Анализ стихотворения Пастернака Девочка




Главная | О нас | Обратная связь

Анализ стихотворения Б. Пастернака «Девочка»

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Девочка № 1

Это одно из стихотворений, которые, на мой взгляд, предполагают множество толкований. Сразу даже сложно сказать, о чем оно. С первого взгляда - действительно, о ветке, которая, раскачиваемая ветром, влетела в открытое окно и отразилась в зеркале. При этом остальной сад «застлан» ею, то есть в зеркале почти не виден. Но когда ее, маленькую, настоящую, ломают и подносят к трюмо, - она теряет свое очарование, на наших глазах блекнет, мельчает и «засыпает». Тут можно сказать и о взаимоотношениях человека и природы: все, что идет от человека, - насильственное, это «тюремная людская дрема», которая уничтожает очарование природы.

Но взглянув на название стихотворения, мы вскрываем другой пласт смысла - трагедию «сломанного» человека. Первоначально, думаю, толчок к написанию стихотворения был таким: автор, действительно, увидел девочку, качающуюся на качелях, бегающую по саду, свободную и равную по силе и значимости всему окружающему миру. Но потом она зашла в дом, - тихая, дисциплинированная, покорная общему распорядку, - как сломанная ветка. Трюмо здесь, скорее всего, олицетворяет ненатуральный мир, зеркальный, отраженный. Когда жизнь-«ветка» далека от него, она так же сильна, как и он, даже противостоит ему: «…характером - сестра, второе трюмо». Но когда «ветка» сломана, поставлена прямо к «раме трюмо», она кажется маленькой, незначительной и только гадает: «Кто это глаза мне рюмит тюремной людской дремой?»

Теперь взглянем на эпиграф стихотворения и обнаружим еще один пласт его смысла. Может быть, трюмо - тот самый «утес-великан», большой, одинокий, а ветка - тучка? Но здесь тот же «сюжет» в другой версии: тучка улетела, а ветка осталась. Меня этот эпиграф заставляет переосмыслить и Лермонтовское стихотворение: интересно, что было бы, если бы тучка осталась «на груди утеса-великана», - может, погасла бы, как ветка.

Следующий смысловой уровень мы можем увидеть, обратившись к другим стихотворениям Пастернака из этого же цикла. Стихотворения «Плачущий сад» и «Зеркало» явно связаны с «Девочкой» и раскрывают образы сада и трюмо полнее и ярче.

«Плачущий сад», я думаю, тоже похож на девочку, хотя бы потому, что мнет «ветку… как кружевце». С другой стороны, это стихотворение об одиночестве, сад «один на свете», «тишь и листок не шелохнется». Мне кажется, что сад - это и сам автор, одинокий и «плачущий». А исходя из этого можно и «Девочку» воспринять как автобиографическое стихотворение: Пастернак отождествляет себя и с садом, и с веткой - его частью: ведь ветка - его «сестра», может быть, вторая часть натуры.

Стихотворение «Зеркало» - тоже помогает «расшифровать» «Девочку»: «Огромный сад тормошится в зале, в трюмо - и не бьет стекла». Наверное, не только сад, но и зеркало, которое невозможно разбить, - также сам автор. Вообще, тема зеркала, зазеркалья - распространенная тема русской, да и мировой литературы. Тема сада, богатства природы, силы природной стихии - тоже. О любом из этих трех стихотворений можно говорить почти бесконечно…

Психология восприятия искусства как основа обучения анализу текста. 5

Составление алгоритма анализа. 7

Алгоритм анализа поэтического текста. 13

Часть I. Поэзия 19 века. 16

1. Пейзаж души. 16

2. А.С. Пушкин: от «вольных птиц» к «вольной вышине». 20

3. Два художественных мира. 23

4. «Одиночество» и «свобода» в поэзии М.Ю. Лермонтова. 25

5. «Пылающая бездна» поэзии Ф.И. Тютчева. 32

6.«Пылающая бездна» и дружный «хор светил». 37

7. Гармония и красота бытия в поэзии А. Фета. 39

Часть II. Поэзия 20 века. 49

1. Образ Родины в поэзии С. Есенина. 49

2. В глубины смыслов Б. Пастернака. 54

3.«Вольная птица» ассоциаций. 59

Приложение 1. 64

Приложение 2. 69

Приложение 3. 73

[1] Рез З.Я. Изучение лирики в школе. М. 1968. С. 8.

