Анализ стихотворения Никитина Весна в степи



Тема: «И.С.Никитин «Полно, степь моя». Олицетворение как прием создания картины природы»

Цель: познакомить учащихся с творческой манерой поэта И.С. Никитина на примере стихотворением "Полно, степь моя…"

- совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного, выразительного чтения; продолжить формировать умение переводить информацию, воспринятую на слух в зрительные образы и обратно в словесную форму;

- обогащать словарный запас, формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, творчество, воображение, навыки наблюдения, сравнения.

- воспитывать любовь к Родине, умение видеть прекрасное в поэзии.

Технология, методы, приемы: методы творческого и объяснительного чтения.

Приемы чтения: просмотровое, ознакомительное, изучающее, эстетическое.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Оборудование для учащихся. раздаточный материал.

Оборудование для учителя. презентация.

УУД: Личностные. положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, умение преодолевать возникающие затруднения;

-формирование экологического сознания;

Предметные: расширение словарного запаса;

-формирование воссоздающего воображения;

-расширение литературного кругозора.

Познавательные. наблюдать за звучанием слов в поэтическом тексте, объяснять интересные выражения;

-формирование умения выполнять анализ стихотворения;

-формирование умения находить ответы на вопросы.

Коммуникативные. формирование умения высказывать своё мнение;

- формирование умения аргументировать свой ответ.

Регулятивные: формирование умения применять учебную задачу, понимать предлагаемый план действий;

-формирование умения оценивать себя и товарищей.

-Почему поэт обращается к степи?

-Как называет автор траву?

Опишите, какая весна в этом стихотворении? Зачитайте.

-Какая картина изображена вслед за весной?

-О какой поре лета говорит Никитин? Зачитайте.

Рассмотрите иллюстрацию. Что изображено? Подберите строчки к стихотворению.

-Есть ли в стихотворении картина осени? Зачитайте.

6.Творческая работа. Словесное рисование

- Как вы себе представляете степь? Опишите картину, которую вы представили.

- Какие бы краски вы выбрали для своей картины? Почему?

- Что бы вы изобразили в центре? Почему? Что было бы еще на вашей картине? Почему именно это вы хотели бы поместить?

- Какими строчками из стихотворения вы бы подписали свою картину? Зачитайте их.

-Посмотрите на иллюстрацию. Такой вы представляли себе степь? Подпишите эту иллюстрацию строчками из стихотворения.

– Что представало вашему взору, когда вы слушали эти строки?

– Какие средства выразительности речи использует поэт? Докажите.

-Что такое олицетворение?

-Что помогает представить олицетворение?

– Как обращается поэт к степи?

– Какие строчки вам особенно понравились? Прочитайте их.

– Каким настроением проникнуто стихотворение?

- Как бы вы озаглавили стихотворение? Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

8.Работа над выразительным чтением.

– По характеру стихосложения что напоминает это произведение?
–Почему так напевно и торжественно звучит это стихотворение? (включить запись отрывка песни)

9.Подготовка к выразительному чтению .

– Попробуем прочитать все стихотворение.

Подумайте, в каком темпе вы будете читать стихотворение: в быстром, чётко, громко произнося слова, или напевно, медленно.

-При подготовке пользуйся памяткой, посмотрите на слайд

Памятка "Как читать выразительно".

1. Правильно ставь ударения.

2. Соблюдай паузы.

3. Выбери силу голоса (громко, тихо).

4. Определи темп (быстро, медленно)

5. Читай эмоционально.

6. Покажи интонацией свое отношение к произведению

( Работа в парах над выразительностью чтения)

10. Выразительное чтение стихотворение

- Оцените чтение стихотворения своих товарищей?

- Чьё чтение вам особенно понравилось? Почему?

-С творчеством какого поэта познакомились на уроке?

-Как называется его стихотворение?

- С какими средствами выразительности речи мы сегодня работали?
– Поделитесь своими впечатлениями от знакомства с данным стихотворением.
– Какова основная мысль стихотворения?

-Помогают ли последние строчки стихотворения понять отношение поэта к природе? (слайд )

-В стихотворении мы видим не только изображение поэтом картины природы, но и самого поэта. Такие стихи мог написать человек, который любил родную землю, её необозримые просторы. Мы вместе с ним восхищаемся этой красотой. Поэта можно понять только по хорошим, настоящим стихам, когда их читаешь, будто слышишь голос самого поэта. (слайд )

-Теперь составим «синквейн» к этому стихотворению.

- Вспомните, что такое «синквейн»

а) 1строка – подлежащие (тема)

б) 2 строка - 2 прилагательных ( раскрывает тему)

в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме)

г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение)

д) 5 строка - вывод (слово –ассоциация с первым словом)

VI. Домашнее задание

VII. Анализ активности учащихся.

Сегодня на уроке работали…

(Оценка «5» ставится, если чтение было хорошим, без ошибок, ученик отвечал на вопросы.

