Анализ стихотворения Пастернака Иней



Прекрасен мир, созданный Б.Пастернаком в стихотворении «Иней». Прекрасен и страшен одновременно. Поэт стремился во всём «дойти до самой сути», отыскать в повседневности высокий смысл бытия.

Иней – обычное природное явление - оказывается той оболочкой, проникнув через которую, человек постигает смысл жизни, слившись в одно целое с природой.

В природе наступила осень - «глухая пора листопада». И в жизни лирического героя осень - страх перед грядущим уходом из жизни, страх перед новыми потерями:

У страха глаза велики.

Природа по-пастернаковски очеловечена:

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед сном.

«Порядок творенья» - расцвет, увядание, смерть; весна, лето, осень, зима. В пору зимней спячки может наступить пробуждение:

Ты завтра очнёшься от спячки.

Какая-то неумолимая сила заставляет лирического героя идти, надеяться и ждать. Чего или кого? Безвозвратно ушедшего, навечно потерянного. Как пишут современники, сам поэт до конца жизни оставался седым дитятей, седым юношей, доверчивым и надеющимся.

Выразительно слово «опять». Оно повторяется в четвёртой строфе. Зима – не только холодное время года, но и равнодушное отношение людей друг к другу. В жизни лирического героя была зима, а значит, и расставания, потери, душевная боль. Поэтому досаду вызывают не снежинки, а «белые мухи», «лес лопоухий», «шут маскарадный».

Загрузка...

Во многих стихотворениях Пастернака есть мотив чащи. Он очень важен для поэта. Зимняя чаща в стихотворении «Иней» сравнивается с хищником, «крадущимся росомахой». Судьба подстерегает человека на каждом шагу. Внутренний мир хрупок, то, что суждено, неизбежно.

Здесь инея сводчатый терем,
Решётчатый тёс на дверях.

Лес похож на терем. В поэтических произведениях русской литературы такое сравнение встречается часто. У Пастернака терем из ледяных кристаллов, за занавеской которого самое простое, обыденное:

Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска.
И вновь чаща: И новая чаща видна.

Из одной чащи - в другую: из одного мира в другой, мир гармонии человека с природой.

Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

Повторение глухих согласных и шипящих: [т-ж-ст-ш-х-ч-щ-ц]. И в этой же строфе «звонкая» рифма: «резьбу» - «гробу». Но в гробу не мёртвая царевна, а только спящая.

В следующей строфе рифмуются «царству» с эпитетом «мёртвому» и «благодарствуй». Усилительная частица «и» в начале строфы и употребление устаревшего слова «благодарствуй» подчёркивают значимость этой части стихотворения.

В начале произведения ветер с его пугающей колыбельной перед сном, затем «торжественное затишье» и, наконец, тихий шёпот. Зимой царство природы мертво, так и душа человека должна достичь умиротворения, чтобы весной пробудиться к жизни, свету, теплу.

В центре поэтического мира Пастернака не человек, а природа. Соединяясь с ней, человек приближается к счастью:

Ты больше, чем просят, даёшь.

Интересно, что во всём стихотворении местоимение «ты» c обобщённо-личным значением, а в последней строфе:

«Я» - поэт, лирический герой – часть мироздания, часть природы, навечно слившиеся друг с другом.

Стихотворение называется «Иней». Этому природному явлению Пастернак, поэт-философ, придал особые черты, как будто переводя его в другой план. Охлаждающаяся поверхность – это жизнь с её бесконечной суетой. «За снежной густой занавеской» «новая чаща», то есть постижение высокого смысла бытия, значительного и вечного. Не уход в потусторонний мир, как у символистов, а преклонение перед жизнью, вера в неё. Позже Пастернак выскажет своё желание проникнуть – в корни всего сущего:

Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

Искусство также рождается из самой жизни. Таков смысл стихотворения Б.Пастернака «Иней».

«Иней» Б.Пастернак

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Иней № 1

«Иней» Борис Пастернак

Глухая пора листопада.
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

Пусть ветер, рябину занянчив,
Пугает её перед сном.
Порядок творенья обманчив,
Как сказка с хорошим концом.

Ты завтра очнёшься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.

Опять эти белые мухи,
И крыши, и святочный дед,
И трубы, и лес лопоухий
Шутом маскарадным одет.

Всё обледенело с размаху
В папахе до самых бровей
И крадущейся росомахой
Подсматривает с ветвей.

Ты дальше идёшь с недоверьем.
Тропинка ныряет в овраг.
Здесь инея сводчатый терем,
Решётчатый тёс на дверях.

За снежной густой занавеской
Какой-то сторожки стена,
Дорога, и край перелеска,
И новая чаща видна.

Торжественное затишье,
Оправленное в резьбу,
Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу.