[2] Выготский Л.С. Психология искусства. М. 1968. С. 156-158. В дальнейшем цитируется данное издание с указанием страниц в тексте.

[3] Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М. 1991. С. 13-14.

[4] Следует иметь в виду, что слово «злачная» сегодня вызывает несколько иные ассоциации, чем во времена Пушкина (вспомним «злачные места»), следовательно, при анализе данного текста нужно «восстановить» исторический, «первозданный» смысл этого слова: «плодородный, обильный злаками и пастбищами» (см. словарь Д.Ушакова).

[5] См. Брагинский И.С. Проблемы востоковедения. М. 1974. С. 323-331.

[6] Саади. Гулистан. М. 1957. С. 38. Выделено нами - С.К.

[7] Они могут войти в программы углубленного изучения литературы или факультативного курса «Учимся понимать поэзию».

[8] См. Г. Гуковский. Пушкин и русские романтики. Саратов, 1946. Наш анализ стихотворения «Вечер» опирается на это исследование Г. Гуковского.

[9] Здесь, кстати, обратившись к содержанию предмета «русский язык», можно показать ребятам, какую роль в художественном тексте может сыграть одна-единственная частица, - как меняет она весь настрой стиха.

[10] Может быть, даже «Выхожу один я на дорогу…» в этом контексте должно быть прочитано несколько иначе, чем это принято традиционно: один, но не одинок, а наконец-то свободен, вписан в мировую гармонию, где «звезда с звездою говорит».

[11] Этот яркий эпитет позволяет наглядно продемонстрировать детям развитие русского языка: в первой трети 19 века слово «безответный» еще не утеряло своего прямого смысла – «без ответа», «не дающий ответа, отзыва, вести» (см. «Толковый словарь В.Даля), то есть не желающий дать ответ на оклик или вопрос; в то время как в наши дни оно означает – «неспособный возражать, прекословить», «безгласный» (см. «Толковый словарь русского языка» под ред. Д.И. Ушакова).

[12] Можно предложить детям самим найти аналогичные по содержанию и по образному решению стихотворения - такие, как «День и ночь», «Святая ночь на небосклон взошла…», «О чем ты воешь, ветр ночной…» и многие другие.

[13] См. Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А. Фета: М. 1975.

[14] Обратим внимание детей на то, что в 19 веке существовало выражение не только «твердь земная», но и «твердь небесная», что «лицом ко тверди» означает здесь лицом к небу (см. Толковый словарь русского языка Н.Д. Ушакова).

[15] Заметим, что импрессионизм Фета, изображение мира в отдельных словесных «мазках» и деталях, а также музыкальность, мелодичность его стиха позволяют активно и плодотворно использовать возможности интегрированного обучения, привлекать к анализу его стихов произведения живописи и музыки. См. об этом: Берченко Т.В. Трепет жизни. Импрессионизм в лирике Фета //Русская словесность. 1998. № 2.

[16] Интересно после завершения анализа предложить ученикам дополнить записанный ими рассказ - степень полноты первоначального и окончательного текста может послужить материалом для диагностики эстетического развития каждого.

[17] Проблемы, не затронутые в пособии, так же, как и не проанализированные тексты, рассматриваются на авторских курсах в НРЦРО.

Борис
Пастернак

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Девочка № 2

Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Ты так играла эту роль!»

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Девочка № 3

Не секрет, что Борис Пастернак воспринимал человеческую жизнь, как игру, в которой присутствует множество ролей. Время от времени каждый из нас примеряет на себе новый образ, наиболее полно соответствующий тому или иному стечению обстоятельств. И это позволяет судить о том, что искренности в людях слишком мало, а ей нас мену приходят такие качества, как прагматичность, рассудительность и меркантильность.