Оценка «4» ставится, если ученик читал хорошо, но допустил несколько ошибок, но хорошо отвечал на вопросы по тексту.

Оценка «3» ставится, если ученик читал, допуская много ошибок, плохо отвечал на вопросы).

- Молодцы, ребята. Мне очень понравилось с вами работать. На этом урок окончен, всем спасибо за внимание.

Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?

Где те дни, когда
С утра до ночи
Ты залетных птиц
Песни слушала,

Дорогим ковром
Расстилалася,
По зорям, сквозь сон,
Волновалася?

Когда в час ночной
Тайны чудные
Ветерок тебе
Шептал ласково,

Освежал твою
Грудь открытую,
Как дитя, тебя
Убаюкивал.

А теперь лежишь
Мертвецом нагим;
Тишина вокруг,
Как на кладбище.

Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;

Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.

Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,

Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою,

Новой жизнию
Веет теплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится.

Весна в степи

Картинка Анализ стихотворения Никитина Весна в степи № 1

Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?

Где те дни, когда
С утра до ночи
Ты залётных птиц
Песни слушала,

Дорогим ковром
Расстилалася,
По зарям, сквозь сон,
Волновалася?

Когда в час ночной
Тайны чудные
Ветерок тебе
Шептал ласково,

Освежал твою
Грудь открытую,
Как дитя, тебя
Убаюкивал.

А теперь лежишь
Мертвецом нагим;
Тишина вокруг,
Как на кладбище.

Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;

Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.

Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,

Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою,

Новой жизнию
Веет теплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится.

  • Геннадий Шпаликов - "Я к вам травою прорасту. "
  • Анна Ахматова - "Перед весной бывают дни такие. "
  • Мария Петровых - Молитва в лесу
  • Сергей Есенин - Наступление весны
  • Афанасий Афанасьевич Фет - "Глубь небес опять ясна. "
  • Александр Яшин - Голоса весны
  • Саша Чёрный - "Зимою всегда веселей. "
  • Лев Эллис - Весной
  • Павел Радимов - Разочарование
  • К. Р. - Времена года

По тематикам

вся

Картинка Анализ стихотворения Никитина Весна в степи № 2

ВЕСНА В СТЕПИ - стихотворение Никитин И. С.

Картинка Анализ стихотворения Никитина Весна в степи № 3

Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?

Где те дни, когда
С утра до ночи
Ты залетных птиц
Песни слушала,

Дорогим ковром
Расстилалася,
По зарям, сквозь сон,
Волновалася?

Когда в час ночной
Тайны чудные
Ветерок тебе
Шептал ласково,

Освежал твою
Грудь открытую,
Как дитя, тебя
Убаюкивал.

А теперь лежишь
Мертвецом нагим;
Тишина вокруг,
Как на кладбище.

Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;

Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.

Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,

Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою,

Новой жизнию
Веет теплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится. 1

1 Весна в степи (с. 2,). - Напечатано в "Отечественных ваписках", 185, No 6 (вместе со статьей А. П. Нордштейна о Никитине). Позднее Никитин вернулся к стихотворению и коренным образом переделал его. Новый вариант - "Полно, степь моя, спать беспробудно. " - является, по существу, самостоятельным произведением.

слушать, скачать аудио стихотворение
ВЕСНА В СТЕПИ Никитин И. С.
к общему сожалению, пока аудио нет

анализ, сочинение или реферат о стихотворении
ВЕСНА В СТЕПИ:

Картинка Анализ стихотворения Никитина Весна в степи № 4

Никитин И. С. - «Весна в степи»

Стихотворение Ивана Никитина «Весна в степи»

Степь широкая,
Степь безлюдная,
Отчего ты так
Смотришь пасмурно?

Где краса твоя,
Зелень яркая,
На цветах роса
Изумрудная?

Где те дни, когда
С утра до ночи
Ты залетных птиц
Песни слушала,

Дорогим ковром
Расстилалася,
По зарям, сквозь сон,
Волновалася?

Когда в час ночной
Тайны чудные
Ветерок тебе
Шептал ласково,

Освежал твою
Грудь открытую,
Как дитя, тебя
Убаюкивал.

А теперь лежишь
Мертвецом нагим;
Тишина вокруг,
Как на кладбище.

Пробудись! Пришла
Пора прежняя;
Уберись в цветы,
В бархат зелени;

Изукрась себя
Росы жемчугом;
Созови гостей
Весну праздновать.

Посмотри кругом:
Небо ясное
Голубым шатром
Пораскинулось,

Золотой венец
Солнца красного
Весь в огнях горит
Над дубравою,

Новой жизнию
Веет теплый день,
Ветерок на грудь
К тебе просится.
Автор: Никитин И. С. .

Слушать стихотворение Никитина Весна в степи

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Весна в степи

Анализ стихотворения Никитина Весна в степи