Анализ стихотворения Никитина Здравствуй гостья зима



Анализ стиха Ивана Никитина Встреча зимы

Картинка Анализ стихотворения Никитина Здравствуй гостья зима № 1

АНАЛИЗ для 6 класса с главными Художественно выразительными средствами
ЗАРАНЕЕ СПАСИБО

Ильнара Газизова Знаток (304) 5 лет назад

В стихотворение И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко.
Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы: воздух легок и чист, снег блестит разноцветным огнем, весело смотрит лес, как алмазы горят капли. Через настроение природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.
В стихотворение автор использовал много средств выразительности:
Сравнение: капли как алмазы, снежок что белый пушок
Метафора: снег лежит полотном
Эпитеты: сумрачный лес, воздух легок и чист.
Олицетворение: дождь стучал, туман вставал, веял холод, плакал лес, смотрит лес, гостья зима.
Автор хочет сказать, что прирда живая, что она может груститть и радоваться и влиять на настроение человека.

Пример

Дмитрий Рожков Ученик (109) 4 месяца назад

В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.

ольга морнева Ученик (106) 3 месяца назад

  • отработать навыки правильного дыхания;
  • активизировать работу органов артикуляции;
  • разнообразить голосовые модуляции;
  • обучать приёмам мышечной релаксации;
  • закреплять навыки плавной речи при заученных ответах ;
  • развивать умение строить пересказ по вопросам;
  • развивать умение анализировать и объяснять поговорки;
  • формировать умение подбирать существительные, прилагательные, глаголы;
  • провести лексико-грамматическую работу по теме «Зима».

1. Организационный момент

Закройте глаза. Над вами безграничное небо, а под ногами земля, которая вдыхает аромат прохлады и свежести полной грудью. Вдруг что-то легкое коснулось вашей щеки. Прикосновение нежное и в то же время холодное. Что это? Вы осторожно притрагивается к щеке, но вдруг ладошка ваша стала влажная. Что же это было? А теперь откройте глазки и поделитесь впечатлениями.

Как вы догадались, тема нашего урока будет тема зимы. "Зимний мотив".

Прочитайте название темы про себя шепотом с удовольствием, с восторгом, с нежностью. Именно такие чувства испытывали многие поэты и писатели, когда говорили о зиме.

4. Основная часть занятия.

1). Анализ стихотворения

Давайте послушаем строки, которые они посвятили этому прекрасному времени года

(Звучит стихотворение Никитина "Встреча зимы")

Здравствуй, гостья - зима

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас,-

Где угодно гуляй:

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Прозвучали строки стихотворения И. Никитина. Какое настроение, состояние души вызывают эти строки? Сейчас наступил 1-й месяц зимы - декабрь. А знаете вы, откуда произошло это название?

Название декабрь родственно слову дециметр, что значит "10". Дециметр - десятая часть метра, а декабрь у римлян был 10-м месяцем. Название это сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым, последним в году

А еще в древние времена декабрь называли студень, в этом месяце начиналось зима, становилось студено.

2). Работа над поговорками

На доске поговорки:

Декабрь год. зиму.

Готовь сани. а телегу.

- Как вы понимаете вторую поговорку?

(Летом ездят на телеге, поэтому ее нужно отремонтировать зимой, а сани готовить летом, чтобы зимой они были исправны).

- Каждому человеку нравится зима по разным причинам кто-то любит ее за морозы, кто-то за первый снег, кто-то за оттепели, а кто-то за метели и вьюги. Так какая она зима? Сегодня на уроке мы постараемся разгадать секреты матушки зимы.

5. Развитие общеречевых процессов.

Перед зеркалом произнести слоги:

ДА - рот широко открыт
ДИ - губы расползаются в полуулыбке
ДО - губы принимают форму буквы "О"
ДУ - губы хоботком

Чтобы ещё увеличить эффективность упражнения, можно интонировать произносимые слоги. То есть произнести например "ТА ТИ ТО ТУ", завышая и занижая тон голоса (с вопросительной и утвердительной интонацией). При этом хорошо бы ещё обращать внимание на дыхание: вдох животом, и на выдохе произносим "ФА ФИ ФО ФУ", затем снова вдох животом и т.д. Со временем можно и нужно увеличивать количество произносимых слогов на одном выдохе.

2). «Болтушка» - подвигать языком по нёбу.

3). Гимнастика для нижней челюсти: опускание и поднимание, перемещение вправо-влево.

4). «Остуди горячий чай» - после максимального выдоха делаем вдох и дуем на воображаемое блюдце с горячим чаем. Щёки не надуваем. Упражнение выполнять без напряжения.

Зима была любимой порой многих творческих людей: поэты посвящали ей свои стихи: Звучит хоровое чтения стихотворения Пушкина:

Под голубыми небесами,

Блестя на солнце снег лежит

Прозрачный лес один чернеет

И ель сквозь иней зеленеет

И речка подо льдом блестит.

Кто автор этих строк? Очень много стихов посвятил поэт этому времени года. И очень любил он зимнее утро и зимний вечер.