Трудно сказать, почему именно Борис Пастернак практически всю свою жизнь придерживался именно этой концепции. Однако первое стихотворение, в котором автор представляет людей в виде актеров, увидело свет в 1917 году. «Ты так играла эту роль!» — произведение-посвящение, которое адресовано Иде Высоцкой – девушке, в которую пастернак был влюблен еще с гимназической поры.

Став студентом Московского университета, будущий поэт продолжал искать встречи со своей избранницей, хотя и понимал, что она ему не пара. Ида Высоцкая была дочерью крупного предпринимателя, который к началу 20 века мог похвастаться солидным состоянием. Семья Пастернаков хоть и не была бедной, но к коммерции не имела никакого отношения. Поэтому рассчитывать на брак с девушкой из другого круга будущему поэту не приходилось. Тем не менее, узнав, что его возлюбленная продолжает обучение Германии, Борис Пастернак настоял на том, чтобы прослушать курс юриспруденции в Магбурском университете. Именно в этом городе весной 1912 года у него произошло объяснение с Идой Высоцкой. Предложение Пастернака было с негодованием отвергнуто, и это неудачное сватовство оставило глубокую рану в сердце молодого человека.

Лишь спустя несколько лет он смог переосмыслить все то, что случилось в германии, и пришел к выводу: его возлюбленная просто блестяще сыграла свою роль, хотя на самом деле испытывала к жениху весьма пылкие чувства. Так появилось на свет знаменитое стихотворение, положившее начало творческой концепции поэта. Следует отметить, что тему актерства в жизни поэт затрагивал не только в своих стихах, но и в прозе, примером чему является знаменитый роман Пастернака «Доктор Живаго». Он будет написан гораздо позже, а в 1917 году поэт с болью и восхищением обращается к своей возлюбленной, отмечая: «Ты лучше всех ролей играла эту роль!». В своем гневе Высоцкая была настолько хороша, что Пастернак действительно ей поверил и не стал больше добиваться руки этой горячки, о чем и он, и она впоследствии не раз пожалели.

Анализы других стихотворений

  • Анализ стихотворения Фёдора Тютчева «Ты волна моя морская. »
  • Анализ стихотворения Михаила Лермонтова «Нет, не тебя так пылко я люблю»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Советская азбука»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Стихи о разнице вкусов»
  • Анализ стихотворения Владимира Маяковского «Разговор с фининспектором о поэзии»

Ты так играла эту роль!

Я забывал, что сам – суфлер!

Что будешь петь и во второй,

Кто б первой ни совлек.

Вдоль облаков шла лодка. Вдоль

Лугами кошеных кормов.

Борис Пастернак — Из сада, с качелей, с бухты-барахты ( Девочка )

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Девочка № 4

Iz sada, s kacheley, s bukhty-barakhty
Vbegayet vetka v tryumo!
Ogromnaya, blizkaya, s kapley smaragda
Na konchike kisti pryamoy.

Sad zastlan, propal za yee besporyadkom,
Za byushchey v litso kutermoy.
Rodnaya, gromadnaya, s sad, a kharakterom
Sestra! Vtoroye tryumo!

No vot etu vetku vnosyat v ryumke
I stavyat k rame tryumo.
Kto eto, — gadayet, — glaza mne ryumit
Tyuremnoy lyudskoy dremoy?

Bp cflf, c rfxtktq, c ,e[ns-,fhf[ns
D,tuftn dtnrf d nh/vj!
Juhjvyfz. kbprfz, c rfgktq cvfhfulf
Yf rjyxbrt rbcnb ghzvjq/

Cfl pfcnkfy, ghjgfk pf tt ,tcgjhzlrjv,
Pf ,m/otq d kbwj renthmvjq/
Hjlyfz, uhjvflyfz, c cfl, f [fhfrnthjv
Ctcnhf! Dnjhjt nh/vj!