И белому мёртвому царству,
Бросавшему мысленно в дрожь,
Я тихо шепчу: «Благодарствуй,
Ты больше, чем просят, даёшь».

Анализ стихотворения Пастернака «Иней»

Лирика Бориса Пастернака носит философский оттенок, и в этом нет ничего удивительного. В своих произведениях этот поэт очень часто пытается постичь суть вещей и понять, почему мир устроен именно таким образом. Кроме этого, автор постоянно ищет ответы на различные вопросы, пытается выявить причинно-следственные связи не только между событиями и явлениями, но и связать все это воедино с собственными ощущениями. В результате на свет рождаются удивительные и необычные произведения, к которым, в частности, относится «Иней».

Это стихотворение было написано осенью 1941 года, когда войска германии уже приближались вплотную к Москве. Пастернак в это время находился на своей даче в нескольких километрах от столицы и пытался добиться отправки на фронт. Вокруг царил самый настоящий хаос, люди паниковали и пытались предугадать, возьмет Гитлер Москву или же нет. Однако Пастернак старался не поддаваться общей панике, так как понимал: в такой ситуации нужно положиться лишь на волю судьбы. Он много гулял по окрестным лесам и размышлял над тем, как нужно воспринимать эту внезапную, бессмысленную и жестокую войну.

Впрочем, о самой войне в стихотворении не сказано ни слова, однако оно пропитано тревогой и попытками найти точку опоры в том мире, который вот-вот готов рухнуть. «Расстраиваться не надо: у страха газа велики», — сам себя успокаивает поэт и пытается сосредоточиться на том, что видит вокруг. Поздняя осень уже готова уступить свое место зиме, и об этом свидетельствует серебристый иней, который украшает ветки деревьев, низины и овраги. Предвосхищая события, поэт с некоторой ностальгией отмечает: «Опять эти белые мухи, и крыши, и святочный лед». Он не знает, доведется ли в этот раз отметить Новый год, но хочет и верить в то, что праздник, несмотря ни на что, все же будет. Пастернак убежден в том, что «порядок творенья обманчив, как сказка с хорошим концом», и война все равно завершится.

Следует отметить, что в первые месяцы военных действий многие верили в то, что советская армия скоро начнет теснить врагов и очень быстро освободит оккупированные территории. Подобные иллюзии питал и сам Борис Пастернак, ведь в его жизнь война еще не успела ворваться смертоносным вихрем. Мир, который окружает поэта, чист и прекрасен в своей белоснежной оправе, однако автор почему-то сравнивает его со «спящей царевной в гробу». За этой метафорой кроется подсознательный страх смерти, которая уже стоит на пороге. Однако ни сам автор, ни его друзья не знают, чью жизнь она унесет в следующий момент. И эта неизвестность точно также, как и белое безмолвие украшенного инеем осеннего леса, слегка пугает поэта. От паники его удерживает лишь мысль о том, что ничто в этом мире не происходит случайно, и в каждом событии есть свой глубинный смысл, который может быть попросту непонятен простому обывателю. Поэтому автор, обращаясь к безмолвному лесу, посеребренному инеем и погруженному в легкую дремоту, шепчет: «Благодарствуй, ты больше, чем просят, даешь».

Иней Б. Пастернака. Анализ стихотворения

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Иней № 2

В этой статье я хочу представить свое видение того, как я понимаю это стихотворение. Оно необычно уже потому, что сама ритмика стиха звучит, как чудесная музыка, в нем чувствуется фонтан энергетики - это радостное открытие, вероятно, сделал для себя в то время и Борис Пастернак. Взрыв чувств, эмоций и новый взгляд на жизнь.

Тема стихотворения - Благодарственная песнь Всевышнему за тот прекрасный и чудесный мир, что нас окружает. Лирический герой испытывает гамму положительных чувств при соприкосновении с загадкой природы - эта тайна мироздания внезапно в одно мгновение раскрывается перед ним: чувство восторга, полета, счастья, упоения, единства с миром, чувство бесконечной радости. Но в центре всех этих чувств находится чувство Благодарности. Именно Благодарность рождает в душе лирического героя принятие всего того, что с ним происходит: своей жизни, судьбы и т.д.

К нему вдруг приходит понимание того, что все благословенно, все совершенно в этом мире; душа свободна и можно быть счастливым, невзирая на внешние обстоятельства, потому что ничто уже не сможет нарушить гармонию той целостности, которая есть Бог. Это закон абсолютной Любви.

«Порядок творенья обманчив» - мы часто заблуждаемся - все не так, как кажется. И, однако, все это неизменно ведет нас к благополучию внутри нас самих, учит жить в соответствии со своей внутренней природой. Из маленьких частей складывается целое. Иней- частичка снега, а обновленная душа- частичка Бога в нас.

