась с повседневными обязанностями хозяйки. Но почему-то в какой-то момент именно простая женщина оказалась понятнее и ближе утонченной душе поэта. Никто не знает, отчего так произошло, но спустя еще непродолжительное время Зинаида стала женой Бориса Пастернака. Стихотворный анализ «Любить иных – тяжелый крест» подчеркивает всю глубину и надрыв этих непростых отношений с двумя женщинами. Невольно поэт их сравнивает, анализирует собственные чувства. Вот к каким индивидуальным заключениям приходит Пастернак.

«Любить иных – тяжелый крест»: анализ

Пожалуй, одним из самых загадочных поэтических творений можно считать данное стихотворение. Смысловая нагрузка в данном лирическом произведении очень сильная, от нее у настоящих эстетов захватывает дух и волнуется душа. Сам Борис Пастернак («Любить иных - тяжелый крест») анализ собственных чувств называл величайшей тайной, которая неподвластна разгадке. А в данном стихотворении он хочет понять сущность жизни и неотъемлемой ее составляющей – любви к женщине. Поэт был убежден в том, что состояние влюбленности все меняет внутри человека: происходят значимые изменения с ним самим, подвергается пересмотру способность думать, анализировать, поступать определенным образом.

Лирический герой испытывает чувство благоговения перед женщиной, он полон решимости действовать во благо развития большого и светлого чувства. Все сомнения отступают, уходят на второй план. Он настолько поражен величием и красотой открывшегося ему состояния целостности, что испытывает восторг и упоение, невозможность жить дальше без этого чувства. Анализ «Любить иных - тяжелый крест» раскрывает трансформацию переживаний поэта.

Состояние лирического героя

В центре находится тот, кто на себе испытывает самым непосредственным образом все преображения. Внутреннее состояние лирического героя меняется с каждой новой строчкой. Его прежнее понимание сути жизни сменяется совершенно новым пониманием и приобретает оттенок бытийного смысла. Что чувствует лирический герой? Он внезапно нашел надежное пристанище, человека, который может любить его беззаветно. В данном случае отсутствие образования, способности к высоким размышлениям воспринимается им как подарок и благодать, о чем свидетельствует строка: «А ты прекрасна без извилин».

Лирический герой готов до конца дней посвятить себя разгадыванию тайны возлюбленной, отчего и сравнивает ее с загадкой жизни. В нем пробуждается острая необходимость к переменам, ему необходимо освободиться от груза прежних разочарований и поражений. Анализ «Любить иных – тяжелый крест» показывает читателю, насколько глубокие и значительные изменения происходили с поэтом.

Символы и значения

В данном стихотворении используются метафоры, которые простому обывателю покажутся непонятными. Чтобы показать всю мощь свершающегося перерождения в душе героя, Пастернак вкладывает определенные смыслы в слова.

«Шорох снов» олицетворяет собой загадочность и непостижимость жизни. Это что-то поистине неуловимое и пронзительное, чего нельзя постичь только разумом. Необходимо еще подключать энергию сердца.

«Шелест новостей и истин» обозначает движение жизни вне зависимости от внешних проявлений, потрясений и событий. Что бы ни происходило во внешнем мире, жизнь поразительным образом продолжает свое неумолимое движение. Наперекор всему. Вопреки.

«Словесный сор» символизирует негативные эмоции, переживания прошлого, накопленные обиды. Лирический герой говорит о возможности обновления, о необходимости такого преображения для себя. Анализ «Любить иных – тяжелый крест» подчеркивает важность и нужность обновления. Любовь здесь становится философским понятием.

Вместо заключения

Стихотворение оставляет приятные чувства после прочтения. Хочется долго вспоминать о нем и о том значении, что оно в себе заключает. Для Бориса Леонидовича эти строки – откровение и открытая тайна преображения души, а для читателей – лишний повод задуматься о собственной жизни и новых ее возможностях. Анализ стихотворения Пастернака «Любить иных – тяжелый крест» представляет собой весьма глубокое раскрытие сути и смысла человеческого бытия в контексте отдельно взятого человеческого существования.

Послушать стихотворение Пастернака Любить иных тяжелый крест

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Любить иных тяжелый крест

Анализ стихотворения Пастернака Любить иных тяжелый крест

Настроение произведения Любить иных тяжелый крест

Любить иных тяжелый крест