3) Игра «Какая!»

Подбор однородных определений к слову зима: холодная, ранняя, поздняя, снежная, злая, суровая, морозная, теплая, ветреная, веселая, нарядная и т. д.

4) Игра «Что делает?»

Подбор однородных сказуемых к слову снег: идет, тает, кружится, летает, падает, ложится, сверкает, скрипит, вьется.

5) Собери предложения:

  • поземка, улица, метет, по;
  • окно, мороз, узор, на, нарисовал.

6. Физкультминутка - логоритмика.

Речевая подвижная игра «Зимой». Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

6) Дидактическая игра «Подбери признак и предмет»:

наступает (что?) – …, валит (что?) – …,

свищет (что?) – …, бушует (что?) – …,

кружится (что?) – …, замерзает (что?) – …,

блестит (что?) – …, лепят (что?) – ….

7. Развитие связной речи.

Пересказ рассказ «Гостья - зима» с опорой на вопросы логопеда. Усвоение переносного значения слов.

«Кончилась осень. К нам в гости пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Бушует метель. Воет ветер. Злится вьюга. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках, снегокатах. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Это — зимние забавы. Мы очень любим зиму».

Вопросы для пересказа:

  1. Кто пришел к нам в гости?
  2. Какое время года было до этого?
  3. Чем зима накрыла землю? Что делает метель (вьюга, ветер, мороз)?
  4. Какие подарки принесла зима?
  5. Для чего людям нужны эти подарки?
  6. Что такое зимние забавы?

Составить рассказ на тему «Зима».

Стихи Никитина про зиму

Картинка Анализ стихотворения Никитина Здравствуй гостья зима № 2

Как невероятно тонко чувствовал русскую зиму Иван Саввич Никитин. Его стихи о зиме никого не оставляют равнодушным. Здравствуй, снежная, суровая гостья, Зимушка-Зима.

Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.

(Из стихотворения «Встреча Зимы». Полный текст стихотворения «Встреча Зимы» приведён в конце статьи )

Иван Савич Никитин (1824-1861) родился в древнем городе Воронеже. Ещё в летописях XII века упоминается этот славный город.

Поэт Никитин хорошо знал заботы и тяготы простого русского человека. Его стихи о родной земле, о природе понятны каждому, они удивительно теплы и искренни. Поэтов русской глубинки читать всегда интересно, они умеют подметить то, что жителям крупных городов не удаётся увидеть.

Поутру вчера дождь
В стёкла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал.
Веял холод в лицо
От угрюмых небес,
И, Бог знает о чём,
Плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка .
Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно рад он чему, —
И на ветках берёз,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слёз.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.
Есть раздолье у нас, —
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.
Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!
Искони уж таков
Православный народ:
Летом, смотришь, жара —
В полушубке идёт;
Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И крутит, и мутит, —
Наш степной мужичок
Едет в санках, кряхтит:
«Ну, соколики, ну!
Выносите, дружки!»
Сам сидит и поёт:
«Не белы-то снежки. »
Да и нам ли подчас
Смерть не встретить шутя,
Если к бурям у нас
Привыкает дитя?
Когда мать в колыбель
На ночь сына кладёт,
Под окном для него
Песни вьюга поёт.
И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.
Рассыпай же, зима,
До весны золотой
Серебро по полям
Нашей Руси святой!
И случится ли, к нам
Гость незваный придёт
И за наше добро
С нами спор заведёт —
Уж прими ты его
На сторонке чужой,
Хмельный пир приготовь,
Гостю песню пропой;
Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!
20 ноября 1854

Навигация по записям

Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. "Встреча зимы". 3-й класс

Цели:
  • познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
  • продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
  • развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
  • совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
  • связно рассказывать о своих впечатлениях;
  • воспитывать любовь к родной природе.

Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:

– выразительное чтение всего произведения,
– чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.

3. Постановка цели. Актуализация знаний

– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».

б) Словарно-лексическая работа

– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )

в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )

4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.

5. Беседа по содержанию:

– Какой поре посвящено стихотворение?
– Какие части можно выделить?
– Какие картины нарисовал поэт?
– Почему людей радует первый снег?

6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией

– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)

Здравствуй, гостья-зима,
Просим милости к нам.

– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.

7. Детальный анализ стихотворения

– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете?
– Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением)
– Как автор относится к простым русским людям? к Родине?
– Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает?
– Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?

– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы.
– Почему русский народ не боится зимы?
– Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?

9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»

– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин. Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега.
– Каким увидели снег? Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?

10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения

а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )

б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.

– Что особенно понравилось в новом произведении? Что нового для себя узнали?

12. Домашнее задание

Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.

Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.

Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке

Встреча зимы.
Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.
Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.

Наступила зима.
Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.
Брат и сестра долго любовались этой красотой.

Послушать стихотворение Никитина Здравствуй гостья зима

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Здравствуй гостья зима

Анализ стихотворения Никитина Здравствуй гостья зима

Настроение произведения Здравствуй гостья зима

Здравствуй гостья зима