Ты завтра очнешься от спячки
И, выйдя на зимнюю гладь,
Опять за углом водокачки
Как вкопанный будешь стоять.

Жизнь всегда нова. Можно годами искать ее смысл - и не находить. Но стоит только обратиться внутрь себя, как мы с радостью обнаруживаем в себе эти два незримых факела свободы - Любовь и Благодарность, и потому начинаем смотреть на все иными глазами, будучи глубоко поражены тем внезапным откровением, происходящим внутри нас.

Крупицы инея, узорами разбросанные по веткам, - это и есть мгновения счастья, на пути постижения которого находится каждый из нас. Это похоже на то, как жизнь раскрывается перед нами: нам не дано увидеть ее всю целиком, но для того только, чтобы иметь возможность наслаждаться каждым ее отдельным мгновением.

Множество целей, бессчетное количество дорог - все они ведут к тому, чтобы человеку сделаться счастливым. Смысл у всего единый. Такое утверждение сопричастности вечной души Вселенскому голосу Вечности и Благодарность Всевышнему звучит в последних строках:

«Иней», анализ стихотворения Пастернака

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Иней № 3

Эстетика и поэтика лирики Б.Л. Пастернака. самого неординарного и сложного поэта ХХ века, основывается на взаимопроникновении отдельных явлений, на слиянии всего чувственного.

В стихотворении «Иней» это выражено настолько сильно, что сложно понять, о ком говорит нам автор. Изображает ли он пейзаж или живописует человека.

Глухая пора листопада
Последних гусей косяки.
Расстраиваться не надо:
У страха глаза велики.

На самом же деле, лирический герой неотделим от природы, между ними нет преград.

Запутанный лабиринт пастернаковской метафоричности будто разрастается в «Инее» от строки к строке. Пейзажное пространство становится масштабнее, от одной эмоции - «расстраиваться не надо». вызванной природным увяданьем, увеличивается до целого мира «и белому мертвому царству».

Стихотворение «Иней» написано не от первого лица, но и не от третьего, и это не парадокс, а филигранное мастерство.

Бесконечная жизнь природы замирает в минутной скованности. Иней, хрупкая корка льда, будто заставляет бытие замедлиться, что дарует душе лирического героя возможность раскрыться навстречу природе, раствориться в ней.

Основной мотив произведения — мотив дороги.

Ты дальше идешь с недоверьем,
Тропинка ныряет в овраг.

И чем динамичнее движется лирический сюжет. чем дальше устремляется герой к познанию мира сложного и многогранного, тем медленнее движется время, околдованное инеем. Дорога здесь — это не линейный путь вперед, а колесо жизни, «порядок творенья». в котором на смену осени приходит зима.

Сказочность, зачарованность природного бытия создается через трудный ассоциативный ряд:

Похоже на четверостишье
О спящей царевне в гробу

Пушкинские мотивы неслучайны здесь, ведь стихотворение «Иней» — это устремление к правде и красоте, составляющей основу духовного бытия, а лирика Пушкина — это завораживающая своей простотой гармоничная стихии слова. Вообще, стихотворение полно отсылов к русской классической лирике. Также видно и лес, похожий на сказочный терем. Но за сказкой у Пастернака скрывается жизнь, такая, какая она есть.

Образы смерти. заполнившие поэтическое пространство последних строк, не создают ощущение обреченности, хотя нотки, свидетельствующие о душевной боли, вкрадываются в повествование. Но тем не менее, здесь эти мотивы свидетельствуют о том, что сознание поднимается на иной, более высокий уровень. И, как диссонанс «мертвому царству» звучат жизнеутверждающие строки финала:

Я тихо шепчу: «Благодарствуй»

Их торжественность объединяет изломанный пастернаковский синтаксис в стройную художественную структуру.

Название стихотворения «Иней» знаковое. Этому природному явлению Б.Л. Пастернак придал значение переходности из одного состояния к другому, тот путь, что совершает лирический герой, он преодолевает через надлом, иней же тоже надломная стадия между осенью и зимой, свидетельствующая о круговерти жизни, неудержимой в своем устремлении вперед.