Yj djn ne dtnre dyjczn d h/vrt
B cnfdzn r hfvt nh/vj/
Rnj nj, — uflftn, — ukfpf vyt h/vbn
N/htvyjq k/lcrjq lhtvjq?

Девочка
Стихотворение Бориса Пастернака

Картинка Анализ стихотворения Пастернака Девочка № 5

Ночевала тучка золотая На груди утеса великана.* Из сада, с качелей, с бухты-барахты Вбегает ветка в трюмо! Огромная, близкая, с каплей смарагда На кончике кисти прямой. Сад застлан, пропал за ее беспорядком, За бьющей в лицо кутерьмой. Родная, громадная, с сад, а характером Сестра! Второе трюмо! Но вот эту ветку вносят в рюмке И ставят к раме трюмо. Кто это,- гадает,- глаза мне рюмит Тюремной людской дремой? * См. Лермонтов.

Борис Пастернак. Сочинения в двух томах.
Тула, "Филин", 1993.

Другие стихи Бориса Пастернака

Природа в стихах Б. Пастернака: анализ стихотворения "Март"

Анализ стихотворения "Март"

Борис Леонидович Пастернак довольно часто писал на тему природы. Его эпитеты и метафоры всегда настолько завуалированы, но четки, что невозможно оторваться от чтения и не восхититься написанными строками. Практически каждое стихотворение поэта имеет свою особенность и изюминку. И даже стихотворения, которые писались на заказ для государства и по идее должны быть доступными для понимания и простыми, отличались каплей необычайных нот Бориса Леонидовича.

Так и в стихотворении «Март», написанном в 1947 году. Оно пропитано тематикой того времени, когда Советский Союз становился на ноги, восстанавливалась после войны. В это время жизнь городского населения и простого сельского рабочего была довольно-таки разной. В этом стихотворении Борис Леонидович описал март, наступление весны, именно глазами рабочего.

С первых строчек читатель понимает, что март для простого рабочего совсем нерадостная и не романтичная пора. Это начало ежедневной, тяжелой и трудоемкой работы. «Солнце греет до седьмого пота», - казалось бы, только начало весны, но человек уже ощущает жар солнца, сопровождающего труженика весь рабочий день.

Во втором четверостишье заключена ответственность и необходимость выполнять сроки и планы. «Но дымится жизнь в хлеву коровьем, И здоровьем пышут зубья вил». Каждый, кто работал в то время, понимал, что от его выработки полностью зависит завтрашний день, здоровье и сытость детей. Поэтому люди работали не покладая рук.

Борис Леонидович не только смог описать трудоемкие будни сельского человека, но и проанализировать на его фоне жизнь городского населения. Стихотворение называется «Март», но ничего обыденного и привычного в нем нет. Здесь нет того, чему мы привыкли радоваться в марте – теплому солнцу, первым цветам и романтике. Здесь все глубже – даже в суматошных рабочих буднях сельский человек находит причины для радости: «Эти дни, эти дни и ночи! Дробь капелей к середине дня, Кровельных сосулек худосочье, Ручейков бессонных болтовня!». Все просто, чисто и прекрасно. Люди умеют радоваться тому, что имеют: «Пахнет свежим воздухом навоз».

Какой смысл заложен в этих, казалось бы, простых строчках. Какая ирония и небольшая доля сарказма скрыта в каждом слоге этого стихотворения. Оно было написано полвека назад, но актуально и сегодня.

Стихотворение «Март» оголяет нелегкую работу сельского жителя Советского Союза. С помощью метафор, эпитетов и сравнения автор скрасил и смягчил действительность. «Чахнет снег и болен малокровьем». Март – это снег, погибающий под лучами солнца.

При этом поэт смог описать природу так, чтобы мы ее увидели, как только прочитали строки. Пастернак смог оживить все вокруг: «И бушует, одурев, овраг».

Стихотворение «Март» написано с такой глубиной и пониманием, что его чтение напоминает дробь капелей, о которых, наверное не случайно, упоминал Борис Леонидович.

Слушать стихотворение Пастернака Девочка

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Девочка

Анализ стихотворения Пастернака Девочка