Тематические конспекты

  • Сочинение на тему Своеобразие лирики Б. Пастернака Своеобразие лирики Б. Пастернака Поэтический мир Бориса Пастернака предстает пе­ред нами во всем своем богатстве — богатстве звуков и ассоциаций,
  • Напишите сочинение на тему философия в поэзии пастернака. Только не с интернета, а от себя До сущности протекших дней, До их причины, До оснований, до корней, До сердцевины. Б. Пастернак Поэзия Бориса Пастернака не легка
  • Зима — Материалы к уроку музыки Видео - Караоке У леса на опушке жила зима в избушке. Она снежки солила в березовой кадушке. Она сучила пряжу она ткала холсты, Ковала
  • Сочинение Борис Пастернак: лирика жизни Май Февраль! Достать чернил и Плакать. Б. Пастернак Ученик Скрябина, сам великолепн Ый музыкант, Пастернак в своих лирических стихах одновременно

Статистика

Сочинение Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Иней»

Прекрасен мир, созданный Б. Пастернаком в стихотворении "Иней». Прекрасен и страшен одновременно. Поэт стремился во всём "дойти до самой сути», отыскать в повседневности высокий смысл бытия. Иней – обычное природное явление - оказывается той оболочкой, проникнув через которую, человек постигает смысл жизни, слившись в одно целое с природой. В природе наступила осень - "глухая пора листопада». И в жизни лирического героя осень - страх перед грядущим уходом из жизни, страх перед новыми потерями: У страха глаза велики. Природа по-пастернаковски очеловечена: Пусть ветер, рябину занянчив, Пугает её перед сном. "Порядок творенья» - расцвет, увядание, смерть; весна, лето, осень, зима. В пору зимней спячки может наступить пробуждение: Ты завтра очнёшься от спячки.

Какая-то неумолимая сила заставляет лирического героя идти, надеяться и ждать. Чего или кого? Безвозвратно ушедшего, навечно потерянного. Как пишут современники, сам поэт до конца жизни оставался седым дитятей, седым юношей, доверчивым и надеющимся.

Выразительно слово "опять». Оно повторяется в четвёртой строфе. Зима – не только холодное время года, но и равнодушное отношение людей друг к другу. В жизни лирического героя была зима, а значит, и расставания, потери, душевная боль. Поэтому досаду вызывают не снежинки, а "белые мухи», "лес лопоухий», "шут маскарадный». Во многих стихотворениях Пастернака есть мотив чащи. Он очень важен для поэта. Зимняя чаща в стихотворении "Иней» сравнивается с хищником, "крадущимся росомахой».

Судьба подстерегает человека на каждом шагу. Внутренний мир хрупок, то, что суждено, неизбежно. Здесь инея сводчатый терем, Решётчатый тёс на дверях. Лес похож на терем. В поэтических произведениях русской литературы такое сравнение встречается часто. У Пастернака терем из ледяных кристаллов, за занавеской которого самое простое, обыденное: Какой-то сторожки стена, Дорога, и край перелеска.

И вновь чаща: И новая чаща видна. Из одной чащи - в другую: из одного мира в другой, мир гармонии человека с природой. Торжественное затишье, Оправленное в резьбу, Похоже на четверостишье О спящей царевне в гробу. Повторение глухих согласных и шипящих: [т-ж-ст-ш-х-ч-щ-ц]. И в этой же строфе "звонкая» рифма: "резьбу» - "гробу». Но в гробу не мёртвая царевна, а только спящая. В следующей строфе рифмуются "царству» с эпитетом "мёртвому» и "благодарствуй». Усилительная частица "и» в начале строфы и употребление устаревшего слова "благодарствуй» подчёркивают значимость этой части стихотворения.

В начале произведения ветер с его пугающей колыбельной перед сном, затем "торжественное затишье» и, наконец, тихий шёпот. Зимой царство природы мертво, так и душа человека должна достичь умиротворения, чтобы весной пробудиться к жизни, свету, теплу. В центре поэтического мира Пастернака не человек, а природа. Соединяясь с ней, человек приближается к счастью: Ты больше, чем просят, даёшь. Интересно, что во всём стихотворении местоимение "ты» c обобщённо-личным значением, а в последней строфе: Я тихо шепчу. "Я» - поэт, лирический герой – часть мироздания, часть природы, навечно слившиеся друг с другом.

Стихотворение называется "Иней». Этому природному явлению Пастернак, поэт-философ, придал особые черты, как будто переводя его в другой план. Охлаждающаяся поверхность – это жизнь с её бесконечной суетой. "За снежной густой занавеской» "новая чаща», то есть постижение высокого смысла бытия, значительного и вечного. Не уход в потусторонний мир, как у символистов, а преклонение перед жизнью, вера в неё. Позже Пастернак выскажет своё желание проникнуть – в корни всего сущего: Жить, думать, чувствовать, любить, Свершать открытья.

Искусство также рождается из самой жизни. Таков смысл стихотворения Б. Пастернака "Иней».

Разработка Razrabotka в разделе Готовые уроки и опубликована 2 января, 2015
Вы находитесь: Готовые уроки > Сочинение Анализ стихотворения Б. Л. Пастернака «Иней»

Послушайте стихотворение Пастернака Иней

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Иней

Анализ стихотворения Пастернака Иней